СОДЕРЖАНИЕ
1 Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
1.1. Особенности перемещения товаров трубопроводным транспортом
1.2. Перемещение товаров по линиям электропередачи
2. Декларирование товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
3.2. Внешнеэкономические партнеры России – потребители энергетических товаров
Список использованных источников
Введение
Правовой регламентации отношений, связанных с перемещением товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, в последнее время придается особое значение. Россия еще не вышла на тот уровень экономического развития, который позволил бы отказаться от столь существенной части доходов федерального бюджета, которая формируется в основном за счет экспорта энергоносителей. Не случайно прогнозируемая цена на нефть на мировом рынке выступает фактически основным параметром, влияющим как на экономическое развитие страны, так и на решение социальных задач в целом. В условиях становления нового таможенного законодательства требуется качественно иной подход в регулировании отношений, связанных с перемещением товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи. Поэтому в новом ТК РФ предусмотрена глава, в которой комплексно решены все вопросы по перемещению через таможенную границу энергоресурсов с учетом их специфики. Основная цель главы Таможенного кодекса, посвященной перемещению товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, - создание благоприятных условий для отечественных нефтяных компаний с тем, чтобы таможенные формальности, связанные с процессом перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи через таможенную границу, не были бы неоправданно обременительны.
Трубопроводный транспорт и линии электропередачи – это неотъемлемые технологические звенья, непосредственно участвующие в процессе перемещения энергоносителей через таможенную границу Российской Федерации. Во многом от технического оснащения данных сооружений зависят темпы и объемы перемещения энергетических товаров за рубеж, что прямо пропорционально доходам бюджета страны. Помимо технической стороны процесса перемещения энергоносителей, значительную роль несомненно играет таможенное законодательство в этой области. Чем более оно адаптировано к текущему состоянию мирового рынка ресурсов, тем большую отдачу можно получить в виде возросших объемов таможенных отчислений в госбюджет.
Актуальность темы исследования прослеживается в вышесказанном, и заключается в том, что основной статьей дохода и пополнения бюджета России являются поставки сырья и электроэнергии за рубеж. Здесь ключевым звеном является трубопроводный транспорт и линии электропередачи, пролегающие на многие сотни километров по территории Российской Федерации и идущие за рубеж к странам-потребителям.
Таким образом, мы можем сформулировать цель поставленного исследования в следующем виде: разобраться в особенностях перемещения энергоносителей через таможенную границу. Соответственно, исходя из плана нашей работы, можно выделить задачи исследования, решение которых необходимо для достижения его цели:
1. разобраться в сущности данного вида транспорта;
2. изучить порядок перемещения энергоносителей;
3. дать анализ деятельности Центральной энергетической таможни;
4. обозначить основных энергетических партнеров России за рубежом.
При написании данной работы использовались нормативные акты ФТС РФ, статьи из журналов, посвященных таможенному делу, официальная статистическая информация, опубликованная в этих журналах.
Объектом нашего исследования является процесс перемещения энергетических товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
Предметом исследования являются отношения, возникающие в связи с перемещением указанных товаров через таможенную границу Российской Федерации.
1 Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
1.1. Особенности перемещения товаров трубопроводным транспортом
Правовая основа перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи как вида специальных таможенных процедур закреплена в ст.309 – 317 главы 26 подраздела раздела II Таможенного кодекса Российской Федерации /1/.
В данной главе закреплены специальные правила перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров (нефти, нефтепродуктов, газа, электроэнергии), имеющих специфические особенности перемещения, уплаты таможенных платежей, таможенного оформления, применения ставок таможенных пошлин, налогов. Следует отметить, что положения главы 26 распространяются на отношения, связанные с транспортировкой товаров исключительно трубопроводным транспортом (нефтепроводом, нефтепродуктопроводом, газопроводом), трассы которого пересекают таможенную границу (т.е. "чистой трубой") без перегрузки на другой вид транспорта, а также на отношения по перемещению электрической энергии по линиям электропередачи /2/.
В качестве самостоятельного вида таможенных процедур перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи в Таможенном кодексе РФ предусмотрено впервые.
Рассмотрение данного вида таможенных процедур предполагает уяснение значений терминов "трубопроводный транспорт" и "линии электропередачи", а также получение ответа на вопрос, какие же товары перемещаются трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001, принятом постановлением Государственного комитета России по стандартизации и метрологии "О принятии в действие ОКВЭД" от 6 ноября 2001 года № 454-ст, трубопроводный транспорт представляет различные системы трубопроводов, предназначенных для транспортировки нефти, нефтепродуктов, газа, продуктов переработки газа, других видов грузов. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) входит в состав единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной и социальной информации России (ЕСКК РФ) и предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них /3/.
Понятие и виды межгосударственных линий электропередачи даны в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Анализ положений главы 26 ТК РФ, а также подзаконных нормативных актов позволяет выделить следующие общие условия перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи: декларирование товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, разрешение на выпуск товаров трубопроводным транспортом; уплата таможенных пошлин и налогов при перемещении товаров трубопроводным транспортом; возможность применения запретов и ограничений при перемещении товаров трубопроводным транспортом; декларирование товаров, перемещаемых по линиям электропередачи; разрешение на выпуск товаров, перемещаемых по линиям электропередачи; возможность предварительного разрешения на выпуск товаров, перемещаемых по линиям электропередачи; обеспечение уплаты таможенных платежей; отсутствие идентификации товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи; допустимость применения иного специального таможенного режима /4/.
Ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с нее товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускается после принятия таможенной декларации и выпуска таможенным органом товаров в соответствии с условиями заявленного в ней таможенного режима. При подаче таможенной декларации фактического предъявления товаров не требуется. При ввозе на таможенную территорию РФ или вывозе с нее товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускается смешивание товаров, а также изменение количества и состояния (качества) товаров вследствие технологических особенностей транспортировки и специфических характеристик товаров в соответствии с техническими регламентами и национальными стандартами, действующими в РФ. Таможенные процедуры временного хранения и внутреннего таможенного транзита, согласно Статье 310 ТК РФ, в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, не применяются. Данная статья регулирует отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров (нефти, нефтепродуктов, газа), перемещаемых трубопроводным транспортом, при этом перемещение осуществляется в разрешительном порядке - только после принятия таможенной декларации и выпуска товаров в соответствии с избранным таможенным режимом. Так, например, в отношении таких видов товаров, как нефть и нефтепродукты, для того, чтобы перевозчик начал "прокачку" по системе нефтепровода или нефтепродуктопровода, необходимо получить разрешение таможенного органа, которое выражается в принятии декларации (временной декларации). Перемещение природного газа через таможенную границу также осуществляется после принятия таможенной декларации.
Учитывая особенности перемещения товаров трубопроводным транспортом, в отличие от общего порядка, установленного ТК РФ, фактическое предъявление товаров не требуется, равно как и применение таможенных процедур временного хранения или внутреннего таможенного транзита.
Изначальный принцип - товар должен быть вывезен (ввезен) в том же количестве и в том же состоянии, которые заявлены таможенному органу при декларировании (поскольку, например, изменение качества нефти оказывает влияние на определение таможенной стоимости и, следовательно, на размер применяемой ставки таможенной пошлины). Однако при перемещении товаров трубопроводным транспортом ситуация несколько иная. Поскольку сам процесс транспортировки товаров по системе трубопроводного транспорта непрерывен, то неизбежно происходит смешивание товаров разного качества, что, в свою очередь, оказывает влияние на изменение их специфических характеристик. Кроме того, технологические особенности перемещения могут повлечь за собой и изменение количества товара в сторону как увеличения, так и уменьшения. С учетом этих особенностей допускается смешивание и изменение количества товара, перемещаемого по системе трубопроводного транспорта, в пределах, предусмотренных техническими регламентами и национальными стандартами, установленными в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании /5/.
Согласно статье 311 ТК при перемещении товаров через таможенную границу трубопроводным транспортом допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. В ней допускается заявление сведений исходя из намерений ввоза или вывоза ориентировочного количества товаров в течение определенного периода времени, не превышающего срока действия внешнеторгового договора, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно количеству товаров, планируемому к перемещению через таможенную границу, и (или) предусмотренного условиями внешнеторгового договора порядка определения цены указанных товаров.
Идентификация товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, не осуществляется, что не препятствует таможенным органам устанавливать в таможенных целях количество, качество и другие характеристики товаров, используя сведения, содержащиеся в документах, показания счетчиков и других измерительных приборов.
Временная таможенная декларация представляется декларантом на период времени, не превышающий одного квартала, а на природный газ - одного календарного года, не позднее 20-го числа месяца, предшествующего этому периоду. Если в течение календарного месяца поставки изменяются условия поставки и (или) количество товаров, указанных в принятой таможенным органом временной таможенной декларации, допускается подача дополнительной временной таможенной декларации в течение месяца поставки.
Таможенные пошлины уплачиваются за товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, за каждый календарный месяц поставки по ставкам вывозных таможенных пошлин на 15-е число месяца поставки товаров (ст.312 ТК) /6/.
Одним из важнейших инструментов торговой политики является применение запретов и ограничений в отношении отдельных категорий товаров, которые устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Однако применение этого инструмента в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, имеет определенные особенности в силу того, что процесс транспортировки по системе трубопроводов не риверсивен (т.е. приостановить движение или вернуть товар обратно невозможно). Поэтому запреты и ограничения, установленные законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, законодателем предложено применять на день подачи временной таможенной декларации. Так, например, если Правительство РФ в соответствии со ст.17 Федерального закона от 14 апреля 1998 г. N 68-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" в целях оперативного реагирования на внешнюю конъюнктуру рынка примет решение по ограничению или запрету экспорта товаров из России на срок до шести месяцев, то в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, оно будет применяться со дня подачи временной таможенной декларации (напомним, что для природного газа временная декларация подается на один год, а для нефти и нефтепродуктов может быть подана на квартал) /6/.
1.2. Перемещение товаров по линиям электропередачи
Прежде чем рассматривать особенности перемещения товаров по линиям электропередачи, необходимо дать определение этому понятию, чтобы лучше представлять функционирование этих технических сооружений.
Линия электропередачи (ЛЭП) – электроустановка для передачи электроэнергии на расстояние, состоящая из проводов (кабелей) и вспомогательных устройств (изоляторов, муфт и т.д.). Различают воздушные ЛЭП, провода, которые подвешены над землей или над водой и подземные (подводные), в которых эксплуатируются главным образом силовые кабели. Эксплуатируются ЛЭП переменного тока на напряжение 1150 кВ (Экибастуз - Кокчетав), ЛЭП постоянного тока на напряжение 800 кВ (Волжская ГЭС - Донбасс) и другие /7/.
В соответствии с положениями ст.314 ТК ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с нее товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускаются без предварительного разрешения таможенного органа при условии последующего декларирования и уплаты таможенных платежей. Таможенные процедуры временного хранения и внутреннего таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, не применяются. Такой подход обусловлен как спецификой самого товара, так и особенностями его перемещения.
В Российской Федерации существует плановый баланс производства и потребления электроэнергии, в котором определяется количество электроэнергии, поставляемой на экспорт по разным направлениям. На сегодняшний день имеет место колоссальная недогрузка электростанций, поэтому увеличение генерации электроэнергии позитивно влияет на развитие российской экономики.
Вместе с тем ранее существовавший порядок перемещения электроэнергии имел ряд изъянов. В частности, при перемещении электроэнергии зарубежным покупателям точное количество фактически поставленной электрической энергии можно узнать только на 15-й день после окончания периода поставки товара. В период поставки рассчитать количество электроэнергии невозможно, так как в этом процессе участвует несколько линий электропередачи. До этого момента экспортеры не могут определить количество перемещаемой электроэнергии.
