Малков П.Ю.
1) Место праздника в границах православного богослужебного года.
Праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу Господских двунадесятых праздников. Этот праздник находится в числе дней церковного года, когда уставом предписывается однодневный пост (здесь запрещается вкушать мясное, молочную пищу и рыбу, однако, разрешается есть растительное масло и выпивать немного вина).
2) Связь праздника со Священной историей Нового Завета и с историей древней Христианской Церкви.
События, вспоминаемые в Праздник Крестовоздвижения, или, как звучит его полное название — Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, произошли в IV веке от Рождества Христова (в 325 или 326 году), в правление святого императора Константина Великого. Как повествуют христианские историки, обращенный в православную веру чудесным видением Креста, явившегося ему в небе перед решающей для него битвой, Император Константин, вознамерился построить храм на Голгофе — на том самом месте, где некогда был распят Христос-Спаситель. Желая исполнить волю императора, в Святую Землю отправилась его мать — святая царица Елена. Здесь-то — в Палестине — и нашла она Святой Крест Христов, до того зарытый глубоко в землю.
В тот самый день, когда святая царица Елена обрела на Голгофе Крест Христов, рядом были найдены и два других креста. Первоначально представлялось неясным: на каком же из трех крестов распяли Спасителя? И вот, как повествует предание, в то время неподалеку двигалась погребальная процессия: мимо царицы и находившегося здесь вместе с нею патриарха Макария проносили гроб с телом умершего человека. Тогда патриарх Макарий, повелев процессии остановиться, стал по очереди возлагать на умершего каждый из трех крестов. Как только мертвого тела коснулся Крест Спасителя, умерший ожил и поднялся из гроба.
От Креста тотчас же начали совершаться исцеления. Слава об этих чудесах разнеслась по всем селениям вокруг Иерусалима, и вот ко Кресту стало стекаться множество народа. Из за густой толпы многие никак не могли увидеть только что найденный Святой Крест. И тогда патриарх Макарий, став на холме и высоко воздвигнув рядом с собой Крест Христов, явил его пришедшим. Весь народ, радуясь совершившемуся чудесному обретению Креста, обступил холм, на котором стоял патриарх, и восклицал "Господи, помилуй". Вскоре на этом самом месте — где некогда совершилась казнь Спасителя, а неподалеку произошло и Его Воскресение — был возведен христианский храм. Такова вкратце история Воздвижения Креста Господня.
Именно здесь наиболее зримо проявилось то духовное преображение, та удивительная перемена, что произошли с Крестом после Распятия на нем и Воскресения Иисуса. Бывший до того позорным орудием смерти, принесший временную физическую гибель Богочеловеку, Крест становится способен отныне сам воскрешать мертвых, даруя жизнь и исцеление.
3) Духовный смысл праздника.
Праздник Воздвижения — казалось бы, один из многих в ряду торжеств вселенской Православной Церкви, и, к тому же, отнюдь не связанный напрямую со временем земной "евангельской" жизни Спасителя — тем не менее, весьма важен для каждого христианина. Так что же означает это торжество, что вспоминается православным людям в день прославления Святого Креста?
Издревле в Римской империи крест — как орудие казни — являлся знаком, символом позора: распятие на кресте считалось самой унизительной формой "высшей меры наказания". Посредством распятия исполнялись приговоры над наиболее презренными преступниками: убийцами, бунтовщиками и иными отребьями общества. И вот, изображение именно этого самого орудия уничижения и поругания, знак страшной и некогда постыдной смерти — носит сегодня на своей груди каждый христианин: древний символ жестокости римских палачей чтит ныне вся Православная Церковь. Каждый, считающий себя последователем Спасителя, готов, вслед за святым апостолом Павлом, — "хвалиться... крестом Господа нашего Иисуса Христа" (Послание к Галатам 6:14), готов утверждать святость, спасительность и, более того, особую животворность этого предельно изощренного орудия человеческого убийства. Понять подобное почитание Святого Креста помогает евангельское "слово о кресте", что, по выражению апостола Павла, "для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия" (Первое Послание к Коринфянам 1:18), — то слово, что с апостольских времен дарует надежду на спасение каждому последователю Богочеловека Христа.
