НОУ СПО «БАЛАШОВСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Цикловая комиссия математики, информатики и вычислительной техники
Специальность 230103
«Автоматизированные системы обработки информации и управления»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
на тему
Автоматизированная информационная система магазина «Магнит»
по дисциплине «Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем»
Выполнил
студент группы АС-41
Савкин Дмитрий Александрович
Проверила
преподаватель Баранова Н.А.
2009 учебный год
Назначение проекта
Разработка автоматизированной информационной системы по автоматизации учетной деятельности на примере магазина «Магнит». Создание проекта многопользовательской базы данных, которая может быть использована на компьютерах магазина «Магнит» в файл-серверном варианте.
Инструментальные средства разработки:
- Turbo Delphi 7 (разработка клиентского приложения);
- СУБД MS Access (разработка базы данных удаленного доступа)
- Windows Help Designer Professional v2.3.5 (разработка файла помощи)
Содержание курсового проекта:
теоретическая часть [текст];
практическая часть [текст];
дистрибутив программного продукта [CD-ROM].
Содержание
Введение
I. Аналитическая часть
1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области
1.2 Обоснование необходимости и цели использования вычислительной техники для решения задачи
1.3 Цель и назначение автоматизированного варианта решения задачи
1.4 Анализ существующих разработок и обоснование выбора технологии проектирования
1.5 Информационная модель предметной области и ее описание
II. Проектная часть
2.1 Постановка задачи
2.2 Характеристика нормативно-справочной информации
2.3 Характеристика входной оперативной информации
2.4 Характеристика результатной информации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Торговля – обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда – получила в последние годы новые импульсы своего развития. От рядовых спекулятивных торговых операций и "челночно-палаточного бизнеса" многие предприниматели перешли уже к более высокой стадии торговой деятельности, организовав индивидуальные или коллективные предприятия. Менеджерам таких предприятий приходится ежедневно сталкиваться с множеством проблем организационного, экономического и финансового характера, которые приходится решать интуитивно, методом "проб и ошибок", приобретая постепенно практический опыт.
Торговля является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения. Динамическая конкурентная среда, новые условия ведения бизнеса предъявляют повышенные требования к организации управления на торговом предприятии.
Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы современных торговых предприятий, нельзя не отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения компании информационными средствами на базе компьютерных систем автоматизированного складского учета.
Компьютерный учет имеет свои особенности и радикально отличается от обычного. Компьютер облегчает учет, сокращая время, требующееся на оформление документов и обобщение накопленных данных для анализа хода торговой деятельности, необходимого для управления ею. Таким образом, при применении компьютера “количество переходит в качество”: увеличение скорости расчетов делает возможным качественное улучшение самой схемы построения торговли.
В данном курсовом проекте исследуется автоматизация учета продажи товаров на примере сети супермаркетов «Магнит».
Основой задачей данной проектируемой системы является учет и оперативное регулирование торговых операций, подготовки стандартных документов для внешней среды.
В первой главе курсовой работы рассматривается существующая на предприятии технология учета продаж товаров, дано обоснование использования вычислительной техники для решения этой задачи.
Во второй части курсового проекта приводится технология построения информационной системы «АИС торгового предприятия». Такая информационная система позволит избавить сотрудников от рутинной повседневной работы по выписке приходных и расходных накладных, автоматизация учетных операций позволит значительно сократить время на регистрацию прочих первичных документов и выходной отчетности.
Результаты выполнения хозяйственных операций регистрируются в соответствующих журналах. Автоматизация этих процессов позволит хранить информацию в одной базе, информация в которую вводится с помощью удобного интерфейса.
Практическая значимость курсового проекта - это возможность использования разработанной АИС торгового предприятия от небольших торговых точек до крупномасштабных супермаркетов, каковым и является магазин «Магнит».
I. Аналитическая часть
1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области
Розничная торговая сеть классифицируется по двум признакам: стационарности и товарно-ассортиментному профилю. По первому признаку розничная торговая сеть разделяется на:
- стационарную (магазины);
- полустационарную (павильоны, палатки, ларьки, киоски);
- передвижную (развозная и разносная).
По второму признаку розничная торговая сеть разделяется на:
- смешанную (торгующую товарами одной или двух-трех групп или комплексов);
- специализированную (торгующую отдельными подгруппами и видами товаров);
- универсальную (торгующую всеми группами или продовольственных или непродовольственных товаров).
