Министерство образования и науки Российской Федерации
СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Финансово-экономический факультет
Кафедра Банковского дела
Допустить к защите
Зав. каф. Банковского дела
__________________ Алексеева В.Д.
«_______»_____________ 2007 г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
РЫНОК ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ.
ПОНЯТИЕ. ДИНАМИКА. РОЛЬ.
Научный руководитель
К.э.н., доцент - Алексеева В.Д.
Исполнитель
Студент 425 группы
А. Е. Гортинский
Сыктывкар 2007
Содержание:
Введение
Классификация финансового рынка и его составляющего рынка драгоценных металлов
Общая характеристика финансового рынка
РДМ как составляющая финансового рынка
Функции РДМ
Правовые акты, регламентирующие деятельность РДМ в РФ
Экономическая составляющая функционирования РДМ
Динамика цен на РДМ
Роль РДМ в экономике РФ
«Либерализация РДМК в России: состояние и перспективы»
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
В данной работе мной было изучена информация касающаяся рынка драгоценных металлов – его понятие, функции, роль в экономике, а так же в каком состоянии находится РДМ в Российской Федерации.
Выбранная мной тема является актуальной, потому что, рынок драгоценных металлов очень больная тема для нашей страны. При том, что на территории нашего государства имеются огромные залежи сырья, деятельность в данной сфере является малорентабельной, а в отдельных случаях убыточной. В основном это связано с недоработанной законодательной базой, с очень сложной системой контроля, которая мало того, что не оправдывает себя, так еще и наносит ущерб интересам страны в данной сфере.
Цель данной курсовой работы – определиться в понятии «Рынок драгоценных металлов», что он из себя представляет. Изучить текущее состояние рынка драгоценных металлов в Российской Федерации, сделать выводы, выяснить будущие перспективы его развития.
Для реализации данной цели решены следующие задачи:
Раскрыто понятие «Рынок драгоценных металлов»
Раскрыты функции РДМ
Изучены правовые акты действующие в РФ, касающиеся РДМ
Проанализирована ситуация на РДМ за период 1992-2007 и что конкретно предпринимало правительство для его поддержания и развития
Проанализирована динамика цен на драгоценные металлы с 1992 по 2006гг
Объектом исследования являлся рынок драгоценных металлов РФ.
Информационно-аналитической базой данного исследования послужили нормативно-правовые акты, данные статистических отчетов, результаты исследований отечественных и зарубежных авторов по вопросам функционирования и перспективы развития РДМ в РФ.
Глава 1. Классификация финансового рынка и его составляющего рынка драгоценных металлов.
1.1 Общая характеристика финансового рынка
Финансовый рынок состоит из денежного рынка и рынка капиталов. Это обусловлено разным характером финансовых ресурсов, обслуживающих основной и оборотный капитал. На дененжном рынке обращаются средства, обеспечивающие движение краткосрочных ссуд. На рынке капиталов же происходит движение долгосрочных накоплений.
Внутри финансового рынка функционирует фондовый рынок. На нем объектом торговли выступают ценные бумаги, ценность которых должна определяться стоящими за ними активами. Рынок ценных бумаг обслуживает как денежный рынок, так и рынок капиталов. Но ценные бумаги обслуживают лишь часть движения финансовых ресурсов (кроме них существуют еще внутрифирменные и межфирменные кредиты, прямые банковские ссуды и т.п.).
Таким образом, финансовый рынок состоит из двух частей- денежного рынка и рынка капиталов. Входящий же в его состав фондовый рынок является сегментом обоих этих рынков. Движение средств на финансовом рынке имеет направление от сберегателей к пользователям. Посредством финансового рынка может осуществляться перелив финансовых ресурсов из одних секторов экономики в другие. Всего выделяют 4 сектора: домохозяйства, коммерческие фирмы, государственный сектор и финансовые посредники. Большая часть капитала домашних хозяйств формируется за счет собственных средств. Именно здесь образуется основной избыток финансовых средств, направляемый на финансирование коммерческих фирм, государства и размещается в финансовых институтах (инвестиционные фонды, банки и т.д.). Наибольшую потребность в финансовых средствах испытывает крупнейший сектор – государство. Оно является крупнейшим заемщиком на финансовом рынке, но также выступает как крупнейший кредитор домохозяйств, коммерческих фирм и финансовых посредников. Имеет место и внутрисекторное движение средств. Однако эти денежные потоки “взаимопогашаются”, т.к. в конечном итоге сумма сбережений (финансовых активов) равна сумме инвестиций (финансовым обязательствам).
Характерной чертой развития рыночных отношений является быстрое развитие финансового рынка и всех его звеньев.
Современный финансовый рынок представляет собой семиблочную систему относительно самостоятельных звеньев. Звено - это рынок определённой группы однородных финансовых активов. К таким звеньям финансового рынка относятся денежный рынок, рынок ссудных капиталов, рынок недвижимости, валютный рынок, рынок драгоценных металлов.
1.2 РДМ как составляющая финансового рынка.
Рынок драгоценных металлов состоит из следующих секторов:
рынок золота
рынок серебра
рынок платины
рынок палладия
рынок изделий из драг. металлов
рынок ценных бумаг, котируемых в золоте
Его можно определить как сферу экономических отношений между участниками сделок с драгоценными металлами, драгоценными камнями, котируемыми в золоте. К последним относятся золотые сертификаты , облигации, фьючерсы...
Как системное явление рынок драгоценных металлов можно рассматривать с двух точек зрения: с функциональной и институциональной.
С функциональной точки зрения рынок драгоценных металлов и драгоценных камней представляет собой торгово-финансовый центр, в котором сосредоточены торговля ими и другие коммерческие и имущественные сделки с этими активами.
С этой позиции функционирование рынка драгоценных металлов должно обеспечить промышленное и ювелирное потребление драгоценных металлов и драгоценных камней, создание золотого запаса государства, страхование от валютных рисков, получение прибыли за счёт арбитражных сделок…
С институциональной точки зрения рынок драгоценных металлов представляет собой совокупность специально уполномоченных банков, бирж драгоценных металлов.
Рынок драгоценных металлов включает в себя совокупность разнообразных взаимоотношений между субъектами рынка на этапе разведки, добычи, переработки и т. д. до конечного изготовления изделий из драгоценных металлов.
К драгоценным металлам относятся золото, серебро и металлы платиновой группы: платина, палладий, родий, рутений, иридий, осмий. По своему назначению драгоценные металлы играют двоякую роль:
- они предназначены для промышленного использования (техника, электроника, медицинское оборудование, протезирование и т, д.);
- они являются предметом инвестиций (изготовление монет, ювелирных изделий), используются как сокровища, резервы.
Фактически рынок золота был неотличим от валютного рынка до 1968 года, когда курсы валют стали плавающими, а сами валюты стали продаваться независимо от золота.
Существенной особенностью рынка золота является торговля, которая привязана к месту нахождения металла (location). Центрами торговли являются: Локо Лондон, Локо Цюрих, Локо Нью-Йорк, Локо Токио.
Крупнейший мировой центр по торговле золотом - Лондон. Это место оплаты стандартных золотых контрактов, то есть место осуществления поставки золота, независимо от того, где была заключена сделка. Такие сделки носят название «Локо Лондон», то есть с поставкой в Лондоне
1.3 Функции РДМ
Золото выступает: в качестве валютного актива, выполняющего ряд функций денег; в качестве обычного товара, со своей себестоимостью производства, подверженного законам спроса и предложения, а также спекуляции.
Наибольший объем торговли драгоценными металлами наблюдается на международном межбанковском рынке золота.
Межбанковский рынок безналичного металла включает широкий спектр торговых операций. Рассмотрим некоторые операции с драгоценными металлами.
1) Операции типа «спот» осуществляются на условиях спот, то есть с датой зачисления-списания на второй рабочий день после дня заключения сделки. Все остальные сделки купли-продажи металла называются сделки «аутрайт» (outright - «неправильные сделки»).
Цена «спот Локо-Лондон» служит базой для расчетов цен, лежащих в основе всех прочих сделок.
Стандартный объем сделки в золоте на условиях спот на международном рынке - 5 тыс. тройских унций, или 155 кг; в серебре - 100 тыс. тройских унций (называется один ЛЭК, 50 тыс. тройских унций - полЛЭКа), или около 3 тонн; в платине - 1000 тройских унций. Поведение каждого банка на рынке обусловлено, прежде всего, его клиентской базой, то есть наличием или отсутствием у него клиентских заказов на покупку-продажу драгоценных металлов.
2) Операции типа «своп » (swap-«обмен») - это купля-продажа металла с одновременным присутствием обратной стороны сделки. Стандартная сделка по свопам - 1 тонна, или 32 тыс. унций.
Виды свопов:
- Своп по времени (финансовый своп ) - покупка-продажа одного и того же количества металла на условиях спот против продажи-покупки на условиях форвард. Процентная ставка по финансовым свопам представляет собой разницу между ставками по долларовому депозиту и по золотому депозиту.
Ставки по золотым свопам ниже, чем по долларам на тот же период. Это связано с тем, что депозит в золоте дешевле, чем депозит в долларах.