Пришедший в мир Сын Божий явился сюда отнюдь не в силе и славе Своего Божества, не как могучий Властитель и Промыслитель Вселенной. Он воплотился среди нас в "образе ("зраке") раба" — как "обыкновенный" человек, выросший и воспитанный в семье простого плотника, проповедовавший на дорогах и голых холмах Иудеи и Галилеи, не принятый Своим народом и казненный в Иерусалиме. "Венцом" же и пределом такого поистине тяжелейшего жизненного пути Иисуса стал именно Крест — смертоносное Древо, к которому прибили Его римские воины.
По слову древнего христианского писателя Мелитона Сардийского (II век), событие Распятия, сама Крестная смерть Сына Божьего Иисуса Христа — преисполнены поистине космической, вселенской парадоксальности и необъяснимости. Ибо: "Подвесивший землю — подвешен. Привязавший небо — привязан. Утвердивший Вселенную — утвержден на Древе. Бог убит...".
Здесь уместно напомнить о том важнейшем христианском понятии, что, пожалуй, заключает в себе всю суть жертвенного подвига Спасителя — о понятии "искупления". Именно через Искупление — через крестную смерть ставшего человеком Бога — человеческий род и получает прощение за тот древний "отказ" от своего Творца, за то нарушение данной еще в Раю заповеди, которое совершил первый человек — Адам. Бог становится Одним из людей, проходит человеческий земной жизненный путь, умирает, и, наконец, этой Своей смертью попирает и побеждает саму смерть, вырываясь из ее "объятий" — в Собственном Воскресении. Неподвластный греху — по Божеству, Он одерживает победу над адом; равный людям во всем — по Своему человечеству, Он и для них пролагает путь от смерти и тления — к вечной жизни. Зачастую сравниваемый с Адамом, да и называемый Церковью Новым — Небесным — Адамом, Он как бы "изглаживает" из "книги жизни" нашего мира "обличительную запись" о вине родоначальника всего человечества, согрешившего некогда по собственной гордости.
Вот этот-то подвиг Искупления и совершается Спасителем на Кресте. Именно здесь — на Крестном Древе — и достигается тот предел человеческого уничижения и, одновременно, славы Христа.
Итак, с Воскресением Христа, "человек согрешивший" преображается в "человека прощенного". И потому-то с момента восстания Спасителя из мертвых все поврежденное людским грехом мироздание ликует вместе с нами, предчувствуя скорое освобождение от связавших его — по людской вине — пут греха. Все вокруг начинает меняться, наполняться глубоким и праздничным смыслом, радостью богопросветленности. При этом, отныне над всем мирозданием воцаряется — как символ торжества Богочеловека над смертью, как знак победы Спасителя над грехом и сатаной — то "орудие" или даже "оружие", с помощью которого и была одержана эта победа: Крест Христов. Будучи поначалу образом людского уничижения, он вдруг обращается в знамение долгожданного примирения и духовного союза "земли" и "неба". Сеявший прежде смерть, Крест делается отныне подлинным воплощением жизнеутверждающей истины: Господь неотступно пребывает среди людей, которые Им прощены.
