Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общие положения о порядке уплаты налога на игорный бизнес
Глава 2. Особенности порядка и сроки уплаты налога на игорный бизнес
Глава 3. Спорные вопросы, связанные с уплатой налога на игорный бизнес
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Для целей раскрытия темы контрольной работы – Порядок и сроки уплаты налога на игорный бизнес – мною будут использованы следующие понятия:
игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг;
организатор игорного заведения, в том числе букмекерской конторы (далее - организатор игорного заведения), - организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе;
организатор тотализатора - организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша;
участник - физическое лицо, принимающее участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения (организатором тотализатора);
азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора);
пари - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;
игровой стол - специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор;
игровое поле - специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре;
игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения;
касса тотализатора или букмекерской конторы - специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Объектами налогообложения признаются:
1) игровой стол;
2) игровой автомат;
3) касса тотализатора;
4) касса букмекерской конторы.
Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения. По каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения. Налоговым периодом признается календарный месяц. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения. В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.
Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.
При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
При выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
При выбытии объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший объект (объекты) налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком в бюджет по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения, не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период.
Несмотря на сравнительно простой расчет налога на игорный бизнес ряд вопросов до сих пор являются спорными и неурегулированными. В их числе уплата налога с зарегистрированных, но не используемых игровых автоматов и столов, особенности исчисления игорного налога с касс тотализаторов и букмекерских контор, а также с игровых автоматов, установленных на транспортных средствах.
Глава 1. Общие положения о порядке уплаты налога на игорный бизнес
Налог на игорный бизнес является региональным налогом (налогом субъектов РФ), обеспечивающим региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов. Региональные налоги и сборы обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации наделены правом определять следующие элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных законодателем на федеральном уровне, то есть в гл. 29 НК РФ), порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются непосредственно НК РФ.
Возлагая на лица, занимающиеся игорным бизнесом, обязанность по уплате налога на игорный бизнес, законодатель одновременно не предусмотрел в гл. 29 НК РФ "Налог на игорный бизнес" прямой нормы, освобождающей таких лиц от уплаты ряда налогов, в частности от уплаты НДС и налога на прибыль. В то же время, исходя из определения игорного бизнеса как предпринимательской деятельности, не являющейся реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и имущественных прав (ст. 364 НК РФ), следует, что доходы, извлекаемые игорными заведениями от участия в азартных играх и пари в виде выигрыша и платы за их проведение, не должны облагаться налогами, объектом налогообложения которых является реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Одновременно положения, освобождающие плательщиков налога на игорный бизнес от уплаты НДС и налога на прибыль, содержатся как в гл. 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость", так и в гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль". При этом налогоплательщикам следует серьезно отнестись к тому, что приведенные ниже положения относятся только к осуществлению игорными заведениями предпринимательской деятельности, связанной с извлечением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение. В случае осуществления игорными заведениями иных видов предпринимательской деятельности, им придется платить все налоги в общеустановленном порядке.
Кроме того, плательщики налога на игорный бизнес не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента в отношении всех иных налогов (налога на прибыль, НДС и т.п.).
В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. В ст. 17 НК РФ подчеркивается, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога;
- налоговые льготы в случаях, предусмотренных налоговым законодательством.
Приведенные общие положения налогового законодательства России в полной мере распространяются в отношении налога на игорный бизнес, позволяя налогоплательщикам указанного публично-правового платежа ориентироваться в общих предпосылках, установленных законодателем для исчисления и уплаты налога. С точки зрения НК РФ все организации и индивидуальные предприниматели, на которых возложена обязанность исчислять и уплачивать в бюджет законно установленные налоги (в том числе и налог на игорный бизнес), рассчитываемые исходя из возникающих у них объектов налогообложения, являются налогоплательщиками.
Согласно ст. 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Плательщиками налога на игорный бизнес являются только те организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются игорным бизнесом, то есть предпринимательской деятельностью, связанной с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющейся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг (ст. 364 НК РФ). Как следует из приведенного выше определения, для целей исчисления и уплаты налога на игорный бизнес законодатель отказался от квалификации деятельности участников игорного бизнеса как оказание услуг. Тем не менее согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), используемому при решении задач, связанных с определением фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также при разработке нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности, деятельность организаций игорного бизнеса относится к сфере оказания услуг. Такая деятельность обобщена в отдельной подгруппе 92.71 "Деятельность по организации азартных игр" группы 92 "Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта" и включает в себя:
- деятельность игровых залов, эксплуатацию игровых автоматов;
- деятельность игорных домов (казино);
- деятельность тотализаторов, а также организацию лотерей, включая продажу лотерейных билетов.
Таким образом, отнесение игорного бизнеса к сфере оказания услуг во всех случаях, когда речь не касается налогообложения игорных заведений, позволяет рассматривать игорные заведения в качестве субъектов, предоставляющих своим клиентам определенные услуги.