Пример. Владелец золота привлекает доллары на рынке на условиях 5 % на один месяц под залог своего золота, поскольку ставка на рынке импортных депозитов по долларам составляет 5,5 % на один месяц. Допустим, текущая цена золота - 395 долларов за унцию.
Форвардная цена по свопу определяется
где ставка - по финансовому свопу, в процентах годовых; кол. дн. - количество дней.
- Свопы по качеству металла - это одновременная покупка-продажа металла одного качества (например, пробы 999,9) против продажи-покупки золота другого качества (например, пробы 999,5). Сторона, продающая золото более высокого качества, будет получать премию.
- Свопы по местонахождению - это покупка-продажа золота в одном месте (например, в Лондоне) против продажи-покупки его в другом месте (например, в Цюрихе). Поскольку, в зависимости от конъюнктуры рынка, золото в одном месте может стоить дороже, то в этом случае одна из сторон получает компенсирующую премию.
3) Депозитные операции. Они проводятся, когда необходимо привлечь металл на счет или, наоборот, разместить его на определенный срок. Депозитные ставки по золоту ниже депозитных ставок по валюте (разница около 1,5 %), что объясняется более низкой по сравнению с валютой ликвидностью.
Процент по золотому депозиту обычно выплачивается в валюте (иногда - в золоте) и рассчитывается следующим образом:
Кол-во металла * текущую цену на рынке спот • процентную ставку • кол-во дней
360 * 100
Сумма процентов за пользование депозитом зачисляется на счет контрагента, предоставившего металл в депозит, в день истечения такого депозита.
4) Опцион - право (но не обязательство) продать или купить определенное количество золота по определенной цене на определенную дату или в течение всего оговоренного срока.
Опцион, который может быть исполнен в любой день в течение всего срока действия контракта, называется американским опционом.
Опцион, который можно исполнить только в день истечения контракта, называется европейским опционом.
Существует 2 вида опциона:
- Опцион на продажу (опцион put). Он дает право покупателю опциона продать металл по цене исполнения или отказаться от его продажи.
- Опцион на покупку (опцион call). Он дает право покупателю опциона купить металл по цене исполнения или отказаться от его покупки.
Такие сделки используются для хеджирования. Принцип хеджирования выглядит следующим образом.
Если инвестор хеджирует себя от повышения в будущем цены, он должен или купить опцион call, или продать опцион put; если же инвестор хеджирует себя от уменьшения цены, он должен или купить опцион put, или продать опцион call.
Дилеры в своей работе используют комбинации опционов. Выделяют следующие опционные стратегии:
а) Straddle - это такая опционная стратегия, при которой покупаются или продаются один опцион call или один опцион put с одинаковой ценой исполнения и датой истечения при условии, если дилер полагает, что на рынке не ожидается никаких потрясений и сильных изменений цены ни в одну, ни в другую сторону.
б) Strangle - это опционная стратегия, при которой покупаются или продаются один опцион call и один опцион put с разными ценами исполнения, но одной датой истечения. Эта стратегия максимально подходит для «спокойных» рынков с низкой волатильностью (изменяемостью) цены, но подверженных сильным колебаниям.
в) Bull spread - повышательный spread . Это опционная стратегия, при которой покупают и продают два опциона put или два опциона call с разными ценами исполнения. Стратегия отражает мнение дилера о будущем росте цен на драгоценные металлы, но в ограниченных пределах. Продавая опцион с одновременной покупкой, дилер получает возможность сократить расходы по уплате премии за более дорогой опцион .
Все опционы можно подразделить на три категории:
- Опцион с выигрышем (in the money) - это такой опцион , цена исполнения которого более выгодна, чем текущая форвардная цена, посчитанная на момент его исполнения.
- Опцион без выигрыша (at the money).
- Опцион с проигрышем (out of the money).
Например, опцион call с ценой исполнения 400 долларов и сроком исполнения через один месяц будет считаться «in the money», если форвардная цена на золото, рассчитанная из существующих на данный момент ставок по золотым и валютным депозитам сроком на один месяц будет выше 400 долларов. А если текущая форвардная цена такого опциона около 400 долларов, то опцион считается «at the money», если ниже - «out of the money».
В момент заключения опционного контракта покупатель уплачивает продавцу премию, которая представляет собой цену опциона. Премия складывается из двух компонентов: внутренней стоимости и временной стоимости. Внутренняя стоимость - это разность между текущей форвардной ценой металла и ценой исполнения опциона, когда он является опционом с выигрышем. Временная стоимость ~ это разность между суммой премии и внутренней стоимостью.
Величина премии опционов зависит от: цены «спот» на металл; цены исполнения (strike price); срока до истечения опциона; существующих процентных ставок на валюту и металл; специфической величины - «степени изменяемости рынка» («volatility »).
С помощью опционов инвестор получает возможность строить различные стратегии хеджирования.
Пример. Золотодобывающее предприятие через три месяца планирует осуществить продажу золота. Чтобы застраховаться от падения цены золота, оно приобретает сегодня опцион put ценой исполнения 390 долларов, уплатив за это некоторую премию. Одновременно предприятие продает опцион call с той же датой истечения и величиной премии, равной премии опциона put и ценой исполнения 430 долларов.
Возможны три варианта событий:
а) Если через три месяца цена золота окажется меньше 390 долларов за унцию, предприятие исполнит опцион put и получит цену, равную 390 долларов.
б) Если цена превысит 430 долларов, то будет исполнен опцион call, и предприятие реализует золото по цене 430 долларов.
в) Если цена будет находиться в интервале от 390 до 430 долларов за унцию, то предприятие будет реализовывать золото по рыночной цене и опционом пользоваться не будет.
Таким образом, предприятие без каких-либо затрат обеспечило себе возможность реализовать золото через три месяца в зависимости от конъюнктуры по цене в интервале от 390 до 430 долларов за унцию.
5) Фьючерсный контракт - это соглашение между контрагентами о будущей поставке металла, которое заключается на бирже. Исполнение всех сделок гарантируется Расчетной палатой биржи.
В мировой практике фьючерсные контракты на золото торгуются на нескольких биржах: Комекс (Нью-Йорк); Нимекс (Нью-Йорк), торговля платиной; Симекс (Сингапур); Током (Токио); Люксембургская биржа золота.
Схема проведения фьючерсных операций
Брокер по телефону сообщает клиенту информацию о том, что происходит на бирже. Клиент размещает заказ у брокера на покупку или продажу фьючерсных контрактов с указанием количества и уровня цены. О выполнении заказа брокер немедленно сообщает клиенту, заполняет карточку с указанием времени исполнения, после чего данные о сделке вводятся в центральный компьютер клиринговой палаты. После закрытия биржи клиенту направляют выписку о состоянии его счета и совершенных сделках. Клиент оплачивает услуги брокерской фирмы, клиринговой палаты и биржи (12 долларов США на один фьючерсный контракт).
Один контракт на золото включает в себя 100 унций золота и для его заключения требуется внести маржу в размере 1,5 тыс. долларов США.
Фьючерсные контракты используются не для осуществления реальной поставки, а для хеджирования и спекуляции.
Спекуляция основывается на колебаниях фьючерсной цены. Спекулянт получит выигрыш по фьючерсному контракту, если он: купит его по более низкой цене и в последующем продаст по более высокой цене; продаст контракт по более высокой цене и в последующем выкупит по более низкой цене.
С помощью фьючерсных контрактов хеджер может застраховаться от изменения в последующем цены золота. Если хеджер страхуется от понижения цены золота, то ему следует продать фьючерсный контракт. А если инвестор страхуется от повышения цены золота, поскольку планирует купить его через какое-то время, он должен приобрести фьючерсный контракт.
6) Форвардные сделки предусматривают реальную покупку или продажу металла на срок, превышающий второй рабочий день.
Цель заключения форвардной сделки покупателем состоит в том, чтобы застраховаться от повышения в будущем цены металла на спотовом рынке. Цель заключения форвардной сделки продавцом - застраховаться от понижения в будущем цены металла на спотовом рынке.
При определении цены форвардного контракта необходимо учитывать то, что:
- продавец форвардного контракта обязуется поставить золото по истечении определенного в сделке срока. Это позволяет ему в пределах срока действия контракта разместить золото на депозите и получить определенный процент. Поэтому форвардную цену следует уменьшить на величину данного процента;
- отказавшись от продажи золота на спотовом рынке, в день заключения форвардной сделки инвестор теряет процент по валютному депозиту, который можно было бы получить, разместив деньги от продажи золота в банке. Поэтому форвардная цена должна быть увеличена на данную сумму.
где F - форвардная цена; spot - цена спот на металл; ставка swap - процентная ставка по свопам (разница между ставкой валютного депозита и золотого депозита); срок - срок, на который заключается форвардная сделка .