ОАО «Магнит» (Краснодарский край) занимает 46 место в рейтинге «Эксперт-400» в 2007 году. Управляющая компания сети магазинов «Магнит» - ЗАО «Тандер», основана в 1994 г. как оптовый поставщик бытовой химии и косметики, а с 1997 г. приступила к освоению продовольственного сегмента рынка, став одним из пяти крупнейших дистрибьюторов в России. В 1998 году начата работа по развитию розничного рынка: открыт первый магазин самообслуживания. В течение года компания вышла на лидирующие позиции на юге России, после чего началось продвижение компании в другие регионы. В начале 2006 года была завершена реорганизация группы компаний «Магнит», в результате которой ОАО «Магнит» стало холдинговой компанией группы обществ, занимающихся розничной торговлей через сеть магазинов «Магнит». В этом же году компания начала развивать во всех городах России новый формат розничной торговли – федеральную сеть гипермаркетов «МАГНИТ».
Гипермаркет представляет собой объект нового для каждого города формата: современная функциональная архитектура, просторная планировка, большая и удобная парковка, продажа полного набора товарного ассортимента для всей семьи в одном месте, – всё это сегодня остро востребовано на рынке услуг каждого города, где мы работают наши гипермаркеты или идет их строительство.
По состоянию на 31 декабря 2008 года были открыты 14 гипермаркетов.
Сейчас в строительстве находится более 10 объектов. Торговая площадь гипермаркетов варьируется от 2000 – 12 500 кв.м. Ассортимент насчитывает до 15 000 наименований товаров, из которых около 75% составляют продукты питания. Гипермаркеты размещаются в черте города, что делает возможным их посещение не только автовладельцами.
ОАО «Магнит» является владельцем крупнейшей по числу магазинов и территории их покрытия сети в России, что позволяет осуществлять закупки на специальных условиях.
Большое внимание уделяется сотрудничеству с местными производителями и поставщиками, что позволяет оперативно решать вопросы обеспечения сетей магазинов свежими товарами местного производства.
Магазины компании предлагают покупателям оптимальный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса по сниженным розничным ценам. Особое место в ассортименте занимает продукция под частной торговой маркой «Магнит», в настоящий момент насчитывающая более 500 наименований.
Приоритеты в формировании базового ассортимента у компании различны. Скажем, «Магнит» делает ставку на быстрооборачивающиеся товары повседневного спроса с раскрученными брэндами, немного товаров с ограниченным сроком хранения и самую популярную бытовую химию.
Магазины «Магнит» на сегодняшний день предлагает более 3000 наименований продукции, причем в разных магазинах данный ассортимент может немного отличаться. Основу (80%) составляют продукты питания, остальное – сопутствующие товары.
Около 50% товара, представленного в сетях, приходит по дистрибутивным каналам и эксклюзивным договорам, что неудивительно, учитывая, что все сети выросли из оптовых фирм. Данная политика, безусловно, влияет на ассортимент магазинов, поскольку заключенные договора подразумевают выполнение дистрибуторских планов. В результате колбасный отдел может быть представлен всего 2-3 производителями, что не совсем верно с точки зрения категорийного менеджмента.
Несмотря на стремление охватить все категории покупателей, налицо все же явная тенденция к привлечению в экономные магазины людей с высокими доходами, мотивируя их тем, что экономия еще никому не повредила.
«Магнит», продавая продукцию под своей маркой по эксклюзивным дистрибьюторским договорам, держит цены, ниже которых товар не может быть никому другому доступен.
Магазин имеет несколько секций, в которых реализуются хлеб, мука, крупы, макаронные изделия, сахар, соль, кондитерские изделия, чай, кофе, пище концентраты, консервированная продукция, детское питание, колбасные и рыбные изделия, плодовые соки, пиво и алкогольная продукция, составляющие его постоянный ассортимент. Магазин предлагает продукты питания только высокого качества и по доступным ценам. Принцип работы магазина - обеспечить возможность для покупателя быстро и выгодно приобрести широкий спектр продовольственных товаров.
В настоящее время магазин вступила в период активной конкуренции за рынки сбыта. Маркетинговую политику деятельности магазина на рынке можно определить как удержание и планомерное увеличение (за счет вытеснения конкурентов) доли занимаемой на рынке.