Отметим, что в ныне действующем налоговом законодательстве определение игорного заведения отсутствует. Вместо общего определения игорного заведения, приведенного в Законе о налоге на игорный бизнес, гл. 29 НК РФ "Налог на игорный бизнес" проводит дифференциацию указанного понятия (с учетом специфики складывающихся в игорном бизнесе отношений) на организатора игорного заведения, в том числе букмекерской конторы, и организатора тотализатора. Определения этих понятий приведены в ст. 364 НК РФ, согласно которой:
- организатором игорного заведения, в том числе букмекерской конторы (далее - организатор игорного заведения), признается организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе;
- организатором тотализатора признается организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша.
Уточняя, что в сфере игорного бизнеса существуют лица (организаторы тотализаторов), которые осуществляют посредническую деятельность, в гл. 29 НК РФ употребляется законодательно не установленный термин "посредническая деятельность". В общепринятом понимании само слово "посредничество" означает всякую деятельность, направленную для достижения какого-либо соглашения между различными лицами; посредник же является согласующим звеном между этими лицами.
Из сути приведенного выше определения "организатор тотализатора" следует, что применительно к гл. 29 НК РФ посредник совершает строго определенные действия в интересах третьих лиц (организует азартные игры, принимает ставки от участников взаимных пари и (или) выплачивает выигрыш), не принимая непосредственного участия в самой игре. Если игорное заведение принимает непосредственное участие в азартной игре или заключении пари, его следует признать организатором игорного заведения.
Таким образом, организаторами игорного заведения и организаторами тотализатора можно считать организацию (индивидуального предпринимателя), которые либо непосредственно выступают одной из сторон в проводимых азартных играх или пари (организатор игорного заведения), либо создают участникам азартных игр и пари условия для участия в азартных играх и заключения пари между собой (организатор тотализатора).
Одновременно, следуя приведенным выше определениям организаторов игорного заведения (тотализатора), можно сделать вывод, что теперь собственно игорное заведение - понятие достаточно абстрактное. Им может быть признано практически любое место, предназначенное (используемое) для проведения азартных игр (которое, например, находится внутри обычного продуктового магазина, если там установлен игровой автомат).
В то же время следует отметить, что законодатель рассматривает в качестве налогоплательщиков налога на игорный бизнес только тех лиц, деятельность которых связана с проведением азартных игр и получением доходов в виде выигрыша и (или) платы за игру. Это следует из определения азартной игры, приведенного в ст. 364 НК РФ.
Согласно указанной статье азартной игрой признается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора).
Участником в силу ст. 364 НК РФ является физическое лицо, принимающее участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения (организатором тотализатора). Данное определение фактически может быть охарактеризовано также как определение игрока.
Определяя азартную игру как соглашение о выигрыше, основанное на риске, заключенное двумя или несколькими участниками либо между собой, либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора), законодатель, видимо, допустил нарушение правил юридической техники, позволив предположить, что азартной игрой является лишь соглашение о выигрыше двух и более физических лиц друг с другом, либо с игорным заведением. Из этого формально следует, что соглашение о выигрыше, заключенное единственным участником с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), азартной игрой не является и, следовательно, к деятельности организатора игорного заведения (организатора тотализатора) отношения не имеет, которому, однако, следовать все же не стоит. При этом, рассматривая определение азартной игры как некоего соглашения о выигрыше, представляется правильным исходить не столько из безукоснительного следования терминологии гл. 29 НК РФ, сколько из понимания соглашения как оформленной воли определенных субъектов вступить в правоотношения, связанные с деятельностью организатора игорного заведения (организатора тотализатора), что предполагает допустимость существования разных форм соглашений о выигрыше, заключенных как между несколькими участниками и организатором игорного заведения (организатором тотализатора), так и одним участником с организатором игорного заведения (организатором тотализатора). В этой связи основанное на риске соглашение о выигрыше между физическим лицом и организатором игорного заведения (организатором тотализатора) также следует квалифицировать как относящееся к азартной игре. Стало быть, при отсутствии деятельности, связанной с проведением азартных игр (или пари), организация или индивидуальный предприниматель не будет признаваться плательщиком налога на игорный бизнес. Причем вне зависимости от того, имеет ли организация (индивидуальный предприниматель) в собственности игорное оборудование или нет. И наоборот, ведение предпринимательской деятельности по эксплуатации игорного оборудования, на котором проводятся азартные игры, вызывает возникновение обязанности по уплате налога на игорный бизнес. Это означает, что в случае, когда организация (индивидуальный предприниматель) арендует игорное оборудование (игровые столы и игровые автоматы) для проведения азартных игр, осуществляет его непосредственное обслуживание и извлекает доход от его эксплуатации, она будет признаваться плательщиком налога на игорный бизнес. Одновременно организация (индивидуальный предприниматель), имеющая в собственности игровые столы или игровые автоматы и самостоятельно их не использующая, с точки зрения гл. 29 НК РФ "Налог на игорный бизнес" не признается лицом, ведущим предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. Такие лица лишь предоставляют игорное оборудование третьим лицам в аренду, получая от арендатора плату за аренду (без принятия встречного обязательства установить и эксплуатировать игровые столы или игровые автоматы и получать от их использования доход). Полученный арендодателем при этом доход в виде арендной платы подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Таким образом, при сдаче игровых автоматов в аренду плательщиком налога на игорный бизнес является арендатор, непосредственно осуществляющий на арендованном оборудовании предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. То же самое происходит и в случае, если у организатора игорного заведения имеются бильярдные столы, но их использование не связано с приемом ставок и выплатой выигрышей. Доходы, полученные от использования таких бильярдных столов, не относятся к игорному бизнесу, а потому их налогообложение осуществляется в общеустановленном порядке. В связи с чем у организации (индивидуального предпринимателя) объекта налогообложения не возникает, а стало быть, не возникает обязанностей по уплате налога на игорный бизнес.
