Рефетека.ру / Культура и искусство

Реферат: Роль библиотек в современном обществе

Роль библиотек в современном обществе

Реферат по предмету информационная культура.

Выполнила: студентка Ропперт Ж.В.

Иркутск 2006

Введение.

Библиотека – что это?

Существуют сотни определений библиотек, но полностью их сущность всё равно не охвачена. Причины в том, что речь идет о самых универсальных учреждениях из всех созданных человеком. Их богатство и значение росли по мере того, как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат «всё» и имеют отношение «ко всему», призваны оказывать помощь и содействие «кому угодно» и «в чем угодно», человеку – в любом возрасте и в любом состоянии, здоровому и больному, свободному и заключенному, зрячему и незрячему. В библиотеках – все знания, накопленные поколениями разных народов на долгом историческом пути: о живом и мертвом, о микромире и о галактиках.

Чего у них пока недостаточно – это того, что самим человеком не познано, например точных данных о том, где находятся границы Вселенной и когда мир прекратит существование, что будет после этого. Отсутствуют среди богатств библиотек и определенный ответ на вопрос, для чего человек появился на Земле (зачем он создан Господом из «праха земного» - по Библии).

В библиотеках представлено то, что А.И.Герцен назвал духовным завещанием одного поколения другому. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась, - писал он.- Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная аутография, которая называется всемирной историей. Но в книге - не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она - программа будущего. Итак, будем уважать книгу!»

Сама же библиотека, по словам великого мыслителя и демократа, это - «открытый стол идей, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет; это - запасный магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост».

В поэтической форме нетленный характер и значение библиотек выразил И.А.Бунин:

Молчат гробницы, мумии и кости,Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

Ныне письмена приобрели много новых форм, которые облегчают их хранение и передачу на расстояние. Но всё равно их необходимо воспринимать через зрение, а также слух. И библиотека обретет новые разновидности. Но всё равно, её содержание в образном, общедоступном, традиционном смысле - это Книга. Недооценивать библиотеку - значит игнорировать Книгу: чудо из чудес, созданное Человеком.

И если люди в чём-то ошибутся и окажутся в несчастье, то «когда-нибудь этому настанет конец. И человечество оглянется в растерянности. И, углубившись в себя, задумается о целях, предназначениях своего пути. И будет искать ответ в заброшенной и огрубевшей, заросшей чертополохом, как поле, слишком долго лежавшее под паром, душе своей. И не найдёт ответа. И тут ответ ему даст книга. Книга, которую человек презрел и зашвырнул. Книга, странный плод мечтаний, и не нужная никому рухлядь; книга, такая тусклая рядом с «золотой действительностью». Книга, которая считалась умершей; книга, старый дешёвый хлам; книга, источник всякой жизни. Книга, которая измерила параллели и меридианы души человеческой, вторглась в глубины мозга, унося давние поколения в высочайшую высоту и в самую дальнюю даль. Книга – это манна небесная, способная накормить толпы; пища, которой, чем больше ешь её, тем больше становится; волшебный хлеб, дающий сытость голодным, богатство нищим, силу немощным. Книга, благодаря которой любой может стать банкиром, Крезом знаний, миллионером мыслей».[1]

Глава 1

Великая библиотечная держава.

ХХ век позади. За десять лет до его окончания Россия – в традиционном понимании этого слова – в очередной раз сменила общественный строй, а заодно и географические границы, потеряв при этом четверть территории и половину населения. Ученые и писатели ищут ныне то определение, которым можно было бы окрестить ушедший век в целом.

В России ХХ век включает ряд исторических периодов, ограниченных революциями, войнами и другими событиями, в основном трагического характера, с миллионами жертв.

Образно эта сторона века охарактеризована и многими поэтами.

Например, в начале столетия:

Двадцатый век… Ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла.

Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла.

Александр Блок

В конце его:

Я устал от двадцатого века,

От его окровавленных рек.

И не надо мне прав человека,

Я давно уже не человек.

Владимир Соколов

Сегодня, даже трудно представить, какой была бы наша страна и все сферы жизни в ней, материальной и духовной, если бы её путь был плавным, спокойным, благоприятным для созидания и творчества, в том числе и для развития библиотек. На деле же их сеть росла, а затем сокращалась, множество библиотек погибло, однако вслед за этим, блюдя традиции многовековой «книжной премудрости», народ создавал новые библиотеки.