На рынке золота периодически колеблется не только цена металла, но и процентные ставки по золотым кредитам и депозитам. Поэтому на практике возникает необходимость страховаться от таких изменений. Одним из инструментов хеджирования является соглашение о форвардной ставке - ФРА. Это соглашение между двумя контрагентами, в соответствии с которым они берут на себя обязательства обменяться на определенную дату в будущем платежами на основе краткосрочных процентных ставок, одна из которых является твердой, а другая - плавающей. ФРА появились в начале 80-х годов как качественный момент в развитии межбанковских контрактов на процентную ставку. Цель заключения ФРА состоит в хеджировании процентной ставки. Золотые ФРА на рынке широкого распространения не получили..
1.4 Нормативные документы по работе на рынке драгоценных металлов в РФ
Основным
нормативным
документом
по работе на
рынке драгоценных
металлов является
Федеральный
Закон «О драгоценных
металлах и
драгоценных
камнях», вступивший
в законную
силу 7 апреля
1998 года.
Подробно
с ним можно
ознакомиться
по следующей
ссылке:
http://www.rdmk.ru/info/law/index.html
В соответствии
со статьями
Закона драгоценные
металлы, приобретенные
в порядке,
установленном
законодательством
РФ, могут находиться
в федеральной
собственности,
собственности
субъектов РФ,
муниципальной
собственности,
а также в собственности
юридических
и физических
лиц.
Аффинированные
драгоценные
металлы поступают
в гражданский
оборот в соответствии
с правами
владельцев,
установленными
соответствующими
лицензиями
и договорами.
Совместно
с Правительством
РФ, Государственной
Думой, были
подготовлены
и приняты Законы
«О разделе
продукции»,
который позволяет
инвесторам
получать прибыль
в нашей стране,
как в денежном
эквиваленте,
так и в натуральном
и экспортировать
их; был принят
Закон «О снятии
НДС с оборота
драгоценных
металлов»; «О
снижении платы
за недра».
Согласно Закону РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным ценностям, кроме иностранной валюты и ценных бумаг котируемых в валюте, относятся также следующие драгоценные металлы: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осьмий) влюбом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий, а также "природные драгоценные камни-алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты ..., а также жемчуг ..."
В связи
с вступлением
в силу Указания
Банка России
от 28 мая 2003 года
№ 1283-У "О порядке
установления
Банком России
учетных цен
на аффинированные
драгоценные
металлы", с 7
июля 2003 года
Банком России
введен следующий
порядок установления
учетных цен
на аффинированные
драгоценные
металлы (золото,
серебро, платину
и палладий).
Банк России
каждый рабочий
день осуществляет
расчет учетных
цен исходя из
действующих
на момент расчета
значений фиксинга
на золото, серебро,
платину и палладий
на лондонском
рынке наличного
металла "спот",
уменьшенных
на дисконт,
равный средней
величине расходов
по поставке
на международный
рынок каждого
вида драгоценных
металлов, и
пересчитываются
в рубли по
официальному
курсу доллара
США к российскому
рублю, действующему
на день, следующий
за днем установления
учетных цен.
Учетные цены
применяются
для целей
бухгалтерского
учета в кредитных
организациях,
начиная с
календарного
дня, следующего
за днем их
установления,
и действуют
до вступления
в силу новых
значений учетных
цен.
Глава 2. Экономическая составляющая функционирования РДМ
2.1 Динамика цен на РДМ.
Золото
Динамика учетных цен на золото c 01/01/2000 по 01/01/2007 (руб./грамм)
Использование:
Золото обычно используется в сплавах с другими металлами, которые, при сохранении главных качеств чистого золота, характеризуются большей твердостью и плотностью и позволяют расходовать золото более экономно. Сплавы золота c платиной используются для производства стойких к химическому воздействию приборов, а сплавы золота с серебром и платиной используется для изготовления электрических контактов в ответственном оборудовании. Золото и содержащие его сплавы также используются для золочения, производства ювелирных украшений и зубного протезирования. Радиоактивный изотоп Au198 используется для радиотерапии опухолей.
Серебро
Динамика учетных цен на серебро c 01/01/2000 по 01/01/2007 (руб./грамм)
Использование:
Основные потребители серебра - кинофотопромышленность, электротехническая и электронная промышленность, производство ювелирных изделий. Серебро обладает бактерицидными свойствами: ионы Ag+ стерилизуют воду.
Платина
Динамика учетных цен на платину c 01/01/2000 по 01/01/2007 (руб./грамм)
Использование:
Платина используется для изготовления ювелирных украшений и автомобильных катализаторов, в производстве химической аппаратуры, в электро- и радиотехнике, и, частично в виде сплавов с родием, палладием и иридием.
Так же платина играет большую роль в водородной энергетике, о чем можно было бы написать много... Эта роль обусловлена особыми химическими свойствами платиновых металлов: они лучше всех других позволяют получать чистый водород в топливных элементах.
Палладий
Динамика учетных цен на палладий c 01/01/2000 по 01/01/2007 (руб./грамм)
Использование:
Главным образом палладий используется в электронике (особенно в мобильной связи) и при изготовлении слоистых палладиевых конденсаторов, которые используются в каталитических преобразователях автомобилей. В сплаве с другими металлами он используется при производстве химического оборудования и для протезирования зубов. Сплавы палладия также используются в драгоценностях, а сам металл может быть частью сплавов белого золота.
Максимальные цены (руб./грамм), по выше приведенным данным, следующие:
Дата | Золото | Серебро | Платина | Палладий |
12.05.2006 | 625,53 | 322,11 | ||
15.05.2006 | 12,67 | |||
20.11.2006 | 999,84 |
Примечание к таблицам, для перевода цен из «руб. за грамм» в «дол. за унц.», используйте следующие данные:
1 унция = 28,3495231 грамм
1 доллар (на 28.02.07) = 26.1481 рублей
2.2 Роль РДМ в экономике РФ
РФ стала "наследницей" экономики золота СССР, представлявшей собой сферу монопольного жесткого контроля и управляющего влияния государства. Состояние и перспективы развития золотопромышленности определялось системой фиксированных цен, ограниченностью внутреннего спроса, дефицитом оперативно-финансовой мобильности добывающих предприятий и низким "запасом рентабельности" добычи . Накануне распада СССР золотопромышленность стала предметом пристального внимания правительства, что в т.ч. выразилось в передаче отрасли из компетенции Министерства цветной металлургии в прямое ведение Совета министров (постановление ЦК КПСС и Совета министров "О совершенствовании управления промышленностью по добыче драгоценных металлов и природных алмазов" от 14 апреля 1988 г.). Это решение было связано с необходимостью придания отрасли особого статуса в условиях истощения притока в страну "нефтедолларов" особой востребованности валютного металла для "захлебнувшейся "перестройки"". Попытки упорядочить платежный баланс страны обращались в распродажу части "стратегического" золотого запаса; в иерархии средств обновления большое место занимал импорт западных технологий, с другой стороны, на золото приобреталось большое количество, работавших на имидж новой власти, западных потребительских товаров.
Энергетика преобразований новой структуры - "Главалмаззолота" Совмина СССР, подключившей к проблемам отрасли мобилизационный ресурс советской экономики, дала свои плоды - уровень годового производства 1989- 1999 гг. превысил рекордную для 80-х гг. отметку 300 тонн (прирост на порядок 14-16%), был ненадолго восстановлен уровень объема золотого запаса страны середины 80-х гг. (около 850 тонн в 1984 и 1989 гг.). Но резкое сокращение общих объемов производства золота (добыча из недр, попутное и вторичное извлечение) последовало уже в 1991 г. - с 302 (1990 г.) до 168 тонн (См. Приложение №2). Характер дальнейшей динамики - в 1992-1994 гг. добыча держалась на уровне 140-150 тт. тонн, к которому, после ряда спадов (критический - до 115 т. в 1998 г.) возвратилась в 2000 г. с последующим приращением в 2002 гг. (163 т.), свидетельствует о правомерности характеристики положения отрасли в течение 90-х гг. как "балансировании на грани кризиса"
Состояние отрасли было обусловлено характером процессов реформирования экономики, задававшими общий контекст развития отрасли, ориентирами и реализационными механизмами собственно золотопромышленной политики.
Образованный при Министерстве экономики и финансов РФ, Комитет драгоценных металлов и драгоценных камней стал правопреемником "Главалмаззолота" Совмина СССР. Ожидавшихся действенных мер по упорядочению государственного регулирования, рационализации условий функционирования отрасли не последовало, поскольку комитет действовал преимущественно в рамках ограниченных функций прежнего Гохрана: "принял - оплатил, отпустил - получил". В феврале 1993 г. предприятия отрасли были переданы в ведение специального Комитета РФ, на который было возложено проведение единой федеральной политики в области добычи, производства, использования и экспорта драгоценных металлов. Но, во-первых, на развитие деятельности Роскомдрагмета негативное влияние оказала "судьба" долго не принимавшегося базового закона - основания для "регулирования " были размытыми; во-вторых, этот теоретически высокополномочный орган просуществовал совсем недолго - уже в конце 1996 г. Роскомдрагмет был упразднен, а его функции - рассредоточены. Частично они перешли к Департаменту драгоценных металлов и драгоценных камней новообразованного Министерства промышленности РФ, частично к Гохрану Министерства финансов, в отрасли, таким образом, сложилось своеобразное "двоевластие". Но и на этом "чехарда" ответственных за экономику золота правительственных органов не завершилась - с совсем скорым (март 1997 г.) упразднением Министерства промышленности, его функции в данной сфере перешли к Министерству экономического развития, специальная Комиссия по драгоценным металлам и драгоценным камням была создана при Правительстве РФ.