В ином случае, когда, например, на бильярдных столах проводятся азартные игры (принимаются ставки на пари), организацию следует признать организатором игорного заведения либо организатором тотализатора и, соответственно, плательщиком налога на игорный бизнес.
В заключение следует сказать, что в соответствии со ст. 19 НК РФ обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными плательщиками налогов. В то же время они могут исполнять обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном НК РФ. В связи с тем что НК РФ не рассматривает обособленные подразделения организаций в качестве самостоятельных налогоплательщиков и никаких исключений из правил ст. 19 НК РФ гл. 29 НК РФ не устанавливает, ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет организатор игорного заведения (организатор тотализатора), в состав которого входят соответствующие обособленные подразделения.
Возлагая на лиц, занимающихся игорным бизнесом, обязанность по уплате налога на игорный бизнес, законодатель одновременно освободил их от уплаты налога на прибыль и НДС (кроме случаев, когда они признаются налоговыми агентами).
Хотя в гл. 29 НК РФ "Налог на игорный бизнес" не предусмотрено прямой нормы, освобождающей игорные заведения от уплаты НДС и налога на прибыль, исходя из определения игорного бизнеса как предпринимательской деятельности, не являющейся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг, следует, что доходы, извлекаемые организаторами игорного заведения (организаторами тотализатора) от участия в азартных играх и пари в виде выигрыша и платы за проведение азартных игр и (или) пари, не должны облагаться налогами, объектом налогообложения которых является реализация товаров (работ, услуг) и имущественных прав.
Отметим, что приведенные выше положения касаются только видов деятельности, непосредственно имеющих отношение к организации и проведению азартных игр. При возникновении же у игорных заведений других операций, не связанных с игорным бизнесом (например, осуществление общественного питания через бары или рестораны), им следует платить налоги в отношении такой деятельности в общеустановленном порядке. Для этого игорным заведениям необходимо вести раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых налогом на игорный бизнес.
Однако в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области игорного бизнеса, налоговые органы заняли иную позицию, по-своему толкуя пп. 8 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Законодательное регулирование деятельности в сфере игорного бизнеса поставило индивидуального предпринимателя в неравноправное положение по сравнению с юридическими лицами в отношении уплаты НДС.
Дело в том, что согласно положениям пп. 8 п. 3 ст. 149 НК РФ от уплаты налога на добавленную стоимость в части осуществления игорной деятельности прямо освобождены только организации игорного бизнеса. Что же касается предпринимателей, то для них законодатель забыл предусмотреть непосредственную возможность уменьшить налоговое бремя.
Однако не вызывает сомнений то, что для законодателя мотивом освобождения от НДС организаций игорного бизнеса послужила именно специфика игорного бизнеса как вида предпринимательской деятельности и что понятие "организации игорного бизнеса" является собирательным и распространяется на всех лиц, осуществляющих данный вид деятельности.
По мнению многих авторов, индивидуальный предприниматель, занимающийся игорным бизнесом, не обязан уплачивать НДС с доходов игорного бизнеса в силу того, что игорный бизнес не является реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав и не может облагаться НДС за отсутствием объекта налогообложения данным налогом.
Исчисленные налогоплательщиком суммы налога на игорный бизнес подлежат уплате в соответствующий бюджет субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законодателем.
Поскольку налоговым периодом по налогу на игорный бизнес является календарный месяц, а уплата налогов производится по итогам таких периодов, налогоплательщикам следует производить уплату налога на игорный бизнес ежемесячно. Согласно ст. 371 НК РФ рассчитанная налогоплательщиком по итогам налогового периода сумма налога на игорный бизнес уплачивается в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения.
Таким образом, налог на игорный бизнес необходимо уплачивать в той налоговой инспекции, по месту нахождения которой установлен и зарегистрирован объект налогообложения. Это означает, что, имея на какой-либо территории функционирующее игорное оборудование (независимо от того, есть или нет в конкретном регионе филиал или иное обособленное подразделение), игорное заведение будет платить налог именно по месту расположения объектов налогообложения.
Уплатить налог следует не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 370 НК РФ).
Практика применения положений НК РФ об ответственности за нарушение налогового законодательства с момента появления части первой НК РФ сделала привычным для любого руководителя и бухгалтера полагать, что наказание грозит лишь тем, кто искажает налоговую базу по налогам либо вовсе их не уплачивает.
Дабы "не ссориться" с налоговыми органами, многие игорные заведения предпочитают несколько переплачивать налог на игорный бизнес, создавая для себя так называемую "подушку безопасности". И при возникновении конфликта с проверяющими делают акцент на переплату налога, требуя зачесть переплаченную сумму в счет тех налогов, которые, по мнению проверяющих, были уплачены не в полном размере.
