А.Е. Крайнев
Расчет налога — дело сложное и чреватое ошибками. Причем не всегда бухгалтер ошибается «в свою пользу». Бывает и так, что он отправляет в бюджет больше, чем требует Налоговый кодекс. О том, как поступить при выявлении ошибок «в пользу бюджета», мы сегодня и поговорим.
Первый вопрос, который возникает, когда бухгалтер обнаруживает, что в бюджет перечислено больше, чем полагалось, — надо ли подавать уточненную декларацию. Ответ на этот вопрос зависит от того, как именно образовалась переплата. Так, если она стала следствием неправильного определения суммы налога по декларации (ошибка при подсчете налоговый базы, льгот и т.п.), то исправление ситуации придется начать с подачи «уточненки».
Дело в том, что декларация, согласно статье 80 Налогового кодекса, является заявлением налогоплательщика о сумме налога, подлежащей уплате в бюджет*. Соответственно если в декларации указано, что к уплате причитается, к примеру, 100 тыс. рублей, то именно эта сумма попадет в лицевой счет налогоплательщика как ожидаемая к поступлению. Из этого следует: прежде чем заявлять о переплате, нужно исправить сведения, содержащиеся в декларации. То есть сделать так, чтобы заявленная к уплате сумма была действительно меньше, чем сумма, поступившая от налогоплательщика и отраженная на его лицевом счете.
В то же время подача уточненной декларации — не единственный способ подтверждения переплаты. Так, Налоговый кодекс предусматривает еще два варианта документального оформления переплаты. Во-первых, переплату может обнаружить налоговая инспекция. Такое возможно как при камеральной проверке декларации (тут речь чаще идет об арифметических ошибках, повтором указании доходов и т.п., то есть о неверном заполнении декларации), так и при выездной. По правилам пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса, о каждом выявленном случае переплаты инспекция должна письменно сообщить налогоплательщику. Соответственно, такой документ (он называется извещение, его форма утверждена приказом ФНС России от 25.12.08 № ММ-3-1/683@) и будет подтверждать сам факт переплаты и ее размер.
Во-вторых, переплата может подтверждаться актом сверки (п. 3 ст. 78 НК РФ). Форма акта также унифицирована и утверждена приказом ФНС России от 20.08.07 № ММ-3-25/494@. При наличии такого документа, подписанного налоговым инспектором, подавать уточненную декларацию уже не надо. Выступить инициатором сверки может как налоговая инспекция (например, при выявлении фактов, свидетельствующих о переплате), так и сам налогоплательщик.
Наконец, возможен еще один вариант, когда подавать уточненную декларацию не требуется. Это ситуация, когда переплата подтверждена судебным решением. Очевидно, что доказывать ее повторно уже не нужно (постановление ФАС Уральского округа от 02.07.08 № Ф09-5218/07-С3).
После того, как сам факт перечисления в бюджет лишних денег подтвержден, надо решить судьбу переплаты. Налоговый кодекс здесь также предусматривает несколько вариантов.
Во-первых, данные суммы можно направить на погашение имеющейся недоимки, пеней или штрафов. При этом переплатой можно покрывать недоимку по налогам того же типа. Это значит, что переплату по федеральному налогу (например, НДС, налогу на прибыль и т.д. — см. ст. 13 НК РФ, где приведен перечень федеральных налогов) можно направить на погашение недоимки по другому федеральному налогу. Переплата по региональному (налог на имущество, транспортный и т.д. — см. ст. 14 НК РФ) может покрывать недоимку по другому региональному налогу. А излишек по местному налогу (их перечень приведен в ст. 15 НК РФ) можно направить на погашение недоимки по любому другому местному налогу. Аналогичным образом решается вопрос с пенями и штрафами — они зачитываются только в пределах того же типа налога, по которому они начислены.
Во-вторых, переплату можно зачесть в счет предстоящих платежей. Принцип здесь тот же самый — излишек может покрыть предстоящие платежи не только по тому налогу, по которому произошла переплата, но и по любому другому налогу того же типа.
В-третьих, переплату можно просто вернуть на счет организации.
Итак, выбор сделан, самое время сообщить о нем налоговому органу, подав соответствующее заявление. При составлении такого документа следует учитывать следующие моменты. В заявлении надо четко указать какую сумму налогоплательщик просит зачесть или вернуть, чем подтверждается переплата и по какому налогу она возникла. Кроме того, нужно указать требование по отношению к переплате, т.е. что именно бухгалтер хочет сделать с этой суммой: вернуть или зачесть. И, наконец, назвать «путь» зачета или возврата. То есть написать, в счет какого платежа планируется зачет, либо указать счет, на который нужно вернуть переплату.
Обратите внимание, что возможны и частичные зачеты, когда, например, из 100 тыс. рублей переплаты 20 тыс. рублей направляется на погашение недоимки, 40 тыс. рублей принимаются налоговиками в счет будущих платежей, а оставшиеся 40 тыс. рублей возвращаются на расчетный счет налогоплательщика. Подать такое заявление о зачете и (или) возврате можно в течение трех лет со дня уплаты лишней суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Заявление передается в налоговую инспекцию либо лично (при этом в инспекции обязательно надо получить соответствующий штампик на втором экземпляре), либо по почте с описью вложения. В течение 10 рабочих дней налоговая инспекция должна принять решение о проведении зачета или возврате переплаты (п. 4 и 8 ст. 78 НК РФ). А на счет налогоплательщика (при возврате) сумма должна поступить не позднее одного месяца с даты подачи заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ). При нарушении срока возврата на сумму переплаты начисляются пени, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 10 ст. 78 НК РФ). Именно для контроля за соблюдением этих сроков и важно иметь документ, подтверждающий дату получения инспекцией заявления.
В заключение опишем еще один важный нюанс, касающийся заявления о зачете переплаты в счет имеющейся недоимки. Налоговый кодекс позволяет инспекторам проводить подобный зачет самостоятельно (п. 5 ст. 78 НК РФ). Другими словами, инспекция вправе не дожидаясь заявления от налогоплательщика зачесть переплату в счет имеющейся недоимки по налогу того же типа (федеральные, региональные, местные).
Из этого следует, что если у организации только одна недоимка, то заявление о зачете можно вовсе не писать. А вот при наличии нескольких недоимок, в счет которых может быть зачтена переплата, с подачей заявления надо поспешить (если, конечно, организации не все равно в счет какой из недоимок будет проведен зачет). Ведь если такое заявление поступит до того, как инспекция проведет «свой» зачет, то воля налогоплательщика, изложенная в заявлении, становится обязательной для инспекторов (п. 5 ст. 78 НК РФ). Проще говоря, налогоплательщик может решать какую именно недоимку он хочет погасить за счет переплаты.
Наконец, при подаче заявления о возврате переплаты следует помнить, что при наличии недоимки на счет вернется не вся сумма излишка, а разница между ней и недоимкой (п. 6 ст. 78 НК РФ). А вот аналогичного правила для случаев зачета в счет будущих платежей НК РФ не содержит. Получается, что налоговики не вправе погашать недоимку, если налогоплательщик успел подать заявление о зачете в счет будущих платежей.
* Здесь речь не идет о простых арифметических ошибках, которые, как правило, выявляются соответствующей программой проверки декларации. Соответственно, если такие ошибки «не отловила» программа, установленная у налогоплательщика, они практически со стопроцентной гарантией будут выявлены на этапе камеральной проверки. И налогоплательщику уже на этом этапе предложат уточнить декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).