1. Понятие «книга» и «книжное дело»
В
научной, справ.,
худож., лит-ре
встречается
множ-во опред-ий
книги, но до
наст. времени
нет единого
общепризнанного
научного опр-ия.
Три подхода
к определению
понятия:
по
материально-внешней
форме, по содержанию
и дух. сущности;
по составным,
учитывающим
обе категории
(именно ему
книговеды
отдают предпочтение).
Cейчас
существует
около 300 определений.
Книга
— это произведение
письменности
или печати,
имеющее любую
читаемую знаковую
форму (алфавитную,
цифровую, нотную),
зафиксированную
в любом материале
(камень, глина,
кожа, папирус,
бумага и т.д.),
выполняющее
одновременно
ряд общественных
функций (идеологич.,
познав., эстетич.,
этич. и т.д.) и
адресованное
реальному или
абстрактному
чит-лю.
В
эпоху социалистического
общества книжное
дело
характеризовалось
в энциклопедическом
словаре как
"система
взаимодействующих
и решающих
общие задачи
отраслей культуры
и нар. хозяйства,
связанных с
созданием и
изготовлением
книги, ее распространением
и использованием.
Включает издательское
дело, полиграфическую
промышленность,
книжную торговлю,
библиотечное
и библиографическое
дело".
В издании
энциклопедического
словаря
Немировский
приводит
противоречивые
мнения ведущих
книговедов
по составу
понятия "книжное
дело": Барсук
включал в состав
книжного дела
редакционно-издательское
дело, оформление
книги, библиографоведение,
статистику
печати, библиотечное
и книготорговое
дело; Динерштейн
только деятельность
по производству
и распространению
книг; Беловицкая
- способ существования,
т.е. процесс и
преходящий
промежуточный
результат
существования
книги в обществе.
2. Возникновение и развитие письменности.
Письменность – система знаков, закрепляющая язык. Древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях. Если перелистать историю мировой литературы, то окажется, что все народы так или иначе прошли период «устной книги». Бессмертные поэмы «Илиада» и «Одиссея», как известно, были записаны в Афинах на свитках около 510 г. до н.э. До этого в течение веков поэмы распространялись устно. Запоминать многотысячные строки было трудно, и первобытные сказители использовали ленточки или узелки, которые помогали им. У индейцев Южной Америки такая вещь называлась квипу (кипу) - узелковое письмо (чуть позже разного рода зарубки, заметы, узелки, наконец, рисунки). Изображения в пещерах и на скалах, сделанные рукой первобытного человека, отражают его впечатления от окружающего мира, жизни, природы. Это начатки искусства, но одновременно и начатки письменности; здесь человек впервые выразил в изображении свою мысль.
3. Основные системы письма.
Пиктография - рисуночное письмо (один образ, одна мысль). Этот этап прошли языки многих древнейших народов (шумеры, египтяне, китайцы, индейцы, майя), прежде чем обрели письменность. При возникновении рабовладельческого строя пиктографическая запись уже не удовлетворяла потребностям культуры. Она постепенно трансформируется в письмо идеографическое, в котором каждый знак выражал отдельные понятия, идеи либо мог развивать, разъяснять смысл других знаков. С течением времени в вавилонском, ассирийском, хеттском и других языках установилось слоговое письмо, где преобладали знаки, передающие не слово, а слог. В наше время языки культурнейших народов (китайский, японский) используют идеографическую систему письма. Существовала и иероглифическая система письма. Слово «иероглиф» означает «резьба жрецов». Упрощение знаков - «графем» - привело к созданию так называемого иератического (священнослужительского), а затем и демотического (народного) письма, в котором число графем значительно сократилось. В Шумере, Вавилонии, Ассирии писали клинописью. Идея буквенного письма, резко демократизирующая всю письменную книжную культуру, вырывала ее из-под монопольной власти жрецов. Угаритская письменность датируется историками XIV веком до н.э. - самый ранний буквенный алфавит. На основе древнеегипетского демотического почерка, универсального в употреблении, возник древнегреческий алфавит («алеф» - «бета»), ставший родоначальником всех алфавитов мира. От племен Ханаана на Аравийский полуостров просочился универсальный арабский алфавит. Затем арамейский (финикийский) алфавит явился на просторах Монголии и Маньчжурии. В древней Индии распространение буддизма способствовало изобретению своеобразного буквенно-слогового алфавита - деванагари.
Древнегреческий, этрусский, латинский языки имели уже алфавиты из 24 букв.
В середине IV века н.э. Месроп Маштоц (362-440) разработал армянский алфавит, который применяется и сегодня. Византийские монахи св. Кирилл и св. Мефодий в 863 г. изобрели азбуку для славянских языков.
В настоящее время народы мира употребляют 8000 алфавитов и их вариантов, приспособленных к разным языкам и диалектам. Наиболее распространенными считаются алфавиты на латинской основе (26 букв).
4. Книжное дело в Древнем мире
Восстание рабов, кризис и падение рабовладельческого строя привели к оскудению центров культуры и к уничтожению массы книг. Особого расцвета достигла и арабская культура, распространившаяся от Инда до Пиренеев. Арабы дали Европе дешевый писчий материал - бумагу. Это привело к увеличению производства рукописей. В Древнем Китае было налажено изготовление бамбуковых книг. Тонко выструганные пластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде современной раздвижной оконной шторы. На такой книге-шторке, так же как и на изобретенном позднее шелке, китайцы рисовали свои иероглифы кисточками, используя для этого тушь. Бумагу китайцы первоначально делали также из бамбуковой массы. В странах Европы предки германцев и славян, если им случалось получить греко-римское образование, удовлетворяли свою потребность в книгах рукописями греков и римлян. Их же многочисленные соотечественники, как показывает этимология слов, обозначающих книгу («библио», «либер», «либро»), удовлетворялись записями или засечками на деревянных пластинах. Доступнейшим материалом для письма была береста. Берестяные книги наибольшее распространение получили у древних славян, а также у народов Северной Индии. Первые берестяные книги Индии датируются IX веком н.э.
5. Книги и библиотеки античности
Наиболее древним материалом для книг была, вероятно, глина и ее производные (черепки, керамика). Еще шумеры и эккадяне лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трехгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки. Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик - получалась глиняная клинописная книга. Ее достоинствами были дешевизна, простота, доступность. В Клинописной библиотеке, учрежденной царем Ассурбанипалом (VII век до н.э.) хранилось более 20000 глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: «Дворец царя царей».
Тростник-папирус (Египет, Нил) дал возможность возникновения и расцвета величайшей цивилизации Древнего мира. Папирус был хрупок, поэтому папирусные ленты склеивались или сшивались в свитки, которые укладывались в специальные футляры - капсы или капсулы, получался свиток - первая известная форма книги в мировой цивилизации.Век папирусной книги окончился только в X-XI веках н.э., после мусульманского завоевания Египта. Почти все государственные и местные управления, коллегии жрецов, собрания граждан и состоятельные люди считали престижным иметь хорошую библиотеку. Библиотеки устраивались при общественных банях, где богатые рабовладельцы проводили время за чтением книг. Специально обученные рабы-чтецы, по-латыни их называли «лекторы», а по-гречески «диаконы», читали вслух всем желающим. Самым богатым книжным собранием античности была Александрийская библиотека царей Птолемеев (700000 папирусных свитков). Наряду с папирусом получил распространение и материал, сделанный из шкур молодых животных - телят, коз, овец, кроликов. Назван он был пергамен, по наименованию места, где был изобретен этот способ. Расцвет пергаменной книги начинается с наступлением христианской эры. Именно из пергамена родилась господствующая ныне универсальная форма книги - кодекс, или книжный блок. Предприниматель-рабовладелец, занимавшийся размножением и продажей рукописных книг, назывался по-гречески «библиопола» - книгораспространитель, а по-латыни «либрарий» - книжник. Античные писатели оставили нам множество свидетельств о том, что в эпоху императорского Рима можно было размножить путем многократной переписки 50-100 экземпляров произведения одновременно. В Риме насчитывалось двадцать восемь публичных библиотек.
6. Книга в эпоху средневековья.
Основным писчим материалом в средневековье служил пергамен. На раннем этапе его иногда красили, обычно в пурпур, писали золотом или серебром. Манера красить пергамен перестала практиковаться лишь в XIII в.
В раннем средневековье основными центрами как производства, так и потребления пергамена были монастыри, а с XIII в. за изготовление пергамена взялись горожане-ремесленники. Они создавали самостоятельные цехи по выделке пергамена. Но все-таки его постоянно не хватало. Вот почему широкое распространение получили так называемые палимпсесты - пергамены, с которых был стерт, соскоблен первоначальный текст, а затем написан новый. Инструментом для письма, как и в античности, служили калам и птичье перо - сначала в равной степени, а затем писцы перешли в основном на птичьи перья.
Для разлиновки листа употреблялись острый серебряный грифель или свинцовый карандаш. В 1125 г. для этого впервые использовали графит.
