Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Пояснительная записка к курсовому проекту

Выполнил: Vanish588

Московский Авиационный Институт

Москва 2010 г.

Исходные данные для расчта

Тип рештки: Диэлектрическая стержневая ФАР бортовой РЛС.

Рабочая длина волны: λ=5 см.

Ширина ДН в обеих плоскостях Разработка диэлектрической стержневой ФАР.

УБЛ в обеих плоскостях: УБЛ = - 13 дБ.

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Сектор сканирования в обоих плоскостях: ±60Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Введение

Для получения остронаправленного излучения широко применяются антенные решетки (АР), состоящие из совокупности отдельных, как правило, идентичных излучателей. В качестве элементов АР могут использоваться направленные и слабонаправленные излучатели (симметричные вибраторы, щели, открытые концы волноводов, рупора, диэлектрические стержни, спирали). Использование АР позволяет существенно повысить эффективность современных бортовых и наземных радиосистем за счет осуществления быстрого безинерционного обзора пространства путем сканирования луча АР электрическими методами (электрическое сканирование); увеличения коэффициента усиления (КУ) антенны; формирования диаграммы направленности (ДН) с требуемыми шириной и уровнем боковых лепестков путем создания соответствующего амплитудно - фазового распределения по раскрыву решетки; увеличения излучаемой мощности и снижения потерь в фидерном тракте за счет размещения в каналах излучателей решетки независимых генераторов или усилителей высокочастотной энергии; осуществления многофункциональной работы радиосистемы, т.е. совмещение в ней нескольких функций, например: поиска, обнаружения и сопровождения цели; увеличения помехозащищенности путем пространственной обработки сигналов (адаптивные АР) и т.д. При этом антенная решетка может служить первичным звеном обработки (в общем случае пространственно - временной) сигнала и в силу этого в значительной мере определяет основные характеристики всей системы. Для получения предельных характеристик радиосистем могут предъявляться повышенные требования к характеристикам направленности АР: величине КНД, уровню боковых лепестков, форме ДН и т.п. Решетки, обеспечивающие необходимые параметры этих характеристик называют оптимальными. Антенные решетки принято классифицировать в зависимости от расположения излучателей в пространстве, характеру их размещения в решетке, шага решетки, способа их возбуждения и сканирования, типа применяемого излучателя и т.д. В данном курсовом проекте будет проведен расчет параметров плоской антенной решетки с электрическим типом сканирования.

3. Определение геометрических параметров антенной решетки

Разработка диэлектрической стержневой ФАРОдним из наиболее распространенных типов ФАР являются линейные и плоские решетки. Большинство плоских ФАР состоит из идентичных излучателей, расположенных в узлах плоской координатной сетки с двойной периодичностью. Наиболее употребительными являются прямоугольная и треугольная (или гексагональная) сетки. Выбираем прямоугольную сетку рис. 3.1. При элементарном рассмотрении предполагается, что ДН излучателя в решетке не отличается от ДН изолированного излучателя. Далее определим параметры прямоугольной сетки по заданному значению ширины главного лепестка диаграммы направленности, уровню боковых лепестков и сектору сканирования для каждой плоскости в отдельности.

В плоскости Х:

Длина антенной решетки:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР,

где k – коэффициент определяемый по уровню боковых лепестков (УБЛ), согласно (Л 4, стр. 24, табл. 2.1) для УБЛ < - 13 дБ, k = 51

λ - длина волны

Разработка диэлектрической стержневой ФАР.- ширина основного лепестка ДН в плоскости Х

Расстояние между излучателями решетки:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Количество излучателей в решетке:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Примем число элементов в решетке в плоскости Х равным 96, тогда пересчитаем длину решетки в этой плоскости:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

В плоскости Y:

Длина антенной решетки:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

где k – коэффициент определяемый по уровню боковых лепестков (УБЛ), согласно (Л 4, стр. 24, табл. 2.1) для УБЛ < - 13 дБ, k = 51

λ - длина волны

Разработка диэлектрической стержневой ФАР.- ширина основного лепестка ДН в плоскости Y

Расстояние между излучателями решетки:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Количество излучателей в решетке:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Примем число элементов в решетке в плоскости Y равным 96, тогда пересчитаем длину решетки в этой плоскости:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Таким образом, в результате определения геометрических размеров решетки получаем плоскую решетку, с размерами 2, 55 и 2, 55 метра (96 излучателей по оси Х и по оси Y ) и расстоянием между излучателями равным 2, 7 см в обеих плоскостях.