В одном из посланий апостола Павла присутствуют странные и, на первый взгляд, не совсем понятные слова, призывающие к тому, чтобы мы, "укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть... что (есть) широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову" (Послание к Ефесянам 3:18-19). Суть же их в том, что отныне Крест, по апостолу, проницает уже, пронизывает собой всю вселенную; таким образом, он поистине есть ее "широта и долгота, и глубина и высота". Все, что ни существует в нашем земном мире, оказывается как бы "охваченным", "объятым" двумя — раскинутыми в бесконечности умопостигаемого "космоса" — горизонтальными ветвями Креста; вертикаль же его, уходя вниз, пронзает — подобно копью — глубины ада, и, в то же самое время, возносясь другим концом ввысь, — достигает пределов небесного Рая, подножия Божественного Престола. Как пишет о подобном значении Крестного Древа священномученик Ипполит Римский (III век), “Древо сие дается мне для вечного моего спасения. Оно питает меня, восстанавливает силы, я опираюсь на его корни, располагаюсь под его ветвями, с радостью я дышу его запахами, как будто подставляю лицо ветру. Под сенью его я ставлю свою палатку, укрываясь от чрезмерного зноя, я обретаю отдых, полный прохлады. Я расцветаю вместе с цветами его, плоды его доставляют мне неизъяснимую радость, я собираю их, ибо они приготовлены для меня с начала мира. У него я нахожу изысканную пищу для утоления голода, под ним фонтан для утоления жажды, с него я беру одежду, дабы прикрыть свою наготу, листья его — это дух животворящий. Прочь от меня отныне листья смоковницы (здесь имеются в виду те листья смоковницы, которыми Адам и Ева, почувствовав стыд после своего грехопадения, прикрыли собственную наготу)! Если есть во мне страх Господень, то здесь у древа мое убежище, в опасностях оно укрепит меня, в битвах — послужит щитом, в победе — трофеем. Вот малая тропа, вот мой узкий путь! Вот лествица Иаковля, где ангелы восходят и нисходят, а на вершине ее стоит Господь. Дерево это простирается дальше неба, поднимается от земли к небесам. Будучи бессмертным, оно растет из центра неба и земли, оно — твердая опора вселенной, связь всех вещей, основа всей обитаемой земли, космическое сплетение, содержащее в себе всякую пестроту человеческой природы. Прибитый незримыми гвоздями Духа, дабы не колебаться в твердом согласии с волей Божией, головою касаясь неба, а земли ногами, все пространство между землей и небом заполнил Он (распятый на Крестном Древе Христос) необъятными руками Своими”.
4) История возникновения праздника.
Воздвижение Креста Господня — единственный христианский праздник, который начал отмечаться одновременно с празднуемым здесь событием. Первое Крестовоздвижение было отпраздновано при самом обретении Креста и с тех пор стало неотъемлемой частью литургической жизни Иерусалимской церкви. Вскоре с этим праздником оказалось соединено и другое торжество — в честь постройки святым Императором Константином Великим на месте обретения Креста храма в честь Воскресения Христова (Гроба Господня). Итак, поначалу Воздвижение Креста было одним из важнейших годичных праздников именно среди иерусалимских христиан (он стал уже к концу IV века одним из трех главных праздников церковного года, являясь одновременно воспоминанием торжества обновления храма Воскресения; в ту эпоху празднование продолжалось восемь дней). Впрочем, само именование праздника Воздвижением впервые встречается лишь в литературном памятнике VI столетия — в похвальном слове Кресту кипрского автора Александра Монаха. Затем этот праздник начинает быстро распространятся по всему христианскому Востоку; в то же самое время западная христианская традиция воспринимает его весьма медленно. На христианском Западе праздник Воздвижения Креста Господня впервые отмечается лишь в первой половине VII столетия при папе Гонории I (625-638). Древность современной нам даты празднования Воздвижения Креста — 14 сентября ст. ст. — подтверждается в житии святителя Иоанна Златоуста.
5) Характерные особенности праздничного богослужения в различные исторические периоды. Авторы богослужебных текстов.
Древнейшим обычаем праздничного богослужения является особая традиция “воздвижения” креста за богослужением. Само же богослужение, посвященное этому празднику, исторически достигло своей наибольшей торжественности только к XI веку — как это видно из относящегося к тому времени и дошедшего до нас в рукописи Константинопольского устава святой Софии. Эта служба была тогда еще более торжественна, чем мы это можем наблюдать в наших православных храмах теперь.
Обычай соблюдения поста в день Крестовоздвижения впервые появляется в древней иерусалимской христианской традиции (правда, здесь пост соблюдался не только в праздник, но даже и в день его предпразднства).
Канон праздника написан преподобным Косьмой Маюмским в VIII столетии. Из других авторов богослужебных текстов праздника Воздвижения следует назвать: святого Андрея Иерусалимского (VII-VIII века) — три стихиры на литии; святого Иоанна Дамаскина (VIII век) — стихира на стиховне; святого Феофана Начертанного (VIII-IX века) — стихира на литии; Киприана Студита (IX век) — стихира на литии; Анатолия Студита (IX век) — две стихиры на литии; Императора Льва VI Мудрого (IX-X века) — стихира на литии.
6) Подготовительный период праздника. Предпразднство и попразднство.