Первая стадия изготовления книги - выделка пергамена, Затем вторая стадия – разлиновка (использовали циркуль, линейку и грифель). И только после этого за работу брался каллиграф-переписчик. Именно в средние века возникли основные типы письма, составляющие фундамент современных латинских и готических шрифтов. Это, во-первых, каролингский минускул (строчный почерк). Оформлял книгу не сам каллиграф, а другие специалисты - миниаторы, рубрикаторы, иллюминаторы. Мастерами оформления сначала были монахи, но с ХIII-ХIVв. все чаще этим стали заниматься художники-миряне.
Заглавного или титульного листа книги не имели. Текст начинался словами: «Incipit liber» («Начинается книга») или вообще без них. Выходные данные иногда приводились в конце книги, в так называемом колофоне. .
Для средних веков характерен был кодекс - книжный блок. Порядковые номера тетради назывались кустодами (от лат. custos - страж). Кустоды заменяли непрактиковавшуюся в ранней средневековой рукописной книге пагинацию - сплошную порядковую нумерацию страниц. В конце каждого листа было принято записывать первое слово следующего листа - это назвалось рекламантом (в печатных книгах XV-XVI вв. то, что прежде называлось кустодой, стало называться сигнатурой, а рекламант - кустодой).
Подготовленные к переплету тетради сшивались в блок на ручном переплетном станке. К концам шнуров на верхней и нижней тетради прикрепляли переплетные крышки.
7. Изобретение книгопечатания на востоке и в Западной Европе
Первое, что содействовало возникновению книгопечатания, была бумага, изобретенная в Китае и попавшая в Европу. В XII-XIII веках первые "бумажные мельницы" появляются в Испании. К началу европейского книгопечатания не менее двух третей рукописных книг изготовлялось уже на бумаге, которая была разного сорта, различного качества. С появлением бумаги связано и введение такого понятия, как филигрань, то есть "водяной знак". Самые ранние сведения о технических элементах книгопечатания содержит Фестский диск, найденный археологами на о. Крит (Греция). Он датируется II тысячелетием до н. э. Диск был изготовлен из глины, на нем помещены неизвестные нам знаки (литеры), оттиснутые или проштемпелеванные.
Принцип штемпелевания был известен еще в клинописных культурах Древнего Востока (Шумер, Вавилон). Принцип печати и оттиска воплощен и в чеканке монет. Первые чеканные монеты появились в VII веке н. э. Китайские летописцы повествуют о некоем кузнеце по имени Би Шен (или Пи Шень), который еще в 1041-1048 гг. изготовлял литеры из глины.
Историки высказывают мнение, что первые опыты книгопечатания могли быть в Византии и Египте. Затруднение составляет отсутствие самих книг.
В Древнем Китае иероглифические знаки высекали на каменных стелах, намазывали краской, делали оттиски и эти оттиски рассылали в провинции и города. Позже появилась ксилография. Техника ксилографии была проста: на деревянной доске вырезалось изображение (текст) в зеркальном порядке, на рельеф наносилась краска, накладывался лист бумаги, прижимался и приглаживался подушечкой, а затем помещался под пресс. Первая ксилографическая книга называется "Алмазная сутра". Она была изготовлена в 868 г. В Европе ксилографическая книга появилась после Крестовых походов. Ее появлению и расцвету способствовала массовая потребность в бумажных деньгах, печатных иконах и папских индульгенциях, а также в игральных картах.
Имя легендарного печатника из Гарлема (Нидерланды) Лауренс (Лаврентий) Янсзон Костер (церковный служка). Секрет печатания он узнал предположительно от армян-беженцев с Востока. Затем уже к старости по совету Иеронима вырезал подвижные буквы для своих внуков и, наконец, напечатал несколько книг. Идею книгопечатания удалось воплотить в середине XV столетия в городах Страсбурге и Майнце Иоганну Гуттенбергу.
8. Деятельность Иоганна Гуттенберга.
К 1440 г. относятся первые типографские опыты Гуттенберга. Ученики и подмастерья Гутенберга разнесли весть о великом изобретении по Германии, а затем и по всей Европе. Идея набора букв (литер), как мы знаем, была известна уже у античных писателей. Пресс издревле применялся в виноделии и в производстве набивной ткани. Употреблялся он и в изготовлении ксилографии. Технология изготовления матриц и отливки шрифта Гутенбергом весьма напоминает технику зеркального производства той поры. Гутенберг соединил существовавшие до него изобретения, воплотив на практике великую идею печатания книг, и явил миру первые, причем сразу же совершенные образцы изданий. Он создал первое типографское оборудование, изобрел новый способ изготовления шрифта и сделал словолитную форму. Из твердого металла делались штампы (пунсоны), вырезанные в зеркальном изображении. Затем они вдавливались в мягкую и податливую медную пластину: получалась матрица, которая заливалась сплавом металлов. В состав сплава, разработанного Гутенбергом, входили олово, свинец, сурьма. Сущность этого способа изготовления букв состояла в том, что их можно было отливать в каком угодно количестве. Для оборудования типографии требовался уже не просто пресс, а печатный станок и наборная касса (наклонный деревянный ящик с ячейками). В них помещались литеры букв и знаков препинания.
9. Инкунабульный период европейского книгопечатания.
Вторая половина XV века была временем триумфального шествия книгопечатания по Европе. Книги, изданные по 31 декабря 1500 г., принято называть инкунабулы, по-латыни - "в колыбели". Европейские книги, напечатанные с 1501 по 1550 г. включительно, обычно именуются палеотипы, то есть старинные издания. Бродячие печатники посещали монастыри, университеты, замки феодалов и жили там, удовлетворяя потребность в печатной продукции. Подсчитано, что за период инкунабул всего существовало 1099 типографий. Они, правда, быстро разорялись, и к началу XVI века в Европе осталось двести типографий. Уцелели те из них, что пользовались поддержкой богачей и знати. Первопечатные книги сохранились в крайне незначительном числе экземпляров; они совершенно сходны с рукописными книгами как в шрифте, так и вообще по своей внешности. Первопечатники во всем подражали рукописям, ибо последние ценились гораздо дороже, да и публика в первое время по привычке требовала рукописи, подозревая в печати вмешательство дьявола; на первых печатных экземплярах, выпускавшихся в виде рукописей, не отмечалось ни года, ни места напечатания, ни имени типографа. Эпоха инкунабул и палеотипов - это время совершенствования печатного мастерства. В книге появились печатные иллюстрации. Стали применять ксилографию - гравюру на дереве. Инкунабулы были сравнительно недорогими.
10. Типографы и издатели Эльзевиры
Эльзевир (Elsevier или, чаще, Elzevier) - знаменитая семья голландских типографов-издателей XVI - XVII столетий. Основателем ее был Людовик Э. Он был сперва переплетчиком и изучал печатное дело. В Лейдене устроил книжную лавку. Издания его на разных языках многочисленны (до 150), но не отличаются теми достоинствами, которыми славятся издания его потомков. У него было семь сыновей-продолжателей. Первый типограф в роде Исаак; первые его работы, исполненные на средства деда, относятся к 1617 г. Получив звание присяжного типографа лейденского университета, он построил на университетском дворе типографию, которая сделалась первой в городе. Абрагам Э. произвел целую революцию в книжном деле введением формата in-12. Деятельность дома Э. была в эту эпоху чрезвычайно обширна; у него было много отделений, он был первым на знаменитых франкфуртских ярмарках и даже в Париже, благодаря изданию Корнеля и других выдающихся представителей французской литературы.
Всего Э. издали более 1500 сочинений - 968 латинских, 44 греческих, 126 французских, 32 фламандских, 22 на восточных языках, 11 немецких, 10 итальянских. Их издания по точности и исправности текстов не могут соперничать с изданиями Мануциев или Этьенов, но выдаются своей своеобразной красотой и высоко ценятся любителями.
14. Выдающиеся европейские издатели XIX в.
Наполеон Шэ (1807-1865) стал монополистом в области издания и распространения книг на транспорте. Старейшая немецкая фирма Котта была основана еще в 1639 году небогатым книготорговцем в г. Тюбинге. Ее представители богатели, обзаводились знакомствами в литературной среде. Издатель барон Иоганн Котта фон Коттендорф (1764-1832). "Он стоял у истоков нового буржуазного века, - писал о нем историк, - он уловил задачи развития книги в свою эпоху и был этим образцом".
Фридрих Брокгауз (1772-1823) издавал справочную и энциклопедическую литературу. Его знаменитое издание - энциклопедический словарь "Конверсационс Лексикон" Брокгауз совершенно исключил из своего словаря политические и корпоративные оценки, для него все одинаково должно быть предельно описано и объяснено.
Филипп Реклам (1807-1896) рассчитывал на покупателя из самой небогатой среды, учащейся молодежи, грамотных пролетариев. Особенно знаменита его дешевая серия "Всеобщая библиотека", где были представлены все важнейшие имена в немецкой и мировой литературе.
Эрнест Зееманн (1829 - 1904) основал первую в Германии специализированную фирму по выпуску и продаже изобразительной продукции - репродукций картин, открыток, альбомов по искусству.