1.2 Обоснование необходимости и цели использования вычислительной техники для решения задачи
За последние двадцать лет значительно возрос объём и оборот информации во всех сферах жизнедеятельности человека, и процесс накопления, обработки и использования знаний постоянно ускоряется. В настоящее время все предприятия испытывают настоятельную потребность в расширении аналитических работ, связанных с разработкой перспектив развития, комплексной оценкой эффективности применения различных форм хозяйствования, своевременной выработкой оперативных управленческих решений.
В компании ЗАО «Тендер» в розничной сети магазинов «Магнит» внедрена и автоматизированная система управления товарными запасами, благодаря чему повышается их оборачиваемость.
При помощи ЭВМ в магазине «МАГНИТ» автоматизирован учет поступления и продажи товаров, учет расчетов с поставщиками и покупателями, операций по расчетному счету, количественно-суммовой учет. В общем объеме учетных работ эти задачи имеют значительный удельный вес. Их автоматизация позволяет сократить ручные операции, ускорить обработку информации, повысить точность учета. В памяти ЭВМ хранится и может быть выдана на печать детальная информация о количестве поступления и продажи конкретного товара по каждому документу в случае несовпадения величины запаса с данными машинного учета.
Исходной информацией для учета являются первичные документы. При ручном учете, а также частичной автоматизации обработки информации каждое подразделение оптового предприятия (бухгалтерия, отдел закупок и продаж и др.) по существу одни и те же данные из первичных документов, на основе которых составляются отчетные и другие выходные документы бухгалтерского, оперативного и статистического учета. Создание в каждом подразделении своей собственной информационной базы приводит к многократному дублированию информации, увеличению времени и стоимости ее обработки.
Главное назначение автоматизированной системы обработки информации (АСОИ) в данном случае – повысить эффективность выполнения основных функций бухгалтера, поскольку функционирование блока выписки документов связано с очень большим информационным потоком. Кроме того, АСОИ призвана улучшить оперативность принятия решений, повысить производительность труда, снизить количество вычислительных ошибок при помощи автоматизации процесса обработки информации, содействовать эффективному и безопасному хранению и доступу к информации.
Целью АСОИ является создание единой информационной сети, позволяющей эффективно хранить, обрабатывать и информацию по учету складских операций и реализации продукции.
Сотрудники оптовых предприятий более половины рабочего времени затрачивают на выполнение многочисленных трудоемких учетно-технических операций обработки информации, связанных с оперативным учетом поступления, продажи и запасов товаров. Выполнение элементарных процедур обработки данных не требует специальных знаний. По мере роста объема информации доля таких работ возрастает. Это ведет к уменьшению времени на выполнение таких важных творческих работ, как изучение конъюнктуры торговли, определение потребности в товарах, контроль, анализ и регулирование поставок и запасов товаров и т.п.
Автоматизация оперативного управления торговыми процессами требует тщательной проработки состава переменной и постоянной информации. Данные, характеризующие, например, товары, оптовых покупателей (постоянная информация), должны обеспечить как автоматизацию обработки заказов, оперативного учета поступления и продажи товаров.
1.3 Цель и назначение автоматизированного варианта решения задачи
Любой супермаркет, для продажи какого бы вида товаров он ни предназначался, представляет собой комплексное предприятие, в орбиту которого вовлекаются многие и многие отрасли хозяйства. Самая общая принципиальная схема построения системы управления супермаркетом имеет следующий вид (см. рис. 1):
Рис 1. Схема построения системы управления супермаркетом
Центром любой подобной АСУ всегда является мощный энергонезависимый сервер, хранящий информацию о деятельности всех подсистем супермаркета в виде совокупности распределенных баз данных. Каждая база данных содержит одну или несколько информационных таблиц, содержание которых определяется названием БД и может различаться по внутренним характеристикам; одна и та же база данных может использоваться для работы различных подсистем путем выделения из нее соответствующей информационной таблицы.
Каждая из подсистем супермаркета включает в себя программное и аппаратное обеспечение, обеспечивающие:
1) извлечение данных из БД, связанных с соответствующей подсистемой;
2) запись в БД измененных или новых данных;
3) связь с внешними устройствами, необходимыми для функционирования подсистемы.
Разделение супермаркета на подсистемы необходимо для реализации на базе каждой из подсистем определенного подмножества функций, схожих по предметной области; подобное разделение также необходимо с целью организации подразделений АСУ, выполняющих контроль за подотчетной каждому из них подсистемой. Несмотря на то, что подсистемы связаны между собой совместно используемыми базами данных, разделение по предметной области четко определяет круг задач, выполняемых каждой из подсистем.
