Карпов А. Ю.
Евпраксия Всеволодовна, княгиня-инокиня; возможно, игуменья киевского Андреевского (Янчина) женского монастыря († 1109).
Дочь переяславского, а затем киевского князя Всеволода Ярославича (великий князь Киевский в 1077, 1078—1093) от его второго брака.
В 80-е гг. XI в. была выдана замуж за саксонского маркграфа Генриха Штаденского (1082—1087). По свидетельству немецкого источника, в Германию Евпраксия прибыла «с большой пышностью, с верблюдами, нагруженными драгоценными одеждами и каменьями, а также бесчисленными богатствами». Здесь она получила новое имя — Адельхайда (Адельгейда).
После смерти ее первого мужа (июнь 1087) к ней сватается германский император Генрих IV (1056—1106, имп. с 1084). В начале осени 1088 г. Адельхайда в качестве «нареченной» невесты императора пребывает в монастыре в Кведлинбурге под опекой аббатисы Адельхайды, сестры императора. В 1089 г. становится женой Генриха IV, и в самом конце того же года, вскоре после Рождества, в Кёльне происходит ее коронация, совершенная архиепископом Магдебургским (или, точнее, антиархиепископом, ибо он не был признан папой) Хартвигом.
Этот брак, однако, оказался несчастливым для Евпраксии-Адельхайды. Спустя несколько лет (ок. 1093) Генрих воспылал к ней ненавистью, еще более сильной, «чем страсть, с какой он ее прежде любил, — сообщает немецкий источник. — Он подверг ее заключению и с его позволения многие совершали над ней насилия». По словам немецких хронистов, это косвенно стало причиной разрыва между Генрихом и его сыном от первого брака Конрадом. Вообще же, следует учесть, что история Евпраксии-Адельхайды оказалась вплетена в историю противостояния германского императора и сторонников Рима, а надругательства над королевой впоследствии стали одним из пунктов обвинения Генриха. Поэтому те источники, которые освещают эту темную историю, крайне тенденциозны. Евпраксии удалось бежать от мужа. Она нашла убежище у Матильды, герцогини Тосканской, решительной сторонницы папы Урбана II (1088—1099). В апреле 1094 г. жалобы королевы «Пракседы» (Евпраксии) обсуждались на церковном соборе в швабском городе Констанце. В марте 1095 г. королева свидетельствовала против своего супруга на церковном соборе, созванном папой Урбаном II в городе Пьяченца (в Ломбардии), причем собор освободил ее от епитимьи, налагаемой за блудодеяния, поскольку было признано, что «эти блудодеяния она не столько совершила, сколько претерпела поневоле».
По сообщению т. н. «Штаденских анналов» и «Анналов монастыря Св. Дисибода», Евпраксия-Адельхайда, «как утверждают некоторые, вернулась в свою страну и, уйдя в монастырь, стала аббатисой». Русские источники лишь частично подтверждают это известие. По свидетельству летописи, княгиня Евпраксия, «Всеволожа дщи», приняла пострижение 6 декабря 1106 г. в одном из русских монастырей — возможно, в киевском Андреевском (Янчине) монастыре, построенном ее отцом, князем Всеволодом Ярославичем, для ее сестры, княжны-инокини Янки (Анны). Однако о том, что Евпраксия стала игуменьей этой или какой-либо другой обители, ничего не известно. Неизвестно и монашеское имя княгини. Возможно, она вообще не сменила имени после пострижения.
Евпраксия Всеволодовна скончалась 9 или 10 июля 1109 г. Она была погребена в киевском Печерском монастыре, «у дверии яже ко угу», причем над местом ее захоронения была поставлена «божонка» — надо полагать, часовня.
Розанов С. П. Евпраксия-Адельгейда Всеволодовна // Известия Академии наук. Серия 7. Отд. обществ. наук. 1929. № 8; Назаренко А. В. Западноевропейские источники // Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. М., 1999. С. 373—378 (с публикацией в переводе фрагментов немецких источников).