Практика разрешения налоговых споров всегда исходила из того, что наказать налогоплательщика можно лишь тогда, когда его действие (бездействие) приводит к неуплате либо недоплате налогов и (или) сборов.
А в ситуации, когда налогоплательщик мог доказать наличие переплаты по налогам и сборам, суды учитывали, что суммы переплаты налогоплательщик вправе предъявить к зачету в счет определенных налогов и сборов. И тем самым покрыть образовавшуюся по ним недоимку, или заявить сумму переплаты к возврату.
В ситуации, когда налогоплательщик не только уплатил все налоги и сборы, но и произвел их уплату в большем размере, налогоплательщик с позиции положений НК РФ об ответственности никаких противоправных действий не совершил, отразив в действительности на счетах бухгалтерского учета не только сумму долга по налоговым обязательствам перед государством, но и сумму задолженности государства перед налогоплательщиком, образовавшуюся в результате переплаты.
Выявленный смысл подтверждается судебной практикой, исходя из которой суды единогласно признали необоснованным предъявлять какие-либо требования к тем налогоплательщикам, которые имеют переплату по налогам и сборам, признавая факт переплаты основанием для освобождения налогоплательщиков от ответственности, а никак не предпосылкой для наступления самостоятельной ответственности по ст. 120 НК РФ.
Глава 2. Особенности порядка и сроки уплаты налога на игорный бизнес
Плательщиками налога на игорный бизнес являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с извлечением доходов в виде выигрыша или платы за проведение азартных игр и пари (ст. ст. 364, 365 НК РФ). Объектами налогообложения согласно ст. 366 НК РФ признаются игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы. Порядок и сроки уплаты "игорного" налога установлены ст. 371 НК РФ, в соответствии с которой налог уплачивается по месту регистрации в налоговом органе соответствующих объектов налогообложения, не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (ст. 370 НК РФ). При уплате налога следует учитывать общие положения, предусмотренные частью первой Налогового кодекса, в частности, положения п. 2 ст. 45 НК РФ об определении момента, когда обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком. Так, налог считается уплаченным:
- с момента вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов;
- с момента внесения денег в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи уполномоченного органа;
- с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии на счете налогоплательщика достаточного денежного остатка. Налог не признается уплаченным в случае если соответствующее платежное поручение отозвано налогоплательщиком или возвращено банком, а также если на момент предъявления в банк поручения на уплату налога налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые исполняются в первоочередном порядке, и на счете налогоплательщика нет достаточно денежных средств для удовлетворения всех требований.
Даже если налогоплательщик допустил ошибку в платежном поручении, указав неверно код ОКАТО, но денежные средства поступили в бюджет, то он может быть освобожден от ответственности за неуплату налога.
Что касается срока уплаты, то согласно п. 1 ст. 57 НК РФ он может быть изменен как в отношении всей суммы налога, подлежащей уплате, так и в отношении ее части, в порядке, предусмотренном гл. 9 НК РФ. Изменение срока уплаты налога осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита и сопровождается начислением процентов на неуплаченную сумму налога. Решения об изменении сроков уплаты налога на игорный бизнес принимаются налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика по согласованию с соответствующим финансовым органом субъекта РФ.
Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ каждый объект игрового бизнеса должен быть зарегистрирован по заявлению налогоплательщика в налоговом органе по месту его установки не позднее, чем за два рабочих дня до даты его установки. Часто объект зарегистрирован, но не установлен и фактически не используется для получения доходов. Глава 29 НК РФ не содержит четкой нормы о моменте возникновения обязанности по уплате налога на игорный бизнес, в связи с этим возникает немало споров, что считать таким моментом: дату представления в налоговый орган заявления о регистрации соответствующего объекта или начало его использования и получения дохода. По мнению налоговиков, налог на игорный бизнес должен уплачиваться со дня регистрации "игровых" объектов независимо от фактического их использования. В ряде случаев такая позиция находила поддержку в судебных решениях. На первый взгляд, при неиспользовании объекта факт его регистрации не является основанием для возникновения обязанности по уплате налога. Из ст. 365 НК РФ следует, что плательщиками налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, то есть деятельность, направленную на систематическое извлечение дохода (ст. 2 ГК РФ). Но если объекты игорного бизнеса не установлены, то и деятельность фактически не осуществляется, и как следствие, владелец объекта налогоплательщиком не является. И именно такой позиции до недавнего времени придерживались как налогоплательщики, так и чиновники финансового ведомства. Однако, установив объект в игровом зале, налогоплательщик должен быть готовым к претензиям контролеров, которые потребуют уплатить налог даже с тех объектов налогообложения, которые используются не по назначению.
При замене на время ремонта вышедших из строя игровых "объектов" налогоплательщик должен уплатить налог исходя из количества всех объектов (как вышедших из строя, так и установленных временно на замену). Факт содержания автоматов в помещении игрового зала в нерабочем состоянии не влияет на обязанность общества уплачивать налог на игорный бизнес по каждому находящемуся в помещении объекту.
