; их связь с зимним и
летним солнцеворотами; весенним и осенним равноденствием; с циклами сельскохозяйственных работ; с языческими и христианскими основами веры
Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности.
Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества. Языческие духовные традиции, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.
Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическими олицетворениями природных сил.
Праздничный календарь русских на протяжении их многовековой истории не был стабильным, раз и навсегда данным. Каждая историческая эпоха накладывала на него свой отпечаток, внося в праздничный быт народа что-то свое, новое. Наиболее заметные изменения он претерпел трижды - после крещения Руси, в период петровских преобразований и после крушения самодержавия, т. е. в переломные периоды в истории русского народа.
Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце "поворачивается на лето", предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название - календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель - обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.
Существенную роль в общественной жизни крестьян и городского населения у русских, как и у других европейских народов, играли обряды и обычаи, приуроченные к датам христианского календаря и тесно связанные с циклом сельскохозяйственных работ - подготовкой и ожиданием урожая и его уборкой. Еще в начале XX в. обрядовый календарь, содержащий многие напластования отдаленных времен, на большей части территории расселения русских сохранял свою традиционную специфику, хотя многие архаические обряды к тому времени ушли из жизни, а смысл других был забыт, и они, смешавшись с необрядовыми бытовыми формами, воспринимались как праздничная забава.
Общественная жизнь, связанная с народной календарной обрядностью, проявлялась главным образом в совместных гуляниях и праздничных развлечениях, имевших множество локальных различий.
2. Система церковных праздников
По объекту прославления православные праздники подразделяются на Господни, Богородичные, в честь святых и "бесплотных сил" (мира ангельского). По времени проведения - на неподвижные (непереходящие), за которыми закреплены особые дни (числа) в церковном календаре, и подвижные (переходящие), перемещающиеся по календарю в зависимости от не имеющей твердой даты Пасхи - главного, наиболее почитаемого общехристианского праздника ("праздника всех праздников"). По степени торжественности (видам богослужения) различают великие, средние к малые праздники, по масштабам празднования - общие и местные. Первые отмечались одинаково торжественно во всех православных храмах, вторые - в некоторых.
К великим праздникам относятся двунадесятые и пять не двунадесятых. Среди двунадесятых праздников три подвижных: Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи (Вербное воскресенье), Вознесение Господне (Вознесение) - в 40-й день по Пасхе и день Святой Троицы, Пятидесятница (Троица) - в 50-й день по Пасхе. Неподвижные великие праздники: Крещение Господне, Богоявление (Водокрещи, Иордань) - 6(19) января; Сретение Господне (Сретение) - 2(15) февраля; Благовещение Пресвятой Богородицы (Благовещенье) - 25 марта (7 апреля); Преображение Господне (второй Спас, Спас на горе, средний Спас, Спас яблочный) -6(19) августа; Успение Пресвятой Богородицы (Успенье, Успенщина) - 15(28) августа; Рождество Пресвятой Богородицы (Малая Пречистая, Спожа, Аспосов, Пасиков, Луков день и др.) - 8(21) сентября; Воздвижение Честного Креста Господня (Вздвиженье, Вздвиженьев день) - 14(27) сентября; Введение во храм Пресвятой Богородицы (Введенье) - 21 ноября (4 декабря) и Рождество Христово (Рождество) - 25 декабря (7 января).
Великие, но не двунадесятые праздники: Обрезание Господне - 1(14) января; Рождество Иоанна Предтечи (Иванов день, Иван Купало, Купало) - 24 июня (7 июля); день святых первоверховных апостолов Петра и Павла (Петров день) -29 июня (12 июля); Усекновение главы Иоанна Предтечи (Иван постный, Иван полетний, полеток) - 29 августа (11 сентября) и Покров Пресвятой Богородицы (Покров) - 1(14) октября.