Поэтому даже если экспортер строго выполняет график генерации электроэнергии, то зачастую количество перемещенной энергии превышает заявленное таможенному органу, и экспортер попадает в ситуацию, когда он вынужден нести административную (или уголовную) ответственность за нарушения в сфере таможенного дела. В этой связи стал актуален вопрос о правовой регламентации определения количества перемещенной электроэнергии после фактической поставки, который нашел свое разрешение в новом ТК РФ /5/.
В соответствии с положениями данной статьи ввоз и вывоз электрической энергии допускается без предварительного разрешения таможенного органа при условии подачи таможенной декларации и уплаты таможенных платежей на 20-е число месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической поставки товаров. При необходимости этот срок может быть продлен до пяти дней.
Декларируется фактическое количество электрической энергии на основании показаний приборов учета, фиксирующих ее перемещение.
При перемещении через таможенную границу электроэнергии по всем включенным в работу линиям электропередачи при параллельной работе электроэнергетических систем декларированию подлежит алгебраическая сумма перетоков электроэнергии на основании сведений о фактическом количестве электроэнергии, перемещенной через таможенную границу. Таким образом, декларируется фактическое количество электрической энергии, которое устанавливается на основании показаний приборов учета, установленных в технологически оборудованных местах и фиксирующих перемещение электрической энергии (так называемый сальдо-переток). При этом рассчитанное значение корректируется с учетом величины технологических расходов, то есть потерь электроэнергии в сетях на участке межгосударственных линий электропередачи /6/.
Декларирование производится на основании актов о фактических поставках электрической энергии по соответствующему внешнеторговому договору. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются не позднее дня подачи таможенной декларации на товары, перемещаемые через таможенную границу в течение одного календарного месяца.
В статье 315 ТК регламентируется обеспечение уплаты таможенных платежей. Статья наделяет таможенные органы правом требовать обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, в случае, когда декларант (инициатор ввоза или вывоза) осуществляет свою внешнеэкономическую деятельность менее одного года. В иных случаях таможенный орган также вправе потребовать обеспечение уплаты таможенных платежей (например, на первых этапах применения норм уведомительного перемещения электроэнергии по ЛЭП), однако следует отметить, что это право, а не обязанность. Например, нет необходимости требовать обеспечения уплаты таможенных платежей у тех экспортеров, которые имеют положительную деловую репутацию на рынке и осуществляют внешнеэкономическую деятельность не один год, иначе нивелируются все попытки законодателя создать для этого сектора бизнеса более благоприятные условия при осуществлении деятельности во внешнеэкономической сфере /6/.
2. Декларирование товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
При перемещении товаров через таможенную границу трубопроводным транспортом допускается их периодическое временное декларирование.
Периодическое временное декларирование производится путем подачи временной таможенной декларации. Допускается подача одной временной таможенной декларации на товары в соответствие с условиями одного таможенного режима в счет исполнения обязательств по нескольким внешнеторговым договорам (в том числе по разным условиям поставки, ценообразования и оплаты).
Временная таможенная декларация представляется декларантом на период времени, не превышающий одного квартала, а на природный газ - одного календарного года, не позднее 20-го числа месяца, предшествующего этому периоду.
Декларант обязан подать одну или несколько надлежащим образом заполненных полных таможенных деклараций на товары, ввезенные или вывезенные за каждый календарный месяц поставки товаров (не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным месяцем поставки товаров).
Ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с этой территории товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускаются без предварительного разрешения таможенного органа при условии последующего декларирования и уплаты таможенных платежей.
Таможенные процедуры временного хранения и внутреннего таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, не применяются. Также не применяется идентификация.
Таможенное оформление и контроль товаров осуществляется специализированными таможенными органами (энергетической таможней и таможенными постами).
Декларирование перемещаемой через таможенную границу электрической энергии производится путем подачи таможенной декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической поставки товаров. По мотивированному обращению декларанта таможенный орган продлевает срок подачи таможенной декларации, но не более чем на пять дней /5/.
Статья 311 определяет порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу трубопроводным транспортом. Как уже было ранее отмечено, специфика правоотношений по перемещению товаров трубопроводным транспортом заключается не только в особенностях транспортировки, она также обусловлена и особенностями декларирования товаров. Общий принцип таможенного регулирования следующий: перемещение товаров через таможенную границу юридически оформляется одной таможенной декларацией в соответствии с заявленным таможенным режимом, в которой отражены все сведения о товарах, ввозимых на таможенную территорию или вывозимых с этой территории. Однако особенности товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, не позволяют произвести таможенное оформление по одной таможенной декларации. Эти особенности выражаются прежде всего в специфике самого товара, поскольку его цена по условиям внешнеэкономических следок (в частности, различных дополнений к контрактам) определяется биржевым котировальным периодом, и на момент обращения в таможенный орган товар имеет только стоимость, определяемую на внутреннем рынке /6/.
По какой цене он будет реализован на внешнем рынке, на момент подачи таможенной декларации не известно. И поэтому обойтись одной таможенной декларацией в рассматриваемой ситуации невозможно. В этой связи для целей таможенного оформления товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, применяется периодическое временное декларирование, предусматривающее возможность вывоза (ввоза) товаров на основании ориентировочных сведений об их количестве, условной таможенной стоимости, определяемой исходя из количества товаров, планируемого к перемещению, или в соответствии с предусмотренным условиями контракта порядком определения цены этих товаров. Полная таможенная декларация подается после того, как станут известны все необходимые для таможенного оформления сведения, подтвержденные соответствующими документами (таможенная стоимость, фактурная стоимость и т.п.).
В новом ТК РФ предусмотрена возможность заявлять во временной таможенной декларации сведения, исходя из намерений ввоза (вывоза) ориентировочного количества товаров в течение определенного периода времени, не превышающего срока действия внешнеторгового договора. Кроме того, допускается подача одной временной декларации в счет исполнения обязательств по нескольким внешнеторговым договорам, в том числе по разным условиям поставки, ценообразования и оплаты. Это потребует разработки соответствующих технологий декларирования с дополнительным оформлением приложений к временной таможенной декларации по каждому контракту /8/.