Концепция и правовые основы регулирования отношений в сфере драгоценных металлов были определены в Указе Президента "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР" (от 15 ноября 1991 г.), провозгласившем ориентиры либерализации золотодобывающей деятельности. Последовавшее в январе 1992 г. постановление правительства "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля над их производством и потреблением" подтверждало традиционную противоречивость внутреннего и внешнего статуса золота: с одной стороны, провозглашалась государственная монополия на драгметаллы и алмазы на внешнем рынке (ответственность за всяческие ее нарушения усиливалась); с другой, право на золотодобычу было предоставлено всем юридическим лицам РФ (процедура оформления была освобождена от ряда формальностей, фактически утвердилась т.наз. явочная система организации золотодобывающих предприятий).
Общая
стратегия
рыночной экономики
в делах отрасли
проявлялась
в опытах либерализации
цен на золото.
Введение новой
системы ценообразования
имеет свою
предысторию,
и в столь политизированный
период отечественной
истории она
соответствующе
окрашена - низкие
цены на закупаемое
государством
золото породили
волну забастовок
в отрасли, после
пика которых
(январь 1992 г.) Президент
РФ и подписал
давно готовившийся
указ о новой
"протокольной"
системе цен.
Цена ежемесячно
фиксировалась
(исчисляясь
на основе цен
лондонской
золотой биржи
и усредненного
курса рубля
к доллару) и
вводилась в
действие протокольным
решением Минфина
РФ. Постановлением
правительства
РФ от 30 апреля
1992 г. устанавливались
единые расчетные
цены за золото,
сдаваемое в
Гохран для всех
регионов страны,
сдатчиков и
потребителей
(независимо
от формы собственности
предприятий),
единые отпускные
- для нужд промышленности
(ранее они были
льготными) и
для расчетов
с прочими
покупателями.
В январе
1992 г. в сориентированной
на скорое обновление
России были
"отпущены цены",
регулировать
которые был
призван "свободный
рынок". Но в
золотопромышленности,
с ее фиксированной
ценой и обязательной
продажей золота
государству-монополисту,
этот механизм
действовать
не мог. Ценовые
ножницы "состригали"
всю прибыль
производителей.
В течение 1990-1994
гг. издержки
золотодобычи
выросли в 26 раз,
цена на золото
поднялась всего
в 11 раз - в отрасли
массово разорялись
предприятия,
директорат
сохранившихся
"ностальгировал"
по дифференцированной
расчетной
политике советских
времен. Для
поощрения
золотодобычи,
особым распоряжением
правительства
временно
устанавливался
частичный
расчет за золото
в свободно
конвертируемой
валюте (сначала
25%, а с декабря
1993 г. - 40%). Принятию
таких неординарных
мер поддержания
золотодобычи
способствовало
становившееся
все более удручающим
состояние
государственного
фонда драгоценных
металлов,
провозглашенного
в одном из первых
Указов Президента
"важнейшим
условием"
суверенитета
страны.
В 1990 г. золотой запас Российской Федерации составлял 784 тонны, к 1998 г. он снизился почти на половину - до 405. Вряд ли и в наше время, когда по закону о государственной тайне сведения о размерах золотого запаса "засекречиванию не подлежат", можно прокалькулировать истраченные четыре сотни тонн запаса и около 1100 тонн добытого за этот период.
Спад золотодобычи наносил ущерб интересам страны, государство искало пути ее восстановления и развития. Первым официальным свидетельством собственно рыночных перспектив драгметаллов стал указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. "О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней". Именно им было снято табу с самого понятия "рынок драгметаллов". Центробанк по согласованию с Минфином получил право выдавать коммерческим банкам особые лицензии на право проведения операций с золотом, заявлялась необходимость создания специализированных бирж. К концу 1994 г. государство покупало 50% объема добычи, 20-30% реализовывалось через Центральный Банк, а также пролицензированные коммерческие банки, оставшуюся долю (20-30%) продуценты могли продавать самостоятельно (с условием последующего вложения вырученного в развитие производства). Действовала система квот обязательных продаж золота государству, Центробанк и Гохран в этот период активно "скупали" (за наши неконвертируемые рубли и с большими задержками) все крохи золота, добываемого из российских недр.
Позиция власти была в основе своей внутренне противоречивой - с одной стороны, активизировались внегосударственные структуры, с другой, государство стремилось к тщательному контролю над обращением золота. Полярные стратегии развития сферы золота представляли два основных субъекта политики - Центральный банк и Гохран РФ. Первый ратовал за максимизацию рыночных механизмов, второй - не просто поддержание, но усиление контролирующего и регулирующего воздействия государства. Правительство оказалось не в состоянии консолидировать субъектов обновляемой экономики золота, что в полной мере проявилось в судьбе нового базового закона о драгоценных металлах, подготовка и согласование которого проходили "в муках", затянувшись на шесть с половиной лет. Отставание нормативно-правовой базы от реальных потребностей производства было одной из наиболее характерных черт золотопромышленной политики 90-х гг.
Иррациональные экономические условия внутреннего обращения золота сдерживали и без того стагнировавшее производство, возросший теневой оборот приобретал угрожающие масштабы. В поисках путей выхода из кризиса, выдвигались различные проекты - шел напряженный диалог государственный структур и финансово-промышленных сил. Специально созданной полномочной правительственной комиссии не удавалось в системе действовавших нормативно-правовых актов, примирить интересы всех сторон, вязанных с оборотом драгметаллов. Практики говорили о саботаже чиновников, чиновники упрекали практиков в вопиющей экономической безграмотности.
Ассоциация российских банков выступила с заявлениями, в которых требовала: ускорить принятие документов, устанавливающих договорные цены на золото, установить квоты на экспорт золота для банков не ниже авансированной ими добычи, заменить нерыночные займы федеральной программой поддержки банковских инвестиций в отрасль. Некоторое время активно обсуждалась идея создания "Золотого клуба" (Гохран, ЦБ, пролицензированные банки), в рамках которого участники могли "договариваться" о ценах. Департамент финансов, бюджета и денежного обращения Аппарата Правительства, настаивал на жесткой государственной монополии по установлению цен. Деструктивно на развитие отрасли влияли разногласия между Минфином и Центральным банком, претендовавшим на ведущие позиции в управлении золотовалютными резервами.
Все программно-теоретические построения правительственных ведомств о подъеме отечественной золотодобычи "разбивались" о непреложный факт отсутствия необходимых финансовых средств.
Постановлением правительства"О внесении изменений в порядок регулирования цен (тарифов) на драгоценные металлы" от 30 июня 1997 г., с целью "привлечения в сферу производства ресурсов на внутреннем рынке" было упразднено государственное регулирование цен на драгметаллы. Расчетные цены предлагалось фиксировать исходя из данных Лондонского фиксинга - в долларах США, с пересчетом в рубли по курсу Центробанка на день, предшествующий оплате. Отпускные цены на золото, реализуемое потребителям из Гохрана, устанавливались и фиксировались по "взаимосогласованной договоренности применительно к ценам мирового рынка, с учетом спроса и предложения и компенсации Гохрану".
Но очевидно, что в отсутствие экспортных операций привязка внутренней цены на золото к общемировым экономически нецелесообразна. Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. "О некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской федерации аффинированного золота и серебра" либерализация операций с внутреннего рынка распространилась на внешний - банки получили право экспорта драгметаллов. Это решение получило развитие в постановлении "Об экспорте из РФ аффинированного золота и серебра, осуществляемого кредитными организациями" (февраль 1998 г.). И хотя оно, будучи облеченным в жесткие формы обязательных лицензирования, визирования контрактов, квотирования объемов, вызвало у банков недовольство, они начали приобщаться к новой сфере деятельности.
Ситуация в отрасли крайне обострилась именно к рубежу 1997-1998 гг. ЦБ, официально заявлявший, что для поддержки золотодобытчиков будет скупать все предлагаемое золото, в конце 1997 г. неожиданно и решительно прекратил заключать договоры купли-продажи (эта ситуация получила у специалистов образное название "золотой паузы"). Реакция банков на позицию правительства была мгновенной и многоплановой - они приняли решение не покупать золота у производителей, прекратили финансирование программ в этой сфере, снизили (на 10-15%) цены на продаваемые населению золотые слитки.
Последовал самый тяжелый, "черный" Новый год в новейшей истории отечественной золотопромышленности. На начало 1998 г. задолженность государства перед сдатчиками, по данным Союза золотопромышленников России, составляла около 1 млрд. (деноминированных) руб. В 1998 г. объем российской добычи снизился до минимального уровня - 115 тонн. Сложное положение золотодобывающих фирм было обусловлено грабительским порядков расчетов (золото государством покупалось примерно за 50% биржевой цены, вычитая аванс (и процент с него), то есть за грамм металла при мировой цене около 10 долларов на руки золотодобытчики получали 15 тыс. руб., с которых еще платились налоги; но и эти деньги предприятия получали не сразу, примерно через пять месяцев к новому сезону).