1) Подсистема «Работа с товарами»
По характеру своей деятельности супермаркет – организация, целью которой является продажа населению продуктов и прочих товаров широкого потребления с целью получения прибыли. В связи с этим естественным представляется отведение большинства реализуемых АСУ функций соответствующей подсистеме:
а) генерация списков товаров, присутствующих на складах; эта функция необходима для быстрого определения товаров, закончившийся запас которых на витринах может быть оперативно пополнен без необходимости заказа новых партий товара поставщику;
б) генерация списков товаров, отсутствующих на складах, для оформления поставщику соответствующего заказа;
в) смена цен товаров в БД при изменении последних;
г) автоматизированное начисление наценок на товары в соответствии с текущим экономическим положением супермаркета;
д) генерация списков уникальных идентификационных номеров для расклейки на соответствующие товары;
Все указанные функции, выполняются операторами складского терминала; последняя функция выполняется операторами торгового зала.
2) Подсистема «Работа с поставщиками»
Связь супермаркета с внешним миром происходит через поставщиков, организующих доставку определенных товаров в определенные сроки по предъявляемым им заказам.
Стабильность работы супермаркета в очень большой степени зависит от четкости и согласованности поставок товаров и оборудования; функции, реализуемые данной подсистемой, таковы:
а) автоматизированное составление списка поставщиков, работа с которыми целесообразна по комплексному показателю, формируемому группой экспертов по изучению рынка;
б) автоматизированная генерация договоров с выбранными поставщиками на поставку товаров определенного ассортимента на определенный срок;
в) автоматизированное продление договоров с зарекомендовавшими себя поставщиками и расторжение договоров с поставщиками, не оправдавшими возложенного на них доверия;
г) оформление по спискам товаров, отсутствующим на складах или имеющим истекший срок годности, заказов тем поставщикам, договоры с которыми на поставку этих товаров были заключены; при этом стоимость указанных в договоре товаров засчитывается в чистый убыток супермаркета;
д) автоматическое составление списков дат прибытия транспорта с произведенными заказами для осуществления приема этих заказов и отгрузки их на склад или отправки на витрины в соответствии со списками имеющихся в данных местах товаров;
е) автоматизированное составление списков оборудования, требующего ремонта в связи с истечением амортизационных сроков, и составление по этим отчетам заказов поставщикам оборудования на замену отработавших агрегатов новыми или ремонта соответствующих агрегатов по установленной смете; при этом стоимость ремонта или стоимость новых агрегатов за вычетом стоимости старых засчитывается в чистый убыток супермаркета.
3) Подсистема «Работа с финансами»
Поскольку супермаркет является частным предприятием и главной целью его создателей является получение прибыли, финансовой подсистеме в рассматриваемой нами АСУ должно уделяться особое внимание. Эта подсистема выполняет следующие функции:
а) ежемесячное продление договора с банком, заключенного в начале деятельности супермаркета, и автоматизированное составление соответствующей документации;
б) автоматическая помесячная генерация бухгалтерских отчетов с информацией о полученных за месяц чистой прибыли и чистом убытке;
в) автоматизированное составление смет на проведение ремонтных и прочих обслуживающих работ;
г) автоматизированное составление документации, предназначающейся для получения денег из банка и отправления их в банк по истечении каждой недели;
1.4 Анализ существующих разработок и обоснование выбора технологии проектирования
Наиболее популярными системами, используемыми в настоящее время для автоматизации торговой и складской деятельности предприятий в России, являются программы «1С:Торговля и склад» и «1С:Управление торговлей».
"1С: Торговля и склад" предназначена для учета любых видов торговых операций. Благодаря гибкости и настраиваемости система способна выполнять все функции учета - от ведения справочников и ввода первичных документов до получения различных ведомостей и аналитических отчетов.
