Одна из персидских легенд утверждает, что драгоценные камни сотворил сатана. Заметив, как Ева любуется растущими в райских садах цветами, он раскрасил их великолепными пестрыми красками, чтобы они возбуждали в сердцах людей алчность и соблазн.
С древнейших времен благородные камни служили украшениями, многоцветие и блеск которых вызывали у людей восхищение. В каждую эпоху отдавалось предпочтение определенным драгоценным камням. Так, излюбленными камнями египтян были изумруды, аметисты, бирюза и горный хрусталь. Римляне носили украшения с алмазами и сапфирами. Великие царицы Семирамида и Клеопатра предпочитали жемчуга. В эпохи Ренессанса и барокко вошли в моду такие драгоценные каменья, как топазы, рубины и сапфиры. В период рококо туалеты дам и кавалеров богато украшались бриллиантами, а в эпоху романтизма модницы открыли для себя красоту полудрагоценных камней: гранатов, опалов, хризолитов и аквамаринов. Искусные мастера-ювелиры изготавливали оригинальные украшения из россыпи красноватых сердоликов, зеленого кошачьего глаза и отливающих молочно-голубым блеском лунных камней.
Однако драгоценные камни испокон веков были не только украшениями. Не в силах объяснить их свойства, пророки и астрологи, маги и философы приписывали большинству драгоценностей чудодейственную силу, утверждая, что каждый камень, способен оказывать определенное влияние на судьбу своего владельца, приносить ему удачу или, наоборот, сеять зло. Древние ученые усматривали взаимосвязь между драгоценным камнем и соответствующей ему планетой и верили в то, что между ними существует особое притяжение. Так, правильно подобранный камень считался талисманом, способным ограждать человека от всех проявлений зла.
Драгоценные камни окружены легендами и поверьями. Самый знаменитый среди них - алмаз. Согласно представлениям суеверных он способен предотвратить болезни желудка, оказывает помощь при тяжелых родах, служит эмблемой невинности и чистоты, а изготовленный из него порошок превращается в сильнейший яд.
В документах XVI столетия так говорится об этом чудесном камне: «Человек должен носить алмаз с левой стороны, поскольку тогда камень оказывает большее действие. Алмаз придает владельцу твердость и мужество, сохраняет члены его тела. Он дает человеку победу над врагами, если дело его правое. Алмаз придает и сохраняет остроту ума, предохраняет от разгула, печали и колдовства, от фантазий и злых духов.
Если какой-нибудь чародей захочет околдовать того, кто носит алмаз, то все горе и неудачи обратятся на него самого. Никакой дикий зверь не осмелится напасть на человека, который носит на себе алмаз. Алмаз делает человека более серьезным, вылечивает его от лунатизма. Алмаз должен быть получен свободно, без принуждения, насилия, тогда он имеет наибольшую силу. Однако часто случается, что хороший алмаз теряет силу из-за греховности и невоздержанности человека, который носит его».
Суеверное отношение к цветным благородным камням в стародавние времена поддерживалось не только в религиозных культах, но и в трактатах по медицине и минералогии. К примеру, считалось, что аметист предохраняет своего владельца от опьянения. Если вырезать на поверхности этого камня изображение луны или солнца и носить его на шее или в волосах с перьями ласточки, то он спасет от отравления. Разновидность кварца - гелиотроп - рекомендовали носить с цветком того же названия. Существовало верование, что благодаря этому камню при произнесении особых заклинаний человек мог стать невидимым.
Источником подобных сведений о драгоценных камнях были лапидарии, которые составлялись в странах Древнего Востока. В текстах лапидарий указывалось не только на силу и свойства каждого камня. В них также содержались советы, какое изображение следует вырезать на том или ином камне, чтобы усилить его воздействие на человека. Предусмотрено в этих текстах было абсолютно все: от политических переворотов до зубной боли. Есть в них описание даже таких диковинных камней, которые якобы возвещают собачьим лаем о приближении вора или способны сообщить своему владельцу о неверности его жены.
По свидетельству Плиния Старшего, царица Египта Клеопатра, желая поразить римского триумвира Антония своей щедростью и богатством, растворила в бокале с вином грушевидную жемчужину огромного размера, которую вытащила из своих знаменитых сережек, и выпила все содержимое бокала за здоровье почетного гостя. Впрочем, в наши дни ученые поставили под сомнение достоверность этой легенды. В доказательство был произведен эксперимент, в ходе которого выяснилось, что жемчужину растворить в вине невозможно. Для этого понадобится уксусная кислота и, как минимум, двое суток времени.