Необходимые решения явно запаздывали, отсчитывая сроки агонии отрасли, функционировавшей в крайне нерациональной правовой и налоговой среде (речь, по мнению практиков, шла уже только о том "насколько поздно" произойдет ее рациональная модернизация). В марте 1998 г., наконец, был принят столь долго обсуждавшийся базовый закон РФ "О драгоценных металлах и камнях". Ликвидировав государственную монополию, но, оставив золото в категории валютных ценностей, закрепив принятые знаковые решения в важнейших сферах производства и обращения золота, закон фактически утвердил сложившуюся на момент принятия "расстановку сил", в т.ч. закрепилась ранее вынужденная, теперь осознанная "отстраненность" государства от проблем производства, внутреннего и внешнего обращения золота.
Государство потенциально оставило за собой роль привилегированного участника рынка, сохранило определенные механизмы изъятия рыночных отношений, восполняя своих директивных начал. В августе 2000 г. функции по проведению государственной политики в сфере золота были вновь перемещены, на сей раз из Министерства экономического развития в Министерство финансов. В рамках последнего была определена организационная структура в лице трех подразделений - Управления по драгоценным металлам и драгоценным камням, Гохрана и Пробирной палаты. Управление по драгоценным металлам и драгоценным камням МФ, как явствует из уставных законоположений, обеспечивает проведение единой государственной промышленной политики при добыче, производстве и переработке драгоценных металлов предприятиями всех форм собственности; участвует в разработке федерального бюджета, осуществляет лицензирование по девяти видам деятельности в данной сфере. Что касается Гохрана, то с 1996 г., когда был утверждено изменение его статуса, он, во-первых, выполнял функции "кармана" действующего правительства, средства из которого используются на текущие нужды, так называемые "малые дела"; во-вторых, поддерживаемым запасом обеспечивал "мобилизационный ресурс государства", необходимый для обеспечения нужд оборонной промышленности; в-третьих, вел учет всех сделок купли-продажи золота у производителей. В соответствии с действующим законодательством, все операции с ценностями Госфонда России строго регламентированы, их отпуск осуществляется только по решению Президента и Правительства РФ. Участие Гохрана на рынке обеспечивалось преимущественным правом покупки золота для нужд правительства, экономическим рычагом этой его практики была более высокая закупочная цена.
Решение о либерализации экспорта было направлено на поддержание "руками банков" отечественных производителей золота, соблюдение же государственных интересов при данной схеме реализации золота можно поставить под сомнение, поскольку золото из страны "уходит", и государство лишается прибыли от этого вида ресурсов, перспектив его реализации в будущем. Банки финансируют отрасль, авансируя добычу - перед началом сезона они заключают с предприятиями договоры на полную квоту добычи и выдают кредитные ресурсы (денежные и товарные). Такой "посезонный", "одноразовый" характер финансовых отношений между производителями и банками, безусловно, поддерживая отрасль, в минимальной степени связан с перспективами совершенствования технико-технологического облика предприятий.
Очевидно, что самым зависимым и страдающим элементом сформированной системы обращения золота является недропользователь. По оценке Петербургского экономического форума (IV, июнь 2000 г.), российская золотодобыча откатилась на уровень начала XX в. На перспективах развития отрасли, положении производителей отрицательно сказывались механизмы ценообразования, нерациональная система налогообложения. Три ступени взимания сборов, отчислений, платежей и налогов (от стоимости товарной продукции, с балансовой прибыли, с налогооблагаемой прибыли) составляют в среднем по отрасли от 21 до 29,5% стоимости добытого. По расчетам специалистов, до 1996 г. доля налогов в себестоимости золота имела тенденцию к повышению, а с 1996 г. - практически не изменилась. На состояние производства существенное влияние оказывают высокая стоимость кредитов, а также тот факт, что производители сегодня не могут напрямую работать со всеми участниками рынка.
В 90-е гг. в России возлагались большие надежды на привлечение в золотодобывающую промышленность зарубежных инвестиций. Так, Федеральной программой "Производства золота и серебра на период до 2000 г." предусматривалось на ввод и реконструкцию золотодобывающих предприятий привлечь 1246 млн. долларов. Реально же, по данным Министерства экономического развития, из планируемых (и предварительно подготовленных) на 1996-1999 гг. иностранных инвестиций в объеме 842 млн. долларов, удалось привлечь 232 млн., т.е. 27,5%.
Состоявшаяся в ноябре 2000 г. Третья Международная деловая конференция "Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней", отметила, что основным препятствием развития сферы золота является "отсутствие единой государственной политики". Один из документов Оргкомитета РДМК с красноречивым названием "Поможем президенту России навести порядок на рынке?" подтвердил готовность "оказать на общественных началах российским властным структурам …немедленную и деятельную поддержку в части разработки концепции и политики государства". "Политики, как таковой, в сфере добычи и обращения золота на сегодня нет", - констатировал годом позже председатель Союза золотопромышленников России В.Н. Брайко, заостряя внимание на то, что по алмазо-брильянтовому комплексу программа была принята, а по золоту - "не состоялась".
2.2.1 Либерализация РДМК в России: состояние и перспективы.
Материалы «круглого стола» по теме: «Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в России: состояние и перспективы»
Оргкомитет РДМК-2007 и Центр развития международного сотрудничества производителей и потребителей драгоценных металлов с участием информационно-аналитического агентства «Русская ювелирная сеть» и при поддержке ИТАР-ТАСС провели 29 января 2007 года «круглый стол» по теме: «Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в России: состояние и перспективы». В его работе приняло участие 24 представителя делового сообщества отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней, а также более 50 приглашенных работников СМИ.
В сокращении, полная версия по ссылке:
http://www.rdmk.ru/info/konfer/rdmk2007/round_table.pdf
Оргкомитет РДМК-2007 и Центр развития международного сотрудничества производителей и потребителей драгоценных металлов с участием информационно-аналитического агентства «Русская ювелирная сеть» и при поддержке ИТАР-ТАСС провели 29 января 2007 года «круглый стол» по теме: «Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в России: состояние и перспективы». В его работе приняло участие 24 представителя делового сообщества отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней, а также более 50 приглашенных работников СМИ.
Центральный вопрос дискуссии — изменение таможенного режима и порядка получения экспортных лицензий в соответствии с Указом Президента России «О совершенствовании государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней» №26 от 11 января 2007 года. Указом отменены квоты на экспорт необработанных природных алмазов, платины и металлов платиновой группы, руд и концентратов цветных металлов, содержащих драгоценные металлы. Кроме того, отменен запрет на экспорт руд и концентратов драгоценных металлов, лома и отходов драгоценных металлов.
На «круглом столе» детально обсуждалась сложившаяся ситуация и новые рыночные механизмы, которые в соответствии с Указом Президента России должны прийти на смену порядку работы с драгоценными металлами и драгоценными камнями, установленному еще в советское время.
Отмена квот позволит добывающим компаниям выстраивать долгосрочную стратегию добычи и сбыта продукции, укрепить свои позиции на внутреннем и внешнем рынках. Прежняя процедура выделения экспортных квот предусматривала длительный (до 90 дней) период согласований в министерствах и ведомствах. Добывающие компании зависели в своих планах от решений чиновников, не успевали оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка. А как будет сейчас?
Указанная проблематика особенно важна в свете согласованных на Саммите-2006 «Группы восьми» документов по торговле и предстоящего присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО), а также по проблемам коррупции, энергетики, экологии и другим, так или иначе связанным дальнейшей либерализацией российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Данный рынок стоит перед необходимостью адаптации к сложившимся международным нормам регулирования экспортной деятельности драгоценных металлов и драгоценных камней. Так, в развитых странах этот рынок регулируется тремя способами: через экспортные пошлины, налоги и специализированные биржи. Многие участники рынка полагают, что этого вполне достаточно для обеспечения государственного контроля и саморегуляции рынка.
Дискуссия проходила под председательством В.В.РУДАКОВА, главы отраслевого Комитета ТПП РФ, председателя Совета директоров ЗАО “Полюс”. В ней приняли участие заместитель председателя Правления ОАО «ГМК Норильский никель» Ю.А.КОТЛЯР, президент НП “Центр развития международного сотрудничества производителей и потребителей драгоценных металлов” Е.М.БЫЧКОВ, председатель Союза золотопромышленников В.Н.БРАЙКО, президент Российского алмазного союза В.В.ПИСКУНОВ, генеральный директор НП "Межрегиональное объединение производителей драгоценных металлов" О.В.ПЕЛЕВИН, вице-президент Ассоциации производителей бриллиантов А.А.ЭВОЯН, генеральный директор Московского представительства “Джонсон Матти ЛТД” (Великобритания) Ю.М.ПИСКУЛОВ, директор по маркетингу ОАО “Мосэкспо-металл” В.Н.УСТИНОВ и другие.