Во Франции до сих пор наиболее крупным универсальным издательством считается фирма, которую основал в 1826 г. Луи Ашетт (1800 – 1864). Он выдвинулся как просветитель, издатель недорогих учебников, пособий для школы, затем проявил коммерческую хватку, вытесняя конкурентов и умело находя доходные издания. Большие тиражи всегда были особенностью этого издательства.
Пьер- Жюль Этцель (1814 - 1886), детский писатель, основал издательство детской и учебной книги, отличавшееся качеством и ассортиментом своих изданий. Он первым заключил договор с Жюлем Верном об издании всех его книг.
Кальман Леви (1819-1891), выходец из Германии, основал с братьями в Париже торговлю театральными изданиями. Его предприятие выросло в крупнейшее издательство научной и искусствоведческой литературы.
Пьер Ларусс (1817 - 1875), составитель словарей, филолог, не найдя поддержки своим широким планам выпуска просветительной литературы, основал собственное издательство.
Самое старое издательство из существующих ныне в англоязычных странах издательство "Макмиллан" было основано в 1843 г. в Лондоне, затем оно было переведено в США.
16. Книга на Руси в XI-XVI вв.
Рукописных книг XI-XIII вв. до наших дней сохранилось не столь уж много.
Старейшие сохранившиеся русские книги относятся к XI в. Их немногим более двух десятков (включая отрывки), большинство из них - богослужебные или религиозно-нравоучительные. Редчайший и драгоценнейший памятник древнего книгописания - знаменитое Остромирово евангелие (написана писцом дьяконом-Григорием). Другой замечательный памятник древнего русского книгописания - «Изборник Святослава» 1073 г. Его можно считать первой русской энциклопедией, охватывающей широчайший круг вопросов, причем не только богословских и церковно-канонических: в нем есть статьи по ботанике, зоологии, медицине, астрономии грамматике и поэтике.
Татаро-монгольское нашествие тяжело отразилось на всей книжной образованности Древней Руси. Гибли старинные центры русской книжной культуры, падала грамотность в народе, резко сократилось число самих письменных памятников.
В феодальных центрах - при княжеских дворах, монастырях и т.д. - существовали местные мастерские для переписки книг. В книжном деле того времени уже возникает разделение труда. Владельцы крупных мастерских применяли наемный труд, нанимали писцов со стороны. В конце XIV в. наряду со старыми центрами книжного дела - Новгородом и Псковом - появляются и новые: Тверь, Ростов, Суздальское княжество. Славились своими мастерскими по переписыванию книг монастыри Троице-Сергиев в Москве и Кирилло-Белозерский.
По мере возвышения Московского великого княжества и образования национального, а затем многонационального русского государства появляются и растут книжные собрания в Москве. Здесь создаются первые крупные государственные архивы, обширные библиотеки, переписываются и переводятся книги. В конце XV в. в Москве возникают крупные рукописные мастерские с целым штатом писцов, переводчиков, редакторов, рисовальщиков и переплетчиков.
На рубеже XIV-XV вв. русская культура и книжное дело испытали влияние славянских и греко-славянских монастырей на Афоне и в Царьграде. Это так называемое второе южнославянское влияние. Конец XIV века и весь XV век характеризуются неослабевающими связями с южными славянами и монастырскими колониями на Балканах. Изменяется репертуар богослужебной литературы, графика, материалы и орудия письма, характер оформления рукописной книги. В новых, более полных и точных переводах распространяются списки библейских книг, житийные тексты.
17. Возникновение и развитие книгопечатания в Московском государстве.
Первой печатной книгой московского государства долго считался отпечатанный Иваном Федоровым и Петром «Апостол» 1564 г., в послесловии которого основание типографии в Москве отнесено и 1553 г. Хотя книгописное дело все больше распространялось и им занимался целый класс «добровольцев», изготовлявших книги для продажи, но они не могли удовлетворить все возраставшей потребности. Об этом знали и за границей: тюбингенские типографщики, предпринимая в XVI столетии печатание славянских книг, рассчитывали на сбыт в разных славянских странах, и на первый план ставили русских. С другой стороны, появление книгопечатания в Москве было вызвано необходимостью иметь исправленные книги, так как переписчики обыкновенно относились небрежно к исправности текста. Строго запрещалась продажа книг неисправленных, то есть с ошибками. Первые «мастера печатных дел» были в одно и то же время и специалистами по технике печатания и по гравированию, и редакторами изданий. Первая устроенная Иоанном Грозным типография была обставлена, судя по шрифту и чистоте печати, очень богато. Для типографии построили здание рядом с Никольским греческим монастырем, где потом находился Московский печатный двор. Во второй половине 16 в. первопечатникам пришлось были бежать из Москвы, так как народ считал их еретиками и сжег печатный двор. При Иоанне IV отпечатаны всего четыре издания.
Непрерывно стали печататься в Москве церковные книги лишь с учреждением патриаршества (1589). Книги, вышедшие из московской типографии в XVII в., были почти исключительно богослужебные, полемические и священного писания. В начале XVII в. при Печатном дворе основана была Правильная палата, имевшая целью редактировать и приготовлять текст книги к печатанию. Из лиц, занимавшихся печатанием книг, особенно известен Василий Федоров Бурцев, подьячий патриаршего двора. При патриархе Иосифе книгопечатное дело продолжало расширяться.
18. Деятельность Ивана Федорова
Иван Федоров(1510-1583) – основатель книгопечатания в России и Украине. По отдельным данным, учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра. Свою деятельность начал вместе с П.Мстиславцем в 1563 году в Москве, где напечатал первую русскую книгу «Апостол». В ней он выступил не только как печатник, а и как редактор. В издании много иллюстраций. Шрифт разработан на базе московского полуустава. Кроме «Апостола» в Москве вышло два издания «Часовника».
Но в 1566 году Иван Федоров вместе с П.Мстиславцем оставил Москву и переехал в Украину. По одной версии, это было обусловлено гонением ортодоксальной верхушки церкви, по другой – культурная миссия.
В июле 1568 года в Заблудове, небольшом местечке на западе Белоруссии, заработал станок типографии Ивана Федорова. Существовала типография недолго – около двух лет. Шрифт, гравированные доски заставок, концовок и буквиц, а также несложный инструментарий печатники привезли из Москвы. Иван Федоров приехал во Львов осенью 1572 года. Чтобы основать типографию, нужны были немалые средства. Поддержали И.Федорова ремесленники-украинцы. В начале 1575 года крупный украинский феодал князь Константин Константинович Острожский, давно уже думавший об издании полной славянской Библии, пригласил Ивана Федорова к себе на службу. Увидя в этом возможность продолжать любимое дело, а также выход из финансовых затруднений, печатник согласился.
Иван Федоров покидает Львов. Четвертая в его жизни типография была наиболее продуктивной.
Иван Федоров - фигура ренессансной поры. Как и много кто в этот период, он был разносторонне просвещен, наряду с издательским делом отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру с частями, которые взаимозаменялись. Определенное время (на протяжении 1583 года) работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещенными людьми Европы. Свой жизненный путь Иван Федоров закончил во Львове в 1583 году.
19. Славянские первопечатники Швай Поль Феоль и франциск Скорина
Франциск Скорина - Белорусский первопечатник и просветитель. В 1517-19 выпустил в Праге "Псалтырь" и 20 отдельных книг Библии впервые в переводе на славянский язык. В нач. 20-х гг. основал типографию в Вильнюсе. Деятельность Скорины способствовала формированию белорусского литературного языка.
Фиоль Швайпольт - славянский первопечатник. Он принадлежал к Краковскому цеху золотых дел мастеров, в Краков прибыл в 1470-е гг. и, пользуясь покровительством и денежными средствами банкира Яна Турзо, основал типографию. Кириллический шрифт изготовил Р. Борсдорф, который бывал в Москве и знал славянские книги. Ш. Фиоль хорошо изучил потребность в богослужебных книгах на славянском языке, поэтому первыми изданиями были литургические книги - "Октоих" (1491) и "Часослов" (1491). Они были напечатаны в два цвета - черной краской и киноварью. Две другие книги - "Триодь постная" и "Триодь цветная" - вышли около 1493 г. Преследования со стороны краковской инквизиции прервали деятельность Ш. Фиоля, и его типография прекратила существование.
20. Рукописная книга в России в XVII в.
Знание книг, чтение текстов, прослушивание их на литургиях являлось неотъемлемой частью жизни людей, а недостающие сведения светского содержания восполнялись рукописной книгой. Она полнее удовлетворяла общественную потребность в научной информации и прикладных знаниях. Кроме того, рукописные книги зачастую стоили дешевле печатных.
Переписка книг традиционно велась в монастырях. Крупнейшими из них были Чудов монастырь, Антониев-Сийский, Соловецкий. Переписывали книги духовные лица и представители светского населения, в основном жители посадов. Иногда в этой роли выступали крепостные люди знатных бояр - холопы.