Отчет истории нынешней сети этих учреждений ведется с начала советского периода. Это и верно, и неверно. Советский строй воспринял от дооктябрьской России значительную сеть библиотек, особенно крупных научных и публичных, а также личных. И хотя были допущены – вследствие национализации библиотек частных и церковных – большие потери произведений печати, библиотечное дело всё же развивалось на созданной в прежние эпохи основе. В этом процессе принимало участие и значительное число специалистов отрасли, которые были обучены и воспитаны ранее. Но кем бы библиотеки ни были учреждены, на них затрачивались народные средства. И библиотеки способствовали тому, чтобы общество стало грамотным и поднялось к вершинам научного и технического творчества, созидая новые духовные ценности.

В годы советской власти библиотечное дело, став составной частью культурно-образовательной и национальной политики, обновлялось и развивалось на новых идеологических началах.

Сеть библиотек выросла многократно - до 300 и более тысяч; в их фондах было накоплено около 5 миллиардов книг и брошюр. К тому времени, когда у нас началось выполнение этой задачи, она была решена лишь в немногих государствах – нескольких европейских и США.

Сказанное происходило в условиях весьма многонациональной и многоконфессиональной страны. При этом более чем для 40 народов была впервые создана или усовершенствована письменность. Библиотеки получили развитие во всех республиках – союзных и автономных, и не только в городах, но и на селе; они стали играть большую роль в различных сферах жизни – ликвидации неграмотности, проведении социальных, культурных и экономических преобразований.

В советское время было и то негативное, что во многом определяло деятельность библиотек: диктат Коммунистической партии, единые идеологические установки, цензура, временами жестокая. Но в библиотеках имелись и широко использовались десятки миллионов единиц естественнонаучной, технической, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы. Фонды массовых библиотек на 50-60 процентов состояли из художественной литературы, в том числе произведений многих величайших писателей России и других стран.

Цензура, жесткий контроль за составом распространяемых в обществе произведений письменности, а позднее – печати, существовала во всем мире в течение столетий, даже тысячелетий. Особенно жесткой стала цензура после возникновения книгопечатания. Она господствовала и в России на протяжении веков, с перерывами только на время революции 1905 года и на период с марта по май 1917 года.

Вообще история книжного дела на Руси, в России, в СССР – это история гонения на печать, цензуры церковной, светской, государственной и партийной. В этих условиях и развивалось печатное слово, создавались библиотеки, обслуживались читатели. Основная масса фондов нынешних библиотек – это ведь то, что было накоплено до начала 90-ых годов нашего века, в цензурную эпоху, в том числе и известная доля отечественных и зарубежных изданий, вышедших в свет до 1917 года в крупных библиотеках.

Ко второй половине ХХ века вопрос о цензуре в аспекте человеческих свобод стал признанной на международном уровне проблемой.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, цензура у нас отменена.

Вряд ли существует страна, в истории которой в прошлом отсутствовали бы какие-либо периоды, события, явления, деяния негативного характера.

Но принято гордиться лучшим, что было в прошлом. Этому соответствует мудрая английская поговорка :«Right or wrong – my country».[2]

В 90–е. годы в российских библиотеках произошли большие изменения. Человеческая личность освободилась от многого, что ее стесняло

Советский режим покинул историческую сцену, куда вступил под звуки фанфар.

Окончательная оценка советского этапа библиотечного развития, как и соответствующего периода истории нашей страны, - дело будущего. Но сегодня не следует ни идеализировать его и сожалеть, что он остался в прошлом, ни рисовать всё, что было тогда, одними черными красками.

Политические перемены - устранение цензуры - создали благоприятные условия для деятельности библиотек, что совпало и с общими тенденциями развития этих учреждений во всем мире.

Библиотеки получили у нас значительную свободу деятельности. Созданы условия для самоорганизации и самодеятельности их сотрудников. Получает развитие их содружество с собратьями по профессии из других стран. Появились возможности для включения библиотек в глобальную библиотечно-информационную систему.

Произошли изменения и в типологии библиотек. Понятия, направления, виды деятельности, укоренились в библиотечном деле России.

Глава 2

Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий.

В последнее десятилетие и в профессиональных кругах, и в общественном мнении доминируют два противоположных тезиса о происходящем в библиотеках.

