КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Экономика организации (предприятия)»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ОПТОВЫЙ ТОВАРООБОРОТ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОКАЗАТЕЛИ АНАЛИЗА
1.1 Основные понятия и виды оптового товарооборота
1.2 Показатели анализа оптовой торговли
2 ВАЛОВОЙ ДОХОД ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ: ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
3 ПРАКТИЧЕКОЕ ЗАДАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений связано с движением товаров от производителей до их конечных потребителей. В современных условиях перехода к рыночной экономике особое значение приобретает развитие предпринимательской сферы, которая способствует росту деловой активности, что приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет, росту экономики и общего благосостояния. Оптовая торговля, являясь разновидностью предпринимательской деятельности, выполняет важную роль в сфере товарного обращения.
Торговые предприятия, с одной стороны, завершают производства, а с другой стороны, обеспечивают удовлетворение значительной части личных потребностей населения в товарах и услугах. Существенная роль предприятия торговли в функционировании кредитно-финансовой системы: около 90%1 всей денежной наличности, поступающей в банки, составляет выручка от продажи товаров и услуг.
Одним из связующих звеньев предприятий и торговли является товарооборот. В первом вопросе раскрыта тема оптового товарооборота, основные понятия, виды, а также показатели анализа. Актуальность темы заключается в том, что главным количественным показателем, позволяющим оценить объемы работы оптового предприятия, является оптовый товарооборот. В настоящее время результаты деятельности оцениваются по величине прибыли, рентабельности. В то же время показатель товарооборота является основой для расчета всех оценочных показателей (валового дохода, прибыли, уровня издержек, рентабельности и т. д.). От его динамики зависят во многом результаты хозяйственной деятельности предприятий торговли. Рост товарооборота влечет за собой увеличение валового дохода, а, следовательно, и прибыли предприятия.
Во второй части рассмотрен вопрос о валовом доходе (сумма реализованных торговых надбавок, другие доходы, прибыль и рентабельность), как о главном показателе хозяйственной деятельности предприятия торговли. Прибыль является основным побудительным мотивом осуществления торговой деятельности, поскольку обеспечивает рост благосостояния собственников предприятия через доход на вложенный капитал. Прибыль определяет функционирование деятельности торгового предприятия независимо от экономической политики государства.
Третья часть – практическая. На конкретном примере рассчитана сумма, уровень издержек обращения, проанализирована их динамика, а также доля изменений товарооборота и себестоимости за два года.
1 ОПТОВЫЙ ТОВАРООБОРОТ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОКАЗАТЕЛИ АНАЛИЗА
1.1 Основные понятия и виды оптового товарооборота
Оптовый товарооборот — это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление.
Оптовый товарооборот является одним из основных показателей хозяйственной деятельности оптовых предприятий. Его объем и структура, характеризуют степень развития производства и уровень народного потребления. В зависимости от объема, структуры, видов и форм определяются показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
Оптовый товарооборот является главным количественным показателем, позволяющим оценить объем работы оптовой торговли. В зависимости от форм организации движения товаров выделяют следующие виды оборота:
складской – оптовая реализация товаров со складов оптовых предприятий;
транзитный – поставка товаров со складов предприятий-поставщиков непосредственно покупателям, минуя склады оптовой торговли.
Различают первичный оптовый оборот - это продажа товаров промышленными предприятиями непосредственно розничной торговле и оптовым предприятием, и посреднический оборот - это продажа товара оптовыми предприятиями - розничным.
Оптовый оборот имеет другое экономическое содержание, чем выручка от реализации продукции в промышленности или розничный товарооборот. Оптовый оборот не отражает производство и продажу товаров непосредственно населению для личного потребления, а характеризует движение товаров из сферы производства в сферу обращения.
По размеру оборота различают: крупный, средний и мелкий товарооборот.
крупный оптовый товарооборот возникает при получении товаров от предприятий крупными партиями и отправке их по звеньям оптовой торговли.