Содержание указанной статьи следует рассматривать в контексте ст.312 ТК РФ, устанавливающей порядок уплаты таможенных пошлин, налогов.
Предусмотренный данными статьями порядок действий в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории трубопроводным транспортом, предполагает подачу временной таможенной декларации на период времени, не превышающий одного календарного года - для природного газа, а для нефти и нефтепродуктов - одного квартала. Срок подачи временной таможенной декларации совпадает со сроком уплаты вывозных таможенных пошлин. Не позднее 20-го числа месяца, предшествующего периоду поставки, необходимо подать временную декларацию и заплатить не менее 50% причитающихся к уплате сумм таможенных пошлин за один календарный месяц поставки, исходя из ставок таможенных пошлин, действующих на 15-е число месяца поставки.
Следует отметить, что в настоящее время вывоз нефти за рубеж по системе трубопроводов осуществляется в строго определенных объемах по графику, утверждаемому межведомственной правительственной комиссией на один квартал. Каждый квартал разбивается на три месяца, и Минэнерго России утверждает ежемесячно 1/3 от графика, около 30% от объемов, определенных для экспорта нефти. Перевозчик осуществляет транспортировку нефти строго в соответствии с графиком.
В случаях, когда по графику транспортировка нефти запланирована после 20-го числа месяца, предшествующего периоду поставки, допускается подача дополнительной временной декларации в течение месяца поставки, при этом вывозные таможенные пошлины уплачиваются не позднее дня принятия такой декларации в полном объеме /9/.
Полная таможенная декларация должна быть подана не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки товаров (например, если временная таможенная декларация подана на один квартал, то "закрываться" она будет несколькими полными таможенными декларациями, и такая "нарезка" должна осуществляться по каждой поставке товара). На день подачи полной таможенной декларации необходимо уплатить оставшуюся часть суммы вывозных таможенных пошлин, налогов, исчисленных из уточненных сведений о вывезенных товарах. Для целей исчисления сумм вывозных таможенных пошлин применяются ставки, действующие на 15-е число месяца поставки. Если в силу объективных причин декларант не может подать полную таможенную декларацию (например, при накоплении танкерной партии), то по его просьбе таможенный орган продлевает срок подачи полной таможенной декларации, но не более чем до 90 дней. Продление сроков подачи полной таможенной декларации не продлевает сроков уплаты таможенных пошлин, т.е. оставшаяся часть суммы вывозных таможенных пошлин должна быть уплачена не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным месяцем поставки /5/.
Статья 312 ТК устанавливает применение ставок таможенных пошлин, налогов и порядок их уплаты при перемещении товаров трубопроводным транспортом. В указанной статье изложены положения, регулирующие особенности применения ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию по системе трубопроводов. Как было ранее отмечено, при перемещении товаров трубопроводным транспортом применяется временное периодическое декларирование. При ввозе товаров временная таможенная декларация подается не позднее 20-го числа месяца, предшествующего периоду импортной поставки. При этом таможенные пошлины, налоги уплачиваются на день подачи временной таможенной декларации, исходя из сведений, указанных во временной таможенной декларации. Для расчета причитающихся сумм применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на 15-е число месяца, предшествующего месяцу поставки. Полная таможенная декларация подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным месяцем импортной поставки. Если суммы таможенных пошлин, налогов увеличиваются в результате уточнения сведений о товарах, ввезенных за каждый календарный месяц поставки, то производится доплата необходимых сумм на день подачи полной таможенной декларации без начисления пени. В случае излишней уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов производится их возврат в соответствии со ст.355 ТК РФ.
По общему правилу идентификация товаров - это установление тождественности характеристик товара его существенным признакам. Что же касается сырьевых товаров, перемещаемых по системе трубопровода или по линиям электропередачи, то идентифицировать их по индивидуально определенному признаку невозможно. Так, например, казахская нефть и нефть, добываемая отечественными нефтяными компаниями, по своему составу имеют различное качество и иные специфические характеристики. При закачке в систему трубопровода для дальнейшей транспортировки за рубеж неизбежно происходит смешивание этих товаров, и на выходе образуется российская экспортная смесь марки URALS. Поэтому идентифицировать нефть, поступившую в трубопровод, невозможно. Электрическая энергия также не обладает какими-либо признаками, поэтому требования идентификации к ней применять невозможно. Однако неприменение требований по идентификации не исключает возможности осуществлять таможенный контроль в иных формах.
Перемещение российских товаров по системе трубопровода и по линиям электропередачи между двумя пунктами, расположенными на территории России, через территорию иностранного государства осуществляется по правилам, установленным для специального таможенного режима в отношении российских товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства. Данные правила должно определить Правительство РФ /6/.
3. Центральная энергетическая таможня и ее роль. Основные потребители российских энергоносителей за рубежом
3.1. Роль Центральной энергетической таможни при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи через таможенную границу РФ и доходы госбюджета
Трубопроводный транспорт, представленный всевозможными нефтепроводами и газопроводами, сложными технологическими обслуживающими сооружениями, и линии электропередачи – опоры ЛЭП и провода под большим напряжением, вереницами тянущиеся многие сотни километров – неотъемлемая часть и важное технологическое звено при перемещении энергетических товаров через таможенную границу. Но без участия специальных таможенных органов ни одна партия этих товаров не может быть оформлена для вывоза за рубеж. Поэтому целесообразно рассмотреть участие таможенных органов и их функции при осуществлении таможенного оформления и контроля перемещаемых за границу энергоносителей.
Казалось бы, невероятный факт: таможня, чья численность составляет чуть более полпроцента от общей численности всех сотрудников таможенной системы, дает 36% таможенных платежей, перечисляемых в госбюджет Федеральной таможенной службой. А между тем, именно такова эффективность работы Центральной энергетической таможни /10/.