Тезис первый – библиотеки в России гибнут.

Тезис второй – библиотеки в России активно развиваются.

Едва ли такие объективные критерии и методы анализа деятельности библиотек, используя которые можно было бы поставить короткий и понятный всем диагноз тому, что же, действительно, происходит сегодня в российских библиотеках?

Современная библиотековедческая наука выработала достаточное количество и таких критериев, и таких методов. Но даже самым добросовестным образом используя весь этот инструментарий, простой, однозначной, понятной и разделяемой всеми оценки получить не удастся.

Развитие библиотечного дела и библиотечного обслуживания в России в 1990-е годы отмечено серьезными противоречиями – несомненными достижениями на одних направлениях и потерями на других, активизацией одних библиотек и затуханием других.

Но ведь это не только в библиотеках – всё в России до предела противоречиво.

Не так давно один наш известный политик сказал что-то вроде того, что, анализируя происходящее у нас, строя прогнозы и принимая политические решения, надо постоянно иметь в виду: Россия – это одновременно Европа и Азия, Запад и Восток, Север и Юг, страна очень богатая и в то же время очень бедная, ещё тоталитарная, но уже демократическая, по-прежнему закрытая для мира, но и открытая до незащищенности, с высокими технологиями и в то же время отсталая, высокоразвитая и развивающаяся.

Наши библиотеки существуют именно в такой крайне неоднородной, ни на кого не похожей стране и отражают происходящее в ней. Закономерно, что у нас есть библиотеки слабые, умирающие, не отвечающие никаким, даже самым заниженным, требованиям.

В последние годы мы стали свидетелями того, как сильно меняются представления о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их роли в политической жизни, развитии демократии, местного самоуправления, рыночной экономики, формирования глобального информационного пространства. Эти представления претерпевают изменения одновременно и на профессиональном, и на правительственном, и на обывательском уровне.

Происходит эволюция социальной роли библиотек. К традиционным функциям просветительского характера, сохранения и приумножения культурного наследия добавляются функции информационных центров, предоставляющих доступ к национальным информационным сетям и банкам.

Меняются традиционные внутрибиблиотечные технологии, формы библиотечного обслуживания населения, характер взаимодействия с органами власти, различными социальными группами.

Закономерно и то, что по сравнению с другими учреждениями культуры в России именно на библиотеках реформы отражаются наиболее сильно и драматично, качественным образом меняя их роль в обществе, расширяя предъявляемые к ним требования. Библиотеки в наибольшей мере зависимы от изменений в окружающей их среде – состояния книгоиздания, книгораспространения, развития информационной сферы и телекоммуникаций, работы почты и транспорта, таможни, но главное, - от изменений в структуре общества, снижения уровня жизни значительной его части, появления новых сфер занятости и новых социальных групп с информационными потребностями.

Только библиотеки стремятся отслеживать весь национальный репертуар печати, приобретают выходящие в стране издания, чтобы предоставить их в общественное пользование.

Библиотеки выдвинулись в число тех немногих социальных институтов, которые берут на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства регионов такой огромной страны.

В нынешний момент обществу нужны новые практические и фундаментальные знания, достоверная, оперативно получаемая информация. Потребность в этом может быть удовлетворена только через государственные и муниципальные общедоступные библиотеки, поскольку библиотека осталась единственным учреждением, предоставляющим доступ к культуре, знаниям и информации бесплатно.

С конца 1980 года, востребованость в библиотеках заметно возросла. При значительном сокращении сети других учреждений культуры, библиотеки приняли на себя функции культурных центров, организующих досуг людей.

По данным на 1 января 1999года, библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек

Крупнейшими в стране являются две имеющие статус национальные библиотеки Российской Федерации - Российская государственная библиотека в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге, а также Библиотека Российской академии наук. Все три библиотеки относятся к сонму мировых библиотечных гигантов.

Наиболее обширна и разветвлена сеть публичных библиотек, в которую входят девять библиотек федерального ведения:

Российская государственная библиотека;

Российская национальная библиотека;

Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. Рудомино;

Государственная публичная историческая библиотека;

Государственная общественно-политическая библиотека;

Российская государственная библиотека по искусству;

Российская государственная юношеская библиотека;

Российская государственная детская библиотека;

Российская государственная библиотека для слепых.