"1С: Торговля и склад" автоматизирует работу на всех этапах деятельности предприятия и позволяет:
вести раздельный управленческий и финансовый учет;
вести учет от имени нескольких юридических лиц;
вести партионный учет товарного запаса с возможностью выбора метода списания себестоимости (FIFO, LIFO, по средней);
вести раздельный учет собственных товаров и товаров, взятых на реализацию;
оформлять закупку и продажу товаров;
производить автоматическое начальное заполнение документов на основе ранее введенных данных;
вести учет взаиморасчетов с покупателями и поставщиками, детализировать взаиморасчеты по отдельным договорам;
выполнять резервирование товаров и контроль оплаты;
вести учет денежных средств на расчетных счетах и в кассе;
вести учет товарных кредитов и контроль их погашения;
вести учет переданных на реализацию товаров, их возврат и оплату;
При использовании программы "1С: Торговля и склад" пользователь может:
задать для каждого товара необходимое количество цен разного типа, хранить цены поставщиков, автоматически контролировать и оперативно изменять уровень цен;
работать с взаимосвязанными документами;
выполнять автоматический расчет цен списания товаров;
быстро вносить изменения с помощью групповых обработок справочников и документов;
вести учет товаров в различных единицах измерения;
получать самую разнообразную отчетную и аналитическую информацию о движении товаров и денег;
автоматически формировать бухгалтерские проводки для 1С: Бухгалтерии.
"1С: Торговля и склад" содержит средства обеспечения сохранности и непротиворечивости информации:
возможность запрещения пользователям "прямого" удаления информации;
специальный режим удаления данных с контролем перекрестных ссылок;
возможность запрещения пользователям редактировать данные за прошлые отчетные периоды;
установка запрета на редактирование печатных форм документов;
"запирание" системы пользователем при временном прекращении работы.
Система “1С: Торговля и склад” наряду со своими плюсами имеет ряд недостатков:
требует больших денежных затрат на приобретение;
установить систему 1С: “Торговля и склад” может не любой пользователь;
для работы с системой персонал должен пройти специализированные курсы.
Моя разработка позволит автоматизировать деятельность предприятия без больших денежных затрат на приобретение и установку программного обеспечения. Приложение можно купить через Интернет за небольшую плату. Программа устанавливается за несколько секунд, не требует больших компьютерных ресурсов, проста в эксплуатации и сопровождении. Это позволит быстро и без лишних затрат обучить работе в программе персонал.
1.5 Информационная модель предметной области и ее описание
Диаграммы взаимодействия позволяют наглядно представить ожидаемое поведение системы (см. рис.2).
Основными понятиями диаграмм взаимодействия являются: действующее лицо, вариант использования, связь.
Действующее лицо - внешняя по отношению к разрабатываемому программному обеспечению сущность, которая взаимодействует с ним с целью получения или предоставления какой-либо информации. Как уже упоминалось выше, действующими лицами могут быть пользователи, другое программное обеспечение или какие-либо технические средства, взаимодействующие с разрабатываемым программным обеспечением.
Вариант использования - некоторая очевидная для действующего лица процедура, решающая его конкретную задачу. Все варианты использования, так или иначе, связаны с требованиями к функциональности разрабатываемой системы и могут сильно отличаться по объему выполняемой работы.
Связь - взаимодействие действующих лиц и соответствующих вариантов использования.
Рис.2 Диаграмма взаимодействия АИС «МАГНИТ»
Диаграмма классов – это тип диаграммы позволяет создавать логическое представление системы, на основе которого создается исходный код описанных классов. Значки диаграммы позволяют отобразить сложную иерархию систем, взаимодействия классов и интерфейсов (см. рис.3).
Для разрабатываемой АИС можно построить диаграмму Class.
Рис.3 Диаграмма классов АИС «МАГНИТ»
По предложенной диаграмме классов у нас получается 6 таблиц.