средний оптовый товарооборот образуется у оптовых предприятий, которые покупают товар не только у промышленности, но и других крупных оптовых предприятий.
мелкий оптовый товарооборот образуется на оптовых базах у низовых оптовых предприятий.
В зависимости от назначения товарных ресурсов оптовый товарооборот разделяется на три вида:
продажа товаров розничным и промышленным предприятиям, учреждениям, организациям, а также на экспорт;
внутрисистемный отпуск (продажа внутри государства (республики) одним оптовым продавцом другому);
межгосударственный (межреспубликанский) отпуск другим государствам на основе заключенных межправительственных соглашений.
Сумма трех видов оптового товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот.
Рост товарооборота влечет за собой увеличение валового дохода, а, следовательно, и прибыли предприятия. От его динамики зависят во многом результаты хозяйственной деятельности предприятий торговли.
1.2 Показатели анализа оптового товарооборота
Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий – изучение развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. Поэтому, изучение оптового товарооборота ставит перед собой следующие задачи:
изучение динамики показателей товарооборота;
анализ товарной структуры и внутригруппового ассортимента;
анализ товарооборота по организационным формам и методам торговли;
определение и оценка факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота;
анализ сезонности товарооборота;
анализ товарооборачиваемости.
В процессе анализа товарооборота оптовые предприятия изучают следующие показатели:
Динамика роста товарооборота в текущих ценах (ДТО):
ДТО = *100
Динамика роста товарооборота в сопоставимых ценах:
ДТО сопост. цены = *100
Если в анализируемом периоде изменились цены, то фактические данные по продаже товаров необходимо выразить в ценах, в которых прогнозировался товарооборот. Для этого рассчитывают индекс цен. В условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы роста цен и обесценивания денег, использование индекса цен приобретает особое значение. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров за анализируемый период.
Индекс цен рассчитывается по формуле:
I цен = ,
где, Цотч — цена в отчетном периоде,
Цбаз— цена в базовом периоде (в прошлом году), принимаемая за 100%.
Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах:
ТОфакт. в сопост.ценах = *100
Анализ должен показать, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у них товарных ресурсов, объём и структуру предполагаемого поступления товаров из других регионов.
2 ВАЛОВОЙ ДОХОД ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ: ПОНЯТИЯ, ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
Валовой доход предприятия торговли - показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности. Определяют его как выручку от продажи товаров и услуг (товарооборот) за вычетом затрат на их приобретение за определенный период времени.
Предприятия торговли формируют свои доходы из различных источников и по различным видам хозяйственных операций. Сумма доходов торгового предприятия, полученных из всех источников и по всем видам хозяйственных операций, образуют его валовой доход, который состоит:
1) из суммы денежных средств, полученных от реализации товаров, за счет разности между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их потребления. Эта часть валового дохода представляет собой торговую надбавку;
2) поступления за оказанные услуги и выполненные работы;
3) прочие доходы от неосновной деятельности (сальдо доходов и расходов от внереализованных операций, реализации излишков оборудования, передачи временно не используемых помещений и объектов мелкорозничной сети, доходы от долевого участия в деятельности других организаций, от ценных бумаг, принадлежащих фирме, и др.).
Основу формирования валового дохода торговых предприятий (а на многих торговых предприятиях - единственный источник его формирования) составляют доходы от торговой деятельности, поэтому в процессе управления доходами на предприятии им отводится главная роль. Экономическое назначение валового дохода – возмещение издержек обращения, уплата налогов, сборов и образование прибыли.
В общем виде валовой доход (ВД) рассчитывается по формуле:
ВД = Н + У + П,
где Н – надбавка (наценка) торгового предприятия;
У – стоимость оказанных услуг;
П – прочие доходы.
К основным факторам, формирующим объем и уровень валового дохода, относят:
- объем, состав и ассортиментная структура товарооборота;
- экономическая обоснованность торговой надбавки;
- количество и качество дополнительных услуг;
- выбор поставщика и условия поставки товаров.
