Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кубанский государственный технологический университет
(КубГТУ)
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра философии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Социальная педагогика
на тему: Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Выполнила студентка СГФ, группы 06-ЗГ-СЦ1
Крайсвитняя Яна Александровна
Допущена к защите «______»__________________ 2008г.
Руководитель курсовой работы ___________ к. п. н., доц. Кабанова С.В.
Нормоконтролер _______________ к. п. н., доц. Корнилова Л.А.
Защита «_______» ________________ 2008г Оценка ________________
Члены комиссии: ________________ д. ф. н., проф. Хакуз П.М.
________________ к. п. н., доц. Корнилова Л.А.
________________ к. п. н., доц. Кабанова С.В.
2008г
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кубанский государственный технологический университет
(КубГТУ)
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра философии
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой философии
___________ д. ф. н., проф. Хакуз П.М.
«_____» __________________ 2008г
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
Студентке СГФ, группы 06-ЗГ-СЦ1
Крайсвитней Яне Александровне
Тема курсовой работы: Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Объем работы:
а) Введение 3 стр.
б) Основная часть 25 стр.
Теоретическая 17 стр.
Практическая 8 стр.
в) Заключение 2 стр.
г) Приложение 5 шт.
Срок выполнения работы: с « 26 » августа по « 20 » декабря 2008г.
Срок защиты: «_____» ____________ 2008г.
Дата выдачи задания: « 26 » августа 2008г.
Дата сдачи работы: «_____» ____________ 2008г.
Руководитель курсовой работы ______________ к. п. н., доц. Кабанова С.В.
Задание приняла студентка _______________ « 26 » августа 2008г.
Реферат
Курсовая работа 41стр., 14 источников литературы, 5 приложений
АДАПТАЦИЯ, ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ, ЭТАПЫ ПРИВЫКАНИЯ, ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ, ДЕТСКИЙ САД, ДИНАМИЧЕСКИЕ СТЕРИОТИПЫ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ, СТЕРЕАТИПЫ, ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГАТОВЛЕННОСТЬ.
Цель курсовой работы: психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Результаты исследования показали, что если:
- будет проведена беседа с родителями будущих воспитанников детского сада;
- будет составлена карта нервно-психического развития ребёнка, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы;
- будут учтены психические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;
- будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском соду, то тогда пройдёт успешная адаптация детей раннего возраст к условия ДОУ. Тем самым подтверждается гипотеза нашего исследования.
Новизна курсовой работы заключается в том, что исследование проводилось на базе МДОУ «ЦРР – детский сад №221» города Краснодара в 1 младшей группе.
Практическая значимость: результаты, полученные в ходе исследования, имеют практическую значимость для воспитателей детского сада.
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1 Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1 Характеристика понятия "адаптация" и факторы влияющие на неё. . . . . . 8
1.2 Особенности поведения детей в период адаптации . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.3 Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2 Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.1 Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ “ЦРР – детский сад № 221” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
2.2 Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей МДОУ «ЦРР - детского сада №221» 1- ой мл. гр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3 Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей условиям к дошкольному образовательному учреждению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Приложение А Анкета для родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Приложение Б Карта нервно – психического развития ребенка второго и третьего года жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Приложение В Результаты групп адаптации детей МДОУ “ЦРР – детский сад № 221”1-ой мл.гр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Приложение Г План воспитательно-образовательной деятельности . . . . . . . 39
Приложение Д Советы родителям в адаптационный период . . . . . . . . . . . . . 41
ВВЕДЕНИЕ
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском соду.
Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.
Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.
Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.
Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: каковы психолого-педагогические оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ?
Ее решение составило цель нашей работы. Объект исследования -процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Предметом исследования является ДОУ и психолого-педагогические условия оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к нему.
Проблема, цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
- Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
- Характеристика дошкольного образовательного учреждения
- Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего школьного возраста.
- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Задачи, решавшиеся нами в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. Это был анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации), анкетирование, наблюдение и беседа.
Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общую гипотезу исследования: успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ, будет в том случае если:
- будет проведена беседа с родителями будущих воспитанников детского сада;
- будет составлена карта нервно-психического развития ребёнка, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы;
- будут учтены психические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;
- будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском соду.
Новизна курсовой работы заключается в том, что исследование проводилось на базе МДОУ «ЦРР – детский сад №221» города Краснодара в 1 младшей группе.
Результаты, полученные в ходе исследования, имеют практическую значимость для воспитателей детского сада.
Структура работы: работа состоит из титульного листа, задания, реферата, содержания, введения, двух разделов (первый раздел содержит 4 подраздела, второй раздел содержит 3 подраздела), заключения, список использованный источников, 5 приложений.
Исследование проводилась на базе МДОУ «ЦРР – детский сад №221» города Краснодара в 1 младшей группе.
1 Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
1.1 Характеристика понятия "адаптация" и факторы, влияющие на неё
С поступлением ребенка трех-четырех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.
Существует три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий [4;14].
Как же формируются у ребенка способности к адаптации? Само рождение ребенка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробному ко внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет такой уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних условиях.
Также как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей системы нервной высшей деятельности.
Все же эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям [14,15].
Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.
Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения [9, 9-10].
Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.
Так же, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им.
Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легко возбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.
В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по-разному, особенно в период адаптации. Бывает, даже спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям.
Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не привык спать без укачивания – плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними.
Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.
В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее, строгий тон воспитателя или няни может вызвать испуг. И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям, не всегда выполнит тихие спокойные указания воспитателя.
Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста, рекомендуемые “Программой воспитания в детском саду”, научно обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и самочувствие малыша [5,16-17].
Как уже говорилось, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт.
Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период [5,17-18].
Непосредственно-эмоциональный контакт между ребенком и взрослым устанавливается, начиная с конца первого – начала второго месяца жизни [5,18].
Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи.
Соблюдая необходимые гигиенические требования, целесообразно уже в этом возрасте расширять круг общения ребенка. Например, можно на некоторое время разрешить новому для него человеку подержать его на руках или даже оставить их одних.
Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.
В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т.п. [5,19-20].
Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки.
1.2 Особенности поведения детей в период адаптации
Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу. Например, ребенок, расставаясь с мамой, заглядывая ей в глаза, спрашивает: “Ты меня любишь?” Получив ответ, идет в группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитатель ласково поглаживает его по голове, улыбается, проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям. Поведение ребенка показывает, что он испытывает потребность в общении со взрослыми, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит доброго близкого человека.
Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют сами занять себя. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно и уверенно обращаются к нему. Лишь в первые дни в их поведении заметна некоторая растерянность, беспокойство.
Если ребенок, которого впервые привели в детский сад, никак не хочет оставаться в группе без мамы, то воспитатель предлагает маме остаться с ребенком в группе. Чувствуя, что мама не собирается уходить, ребенок начинает обращать внимание на окружающее. После длительного наблюдения, играет с игрушками, рассматривает красивых кукол, и, наконец, решает сам взять одну из них. В близком человеке он видит опору, защиту от неизвестного и в то же время возможность с его помощью познакомиться с окружающим.
Как видно, дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.
Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации) [5,21-22].
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.
Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: “хочу домой!”, “где моя мама?”, отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть – и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними.
При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми).
Они глубоко переживают расставание с близкими, т.к. опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт.
Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка в детском саду.
Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.
У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми.
В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.
Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.
Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы и т.д.
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:
I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
II этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
III этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.
Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки и т.д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей проходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2-3 месяцев).
Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко второму этапу привыкания.
С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, на сколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.
Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.
Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10–20 дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы,- конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2-3 до 7-10).
Если не будет соответствующим образом организованного общения и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру.
К сожалению, воспитатель иногда не придает значения организации общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться.