Российская Федерация является крупнейшей энергетической державой, на долю которой приходится 12% мировых разведанных запасов нефти, 45% запасов природного газа, не говоря уже о других минеральных источниках энергии. Энергетический сектор играет определяющую роль в обеспечении надежного функционирования экономики и социальной сферы страны, укреплении ее позиций на международной арене. За годы реформ и преобразований топливно-энергетический комплекс обеспечил не только экономическую безопасность страны, но и заложил необходимую базу для ее устойчивого развития.
Энергетическая политика государства направлена на получение наибольшей выгоды от внешнеэкономической деятельности, укрепление позиций России на мировых энергетических рынках, поддержку деятельности российских хозяйствующих субъектов и участие в обеспечении глобальной энергетической безопасности. Для ее успешной реализации предусматриваются диверсификация номенклатуры и направление энергетического экспорта, развитие инфраструктуры транспорта энергоносителей (магистральные трубопроводы, электрические сети, морские порты и перевалочные базы), с учетом расширения географии экспорта и перспективных балансовых возможностей топливно-энергетического комплекса /11/.
Экспорт энергоресурсов в перспективе до 2030 года останется одним из главных факторов роста российской экономики, хотя его значение должно снижаться вследствие развития наукоемких отраслей экономики. Занимая доминирующее положение на энергетических рынках Европы, Россия постепенно диверсифицирует свои поставки за счет проникновения на перспективные рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь Китая, Японии, Кореи и Индии, а также Северной Америки. При этом в структуре экспорта будет постепенно увеличиваться доля энергоносителей с более высокой добавленной стоимостью (высококачественные нефтепродукты, газ высокой степени очистки, нефтехимическая продукция, обогащенный уголь и так далее).
Вместе с тем необходимо отметить, что усилившаяся в последнее время роль России на мировом рынке энергетики, благоприятная для нас конъюнктура данного рынка, проводимая политика по тарифному регулированию экспорта продукции топливно-энергетического комплекса, в свою очередь создали и, по всей видимости, будут создавать в дальнейшем негативные тенденции, выражающиеся в стремлении недобросовестных участников ВЭД, а также международных организованных преступных группировок к наращиванию усилий по незаконному вывозу энергоресурсов с таможенной территории Российской Федерации.
ФТС России и Центральной энергетической таможне, как органу, призванному защищать экономические интересы страны при перемещении энергоносителей через таможенную границу Российской Федерации, отводится значительная роль в выявлении, предупреждении и пресечении попыток совершения преступлений с энергоносителями в таможенной и налоговой сферах. Поскольку значение этого таможенного органа в контроле и оформлении энергетических товаров очень велико, следует подробнее рассмотреть Центральную энергетическую таможню и этапы ее развития /12/.
История ЦЭТ ведет свое начало с 1992 г., когда в Московской региональной таможне был создан отдел таможенного контроля за грузами, перемещаемыми, перемещаемыми по трубопроводам, линиям электропередачи и водным транспортом. Исполнение обязанностей начальника этого отдела было возложено на советника таможенной службы I ранга Олега Михайловича Галогре, к тому времени уже имевшему большой опыт таможенной службы. На базе этого отдела приказом ГТК России от 31 мая 1994 года № 238 была образована Энергетическая таможня, которую возглавил Владимир Степанович Чуваев (1946-1997), профессиональный таможенник, зарекомендовавший себя грамотным специалистом и умелым организатором. Генерал-майор таможенной службы В.С. Чуваев руководил таможней до последних дней своей жизни.
Именно в это время были заложены основные направления деятельности таможни. Разработана и введена в действие "Технология таможенного контроля энергоносителей, перемещаемым трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи через таможенную границу Российской Федерации".
Приказом ГТК России от 11.05. 2000 г. № 390 "О создании Центральной энергетической таможни" путем реорганизации Энергетической таможни была создана ЦЭТ.
В соответствии с приказом ФТС России от 01.06. 2007 г. № 683 Центральная энергетическая таможня является специализированным таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление и таможенный контроль товаров 27 группы ТН ВЭД России (сырой нефти, газового конденсата, природного газа и продуктов их переработки, угля каменного, лигнита, торфа, кокса, горючих сланцев, электроэнергии). Регионом деятельности таможни и подчиненных ей таможенных постов определена вся таможенная территория Российской Федерации /12/.
В целях оперативного управления процессом таможенного оформления энергоносителей, усиления таможенного контроля за экспортными объемами энергоносителей, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, ФТС России последовательно осуществляются многоэтапные мероприятия по централизации таможенного администрирования энергоносителей на базе ЦЭТ.
Следующим этапом стало создание в структуре ЦЭТ энергетических постов (в морских портах), производящих таможенное оформление и таможенный контроль нефти и нефтепродуктов, вывозимых с таможенной территории РФ различными видами транспорта. В составе таможни четыре таможенных поста:
- Московский энергетический таможенный пост;
- Таможенный пост Каспийский трубопроводный;
- Южный энергетический таможенный пост;
- Северо-Западный энергетический таможенный пост.
После проведенных в 2008 году организационно-структурных изменений в структуре центрального аппарата ЦЭТ созданы две службы (организации таможенного контроля и информационно-технической). Главной задачей, которая ставится перед службой организации таможенного контроля, является непрерывный мониторинг всей поступающей информации за перемещением энергоносителей через таможенную границу Российской Федерации, ее анализ с использованием системы управления рисками и выдача оперативны ориентировок таможенным органам для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы нарушений таможенного законодательства /10/.
Информационно-технической службой таможни проводится активная работа по внедрению электронного обмена информацией между функциональными подразделениями и таможенными постами, обезличенного таможенного оформления, а также контроль документов и сведений, предоставление которых предусмотрено в соответствие с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Проведенные мероприятия позволили улучшить качество таможенного оформления энергоносителей, создать предпосылки для централизации финансовых потоков, связанных с экспортом энергоносителей, обеспечена возможность более широкого применения электронного декларирования при экспорте нефти и нефтепродуктов.