Как уже было указано, каждый объект налогообложения "игорным" налогом, а также его выбытие согласно п. п. 2, 3 ст. 366 НК РФ должны быть зарегистрированы в налоговом органе по месту установки объекта.
Факты использования "игровых" объектов без регистрации, как правило, выявляются налоговым органом в ходе осмотра (обследования) помещения налогоплательщика, который может быть проведен, в том числе, и при камеральной проверке. Выявив такие нарушения, налоговые органы вправе привлечь налогоплательщика к ответственности в виде штрафа в размере трех или шести (если нарушение имело место более одного раза) ставок налога, установленных для соответствующего объекта (п. 7 ст. 366 НК РФ).
Отсутствие регистрации не может служить основанием для освобождения от уплаты налога. Налогоплательщик в силу закона должен регистрировать "игровые" объекты, а значит, и уплачивать налог.
Неправомерным также признается использование игровых автоматов после снятия их с регистрации. Согласно п. 4 ст. 366 НК РФ объект налогообложения считается выбывшим после представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации уменьшения количества объектов налогообложения. В то же время согласно п. 3 данной статьи налогоплательщик обязан зарегистрировать такое уменьшение не позднее чем за два рабочих дня до их выбытия.
По мнению ВАС РФ, моментом выбытия является день подачи заявления. Следовательно, использовать объекты после этого налогоплательщик не вправе. Использование игровых автоматов после представления в налоговый орган соответствующего заявления влечет их эксплуатацию без регистрации и применение штрафных санкций.
Если объект не установлен в игровом зале и не зарегистрирован, то с него платить налог не нужно. Однако налогоплательщик должен иметь достаточно веские доказательства того, что объекты действительно не использовались. Доказательством использования игрового автомата является его установка, под которой следует понимать не просто пространственное размещение автомата на какой-то территории, а установление его в таком состоянии, которое создает возможность его использования для проведения азартных игр с целью извлечения прибыли.
Зачастую для проведения тех или иных ремонтных работ налогоплательщик вынужден приостанавливать свою деятельность. Возникает вопрос: а должен ли он уплачивать налог за такие периоды, учитывая, что никакой экономической выгоды не получает, предпринимательской деятельности не осуществляет, объекты игорного бизнеса не используются. Порядок уплаты налога в этом случае рассмотрен в Письме Минфина России от 12.12.2005 N 03-06-05-07/39. В нем Минфин, связывая обязанность по уплате налога с использованием объектов игорного бизнеса и получением дохода, разъяснил: поскольку налоговым периодом по налогу на игорный бизнес признается календарный месяц, налогоплательщики, использующие объекты игорного бизнеса в течение неполного календарного месяца, должны уплатить налог за весь месяц. Однако если налогоплательщик временно приостановил деятельность и в течение всего календарного месяца ее не осуществлял, то обязанности уплатить налог за этот месяц не возникает. Однако высказанная позиция Президиума ВАС РФ в Постановлении от 22.03.2006 N 11390/05 это утверждение Минфина ставит под вопрос. Ведь суд связывает прекращение обязанности по исчислению и уплате налога с моментом регистрации выбытия объектов игорного бизнеса, а не осуществления деятельности.
Кассы тотализатора и букмекерской конторы согласно ст. 266 НК РФ являются объектом налогообложения "игорным" налогом. Под ними в соответствии со ст. 364 НК РФ понимается специально оборудованное место у организатора игорного заведения, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
Зачастую налогоплательщики создают целые сети объединенных в одну систему пунктов, которые принимают ставки на исход какого-либо события и выплачивают соответствующие выигрыши. Решение вопроса о налогообложении каждого пункта, входящего в сеть, зависит от того, как учитываются общая сумма ставок и суммы выигрышей. Если тотализатор или букмекерская контора организованы таким образом, что нет возможности централизованно учитывать общую сумму ставок и выигрыша, то объектом налогообложения, подлежащим регистрации в налоговых органах, будет являться касса тотализатора, находящаяся в каждом подразделении. Следовательно, налог должен уплачиваться по месту регистрации каждого пункта. Если общая сумма ставок и сумма выигрыша, подлежащая выплате, учитываются только в головном подразделении организации, то объектом налогообложения будет являться только касса, находящаяся в этом подразделении. Позицию налоговых органов подтверждает сложившаяся арбитражная практика. В качестве доказательств наличия единой кассы налогоплательщик может представить единую кассовую книгу, приходно-расходные ордера, квитанции-ставки игроков с единым коэффициентом выигрыша, установленным в головном подразделении букмекерской конторы, прайс-листы событий, на которые принимаются ставки, правила проведения игры и др.
Как уже было указано, согласно п. 2 ст. 266 НК РФ, каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки. В последнее время можно встретить игровые автоматы, установленные в поездах, на теплоходах и других транспортных средствах. В связи с этим возникает вопрос, в каком налоговом органе нужно регистрировать такие игровые автоматы: транспорт находится в постоянном движении и объект физически не привязан к конкретной территории, подведомственной тому или иному налоговому органу. Регистрировать объекты и платить "игорный" налог следует по месту нахождения транспортных средств, на которых установлены игровые автоматы. Для морских, речных и воздушных транспортных судов таким местом является порт приписки, где базируется судно, или место государственной регистрации, а при их отсутствии - место нахождения (жительства) собственника имущества, для остальных транспортных средств (в том числе поездов дальнего следования) - место государственной регистрации, а при ее отсутствии - место нахождения (жительства) собственника имущества.
