Меньшиков В. М.
Чтобы более правильно понять российское образование, мы должны попытаться понять развитие европейского образования и в этом контексте проанализировать отечественное образование. Естественно, возникает вопрос: а нужно ли нам это? Да, это необходимо, потому что именно Западная Европа и Америка стали государствами, определяющими основные направления развития мира в Новое время, именно западная цивилизация задает сегодня основные векторы развития мировой цивилизации. И в этой связи мир должен прямо или косвенно, соглашаясь или отрицая, но принимать во внимание не только современное состояние, но и историю Западной Европы. Мы должны знать ее систему воспитания, понимать суть ее развития на каждом его историческом этапе и уметь соотносить с развитием своей системы воспитания.
Западноевропейское воспитание начинает складываться после падения Римской империи, когда на территории Западной Европы стали появляться новые государства, которые со временем выработали свою собственную, в том числе и педагогическую культуру. В истории западноевропейского образования выделяется несколько главных этапов.
Первый этап – переходный. Образование этого перехода характеризуется тем, что новые государства создают его новую систему, содержание которой представляет собой единство христианской и римской культуры.
Второй этап начинается с правления Карла Великого, когда начали складываться основы средневекового воспитания, представленного тремя его важнейшими видами: народным, военным (феодальным), духовным; в рамках последнего стало складываться классическое средневековое образование.
Третий этап – начало становления автономного образования в Европе, когда помимо образования, функционирующего в рамках церкви, начинают открываться образовательные учреждения, получавшие в той или иной мере автономию от церковных и светских властей.
Четвертый этап – эпоха Возрождения (XV–XVI вв.). Складывается классическое образование в Западной Европе и фактически складываются основы светского образования.
Пятый этап – Новое время. Создается современная педагогика и современная система образования.
Западноевропейское воспитание – это сложнейшее явление в общечеловеческой культуре. Его формирование началось задолго до падения Римской империи. Но падение Римской империи сделало государства и народы Западной Европы самостоятельными субъектами истории, оно стало началом формирования современной западноевропейской цивилизации. Принятие христианской веры, с одной стороны, и наследование римской культуры – с другой, стали важнейшими (детерминирующими) факторами развития западноевропейского воспитания.
После падения Римской империи на ее территории образовался ряд новых государств, которые наследовали остатки римской культуры и римского образования. Первые десятилетия в этих государствах еще сохранялись римские школы. И поэтому важнейшей задачей, стоявшей перед культурой и образованием этого периода, была задача сохранения римской культуры и перетрансформирование ее в систему, основанную на христианстве. История образования западноевропейских государств первых веков – это история сохранения древнеримской культуры и образования и их перестройка на основе христианской культуры.
Огромный вклад в сохранение классической греко-римской культуры и образования, их приспособления к новым условиям внес крупный философ и государственный деятель Вестготского государства Боэций (480–525). Он переводил Аристотеля и Порфирия на латинский язык. Уже находясь в заточении по ложному доносу, он написал знаменитое философское сочинение «Об утешении философией».
Много усилий приложил Боэций для сохранения римского образования. Он более строго определил систему «семи свободных искусств», выделив тривиум (трехпутье): грамматика, риторика, диалектика, и квадривиум (четырехпутье): арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Эти предметы стали основой средневекового содержания образования. Он же написал учебники по квадривиуму – это были первые учебники, по крайней мере, в истории Средних веков, а может быть, и в истории человечества. До нашего времени сохранились его учебники по арифметике и музыке.
Дело сохранения римской культуры и образования продолжил Кассиодор (490– 585). В своем имении он создал вивариум, который объединил школу, библиотеку и скрипторий. Здесь получали образование, здесь хранились и переписывались книги. Из трудов Кассиодора наиболее известна «История готов», а из педагогических сочинений – «Наставления», в которых обосновывается его учение о воспитании. Кассиодор, в отличие от Боэция, на первое место поставил тривиум, ставший началом и основой содержания образования в Средние века.
В этом же ряду деятелей раннего Средневековья стоит имя Бенедикта (480–543), ставшего основоположником западноевропейского лесного монастыря. Монастырь, созданный Бенедиктом, был не только религиозным центром, но и центром образования каждого монаха. Помимо изучения семи свободных искусств, в бенедиктских монастырях изучалась история. В монастырях давали образование девочкам, а также мальчикам из народа. На протяжении веков бенедиктские монастыри были важнейшими центрами культуры и образования в Западной Европе.
Цезарий Арелатский (469/470–507 гг.). Его проповеди направлены на христианское и нравственное воспитание простых верующих и служителей церкви.
Григорий I Великий (ок. 540–604 гг.). Многое сделал для христианского воспитания Западной Европы, для сохранения и развития образования. Автор религиозных книг, которые прямо направлены на духовное воспитание человека. Одна из наиболее известных – «Моралии на Иова».
Работа этих и других деятелей культуры, церкви и образования позволила сохранить и адаптировать к новым условиям латинскую культуру и латинскую школу. Вместе с тем в этот период складывается новая система образования, которая выстраивалась на основе христианских ценностей. Новизна образования заключалась уже в смене его целей. Теперь готовили не оратора, общественного деятеля, как в Римской империи, а христианина, стремящегося к спасению. В результате громадных усилий удалось создать жизнеспособную церковно-монастырскую организацию образования. Именно благодаря деятельности церквей и монастырей в Западной Европе сохранилась более высокая книжная культура и образование, несмотря на то, что древнеримские города большей частью исчезли, а вместе с ними исчезли и социальные условия для сохранения римской культуры, в том числе и классические римские школы. С педагогической точки зрения эта система оказалась достаточно универсальной, позволяющей при сохранении преемственности изменяться, включать новое содержание. К тому же в это время были подготовлены первые учебники, что облегчало обучение.
Вместе со становлением нового образования шло формирование типичных западноевропейских технологий обучения, которые, с одной стороны, сохраняли остатки римской культуры, с другой – трансформировали эту культуру в соответствии с христианскими ценностями. В частности, в первые века складывается средневековая индивидуально-групповая форма обучения, которая предполагает работу учителя с одним учеником или группой учащихся.
Таким образом, в переходный период произошла коренная переоценка ценностей в европейском образовании, изменение его целей. Европа, сохранив римскую культуру насколько это было возможно, перестроила ее на христианских основах и вместе с тем создала новую форму образования.