Названные факторы по-разному влияют на валовой доход. Так, увеличение объема товарооборота означает рост массы валового дохода, т.е. чем больше продано товаров, тем больше совокупная сумма средств, полученных от торговой надбавки.
Влияние состава товарооборота не так очевидно, но имеет место. Это связано с различным уровнем наценки на товары, реализуемые в розницу. И товары, продаваемые оптом: в розничной сети надбавки выше. Более того, и состав оптового оборота также влияет на объем валового дохода. Транзитный оборот дает меньше дохода, чем складской, поскольку небольшие затраты торгового предприятия при такой форме продажи, как правило, обеспечивают необходимую эффективность деятельности и при невысокой торговой надбавке.
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Рассчитать сумму, уровень издержек обращения и проанализировать их динамику. Исходная информация представлена в таблице 1.
Таблица 1
Показатели | 2006 г. | 2007 г. |
Товарооборот (без НДС), тыс. руб. | 20 000 | 18 000 |
Себестоимость товаров (без НДС), тыс. руб. | 15 000 | 14 000 |
Транспортные расходы, тыс. руб. | 3 % от себест. товаров | 3 % от себест. товаров |
Расходы на оплату труда, в том числе: | - | - |
Директор, тыс. руб./ мес. | 15 | 17 |
Бухгалтер, тыс. руб./ мес. | 10 | 11 |
Администратор, тыс. руб./ мес. | 7 | 7 |
Продавцы, тыс. руб./ мес. | 20 | 20 |
Отчисления на социальные нужды, тыс. руб | 26 % от оплаты труда | 26 % от оплаты труда |
Расходы на аренду, тыс. руб. | - | - |
Коммунальные расходы, тыс. руб./ мес. | - | - |
Амортизация основных средств, тыс. руб. | - | - |
Расходы на ремонт основных средств, тыс. руб. | 20 | 15 |
Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, тыс. руб | 1 % от себестоимости | 1 % от себестоимости |
Расходы на рекламу, тыс. руб. | 12 | 15 |
Дополнительная информация:
- первоначальная стоимость торгового оборудования составляет 200 тыс. руб., оборудование входит в четвертую амортизационную группу со сроком службы от 5 до 7 лет.
- предприятие арендует площади под магазин – 130 м2, ставка арендной платы 1 тыс. руб./ м.кв. в месяц.
Решение: для того, чтобы проанализировать издержки обращение, необходимо рассчитать сумму издержек за 2006 и 2007 года, для этого рассчитаем:
Транспортные расходы:
Тр.расходы2006г. = 15 000 · 3% = 450 руб.
Тр.расходы2007г. = 14 000 · 3% = 420 руб.
Расходы на оплату труда:
Опл. труда 2006г. = (15 000+10 000+7 000+20 000) · 12мес= 624 000 руб. /год
Опл. труда 2007г. = (17 000+11 000+7 000+20 000) · 12мес =660 000 руб. /год
Отчисления на социальные нужды:
Отч. на соц.нужды2006г. = 624 000 · 26% = 162 240 руб./год
Отч. на соц.нужды2007г. = 660 000 · 26% = 171 600 руб./год
Расходы на аренду:
Аренда2006г. = 130м2 · 1 000 · 12мес. = 1 560 000 руб./год
Аренда2007г. = 130м2 · 1 000 · 12мес. = 1 560 000 руб./год
Расходы на амортизацию основных средств:
Но = · 100 % = · 100 % =20 %
где Но – норма амортизации основных фондов в год, %;
Сперв. – первоначальная стоимость основных фондов;
Tсл. – срок службы основных фондов.
Сумма отчислений на амортизацию = 200 000 Ч 20 % = 40 000 руб./год.
Расходы на хранение и упаковку товаров:
Расходы на хр.и уп.2006г. = 15 000 · 1% = 150 руб.
Расходы на хр.и уп.2007г. = 14 000 · 1% = 140 руб.
1. Абсолютная сумма (величина) издержек обращения (Σ И.О.):
за 2006 год = постоянные + переменные = 2 421 840 руб.