Итак, чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов, налогоплательщику следует помнить:
1. Обязанность по уплате налога возникает с момента регистрации, а не с начала фактического использования объекта.
2. Порядок уплаты налога с касс тотализаторов и букмекерских контор зависит от порядка учета общей суммы ставок и суммы выигрыша.
3. Налог с игровых автоматов, установленных на транспортных средствах, следует уплачивать по месту нахождения налогового органа, в котором состоит на учете владелец транспортного средства.
При уплате налога на игорный бизнес возникают также следующие вопросы: Являются ли детские игровые автоматы с вещевыми выигрышами объектом обложения налога на игорный бизнес? В ст. 364 НК РФ игровой автомат определяется как специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения. Словосочетание "с любым видом выигрыша" позволяет относить к игровым автоматам также автоматы с вещевым выигрышем (например, кран-машины с детскими игрушками). Таким образом, действие главы 29 НК РФ распространяется и на этот вид игровых автоматов. Являются ли столбики, на которые набрасываются кольца, объектом налогообложения на игорный бизнес? Налогообложение предпринимательской деятельности, осуществляемой с использованием данного оборудования, должно производиться в общеустановленном порядке.
Как определить количество объектов налогообложения, если организаторы тотализатора принимают ставки на исход какого-либо события с помощью мобильной связи? Оператор мобильной связи осуществляет через свои офисы прием ставок и выплату выигрышей по поручению организатора тотализатора, то такие офисы должны рассматриваться как пункты тотализатора. Если организация тотализатора позволяет учитывать общую сумму ставок и сумму выигрыша в каждом обособленном подразделении, то объектом налогообложения будет каждая территориально обособленная касса тотализатора. В противном случае объектом налогообложения является касса тотализатора, расположенная в головном подразделении организации.
Будут ли облагаться налогом бильярдные столы, установленные в кафе? Как правило, игра в бильярд не является азартной игрой. Для признания бильярдных столов объектами налогообложения игорным бизнесом в таком заведении должна быть касса тотализатора, где принимаются ставки и определяется сумма выигрыша. При этом объектом налогообложения будет являться касса тотализатора (пп. 3 п. 1 ст. 366 НК РФ).
Облагается ли налогом на игорный бизнес проведение игр на деньги в компьютерной сети Интернет? Игры на деньги, осуществляемые через Интернет, очень похожи на деятельность организатора тотализатора. При осуществлении предпринимательской деятельности в компьютерной сети Интернет - игр на деньги у организатора тотализатора отсутствует специально оборудованное место, где учитывается сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате; иные объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, предусмотренные в ст. 366 НК РФ, также здесь не подходят; таким образом, налогообложение предпринимательской деятельности, осуществляемой в компьютерной сети Интернет - игр на деньги, главой 29 НК РФ не регулируется. Другими словами, рассматриваемый вид деятельности подпадает под понятие игорного бизнеса, но налогом на игорный бизнес не облагается. Сервер, содержащий игровую программу и используемый организацией для проведения азартных игр, не соответствует установленному ст. 364 НК РФ понятию игрового автомата.
Облагаются ли налогом на игорный бизнес азартные игры, которые проводятся посредством отправки-приема SMS-сообщений? При проведении азартных игр посредством отправки-приема SMS-сообщений отсутствует специально оборудованное место, где учитывается сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате, а также отсутствуют иные объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, предусмотренные в статье 366 НК РФ. В связи с этим предпринимательская деятельность в сфере проведения азартных игр путем отправки-приема SMS-сообщений главой 29 НК РФ не регулируется, следовательно, налогообложение вышеуказанной деятельности производится в общеустановленном порядке.
Глава 3. Спорные вопросы, связанные с уплатой налога на игорный бизнес
В расчетах с бюджетом по налогу на игорный бизнес есть несколько основных спорных моментов. В частности, много разногласий вызывают порядок регистрации игрового оборудования, который имеет отношение к расчету налога, определение объектов налогообложения, а также правила расчета самого азартного налога.
Порядок регистрации игровых объектов, предусмотренный ст. 366 НК РФ, установлен в целях осуществления налогового контроля за общим количеством объектов и правильностью исчисления и уплаты налога на игорный бизнес. Названный порядок регистрации устанавливает взаимосвязь регистрации объектов налогообложения с моментом их установки. Положения гл. 29 НК РФ в части регистрации "азартных" объектов не учитывают цели установки и возможность их дальнейшей эксплуатации. Этого достаточно, чтобы налоговики придерживались мнения, что регистрация игровых объектов производится не позднее чем за два дня до установки независимо от того, будет в дальнейшем использоваться игровое оборудование для проведения азартных игр или нет. Много судебных решений принято в пользу налогоплательщика, не зарегистрировавшего установленное, но не используемое в заведении игровое оборудование. В Постановлении ФАС МО от 29.05.2008 N КА-А41/4733-08 указано на то, что сам по себе факт наличия игровых автоматов не свидетельствует о факте нарушения налогового законодательства в части постановки автоматов на учет. Для этого нужны как минимум доказательства того, что игровые автоматы были подключены и на них проводились азартные игры.