В Москве на Ивановской площади трудились дьяки и подьячие, которые за небольшую плату переписывали и продавали тетрадки с текстами. Переписка по-прежнему оставалась трудной, изнурительной работой. Не случайно по завершении книги писец оставлял иногда на полях свои наставления, просьбы, поучения. В целом в XVII веке расширилось жанровое содержание рукописей, что впоследствии сказалось на репертуаре печатных книг. Среди рукописей было много практических руководств.
Прочно вошли в рукописную книжность исторические сочинения. Наиболее традиционными историческими сочинениями были летописи. В конце века возникает бытовая повествовательная литература. В некоторых произведениях
21. Печатная книга в России в XVII в.
На протяжении нескольких десятилетий шел процесс проникновения в церковную книгу элементов светскости, что выразилось в появлении первых печатных книг светской тематики, привнесенных украинской и белорусской книжными культурами. Это были первые азбуки, учебные псалтыри, сборники поучительных чтений на год (прологи), календари. Многие из этих книг переиздавались неоднократно.
Всего за столетие было напечатано 750 названий книг, из них в первой половине века 27 процентов от общего количества. На долю литургических текстов, предназначенных для богослужения, приходится около 85 процентов. Сюда входят служебники, требники, октоихи, триоди, шестодневы.
Появление первых светских книг потребовало иного подхода мастеров к изготовлению изданий, выработке новых форм организационного и творческого характера. Создатели книг впервые знакомились с новыми приемами и способами конструирования книги, её оформления. XVII век - это век зарождения "типографского художества", когда приемы старых русских мастеров сочетаются с элементами новаторства.
В 1630-е годы Василий Федорович Бурцов-Протопопов, "азбучного дела подьячий", начал работу над своей первой "Азбукой". В качестве образца он взял "Азбуку" Ивана Федорова и перепечатал её с небольшими изменениями в 1634 г.
Издание азбук стало постоянной частью деятельности Печатного двора.
Не менее известен был учебник "Грамматика" ученого-философа , общественного и церковного деятеля Мелетия Смотрицкого.
В 1649 г. в русской книге появились гравюры на меди. Ими была украшена книга "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей". В том же, 1649 г., было напечатано "Соборное Уложение" царя Алексея Михайловича - первая печатная книга государственного назначения. Она представляла собой свод законов, юридически оформивших крепостное право на Руси.
В конце XVII века было выпущено несколько учебников нового образца, среди которых особняком стоит цельногравированный "Букварь" Кариона Истомина. Он вышел в 1696 г. и предназначался для узкого круга членов царской фамилии, так как его тираж составлял всего 25 экземпляров.
23. Книга в России в первой половине XVIII в.
Создаются основы промышленности, развивается внутренняя и внешняя торговля, организуется регулярная национальная армия и флот, укрепляются экономические и культурные связи России со странами Запада и Востока. Растет международный авторитет Российской империи.
Быстрое экономическое и политическое развитие сопровождалось бурным ростом национальной культуры, науки, просвещения. Порывая с религиозными традициями прошлого, новая русская культура приобрела ярко выраженный светский характер. Были открыты государственные школы разного типа, доступные для лиц различного социального положения. Создавались научные и культурно-просветительные учреждения.
Издательское дело в первой четверти XVIII в. получило широкий размах. До сих пор оно служило преимущественно нуждам церкви. Петр I лично руководил книгопечатанием и издательским делом, определял тематику изданий, следил за переводом книг и был редактором многих из них. С его именем связано создание русской типографии в Амстердаме, основание Петербургской типографии, введение гражданского шрифта, создание первой русской печатной газеты «Ведомости» и многое другое.
В развитии русской культуры и издательского дела большую роль сыграла реформа русской азбуки, а на ее основе - реформа печати (замена старой кириллической азбуки с ее сложной графикой). К созданию новой азбуки были привлечены такие опытные люди, как известный деятель в области книгопечатания И.А. Мусин-Пушкин, руководитель первой московской гражданской типографии В.А. Киприянов, словолитец Михаил Ефремов. Рисунки нового шрифта были выполнены чертежником и рисовальщиком Куленбахом.
24. Книжное дело в России в эпоху Просвещения (вторая половина XVIII в.)
Вторая половина XVIII в. характеризуется дальнейшим укреплением самодержавного дворянского крепостнического государства, особенно в правление Екатерины II, которая ведет себя как ревностная ученица Вольтера и других французских просветителей. Она разрешает переводить и печатать их произведения, одобряет издание трех томов знаменитой «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера и переводит книгу Мармонтеля «Велизарий», подвергшуюся нападкам французского духовенства.
Политика просвещенного абсолютизма, прикрывающаяся идеей «общего блага», но в действительности стремившаяся подчинить общественное мнение, на первых порах способствовала развитию издательского дела. Уже в 60-е гг. книжная продукция резко возросла, составив к концу 80-х гг. более 400 изданий в год. Исключительную роль в росте книжной продукции и расширении тематики книг сыграл указ о вольных типографиях, опубликованный в начале 1783 г. и повелевавший «не различать типографий для печатания книг от прочих фабрик и рукоделий». Указ давал возможность частным лицам заводить типографии, не испрашивая для этого специального дозволения правительства.
Вторая половина XVIII в. была концом господства рукописной книги в репертуаре чтения русского читателя. На смену старопечатной книге, обслуживающей почти исключительно нужды церкви, утилитарно-прагматическим изданиям петровского времени пришли книги с маркой Академии наук, Московского университета и «вольных» типографий, разнообразные по содержанию, доступные по цене, широко распространяющиеся в столицах и провинциальных центрах Российского государства.
Помимо научной и учебной литературы издавались книги справочные и научно-популярные. На долю французской книги приходится около 1/6 части всех изданий, выпущенных с 1725 по 1800 г. Особенно много переводилось художественной литературы. Большей частью это была увеселительная, развлекательная литература
Во второй половине XVIII в. постепенно складывается особая читательская среда из мелких городских ремесленников, купцов, разночинцев, мелкого чиновничьего люда и т.д.
25. Роль Н.И. Новикова в развитии русской книги во второй половине XVIII в.
«Ревнитель русского просвещения Николая Ивановича Новикова (1744-1808) за его заслуги в развитии русской культуры. В 1769 г. Новиков оставил государственную службу и посвятил свою жизнь делу просвещения.
За время своей издательской деятельности Н.И. Новиков выпустил около десяти с половиной сотен названий книг. Это в полтора раза больше, чем выпущено за всю первую четверть XVIII века. Он популяризовал произведения отечественной словесности, печатал учебно-воспитательную литературу. Под его руководством была основана бесплатная библиотека, а в благотворительных целях он открыл больницу и аптеку.
Начал свою издательскую деятельность Новиков с выпуска сатирических и познавательных журналов («Трутень»=«Пукстомеля», «Живописец», «Кошелек»). Политическая и гражданская позиция редактора и издателя завоевала множество приверженцев. За год было выпущено 53 листа, а скромный первоначально тираж 626 экз. через несколько номеров удвоился.
В духе возрастающего интереса к нравственно-воспитательной и практической литературе был задуман журнал для женщин. По замыслу Н.И. Новикова он был рассчитан на представительниц среднего сословия, в обязанности которых входило в первую очередь воспитание молодого поколения.
Литературный журнал для женского чтения начал издаваться под названием «Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета».
Наиболее плодотворный период в деятельности Н.И. Новикова был связан с типографией университета. Объединив в одних руках производство и сбыт книг, Новиков создал издательско-книготорговую фирму. 12 сентября 1784 г. при деятельном участии «Дружеского ученого общества» была создана «Типографическая компания», получившая согласно указу о вольном книгопечатании экономическую и политическую самостоятельность.
На собранные средства была оборудована новая типография.
Несмотря на успехи, незадолго до появления указа о запрещении вольных типографий, его деятельность подверглась преследованиям со стороны властей.
Человек, столь много сделавший для развития русского книгоиздания и просвещения, был объявлен государственным преступником только на том основании, что его идейные взгляды расходились со взглядами господствующей власти.
26. Книжное дело в России в первой половине XIX в.
В начале XIX века в России продолжается процесс постепенного разложения крепостничества и развития капиталистических элементов в хозяйстве страны. Реформы, проводимые правительством Александра I, коснулись не только промышленности, но и культуры, народного образования, книгоиздания. В первое десятилетие XIX века был принят ряд мер по ослаблению цензуры: был отменен запрет на ввоз иностранной литературы, разрешено открытие частных типографий. Кратковременный период относительной свободы печати дал толчок развитию книгоиздания. В 1801-1805 гг. в России были напечатаны 1304 книги на русском языке и 641 книга на иностранных языках. Таким образом, в это время в России в среднем выходило около 260 книг на русском языке и около 130 книг на иностранных языках: всего немного менее 400 книг в год.
Важную роль в развитии книгоиздания сыграло усовершенствование техники печати, новые изобретения и открытия, внедренные в процесс книгопроизводства.
В 1816-1818 гг. на набережной реки Фонтанки в Петербурге под руководством инженера А.А. Бетанкура была образована Экспедиция заготовления государственных бумаг, включавшая бумажную фабрику и типографию, которая играла значительную роль в совершенствовании полиграфической техники.