Принимая во внимание ускоренное развитие транспортных систем, возникает необходимость обеспечения их эффективного функционирования, в связи с чем главным в деятельности энергетических таможенных постов должна стать работа, направленная на принятие мер по оптимизации, повышения прозрачности и сокращению времени производства таможенного оформления и осуществления таможенного контроля, увеличения пропускной способности пунктов пропуска.
В основу развития энергетических таможенных постов положено использование современных информационных технологий, базирующихся на принципах деятельности таможенных органов ведущих стран мира, создание правовой и организационной базы деятельности поста для последующего применения четких и понятных правил таможенного администрирования энергоносителей.
Для реализации выше означенных подходов в приоритетном порядке используется предварительное информирование и электронное декларирование, обеспечивающее сбор и контроль информации об энергоносителях, перемещаемых через таможенную границу в необходимом и достаточном объеме, принцип выборочности таможенного контроля на основе системы управления рисками.
Указанные направления развития энергетических таможенных постов предполагают переход в будущем на электронный документооборот, что позволит создать условия для внедрения упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников внешнеэкономической деятельности.
Центральная энергетическая таможня сегодня – это специализированный таможенный орган, непосредственно подчиненный ФТС России с единым центром управления в Москве, способный осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль за энергоносителями от момента подачи декларации и сдачи энергоносителя первому перевозчику до его вывоза с таможенной территории Российской Федерации. Общая численность ЦЭТ на сегодняшний день составляет 403 высококвалифицированных должностных лица, способных выполнять поставленные задачи любой степени сложности.
Таможенными постами, подчиненными ЦЭТ, в январе-августе 2008 года оформлено более 87 процентов экспортных объемов нефти, более 32 процентов экспортных объемов нефтепродуктов, 97 процентов электроэнергии и 100 процентов экспортных объемов природного газа /10/.
В 2007 году в доход федерального бюджета ЦЭТ было перечислено более одного триллиона рублей, а именно – 1 триллион 181 миллиард рублей, что почти в 2 раза больше, чем в 2006 году. Однако рекорд 2007 года по перечислению денежных средств в федеральный бюджет уже побит. За восемь месяцев 2008 года а в доход федерального бюджета перечислено более 1 триллиона 400 миллиардов рублей. Ежесуточно таможней в федеральный бюджет перечисляется в среднем 7 миллиардов рублей!
Таким образом, эти факты, подкрепленные статистическими данными о деятельности ЦЭТ, еще раз подтверждают, что доля энергетических товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (нефть, нефтепродукты, газ, продукты переработки газа) и линиями электропередачи (электроэнергия) во всем объеме экспортируемых сырьевых товаров и минеральных ресурсов очень значительна и еще долгое время будет оставаться одним из основных элементов поступления отчислений в государственный бюджет России /9/.
3.2. Внешнеэкономические партнеры России – потребители энергетических товаров
Российская Федерация, являющаяся, как уже было сказано, обладательницей огромных природных запасов минерального топлива и энергетическим потенциалом, пополняет свой бюджет во многом за счет реализации углеводородов за рубежом. Соответственно, для этого необходимы стабильные рынки сбыта, надежные потребители ресурсов и постоянный спрос на него. С учетом сложившегося относительного дефицита минерального сырья на мировом рынке, связанного с уменьшением его запасов в природе, а также конфликтом на Ближнем Востоке, потребителями российских энергоресурсов является практически вся Европа, а также ряд других стран мира.
Начнем с союзных стран ближнего зарубежья.
Белоруссия – бывшее союзное государство во времена СССР, братский для России народ, а ныне – член Содружества Независимых государств, всегда была надежным торговым партнером Российской Федерации. Товарооборот между странами ежегодно увеличивается. Количество видов товаров, перемещаемых через границу двух государств, также постоянно растет. В виду того, что Белоруссия практически не имеет собственного минерального сырья, а основа экономической деятельности любого государства – это нефть и газ, а также электроэнергия, то в этом секторе товаров она зависит от российских поставок.
Уже в течение длительного периода стоит вопрос о создании союзного государства России и Белоруссии, который предполагал бы отсутствие экономических барьеров при перемещении товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи в частности. Однако постоянно в ходе переговоров возникают разногласия между лидерами двух стран, что тормозит процесс подписания акта о союзе между государствами. Этому есть много причин, и одна из основных – финансовый кризис во всем мире, особенно разгоревшийся в текущем году. С начала 2007 года цены на энергоресурсы стали медленно, но верно ползти вверх. Это не могло не послужить основанием для повышения тарифов на поставку нефти, газа, электроэнергии за рубеж.
Белоруссия, как братский народ и надежный внешнеэкономический партнер всегда получала сырье по ценам ниже, чем остальные российские партнеры. Это выгодно обеим сторонам. Но в связи с резким скачком цен на различные виды топлива во всем мире, пришлось одновременно поднять тарифы для всех стран - потребителей российского нефтегазового сырья.
В 2007 году Белоруссия получила российский газ по 200 долларов за 1000 кубометров, частично оплатив его долей в компании "Белтрансгаз". Эта доля составила 50 процентов, или около 2 миллиардов долларов /13/.
Далее приведем мнение завотделом Белоруссии Института стран СНГ Александра Фадеева о сложившейся ситуации, связанной с перемещением энергетических товаров между Россией и Белоруссией: "Создание союзного государства заморожено. Нет единой валюты. Несмотря на таможенный союз, с обеих сторон действуют мобильные таможенные посты и товарные ограничения. В тоже время только "нефтяные" дотации Белоруссии со стороны России – около 4 миллиардов долларов. Поступающая в республику российская нефть не облагается экспортной пошлиной. Из нее получают нефтепродукты, налоги от которых идут в белорусский бюджет. Были случаи перепродажи в Европу и просто сырой нефти. С учетом низких цен на газ сумма прямых и косвенных "братских" дотаций была сопоставима со всем белорусским бюджетом – 10 миллиардов долларов". Таким образом, газовый конфликт Белоруссии с Россией привел к тому, что энергетические и политические контакты Белоруссии приходится налаживать где только возможно. Во время встречи с лидерами Украины и Азербайджана обсуждалось строительство "черноморско-балтийского нефтяного коллектора", который может наполняться азербайджанской нефтью и свяжет Украину с Белоруссией и даже с Прибалтикой /14/.
