Байтало Ю.М.
Харьковская государственная академия физической культуры
Анализ литературных источников (как научной, так и методической литературы) [см., напр.: 1 - 14 и др.] свидетельствует, что вопросы физической подготовки будущих работников милиции, вплоть до настоящего момента, не являются комплексными. В основном, исследователи обращают внимание на отдельные "болевые" точки (рассмотрение особенностей физической подготовки на начальном этапе профессионального обучения будущих работников милиции; исследование особенностей физической подготовки в период адаптации к условиям милицейской службы; исследование структуры физической подготовки действующих работников МВД; рассмотрение путей и средств эффективного усвоения профессиональных знаний, умений и навыков для улучшения служебно-профессиональной подготовки и т.п.). И только отдельные авторы [см.: 2 - 5, 9, 12, 13] рассматривают вопросы профессионального самовоспитания курсантов, формирования нравственно-волевой личности курсанта. Нам представляется, что подобный подход является чрезвычайно плодотворным в плане разработке современной методологии физической подготовки сотрудников МВД.
Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственной академии физической культуры.
Формулирование целей работы.
Целью настоящей работы явилась насущная необходимость рассмотрения физической подготовки работников органов внутренних дел сквозь "призму" ценностных ориентаций, уровня самосознания и ответственности курсантов, повышения уровня их самосознания и ответственности как субъектов собственной физической культуры.
Предмет исследования. Предметом исследования является процесс физической подготовки курсантов ВУЗов МВД.
Объект исследования. Объектом исследования является процесс физического воспитания в профессиональной подготовке курсантов.
Методы и организация исследования. Исследование проводилось в период с июня 2004 г. по настоящее время. Для выработки цели и решения поставленных задач, были опрошены около 200 курсантов Харьковского национального университета внутренних дел (ХНУВД) (начиная с момента их поступления в ВУЗ и по настоящее время). Возраст респондентов - от 17 до 22 лет.
Были проанализированы соответствующие научные и методические публикации.
Результаты исследования.
Условия деятельности людей, связанных с выполнением своих служебных обязанностей в условиях риска для собственной жизни и здоровья (милиционеров, пожарных, сотрудников МЧС и др.), требуют постоянной поддержки их физической, профессиональной и психологической подготовки на самом высоком уровне.
Государственные и ведомственные органы власти устанавливают для них суровые высокие критерии физической подготовленности, часто и тщательным образом проверяют специальные умения, уровень развития физических и психических качеств, состояние здоровья. Но значит ли это, что государство, устанавливая высочайшую планку требований, вместе с этим автоматически создает и всесторонние предпосылки для реализации своих намерений?
Мы выскажем некоторые свои соображения по данному вопросу, рассмотрев определяющие тенденции в современной Украине, отражающие состояние дел по физической подготовке будущих сотрудников органов внутренних дел.
К сожалению, социально-экономические и политические реформы, которые происходили и происходят в Украине, существенно повлияли на традиционную систему физической подготовки курсантов, ибо она всегда обеспечивалась и была производной от уровня физического воспитания молодежи в стране в целом. Практически все ученые и специалисты отмечают общее ухудшение физического состояния, уровня здоровья как всего населения страны, так и - особенно - молодежи призывного возраста в промежуток времени 1991 - 2008 гг.
Изменение отношений и форм собственности, стремительный спад производства в промышленности и в аграрном секторе, глубокий экономический кризис - все это привело к свертыванию физкультурно-массовой работы, уменьшению количества молодежи, вовлеченной в регулярные занятия в детско-юношеских спортивных школах, подростковых физкультурно-спортивных клубах по месту жительства, в спортивных секциях предприятий, учреждений и организаций. Сокращение этой работы негативно отразилось на состоянии здоровья молодежи. Свыше 50% детей, учеников и студентов имеют неудовлетворительную физическую подготовку, а каждый четвертый юноша призывного возраста не может проходить службу в ВС и МВД Украины. Некогда могучее спортивное общество "Динамо", которое объединяло и координировало физическую подготовку всех сотрудников органов внутренних дел и молодежи призывного возраста, в настоящее время влачит жалкое существование.