Ю.А.КОТЛЯР,
заместитель председателя Правления
ОАО «ГМК Норильский никель»
Прежде всего, мне хотелось бы сказать, что подписанным Указом Президента сделан огромный шаг в направлении либерализации рынка. То есть работа, которая ведется с 1992 года, практически 15 лет с момента образования новой демократической России, находится сейчас на достаточно хорошо продвинутом уровне. Я бы не хотел здесь говорить о том многом положительном, что уже достигнуто, это не является предметом обсуждения на «круглом столе». Хотел бы сосредоточиться на перспективах.
Вы знаете, что ГМК “Норильский никель” как производитель металлов платиновой группы, по-прежнему находится в положении со связанными руками. Представьте себе, горно-металлургический комбинат не может продавать собственную продукцию по одной простой причине: для этого ему государством определен эксклюзивный посредник “Алмазювелирэкспорт”. Определена схема продаж и движения металлов платиновой группы, совершенно не соответствующая мировой схеме, даже не соответствующая схеме движения других драгоценных металлов, производящихся в России в гораздо большем количестве. Я имею в виду золото и серебро.
В общем, после Указа Президента еще осталось много ограничений. Прежде всего, что сейчас беспокоит? Если мы будем продавать слитки платиновых металлов, то, скажем так, большого обременения со стороны государства для нас не будет. Сохраняется практически та же система надзора над продажами, та же система контроля. Ничего страшного здесь нет, мы к этому все привыкли.
Сегодня нас гораздо больше беспокоит движение руд, концентратов, полупродуктов, которые идут по совершенно другой схеме. Для примера могу сказать, что в “Норильском никеле” мы проводили большие исследования, чтобы решить, как улучшить наш самый узкий передел, передел обогащения. Наши конкуренты имеют сейчас концентрат по качеству в два раза лучше, чем наш. О чем это говорит? О том, что если мы перейдем на такие концентраты, как у наших конкурентов, то тогда у нас вместо трех заводов должен быть один завод. И тогда мы будем меньше выбрасывать серы, то есть мы выйдем на новый технологический уровень.
Но для продолжения исследований на обогатимость нам нужно было вывезти за рубеж полторы тонны руды. И вот мы этой самой работой, т.е. не исследованиями, а согласованиями на вывоз, занимались 8 месяцев!
Вот по всему по этому меня сегодня очень беспокоит то, как будет разворачиваться дальше лицензирование вывоза таких продуктов. Прекрасно понимаю, что если на слитки мы (или “Алмазювелирэкспорт”) получим генеральную лицензию, то на руды и концентраты мы будем получать лицензии под каждую партию и под каждый контракт. Это будет огромная тяжелая работа по согласованию с контролирующими инстанциями, которые должны будет вникать в производство, которое им просто непонятно и недоступно. И это в условиях, когда, в конечном счете, ответственность за ввоз-вывоз несет собственник, а не контролер. Думаю, что пора призадуматься над интересами государства: нужно ли это сегодня — иметь такую сложную систему контроля?
В.Н.БРАЙКО,
председатель Союза золотопромышленников
Наше мнение такое, что Указ Президента – это шаг в дальнейшую либерализацию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Расширяются границы деятельности наших предприятий, и граница теоретически уже разрушена. По Указу получается, что все наши предприятия уже встроены в мировой рынок драгоценных металлов и драгоценных камней.
Мы рассчитываем, что Правительство в ближайшее время внесет в Государственную Думу законопроект, который отменит 19-й пункт Федерального закона №23 ФЗ, который уберет рэкетирующий “Алмазювелирэкспорт” с пути движения платиноидов. Извиняюсь перед “Алмазювелирэкспортом” и Минфином за слово, но на деле это все-таки 1% от стоимости металла.
Главное, по нашему мнению, это разрешение вывоза сырья, руд, концентратов, вторички, самородков и т.п. на переработку за рубеж. Но ведь законопроект, разрешающий сии действия, внесение изменений в закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях, был принят 4 года назад, и вот за 4 года Президент, наконец, своим Указом в развитие законопроекта о возможности вывоза, написал этот порядок.
У меня двойной подход к этому. С одной стороны, это все прекрасно, и это дает возможность нашим перерабатывающим, металлургическим, аффинажным заводам создавать, путем включения в мировую систему этих производств, более конкурентоспособную среду, что в целом на рынке должно отразиться положительно.
С нашей точки зрения, российские предприятия получают возможность вовлечь в оборот те сырьевые продукты, которые у нас практически не востребованы, то есть очень бедные отходы нефтехимической и химической промышленности, отходы аффинажных предприятий, которые перерабатывать и извлекать оттуда драгоценные металлы в России нецелесообразно, а за рубежом можно. Это положительный факт.
Появляется возможность при проектировании и строительстве предприятий по добыче, особенно на рудах упорных, вредных, мышьяковистых и т.д., просматривать варианты кооперации с зарубежными предприятиями. И такие предложения у нас уже есть. Если это экономически целесообразно, то почему эти концентраты или руды не перерабатывать за рубежом.
Но что можно считать отрицательным в Указе? Что ни говорите, а все эти благие разрешения, записанные в Указе, все-таки очень сильно ограничены. Возьмем режим таможенного пересечения границы. Это опять спецпост №1, который вы все знаете, через него вывести 20 тысяч тонн концентрата практически никак невозможно. Таможенные службы совершенно не приспособлены к выполнению положений данного Указа. И если здесь не будут приняты какие-то решения, не будет прописан порядок, как для движения руд и концентратов цветных металлов, более упрощенный, через любой таможенный пост, то Указ просто-напросто не будет действовать.
И последнее. При учете производства драгоценных металлов, в том числе золота, придется учитывать и то, что мы добываем и экспортируем в рудах цветных металлов и концентратов, как и то, что мы будем вывозить на экспорт в рудах и концентратах драгоценных металлов. Потому что это все богатство российских недр, а их, естественно, надо учитывать.
О.В.ПЕЛЕВИН,
генеральный директор Межрегионального объединения
производителей драгоценных металлов
Указ Президента России о совершенствовании государственного регулирования ввоза и вывоза за рубеж драгоценных металлов и драгоценных камней – это, безусловно, определенный шаг в направлении либерализации производства и обращения драгоценных металлов. Наиболее важными новациями являются отмена квотирования вывоза платиноидов и разрешение вывозить без количественных ограничений с территории Российской Федерации самородки драгоценных металлов, необработанные драгоценные металлы, руды и концентраты драгоценных металлов, сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов.
В результате у российских производителей драгоценных металлов возникнет ясное понимание технических и экономических возможностей зарубежных переработчиков, а у российских аффинажных заводов возникнет конкурентная среда при переработке и аффинировании драгоценных металлов.
Итак, налицо определенный шаг в либерализации производства и обращения драгоценных металлов. Однако этот шаг представляется участникам рынка очень робким. Чувствуется, что над авторами Указа продолжали довлеть воспоминания об абсолютной государственной монополии на драгоценные металлы.
Во-первых, экспорт аффинированных платины и металлов платиновой группы в виде слитков, пластин, порошка и гранул, а также руд, концентратов, лома и отходов, содержащих платину и металлов платиновой группы, государство доверило осуществлять только ФГУП "Алмазювелирэкспорт".
Но при этом другой доверенной организации – Минфину России поручено осуществлять контроль за ФГУП "Алмазювелирэкспорт", чтобы обеспечить «принципы не дискриминации и добросовестной коммерческой практики, не допуская необоснованного отказа или уклонения этого предприятия от заключения договоров, а также установить предельные размеры комиссионного вознаграждения, взимаемого этим предприятием».
Осталось выбрать еще доверенную организацию для контроля над Минфином!
Для ликвидации этих организационных нагромождений напрашивается очевидный вывод: сделать ФГУП "Алмазювелирэкспорт" только одним из посредников в конкурентной среде.
Во-вторых, при ввозе и вывозе сырьевых товаров для переработки «заявитель таможенного режима по согласованию с таможенным органом Российской Федерации определяет нормы выхода продуктов переработки в таможенных целях, исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка драгоценных металлов и драгоценных камней. Порядок определения нормы выхода продуктов переработки в таможенных целях устанавливается Министерством финансов Российской Федерации».
Ну, скажите на милость, есть ли в Минфине хотя бы один чиновник, знающий «нормы выхода продуктов переработки в таможенных целях»?!
Естественно, что нормы выхода продуктов переработки досконально знают участники контракта и предварительно долго «торгуются» для оптимизации этой величины. Невозможно допустить, что в какой-либо стране, кроме нашей, норму выхода продуктов переработки определяло министерство.
В-третьих, вывоз сырьевых товаров для переработки вне таможенной территории разрешается только в случае экономической нецелесообразности или невозможности (из-за отсутствия соответствующих производственных мощностей) их переработки на территории Российской Федерации, что должно быть подтверждено соответствующим заключением Министерства финансов Российской Федерации и Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.
Опять загадочная ситуация, когда чиновник, а не собственник партии товара, должен решать “вопрос о целесообразности вывоза на переработку”.
Тезисы Е.М.Бычкова к обсуждению на «круглом столе»
Указа Президента РФ от 11.01.2007 г.