4. Расчет диаграммы направленности диэлектрической стержневой антенны

Проектируемая антенная решетка строится на базе диэлектрических стержневых антенн и для дальнейшего расчета диаграммы направленности всей решетки нам необходимо определить диаграмму направленности одиночного стержневого диэлектрического излучателя. В ходе определения его конкретных параметров стоит заметить, что ширина диаграммы направленности одиночного излучателя будет влиять на амплитуду главного лепестка решетки при сканировании. Исходя из этого, ширина диаграммы направленности основного лепестка одиночного излучателя по уровню 0, 707 от максимума, создаваемой им напряженности поля должна быть как можно ближе к 90°. Тогда при максимальном угле сканирования в 50°, амплитуда главного лепестка решетки уменьшится не более чем в 0, 707 раз. Выберем конусообразную конструкцию диэлектрического излучателя, упрощенный вид которого показан на рисунке 4.1

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

В качестве материала диэлектрика выбираем полистирол, для которого диэлектрическая проницаемость ε=2, 5. Экспериментальным путем выбираем длину излучателя Lс= 4, 2см.

Определим диаметр основания конуса стержня dCmax и его вершины dCmin по формулам (Л3, стр.397):

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

В последующих расчетах будем использовать среднее значение диаметра диэлектрического стержня:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Определим коэффициент замедления волны ζ в диэлектрике стержневого излучателя по рис. 4.2:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Исходя из графика зависимости, для значения Разработка диэлектрической стержневой ФАР при ε=2.5 находим отношение следовательно, коэффициент замедления волны ζ=1.

Для математического описания диаграммы направленности стержневой антенны, излучатель представляется в виде системы элементарных излучателей (колец).

Диаграмма направленности элементарного излучателя Разработка диэлектрической стержневой ФАР определяется по формуле:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР,

где: J0 – функция Бесселя нулевого порядка

Разработка диэлектрической стержневой ФАР – волновое число

Диаграмма направленности всего стержневого излучателя определяется как произведение диаграммы направленности элементарного излучателя Разработка диэлектрической стержневой ФАР на множитель излучателя Разработка диэлектрической стержневой ФАР, определяемого по формулам:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Тогда диаграмма направленности диэлектрического стержневого излучателя будет иметь вид:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

5. Расчет диаграммы направленности антенной решетки

Диаграмма направленности антенной решетки определяется как произведение диаграммы направленности одиночного излучателя решетки на множитель решетки. Множитель решетки зависит от числа излучателей в решетке и расстояния между ними. Соответственно, в рассматриваемом случае, множитель решетки в плоскости Х и Y не будет отличаться. Также на множитель решетки влияет амплитудное распределение сигнала от генератора, подаваемого на каждый элемент решетки. Характер амплитудного распределения определяется согласно (Л4, стр. 24, табл. 2.1) по заданному уровню боковых лепестков (УБЛ). УБЛ в обеих плоскостях должен быть УБЛ - 13дБ, и такому уровню боковых лепестков соответствует закон равномерного амплитудного распределения:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Таким образом, обозначив все факторы, влияющие на множитель решетки в обеих плоскостях, можем записать его формулу.

Множитель решетки в плоскости X:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Множитель решетки в плоскости Y:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Как было сказано ранее, диаграмма направленности всей антенной решетки Разработка диэлектрической стержневой ФАРопределяется произведением ее множителя на ДН одиночного излучателя решетки Разработка диэлектрической стержневой ФАР.

Диаграмма направленности антенной решетки в плоскости Х:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Вид диаграммы направленности антенной решетки в плоскости Х при нулевом угле сканирования (рис.5.2).

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Вид диаграммы направленности антенной решетки в плоскости Х при угле сканирования равном ± 60° (рис.5.3)

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Аналогично определим вид диаграммы направленности антенной решетки в плоскости Y:

Диаграмма направленности антенной решетки в плоскости Y:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Вид диаграммы направленности антенной решетки в плоскости Y при нулевом угле сканирования (рис.5.4):

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Вид диаграммы направленности антенной решетки в плоскости Y при угле сканирования равном ± 60° (рис. 5.5)

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Коэффициент направленного действия линейной рештки при ориентации луча в направлении нормали к е плоскости может быть рассчитан по формуле (Л1, стр. 39, формула 2.11) , при условии, что коэффициент использования площади раскрыва, определяемый амплитудным распределением, равен ν=0, 667 (Л1, стр. 35, табл. 2.1.)

