Модель социальной работы, функционирующая современных Соединенных Штатах Америки, вместе с британской относится к одному, западноатлантическому, виду социальной защиты. Их характеризует преобладание либеральной направленности в социальной политике. Однако, в отличие от британской, американская модель не предполагает столь активного влияния государства на социальную сферу и соответствующего участия в социальной защите. Кроме того, приоритетное место в организации социальной работы здесь отводится не муниципалитетам, а благотворительным и некоммерческим (ассоциативным) организациям. Все это позволяет определять американскую систему социальной защиты как либерально-ассоциативную.
Американской модели социальной работы свойственна система признаков. К числу важнейших из них следует отнести:
- наличие сильного либерального компонента в социальной политике;
- преобладающее значение ассоциативных организаций в сфере социальной помощи и поддержки при финансовой поддержке со стороны государственных структур;
- важная роль страховых механизмов социальной защиты;
- децентрализация системы социальной работы.
Сильная либеральная составляющая американской социальной политики проявляется в коммерциализации сферы социального обслуживания, наличии значительного частного рынка страхования, в действиях, ограничивающих помощь государства на рынке труда (рестриктивная политика), в меньшем охвате населения социальными гарантиями и пособиями, чем в странах Западной Европы. В США большое число частных агентств задействовано в социальной работе и широко распространена практика платных социальных услуг. Более того, на принципах коммерциализации здесь строится деятельность очень многих социальных учреждений. По данным ряда исследователей 80 % американских домов для нетрудоспособных приносят прибыль концернам, которые ими владеют. В зависимости от величины выплаты в частных пансионатах для инвалидов и престарелых предоставляются услуги различного уровня. Состоятельные клиенты проживают в роскошных условиях с многочисленным обслуживающим персоналом, а малообеспеченные лица получают минимум услуг, живя с несколькими жильцами в одной комнате.
Платное обслуживание осуществляется и в частных домах для престарелых семейного типа. Такие дома предназначены для тех, кто не в состоянии жить самостоятельно и лишен возможности проживать в семье. Домом семейного типа для пожилых может быть благоустроенное жилье частного лица, изъявившего желание за определенное денежное вознаграждение обслуживать престарелого человека. Лицам, работающим в семейных домах, обычно платят из личных средств клиентов, из их пенсии, пособий.
В США возрастает число социальных услуг, которые становятся платными. Наряду с социальными учреждениями, обслуживающими нетрудоспособных, на платной основе действуют службы, помогающие детям в получении образования, в их реабилитации после насилия и других случаях. Такие службы работают также с молодежью, склонной к наркомании, помогают в решении семейных конфликтов. Коммерциализация социальной работы не только инициируется, но и поддерживается государственными органами США. Для стимулирования деятельности частных учреждений и социальных агентств федеральное правительство периодически предоставляет целевые субсидии, реализуемые на уровне штатов в виде конкретных социальных программ. Государственные органы сохраняют за собой право выдачи лицензий частным социальным службам и контролируют соответствие уровня их услуг нормативным требованиям.
Либеральный аспект социальной политики выражается и в расширении частного рынка страхования. Это особенно наглядно просматривается на примере пенсионного страхования. Американцы, реформируя пенсионную сферу, продолжают сохранять распределительную систему пенсионного обеспечения как главную государственную пенсионную программу. Она по-прежнему обеспечивает население страны тем уровнем пенсионных выплат, на который оно имеет право по закону.
Частный рынок пенсионного страхования в США увеличился в конце ХХ века многократно. По мнению ряда специалистов именно приток пенсионных инвестиций в значительной степени обеспечил беспрецедентный экономический рост в этой стране в 80 – 90-е годы ХХ века.
Система частного пенсионного обеспечения американцев состоит из двух основных видов: частные пенсионные системы (планы) по месту работы и личные пенсионные счета. Во второй половине 90-х годов 48 % работников в возрасте от 25 до 44 лет и 56 % в возрасте от 45 до 64 лет были участниками частных пенсионных планов. Такое масштабное участие населения страны в частном пенсионном страховании позволило обеспечить огромные инвестиции. Из пенсионных планов по месту работы наиболее популярной является система с установленными взносами, которая обычно финансируется предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник такого плана имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и право выбора между различными инвестиционными программами, которые предусматриваются управляющими компаниями.
Широкое развитие в США получила и система личных пенсионных счетов. Размеры ежегодных взносов здесь ограничены верхним пределом в 2 тысячи долларов. Средства со счета нельзя снять до достижения 59,5 лет, а после достижения 79,5 лет счет закрывается в обязательном порядке. За 11 лет с середины 1980-х по середину 1990-х годов накопления на этих счетах выросли с 200 до 1347 миллиардов долларов, что также способствовало значительному росту инвестиций в экономику страны. Благодаря участию в частных пенсионных системах многие американцы обеспечивают себя не одной государственной, а двумя дополнительными пенсиями (частной по месту работы и частной индивидуальной путем открытия личного пенсионного счета), что позволяет им уверенно смотреть в будущее.