На практике не исключена такая ситуация. Организация заключила договор на приобретение игрового оборудования и не позднее чем через два дня поставила его на учет в налоговой инспекции. К назначенному сроку оборудование не было получено от поставщика, в связи с чем налоговый орган посчитал, что организация должна снять с учета зарегистрированное оборудование, которое по прошествии двух дней не установлено. Организация, которая этого не сделала, нарушила порядок регистрации, но судьи так не считают. Заявление о регистрации объекта налогообложения может быть подано в инспекцию заблаговременно, то есть более чем за два дня до даты его установки. Как следует из фактических обстоятельств дела, игровое оборудование не выбывало с даты регистрации, а ввод его в эксплуатацию позже предполагаемого срока не является нарушением положений п. п. 2 - 4 ст. 366 НК РФ, которые не содержат срока фактической установки зарегистрированного объекта налогообложения.
Много было рассмотрено исков по поводу отказов налоговиков регистрировать вновь устанавливаемое игровое оборудование. Исходя из норм ст. 366 НК РФ, регистрация объектов обложения налогом на игорный бизнес является обязанностью налогоплательщика и имеет уведомительный характер. Положениями налогового законодательства не предусмотрено, что налоговый орган может возвратить заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Поэтому налоговики не вправе отказать в регистрации объектов налогообложения организации, имеющей лицензию и устанавливающей дополнительные объекты в работающих игорных заведениях. В то же время после 01.01.2007 налоговые органы не производят регистрацию объектов налогообложения в новых игорных заведениях на территориях, не отнесенных к игорным зонам. Применение НК РФ в отрыве от иных правовых актов, регулирующих игорный бизнес, может привести к тому, что любое лицо, обратившееся в налоговый орган с заявлением о регистрации игровых автоматов в качестве объектов налогообложения, автоматически будет расцениваться в качестве налогоплательщика, что приведет к коллизиям норм действующего налогового и "азартного" законодательств. Если в регионе принят закон, запрещающий ведение азартной деятельности в игровых залах, то организатору азартных игр следует завершить данную деятельность и обратиться в налоговый орган с заявлением о снятии с учета объектов налогообложения. При этом нормы гл. 29 НК РФ не предоставляют налоговым органам право вносить изменения, связанные с изменением (уменьшением) количества объектов налогообложения, по собственной инициативе без заявления налогоплательщика. Не следует забывать о том, что суд может снизить размер штрафа за нарушение порядка регистрации объектов налогообложения, если установит наличие смягчающих ответственность обстоятельств (незначительность пропуска организацией срока регистрации объектов игорного бизнеса, отсутствие вредных последствий совершенного правонарушения, своевременность уплаты налога на игорный бизнес).
При расчетах с бюджетом по налогу на игорный бизнес бухгалтеру следует выделить три понятия, для которых установлены разные даты определения: момент возникновения обязанности, отправная дата для исчислении налога и момент прекращения обязанности по уплате налога:
1. Момент возникновения обязанности. Актуальным и спорным вопросом в исчислении налога на игорный бизнес является дата, с которой игровой автомат становится объектом налогообложения. Существуют две позиции, прослеживающиеся в решениях судебных инстанций. Одни считают, что игровой автомат становится объектом обложения с момента установки, а не с момента регистрации. За два дня до установки игровых автоматов у налогоплательщика возникает другая обязанность - их регистрация. В качестве объекта налогообложения признается игровой автомат, установленный и используемый для проведения азартных игр, то есть игровой автомат, введенный в эксплуатацию. Другие высказывают прямо противоположную точку зрения. Обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает у налогоплательщика именно с даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения, а не с момента начала деятельности фактически установленного объекта налогообложения. В отличие от регистрации в вопросе возникновения обязанностей по исчислению налога количество судебных решений "за" и "против" примерно одинаково. Поэтому организатору предстоит решить самостоятельно, когда у него возникает обязанность по исчислению налога: в текущем месяце (в конце которого подано заявление на регистрацию объекта) или в начале следующего месяца (когда объект фактически установлен). Налогоплательщику, безусловно, выгоднее считать игровой автомат объектом налогообложения с даты установки, а не с момента регистрации. Тогда если он зарегистрирует игровые автоматы, например, в конце месяца, а установит их в начале следующего месяца, то налог по данным автоматам будет рассчитываться начиная со следующего месяца. Но налоговики могут оспорить такое решение, указав на то, что организатору азартных игр следует рассчитываться с бюджетом в том месяце, в котором организацией подано заявление о постановке на учет. На практическом примере рассмотрим оба возможных варианта решения спорного вопроса. 2. Момент исчисления налога. При исчислении налога организатор азартных игр руководствуется положениями ст. 370 НК РФ, в которой расчет налога зависит от установки объектов налогообложения. Регистрация объекта налогообложения (игрового автомата) и его установка - разные события, не совпадающие по времени. Ставка налога применяется исходя из момента фактической установки объекта налогообложения. При установке нового объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества объектов и ставки налога. При установке нового объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода к нему (к ним) применяется половинная ставка налога. При выбытии объектов правила налогообложения в целом аналогичны и также определяются моментом выбытия, а не снятия с учета игрового оборудования. 3. Момент прекращения обязанности. В случае выбытия игрового оборудования организации выгоднее придерживаться позиции финансового ведомства, которое говорит, что объект налогообложения будет считаться выбывшим с даты представления в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Заключение.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, направленная на получение дохода в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и заключение пари. Также в статье 364 НК РФ, где закреплено определение игорного бизнеса, указывается, что данный вид предпринимательской деятельности не является реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
По своей природе игорный бизнес - услуга, выражающаяся в проведении азартных игр и пари за определенную плату.