В системе МВД принято понятие "физическая подготовка", что указывает на относительно узкую направленность физического воспитания. По нашему мнению, более целесообразно использовать понятие "служебно - прикладная физическая подготовка" (СПФП), под которым следует понимать подготовку сотрудников МВД, независимо от узкой специализации, которая ориентирована на достижение психофизической готовности к силовому задержанию правонарушителей. Вместе с тем, она является средством активного отдыха, поддержки оптимального уровня умственной деятельности и снижения негативного влияния на организм эмоционального напряжения, с которым связана учебная деятельность курсантов и служебная деятельность сотрудников МВД.
За последние годы повсеместно наблюдается снижение уровня профессионально ориентированной| физической подготовки значительной части сотрудников МВД, ухудшение состояния их здоровья, низкий уровень мотивации здорового образа жизни. Эти явления приобретают обобщенный характер, о чем свидетельствует динамика результатов сдачи ряда контрольных нормативов. Подобная же тенденция наблюдается среди абитуриентов и курсантов учебных заведений МВД Украины.
Специально подчеркнем, что в "сетке" часов, предусмотренных в учебных планах обучения курсантов Украины, на физическую подготовку выделяется крайне мало часов (не более 5 - 6% из общего фонда).
А ведь ни для кого не является секретом огромная воспитательная роль физической подготовки в условиях учебного заведения, в частности, огромное влияние систематических занятий разными формами физической подготовки на социальную активность слушателей и курсантов.
Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. Действительно, феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.
Как показали проведенные социологические опросы курсантов ХНУВД (было опрошено около 100 респондентов), активно занимающихся спортом, именно спорт сформировал у них первоначальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.
Люди, прошедшие "школу спорта", убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умение ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные в спортивных залах, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов-курсантов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - "рассчитывать на самого себя". Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от индивидуальных качеств - честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков. Ученые-социологи постоянно подчеркивают, что спорт обладает способностью аккумулировать в себе основные ценности общества: благодаря занятиям спортом (или даже в процессе созерцания спортивных состязаний!) общественные ценности присваиваются индивидом, интериоризируются как личностные. Фактически спорт является миниатюрой самой жизни и, таким образом, служит как бы лабораторией, в которой может создаваться положительная система ценностей общества.
Мы можем смело говорить о т. наз. "социализации спортсмена". Дело в том, что физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую личностную систему ценностей и установок, а ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач. Для курсанта крайне важны такие черты, как мужество, характер, воля, умение стойко переносить трудности и т.п.
Опросы курсантов, проведенное на одном из этапов нашей работы, показали, что в экспериментальной группе количество удовлетворенных занятиями по физической культуре увеличилось на 41,2%, а не удовлетворенных - снизилось на 32,3%. В контрольной группе эти показатели не имеют такой выраженности. Шкала "удовлетворен" выросла всего на 5,2%.
Отметим также (учитывая специфику профессиональной учебы будущих работников милиции), что содержание предмета "Общая и специальная физическая подготовка" в учебных заведениях МВД Украины имеет явно выраженный профессионально ориентированный характер и существенно отличается от содержания предмета "Физическое воспитание" в гражданских ВУЗах. Но если организация и содержание физического воспитания студентов на достаточном уровне освещены в специальной литературе, то ни одного учебника, адаптированного к требованиям обязательной программы общей и специальной физической подготовки курсантов ВУЗов МВД Украины, как такового, пока еще нет.
В заключение специально подчеркнем, что все перечисленные выше проблемы касаются как каждого конкретного человека, так и всего общества в целом.
Выводы.
1. Правильное выявление ценностных ориентаций курсантов в сфере физической культуры позволит создать оптимальные условия для стимуляции курсантов к общекультурному, профессиональному и физическому развитию.
2. Учебная деятельность в ВУЗе МВД должна быть построена с учетом устранения противоречия между теоретическими знаниями и реальным опытом курсантов в области физической культуры и спорта. Характер и направленность учебного материала по физической культуре должны согласовываться с реальными знаниями, способностями и возможностями курсантов, что будет способствовать выработке у них собственной точки зрения.