Праздник Воздвижения Креста (как и праздники Рождества Христова и Крещения Господня) имеет связанные с ним особые субботы и “недели” (воскресенья) — как предваряющие его, так и последующие за ним. Это — суббота и “неделя” перед Воздвижением, а также суббота и “неделя” по Воздвижении. В эти дни за службой читаются особые — соотносящиеся по смыслу с содержанием праздника — отрывки из Священного Писания.
Крестовоздвижение имеет лишь один день предпразднства, так как всего за два дня до Воздвижения Креста совершается отдание другого двунадесятого торжества — Рождества Пресвятой Богородицы.
День предпразднства Воздвижения имеет еще и свою собственную “самодостаточную” праздничную наполненность — взаимосвязанную непосредственно с самим Крестовоздвижением, и все же несколько отличную от содержания наступающего торжества. 13 сентября ст. ст. принято вспоминать обновление (то есть освящение) храма Воскресения Христова в Иерусалиме, выстроенного на Голгофском холме святым Императором Константином Великим. В народном сознании этому празднику усвоилось имя “Воскресения словущего” — то есть такого невоскресного — буднего — дня (а чаще всего это торжество, конечно же, приходится именно на будни), в который прославляется Воскресение Христово; таким образом, этот праздник “слывет” воскресеньем, уподобляется ему.
Отдание праздника Воздвижения Креста Господня совершается 21 сентября ст. ст. / 4 октября н. ст.; до этого дня продолжается период его попразднства.
7) Важнейшие черты праздничного богослужения.
Богослужение праздника Воздвижения Креста обыкновенно совершается в темно-фиолетовых облачениях.
Чинопоследование праздничной службы содержится в месячной Минее — в сентябрьском томе.
Праздничное богослужение “правится”, как обычно, в виде торжественного всенощного бдения. В самый день праздника утром совершается Божественная Литургия.
Главной особенностью праздника является богослужебный обряд выноса и воздвижения креста.
Перед началом всенощного бдения крест полагается в алтаре — на престоле (он торжественно переносится сюда с также расположенного в алтаре жертвенника). Здесь он лежит почти на протяжении всей службы. Обряд выноса креста и его воздвижения совершается в конце всенощного бдения. Архиерей или священник, облаченный в одежды, обыкновенно предназначенные для совершения важнейшего православного таинства — Евхаристии, выносит крест из алтаря через его боковые (северные) двери. Крест покоится на главе несущего его священнослужителя — на украшенном блюде. Он переносится на середину храма и полагается здесь на приготовленном для него основании — аналое. Сразу затем совершается и торжественный обряд воздвижения креста, напоминающий молящимся о подобном ему древнем событии Воздвижения Креста Христова патриархом Макарием и царицей Еленой.
Этот обычай, как правило, совершается в больших соборах (точнее — в соборных храмах). Вот как описывает этот обычай известный русский литургист М. Скабалланович: “архиерей или священник, сделав три земных поклона пред св. крестом и взяв его с аналоя, осеняет им трижды народ, затем, держа его на голове, наклоняется до земли и поднимается и снова осеняет крестом. Это осенение крестом и воздвижение его совершается... при стократном пении “Господи помилуй” и повторяется пять раз во все стороны: на восток, запад, юг, север и опять восток. Такой порядок стран выбран, чтобы составлялся из него крест. На восток делается воздвижение дважды в виду особого достоинства этой страны и чтобы всех воздвижений было пять... Пред каждым из этих воздвижений креста произносится особое прошение ектении и во время каждого воздвижения поется “Господи помилуй” сто раз, всего следовательно, пятьсот раз. Обряд, очевидно, имеет целью возбудить в нас такое же чувство сокрушения о грехах наших, вознесших Спасителя на Крест, какое почувствовали очевидцы первого Воздвижения Креста, при виде его в умилении восклицавшие “Господи помилуй”.
После воздвижения креста совершается обычай поклонения ему и его целования. Вслед за определенным здесь уставом пением праздничного кондака, священнослужитель кладет крест обратно на аналой и трижды поет перед ним краткий тропарь “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим”. При этом и священник и молящиеся совершают три земных поклона. Затем священнослужители — а вслед за ними и все находящиеся в храме верующие — по очереди целуют крест. В это время хор поет особые стихиры Кресту.
Тропарь праздника Воздвижения Креста: “Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и твое сохраняя Крестом Твоим жительство”. Перевод тропаря: “Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние (имение, удел) Твое; даруй победы над врагами православным христианам и Крестом Твоим сохраняй Твой народ”. В России — до революции — в тропаре праздника (также как и в его кондаке) присутствовало моление о царствующем императоре.