Налог на игорный бизнес, как и любой другой налог, в первую очередь определяется элементами налогообложения (ст. 17 НК РФ), в частности:
- объектом налогообложения;
- налоговыми базой и периодом;
- налоговой ставкой;
- порядком исчисления и сроками уплаты налога.
Сумма налога на игорный бизнес исчисляется как произведение налоговой базы на установленную в регионе ставку по соответствующим объектам. По игровым столам налоговые ставки применяются в особом порядке. Если стол имеет несколько игровых полей, то ставка налога увеличивается кратно количеству полей.
Существуют особенности расчета налога в случае, если у налогоплательщика в течение месяца изменилось количество объектов налогообложения. При исчислении суммы налога на игорный бизнес следует исходить из даты установки объектов налогообложения. Если их установка произошла до 15-го числа отчетного месяца, налогоплательщик уплачивает налог в полном размере, если же объекты налогообложения установлены после 15-го числа, - в размере одной второй ставки.
При изменении количества объектов (увеличении или уменьшении) налог на игорный бизнес рассчитывается по каждому конкретному объекту исходя из времени его эксплуатации в отчетном месяце.
Налог за истекший месяц нужно уплатить не позднее срока, установленного для подачи декларации за этот месяц. То есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Организации уплачивают налог на игорный бизнес в бюджет того региона, где зарегистрированы объекты налогообложения. То есть по месту их установки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 366 Налогового кодекса РФ каждый объект налогообложения (игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы) подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
При этом в срок не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается объект налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта налогообложения. Таким образом, регистрация объектов налогообложения и постановка налогоплательщика на учет осуществляются в одном и том же налоговом органе. На основании пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ постановка на учет в налоговом органе организации или физического лица осуществляется по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Минфина России от 8 апреля 2005 г. N 55н "О порядке постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес" постановка на учет осуществляется налоговым органом в срок не позднее пяти дней со дня представления заявления о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес.
Список литературы
1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
2. О необходимости обложения налогом на доходы физических лиц доходов от игорного бизнеса (Лермонтов Ю.М.) ("Все для бухгалтера", 2009, N 2)
3. Порядок и сроки уплаты налога на игорный бизнес (Елгина Д.А.) ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 22)
4. Настоящее и будущее "азартного" налога (Алексеева С.Н.) ("Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 2)
5. Игра по правилам (Кравченко С.А.) ("Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 4)
6. Как не проиграть на "азартном" бизнесе (Лоскутова М.) ("Московский бухгалтер", 2008, N 16)
7. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая): в вопросах и ответах" (под ред. А.А. Ялбулганова)
8. "Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (частям первой и второй)" (постатейный) (под ред. Л.Л. Горшковой)
9. Спорные вопросы порядка установления региональных налогов в Российской Федерации (Парыгина В.А.) ("Налоги" (газета), 2008, N 14)
10. Обзор новостей от 29.10.2008 ("Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 6)
11. "Методические рекомендации на тему: комментарии к главе 29 НК РФ "Налог на игорный бизнес" (под рук. М.А. Пархачевой) ("Экон-Профи", 2005)
12. Преимущества и недостатки азартных игр на воде (Потехина М.А.) ("Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 3)
13. "Азартный" налог 2007 - 2008 годов. (Алексеева С.Н.) ("Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1)
14. Налог на игорный бизнес: исчисление и уплата (Коротков Е.Я.) ("Российский налоговый курьер", 2004, N 8)
15. Проведение азартных игр на территории отеля (Абрамов С.А.) ("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 3)
16. Заполняем декларацию по налогу на игорный бизнес (Пахалуева С.Б.) ("Российский налоговый курьер", 2005, N 15)
17. Игорный бизнес в России: изменения в системе его налогообложения (Мишахин А.) ("Финансовая газета", 1999, N 18)
18. Налогообложение игровых автоматов (Шереметьев А.Г.) ("Налоговый вестник", 2001, N 10)
19. Комментарий к главе 29 "Налог на игорный бизнес" НК РФ (Нестеркина О.Н.) ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 24)
20. "Налог на игорный бизнес. Комментарий к главе 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (постатейный) (Борисов А.Н.) ("Юстицинформ", 2004)
21. "Финансовое право: Учебник для вузов" (3-е издание, переработанное и дополненное) (Вострикова Л.Г.) ("Юстицинформ", 2007)