Этот, затянувшийся по времени Указ, наконец-то подписан, что дает возможность упростить оформление экспортных операций. Разрешен ввоз руд, концентратов, ломов и отходов драгоценных металлов. Это позволит более рационально подходить к проектированию новых предприятий, предусматривая рациональные схемы использования минерального сырья, появится возможность у российских компаний к выстраиванию долгосрочных планов, усилит их позиции на мировом рынке.
Отмена экспортных квот на драгоценные металлы и алмазы устранит опасность перерыва поставок на экспорт продукции ГМК «Норильский никель» и «АЛРОСА».
Средние и мелкие производители теперь получат возможность прямого экспорта этих материалов, без доказательств своих прав на него.
Т.е. по большому счету это важный и позитивный шаг к полной либерализации рынка драгоценных металлов.
В начале 90-х годов, когда только начинал формироваться рынок драгметаллов и алмазов Гохран и Роскомдрагмет вынуждены были предлагать Правительству РФ постепенные, шаговые меры по либерализации рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, прежде всего такие, как внедрение мировых цен на эту продукцию, прежде всего золото, что определило в течение нескольких лет выживание золотодобывающей промышленности. Всего за 90-е годы вышло более 150 Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Это происходило потому, что решение о полной либерализации рынка драгоценных металлов не могло созреть в то время, слишком сильна была инерция советских взглядов на эту проблему. Она сильна и сейчас у многих высших руководителей.
Поэтому следующим шагом должна стать полная отмена лицензирования вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней и экспортных пошлин, и отмена 191 и 192 статей Уголовного Кодекса РФ. Также необходимо ликвидировать посредника при продаже алмазов и платиновых металлов «Алмазювелирэкспорт».
М.Ю.ПИСКУЛОВ,
генеральный директор Московского представительства
компании Johnson Mattey, Великобритания
Безусловно, отмена лицензий является положительным фактором, поскольку значительно расширяет потенциальный круг участников международной торговли драгоценными металлами, включая добывающие и перерабатывающие компании, банки и торговые компании.
Также Указ расширяет круг товаров, которые можно теперь экспортировать из Российской Федерации: сняты ограничения на экспорт руд, концентратов, лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.
В то же время государственный контроль над этим рынком по-прежнему остается излишним. Снятие одного из ограничений не отменяет целый каскад других мер, которые, как уже отмечалось, резко снижают конкурентоспособность российских производителей на международном рынке.
Система контроля по-прежнему включает:
лицензирование экспорта, осуществляемое Министерством экономического развития и торговли;
специализированные таможенные посты, осуществляющие оформление драгоценных металлов и драгоценных камней;
(На всю Российскую Федерацию в настоящее время этих постов всего лишь шесть. Представьте себе огромную территорию, где сотни предприятий в своем производстве используют драгоценные металлы. Как они могут оформлять соответствующее разрешение?).
Далее. По-прежнему действуют:
проведение государственного контроля при экспорте и импорте драгоценных металлов и драгоценных камней;
в случае вывоза и ввоза сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы — согласование норм выхода продуктов переработки в соответствии с порядком, устанавливаемым Минфином;
в случае ввоза сырья, содержащего драгоценные металлы, на переработку в РФ — заключение Минфина и Минпромэнерго о возможности и целесообразности промышленного извлечения драгоценных металлов;
в случае металлов платиновой группы — монопольное осуществление всех операций ГУП «Алмазювелирэкспорт», подведомственным Минфину РФ.
Представляется, что в ряде перечисленных случаев, особенно в двух последних, система контроля является явно избыточной. Здесь требуется дальнейшая либерализация в целях повышения конкурентоспособности российской отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней как с точки зрения экономии времени, так и средств по сравнению с конкурентами на международных рынках, не испытывающих на себе подобных ограничений.
Как видно, государственный контроль в целом при экспорте и импорте драгоценных металлов и драгоценных камней остается прежним.
Я присоединяюсь к тому, что уже здесь было сказано: Указ № 26 является правильным, но явно недостаточным шагом для того, чтобы российские производители были конкурентоспособными на мировом рынке. Они должны иметь те же условия, что и производители в других странах. Без выравнивания уровня конкуренции сложно предположить, что Россия выйдет на экспорт готовой продукции и услуг на рынке драгоценных металлов, она может так и остаться поставщиком качественного, но сырьевого товара на мировой рынок.
В.В.НИКИТИН,
директор Московского представительства
“Энгельхарт Метлс Лимитед”, Великобритания
Наша компания работает на российском рынке более 15 лет, и, безусловно, за эти 15 лет мы видим определенные изменения в сторону либерализации и прозрачности рынка. Может быть не такие быстрые изменения, как нам было бы желательно, но это другой вопрос.
В свою очередь, я бы хотел бы обратить внимание на то, что либерализация рынка металлов платиновой группы подразумевает и более прозрачную торговлю на внутреннем рынке. Как нам известно, иностранные компании активно строят предприятия в РФ, и возникает потребность внутреннего потребления металлов платиновой группы на этих предприятиях. Поэтому создание биржевой торговли внутри России с понятными и прозрачными правилами игры на этом рынке – это тоже необходимая сторона либерализации рынка металлов платиновой группы в России. Потому что в результате этого потребление металлов платиновой группы и российскими, и иностранными компаниями на внутреннем рынке вырастет многократно.
В.В.РУДАКОВ,
председатель отраслевого Комитета ТПП РФ,
председателя Совета директоров ОАО “Полюс Золото”.
Сделаю некоторые заключения, исходя из тех предложений, которые были высказаны коллегами.
Естественное предложение г-на Пелевина относительно того, что нужно выработать документ, который отражал бы позицию всех присутствующих по дальнейшей либерализации рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, конечно, совершенно правильное.
Есть много, с точки зрения наших производственников по драгоценным металлам и драгоценным камням, дискуссионных предложений. Например, если мы вспомним цветную металлургию Советского Союза, то тогда не было таких комплексных полиметаллических руд с содержанием цинка, свинца, молибдена, никеля, чтобы их концентраты не перерабатывались достаточно качественно в нашей стране. Не было таких концентратов, которые мы не могли бы перерабатывать.
Сейчас это все надо восстанавливать. Мало того, что нас и так многие называют сырьевым придатком Запада, а если мы будем только добывать металл, да к тому же еще и отправлять его на переработку заграницу, то мне кажется, что с точки зрения нашей горнодобывающей и горнорудной металлургической промышленности, это будет принципиально неправильно. Мы должны продавать заграницу в самом худшем случае только готовые металлы, а в лучшем случае – и изделия из них.
У нас на самом деле сегодня пятое место в мире по объему добычи золота, а экспорт изделий из золота пока еще, к сожалению, очень низкий.
В изменениях таможенного режима, безусловно, надо поддержать вывоз опытно-промышленные проб для минералогического исследования руд и для разработки, может быть, технологии обогащения или доводки концентратов и т.д. И надо, конечно, говорить о том, что требуется достаточно серьезно дальше либерализовывать все таможенные правила и законодательства, связанные с движениями «туда-сюда». Хотя, объективно говоря, мы должны согласиться с тем, что последний Указ Президента – это тоже достаточно серьезный шаг в деле либерализации отраслевого рынка.
Мы все хорошо помним, что первые шаги были сделаны Президентом в 2001 и 2002 годы в Указах об экспорте-импорте драгоценных металлов и драгоценных камней, которые двинули достаточно серьезно нашу промышленность и ее экспортно-импортные возможности. Но, очевидно, мы все согласимся с тем, что либерализация рынка должна продолжаться постольку, поскольку Россия вступает в ВТО, и, конечно, все наши производители драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них должны иметь такие же возможности, как все предприятия-конкуренты во всех странах мира.
И здесь в первую очередь я бы хотел поддержать наших ювелиров, которые не могут экспортировать готовую продукцию только из-за того, что финансовая ситуация на наших ювелирных предприятиях достаточно сложна из-за уплаты НДС при покупке драгоценных металлов, чего нет нигде в мире. Для ювелирной промышленности главным моментом либерализации рынка и создания условий для конкурентоспособного экспорта российской ювелирной продукции за границу является как раз отмена НДС при покупке сырья для производства ювелирных изделий. Государство при этом, конечно, не должно терять свою часть налогов, но оно их может получать от розничной торговли ювелирных изделий внутри страны. И тогда рыночные условия будут достаточно серьезно помогать развитию нашей ювелирной промышленности.
Заключение
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
РДМ является неотъемлемой частью экономики современного государства.
Состояние РДМ в РФ плачевное, чему способствовал кризис 90-х голов, но делается все возможное для его развития и постепенно Россия все-таки выйдет полноценным партнером на мировой рынок.
Необходима дальнейшая либерализация РДМ РФ
Нужно упростить систему контроля деятельности на РДМ
Спрос на драгоценные металлы постоянно растет, а так же и цены на них, что сулит увеличение доходов для страны.
C 1 по 3 ноября 2007г будет проведена очередная конференция RDMK, на которой будет освещена следующая тематика:
Состояние и перспективы мирового рынка драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из них.
Место и роль России на мировом рынке драгоценных металлов и драгоценных камней.