3. Совершенно естественно, что повышение уровня самосознания и ответственности курсантов, как субъектов образовательного процесса, позволит им оценивать свое физическое развитие и физическую подготовленность, контролировать свою деятельность в сфере физической культуры и спорта в соответствии с требованиями, предъявляемыми к будущей профессиональной деятельности.
4. Необходимость формирования и воспитания курсанта как субъекта собственной физической культуры детерминирована неуклонно растущими требованиями общества к уровню развития общей культуры личности будущего специалиста.
Перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Поскольку вывод о неразрывной связи уровня общей и специальной физической подготовки сотрудника МВД с уровнем его общей и специальной социальной и психологической адаптации не подлежит сомнению, то именно в данном направлении и будут развиваться наши разработки.
Поскольку это комплексная проблема, еще раз подчеркнем, что, в конечном итоге, речь идет о разработке современной методологии физической подготовки сотрудников МВД.
Эти моменты подтверждаются и нашими исследованиями респондентов ХНУВД.
1. Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам / Под. ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 1982. -240 с.
2. Алексеев Н.А., Зайцев В.П. Профессиональное самовоспитание курсанта, занимающегося физической подготовкой.- Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. научн.тр.под ред. проф. Ермакова С.С.- Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). 2002. №4.- с.36 - 41.
3. Алексеев Н.А., Зайцев В.П. Социально-педагогический аспект формирования нравственно-волевой личности курсанта, занимающегося физической подготовкой.- Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. научн.тр.под ред. проф. Ермакова С.С.- Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). 2002. №2.- с.59 - 66.
4. Алексеев Н.А., Рябушенко А.А., Зайцев В.П., Крамской И.С. Социально-педагогические проблемы курсантов, занимающихся физической подготовкой в институте.- Современные технологии и оздоровительные программы педагогического процесса по физической культуре и спорту в учебных заведениях. Материалы междунар. науч.-метод. конф., 27-28 февр. 2002 г.- Белгород, 2002.- с.56 - 60.
5. Антошкив Ю.М. Анализ уровня общей и специальной физической подготовленности курсантов ЛИПБ МЧС Украины.- Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств. (материалы Междунар. науч. конгр.) Москва, 2-4 февр. 2006 г.- М.,2006.- с.3 - 9.
6. Булич Е.В. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния занятий физическим воспитанием на умственную работоспособность и психоэмоциональную устойчивость студентов. - Ученые записки. - СГУ, 1997. - С. 60-120.
7. Виндюк О.В. Двигательная активность - основа здорового образа жизни.- Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. научн.тр.под ред. проф. Ермакова С.С.- Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). 2003. №1.- с.72 - 76.
8. Головченко Г.Г., Бондаренко Т.В. Формирование личности специалиста средствами физического воспитания. - Харьков: ИВМО "ХК", 2001. - 156 с.
9. Лавриненко Д.И., Некрасов А.Д., Вороновская Т.А., Данько В.Н., Рокша М.В., Липов В.Г., Моря А.М., Червяков В.П., Прокопчук Л.М. Структура и основные направления системы физического воспитания курсантов.- Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. научн.тр.под ред. проф. Ермакова С.С.- Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). 2003. №4.- с.87 - 97.
10. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека - социальная ценность. - М.: Мысль, 1988. - 270 с.
11. Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. - Киев: Здоровье, 1989. - 203 с.
12. Рябушенко А.А. Некоторые подходы к организации учебных занятий по физической подготовке //Научно-практические проблемы преподавания физической культуры в высших учебных заведениях: Материалы научно-практ. конф. - Белгород: БелЮИ, 1999. - С. 5-7.
13. Тонков Е.Е. Ведущие принципы конструктивного разрешения конфликтов в процессе спортивной подготовки сотрудников МВД//Современные психолого-педагогические технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту. Материалы международ. науч.-практ. конф. - Ч. I. - М., Белгород: БелГУ, 1999. - С. 19-28.
14. Уилмор Дж. X., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности. - К.: Олимпийская литература, 1997.- 503 с.