Критерий «знание — под деятельность» и модель открытого образования
Ильдap Маратович Ибpaгимoв, кандидат технических наук, доцент Московского государственного открытого университета (МГОУ).
Если знания, весь учебный материал, находятся в формализованном виде (в компьютерах), то все равно, в принципе, куда подать эти знания: в одну аудиторию, на компьютер человеку, находящемуся за пределами города, страны и т.д. Эти обстоятельства совершенно по-новому влияют на проведение учебной работы. Основой содержания образования становятся не логика научного познания, а профессиональные задачи. Меняется характер самого знания. Главным при отборе содержания образования становится критерий «знание — под деятельность». Знание — не впрок, а под реальные потребности и проблемы, возникающие в практической деятельности.
До 1950-х годов образование в советской педагогике рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, а в 1960-х — уже как процесс и результат этой деятельности. Такая же содержательная трактовка этого понятия отражена в законе Российской Федерации «Об образовании». Образование определено как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством уровня (образовательного ценза), что удостоверяется соответствующими документами.
Образование как процесс движения к заданной цели обучения характеризуется субъектно-объектными действиями преподавателей и студентов. Результат образования полиструктурен и включает в себя такие понятия, как грамотность, образованность, профессиональная компетенция, менталитет.
Классификация принципов традиционного обучения предполагает их разделение на три группы:
общие принципы — гуманизация, научность, системность, развитие;
принципы, относящиеся к содержанию обучения — соответствие целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам, историзм, целостность, комплектность;
дидактические принципы — соответствие дидактического процесса закономерностям учения; ведущая роль теоретических знаний; единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учению; проблемность; соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя; системность и последовательность в обучении; доступность; прочность овладения содержанием обучения.
Анализ процессов в системе открытого образования показывает, что указанных выше хорошо структурированных и вполне обоснованных принципов недостаточно. Это обусловлено существенным изменением фундаментальных представлений о человеке и его развитии при различных системах образования (табл. 1).
Таблица 1. Различные системы образования
Парадигма традиционного классического образования | Парадигма открытого образования |
Основная цель образования — подготовка подрастающего поколения к жизни и труду | Основная цель образования — обеспечение условий самоопределения и самореализации личности |
Человек — простая система | Человек — сложная система |
Знания — из прошлого («школа памяти») | Знания — для будущего («школа мышления») |
Процесс обучения — передача обучаемому известных образцов знаний, умений и навыков | Процесс обучения — созидание обучаемыми образа мира в самом себе путем собственной активной деятельности в обществе |
Обучаемый — объект педагогического воздействия | Обучающийся — субъект познавательной деятельности |
Монологические субъектно-объектные отношения преподавателя и обучаемого | Диалогические субъектно-субъектные отношения преподавателя и обучающегося |
«Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого | Активная творческая деятельность обучающегося |
Отечественный и зарубежный опыт осуществления открытого образования и проведенные исследования позволили сформулировать принципы, присущие системе открытого образования, расширяющие их типовой набор, характерный для традиционного обучения:
личностно-ориентированный характер образовательных программ (маркетинговый подход, учет образовательных потребностей обучающихся);
практическая направленность содержания и способов совместной деятельности (системность и целостность содержания образования и видов деятельности);
активность и самостоятельность обучающихся как основных субъектов образования;
проблемность содержания и диалогический характер взаимодействия в учебном процессе;
рефлексивность (осознанность обучающимся содержания и способов деятельности, а главное, собственных личностных изменений);
вариативность (разнообразие) образовательных программ — содержание образования должно отражать множество точек зрения на проблему, множество граней ее решения;
п ринцип поддерживающей мотивации;
модульно-блочный принцип организации содержания образовательных программ и деятельности обучающихся.
К настоящему времени все яснее проявляются контуры системы открытого образования, рассматриваемой как рациональное и органичное сочетание всех известных форм получения образования. Учебно-методическая база, образовательно-информационные технологии любого учебного заведения таковы, что они вообще не зависят от того, очная это форма обучения, заочная или дистанционная и т.д.