Как отмечалось, деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, и только на втором этапе привыкания – в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и т.д. – на первом этапе. Показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п. – на втором этапе [4, 26]
Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Таким образом, воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии со взрослыми и с детьми в группе.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
1.3 Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям
Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.
Многие родители стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда хватает на это знаний и опыта. В одних семьях излишне опекают детей, считая, что в раннем возрасте ребенок ничего самостоятельно делать не может. Родители предупреждают каждое его действие, любую попытку самостоятельности, ублажают любой каприз. В других семьях бытует мнение, что воспитывать ребенка просто рано, необходим только уход за ним. Есть такие родители, которые относятся к детям раннего возраста как к маленьким взрослым, предъявляя к ним большие и часто непосильные требования. Наконец, встречаются и такие родители, которые считают, что основная роль в воспитании принадлежит яслям, саду, а они только могут оценивать, хорошо или плохо работают воспитатели.
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).
Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Но, к сожалению, нередко родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят своего ребенка в группу. Подготовка ребенка к семье порой ограничивается словами: “Тебе там будет хорошо!”. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных.
В семье родители для ребенка являются постоянными воспитателями. В детском саду же воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по характеру, требованиям, по тону общения.
Если ребенок дома капризничает, совершает нежелательные поступки, одни родители все прощают, другие – наказывают, третьи – внимательно анализируют причины такого поведения. При этом каждый рад и готов забыть все прегрешения ребенка, если он проявит какое-то новое умение, навык, хотя это является закономерным для развития малыша.
В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный подход к ребенку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, да с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья. С другой стороны воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша. Различный характер реагирования на поступки ребенка - также важная черта, которая отличает условия воспитания в семье от условий в детском саду [4,30-31].
Часто ребенок раннего возраста не может быстро и безболезненно привыкнуть к изменениям, особенно если ему в этом не помогает взрослые.
Ведь в группе, как правило 20 и более человек, а он привык видеть не более 5-6 чел. в своей семье. Поэтому непременным условием благополучной адаптации ребенка является единство требований, приемов и методов воздействия, согласование тактики введения ребенка в систему общественного воспитания.
При поступлении ребенка в детский сад особое значение имеет его физическая подготовленность. Организм детей первых лет жизни больше, чем в старшем возрасте подвержен заболеваниям, родители должны закалять их. Необходимо обеспечить малышу пребывание на свежем воздухе в любое время года, проводить с ребенком гимнастику, учить выполнять физические упражнения, развивать навыки ходьбы, бега, лазанья. Важным средством закаливания являются воздушные ванны и водные процедуры, но их нужно выполнять в соответствии с существующими правилами.
Одежде ребенка также следует уделять внимание. Если его излишне кутать, то вследствие несовершенства терморегуляции малыш может легко вспотеть, а это ведет к охлаждению организма и простудным заболеваниям. А слишком легкая одежда также может стать причиной заболевания.
Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, то они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадения домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему [7, 31].
Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др.), между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных навыков и привычек. Нередко дети двух и трехлетнего возраста приходят в детский сад, не умея самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться.
Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, педагог должен обращать их внимание на эту сторону воспитания, раскрыть основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность. Он может показать характерные ошибки, дать советы, как отучить малыша от нежелательных привычек, раскрыть значение своевременного формирования необходимых навыков и полезных привычек для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период [5, 32]
Воспитатель сам должен проявлять терпение и настойчивость в воспитании навыков и привычек. Но нельзя требовать от ребенка, чтобы он сразу отказался от той или иной привычки, необходимо время.
Необходимо вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки терпеливо, спокойно, постепенно усложняя требования. Иначе у ребенка может сложиться отрицательное отношение ко всем режимным процессам.
Взрослый должен сначала показать ребенку, где и как сделать что-либо, поупражнять его в действии, а затем давать указания.
Научить ребенка вступать в общение с взрослыми и детьми - одна из основных задач родителей при подготовке малыша к поступлению в детское учреждение. На это должна быть направлена работа детского сада с семьей.
