Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Роль идеи в судьбе героев И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского

Роль идеи в судьбе героев И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского

Русскую литературу всегда отличала неистребимая жажда разрешения актуальных общественных проблем. Лучшие писатели чувствовали себя носителями истины, проповедниками, учителями жизни. Соответственно и герои их произведений-— это “герои мировоззрения”, люди, ищущие смысл бытия, исповедующие какую-то идею. В центре внимания русских писателей оказывается человек с пытливым умом и беспокойным сердцем. Он создает теории, стремясь объяснить жизнь, но чаще всего становится заложником и жертвой своей идеи, страдая от невозможности ее реализовать или постепенно убеждаясь в ее несостоятельности.

Именно такой тип героя представлен в романах И. Тургенева “Отцы и дети” и Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. И тот и другой умели не только угадать насущные идеи своего времени, но и предсказать их последствия. И. Тургенев в образе Базарова воплотил нового человека, героя времени, нигилиста. Базаров уверенно ниспровергает авторитеты и исповедует только пользу и опыт. Он принадлежит эпохе бурного развития естественных наук и собирается именно им посвятить свою жизнь. Базаров не сомневается, что природа — это “мастерская, а человек в ней работник”, что любовь — это блажь и чепуха, что поэзия и искусство могут интересовать только “отставных” людей. До тех пор, пока герой не сталкивается с подлинными, глубокими человеческими чувствами, ему легко оставаться непоколебимым и убежденным. Однако писатель готовит для идей героя серьезные испытания. Приезжая в Марьино уже в первый раз, Базаров лично сталкивается с “отцами”, не только с их теориями и взглядами, но и с массой жизненных деталей и ситуаций. Базаров попадает к “феодалам”, но они-то живые люди и он вынужден считаться с ними, хотя внешне и выходит победителем во всех спорах. Самым же сильным потрясением для Базарова становится любовь к Одинцовой. Это сильно поколебало его взгляды и логические установки. Базаров обнаруживает романтика в себе самом, хотя и старается “не рассиропиться”. Совсем по-другому теперь ведет он себя в Марьино, по-другому оценивает жизнь и людей. Положение героя становится мучительным. Преодолеть любовь не помогает и попытка окунуться в знакомую и любимую работу. Медицина, в которую Базаров верил безоговорочно, как это ни парадоксально, становится причиной смертельного заражения. Свой земной путь герой заканчивает в родном гнезде, происходит возвращение блудного сына, сумевшего мужественно признать ошибочность своих идей и достойно встретить смерть. Базаров прошел через страдания, претерпел драму от несовпадения убеждений и многообразия самой жизни. Он стойко перенес все испытания, но неразрешимым для него остался вопрос: “Нужен ли я России?” Не менее трагична судьба Р. Раскольникова, героя романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. Писателя особенно волновали появившиеся в шестидесятых годах XIX века теории “сверхчеловека”, который имеет право на преступление. Автором и защитником подобной идеи становится Раскольников. Бедность, унижение, уязвленное самолюбие, наблюдение над жизнью окружающих людей, раскрывающее картину насилия и несправедливости одних, нищеты и страдания других, — все это вызывает у героя углубленную работу мысли. Раскольников считает подлостью смирение с такой жизнью. На жестокость мира он отвечает своей теорией. Раскольников делит мир на “владык” и “тварей дрожащих”. Для первых не действуют закон и мораль большинства. “Необыкновенные” люди имеют право на “кровь по совести”. Преступление Раскольникова — это эксперимент над собой с целью проверить, к какой касте принадлежит он сам. Правда, герой придумывает для себя спасительный обман, уравновешивая бесчеловечность своего поступка мыслью о спасении тысяч несчастных. Однако эта идея терпит поражение уже в момент осуществления: Раскольников убивает Лизавету, одну из тех, ради кого и шел на преступление. Совершив убийство, герой испытывает ужас, потрясение, отчуждение от близких и отвращение к себе. Но, разуверившись в себе, он продолжает верить в свою “идею” даже после саморазоблачения. Только на каторге, когда Раскольников вспоминает свой сон о трихинах, делающих людей бесноватыми и заставляющих уничтожать друг друга, герой понимает, какие чудовищные последствия могла иметь реализация его идеи. Достоевский заканчивает роман воскресением души Раскольникова, открывшейся для бога и любви. Герой спасен еще при жизни, и в этом главная заслуга жертвенного служения Сони Мармеладовой. Рядом с Базаровым не оказалось человека, который смог бы поддержать его в трудную минуту, поэтому результат его исканий не столь оптимистичен, как у Раскольникова.

Несмотря на разницу финалов, в обоих романах утверждается одна и та же мысль. Жизнь сложнее любых теорий, все в них предвидеть невозможно, а потому они еще более опасны, поскольку их последствия непредсказуемы. Служение “идее” становится разрушительным для человека, а состоятельность личности измеряется умением достойно преодолевать заблуждения.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Похожие работы:

  1. • Экранизации романа Ф.М. Достоевского "Идиот"
  2. • Способы раскрытия психологии героев в романе "Преступление ...
  3. • Суд над Россией: ... Михайловича Достоевского "Братья Карамазовы"
  4. • Оценочная семантика языковых единиц как отражение ...
  5. • По произведениям Тургенева
  6. • Гуманизм философских взглядов Ф.М. Достоевского
  7. • По произведениям Тургенева
  8. • Федор Михайлович Достоевский
  9. • Идея "сверхчеловека" в трагедии А. С. Пушкина "Моцарт и ...
  10. • Пушкинская речь Ф. М. Достоевского. Риторико-критический ...
  11. • "Легенда о великом инквизиторе" Ф.М.Достоевского
  12. • Роль портретных характеристик в произведениях русской ...
  13. • Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского "Преступление и ...
  14. • "Униженные и оскорблённые" в творчестве Ф.М. Достоевского
  15. • Сочинения-2003
  16. • Тургенев Иван Сергеевич
  17. • Система главных героев и конфликт в повести Ф. М ...
  18. • Художественная деталь, ее роль и значение в произведениях ...
  19. • Темы сочинений за курс средней школы 2002-2003 уч. года (11 ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com