Многие средневековые авторы в своих трактатах также указывали на сверхъестественную силу камней. Они утверждали также, что камни живут собственной жизнью, и поэтому они так же, как и люди, стареют, умирают и подвергаются недомоганиям. Потеря цвета некоторыми благородными камнями объяснялась тем, что они оскорбляются нанесенной им людьми обидой и вследствие этого тускнеют и утрачивают свою гладкость. Об этом, в частности, говорится в поэме, посвященной Маргарите Валуа.
Интересны индийские сказания, относящиеся к VI веку н.э., в которых дается очень красочная история рождения рубина: «Яркое солнце Юга несет живые соки великого Асура, из которых рождаются камни. Налетает на него ураганом вечный соперник богов, царь Ланки... Падают капли тяжелой, крови на лоно реки, в глубокие воды, в отражение прекрасных пальм. И назвалась река с тех пор Равана-гангой, и загорелись с тех пор эти капли крови, превращенные в камни рубина, и горели они до наступления темноты сказочным огнем, горящим внутри, и пронизывались воды этими огненными лучами, лучами золота». Древние жрецы использовали изделия из камня гипнотического воздействия на людей. Известно, что череп смерти, принадлежавший майя, был вырезан из прозрачного кристалла кварца с газово-жидким включениями. Внутри него были выточены линзы проделаны полые каналы, которые и создавали световой эффект: из глазниц черепа струились тонкие лучики света от свечи, которая помещалась под черепом. Это зрелище буквально завораживало смотревших череп людей.
В эпоху Возрождения предпринимались попытки объяснить причины, которые оправдывали бы веру человека в чудодейственную силу драгоценных камней. В этот период было распространено учение, приверженцы которого утверждали, что в камне заключено для начала добро, исходящее от бога, и зло - от дьявола. Считалось, что камни созданы добрым началом для того, чтобы они предохраняли людей от опасностей. Злое начало из чувства зависти само превращается в драгоценные камни, дабы заставить людей больше верить в их силу, чем в бога, и тем самым приносит им вред.
В те времена люди были убеждены, что драгоценные камни способны оказывать влияние на судьбу человека, отвращая мирское зло от того человека, который носит талисман, соответствующий его дню, месяцу рождения и знаку Зодиака. Помимо магических камням приписывалось также и множество целительных свойств, так что в Средние века золотых дел мастеру приходилось быть не только ювелиром и купцом, но также и знахарем, имеющим представление о том, какой камень помогает при различных телесных и духовных недугах, на основе этого он и подбирал украшения для своих клиентов. Считалось, что драгоценные камни оказывают непосредственное влияние на счастье, характер и здоровье их владельцев. Если проследить историю использования человеком благородных камней, можно сделать вывод, что для существования суеверий были некоторые вполне объективные причины. Например потеря камнем цвета при определенных условиях, растрескивание на мелкие кусочки при обработке и чрезвычайная ее сложность. Так, в процессе обработки зачастую растрескивается и рассыпается на мельчайшие кусочки благородный опал. Возможно, именно из-за этого свойства и еще по той причине, что этот камень, оказавшись под лучами солнца, теряет свой чарующий цвет и прозрачность и как бы наливается молоком, считалось, что он приносит несчастье.
Истории известны случаи, когда камень приравнивался к божеству. Ярким примером тому служит черный камень из храма Кааба в Мекке, окруженного тайнами и легендами. Одна из легенд гласит, что храм парит в воздухе. На самом деле эта легенда имеет реальное обоснование. Сверху Кааба накрыта кисвой - черным покрывалом, ниспадающим до самого ее фундамента. Чуть выше середины кисвы на ней вышиты золотыми нитками слова из Корана. Ширина этой надписи составляет около одного метра, поэтому смотрящим на храм издали кажется, что его верхняя часть парит в раскаленном воздухе.
В 683 году в мечети случился пожар, во время которого черный камень раскололся. Это событие привело в замешательство весь мусульманский мир. В 930 г. Мекку захватили представители секты исмаилитов - карматы. В то же время черный камень выломали из Каабы и перевезли на другой конец полуострова, в столицу государства Хуфуф, основанного карматами. Черный камень находился там около двадцати лет и был возвращен в Мекку только после уплаты болын - выкупа.
Тысячи паломников, приезжающих в Мекку, на седьмой день совершают церемонию, установленную больше тысячи лет тому назад: они семь раз обходят Каабу в направлении против часовой стрелки, причем три раза быстро и четыре раза медленно. Начинается это ритуальное шествие от черного камня. В дни паломничеств черное покрывало Каабы сменяется на белое. Все паломники стремятся поцеловать черный камень или хотя бы прикоснуться к нему рукой.
Как мы видим, не только в древние времена и Средние века, но даже и в наши дни люди продолжают верить в чудесную силу камней.
Список литературы
Время Ж 67 (13958) 16 сентября 2009