Переход к стереотипии, способу получения цельных копий наборной печатной формы, позволял увеличить тираж изданий.
В начале XIX века книги печатались преимущественно в казенных типографиях: Академии наук, Сенатской, Университетской, Синодальной и др.
С 1802 г. в связи с разрешением открывать «вольные типографии» растет число типографий, принадлежащих частным лицам. Если в Петербурге в 1801 г. было всего 12 казенных типографий, то в 1807 г. во всей России было уже 54 казенных и 12 частных типографий.
Еще большее оживление типографского дела началось после издания указа 1807 г. об открытии типографий во всех губернских городах. Создаются типографские предприятия на периферии.
Печатня герцогов Курземских после присоединения Курляндского герцогства к России стала Курляндской губернской типографией, а впоследствии частным издательством. Это была одна из лучших типографий России.
В первой трети XIX века вошли в моду альманахи, так как на этот своеобразный тип издания - что-то среднее между журналом и непериодическим изданием.
Основным способом иллюстрирования книг в первой половине XIX века оставалась углубленная гравюра на металле. Доминировала гравюра на меди, изготовленная в резцовой технике по офортной подготовке. В начале XIX века на первое место выдвигается не «украшение», а «иллюстрация», не виньетка, а «картинка», связанная с содержанием, с идеей, с текстом книги.
Оформление русской книги соответствует тому благородному и сдержанному стилю, который называется русским классицизмом. Менялся и формат книги - он становился больше по размеру.
27. Издатели первой половины XIX в.
В 1801 г. Платон Платонович Бекетов (1761-1836) завел в своем большом доме на Кузнецком мосту типографию со словолитней и книжную лавку. Коммерческая сторона дела была у Бекетова на втором плане. Он стремился издавать высококачественную отечественную книгу. За одиннадцать лет своей издательской деятельности П.П. Бекетов выпустил выше ста изданий. Крупнейшим издателем-меценатом был Николай Петрович Румянцев (1754-1826) , большой любитель и знаток старины. Его ценнейшая библиотека, коллекция рукописей, монет, медалей положили начало Румянцевскому музею.
На средства Н.П. Румянцева было выпущено свыше сорока изданий, которые печатались в отечественных и зарубежных типографиях.
Деятельность русского баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769-1844) как журналиста и издателя началась с сотрудничества в журнале «Утренние часы». В конце 1791 г. И.А. Крылов совместно с артистом П.В. Плавильщиковым, актером И.А. Дмитриевым, критиком и драматургом А.И. Клушиным купил у И.Г. Рахманинова типографию и книжную лавку. Так было организовано издательское предприятие «Типография Крылова со товарищи.
Видным петербургским издателем и книготорговцем начала XIX века был Василий Алексеевич Плавильщиков (1768-1823) брат актера и писателя П.А. Плавильщикова. В 1794 г. на базе типографии, ранее принадлежавшей И.А. Крылову, им было основано издательство.
В 1813 г. Иван Васильевич Сленин (1789-1835) вместе с братом Яковом Васильевичем открыл в Петербурге в Гостином дворе книжную лавку. И.В. Сленин был знаком с будущими участниками декабрьского вооруженного восстания 1825 г., и многие из них были посетителями его книжной лавки.
Видным московским владельцем типографии был Семен Иоанникиевич Селивановский (1772-1835) с1800 г. возобновил свою деятельность в Москве и арендовал Сенатскую типографию. В 1802 г. у него была собственная типография, при которой была организована словолитная мастерская, обеспечивавшая шрифтами многие типографии России. Селивановский придавал большое значение оформлению своих изданий.
Глазунов Матвей Петрович (1757-1830) открыл книжную торговлю в Москве на Спасском мосту еще в конце XVIII века, а затем занялся изданием книги. Его фирма пользовалась репутацией устойчивого предприятия.
Яков Алексеевич Исаков (1811-1881) открыл собственную торговлю в 1825 г. Как издатель Исаков прославился тем, что выпустил серии «Классическая библиотека», «Библиотека путешествий». Школу Я.И. Исакова прошли многие знаменитые книжники второй половины XIX века.
28. Издательская деятельность Смирдина.
Bo многом установлению коммерческих отношений между писателем и издателем, профессионализации писательского труда способствовала деятельность выдающегося петербургского издателя 30-40-х гг. XIX в. Александра Филипповича Смирдина (1795-1857). Смирдин наследовал после смерти своего патрона Плавильщикова его книжное дело и развил широкую книготорговую и издательскую деятельность. Успех Смирдина-издателя начинается с выпуска в 1829 г. «нравственно-сатирического романа» Ф.В. Булгарина «Иван Выжигин». Огромный по тем временам тираж, около 4 тыс. экз., разошелся за три недели. Это был один из первых в России романов, написанных на материале русского быта, и воспринимался поэтому современниками чуть ли не как первый «русский» роман. Процветанию Смирдина содействовало издание поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», имевшей небывалый успех у читателя. В конце 1831 г. Смирдин перевел книжную лавку и библиотеку для чтения в новое роскошное по тем временам помещение на Невском проспекте. Это событие было расценено как резкий скачок в истории русской книжной торговли и даже литературы. Смирдин предпринял также три выпуска сборника «Сто русских литераторов» (1839-1845). Издание предполагалось в 10 томах, но не было завершено!
Смирдин поощрял деятельность русских писателей, выплачивая им высокие гонорары, способствуя тем самым превращению труда писателей в профессиональный труд. Смирдинская «эпоха» впервые делает гонорар закономерным явлением.
В разорении Смирдина немалую роль сыграла группа реакционных литераторов (Сенковский, Греч, Булгарин). Они издавали на средства Смирдина журнал «Библиотека для чтения» (с 1834 г.) и газету «Северная пчела» (с 1835 г.). Покупка «Северной пчелы» обошлась Смирдину слишком дорого и принесла ему лишь одни убытки. В 1842 г. Смирдин разорился.
Во второй половине 40-х гг. Смирдин делает попытку восстановить издательство. Было выпущено массовое издание «Полного собрания сочинений русских авторов». Совершенно разоренный, доведенный почти до нищеты, Смирдин отошел от книжного дела и в 1857 г. умер.
29. Основные направления книжного дела во второй половине XIX в.
Общественный подъем 60-х гг. сказался как на общем росте печатной продукции (по тиражам и названиям), так и на изменении тематики литературы. Хотя в столице издается, как и прежде, много учебников, религиозных книг, беллетристики, однако наблюдается и рост выпуска серьезной социально-экономической и естественнонаучной литературы. Идя навстречу потребностям нового демократического читателя, издательства выпускают в свет произведения выдающихся западноевропейских мыслителей - экономистов, философов, социологов, естествоиспытателей, творчество которых встречало сочувственный отклик в передовом русском обществе. Несколько возрос выпуск литературы по сельскому хозяйству и технике, но удельный вес ее в общей массе изданий был крайне невелик.
Особенность чтения разночинного читателя 60-х гг. - в круг чтения наряду с подцензурными статьями писателей-демократов включаются нелегальные издания, которые оказывают глубокое влияние на формирование мировоззрения шестидесятника, в значительной мере определяют его читательский и гражданский облик. Проникновение в Россию изданий Вольной лондонской типографии, чтение «Полярной звезды», «Колокола», сочинений Герцена и Огарева и других произведений вольной русской зарубежной печати стало знамением эпохи. Впервые до широких кругов читателя дошло бесцензурное печатное слово, страстно зовущее к свободе, к борьбе, к сопротивлению жестоким самодержавным порядкам, господствовавшей в стране полицейско-бюрократической системе.
К концу века значительно уменьшился удельный вес переводной. Основными центрами книгоиздательского дела во второй половине XIX в. оставались Петербург и Москва, за ними шли Киев, Одесса, Харьков.
Конец 80-х - начало 90-х гг. был отмечен значительным ростом типографского дела в России. В 1891 г. в столице империи насчитывалось 149 типографий, в 1895 г. - уже 185. По сравнению с началом 60-х гг. число типографий возросло, таким образом, в 2,5 раза, а по сравнению с началом века - более чем в 7 раз.
30. Издатели второй половины XIX в.
Маврикий Осипович Вольф (1825-1883) открыл собственный книжный магазин, установив торговые связи с издателями Англии, Франции и Германии. Одновременно с открытием книжного магазина он приступил к изданию книг на русском языке. Книгоиздание М.В. Вольфа носило универсальный характер: выпускались научные труды, научно-популярные книги, художественная и детская литература.
Адольф Федорович Маркс (1838-1904) в 1870 г. получил разрешение на издание массового еженедельного журнала «Для семейного чтения», «Нива». Тираж журнала достиг невиданной цифры - 250 тыс. экземпляров, и А.Ф. Марксу пришлось обзавестись типографией, самой крупной в то время. Увеличивая тиражи изданий, Маркс имел возможность снижать цены на книги и таким образом успешно конкурировать с другими издательствами.
Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818-1901) был крупным текстильным фабрикантом. Среди книг, выпущенных Солдатёнковым, переводная литература составляет более 60 процентов названий. Русская культура обязана К.Т. Солдатёнкову изданием переводов многих фундаментальных классических трудов, прежде всего в области гуманитарных наук. Им было издано более тридцати оригинальных трудов русских ученых
Русский книгоиздатель Флорентий Федорович Павленков (1839-1900) Свое первое издание - переведенную им же небольшую книгу «Собрание формул для фотографии» Е. Бертрана, Павленков выпустил в 1863 г. в Киеве. Большой популярностью у читателей пользовались изданные Павленковым собрания сочинений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Г.И. Успенского, а также произведения классиков западноевропейской литературы: В. Гюго, Ч. Диккенса, книги для детей, научно-популярная литература отечественных и зарубежных авторов по физике, зоологии, астрономии, социологии. Павленков подготовил первое в России собрание сочинений А.И. Герцена.
Последним изданием Павленкова, вышедшим при его жизни, был знаменитый «Энциклопедический словарь» - пособие для самообразования. Выпуская книги большими тиражами, Павленков сумел значительно удешевить книгу без ущерба для ее содержания и оформления. Расходы на административно-редакционный аппарат были минимальными за счет того, что он сам читал все предлагаемые рукописи, оценивал их качество, правил, сам читал корректуры, подбирал рисунки, вел переговоры с авторами.
Лонгин Федорович Пантелеев (1840-1919). После ссылки основывает издательство в Петербурге, которое скоро занимает значительное место на книжном рынке. Пантелеев выпускал естественнонаучную литературу, в том числе издания, получившие большую известность, книги по социологии и вместе с тем проявлял интерес к гуманитарным наукам.
Издательство Ольги Николаевны Поповой (1848-1907). Ее издания по общественным наукам, естествознанию, истории и истории литературы занимали заметное место среди книг того периода.
Русский издатель, журналист Алексей Сергеевич Суворин (1834-1912) его издания начали выходить в 1872 г., когда он выпустил «Русский календарь». Успех этого издания побудил его издавать газету «Новое время». В 1878 г. издатель открыл в Петербурге книжный магазин, затем типографию.
К началу ХХ века он издал около тысячи книг универсальной тематики.
Самый крупный русский издатель Иван Дмитриевич Сытин (1851-1934) - Сытин открыл в 1876 г. маленькую литографию. Предприятие имело одну литографскую машину и выпускало лубочные картинки. Картинки для издательства рисовали известные художники В.В. Верещагин, В.М. Васнецов и др. Качество лубочных картинок Сытина было значительно выше, чем у других издателей. С 1890 г. Сытин начал выпускать календари. Издания И.Д. Сытина отличались высоким уровнем полиграфического исполнения, выходили большими тиражами, были предельно дешевы. Издательство учитывало интересы широкого круга читателей. Выпускались учебники и учебные пособия (для начальной школы), научно-популярные книги (серия «Библиотека для самообразования»), детская литература, практические руководства для крестьян и религиозная литература. В период 1910-1915 гг. Сытин выпускает несколько многотомных изданий. В 1916 г. издатель приобрел большинство паев издательства А.Ф. Маркса, в том числе популярный журнал «Нива». Издавал газету «Русское слово» (1897-1917), журналы «Вокруг света» (1891-1917), «Искры» (1901-1916), «Хирургия» (1897-1898) и др. Сытину принадлежали две самые крупные типографии в Москве, оборудованные первоклассной техникой, книжная и газетная, а также ряд книжных магазинов в различных городах. Каждая четвертая книга, выходившая в стране, печаталась в его типографиях.
Издательство Петра Петровича Сойкина (1862-1938) было основано в 1885 г., когда он приобрел в рассрочку маленькую типографию. Главным делом издателя была популяризация естественнонаучных знаний. В своем иллюстрированном еженедельнике «Природа и люди», который издавался на протяжении почти 30 лет, он печатал научно-популярные очерки по астрономии, математике, физике и естествознанию. В приложении к журналу «Природа и люди» Сойкин выпустил целую библиотеку популярной естественнонаучной литературы
Братья Сабашниковы специализировались на естественнонаучных изданиях. На них выросло целое поколение выдающихся русских ученых. Многие из них выпустили свои первые книги в издательстве «М. и С. Сабашниковы».
Позднее профиль издательства стал в основном гуманитарным, выпускались историко-литературные серии. Высшее достижение издательства за всю его историю «Памятники мировой литературы». Всего в этой серии вышло 30 книг.
Гвардии капитан В.А. Березовский понял, что русская армия нуждается в пособиях и руководствах для обучения военному делу, поэтому создает первое в России специализированное издательство по выпуску военной литературы.
После отмены крепостного права П.И. Юргенсон и В.В. Бессель открывают нотные издательства, полагая, что общественный подъем, охвативший все слои русского общества, приведет к расцвету культуры и искусства, в том числе и музыкального.
Центральное место в деятельности Риккера в 1870 г. занимало издание книг, так как в то время Россия нуждалась в оригинальных исследованиях по различным отраслям науки, в том числе и по медицине. Риккер стремился выпускать главным образом капитальные монографические труды по различным отраслям медицины.
Издательство Ильина выполняло заказы по изготовлению военно-топографических и географических карт практически от всех государственных и частных предпринимателей; выпускало атласы России и частей света, глобусы, труды Русского географического общества, учебники по географии, книги о путешествиях, серию исторических романов.
В начале 60-х годов XIX века стали действовать первые нелегальные типографии в которых печатались прокламации, запрещенные в России сочинения А.И. Герцена, Н.П. Огарева и др.
Под руководством революционера-народника Ипполита Никитича Мышкина (1848-1885) была организована типография с целью подпольного печатания революционной литературы. Официально она печатала сначала каталоги и брошюры по уголовным делам
35. Основные направления книжного дела в России в конце XIX—начале XX в.
Значительно возрос в начале XX в. удельный вес печатной продукции, выпускаемой провинциальными городами России. Наиболее крупными центрами провинциального книгопечатания в начале XX в. были Казань, Саратов, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Томск. В 1913 г. накануне империалистической войны в России было издано 34007 книг общим тиражом 118836713 экз. На первом месте - учебники, календари, народные издания и беллетристика. Научная и специальная литература, книги по философии, политической экономии, медицине печатаются крайне ограниченными тиражами.
Успехи русской социал-демократии в конце 90-х - начале 900-х гг., вызванные ростом рабочего движения, общий политический подъем в стране в связи с первой русской революцией вызвал огромный спрос на политическую (преимущественно брошюрную) литературу.
Значительный размах в период революции приняло издание произведений В.И. Ленина.
Разразившаяся летом 1914 г. война привела к сокращению деятельности издательств.
В годы войны буржуазные издательства наводнили книжный рынок разнузданно шовинистической, ура-патриотической литературой.
Общественный подъем в стране, вызванный низложением самодержавия, повысил интерес к марксистской литературе. Между февралем и октябрем вышло более 20 произведений Маркса и Энгельса.
36. Крупнейшие книгоиздатели конца XIX – начале XX века
Самым мощным в стране объединением в области книгоиздания, печатного дела и книжной торговли было товарищество Сытина. В начале XX в. к нему были присоединены типография А.В. Васильева и литография М.Г. Соловьева. В 1913 г. одно из крупнейших лубочных «народных» издательств Москвы «Торговый дом Е.И. Коноваловой» также перешло к товариществу Сытина. Накануне войны 1914 г. к товариществу Сытина была присоединена типография Кудинова, а в годы войны оно приобрело большую часть паев товарищества книгоиздательского и печатного дела А.Ф. Маркса. Сытин выпускал примерно у столько же книг, сколько восемь крупнейших петербургских фирм вместе взятых. Ему принадлежало около 50% лубочной продукции страны.
В конце 80-х гг. XIX в. было основано немецко-русское акционерное издательство «Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон» (энциклопедическая ли-тра).
В 1896 г. Н.С. Цетлин совместно с германской фирмой Мейера организовал книгоиздательское акционерное товарищество «Просвещение». Наиболее интересные его издания - многотомный энциклопедический словарь и дешевая серия «Всемирная библиотека» - собрания сочинений выдающихся русских и иностранных писателей-классиков.
В 1910 г. в Москве возникло издательство «Мусагет». Основателем и редактором издательства был Э.К. Метнер. Издательство выпускало произведения символистов.
На более широкие круги читателей было рассчитано издательство «Шиповник». Его владельцами были С.Ю. Копельман и художник З.И. Гржебин, занимавшийся с 1906 г. издательской деятельностью. Настроенные оппозиционно, на первых порах издатели выпускали историко-революционные сборники, серии открыток на острые социально-политические темы. С 1907 г. издательство стало выпускать альманах «Шиповник
Одним из крупнейших русских издательств конца XIX - начала XX в. было издательство Петра Петровича Сойкина (1862- 1938). Научный характер в сочетании с литературными достоинствами. и доступной ценой - вот основные качества изданий Сойкина.
К прогрессивным просветительным издательствам конца XIX - начала XX в. относится фирма братьев М. и С. Сабашниковых. Начали они в 1891 г. с издания книг по естествознанию, затем выпускали исторические, историко-литературные труды и учебники. Прославила фирму серия «Памятники мировой литературы».
