Рефетека.ру / Налоги и налогообложение

Реферат: Единый социальный налог и социальная защита населения России




«Единый социальный налог и социальная защита населения России»
* Содержание:
1.Вступление …стр.3 2.Налогоплательщики …стр.3 3.Объект налогообложения
3.1. Объект налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам…стр.4 3.2. Объект налогообложения для индивидуального предпринимателя…стр.4 3.3.Объект налогообложения для физического лица …стр.4  3.4.Объект налогообложения для адвоката…стр.4
 4.Налоговая база
4.1.Налоговая база для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам…стр.4 4.2.Налоговая база для индивидуального предпринимателя …стр.5 4.3.Индивидуальные предприниматели - члены крестьянского хозяйства …стр.5 4.4.Налоговая база для физических лиц …стр.5 4.5.Налоговая база для адвоката…стр.5
5.Налоговый и отчетный периоды…стр.5 6.Суммы, не подлежащие налогообложению…стр.5 7.Налоговые льготы…стр.7 8.Ставки налога
8.1.Ставки налогов для лиц, производящих выплаты наемным работникам …стр.7
8.2. Ставки налога для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянские хозяйств…стр.8 8.3. Ставки налога для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей…стр.8 8.4. Ставки налога для адвокатов…стр.8
9.Порядок исчисления налога.
9.1.Порядок исчисления налога лицами, производящими выплаты физическим лицам…стр.9 9.2.Порядок исчисления и уплаты налога индивидуальным предпринимателем. ..стр.10 9.3.Порядок исчисления и уплаты налога адвокатом…стр.10
10.Социальная защита населения.
10.1.Взносы в Пенсионный фонд РФ …стр.11 10.2..Взносы в Фонд социального страхования РФ (от несчастных случаев и профессиональных заболеваний)…стр.11
11. Основные социальные гарантии, предоставляемые государством населению РФ…стр.12
12.Заключение…стр.13
13.Расчетная часть курсовой работы…стр.14
14.Использованные документы…стр.16
1.Вступление.
Единый социальный налог (далее ЕСН) предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь и зачисляется в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. 1 января 2002 г. произошли существенные изменения в порядке исчисления и уплаты единого социального налога (ЕСН), что связано с проводимой реформой пенсионной системы и введением в действие Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). В результате был принят Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 198-ФЗ). Сразу хочется обратить внимание на то, что с принятием вышеназванных Законов налогоплательщики наряду с уплатой ЕСН обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые поступают в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и направляются на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии(см.п.10.1.) При этом доля ЕСН, ранее зачисляемая в ПФР, поступает теперь в федеральный бюджет и выделяется на финансирование базовой части трудовой пенсии.
В связи с этим для налогоплательщиков установлен новый порядок расчета сумм ЕСН. Порядок исчисления, уплаты, первичного учета и отчетности по ЕСН регулируется следующими нормативно-правовыми документами: 1.Глава 24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса РФ. 2.Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденные приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 29.12.2000г. №БГ-3~07/465. 3.Приказ МНС РФ от 27 декабря 2001 г. № БГ-3-05/573 "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу (взносу)". 4.Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 01.02.2002 г. М9БГ-3-05/49 "Об утверждении формы расчета по авансовым платежам и порядка ее заполнения". 5.Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 21.02.2002 г, №БГ-3-05/91 "Об утверждении формы индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета и порядка ее заполнения".
2.Налогоплательщики
Статья 235 НК РФ выделяет две категории плательщиков ЕСН (Пунктом 2 статьи 235 НК РФ предусмотрено, что если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию):
* лица, производящие выплаты физическим лицам:
* организации
* организации, применяющие упрощенную систему налогообложения
* индивидуальные предприниматели
* физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями
* индивидуальные предприниматели, (в том числе члены крестьянского (фермерского) хозяйства), адвокаты, аудиторы.
Не являются плательщиками ЕСН:
* Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога.
* Организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход.
3.Объект налогообложения
3.1. Объект налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам.
Объектом налогообложения для налогоплательщика-организации и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (абз.1 п.1 ст.236 НК РФ). Не относятся к объекту налогообложения ЕСН выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав) (абз.3 п.1 ст.236 НК РФ).
3.2. Объект налогообложения для индивидуального предпринимателя
Объектом налогообложения для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (абз.1 п.2 ст.236 НК РФ). Для налогоплательщиков - членов крестьянского (фермерского) хозяйства (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства (абз.2 п.2 ст.236 НК РФ).
3.3.Объект налогообложения для физического лица
Объектом налогообложения для налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, труд которых может использоваться в личном (домашнем) хозяйстве, например, в качестве домашних работниц, личных секретарей, шоферов, сторожей, нянь. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав) (абз.3 п.1 ст.236 НК РФ).
 3.4.Объект налогообложения для адвоката
Объектом налогообложения для налогоплательщиков - адвокатов признаются доходы от профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (п.2 ст.236 НК РФ).
 4.Налоговая база
4.1.Налоговая база для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам
Для исчисления суммы налога определяется налоговая база. Для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам она определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения, начисленных за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты. К ним, в частности, относятся:
* полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица-работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах;
* оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 НК РФ)
Плательщики ЕСН - организации определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
4.2.Налоговая база для индивидуального предпринимателя
Налоговая база налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением (п.3 ст.237 НК РФ).
4.3.Индивидуальные предприниматели - члены крестьянского (фермерского) хозяйства
Для налогоплательщиков - членов крестьянского (фермерского) хозяйства (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства (абз.3 п.2 ст.228 НК РФ). При этом налоговая база по налогу определяется отдельно по каждому члену крестьянского (фермерского) хозяйства
 4.4.Налоговая база для физических лиц
Налоговая база налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, определяется как сумма выплат и вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, за налоговый период в пользу физических лиц (абз.3 п.1 ст.237 НК РФ). Налогоплательщики - физические лица определяют налоговую базу по ЕСН отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом (п.2 ст.237 НК РФ).
4.5.Налоговая база для адвоката
Налоговая база налогоплательщиков-адвокатов определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
5.Налоговый и отчетный периоды
Налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год (ст.240 НК РФ). Отчетными периодами по единому социальному налогу признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (ст.240 НК РФ).
 6.Суммы, не подлежащие налогообложению
Не подлежат налогообложению (статья 238 НК РФ):
1. Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
2. Все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, связанных с:
* возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
* бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
* оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
* оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
* увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
* возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
* трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
* выполнением работником трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
3. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями:
* работникам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным
* обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, решений представительных органов местного самоуправления;
* членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
* работникам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
4. Суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством РФ;
5. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства. Настоящая норма применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой;
6. Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
7. Суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому работодателями в порядке, установленном законодательством РФ, суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
8. Суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;
9. Стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая работодателем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (по Перечню, утвержденному Постановлением СМ СССР от 10 ноября 1967г. №1029, в редакции от 18 июля 1994г., в соответствии с законодательством РФ)
10.Стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;
11. Стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;
12.Выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10000 рублей в год.
13.Выплаты в натуральной форме товарами собственного производства сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1000 рублей (включительно) в расчете на одно физическое лицо-работника за календарный месяц.
Кроме того, не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период по каждому из следующих оснований:
* суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
* суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам
(пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
В части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
7.Налоговые льготы
От уплаты единого социального налога освобождаются: 1.организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы 2.следующие категории налогоплательщиков - работодателей - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника: *общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, их региональные и местные отделения *организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 % 3.налогоплательщики, не являющиеся работодателями (индивидуальные предприниматели, адвокаты), являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100000 рублей в течение налогового периода.
8.Ставки налога
Статьей 241 НК РФ для различных категорий налогоплательщиков установлены разные ставки ЕСН.
8.1.Ставки налогов для лиц, производящих выплаты наемным работникам (за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования)
Налоговая база на каждого отдельного работника нараст.итогом с начала года.
Федеральный бюджет