Для решения взаимных нефтяных и газовых проблем, по словам экс-президента В.В. Путина, остается согласовать "технические детали". В Москве настаивают, чтобы Белоруссия поделилась 85% НДС с торговли нефтепродуктами, которые получены из российского сырья. Иначе поставки нефти (около 20 миллионов тонн в год) будут облагаться экспортными пошлинами. Не так давно, летом 2008 года, новый президент Дмитрий Медведев подписал Закон о ратификации межправительственного соглашения с Белоруссией о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов. Об этом сообщила пресс-служба Кремля. По соглашению, вывозимую из России в Белоруссию сырую нефть будут облагать вывозной таможенной пошлиной. В настоящее время соответствующие ведомства определяют механизм расчета пошлины на 2007-2009 годы /13/.
При экспорте сырой нефти и нефтепродуктов с территории Белоруссии в "третьи страны" таможенные пошлины станут взимать по ставкам, равным применяемым в России. В случае невыполнения белорусской стороной данного обязательства российская сторона применит вывозные таможенные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты, экспортируемые в Белоруссию в полном объеме в соответствие с законодательством России.
Особенно следует отметить партнерство России с Казахстаном в области перемещения энергоносителей трубопроводным транспортом. Таможенный режим переработки на таможенной территории в Оренбургской области находится на третьем месте по применению (после экспорта и выпуска для внутреннего потребления) - 11%. И это в основном обусловлено поставками природного газа из Карачаганакского месторождения Казахстана, и его переработкой на Оренбургском газовом заводе.
Месторождение Карачаганак в Западно-Казахстанской области является одним из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений в мире. Оно занимает площадь в 280 квадратных километров и содержит более 1,2 миллиарда тонн нефти и конденсата и более 1,35 триллиона кубических метров газа /15/.
В настоящий момент Карачаганак является крупнейшим инвестиционным проектом в Казахстане с объемом иностранных капиталовложений свыше $ 5,5 миллиардов.
Разработка месторождения проводится под руководством четырех международных компаний: Би-Джи Групп (Великобритания), Эни (Италия), доля каждой из которых составляет 32,5%, а также Шеврон (США) – 20% и ЛУКОЙЛ (Россия) с долей капитала 15%. ЛУКОЙЛ является ведущей вертикально-интегрированной компанией в России. Основная деятельность компании включает разведку и добычу нефти и газа, а также производство и сбыт нефтехимической продукции.
ЛУКОЙЛ является второй крупнейшей частной компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов и обладает крупным портфелем активов в секторе геологоразведки и добычи, как в России, так и за рубежом, включая Азербайджан, Казахстан, Египет, страны Северной Африки и Колумбию.
Для реализации Карачаганакского проекта эти компании объединились в консорциум "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В. " (КПО).
КПО осуществляет свою деятельность в соответствии с Окончательным соглашением о разделе продукции (ОСРП), подписанным партнерами по международному консорциуму с правительством Казахстана в ноябре 1997 года. По условиям соглашения, КПО будет осуществлять управление Карачаганакским проектом в период до 2038 года.
Углеводородное сырье Карачаганака залегает в так называемом резервуаре, на глубине примерно 5 тысяч метров. Резервуар содержит огромные объемы нефти, конденсата и газа, которыми пропитана пористая горная порода. Эти углеводороды располагаются пластами, наподобие своеобразного "торта", в котором есть нижний тонкий слой нефти, затем идет более толстый слой, представленный конденсатом, и сверху резервуара находится самый толстый слой, состоящий из газа.
Далее нефть и конденсат будут называться общим термином – углеводороды, в силу того, что эти жидкие фракции находятся в смеси и участвуют в технологическом процессе как единая составляющая.
Добыча углеводородного сырья на месторождении проводится при помощи скважин, пробуренных с поверхности до глубины пластов. Давление земной коры на большой глубине буквальным образом выдавливает углеводороды из горной породы и поднимает их к земной поверхности. Далее нефть и газ поступают по системе скважин к манифольдам, где они смешиваются, и после этого смесь углеводородов поступает на один из трех современных и эффективных производственных комплексов Карачаганакского месторождения.
Часть производимого кислого газа сразу экспортируется в Оренбург для дальнейшей переработки и очистки. В свою очередь, завод в Оренбурге также поставляет назад на Карачаганак небольшое количество сухого очищенного газа, который используется в качестве резерва.
На каждом из комплексов КПО также проводится и технологическая осушка нефти. Вся вода, образующаяся в ходе этого процесса, затем подвергается очистке от нефти, и потом обратной закачке в пласт при помощи специальных скважин на месторождении. Часть осушенной нефти поступает на экспорт в Оренбург /15/.
Кроме Казахстана и Белоруссии торговыми партнерами России в области энергетики являются такие страны, как Украина, Польша, Болгария, Румыния, Германия, Китай и другие. В основе своей они являются потребителями наших энергоносителей. С этими странами отношения в области поставки нефти, газа, электроэнергии выстраиваются на основании заключенных договоров на поставку соответствующих товаров. С каждым государством-потребителем Россия обсуждает условия продажи энергоносителей, выгодные нам и нашим партнерам. Однако тарифы, по которым поставки осуществляются, весьма различаются для разных стран. Это зависит от сложившихся отношений между государствами, политической обстановки и уровня экономических отношений. Не раз возникали конфликты с такими странами, как Украина и Польша, на почве разногласий по тарифам. Широкий резонанс возник из-за так называемого "газового конфликта" с Украиной, длящегося уже несколько лет. Российская сторона применила санкции и временно прекращала поставки по причине неисполнения Украиной обязательств по договору. Это неудивительно, поскольку конкретные страны ведут в настоящее время политику, направленную на Запад, и не хотят идти на встречу России для дальнейшей интеграции отношений. В связи с ростом цен на нефть в последние годы, тарифы были пересмотрены в сторону их увеличения, что отразилось на политических и экономических отношениях стран-партнеров с Россией. Тем не менее спрос на российские энергоносители не упал и даже продолжает расти, так как сегодня не существует достойной альтернативы углеводородам, и жизнедеятельность любого государства основана именно на их использовании /11/.