Частью этой сети являются 282 центральные библиотеки всех 89 субъектов Российской Федерации.

В системе высшего и среднего специального образования имеются примерно три тысячи библиотек университетов, академий, институтов, школ, колледжей.

В системе общего образования действуют более 63 тысяч школьных библиотек.

Крупная сеть исследовательских библиотек создана Российской академией наук. Она включает 375 библиотек.

В советский период каждое отраслевое министерство (здравоохранения, сельского хозяйства и т.д.) создало свою сеть специализированных библиотек, которую возглавляла центральная отраслевая библиотека. Научно-методическим центром для всех библиотек являлась Государственная публичная научно-техническая библиотека СССР, с универсальными фондами по науке и технике.

Одной из крупнейших библиотек мира в своей сфере является Всероссийская патентно-техническая библиотека

Для обслуживания высших органов государственной власти созданы Библиотека Президента Российской Федерации и Парламентская библиотека Российской Федерации.

Разветвлённой сетью библиотек располагают Министерство обороны РФ и другие силовые ведомства.

Библиотеки России, по сути, представляют собой целостный единый организм и традиционно взаимодействуют друг с другом, а также с зарубежными библиотеками, при необходимости обмениваясь документами и информацией о них.

Практически каждая отрасль народного хозяйства имеет центральное книгохранилище на федеральном уровне.

В отличие от других стран государственный библиографический учет российской печатной продукции ведут не национальные библиотеки, а специализированное библиографическое учреждение - Российская книжная палата (РКП). Она издает текущие указатели и ежегодники выходящих книг, журнальных и газетных публикаций, нотных изданий, географических карт. С 1994 года российская национальная библиография выпускается на CD-ROM.

Из-за того, что наука в СССР развивалась в основном не в университетах, а в специальных научно-исследовательских институтах, вузовские библиотеки России гораздо беднее и несопоставимы по своему значению с западными, поскольку они изначально были ориентированы в основном на учебный процесс и никогда не были открыты для широкой публики.

В силу этого и некоторых других обстоятельств каждая из территорий, составляющих ныне Российскую Федерацию, имеет одну открытую для всех центральную региональную библиотеку с универсальным фондом, включающим и основной репертуар научной литературы. По типу и по составу коллекций такие библиотеки представляют собой сочетание публичной и академической библиотеки в западном понимании, что-то вроде

общенациональной мини – библиотеки.

Многие административные центры краев, областей и районов открывали специальные библиотеки отдельно для детей и отдельно для юношества. Основной упор делался на специфику работы с этими категориями читателей.

Экономические реформы вызвали уменьшение общей численности библиотек.

Больше всего пострадали партийные, профсоюзные и научно-технические библиотеки. Во многих случаях эти библиотеки были полностью приняты на бюджетное финансирование органами культуры, либо их книжные фонды были переданы в публичные библиотеки.

Глава 3

Новые технологии в библиотечном деле.

Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение её источников, поскольку эти обе задачи вбирают в себя почти все остальные. Библиотекаря же всё чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом, навигатором в океане информации, удваивающейся количественно каждые восемь лет.

Входящая в третье тысячелетие современная библиотека- это уже не только книгохранилище, но и своеобразный электронный архив. Это единственное место на земле, где предоставляется доступ к информации и на традиционных носителях, и в электронном виде. Онлайновое обслуживание удаленных пользователей библиотек так же, как и предоставление информации из удаленных источников, в библиотеках западных стран стало нормой.

Что произойдет с библиотеками в условиях интеграционных процессов? Будут ли наши учреждения включены в единую международную систему? На этот вопрос трудно дать точный ответ и тем более вряд ли возможно указать какие-то, хотя бы приблизительные сроки.

Начнем с того, что технологические предпосылки для этого уже существуют, и подобный процесс идет – особенно в развитых странах. Наша страна переживает тот же процесс.

Библиотеки все больше и больше будут насыщаться техникой. Здесь ещё произойдут резкие повороты и скачки. В России ныне совершается переход от стадии, когда многие библиотеки, особенно сельские, не имеют даже телефона, не говоря уже о множительной технике, к стадии включения этих учреждений в информационные системы, в том числе – глобальные.