Если знания, весь учебный материал, все его дидактические составляющие оформлены и находятся в формализованном виде (в компьютерах), то все равно, в принципе, куда подать эти знания: то ли в одну аудиторию, то ли на компьютер человеку, находящемуся за пределами города, страны и т.д. Эти обстоятельства совершенно по-новому влияют на проведение учебной работы. Влияние информационных и телекоммуникационных технологий уже не может рассматриваться только в одних координатах — в использовании в учебном процессе. Принципиально меняется сам учебный процесс, его содержание и организация.
При максимальном использовании информационных технологий в системе дистанционного образования проявляются дополнительные принципы:
деятельности — содержание учебных материалов и организация учебного процесса должны выстраиваться вокруг основных видов деятельности обучающегося; формирования поддерживающей дружественной среды;
интерактивности — отражает особенности контактов студентов с преподавателями, а также студентов между собой;
индивидуализации — проводится оценка стартовых знаний, входной и текущий контроль;
идентификации — проводится контроль самостоятельности обучения;
регламентности обучения — обеспечивается жесткий контроль и планирование учебного процесса; обеспечения открытости и гибкости обучения.
Реализация указанных принципов приводит к качественным изменениям всех элементов педагогической системы открытого образования, которые заключаются в следующем.
Основой содержания образования становятся не логика научного познания, а профессиональные задачи. По этой причине открытое образование позволяет осуществить переход от предметного принципа построения содержания образования к созданию интегрированных учебных курсов, отражающих целостную картину профессиональной деятельности.
Меняется характер самого знания. Главным при отборе содержания образования становится критерий «знание — под деятельность».
В системе открытого образования знания начинают выступать не только в функции онтологии, но и в функции средств для решения конкретных профессиональных задач. Однако это отнюдь не означает, что в открытом образовании исчезает фундаментальное знание. Оно, естественно, остается, но начинает выстраиваться по другим законам: знание — не впрок, а под реальные потребности и проблемы, возникающие в практической деятельности. Первостепенное значение приобретают универсальные (методологические) знания, позволяющие оценивать и прогнозировать будущее.
Изменяются требования к методам и формам организации образования. Ведущими становятся активные индивидуальные и групповые (совместные, коллективные) формы работы с учебным материалом.
Меняются тип деятельности и характер взаимоотношений преподавателя и студентов. Студент становится полноценным субъектом деятельности при решении как учебно-профессиональных, так и собственно профессиональных задач, получая при этом необходимую помощь от преподавателя.
Общенаучные аспекты открытого образования
Индустриальная эпоха человеческого развития во многом исчерпала себя именно по части создания более достойных, комфортных условий жизни для человека, ограничив его существование мощным техногенным воздействием, предав забвению культурные и духовные интересы и запросы человека. Налицо обозначился разрыв между экономическим и социальным прогрессом, преодоление которого шло до сих пор не на пользу самого человека. Поэтому возникает необходимость в системе открытого образования, которое следует рассматривать как процесс преимущественного самообразования личности, формирующего способность к внутренней творческой деятельности в целях наиболее полной самореализации. Это становится возможным только при условии отказа от устоявшихся взглядов на образование и четкого определения исходных методологических идей, на базе которых строятся модели открытого образования и практика их реализации.
Определяющей тенденцией развития образовательного процесса должна стать интеграция, а не дальнейшая дифференциация различных способов познания мира. В XXI в. такая интеграционная направленность образования приобретает особо важное значение: панацеей от всех бед становится не только объем знаний, а умение человека самостоятельно и рационально распоряжаться ими с учетом своих личных качеств.
Принцип незамкнутости, характерный для любой системы на этапе становления, доказывает, что развитие возможно только в открытых системах, которые имеют обратную связь с внешней средой. Это характерно и для системы образования в период вступления человеческой цивилизации в информационную стадию развития. Информатизация образования как важнейший компонент открытого образования позволяет поднять образовательный процесс на уровень активного социального творчества. Открытое образование, интегрируя в себе все ценное, что выработала наука, является основой дальнейшего развития цивилизации.