Таблица «Magazin»
№ |
Наименование поля |
Тип данных |
Описание |
1 |
Name |
текст |
наименование |
2 |
Director |
текст |
Директор |
3 |
Adress |
текст |
Адрес |
4 |
Telephon |
текст |
Телефон |
5 |
KPP |
числовой |
КПП |
6 |
INN |
числовой |
ИНН |
Таблица «postavshik»
№ |
Наименование поля |
Тип данных |
Описание |
1 |
Id_postav |
cчетчик |
Код поставщика |
2 |
Name |
текст |
Наименование поставщика |
3 |
Address |
текст |
Адрес |
4 |
telephon |
текст |
Телефон |
5 |
Shet |
число |
Расчетный счет |
Таблица «Postuplenie»
№ |
Наименование поля |
Тип данных |
Описание |
1 |
Id_post |
cчетчик |
Код поставки |
2 |
Data_post |
дата |
Дата поставки |
3 |
Kolvo |
числовой |
Количество |
4 |
Summa_post |
числовой |
Сумма поставки |
5 |
id_postav |
числовой |
Код поставщика |
6 |
id_tovar |
числовой |
Код товара |
Таблица «Prodaga»
№ |
Наименование поля |
Тип данных |
Описание |
1 |
Id_prodag |
cчетчик |
Код продажи |
2 |
Data_prodag |
дата |
Дата продажи |
3 |
Kolvo |
числовой |
Количество |
4 |
Summa_prod |
числовой |
Сумма продажи |
5 |
id_tovar |
числовой |
Код товара |
Таблица «Tovar»
№ |
Наименование поля |
Тип данных |
Описание |
1 |
Id_tovar |
cчетчик |
Код товара |
2 |
name |
текст |
Наименование |
3 |
Ed_izm |
текст |
Единица измерения |
4 |
PriceProd |
числовой |
Цена продажи |
5 |
PricePokup |
числовой |
Цена покупки |
Таблица «Zakaz»
№ |
Наименование поля |
Тип данных |
Описание |
1 |
Id_zakaz |
cчетчик |
Код заказа |
2 |
Id_tovar |
числовой |
Код товара |
3 |
edizm |
текст |
Единица измерения |
4 |
Data |
дата |
Дата заказа |
5 |
Kolvo |
числовой |
Количество |
6 |
id_postav |
числовой |
Код поставщика |
В результате конструирования таблиц и установления соответствующих связей получаем схему данных в проектируемой СУБД MS ACCESS.
Рис.4 Схема данных СУБД Access
II. Проектная часть
2.1 Постановка задачи
Основной задачей курсового проекта является разработка автоматизированной информационной системы магазина «МАГНИТ».
Для нормального функционирования данной информационной системы необходимо разработать базу данных «МАГНИТ», в которой будут содержаться все начальные данные нашей системы.
Информационная система должна включать справочники, которые отражали бы всю информацию о товарах, поставщиках, содержать информацию о самом магазине, а также журналы по учёту деятельности данного магазина.
Для получения необходимой информации в системе должна быть предусмотрена система поиска, позволяющая вводить данные и получать необходимые для пользователя результат.
Чтобы пользователь мог в нужное ему время просмотреть данные приложения «МАГНИТ» и распечатать их, система должна включать отчеты, выводящие всю информацию.
Так же в приложении необходимо предусмотреть справку, помогающую работать с данной информационной системой и объясняющую назначение всех справочников, журналов и отчетов.
Целью создания курсовой работы является разработка системы для автоматизированного расчета и учета пользователем автоматизированного электронного каталога магазина.
Технические требования
Назначение дополнительных спецификаций - определить требования к разрабатываемой автоматизируемой системе «МАГНИТ», которые образуют полный набор требований к системе.
Дополнительные спецификации определяют нефункциональные требования к системе, такие, как надежность, удобство использования, производительность, сопровождаемость, а также ряд функциональных требований.
Функциональные возможности. Система должна обеспечивать многопользовательский режим работы,, нужно создать систему, в которой могли бы работать не только программисты, но и обычные пользователи.
Удобство использования. Пользовательский интерфейс должен быть Windows ХР-совместимым.
Надёжность. Система должна быть в работоспособном состоянии 24 часа в день 7 дней в неделю, время простоя - не более 10%.
Производительность. Система должна поддерживать до 5 пользователей, одновременно работающих с центральной базой данных, и до 5 пользователей, одновременно работающих с локальными серверами.
Безопасность. Система не должна позволять что? Что должна позволять и т.д.
Проектные ограничения. Система должна быть интегрирована с существующей базой данных предприятия, функционирующей на основе реляционной СУБД.
2.2 Характеристика нормативно-справочной информации
Целью создания курсовой работы является разработка системы для автоматизированного расчета и учета пользователем автоматизированного электронного каталога магазина.
Для автоматизации заполнения документов для ввода, хранения и редактирования данных в базе данных необходимо было создать справочники и формы редактирования (см. Приложение 1).
Справочники позволяют пользователю вводить, хранить и получать необходимую для него информацию о магазине, товаре, поставщиках и при необходимости изменять ее.