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Определение параметров антенной решетки на данном этапе можно считать законченным.

Следующим этапом следует выбрать схему питания антенной решетки и определить ее конструкцию.

6. Выбор и расчет схемы питания антенной решетки

Согласно ТЗ при длине волны рабочего диапазона λ=5см коаксиальная линия для питания антенны не используется из-за быстрого роста потерь в линии и технологических трудностей ее изготовления. В этом случае используют волноводное питание антенны путем прямого перехода от прямоугольного волновода к круглому или с помощью двойного волноводно-коаксиального перехода.

Делители мощности выполняются по схемам последовательного и параллельного деления мощности. При последовательном делении мощности (рис. 6.1) нагрузка может быть включена в боковые ответвления фидерного тракта.

Недостатком данной схемы является различная электрическая длина пути от входа антенны до излучателей, что может привести к фазовым искажениям на краях частотного диапазона. Для устранения фазовых искажений в боковые ответвления необходимо включать компенсационные отрезки фидера.

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

При параллельной схеме (рис. 6.2) деления мощности, возможно деление как равномерное, так и неравномерное. К схемам параллельного деления относятся n-этажные схемы деления, в каждом узле которой происходит деление мощности.

Достоинством такой схемы является: общие потери определяются вносимыми потерями 1 - ого фазовращателя; отсутствует накопление фазовой ошибки.

Недостатком параллельной схемы является сложность согласования при делении мощности на большое количество излучателей.

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

В нашем случае применим схему с последовательным делением мощности (рис. 6.1).

Возбуждение излучателей в решетке осуществляется с помощью щелей, прорезанных в широкой или узкой стенке волновода. Возбуждение щели в волноводе происходит, если она своей широкой стороной пересекает поверхностные токи, текущие по внутренним стенкам. Возбуждение излучателей в каждой линейке будем осуществлять с помощью щелей, прорезанных в узкой стенке питающего волновода, а возбуждение питающих волноводов – с помощью щелей, прорезанных в широкой стенке волновода.

По данным ТЗ (λ=5см) выбираем волновод WR - 159 с диапазоном частот для основного вида колебаний 4, 9ГГц – 7, 05ГГц, внутренними размерами (40, 38x20, 19)мм и внешними размерами (43, 63x23, 44)мм, толщиной стенок (1, 6 ±0, 1)мм. (Л6, стр. 104, табл. 3.6)

Для синфазного возбуждения щелей требуется располагать их на расстоянии Разработка диэлектрической стержневой ФАР, а длина волны в питающем волноводе составит:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Проверим возможность распространения высших типов волн – волны Н30

Так как такой волновод применяется в пяти сантиметровом диапазоне волн, то проверим возможность распространения в нем волны типа Н30.

Для волны Н30:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

В нашем случае λ > λкр, а значит, волна типа Н30 в волноводе не распространяется.

Воспользовавшись энергетическим методом расчета, рассчитаем возбуждение решетки в плоскости X :

Рассчитаем относительную мощность щелей по формуле (Л4, стр.119) :

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

где f(Zn) - амплитудное распределение;

Разработка диэлектрической стержневой ФАР - отношение мощности, поглощаемой в нагрузке РL, к мощности на входе антенны Р0

Разработка диэлектрической стержневой ФАР для резонансной антенны,

Разработка диэлектрической стержневой ФАРдля нерезонансной антенны.

Примем Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Разработка диэлектрической стержневой ФАР; где А(n) - амплитудное распределение (рис. 5.1.)

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Рассчитаем нормированные проводимости по формуле (Л4, стр.120, формула 5.17):

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

где αn - коэффициенты связи щели с волноводом:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Угол поворота щели δ определим, воспользовавшись выражением (Л4 , стр.110, табл. 5.1):

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

7. Выбор фазовращателя

В качестве схемы фазовращателя будем использовать электрически управляемый дискретно-коммутационный фазовращатель. Электрически управляемые фазовращатели могут быть построены с применением разнообразных управляемых элементов. В качестве управляемого элемента удобно использовать p-i-n диод, т.к. он обладает свойством резкого изменения своего полного сопротивления под действием управляющего напряжения. Принцип действия дискретно-коммутационного фазовращателя основан на подключении или отключении дополнительных участков полосковой линии, которые удлиняют путь прохождения волны по микрополосковой линии, обеспечивая, таким образом, необходимый фазовый сдвиг.