В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и т.д., а также стереотипов общения.
Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребенка и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение [7,17]
Поэтому, знакомясь, с каждым ребенком своей группы до его поступления в детский сад, воспитатель узнает особенности его развития и поведения, и если необходимо, вносит соответствующие коррективы в форме совета и убеждения родителей.
Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптации применяются психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:
- Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;
- Нервно психическое развитие;
- Черты личности [3, 18]
С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к поступлению в детский сад, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы (Приложение А).
Анализируя ответы родителей, и используя метод диагностики, делается прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяются проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и даются рекомендации по подготовке детей.
У родителей остается время, чтобы помочь малышу без особых трудностей перейти от одних условий жизни к другим.
Родители приглашаются посетить детский сад вместе с ребенком, чтобы посмотреть в каких условиях он будет находиться, знакомят малыша с детьми, дается ему возможность познакомиться с помещениями группы, показываются игрушки, место для прогулок, занятий физкультурой и т.д. При этом воспитатель старается, как можно больше внимания уделять новому ребенку, старается “влюбить” в себя малыша, чтобы он понял, что если рядом не будет мамы, то ее на время заменит внимательная и добрая “тетя”. Даются советы мамам, чтобы они приучали малыша самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию. Напоминается родителям, что в играх с другими детьми необходимо учить его делиться игрушками, ждать своей очереди на качелях или чтобы поездить на велосипеде и т.п.
Чтобы успешно прошла адаптация, используются стихи, песенки, потешки. Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями.
Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной.
2 Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
2.1 Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ “ЦРР – детский сад № 221”
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 221» общеразвивающего вида работает по программе «Радуга», осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом о некоммерческих организациях, законом РФ «Об образовании и иными правовыми актами».
Финансирование МДОУ «ЦРР - детский сад №221» осуществляется из районного бюджета согласно действующим нормативным актам, имеет собственные средства, а также бюджетные и дополнительно выделяемые.
Приоритетным направлением в работе педагогического коллектива является сохранение психического и физического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка, оказание помощи семье в воспитании, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, адаптация к жизни в обществе.
Продолжительность воспитательно-образовательного процесса осуществляется с 2-х до 7-летнего возраста ребенка.
В МДОУ «ЦРР - детский сад №221» действуют 12 групп, из них 3 группы - для детей с нарушениями речи, 2 группы - для детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, 1 группа - для детей с задержкой темпа нервно-психического развития, 1 группа - для детей с нарушениями иммунной системы.
На территории детского сада находятся:
- спортивный зал, оснащенный «шведской стенкой», гимнастическими кольцами, массажерами для стоп, мячами различной величины, скакалками, обручами и прочим спортивным инвентарем;
- музыкальный зал, в котором стоит пианино, рядом - костюмерная с различными костюмами сказочных героев, детские музыкальные инструменты, различные декорации из картона и ткани;
- сенсорная комната, где дети занимаются релаксацией, аутотренингами;
- кабинет психолога, где дети занимаются играми с воспитателем – психологом, проходят различные формы тестирования;
- кабинет логопеда;
- кабинет изобразительного искусства;
- физиотерапевтический кабинет, оснащенный массажным столом, ультрафиолетовой лампой;
- 2-е столовые, в которых питаются дети среднего и старшего возраста;
- спортивная площадка, на территории которой находится футбольное, волейбольное поля, беговая дорожка здоровья, турники, песочная яма для прыжков и другое спортивное оборудование.
Воспитательно-образовательную работу с детьми, под руководством заведующей, заместителя заведующей и методиста, ведут 13 высококвалифицированных педагогов-воспитателей, а также 3 логопеда, 2 музыкальных руководителя, психолог, педагог дополнительного образования.
2.2 Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей МДОУ “ЦРР – детский сад № 221” 1- ой мл.гр.
Цель: определить особенности привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения; определить группу адаптации.