Модули Справочника:
Кнопка «Первая»:
DataBD.ADOPostavshik.FindFirst;
Кнопка «Последняя»:
DataBD.ADOPostavshik.FindLast;
Кнопка «Предыдущая»:
DataBD.ADOPostavshik.FindPrior;
Кнопка «Следующая»:
if DataBD.ADOPostavshik.FindNext=false then showMessage('Последняя запись');
Кнопка «Удалить»:
If DataBD.ADOPostavshik.Eof Then Abort;
If messagebox(0,'Вы действительно хотите удалить запись?','Запрос',33)=1
then DataBD.ADOPostavshik.delete;
Вызов формы поиска:
Application.CreateForm(TFormPoiskPost, FormPoiskPost);
Вызывает форму добавления:
Application.CreateForm(TFormDobPost, FormDobPost);
Кнопка «Выход»:
Close;
кнопка «поиска по коду»:
DataBD.ADOQPoiskPost.Active:=false;
DataBD.ADOQPoiskPost.SQL.Clear;
DataBD.ADOQPoiskPost.SQL.Add('SELECT *');
DataBD.ADOQPoiskPost.SQL.Add('FROM Postavshik');
DataBD.ADOQPoiskPost.SQL.Add('WHERE Postavshik.id_postav LIKE '''+Edit1.Text+'%''');
DataBD.ADOQPoiskPost.Active:=true;
кнопка «сброса»:
DataBD.ADOQPoiskPost.Active:=false;
DataBD.ADOQPoiskPost.SQL.Clear;
DataBD.ADOQPoiskPost.SQL.Add('SELECT *');
DataBD.ADOQPoiskPost.SQL.Add('FROM Prodaga');
DataBD.ADOQPoiskPost.Active:=true;
Кнопка «Добавить»:
databd.ADOpostavshik.append;
Кнопка «Сохранить»:
if dataBD.ADOPostavshik.Modified then
dataBD.ADOPostavshik.post;
2.3 Характеристика входной оперативной информации
Журналы предназначены для добавления, изменения, хранения, удаления, просмотра информации о поступлении, заказа и продажи товара (см. Приложение 2).
Модули Журнала
Вызывает форму добавления:
Application.CreateForm(TFormDobPost, FormDobPost);
Вызывает форму изменения:
Application.CreateForm(TFormRedakProd, FormRedakProd);
Кнопка «Сформировать отчет по дате»:
Application.CreateForm(TFormProdDate, FormProdDate);
Кнопка «Поиск»
DataBD.ADOQProd.Active:=false;
DataBD.ADOQProd.SQL.Clear;
DataBD.ADOQProd.SQL.Add('SELECT *');
DataBD.ADOQProd.SQL.Add('FROM Prodaga');
DataBD.ADOQProd.SQL.Add('WHERE Prodaga.Data_prod LIKE '''+Edit1.Text+'%''');
DataBD.ADOQProd.Active:=true;
Кнопка «Сброс»:
DataBD.ADOQProd.Active:=false;
DataBD.ADOQProd.SQL.Clear;
DataBD.ADOQProd.SQL.Add('SELECT *');
DataBD.ADOQProd.SQL.Add('FROM Prodaga');
DataBD.ADOQProd.Active:=true;
Кнопка «Добавить»:
databd.ADOpostavshik.append;
Кнопка «Сохранить»:
if dataBD.ADOPostavshik.Modified then
dataBD.ADOPostavshik.post;
Кнопка «Изменить»:
dataBD.ADOQProd.Refresh;
Кнопка «Сформировать»:
DataBD.ADOQProd.Active:=false;
DataBD.ADOQProd.SQL.Clear;
DataBD.ADOQProd.SQL.Add('SELECT *');
DataBD.ADOQProd.SQL.Add('FROM Prodaga');
DataBD.ADOQProd.SQL.Add('WHERE Prodaga.data_prod like '''+Edit1.Text+'%''');
DataBD.ADOQProd.Active:=true;
rv2.Execute;
2.4 Характеристика результатной информации
Отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности, так как отчеты собирают, накапливают и обрабатывают экономически существенную информацию об операциях и результатах деятельности. Таким образом, отчетность служит инструментом планирования и контроля достижения экономических целей предприятия.
На законодательном уровне практически во всех странах действует норма обязательности составления отчетности, чтобы обеспечить многочисленных пользователей нужной им информацией о том или ином субъекте рынка (организации).