Заключение
При всем богатстве научного, промышленного, хозяйственного потенциала нашей великой страны, национальным богатством являются ее природные ресурсы – огромные запасы углеводородов и гидроэнергетических ресурсов. В этом у России несравненное преимущество перед большинством стран мира. В условиях истощения полезных ископаемых в мире, их постоянного дефицита на мировом рынке, Российская Федерация не только обеспечивает свои потребности в энергоносителях, но и удовлетворяет растущие потребности других стран мира, которые являются потребителями российских энергетических товаров.
Постоянно растущий спрос на сырье и энергию, а также периодические резкие скачки цен на энергоносители являются положительными факторами для роста российской экономики, позволяющим накапливать значительные средства и формировать профицит бюджета.
Однако здесь есть и обратная сторона медали, которую надо учитывать при планировании развития экономики страны. В текущее время экономика Российской Федерации ориентирована главным образом на рост экспорта за счет увеличения объема и тарифов на поставки энергоносителей за рубеж. Львиная доля бюджета страны формируется на основе сырьевых поставок. Этот факт обуславливает то, что Россия уже давно начала превращаться в "сырьевой придаток" стран Запада и Северной Америки.
Данная тенденция отрицательно сказывается на росте других отраслей промышленности. Запад стал рассматривать Россию в основном как энергетического партнера, аналогичного странам Ближнего Востока – членам ОПЕК. То есть наша страна необходима им как стабильный поставщик энергоносителей, но не более. Как раз наличие колоссальных природных запасов и привлекает страны Запада к России, как к объекту захвата в перспективе. Все это чревато серьезными отрицательными последствиями для нашего государства.
Россия ни при каких обстоятельствах внешнеэкономической конъюнктуры на мировом рынке не должна становиться сырьевым придатком развитых стран Запада – Европы и Северной Америки. Страна с таким населением, огромнейшим ресурсным и промышленным потенциалом просто обязана значительно увеличить долю наукоемких отраслей, машиностроения, обрабатывающей промышленности в своем экспорте.
Конечно, с учетом складывающихся в мире отношений и налаживанием экономических связей, можно не пугаться опасений, что Россия становится сырьевым придатком Запада. Данный факт определяет сырьевую направленность российского экспорта.
Экономика постепенно развивается, так же, как и наукоемкие отрасли промышленности страны. Уже есть реальные цифры, подтверждающие эффективный результат внешнеэкономической деятельности России. Ежегодно растут объемы экспорта всех видов товаров, денежный оборот между странами увеличивается. Большая часть дохода бюджета приходится на продажу энергетических товаров за рубеж.
Здесь важной составляющей является трубопроводный транспорт и линии электропередачи, а сам процесс перемещения регулируется благодаря деятельности Центральной энергетической таможни. Сегодня можно констатировать, что с задачами, поставленными руководством ФТС России, коллектив Центральной энергетической таможни справился.
Тот факт, что таможня, чья численность составляет менее 0,6 процента от общей численности всей таможенной системы, дает 36 процентов таможенных платежей, перечисленных ФТС России в федеральный бюджет, а доля во взимании экспортных таможенных платежей составляет 63,5 процентов, говорит сама за себя. Поэтому сегодня можно с удовлетворением отметить, что ЦЭТ занимает достойное место в системе Федеральной таможенной службы Российской Федерации.
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что трубопроводный транспорт и линии электропередачи служили, служат и будут служить одними из базовых элементов, на которые опирается экономика нашей страны, до тех пор, пока не иссякнут природные ресурсы и добывающий потенциал государства, а это случится не скоро.
Список использованных источников
1. Бакаева О.Ю. Таможенное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007. – 504 с.
2. Смоляков П.Н. Спорные вопросы квалификации трансграничного перемещения стратегически важных сырьевых товаров // Таможенное дело. – 2007. - № 4. – С.38-40
3. Тимошенко И.В. Таможенное право России. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 512 с.
4. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. - М.: Дашков и К, 2004. - 841 с.
5. Таможенный Кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2007
6. Козырин А.Н. Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации. – М.: ТК Велби, 2005. – 522 с.
7. Горкин А.П. Большой энциклопедический словарь школьника; составитель. - М.: научное издательство "Большая российская энциклопедия", 1999. – 875 с.
8. Приказ от 4 мая 2006 г. № 422 "О контроле документов, связанных с применением процедуры перемещения товаров трубопроводным транспортом"
9. Приказ от 15 сентября 2003 г. N 1013 "О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи"
10. Материалы Центральной энергетической таможни. Мал золотник – да дорог! // Таможня. – 2008. - № 8. – С.4-6
11. Шелестов А.Н. Не нефтью единой // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2008. - № 7. – С.38-39
12. Данные таможенной статистики за 2007-2008 гг. // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2008. - № 7. – С.35-37
13. Медведев ввел пошлину на экспортируемую в Белоруссию нефть // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2008. - № 7. – С.12
14. Приказ ФТС РФ №800 от 24.08.06 "О местах декларирования отдельных видов товаров"
15. Материалы официального сайта Карачаганакского месторождения http: // www. kpo. kz/
Приложения
Приложение А
(дополнительное)
Доля экспорта и импорта топливно-энергетических товаров России, в фактических ценах, % к итогу
Таблица 1 - Доля экспорта и импорта топливно-энергетических товаров России, в фактических ценах, % к итогу
1999 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2008 г. | |||||
экспорт | импорт | экспорт | импорт | экспорт | импорт | экспорт | импорт | |
Топливно-энергет. товары и минеральное сырье |
44,9 | 4,0 | 57,3 | 3,8 | 57,7 | 4,0 | 63,2 | 3,9 |