Двунадесятые праздники (кроме подвижных) имеют так называемые предпразднества и попразднества. Предпразднества - дни, предшествующие празднику. Создавая определенный психологический настрой, они подготавливают верующих к его встрече. Все двунадесятые праздники, за исключением Рождества и Богоявления, имеют по одному дню предпразднества. Рождество Христово - 5 и Богоявление - 4 дня. Попразднества - дни, составляющие продолжение двунадесятых праздников. Число таких дней колеблется от одного до восьми в зависимости от степени близости одних двунадесятых праздников к другим или к посту. В дни предпразднеств и попразднеств в храмах наряду с молитвами и песнопениями в честь отмечаемых в эти дни дат церковного календаря прославляются и события предстоящего или прошедшего двунадесятого праздника. Наиболее торжественны богослужения дня отдания праздника - последнего дня попразднества. Содержание и ритуал церковных праздников (особые для каждого из них) были едины на всей территории России.
3. Классификация традиционных календарных праздников и
обрядов русского народа
Колядование
Рождение Коляды, мифологического существа, родственного Макоши, совпадало по времени с "рождением" Солнца - зимним солнцеворотом. Участники обряда колядования распевали песни, прославлявшие Коляду, ходили по домам, желали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в наступающем году. По требованию колядующих хозяева вознаграждали их съестными дарами - это была жертва Коляде. Разжигали костры, и под веселые песни, собранная еда коллективно поедалась. Происходило это обычно 24 декабря (по старому стилю).
Колядованием начинались зимние святки - древний славянский праздник начала Нового года, длившийся с 25 декабря по 6 января (по старому стилю). В чем его суть? Набиравшее силу солнце обещало скорое пробуждение земли, возрождение природы. Древние земледельцы, неразрывно связанные своим трудом с природой, верили, что, соединяя усилия многих людей в обрядовом действе, они могут помочь плодородию. Ведь люди и природа, согласно их мировоззрению, - две части одного целого, а обряд - средство сообщения между ними. Обязательные святочные игры, веселые забавы, обильная еда и хмельные напитки пробуждали в людях жизнерадостную энергию, которая, по их убеждению, сливалась с возникающей энергией плодородия, удваивая ее. Другая сторона святочных ритуалов - гадания. Каждому хотелось узнать, каков будет год: урожайным ли, обильным ли на недуги, щедрым ли на свадьбы. Считалось, что открытое по святочному гаданию обязательно сбудется.
Масленица
В конце марта, в период весеннего равноденствия отмечали масленицу. Масленица - праздник проводов зимы и встречи весны. Непременным спутником этого весеннего праздника были блины, масляные блины. Своей формой они символизировали солнце. Тысячу лет назад вид блинов был еще ближе к древнейшему схематическому изображению Солнца. Объевшись масляными блинами, над толпой возвышалась сама Масленица - олицетворение конца зимы и начала сезона плодоношения. На празднике она присутствовала в виде чучела, разодетого в женские одежды. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным захоронением Масленицы - чучело сжигали или, разорвав, разбрасывали по полям, закапывали. Ознаменовав приход весны, передав свою силу полям, Масленица должна была теперь успокоиться до следующего года.
Весенние праздники
К весенним обрядам заранее готовились: вышивали полотенца с изображениями богини плодородия. Не обходились весенние обряды и без расписанных яиц. Традиция расписывать яйца весной - одна из древнейших, среди сохранившихся доныне. Расписное яйцо было столь важным атрибутом обрядов, что длительное время (примерно с Х века) держался обычай пользоваться специально изготовленными керамическими разукрашенными яйцами - писанками. Считалось, что раскрашенное ритуальное яйцо обладает необыкновенными свойствами: им можно исцелить больного или даже потушить пожар, случившийся от удара молнии.
Венчали весеннюю обрядность и начинали летнюю "зеленые святки". Они приходились на конец мая - июнь (в разных местностях назначали свой срок).
