Шиманский Г. И.
В Четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейших события, совершившихся в этот день: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причастия (Евхаристии) и совершил умовение ног Своим ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва Спасителя в Гефсиманском саду и предательство Иисуса Христа Иудой Искариотом.
В Великий Четверг совершаются следующие службы: малое повечерие (со среды на четверг), утреня с 1-м часом, часы: 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными, Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней.
Особенности богослужения Великого Четверга следующие:
Накануне (в среду вечером) совершается малое повечерие, на котором поется трипеснец святого Андрея Критского.
На утрене после "Аллилуиа" поется трижды особым напевом тропарь: "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души Учителю таковая дерзнувшия! Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе" .
Кафизм на утрене нет. Сразу после тропаря по возгласе диакона: "И о сподобитися нам слышанию..." читается Евангелие. В Евангелии повествуется о событиях этого дня (Лк., зачало 108 "от полу": "Приближашеся праздник опреснок", окончание в зачале 109: "По Немже идоша ученицы Его").
По прочтении Евангелия и 50-го псалма поется полный канон Великого Четверга: "Сеченое сечется море Чермное"; полный — в ознаменование важности этого дня (молитва: "Спаси, Боже, люди Твоя" перед каноном не читается).
После 9-й песни — ексапостиларий (трижды): "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный". Далее совершается вседневная утреня обычным порядком с пением стихир на хвалитех, чтением великого славословия и пением стихир на стиховне.
На 1-м часе читается паремия из Книги Пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и завершается пением прокимнов.
Часы 3-й, 6-й и 9-й и чин изобразительных совершаются вместе, "поскору", без пения. Только в конце изобразительных, после возгласа диакона "Премудрость" поется "Достойно есть" и прочее.
Совершается Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней (без кафизмы). Литургия совершается после вечерни, поскольку Сам Господь установил Евхаристию вечером . После стихир на "Господи, воззвах" и входа с Евангелием, читаются три паремии (из Книг Исход, Иова и пророка Исаии). Перед первой и второй паремиями поются прокимны. После третьей паремии произносится малая ектения, поется Трисвятое; далее, обычным порядком служится Литургия святогоВасилия Великого. На Литургии читаются Апостол (Кор., зач. 149) и Евангелие, выбранное из трех евангелистов (Мф., зач. 107 (26, 1–20); Ин., зач. 44 (13, 3–17), Мф., зач. 108, "от полу" (26, 21–39); Лк., зач. 109 (22, 43–45); Мф., зач. 108 (26, 40 — 27, 2)).
Вместо Херувимской песни, причастного стиха и стиха "Тело Христово приимите" (при причащении народа) и вместо "Да исполнятся уста наша" поется песнь: "Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими", в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника.
Вместо "Достойно есть" на Литургии поется ирмос 9-й песни канона утрени, в котором верующие призываются насладиться гостеприимством ("странствия") Господним и бессмертной Его трапезы. Задостойник Великого Четверга — ирмос 9-й песни канона: "Странствия владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слова от Слова научившеся, Егоже величаем". (Гостеприимства (угощения) и бессмертной трапезы на горнем месте, приидите, верные, насладимся, устремив горе наш ум. Слово пришло (сюда, на горнее место, как снедь верным); это узнали мы от Самого Слова, Которое ныне про¬славляется (Ин. 12, 23).)
В конце служб Великого Четверга произносится особый отпуст, указанный в Служебнике: "Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, истинный Бог наш".
Вечером в Великий Четверг по уставу положено совершать малое повечерие с трипеснцем.
Если в Великий Четверг случится Благовещение, то в среду вечером всенощное бдение начинается Великим повечерием. На литии и на стиховне вечерни — стихиры и тропарь Благовещения.
На утрене на "Бог Господь" поется тропарь Благовещения дважды. и на "Слава, и ныне" — "Егда славнии ученицы" (единожды). Затем полиелей и величание Благовещения. Степенны 4-го гласа — первый антифон. Прокимен, Евангелие и (по¬сле него) стихира — Благовещения. Канон праздника и дня. Катавасия — ирмосы канона Великого Четверга. На 9-й песни, вместо "Честнейшую Херувим", — припевы праздника. Светилен: праздника, "Слава" — дня, "и ныне" праздника.Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительны служатся обычным порядком.
Совершается Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней. Паремии, прокимен, Апостол и Евангелие — дня и праздника. Вместо "Достойно есть" поется ирмос "Странствия Владычня". Если храм Благовещения, то поет¬ся задостойник: "Яко одушевленному Божию кивоту" с положенным припевом. Вместо Херувимской песни, причастна, стиха, поемого во время причащения мирян, и вместо "Да исполнятся уста наша" поется "Вечери Твоея тайныя".
Отпуст — Великого Четверга.