за 2007 год = постоянные + переменные = 2 466 160 руб.
2. Размер изменения уровня издержек обращения:
Δ Σ И.О. = Σ И.О.ф - Σ И.О.б = 2 466 160 - 2 421 840 = 44 320 руб.
где Δ Σ И.О. – абсолютный перерасход (экономия) издержек обращения;
Σ И.О.ф – абсолютная сумма издержек обращения в отчетном периоде (2007 год);
ΣИ.О.б – абсолютная сумма издержек обращения в базовом периоде, т.е. используемая в качестве базы для сравнения (2006 год).
Вывод: в 2007 году сумма издержек обращения увеличилась на 44 320 руб. (или на 2 %) по сравнению с 2006 годом.
3. Относительный уровень издержек обращения:
УИО(2006г). = х 100 = х 100 = 121, 1% - 100 = 21,1%
УИО(2007г). = х 100 = х 100 = 137,0 % - 100 = 37,0 %
где УИО – относительный уровень издержек обращения (в %);
ΣИ.О – абсолютная сумма издержек обращения за определенный период времени;
Р – товарооборот торгового предприятия за тот же период времени.
Вывод: издержки обращения в 2006 году составляют 21,1 % от объема товарооборота, а в 2007 году 37 % от объема товарооборота.
4. Размер изменения уровня издержек:
РИ = Уф - Уб,,,= 37,0 – 21,1 = 15,9 %
где РИ – размер изменения уровня издержек обращения (%);
Уф – фактический уровень издержек обращения (%);
Уб – уровень издержек обращения базового периода (%).
Вывод: фактический уровень издержек по отношению к товарообороту за 2007 год повысился на 15,9 % по сравнению с 2006 годом.
5. Темп изменения уровня издержек обращения:
Т = x 100 = х 100 = 75,4 % - 100 = - 24,6 %
где Т – темп изменения издержек обращения (%);
Уф – фактический уровень издержек обращения (%);
Уб – уровень издержек обращения базового периода (%).
Вывод: уровень издержек обращения в 2007 году изменился на 24,6 % по сравнению с 2006 годом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из основных требований функционирования предприятий и их ассоциаций в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.
В условиях рыночной экономики в результате хозяйственной деятельности предприятие может получать как прибыль, так и убыток. Размер валового дохода является главным источником финансирования торговой деятельности. От него зависит размер прибыли и рентабельность организации. Предприятие, систематически не выполняющее план по прибыли, может превратиться в убыточное, а значит выручка от реализации продукции (работ, услуг) становится меньше затрат на производство и реализацию.
Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий – выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов оптового товарооборота и поставки товаров покупателям; изучить их в динамике; выявить и измерить влияние факторов на развитие оптового товарооборота; изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если они имеются, и разработать меры по их устранению и предупреждению; определить стратегию и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия. Анализ должен показать, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у них товарных ресурсов, объём и структуру предполагаемого поступления товаров из других регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья.
Сбор и анализ данных о товарообороте необходим предприятию для оценки результатов его деятельности, а также для разработки и прогнозирования маркетинговых стратегий. Необходимость проведения анализа товарооборота также продиктована тем, что от него напрямую зависит финансовое состояние предприятия, удовлетворение покупательского спроса, а также уровень издержек обращения, валового дохода и полученной прибыли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения [Текст]. Введ.2000-01-01. – М, 2000. – 16с.
Агафонова М. Н. Оптовая и розничная торговля [Текст]. – М, 2006. – 168с.
Агафонова М.Н. Бухучет в оптовой и розничной торговле [Текст]: практическое пособие. – М, 2007. – 187с.
Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия [Текст]: учебное пособие для вузов. 5 издание. – М, 2007. – 260с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]. – М, 2007. – 512 с.
Татарников Е.А. Экономика предприятия [Текст]: учебное пособие. - М, 2007. – 340с.
Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия [Текст]. - М, 2006. – 286с.
1 [4, с. 49]