В качестве основных исходных методологических идей открытого образования можно принять следующие:
идея деятельности, в соответствии с которой образование не может быть сведено к какому-либо частному виду образовательного процесса, например к усвоению материалов, расширению знаний, умений и т.д. Напротив, эта идея требует понимания образования в контексте целостного включения личности в социальную деятельность: общественную практику, науку, обучение и т.д.;
идея системности, в соответствии с которой модель образования не может рассматривать изолированно учебный процесс, производственную деятельность и общение людей, а, наоборот, должна рассматривать целостное включение личности в систему жизнедеятельности;
идея отражения, состоящая в том, что обеспечивается возможность использования всех форм информационного воздействия на человека, на базе которых и происходит формирование творческой личности.
Для Российской Федерации с ее огромной территорией и рассредоточением населения, неравномерностью развития инфраструктуры, существенным разрывом в обеспечении населения образовательными услугами развитие открытого образования представляется одной из наиболее важных задач по выходу на уровень высокоинтеллектуальных и демократических стран.
Особенности и модели дистанционного обучения
Характерные особенности дистанционного обучения заключаются в следующем.
Гибкость. Обучаемые по системе ДО, как правило, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров или лабораторных работ, а работают в удобном для себя режиме (по месту, времени и темпу занятий), что предоставляет определенные преимущества тем, кто не может или не хочет изменить привычный уклад жизни. Для включения в учебный процесс не существует какого-либо образовательною ценза: каждый может начинать свое образование с любого выбранного уровня, продолжать его столько, сколько это необходимо для индивидуального освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам. Возможно параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.
Модульность. В основу учебных планов ДО положен модульный принцип, в соответствии с которым отдельные курсы создают целостное представление об определенных предметных областях, что позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям обучаемых.
Экономическая эффективность. Сравнительная оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится примерно на 50 % дешевле традиционных форм образования. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации учебного материала, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования учебных площадей и технических средств. В то же время следует учитывать, что дистанционное обучение требует значительных начальных капиталовложений не только для создания технической базы, но и для подготовки электронных учебников, методических материалов, разработки тестов и контрольных заданий.
Новая роль преподавателя. На преподавателя возлагаются такие функции, как координирование учебного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и т. п. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональной подготовке. Средствами асинхронного взаимодействия являются электронная почта и компьютерные сети.
Специализированный контроль качества обучения. В качестве форм контроля в ДО используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы и т.д.
Использование специализированных технологий и средств обучения. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания, она должна соответствовать требованиям его представления. Предлагаемые к освоению знания аккумулируются в специальных курсах и модулях, предназначенных для ДО и основанных на действующих образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и др.; одновременное обращение ко многим источникам учебной информации большого количества обучающихся; общение друг с другом и с преподавателями.
Однако существуют и некоторые отрицательные стороны дистанционного обучения:
отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем, т.е. исключаются все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания;
необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических свойств характера обучающегося: жесткой самодисциплины, самостоятельности и сознательности;
необходимость постоянного доступа к источникам информации, для чего нужна хорошая техническая оснащенность обучающегося;
отсутствие постоянного контроля, который для некоторых обучающихся является мощным побудительным стимулом.
В то же время по данным опроса обучающихся по дистанционным технологиям студентов одного из московских вузов выявлено, что подавляющее число студентов не назвали в числе трудностей: отсутствие личного контакта с преподавателем. Практически все студенты указали единственную трудность, связанную с самоорганизацией учебного процесса, которая и является одной из важнейших составляющих системы дистанционного образования.
Дистанционное обучение позволяет использовать сложные информационные технологии, которые делают обучение более интересным и увлекательным. Это оказывает позитивное влияние на обучающихся, повышающее их трудолюбие, творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения работать с компьютерной техникой.
Современные компьютерные телекоммуникации, применяемые при ДО, могут обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты также подтвердили, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении, зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличивается и степень вовлечения обучаемых в учебный процесс. Интерактивные возможности используемых при дистанционном обучении программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые не возможны если не во всех, то в большинстве традиционных систем обучения.