Для землепашца это время критическое - все, что мог, он на полях сделал, брошенное зерно дало всходы, теперь все зависело от природы, а значит, от прихоти управляющих природными стихиями существ. Взор земледельца обращался к водным гладям - к рекам и озерам, источникам благодатной утренней росы. А душа - к русалкам, властительницам водоемов. И ожидали в это время от русалок не только шалостей и козней, но и орошения полей живительной влагой, способствующей колошению хлебов. Русальные ритуальные хороводы и песни сопровождались ударами бубна, резкими звуками флейты. Верчением и прыжками, пронзительными выкриками участники приводили себя в состояние крайнего возбуждения. Такое массовое буйство должно было привлечь внимание русалок и выманить их из омутов.
Ярилин день
Добрый урожай зависел не только от умеренного орошения, но и от солнечного тепла. Поэтому частью "зеленых святок" были два "огненных", солнечных праздника - Ярилин день (4 июня по старому стилю) и Ивана Купала (24 июня по старому стилю).
Ярило был богом восходящего(весеннего) солнца, богом любви, богом производителем и покровителем животных, производителем растений, богом силы и храбрости.
День Ивана Купалы
Купала - божество славянской мифологии, связанное с культом солнца. Во время праздника оно было явлено чучелом мужского, а иногда и женского пола. Украшением и символом праздника были цветы иван-да-марья. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника, указывавший место закопанных кладов. Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и открыть клад считалось делом почти невозможным. Особо доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес. Веками из уст в уста передавались в народе небылицы о таких простаках.
Вечером на Ивана Купалу магическим обрядом добывания "живого огня" начиналось главное действо: от затеплившегося огня возжигались священные костры, и самый удалой народ пускался прыгать через них. Каждый стремился взвиться повыше, потому что волшебным образом от высоты прыжка зависела высота хлебов. Вокруг костров водились хороводы.
Сбор урожая
Следующий виток аграрных календарных праздников и обрядов приурочен ко времени сбора урожаев и началу его переработки. Особенно значительными были: праздник "первых плодов" (начало августа); чествование Рода, когда хлеба уже ссыпаны в закрома (время "бабьего лета", с конца августа до середины сентября); начало прядения льна (октябрь).
4. Практическое задание: составить и проанализировать
церковный и народный (земледельческий) календари
Церковный календарь на 2007 год
Православные праздники и посты. В скобках указаны даты по старому стилю.
Великие и двунадесятые православные праздники:
7 января (25 декабря) Рождество Христово
14 января (1 января) Обрезание Господне
19 января (6 января) Крещение Господне. Богоявление
15 февраля (2 февраля) Сретение Господне
1 апреля (19 марта) Вход Господень в Иерусалим
7 апреля (25 марта) Благовещение Пресвятой Богородицы
8 апреля (26 марта) Пасха Господня. Светлое Христово Воскресение
17 (4) мая Вознесение Господне
27 (14) мая День Святой Троицы или Пятидесятница
7 июля (24 июня) Рождество Иоанна Предтечи
12 июля (29 июня) Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
19 августа (6 августа) Преображение Господне
28 августа (15 августа) Успение Пресвятой Богородицы
11 сентября (29 августа) Усекновение главы Иоанна Предтечи
21 сентября (8 сентября) Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября (14 сентября) Воздвижение Креста Господня
14 октября (1 октября) Покров Пресвятой Богородицы
4 декабря (21 ноября) Введение во храм Пресвятой Богородицы
Многодневные православные посты:
Великий пост с 19 февраля по 7 апреля (с 6 февраля по 25 марта)
Петров пост с 4 июня по 11 июля (с 22 мая по 28 июня)
Успенский пост с 14 по 27 августа (с 1 по 14 августа)
Рождественский пост с 28 ноября по 6 января (с 15 ноября по 24 декабря)
Однодневные православные посты:
Среда и пятница, за исключением сплошных седмиц и Святок
Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января (5 января)
Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября (29 августа)
Воздвижение Креста Господня 27 сентября (14 сентября)
Дни особого поминовения усопших:
10 февраля (28 января) Суббота мясопустная
3 марта (18 февраля) Суббота 2-я Великого поста
10 марта (25 февраля) Суббота 3-я Великого поста
17 (4) марта Суббота 4-я Великого поста
17 (4) апреля Радоница
26 (13) мая Суббота Троицкая
3 ноября (21 октября) Суббота Димитриевская
Сплошные седмицы:
Святки с 7 по 17 января (с 25 декабря по 4 января)
Мытаря и фарисея с 29 января по 3 февраля (с 16 по 21 января)
Сырная (Масленица) с 12 по 18 февраля (с 30 января по 5 февраля)
Пасхальная (Светлая) с 8 по 15 апреля (с 26 марта по 2 апреля)
Троицкая с 28 мая по 3 июня (с 15 по 21 мая)
Русский народный календарь
январь
1. Новый год.