Организация исследования: работа проводилась на базе МДОУ “ЦРР – детский сад № 221” в 1 мл.гр. Педагогический процесс организуется в соответствии с программой Т.Н.Дороновой “Радуга”, с детьми работают воспитатели Беласова Н.И. и Зеленина Ю.В.
В 1-ой мл.гр. 28 детей, набор в группе начался 01.08.08г. Для проведения исследования выбрана подгруппа детей:
Белая Дарья, 2 года 5 месяцев
Козенов Даниил, 2 года
Мусина Елизавета, 2 года 6 месяцев
Кремезьон Жанна, 2 года 3 месяца
Тарасова Софья, 2 года
Ходоковский Тихон, 2 года 5 месяцев
Ардимеев Вадим, 2 года 2 месяцев
Макурин Олег, 2 года 6 месяцев
В ходе исследования проведено наблюдение поведения детей в период адаптации, беседы с воспитателями, родителями, психологом, мед.сестрой.
Характеристика поведение детей:
Даша Б. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении со взрослыми проявляет инициативу. Отлично влилась в коллектив.
Даниил К. Речь менее активная, в деятельности подражает взрослым, со взрослыми в общении не проявляет инициативы. С детьми малоактивен.
Лиза М. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми проявляет инициативу; речь активная. Во взаимоотношении с детьми сама проявляет инициативу.
Жанна К. Эмоциональное состояние нестабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми не всегда вступает в контакт, речь активная. Со сверстниками необщительна.
Соня Т. Эмоциональное состояние нестабильное, речь пассивная, в деятельности проявляет наблюдение за действиями взрослых и сверстников.
Тихон Х. Эмоциональное состояние стабильное, не общительный с детьми, часто рядом с воспитателем, речь плохо развита.
Вадим А. Эмоциональное состояние стабильное, речь активная, предметная деятельность слабо развита, во взаимоотношении со взрослыми – ответная реакция, с детьми – проявляет инициативу.
Олег М. Эмоциональное состояние- стабильное, речь активная, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении со взрослыми проявляет инициативу. Со сверстниками неохотно взаимодействует.
В целом адаптация детей проходила неплохо. Оценка эмоционального состояния, деятельности детей, навыков взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, сна, речи детей позволили определить группы адаптации:
– к первой группе (сложная адаптация) относятся 2 человека;
– ко второй группе (средняя адаптация) относятся 3 человека;
– к третьей группе (легкая адаптация) относятся 3 человека.
Данные результаты групп адаптации детей МДОУ “ЦРР – детский сад № 221” в 1-ой мл.гр. занесены в таблицу (Приложение В)
2.3 Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям к дошкольному образовательному учреждению
Цель: спроектировать психолого-педагогическую работу для оптимизации процесса адаптации детей МДОУ “ЦРР – детский сад № 221” 1-ой мл.гр. к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников.
Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты (Приложение А), где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.
Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей – дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, раскрываются основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста (Приложение Б, Приложение Д).
До приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют план воспитательно-образовательной деятельности воспитателей 1 мл.гр. МДОУ “ЦРР – детский сад № 221” ( Приложение Г). При этом выбирают разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Использовались различные методы, приемы и формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.
А так же для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего возраста, необходимо следовать следующим рекомендациям для воспитателей и родителей:
Рекомендации для воспитателей:
- любите детей и относитесь к ним как к своим;
- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;
- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;
- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;
- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;
- по возможности посетите семью ребенка, узнайте о привычках и интересах детей;
- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.
В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, посещения ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.
Рекомендации для родителей:
- любите своего ребенка таким, какой он есть;
- радуйтесь своему ребенку;
-разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;
- слушайте ребенка, не перебивая;
- установите четкие и определенные требования к ребенку;
- не устраивайте для ребенка множество правил;
- будьте терпеливы;
- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;
- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;
- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;
- чаще хвалите ребенка;
- поощряйте игры с другими детьми;
- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;
- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;
- помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;
- прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;
- посещайте групповые собрания.
Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Заключение
Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.
Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский.
Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.
Проведения комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.
Рассмотренные аспекты в ходе курсовой работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Таким образом, можно сказать, что цель исследования: психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, была достигнута, задачи реализованы.
Данная курсовая работа имеет практическую и теоретическую значимость для воспитателей детского сада.
Список использованных источников
1 Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176с. ил.
2 Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медецина 2007. - 304с.
3 Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.
4 Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
5 Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.
6. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.
7 Ж-л № 4. Ребенок в детском саду.-2001.
8 Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.
9. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.
10 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. – 72с.
11 Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. – 160с.
12 Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. – 382с.
13 Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой.– М., 1992.
14 Тонкова-Ямпольская Р.В. “Основы медицинских знаний”- М.: Просвещение, 1986. – 320с. ил.
Приложение А
Анкета для родителей
1 Уважаемые родители, мы будем благодарны, если вы ответите на эти вопросы.
Ваши ответы помогут нам лучше узнать ваших малышей и облегчить его жизнь в адаптационный период.
Поведение
1 Преобладающее настроение вашего ребенка (бодрое; уравновешенное или раздражительное; неустойчивое; подавленное ).
2 Характер засыпания (быстро; в течении 10 минут; очень медленное; медленное).
3 Характер сна (спокойный; неспокойный).
4 Аппетит вашего ребенка (хороший; избирательный; неустойчивый; плохой)
5 Отношение вашего ребенка к высаживанию на горшок (положительное; отрицательное).
6 Навыки опрятности (просится на горшок; не просится, но бывает сухой; не просится; ходит мокрый).
7 Нежелательные для этого возраста привычки (сосет палец или пустышку; раскачивается, когда спит или сидит).
Личность
Проявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.
1 Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, предметам дома и в новой, незнакомой обстановке?______________________________________
2 Интересуется ли действиями взрослых?__________________________
3 Внимателен ли он при этом, активен ли он, усидчив?______
4 Инициативность в игровой деятельности (может или не может найти без посторонней помощи себе занятие; может или не может самостоятельно подготовится к игре)?________________________________________________
5 Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт)?_________
6 Инициативность в отношениях с детьми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт)?________________________
7 Самостоятельность в игре (умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого; не умеет играть самостоятельно)?____________________________
Приложение Б
Карта нервно - психического развития ребенка второго года жизни
Дата рождения ______________________________________
Дата поступления____________________________________
Анализ______________________________________________
Уровень развития | |||||||||||
Речь | Деятельность | Навыки взаимоотношений | |||||||||
Пассивная | Активная | Бездеятельность | Наблюдение, подражание | Предметная деятельность | Со взрослыми | Со сверстниками | |||||
Отсутствуют | Ответное | Инициативное | Отсутствуют | Ответное | Инициативное | ||||||
1 год 3 мес. | |||||||||||
1 год 6 мес. | |||||||||||
1 год 9 мес. | |||||||||||
2 года |
Карта нервно-психического развития ребенка третьего года жизни
Дата рождения ______________________________________
Дата поступления____________________________________
Анализ_____________________________________________
Уровень нервно-психического развития | |||||||
Активная речь |
Сенсорное развитие |
Игра |
Конструи- рование |
Изобретатель-ная деятельность | Движение | Навыки | |
2,5 года | |||||||
3 года |
Приложение В
Результаты групп адаптации детей
МДОУ “ЦРР – детский сад № 221”1-ой мл.гр.