В 1893 г. выступила на издательском поприще писательница и общественная деятельница Ольга Николаевна Попова (1848-1907). Она выпускала лишь ту литературу, которая способствовала развитию общественного сознания в духе передовых современных идей и понятий и на подлинно научной основе. Это прежде всего книги по общественным наукам, истории, праву, философии, педагогике, истории литературы и публицистике. Попова выпустила немало естественнонаучных книг, много книг для юношества и ряд народных изданий
Александра Михайловна Калмыкова (1848-1926) основала в 1890 г. в Петербурге книжный склад и издательство для народных библиотек.
Мария Ивановна Водовозова (1869-1954) для пропаганды марксизма и борьбы с народническими теориями вместе с мужем, видным экономистом Н.В. Водовозовым, основывает в 1895 г. издательство. Оно выпустило немногим более 20 книг - произведения первых русских марксистов, книги, раскрывающие положение рабочего класса на Западе, работы по политической экономии, истории народного хозяйства, истории древнего мира.
В Петербурге в 1901 г. возникло издательство Марии Александровны Малых (1879-1967). Марксистскую литературу М. Малых издавала в серии «Современная научно-образовательная библиотека» (60 назв.). С 1905 г. а смену этой серии приходят серии «Пролетариат», «Научное миросозерцание» и т.д. М.А. Малых издает много «идейной беллетристики». В 1909 г., спасаясь от судебной расправы, М.А. Малых эмигрировала в Швейцарию. Ее книжный склад и типография были конфискованы. В дальнейшем она также занималась литературно-издательской деятельностью.
К группе либеральных издателей-меценатов, поддерживавших революционные издательские начинания и выпускавших марксистскую книгу, принадлежит известный на юге России мукомольный фабрикант Н.Е. Парамонов, основавший в 1903 г. в Ростове-на-Дону издательство «Донская речь».
Одним из наиболее значительных прогрессивных издательств конца 90-х - начала 900-х гг. было издательство «Знание» (паевое товарищество писателей - ставило своей целью оградить авторов от эксплуатации издателей).
Издательство «Парус» выпускало у книги отдельных русских и иностранных авторов. Выходили книги для детей, преследующие цели нравственного, эстетического и гражданского воспитания.
37. Книжное дело в Советской России в 1917-1921гг.
Издание общественно-политических книг
Сосредоточение в руках государства основных издательских средств, образование Госиздата и системы советских государственных и кооперативных издательств способствовало улучшению тематики и повышению качества книг.
Первыми советскими изданиями были и ленинские Декреты о мире, о земле. Издательства выпускали речи вождей революции, листовки, литературу для армии, боевые плакаты, брошюры по кооперации, антирелигиозную литературу.
Издание технических и естественнонаучных книг
Политика партии была направлена на поднятие технического уровня республики до уровня развитых капиталистических стран как необходимое условие для построения социализма.
Издание художественной литературы
Художественной литературе В.И. Ленин отводил большую роль в идейном воспитании трудящихся. В период гражданской войны ее выпускали почти все издательства. Было начато выявление литературного наследства писателей, установление правильных текстов, освобождение произведений от цензурных и редакторских искажений
Издание детских и юношеских книг
Несмотря на трудности военного времени молодое Советское государство заботилось об издании книг для детей. В первые годы Советской власти получили распространение серии, предназначенные для школы и семьи. Так, книгоиздательство писателей в Москве выпускало серию «Народно-школьная библиотека», издательство «Юная Россия» - серию «Библиотека для семьи и школы», Госиздат - серию «Библиотека детского чтения».
Издание книг на языках народов СССР
К организации национальной печати уже в годы гражданской войны приступил Народный Комиссариат по делам национальностей. При нем были созданы Отдел печати и Отдел издательств. Свои отделы по просвещению и печати имел армянский, белорусский, еврейский, латышский, литовский, мусульманский, польский, эстонский и другие национальные комиссариаты.
38. Книжное дело в СССР в 1921-1930 гг.
Организация издания книг на языках народов СССР
В целях содействия общественно-политическому и культурному развитию трудящихся всех национальностей Советского Союза решено было создать при Центральном Исполнительном Комитете СССР единое Центральное издательство народов Союза ССР (Центроиздат).
Центроиздат был создан 13 июня 1924 г. при ЦИК СССР путем слияния Восточного и Западного издательств. На него возлагалась задача издавать периодическую и непериодическую общественно-политическую, научную и учебную литературу на национальных языках.
Издание общественно-политических книг
Расширение и углубление пропаганды марксизма-ленинизма требовало упорядочения и улучшения издания произведений основоположников марксизма-ленинизма. Создаются два научных центра по собиранию, изучению и публикации произведений классиков марксизма-ленинизма - Институт Маркса и Энгельса (1921) и Институт В.И. Ленина (1923).
Издание технических и естественнонаучных книг
В январе 1923 г. Издательский отдел ВСНХ был преобразован в Государственное издательство технической литературы. Гостехиздат работал очень оперативно, откликаясь на все задачи, возникавшие в области развития промышленности. Он выпускал книги и журналы по технической политике партии и государства, по электрификации страны, по индустриализации в целом и развитию отдельных отраслей тяжелой промышленности. В его изданиях отражены важные задачи того времени - режим экономии, использование дешевых видов топлива, снабжение промышленности сырьем.
Издание энциклопедий и справочников
Старые энциклопедии тенденциозно, с буржуазной точки зрения трактовали исторические, философские, политические и эстетические вопросы, во многом устарели по фактическому материалу. Необходимы были новые советские энциклопедии, основанные на марксистско-ленинской методологии, партийные, широко освещающие современность.
В 1925 г. Центральный Исполнительный Комитет СССР принял решение о выпуске многотомного энциклопедического справочника - Большой Советской Энциклопедии.
Издание сельскохозяйственных книг
В связи с исключительным вниманием партии и правительства к работе в деревне в 1922 г. создаётся издательство «Новая деревня» из прежнего издательства Наркомзема. Основная серия «Сельская библиотека» была рассчитана на только что научившихся читать крестьян и имела целью поднять культуру земледелия.
Издание художественной литературы
Улучшению издания художественной литературы способствовало постановление ЦК РКП (б) о политике партии в области художественной литературы, принятое 18 июня 1925 г. Наряду с «Дешевой библиотекой классиков» широкую известность приобрели серии «Универсальная библиотека» (произведения советских и зарубежных авторов), «Русские и мировые классики», «Библиотечка Демьяна Бедного». Среди книг для крестьянства, выпускаемых Госиздатом, более 40% занимала художественная литература.
39. Книжное дело в СССР в 1930-1964 гг.
В 30-е годы доминирующее положение по объему выпуска занимало издание общественно-политической и социально-экономической литературы. К концу десятилетия на ее долю приходился 41 процент тиража всех изданных в СССР книг и почти столько же по количеству названий. Огромными тиражами публиковались произведения классиков марксизма-ленинизма, а также книги, посвященные их популяризации и интерпретации.
Во второй половине 30-х годов увеличился выпуск исторических трудов. Этому способствовало принятие постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР» (1934).
Большую роль в издании научно-технической литературы сыграло решение ЦК ВКП(б) «О постановке производственно-технической пропаганды» (1931). Сразу же заметно активизировался выпуск учебников и монографий, освещающих новейшие достижения науки и техники, стали выходить массовые брошюры, технические плакаты и листовки.
В огромных масштабах выпускалась литература, посвященная стахановским методам работы. За 1935-1937 гг. вышло 2960 названий книг по стахановскому движению общим тиражом 41 млн. экз.
Выпуск учебной литературы резко возрос с введением в 30-е годы всеобщего начального, а затем и семилетнего обучения. Издавались сотни миллионов экземпляров учебников
За годы Великой Отечественной войны книжному делу был нанесен значительный урон. Если в 1940 г. в стране было выпущено 46 тыс. названий книг тиражом 462 млн. экз., то в 1945 г. всего 18 тыс. названий тиражом 298 млн. экз. Пострадали издательские, полиграфические и книготорговые предприятия, часть из которых была разрушена, а другие пришли в упадок из-за недостатка финансовых средств, оборудования, кадров и т.д.
Организационные основы советской издательской системы претерпели значительные изменения. Существовавший еще до войны ОГИЗ объединял далеко не все издательства и только ведущие полиграфические предприятия Москвы и Ленинграда. В 1946 г. ОГИЗ стал союзным учреждением, а в 1949 г. был преобразован в Главное управление по делам полиграфии, издательств и книжной торговли, на которое было возложено руководство отраслью независимо от ведомственной подчиненности предприятий. Дальнейшая централизации управления народным хозяйством привела к тому, что Главполиграфиздат в 1953 г. вошел в состав Министерства культуры СССР.
К середине 1950-х годов полиграфическая промышленность (без ведомственных типографий) насчитывала 4573 предприятия, в том числе 4282 районных и городских, 155 областных и краевых, 117 республиканских и 19 союзных. Наряду с увеличением количества типографий увеличивались мощности действовавших.