Развитие законодательной и нормативной базы российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из них.
Структура и функционирование российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.
Таможенное регулирование ввоза в Россию и вывоза из России драгоценных материалов.
Банковские проекты развития российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий из них.
Проблемы организации и осуществления биржевых сделок с золотыми и платиновыми мерными слитками.
Налогообложение добычи, производства и торговых операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями, ювелирными и другими изделиями из них.
Развитие базы минерального и возвратного сырья драгоценных металлов и драгоценных камней.
Старательский способ производства: возрождение традиций предпринимательства в российской золотодобыче.
Формирование научно-исследовательской базы и программного обеспечения российского рынка драгоценностей.
Информационное обеспечение российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
Библиографический список:
www.cbr.ru
www.rdmk.ru
www.sbrf.ru
www.kuzyk.ru
Воротилова О.А. «Международные валютно-кредитные отношения» http://www.cis2000.ru/publish/books/book_51/index.shtml
www.info.gks.ru – Российский статистический ежегодник
www.eh.ru
www.ptpu.ru
www.dragmet.ru
www.liberatium.ru
Приложения
Приложение №1: Таблица цен на РДМ (в сокращении)
Дата |
Золото |
Серебро |
Платина |
Палладий |
07.07.2003 | 339,51 | 4,44 | 607,37 | 165,81 |
31.07.2003 | 344,59 | 4,87 | 618,63 | 157,58 |
01.08.2003 | 342,24 | 4,85 | 610,11 | 162,22 |
29.08.2003 | 362,03 | 4,89 | 641,36 | 177,8 |
01.09.2003 | 367,75 | 4,91 | 642,25 | 181,68 |
30.09.2003 | 376,56 | 4,94 | 644,6 | 191,19 |
01.10.2003 | 376,5 | 4,93 | 647,29 | 192,73 |
31.10.2003 | 368,42 | 4,89 | 669,69 | 180,34 |
03.11.2003 | 367,12 | 4,84 | 657,2 | 180,78 |
28.11.2003 | 378,73 | 5 | 676,57 | 168,04 |
01.12.2003 | 378,9 | 5,01 | 680,2 | 166,96 |
31.12.2003 | 393,15 | 5,48 | 713,03 | 169,06 |
05.01.2004 | 393,62 | 5,55 | 723,54 | 171,69 |
30.01.2004 | 365,79 | 5,87 | 702,48 | 192,36 |
02.02.2004 | 366,7 | 5,59 | 705,8 | 194,69 |
27.02.2004 | 357,82 | 5,72 | 740,34 | 196,74 |
01.03.2004 | 363,52 | 5,91 | 758,16 | 199,29 |
31.03.2004 | 385,86 | 6,84 | 763,22 | 240,84 |
01.04.2004 | 387,78 | 7,03 | 771,36 | 242,43 |
30.04.2004 | 358,82 | 5,08 | 687,31 | 215,32 |
05.05.2004 | 364,5 | 5,55 | 706,43 | 219,15 |
31.05.2004 | 364,81 | 5,63 | 717,54 | 212,16 |
01.06.2004 | 367,3 | 5,63 | 728,04 | 215,65 |
30.06.2004 | 365,88 | 5,39 | 682,44 | 190,05 |
01.07.2004 | 366,47 | 5,41 | 676,2 | 185,67 |
30.07.2004 | 362,71 | 5,8 | 706,23 | 186,94 |
02.08.2004 | 366,59 | 5,89 | 716,7 | 188,06 |
31.08.2004 | 381,98 | 6,15 | 753,55 | 186,21 |
01.09.2004 | 381,84 | 6,21 | 753,45 | 186,19 |
30.09.2004 | 385,47 | 6,01 | 738,7 | 186,85 |
01.10.2004 | 390,83 | 6,14 | 749,87 | 192,9 |
29.10.2004 | 392,19 | 6,4 | 714,32 | 181,36 |
01.11.2004 | 393,94 | 6,49 | 713,45 | 181,36 |
30.11.2004 | 407,03 | 6,79 | 724,14 | 175,8 |
01.12.2004 | 404,29 | 6,85 | 721,54 | 175,38 |
31.12.2004 | 388,8 | 5,92 | 710,52 | 151,84 |
11.01.2005 | 377,88 | 5,7 | 711,65 | 159,62 |
31.01.2005 | 381,15 | 6 | 728,23 | 157,18 |
01.02.2005 | 376,77 | 5,92 | 732,71 | 157,6 |
28.02.2005 | 386,85 | 6,32 | 716,71 | 149,11 |
01.03.2005 | 385,28 | 6,42 | 713,63 | 149,98 |
31.03.2005 | 380,93 | 6,11 | 714,9 | 162,36 |
01.04.2005 | 381,28 | 6,31 | 715,21 | 165,85 |
29.04.2005 | 384,87 | 6,21 | 716,09 | 161,88 |
03.05.2005 | 382,2 | 6,12 | 717,74 | 160,6 |
31.05.2005 | 376,02 | 6,37 | 723,62 | 155,12 |
01.06.2005 | 376,55 | 6,36 | 729,39 | 155,64 |
30.06.2005 | 400,03 | 6,38 | 753,48 | 155,8 |
01.07.2005 | 398,36 | 6,42 | 750,56 | 153,52 |
29.07.2005 | 391,27 | 6,37 | 763 | 163,5 |
01.08.2005 | 394,58 | 6,44 | 766,21 | 162,85 |
31.08.2005 | 395,56 | 6,08 | 756,69 | 155,41 |
01.09.2005 | 396,55 | 6,04 | 755,92 | 154,91 |
30.09.2005 | 432,13 | 6,65 | 788,36 | 166,33 |
03.10.2005 | 425,63 | 6,79 | 786,27 | 165,08 |
31.10.2005 | 430,97 | 7 | 795,96 | 192,42 |
01.11.2005 | 425,65 | 6,99 | 790,48 | 189,55 |
30.11.2005 | 454,61 | 7,52 | 838,76 | 220,82 |
01.12.2005 | 455,75 | 7,45 | 844,12 | 220,24 |
28.12.2005 | 468,23 | 7,7 | 827,57 | 218,86 |
30.12.2005 | 472,35 | 8,08 | 825,16 | 216,56 |
10.01.2006 | 496,8 | 8,17 | 863,98 | 232,94 |
31.01.2006 | 512,76 | 8,56 | 898,49 | 235,92 |
01.02.2006 | 509,94 | 8,78 | 894,31 | 239,88 |
28.02.2006 | 500,62 | 8,56 | 874,78 | 235,84 |
01.03.2006 | 504,37 | 8,56 | 871,77 | 238,36 |
31.03.2006 | 517,49 | 9,99 | 889,67 | 275,96 |
03.04.2006 | 520,2 | 10,29 | 887,92 | 277,53 |
28.04.2006 | 556,87 | 10,76 | 931,97 | 293,62 |
02.05.2006 | 573,22 | 10,78 | 943,04 | 306,25 |
31.05.2006 | 563,53 | 10,95 | 1 023,74 | 283,57 |
01.06.2006 | 547,92 | 11,19 | 1 000,64 | 275,9 |
30.06.2006 | 517,47 | 8,81 | 971,11 | 253,19 |
03.07.2006 | 532,57 | 9,06 | 993,41 | 260,54 |
31.07.2006 | 546,52 | 9,58 | 978,66 | 248,85 |
01.08.2006 | 545,68 | 9,68 | 979,46 | 249,85 |
31.08.2006 | 531,64 | 10,29 | 985,7 | 271,07 |
01.09.2006 | 534,06 | 10,62 | 989,79 | 274,5 |
29.09.2006 | 515,51 | 9,84 | 911,1 | 254,85 |
02.10.2006 | 516,01 | 9,75 | 916,39 | 251,01 |
31.10.2006 | 514,81 | 10,24 | 855,39 | 254,07 |
01.11.2006 | 522,65 | 10,17 | 863,25 | 256,75 |
30.11.2006 | 537,27 | 11,31 | 907,57 | 251,15 |
01.12.2006 | 541,05 | 11,31 | 917,15 | 254,46 |
29.12.2006 | 535,47 | 10,65 | 874,69 | 253,72 |
Приложение №2: Динамика производства золота и состояния государственного золотого запаса в 1984-2002 гг.
Год | Производство (тонн) | Государственный запас (тонн) |
1984 | 253 | 850 |
1985 | 264 | 719,5 |
1986 | 271,3 | 587,4 |
1987 | 260 | 680,9 |
1988 | 277,6 | 785,3 |
1989 | 304 | 850,4 |
1990 | 302 | 784,6 |
1991 | 168,1 | 484,0 |
1992 | 150,2 | 290 |
1993 | 149,5 | 305 |
1994 | 142,6 | 317 |
1995 | 131,9 | 293 |
1996 | 123,3 | 380 |
1997 | 124,1 | 400 |
1998 | 114,9 | 405 |
1999 | 123,5 | 411 |
2000 | 142,7 | 377 |
2002 | 163,7 |
Рис. 1. Динамика производства золота и состояния государственного золотого запаса в 1984-2000 гг.