Курс на коммерциализацию сферы социальных услуг, развитие самообеспечения дополняется в сфере занятости жесткой рестриктивной политикой на рынке труда. Она проявляется в крайне малом сроке выплаты пособий по безработице (6 месяцев), относительно небольшом размере самого пособия, дифференцированного по разным штатам. Кроме того, около четверти американских рабочих вообще не были охвачены страхованием по безработице. В случае закрытия предприятия им приходилось обращаться за поддержкой в государственные органы вспомоществования, призванные оказывать хотя бы минимальную социальную помощь.
Ограничивая размеры бюджетного финансирования, направляемого на решение проблем трудоустройства, государственные структуры США стимулируют участие в этом деле частных корпораций. Они, получая от государства налоговые и иные льготы для трудоустройства социально уязвимых групп населения, расширяют найм на работу лиц с ограниченной трудоспособностью, трудоустраивают длительно незанятых, внедряют гибкие графики работы, расширяют программы подготовки и переподготовки персонала и другие. Однако далеко не всегда такая политика стимулирования частных компаний компенсирует снижение участия самого государства в организации и финансировании деятельности в сфере занятости. Рестриктивные меры оборачиваются обострением некоторых проблем на рынке труда. Так, в течение довольно длительного времени в США не удается существенно снизить уровень молодежной безработицы. В конце 90-х годах он составлял 16-17 %, а среди чернокожих американцев 16-19 лет – 32 % при общем уровне безработицы по стране в 5-6 %. Серьезной проблемой остается трудоустройство отдельных категорий инвалидов.
Сегодня в мире лишь США имеют такую разветвленную сеть ассоциативных организаций, охватывающих столь большое число людей. Различные объединения добровольческих групп, клубов, общинных коллективов, благотворительных структур составляют некоммерческий сектор смешанной и многоукладной экономики этой страны. В реальной жизни он активно взаимодействует с рыночным и государственным секторами, что проявляется в государственном финансировании специальных программ, в помощи ассоциациям многих ведущих американских компаний. Интересно, что в 1990-е – начале 2000-х годах в общем объеме помощи со стороны компаний значительное место занял добровольческий труд их служащих, используемый преимущественно на тех территориях (в общинах), где фирмы размещают свое производство. Соотношение денежных пожертвований и добровольческих услуг, оказываемых работникам. В 1980-е годы такое соотношение выражалось в цифрах 80 к 20’.
В некоммерческий сектор в той или иной степени вовлечено около 100 миллионов американцев, в том числе свыше 8 миллионов – оплачиваемые работники. По данным российского ученого А.А. Шлихтера, специально исследовавшего эту проблему, число некоммерческих организаций всех типов составляло в США на рубеже ХХ – XXI веков более 1,5 миллионов, из которых 22 тысяч – общенациональные структуры. В указанном секторе функционирует в настоящее время более 60 % общего числа агентств социального обслуживания, действующих в стране. Следовательно, именно здесь сосредоточено очень много социальных работников. На профессиональном уровне они оказывают помощь и в медицинских учреждениях, большинство которых входит в тот же некоммерческий сектор (более 70 % больниц общего профиля).
К числу некоммерческих организаций относятся и благотворительные фонды. В начале 2000-х годов их насчитывалось в США более 54 000. Относительно всего количества некоммерческих организаций 1,5 миллиона эта цифра кажется незначительной. Однако по сравнению с другими странами здесь самая большая численность благотворительных фондов.
Американские некоммерческие организации охватывают своей деятельностью различные аспекты социальной сферы. Основными из них являются образование, здравоохранение и социальные услуги.
Отличительной чертой американской модели социальной работы является децентрализация системы социальной помощи. А это значит, что реальная организационная деятельность по обеспечению социальных федеральных программ осуществляется непосредственно на уровне штатов и муниципалитетов. Именно здесь, во взаимодействии с органами общественного самоуправления, проводят основную работу и многочисленные ассоциативные организации. Власти штатов, например, осуществляют доплату к федеральной пенсии по старости, а местные самоуправления устанавливают скидки на проезд в городском транспорте для пожилых и инвалидов, которые, как правило, составляют 50 % стоимости билета.
Процесс децентрализации американской системы социальной поддержки предполагает осуществление ряда социальных программ на основе паритетного принципа их финансирования федеральным центром, органами власти штатов и муниципальными органами самоуправления.