Чем только, технически и технологически, не обеспечивается в библиотеках серьёзный читатель! Находясь в стенах одной из них, он может обращаться к богатствам других и пользоваться электронной доставкой нужных ему источников; к его услугам - машиночитаемые базы данных. Он может работать с компьютером и получать копии материалов - как в печатной, так и в электронной версиях. Крупная библиотека способна обеспечить переводами читателя с одного языка на другой. Особые условия все чаще создаются для специфических категорий пользователей – возрастных, с физическими недостатками и т.д.

Каковы же социальные последствия новшеств? Уже сегодня они позволяют сделать для посетителей то, что находится в так называемом виртуальном мире. Из учреждения, которое обеспечивало доступ к знаниям, закрепленном на материальных носителях и хранящихся на полках, библиотека превращается в полноправного совладельца информационных богатств других учреждений, а ее сотрудники – в собственников знаний, подлинных крезов.

Это привело к изменению состава библиотекарей по специальностям. Появляется много новых профессий, меняется структура учреждений, формы и методы управления им. Во всем этом большую роль играют как электроника и автоматикой, так и педагогические и психологические подходы.

Успешно шествует по планете Интернет. Интернет – продукт человеческого гения, являясь глобальной системой, создает новый информационный климат на планете, олицетворяет свободу слова, плюрализм, дает возможность широкого обмена мнениями между отдельными людьми и между народами. Отмечается и большое значение Интернета как средство образования, научно - технического и экономического прогресса, а в политическом отношении – как символа демократии. Интернет – этап в развитии самого человека.

Для библиотек Интернет создал и продолжает создавать, расширять условия для использования их справочного и энциклопедического потенциала. То, что до сих пор требовало огромных усилий по поиску источников информации и баз данных в почти дух сотнях существующих стран и тысячах мест – библиотеках, архивах, музеях и т.п., ныне входит в повседневную жизнь наших учреждений, усиливая их социальную роль.

Вместе с тем на основании практики специалисты заметили, что Интернет не может заменить библиотек. Более того, заметили его негативные стороны. Он таит в себе угрозу пресыщения неупорядоченной информацией, в которой немало хаотического; отсутствуют ограничения ее состава, в том числе морального и политического характера.

Многих людей в мире волнуют и проблема информационной безопасности связанной с общедоступностью Интернета.

Но вернемся к библиотекам, которые обязаны использовать то, что им необходимо, исходя из запросов и потребностей человека, обратившегося к ним. Переход читателя под власть Интернета часто меняет его потребности, воздействует на психику, отвлекает его от тех побудительных мотивов, которые привели его к нам.

«Хотя библиотека и является по своей природе одним из носителей консервативных ценностей, она не имеет права отказаться от Интернета. Но в тоже время она и не может принимать все его ресурсы и все его «правила игры» без разбора. Библиотека должна осторожно менять традиции классификации поиска, хранения и потребления информации. Поэтому она не вправе довериться Интернету в том виде, каков он есть. Скорее ей следует воспользоваться теми его возможностями, которые не столько отменяют привычные формы его работы, сколько совершенствуют и упрощают их».[3]

«Интернет- это стремительный, бурно несущийся поток. Надо найти вначале свой брод, потом свой островок, чтобы закрепиться, устоять, а затем поплыть со всеми вместе, не утонув и не будучи выброшенным на берег».[4]

«Всё равно самым доступным и самым качественным передатчиком информации остаётся на долгие времена великое изобретение Гуттенберга – книга… Если люди отказываются от книги, виноват отнюдь не Интернет… Только безумец будет читать «Божественную комедию» с экрана или множить её на принтере… Никакой Интернет не заменит альбом с литографиями Доре. Не следует предаваться очередной маниловской грёзе. Нет царского пути в царство мировой информации. Дорога туда идет через школу, вуз, аспирантуру. Единственное, чем Интернет опасен,- это иллюзорной причастностью к науке или культуре всякого электронного зеваки, умеющего открывать файл. Нынешние электронные «Митрофанушки» и « кислотники» часами пялятся в экран, думая, что вот так, не учась, легко и свободно, они станут равными собеседниками богов. Они забывают, что «боги»- всего лишь виртуальные миражи, а потому доступны всем и каждому. Побеседовать с виртуальным Эйнштейном может и пятиклассник. Только надо помнить, что такой Эйнштейн ничем не отличается от Микки Мауса.»[5]

Каковы же социальные последствия новшества? Уже сегодня они позволяют сделать доступными для посетителей то, что находится в так называемом виртуальном мире.