I. тяжелая адаптация II. средняя адаптация III. легкая адаптация |
Имя, Фамилия | Дата рождения | Дата поступления в ДОУ | Группа адаптации |
Белая Дарья | 20.03.06 |
12.08.09 |
III |
Козенов Даниил | 03.08.06 |
07.08.09 |
II |
Мусина Елизавета | 01.02.06 |
09.08.09 |
III |
Кремезьон Жанна |
06.05.06 |
15.08.09 |
I |
Тарасова Софья | 06.08.06 |
14.08.09 |
I |
Ходоковский Тихон | 25.03.06 |
09.08.09 |
II |
Ардимеев Вадим | 01.05.06 |
22.08.09 |
III |
Макурин Олег | 27.02.06 |
01.08.09 |
II |
Приложение Г
План воспитательно-образовательной деятельности
Дни недели | Вид работы | Цель |
ПОНЕДЕЛЬНИК | ||
I половина дня (утро) | Д/и «Что изменилось?» | Развитие внимания, правильное произнесение название предметов. |
Дневная прогулка | П/и «Кто попадёт?» | Развитие ловкости, цепкости, развитие умения играть в мяч. |
II половина дня | Развлечение «Бабушка Арина к нам в гости пришла!» | Создать атмосферу радостного настроения; учить детей отгадывать загадки, читать стихи |
Вечер | Консультация с родителями “Индивидуальный подход к ребенку” | Обратить внимание родителей на формирование определенных черт характера ребенка |
ВТОРНИК | ||
I половина дня (утро) | Д/и «Что ещё такой же формы?» | Учить детей находить предметы одинаковой формы. |
Дневная прогулка | П/и «Мыльные пузыри!» | Учить называть форму, размер; развивать быстроту реакции; умение лопать пузыри двумя руками. |
II половина дня | Чтение стихотворения А.Барто «Мячик» | Учить внимательно слушать стихотворение, понимать содержание; побуждать малышей помогать читать стихотворение, и вызвать сочувствие к девочке Тане. |
Вечер | Беседа с родителями “Ваш ребенок” | Выявление негативных черт характера и индивидуальных особенностей ребенка |
СРЕДА | ||
I половина дня (утро) |
1.Повторение потешки «Как у нашего кота» 2.Пальчиковая игра по потешки «Как у нашего кота» |
Повторить знакомую потешку, создать радостное настроение Развивать мелкую моторику рук. |
Дневная прогулка | П/и «Подпрыгни до ладошки» | Развитие ловкости, быстроты реакции и движений |
II половина дня | Настольный театр «Теремок» | Учить малышей слушать сказку, создать радостное настроение |
Вечер | Беседа с родителями Сони Т. об условиях воспитания в семье | Облегчение адаптации Сони |
ЧЕТВЕРГ | ||
I половина дня (утро) |
1.Чтение стихотворения Б.Заходера «Ёжик» |
Познакомить с новым стихотворением помочь понять содержание |
2. Лепка «Слепим мисочку и угостим ёжика молоком» |
Побудить доступными приёмами (скатыванием, расплющиванием) изготовить мисочку для ёжика. | |
Дневная прогулка | П/и игра «Кто попадет в корзину?» | Развитие ловкости, развитие умения играть в мяч. |
II половина дня | Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку - Длинное Ушко» | С помощью инсценировки подсказать малышам, как надо утром прощаться с мамой – не плакать при расставании, чтобы её не огорчать. |
Вечер | Групповое родительское собрание “Воспитание у детей самостоятельности в самообслуживании” | Показать значимость самостоятельности в самообслуживании в воспитании детей |
ПЯТНИЦА | ||
I половина дня (утро) |
1.Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Была в лесу белка» 2.Рисование «Орешки для белочки» |
1.Познакомить малышей с белкой и её детками, учить слушать рассказ, понимать содержание, отвечать на вопросы 2.Учить малышей рисовать круглые орешки карандашам; способствовать проявлению заботы, чуткого отношения к белочкам |
Дневная прогулка | П/и «Кошечка крадётся» | Тренировка вестибулярного аппарата. |
II половина дня | Потешка «Киска, киска брысь!» | Повторение ранее изученной потешки. |
Приложение Д
Советы родителям в адаптационный период
1. Начать водить ребенка в ясли за месяц до выхода мамы на работу.
2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.
3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации), то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя.
4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.
5. Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.
6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.
7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.
8. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.
9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.
10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.
11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.