7. Рождество. С 7 по 18 января - Святки.
19. Крещение. Ясно, холодно - к засушливому лето. Пасмурно - к урожаю.
23. Григорий. Иней - к сырому лету. Ветер с юга - к грозному лету.
24. Феодосии. На Феодосья тепло - к ранней весне.
25. Татьяна. Солнце - к раннему прилету птиц. Снег - к дождливому лету.
февраль
1. Макарий. Коли ясно - то ранняя весна.
2. Ефимий. В полдень солнце - ранняя весна. Метель - всю Масленицу.
4. Тимофей. Начало метелей.
6. Аксинья. Какова Аксинья - такова и весна.
10. Ефрем. Ветер на Ефрема - к сырому году.
14. Трифон. Если небо звездное - к поздней весне.
15. Сретение. Зима с весной встречаются. Начало Масленицы.
23. Прохор. До Прохора старуха охала: «Ох студно».
24. Влас. Пришел Прохор да Влас - никак скоро весна у нас.
март
14. Евдокия. Какова Евдокия, таково и лето. На Евдокию снег - к урожаю, теплый ветер - к мокрому лету, ветер северный - к холодному лету.
15. Федот. На Федота снежный занос - долго травы не будет.
18. Конон. На Конона вёдро (сухо, солнечно), - града летом не будет.
22. Сороки. Вторая встреча весны. 40 пичуг прилетают. Увидел скворца - весна у крыльца. Чайка прилетела - скоро лед пойдет. Журавль прилетел - тепло принес. Жаворонок - к теплу. Зяблик - к стуже.
апрель
7. Благовещение. Весна зиму поборола. Если снег на крышах лежит, то в поле лежать ему до Егория (6.5). Остается 40 холодных утренников. Гроза - быть теплому лету. Ночь теплая - весна дружная.
9. Матрена. Щука хвостом лед разбивает.
14. Марья. Зажги снега. Начало половодья.
18. Федул. Пришел Федул - тепляк подул.
21. Родион. Ледолом. Пашут под овес.
24. Антип. На Антипа воды не вскрылись - лето плохим простоит.
май
6. Егорий. Теплый Егорий весну начинает, а Илья (2.8) лето кончает.
15. Борис и Глеб. Соловьиный день.
16. Марфа - зеленые щи. Цвет черемухи холод приносит.
20. Вознесение. Отцветают сады.
22. Никола. От Николы осталось 12 холодных утренников.
24. Мокей. Если мокро - все лето такое.
27. Сидор. На Сидора холодно - все лето такое.
28. Пахом. Пришел Пахом - запахло теплом.
31. День Святого Духа. С этого дня и с неба и из-под земли тепло идет!
июнь
3. Алена и Константин. Сеют лен, гречиху.
11. Федосья - колосяница. Колосится рожь.
13. Еремей. Конец всякого сева.
21. Стратилат - грачами богат.
22. Кирилл. Конец весны, начало лета.
27. Елисей.
29. Тихон. Птицы стихают.
июль
3. Мефодий. Если на Мефодия дождь, то будет идти 40 дней.
7. Ивана-Купала. Большой покос. В ночь на И-К - чудеса и гадания.
10. Самсон. Если на Самсона дождь, то до Бабьего лета (14.09) дождь.