Во второй половине 1950-х годов вступают в строй мощные по тем временам полиграфические комбинаты в Калинине, Ярославле, Саратове, Минске, Ташкенте, фабрика красочной печати в Киеве, что позволило увеличить полиграфические мощности к 1960 г. в сравнении с 1955 г.: по книжно-журнальной печати - с 14 до 18 млрд. листов-оттисков, по печати красочно-изобразительной продукции с 4 до 12 млрд. краскопрогонов.
Новая волна увеличения количества названий началась после смерти Сталина. В 1954 г. рост составил 22 процента и продолжался далее вплоть до 1962 г., когда вышло более 79 тысяч названий. За десятилетие с 1950 по 1960 г. произошло увеличение числа названий на 77 процентов, общего тиража - на 51 процент, общего объема (листажа) книжной продукции - на 37 процентов.
40. Становление централизованной системы книгоиздания в СССР
За годы Советской власти была создана разветвленная система издательств различного типа. Проблемы типизации издательств находились постоянно в центре внимания партийных и советских органов, на каждом этапе развития советского книжного дела регулирующих процессы книгоиздания и книгораспространения. Для истории книжного дела в СССР характерно сочетание принципов централизации и децентрализации, представляющих диалектическое единство процесса совершенствования форм и методов организации и руководства всем книжным делом в стране. Наряду с крупными отраслевыми, типизированными издательствами в СССР на различных этапах существовали объединения универсального типа - Госиздат, ОГИЗ, ОНТИ, выполнявшие одновременно и функции руководящих органов. В целях дальнейшего совершенствования и улучшения руководства с учетом требований момента создавались более совершенные органы управления - Главполиграфиздат, Главиздат, Госкомиздат. Сочетание принципов централизации и децентрализации позволяет более гибко и своевременно решать задачи книжного дела, улучшать выпуск книг, их содержание, оформление, увеличивать тиражи изданий, повышать их качество.
41. Книжное дело в период ВОВ
Общее состояние книгоиздательского дела
Советские издательства, как и все народное хозяйство страны, оказались в тяжелом положении. Большая часть издательств в западных и юго-западных областях СССР, захваченных немецко-фашистскими оккупантами, прекратила свое существование. Основная часть издательских работников, авторских кадров ушла в армию. Работа издательств была перестроена на военный лад. Задача состояла в том, чтобы при резком сокращении материальных ресурсов, при значительно меньшем числе работников обеспечить книгой, брошюрой, листовкой, плакатом Советскую Армию и Флот, героических тружеников тыла.
Под руководством и при неустанной заботе партии и Советского правительства издательства продолжали в тяжелых условиях снабжать фронт и тыл необходимой литературой.
Издание общественно-политических книг
Политическая литература стояла на первом месте в книжной продукции военных лет. Она сыграла выдающуюся роль в сплочении трудящихся вокруг партии и правительства для отпора врагу, в укреплении дружбы народов Советского Союза, морально-политического единства народа.
Издание военных и военно-технических книг
Основную массу военной книги выпускало Государственное военное издательство. Для командного состава издавались книги по стратегии и тактике, снабжению армии, взаимодействию войск различных типов, подготовке военных кадров и др. Для рядового состава армии издавались практические руководства по ведению боевых операций и пр.
Издание технических и естественнонаучных книг
Главное внимание издательства уделяли производственно-технической литературе, выпуску брошюр для новых кадров промышленности, заменивших у станков ушедших на фронт квалифицированных рабочих.
Издание художественной литературы
Основную массу изданий художественной литературы в период войны составляли произведения советских писателей - романы, повести, рассказы, очерки, стихи. Особенно популярен в это время очерк, рисующий образ советского воина - носителя самых передовых идей, эпизоды героической борьбы советского народа с фашизмом, жизнь и борьбу партизанских отрядов, повествующий о беззаветной храбрости людей, действовавших в тылу врага по заданию партии.
42. Реформа книжного дела в 1964 году
43. Состояние книжного дела в 1964-1990-е годы
В рассматриваемый период было проведено несколько крупных исследований потребителей книжной продукции. Были выделены и охарактеризованы группы читателей. Активные читатели, основную массу которых составляла интеллигенция, в наибольшей степени страдали от дефицита книг. Активизация социальной жизни во второй половине 1980-х годов пробудила интерес к истории страны, политике и перевела определенные слои пассивных читателей в активные. По некоторым сведениям не читали книги 4 процента населения, 10 процентов читали очень редко, 10 - не имели домашних библиотек, 30 - не посещали книжных магазинов.
В 1960-е годы были изданы произведения, которые по-новому раскрывали исторические события, отражали некоторые отрицательные стороны жизни страны. Вскоре после смерти Сталина читатели получили издания произведений А. Ахматовой, М. Зощенко, И. Бабеля и др. К концу 1960-х годов период переосмысления ценностей, исканий, романтики заканчивается. Характерной чертой культуры 1970-х годов было повышение спроса на произведения привычного круга авторов. В течение десяти лет, предшествовавших «перестройке», социологи чтения фиксировали из года в год практически один и тот же набор наиболее читаемых авторов: Ф. Абрамов, Ю. Бондарев, М. Булгаков, В. Белов, В. Быков, А. Иванов, В. Пикуль, В. Распутин, Ю. Трифонов, В. Шукшин.
Демократизация жизни общества в конце 1980-х годов сделала возможным издание произведений авторов, ранее неугодных властям. Исследования чтения, проведенные в 1988-1990 гг., отразили иной состав наиболее популярных авторов: А. Бек, В. Гроссман, Ю. Домбровский, В. Дудинцев, А. Платонов, А. Рыбаков, А. Солженицын и др. Большой интерес вызывали исторические работы, в которых по-иному оценивался пройденный страной путь.
В 1987 г. впервые в советской издательской практике был проведен эксперимент по формированию издательского репертуара в прямом соответствии со спросом.
Крупнейший издательский проект - выпуск 200-томной «Библиотеки всемирной литературы» (издательство «Художественная литература» в 1967-1977 гг.).
В 1973 г. по решению Госкомиздата СССР для пополнения фондов массовых библиотек начался выпуск «Библиотечной серии», книги которой предназначались для реализации только библиотекам.
С целью получения сырья для производства бумаги был задуман и реализован эксперимент по продаже дефицитных изданий на талоны, свидетельствовавшие о сдаче определенного количества макулатуры, из которой должна была производиться бумага.
Взлет популярности переживала во второй половине 1980-х годов публицистика. Издание учебной литературы всегда находилось под пристальным вниманием партийно-правительственных органов. За годы советской власти страна достигла больших успехов в образовании граждан. С конца 1970-х годов началось сокращение количества научно-технических изданий, что снизило обеспеченность специалистов информацией.
Считалось, что до 1982 г. СССР занимал первое место в мире по выпуску переводных изданий, однако большинство переводов было с языков народов СССР и социалистических стран.
Развивается искусство оформления издательской продукции, растет выпуск книг с иллюстрациями.
Современная электронная техника внедрялась в издательские процессы недостаточно быстро. В 1980-е годы некоторые издательства начали применять автоматизированные системы переработки текстовой информации с использованием компьютерной техники.
В 1960-1970-е годы основными направлениями развития полиграфии стали офсетный способ печати, фотонабор, автоматические поточные линии.
Отрасль нуждалась в свободном предпринимательстве, в освобождении от идеологического и экономического диктата со стороны государственных органов.
44. Книжная торговля в России в 1990-е гг.
В первой половине 1990-х годов отечественное книжное дело пережило коренные изменения. На смену идеологическому диктату, государственному монополизму, командно-административной системе управления пришла свобода предпринимательства, конкуренция. Развитие рыночных отношений стимулирует предпринимателей к поиску новых форм и методов работы на книжном рынке, совершенствованию изучения спроса покупателей книг и тщательному учету его в деятельности предприятий. Вместе с тем в книжном деле возникают и обостряются новые проблемы, вызванные сложностями перехода к рыночной экономике: сокращается выпуск книжной продукции, наблюдаются диспропорции в тематическом составе ассортимента книг, растут цены, что с учетом снижения доходов основной массы населения приводит к сокращению круга покупателей.
Плюсы и минусы существования книги в условиях рыночной экономики еще предстоит понять. Бесспорным является лишь тот факт, что на пороге ХХI века книга продолжает занимать важное место в жизни человека и общества.
Перспективой развития оптовой книжной торговли в нашей стране является образование мощных концернов. В этом направлении идет процесс создания крупных оптовых предприятий при ведущих издательствах («Терра», «Дрофа» и др.) и межиздательских оптовых структур. Однако этот процесс еще не начал оказывать определяющего влияния на положение оптовой книжной торговли. Неудовлетворительное состояние оптового звена является одной из основных причин того, что до 50 процентов всех книг государственных издательств и до 70 процентов негосударственных продаются в центральном регионе. Такая концентрация способствовала насыщению и усилению конкуренции на книжном рынке центрального региона и снижению книгообеспеченности периферии.