Библиотека уже в течение многих веков шла дорогой глобализации, постепенно ускоряя ее и приближаясь к тому, что, по мнению тех же ученых, должно привести к возникновению единой универсальной культуры. Библиотеки еще во времена глубокой древности предоставляли друг другу свои сокровища для переписывания.

Начиная с эпохи Возрождения, особенно в Новое время, получили развитие регулярный импорт и экспорт книг, количество которых в наши дни исчисляется десятками миллионов экземпляров. Возникли международный книгообмен, международный межбиблиотечный абонемент – как постоянные и регулируемые специальными соглашениями и инструкциями процессы. В течение веков развивается переводческая деятельность, играющая, особенно в наши дни, огромную роль в обмене духовными ценностями. Благодаря переводам до нас дошли многие памятники античной науки, философии, литературы.

Фонды на протяжении истории библиотек становились все более интернациональными, в том числе многоязычными. Но дело этим не ограничивалось: в течении многих веков взыскательный читатель стремился попасть в библиотеку, обладающую максимумом духовных сокровищ. Так что не только источники знания доставлялись к человеку, но и сам человек «доставлялся» к подобным источникам.[6] В наши дни для пользования любой библиотекой любым человеком, создаётся всё больше условий, в том числе, и потому, что количество людей, владеющих другими языками помимо родного, исчисляется уже миллионами.

Всемирная система библиотек как звено глобализма технически и технологически подготовлена. Важно, чтобы политические и особенно экономические условия нового века, всё мировоустройство способствовали её созданию в соответствии с общечеловеческими интересами.

Список литературы

Кузьмин Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом. – М.: Либерия, 1999.Фонотов Г.П. Библиотеки – общество – Россия. Исследование социокультурной среды.- М.: Либерия, 2002.Андреева И.А. На пороге радикальных перемен.- // Библиотека.- 2004.-№1.-с.49-52.

Еляпов Б., Соболева Е., Кожевникова Л. На пути к непрерывному образованию.- // Библиотека.-1999.-№5.-с.6-9.

Г.Фонотов И явится всемирная библиотечная система. - // Библиотека.-2003.-№2.-с.9-11.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru

[1] Деже Косталани- венгерский писатель ХХ века.

[2] «Это моя страна – права она или нет».

[3] В.Агаджанян- специалист в области библиографии.

[4] Я.Шрайберг- российский специалист в области информатизации библиотек.

[5] К.Кедров- отечественный академик, гуманитарий, философ.

[6] Многие приезжали в ту же Александрийскую библиотеку, особенно в пору её наивысшего расцвета (2 в. до н. э.- 1 в. до н.э.), со всех концов античного мира В библиотеках Арабского халифата – Багдада, Дамаска, Триполи, Кордовы и др. – также было много «иногородних» читателей. В  крупнейших библиотеках Европы – Сорбонны, Оксфорда, Кембриджа, Французской национальной, особенно – Британского музея, - занимались и занимаются тысячи читателей – представителей разных стран, в том числе не только европейских, но также Азии, Африки, Австралии. В недавнем прошлом , вплоть до начала 1990-х гг., только за год для занятий в Государственную библиотеку СССР имени В.И.Ленина приезжало со всех концов Советского Союза, включая Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию и Закавказье, до 90 тыс. читателей.


Похожие работы:

  1. • Роль библиотек в обществе
  2. • Кодекс этики российского библиотекаря и проблемы ...
  3. • Библиотека как муниципальное унитарное предприятие
  4. • История библиотечной науки
  5. • Деятельность школьных библиотек
  6. • Библиотечная профессия в современном мире
  7. • Особенности профессионального развития библиотекаря в ...
  8. • Новые жанры библиографических пособий
  9. • Государственное регулирование инновационных ...
  10. • Актуальные проблемы стратегии экономического и социального ...
  11. • Роль культурной коммуникации в современном обществе
  12. • Наука и ее роль в современном обществе
  13. • Роль информационного ресурса в развитии ...
  14. • Социальная роль женщины в современном обществе
  15. • Работа библиотек со старыми людьми
  16. • Функции образования и их роль в современном обществе
  17. • Роль религии в современном обществе
  18. • Проблемы изменения семьи в современном обществе
  19. • Роль риторики в современном обществе
Рефетека ру refoteka@gmail.com