Кондак праздника: “Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй Христе Боже, возвесели силою Твоею православных христиан, победы дая им на сопостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу”. Перевод кондака: “Добровольно взнесшийся на Крест, Христос Бог! Подай милости Твои новому обществу, носящему Твое Имя (то есть христианам), обрадуй Своей силой православных христиан, подавая им победы над врагами, и да имеют они в помощь от Тебя оружие подающее мир и знамение победы (то есть святой Крест)”.
В стихирах и каноне праздника много говорится о ветхозаветных прообразах Креста, о той победе Христа над смертью, что произошла благодаря святому Древу, а также о том особом благоговейном и радостном поклонении, которого достойно это орудие спасения мира. “Приидите вси языцы, благословенному Древу поклонимся, имже бысть вечная правда”. “Крест, хранитель всея вселенныя; Крест, красота Церкве; Крест, царей держава; Крест, верных утверждение; Крест, ангелов слава, и демонов язва”. Повествуется здесь и о самом историческом событии обретения и Воздвижения Креста.
Паремии праздника содержат ветхозаветные пророчества о той спасающей всех верующих Божественной благодатной силе, что может стать доступна и видима всему миру — через Древо Креста.
В первой из них (книга Исход 15:22-27; 16:1) рассказывается о том, как освободившиеся из египетского рабства евреи, странствуя по пустыне, не могли найти питьевой воды; и тогда в месте называемом Мерра, где бил источник с горькой, и потому непригодной для питья, водой, случилось чудо. Вождь евреев Моисей положил в этот источник указанное ему Самим Богом дерево: вода тотчас же сделалась сладкой и чистой. Это дерево, превратившее горькую воду в сладкую, прообразовало собой благодатную силу Христова Креста, обратившего горечь человеческих страданий и смерти в вечную сладость богопричастной жизни искупленного людского рода.
Вторая паремия (книга Притчей Соломоновых 3:1-18) прославляет мудрость, которая приобретается терпеливым перенесением несчастий и страданий, посылаемых промыслом Божиим людям — ради их вразумления, ради того, чтобы они пошли по истинному пути жизни. Приобретение подобной премудрости — лучше золота, серебра и драгоценных камней, ибо обретая ее, человек подлинно находит Бога: ведь и Сам Бог, Сын Божий также зачастую именуется Божественной Премудростью. Через много столетий после того как эти (цитируемые в паремии) строки о таинственном значении понятия Премудрости были написаны царем Соломоном, Сама Премудрость явила Себя миру, открыв на Кресте Свой замысел о путях спасения человечества, и даровав, тем самым, людям возможность терпеливо со-страдать и со-распинаться вместе с Собой, а значит и духовно со-воскресать во Христе.
Третья паремия (книга пророка Исаии 60:11-16) содержит пророчество Исаии о грядущих величии и славе Иерусалима. По убеждению христиан, это прореченное некогда Исаией величие действительно пришло; однако, осуществилось оно не во внешнем торжестве Истины над злом, а, напротив, в кажущемся поражении этой Истины — в крестной смерти Христа, которая, на самом деле, и стала Его подлинной победой над адом и смертью.
Евангельское чтение на утрени (Евангелие от Иоанна 12:28-36) содержит пророчество Спасителя о будущем распятии и спасительных плодах Крестной жертвы. Христос говорит: “Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего (то есть сатана) изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе”. Затем евангелист Иоанн добавляет: “Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет”. По мысли церковных толкователей, Христос подразумевает здесь именно Собственное “вознесение” от земли на Кресте — “вознесение”, в котором Он приобщит всех людей к плодам Своего спасительного подвига.
Апостольское чтение на Литургии (1 Послание апостола Павла к Коринфянам 1:18-24) утверждает, что сама сущность, сердцевина подлинной христианской проповеди и смысл истинной веры — той веры, что чужда и законникам-иудеям и язычникам-эллинам, — это распятие Господа, сила Креста Христова.
Евангельское чтение на Литургии (Евангелие от Иоанна 19:6-11, 13-20, 25-28, 30-35) повествует о событиях страстей, распятия и смерти Христа.