Содержание
Введение
1. Теоретические основы анализа показателей прибыльности и безубыточности работы предприятия
1.1 Понятие прибыли и содержание процесса управления финансовыми результатами
1.2 Метод маржинального анализа финансовых результатов
2. Анализ финансовых результатов ОАО ПО «АМЗ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО ПО «АМЗ»
2.2 Факторный анализ финансовых результатов
2.3 Анализ финансовых результатов на основе маржинального подхода
3. Мероприятия по повышению эффективности политики управления финансовыми результатами
Заключение
Список литературы
Введение
В условиях рыночной экономики эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах.
В настоящее время в условиях российской экономики функционирует значительное количество предприятий, финансовое положение которых близко к критическому. Такое положение дел часто обусловлено проблемами денежного обращения, когда даже при положительном финансовом результате предприятие не располагает необходимыми оборотными средствами.
Возможным выходом из сложившейся обстановки является проведение эффективной политики в сфере управления финансовыми результатами путем принятия рациональных управленческих решений на основе точных (математических, статистических) методов с использованием принципов управленческого учета в качестве основы единой информационной базы. Обеспечением таких управленческих решений являются такие элементы управления финансовыми результатами, как оперативный учет, внутренняя отчетность, система бюджетов, анализ безубыточности для обоснования управленческих решений.
Таким образом, рассмотрение вопроса о сущности и формировании финансовых результатов хозяйствующего субъекта является важным и актуальным в условиях рыночной экономики.
Все вышеуказанные факторы обуславливают важность и актуальность темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы повышения прибыльности и безубыточности работы организации.
Достижение поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
– раскрыть содержание прибыльности и безубыточности;
– провести анализ финансовых результатов деятельности организации;
– исследовать возможности улучшения финансовых результатов при помощи метода анализа безубыточности;
– разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности организации.
Предметом исследования явились организационно-методические проблемы и методы управления финансовыми результатами организации.
Объектом исследования являются финансовые результаты деятельности ОАО ПО «АМЗ».
Теоретической и методологической основами исследования послужили законодательные акты и нормативные документы, труды отечественных и зарубежных ученых в области управления, экономического и финансового анализа. В курсовой работе были использованы подходы российских и зарубежных экономистов. В частности, в процессе исследования были изучены труды отечественных ученых: И.А. Бланка, Л.Т. Гиляровской, Л.Л. Ермоловича, В.В. Ковалева, Д.В. Лысенко, Г.В. Савицкой, Н.Н. Селезневой, А.Д. Шеремета и др.
В процессе исследования применялись следующие методы: расчетно-вариантный, балансовый, статистический, группировки и сравнения, маржинальный анализ финансовых результатов.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что практическая реализация результатов исследования способствуют возможности совершенствования системы управления финансовыми результатами ОАО ПО «Алтайский моторный завод».
1. Теоретические основы анализа показателей прибыльности и безубыточности работы предприятия
1.1 Понятие прибыли и содержание процесса управления финансовыми результатами
В работах экономистов имеются широкие подходы к определению финансового результата.
Традиционно выделяется два таких подхода. В отечественной науке эти подходы именуются как статический и динамический, в зарубежных исследованиях – как экономический и бухгалтерский, но сущность их одинакова.
Статическое (экономическое) понимание финансового результата обычно базируется на изменении степени благосостояния хозяйствующего субъекта. Такая точка зрения высказывалась М.И. Кутером [21, с. 152].
По мнению А.Н. Гаврилова и А.А. Попова, финансовый результат также является финансово-экономической базой приращения собственного капитала предприятия. Кроме того, положительный финансовый результат свидетельствует об эффективном и целесообразном использовании активов предприятия, его основного и оборотного капитала [14, с. 302].
Динамический (бухгалтерский) подход к пониманию финансового результата основан на соотнесении доходов и расходов хозяйствующего субъекта.
Ю.В. Богатин при характеристике динамической модели также отмечает, что разность между доходами и расходами может быть положительной, тогда речь идет о прибыли, или отрицательной, тогда ее квалифицируют как убыток [9, с. 151]. Таким образом, убыток можно рассматривать как прибыль с отрицательным знаком. Отсюда появляется весьма распространенная модель, согласно которой доходы – это поток средств, втекающих в предприятие, а расходы – поток средств, вытекающих из предприятия; прибыль (убыток) – разность, которая образуется между ними и которая, оседая в балансе, изменяет (модифицирует) его.
Экономический подход не делает различия между реализованными и нереализованными доходами; напротив, бухгалтерский подход, руководствуясь принципом осторожности (консерватизма), согласно которому «расходы всегда очевидны, а доходы всегда сомнительны» или «лучше раньше признать расходы, чем позже, и лучше позже признать доходы, чем раньше», не спешит признавать нереализованный доход, точнее, этот доход будет признан как прибыль лишь после его реализации. [15, с. 365].
И.А. Бланком понятие прибыли характеризуется следующим образом: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предприятием деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности» [8, с. 10]. По нашему мнению, данная трактовка прибыли наиболее полно сближает экономическую и бухгалтерскую ее трактовку.
Итак, оба подхода к интерпретации категории «прибыль» достаточно логичны и, в принципе, не противоречат друг другу. Экономический подход полезен для понимания сущности прибыли, бухгалтерский – для понимания логики и порядка ее практического исчисления.
По мнению Д.В. Лысенко, финансовый результат – обобщающий показатель анализа и оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях (этапах) его формирования [23, с. 81].
Д.В. Лысенко [23, с. 81] считает, что в рыночной экономике самым главным показателем эффективности работы организации является результативность. Понятие «результативность» складывается из нескольких важных составляющих финансово-хозяйственной деятельности организации. Наиболее общей характеристикой результативности финансово-хозяйственной деятельности принято считать оборот, т.е. объем продаж продукции (услуг) за определенный период. Для организаций, работающих в условиях рыночных отношений, основным показателем, отражающим результативность их деятельности, становится прибыль.
Для анализа результативности деятельности организации Д.В. Лысенко рекомендует проводить оценку следующих показателей (Таблица 1).
Таблица 1 – Структура показателей результативности (прибыльности) деятельности организации [23, с. 82]
Показатель | Характеристика |
Доходы организации | Рассчитываются как сумма выручки (нетто) от продаж товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (ф. №2, стр. 010), процентов к получению (ф. №2, стр. 060), доходов от участия в других организациях (ф. №2, стр. 080), прочих доходов (ф. №2 стр. 090) |
Расходы организации | Рассчитываются как сумма себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (ф №2, стр. 020), управленческих и коммерческих расходов (ф. №2 стр. 030+040), процентов к уплате (ф. №2, стр. 070), прочих расходов (ф. №2, стр. 100) |
Валовая прибыль | Рассчитывается как разность между выручкой от продаж (ф. №2, стр. 010) и себестоимостью реализованной продукции (ф. №2, стр. 020) |
Прибыль (убыток) от продаж | Рассчитывается как разность между выручкой от продаж (ф. №2, стр. 010) и полной себестоимостью реализованной продукции (ф. №2, стр. 020+030+040), включающей в себя себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы |
Прибыль (убыток) до налогообложения | Разность между доходами и расходами от основной, производственной, финансовой и инвестиционной деятельности |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | Формируется
как прибыль (убыток) от продаж (плюс, минус) сальдо доходов и расходов от
прочей деятельности (плюс, минус) отложенные налоговые активы, отложенные
налоговые обязательства минус текущий налог на прибыль
|