12. Петров день. Красное лето. Петр - Павел - час убавил.
21. Казанская. Начало уборки ржи.
25. Прокл. Поле от росы промокло
29. Афиноген. Лето перешагивает зной. Замолкают птицы.
август
1. Макрида. Если на Макриду мокро, то вся осень будет мокрая.
2. Ильин день. До обеда лето, после обеда осень. Зима с летом борется.
12. Сил. Озимая рожь, посеянная на Сила, сильная уродится.
14. Первый (медовый) Спас. Проводы лета. Со Спаса - холодные росы.
16. Антон - вихровей. Если на Антона вихрь - ожидай снежную зиму.
17. Авдотья - сеногнойка. Срывают огурцы, убирают чеснок, лук.
19. Второй (яблочный) Спас.
21. Мирон - ветрогон.
27. Михеев день. Тихий вечер - ясной осень, буран - ненастный сентябрь.
28. Успение. Третий Спас. Начало молодого Бабьего лета (до 11.09).
сентябрь
11. Иоанн - Предтеча - Креститель - гонит птицу за море далече.
14. Семен. Не убрали колосовые - пропали. Бабье лето (14-21). Если первый день ясен, то осень теплая.
21. Рождество Богородицы.
24. Федора. Всякое лето кончается.
27. Воздвижение. Птицы улетают, медведь в берлогу, корень не растет.
октябрь
1. Арина. Если на Арину журавли, то на Покров - первый мороз. Если нет, то до Артемьего дня (2.11) не будет ни одного мороза.
3. Астафий. Астафьевы ветры: северный - стужа близко, южный - к теплу, западный - к мокроте, восточный - к вёдру (летняя сухая и ясная погода). Тепло и летит паутина - к хорошей осени и нескорому снегу.
8. Сергий Радонежский. Рубят капусту. Если на Сергия первый снег, то зима установится на Михаилу (21.11)
14. Покров. Каков Покров, такова и зима. Ветер с севера - холодной зима, с юга - теплая, с запада - снежная, переменный - непостоянная зима. От первого снега до санного пути - 6 недель. Если лист с дуба и березы упадет чисто - к легкому году, а нечисто - к строгой зиме.
20. Сергий зимний. Снежный покров - к Матрене (22.11) станет зима.
23. Евлампий. На Евлампия рога месяца кажут в ту сторону, откуда быть ветрам. Если на север - быть скорой зиме, и снег ляжет посуху; на юг-скорой зимы не жди, будет слякоть до Казанской (4.11).
ноябрь
4. Казанская. Первый заморозок. Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.
8. Дмитриев день. Помин по усопшим воинам.
12. Зиновий. Синичный праздник. Прилет в сады синиц, снегирей, щеглов.
21. Михаиле. Чаще всего бывают оттепели. Настоящая стужа с 22.11.
23. Ераст. С Ераста жди крепкого наста.
24. Федор. На Федора дождь или снег - быть оттепелям до Введения.
декабрь
1. Платон и Роман. Платон да Роман кажут зиму нам.
4. Введение. Накладывает на воду ледение. Возможна и оттепель.
9. Юрьев день. Медведь в берлоге засыпает.
12. Парамон. На Парамона снег-быть метелям до Николы (19.12)
17. Варвара. Трещит Варюха: береги нос да ухо.
19. Никола. Хвали зиму после Николы (Гостевой праздник).
29. Аггей. Иней сей. Коли сильный мороз, то стоять ему до Крещения.
Сравнив православный и народный земледельческий календари можно сделать вывод, что некоторые праздники совпадают. Например: Рождество Богородицы (21 сентября), Покров (14 октября), Рождество (7 января), Крещение (19 января) и др.
Список литературы
Алмазов С.Ф., Питерский П. Я. Праздники православной церкви. - М., 1962.
Бакланова Т.И. Народная художественная культура. – М., 2000.
Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. /Под ред. М. Забылина. – М.: Просвещение, 1991.
Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. - М., 1990.