Тщательное изучение отчетов раскрывает причины успехов, а также недостатков в работе, помогает наметить пути совершенствования деятельности организации. Внешние пользователи информации по данным отчетности получают возможность:
оценить финансовое положение потенциальных партнеров;
принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с тем или иным партнером;
избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам;
оценить целесообразность приобретения активов той или иной организации;
правильно построить отношения с заказчиками;
учесть возможные риски предпринимательства.
Для внутренних пользователей отчетность является важным показателем как для оперативного управления, так и для контроля сохранности своего имущества.
В данном курсовом проекте разработаны отчеты о результатах покупки и продажи продукции. Цель составления этих отчетов – предоставление пользователям полной, правдивой и непредвзятой информации о хозяйственной деятельности предприятия, его о доходах и расходах за отчетный период. (см. Приложение 3).
Заключение
В данной курсовой работе была создана автоматизированная информационная система магазина «МАГНИТ», которая смогла бы автоматизировать деятельность, связанную с деятельностью продажи товара. В автоматизированной информационной системе «МАГНИТ» необходимо предусмотреть сбор и внесение всех необходимых данных, которые в дальнейшем будут необходимы для работы всей системы.
Автоматизированная информационная система (АИС) должна выполнять сбор данных, заполнять все необходимые справочники, документы, отчеты и отбор в базе данных, а так же следить за тем, чтобы введенные данные были точны и правильно оформленные.
Когда поступает новая информация, программист заносит все данные в базу данных магазина «МАГНИТ». Разработанная система должна автоматизировать работу магазина. Система должна позволять программисту осуществлять проверку необходимых данных, а также возможность внесения корректировок, просмотр всех справочников, журналов и отчетов. Вся информация в виде отчета должна иметь возможность распечатки на принтере.
В начале работы была разработана база данных «Magazin». Затем в среде Delphi 7 было создано приложение, позволяющее работать с системой.
В него входят:
- справочники, позволяющие добавлять и удалять записи и производить поиск необходимой информации;
- журналы, позволяют добавлять, удалять информацию о поступлении, продажи и заказа товара, а также производить поиск;
- отчеты, которые выводят необходимую информацию пользователю;
- справка по работе с системой, помогающая пользователю освоить работу в АИС «МАГНИТ».
В приложении разработано поисковая система, которая производит поиск информации по установленному отбору.
Список использованной литературы
Гофман В. Работа с базами данных в Delphi. С-Пб: БХВ-Петербург 2001
Фаронов В. Программирование баз данных в Delphi 7. Учебный курс С-Пб: Питер 2003
А.М. Вендров. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 352 с. электронный вариант
Смирнова Г.Н. и др. Проектирование экономических информационных систем: Учебник – М. Финансы и статистка, 2001. электронный вариант
А.М. Вендров. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002 электронный вариант
Венчковский Л.Б. Разработка сложных программных изделий. – электронный вариант.
Шлеер. Технология разработки программного обеспечения. Электронный вариант.
Буч Г. Объектно – ориентированный анализ. Электронный вариант
Базиян, Менахем и др. Visual FoxPro 6. Специальное издание: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 1999 – 928 с.
Приложение 1. Заполненные формы справочников в режиме работы пользователя с АИС «Магнит»
Рис 1. Вспомогательная форма с информацией о магазине «Магнит»
Рис 2. Справочник «Поставщики»
Рис 3. Форма «Поиск поставщиков»
Рис 4. Форма «Добавления поставщиков»
Рис 5. Справочник «Товары»
Рис 6. Форма «Добавления товара»
Рис 7. Форма «Поиск товара»
Приложение 2. Заполненные формы журналов в режиме работы пользователя с АИС «Магнит»
Рис 8. Журнал «Продажа товара»
Рис 9. Форма «Добавление записи продажи»
Рис 10. Форма «Изменения записи продаж»
Рис 11. Форма «Отчет по дате»
Рис 12. Журнал «Поступление товара»
Рис 13. Форма «Добавления записи поступления»
Рис 14. Форма «Изменения записи поступления»
Рис 15. Форма «Отчет по дате »
Рис 16. Журнал «Заказ товара»
Рис 17. Форма «Добавления заказа»
Рис 18. Форма «Отчет по дате»
Приложение 3. Отчеты в режиме работы пользователя с АИС «Магнит»
Рис 19. Отчет «Поступление товара»
Рис 20. Отчет «Продажа товара»
Рис 21. Отчет «Заказа товара»
Рис 22. Отчет «Прайс-лист»