Длина дополнительного участка линии определяет дискретное значение фазового сдвига, а количество таких дополнительно включаемых линий определяет максимальный сдвиг фазы. Одна из возможных реализаций конструкции вышеописанного фазовращателя приведена на (рис. 7.1). В нашем случае будем применять дискретно-коммутационный ферритовый фазовращатель на прямоугольной петле гистерезиса с дискретом фазы равным 22, 5°.

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

При отклонении луча от нормали с плоской решеткой на угол Ɵск

необходим фазовый сдвиг φ между двумя произвольными излучателями, отстоящими друг от друга на d в плоскости сканирования, который определяется по формуле (Л5, стр.441):

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Но при этом необходимо учитывать и набег фаз, возникающий при использовании последовательной схемы питания. Оценим возникающий набег фазы по формуле:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Чтобы компенсировать фазовый набег, возникающий в схеме питания, определим фазовое распределение в решетке как разность φx(n)-φ`x(n), тогда фазовое распределение будет иметь вид:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Так как выбранный тип фазовращателя способен обеспечить только дискретный шаг фазы равный 22, 5°, то фазовое распределение будет иметь вид :

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

8. Особенности конструкции

Учитывая особенность конструкции схемы возбуждения диэлектрического стержня с помощью волновода, следует учесть, что расстояние между щелями, прорезанными в стенке волновода равно Разработка диэлектрической стержневой ФАР, при Разработка диэлектрической стержневой ФАР=64мм, то d=32мм в Y плоскости антенной рештки, а рассчитанное расстояние между стержнями в плоскости Y dy=27мм. Учитывая эти особенности, рассчитаем новую диаграмму направленности антенной рештки в плоскости Y.

Диаграмма направленности антенной решетки в плоскости Y:

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

При этом вид ДН АР в плоскости X останется неизменным, т.к. расстояние между стержнями АР соответствует расчту и равно dx=27 мм.

Разработка диэлектрической стержневой ФАР

Список литературы

1. Антенны и устройства СВЧ. Проектирование фазированных антенных решеток. Под ред. Д.И.Воскресенского. – 2 - е изд., доп. и перераб. – М.: Радио и связь, 1994 г.

2. Оптимальные антенные решетки. Автор: Степаненко В.И., Учебное пособие – М.: АМИ, 2001 г.

3. Антенно-фидерные устройства. Авторы: Драбкин А.Л., Зузенко В.Л., Кислов А.Г. – 2 - ое изд., доп. и перераб. – М.: «Советское радио», 1974г.

4. Антенны и устройства СВЧ. Проектирование фазированных антенных решеток. Под ред. Д.И.Воскресенского. – М.: Радио и связь, 1981г.

5. Антенны и устройства СВЧ. Под ред. Д.И.Воскресенского. – М.: Изд-во МАИ, 1999 г

6. Справочник по элементам волноводной техники. Авторы: Фельдштейн А.Л., Явич Л.Р., Смирнов В.П. – 2-ое изд., доп. и перераб. – М.: Советское радио, 1967 г

Похожие работы:

  1. • Совмещенные двухчастотные ФАР
  2. • Автомобиль: фары и лампы
  3. • Путь эволюции автомобильных систем освещения
  4. • Разработка пакета программ для расчета фазированной ...
  5. • Двухзеркальная антенна по схеме Кассергена
  6. • Двухзеркальная антенна по схеме Кассергена
  7. • Пользование внешними световыми приборами
  8. • Ремонт та технічне обслуговування приладів освітлення ...
  9. • Дефекты деталей освещения
  10. • Разработка сетевой версии ...
  11. • Технічне обслуговування системи освітлення
  12. • Слабонаправленные антенны
  13. • Влияние метеорологических факторов на условия движения ...
  14. • Электрооборудование автомобилей
  15. •  ... система диспетчерского управления "Фара-0050"
  16. • Разработка технологического процесса изготовления ...
  17. • Вибраторная антенная решетка
  18. • Основы технической диагностики автомобилей
  19. • Электрооборудование автомобилей
Рефетека ру refoteka@gmail.com