ФСС РФ

Фонд обязательного медицинского страхования

Итого




Федеральный
Территориальный

До 100000 руб.
28,0%
4,0%
0,2%
3,4%
35,6%
От 100001 руб. до 300000руб.
28000 руб. + 15,8% с суммы превыш. 100000 руб.
4000 руб. + 2,2% с суммы превыш. 100000 руб.
200 руб. + 0,1% с суммы превыш. 100000 руб.
3400 руб. +1,9% с суммы, превыш. 100000 руб.
35600 руб. + 20,0% с суммы превыш. 100000 руб.
От 300001 руб. до 600000 руб.
59600 руб. + 7,9% с суммы превыш. 300000 руб.
8400 руб. + 1,1% с суммы превыш. 300000 руб.
400 руб. + 0,1% с суммы превыш. 300000 руб.
7200 руб. +0,9% % с суммы, превыш. 300000 руб.
75600 руб. + 10,0% с суммы превыш. 300000 руб.
Свыше 600000 руб.
83300 руб. + 2,0% с суммы превыш. 600000 руб.
11700 руб..
700 руб.
9900 руб.
105600 руб. + 2,0% с суммы превыш. 600000 руб.

8.2. Ставки налога для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянские (фермерские) хозяйства.
При исчислении налога с доходов членов крестьянских (фермерских) хозяйств независимо от того, в какой форме оно зарегистрировано, применяются ставки налога, установленные п.3 ст.241 НК РФ. Право на применение регрессивных ставок налога возникает у члена крестьянского (фермерского) хозяйства, если его налоговая база (доход) превышает 100 000 рублей .
До 100000 руб.
20,6%

2,9%

0,1%

2,5%

26,1%

От 100001 руб. до 300000руб.
20600 руб. + 15,8% с суммы, превыш. 100000 руб.

2900 руб. + 2,2% с суммы, превыш. 100000 руб.

100 руб. + 0,1% с суммы,превыш. 100000 руб.

2500 руб. + 1,9% с суммы, превыш. 100000 руб.

26100 руб. + 20,0% с суммы, превыш. 100000 руб.

От 300001 руб. до 600000 руб.
52200 руб. + 7,9% с суммы, превыш. 300000 руб.

7300 руб. + 1,1% с суммы, превыш. 300000 руб.

300 руб. + 0,1% с суммы, превыш. 300000 руб.

6300 руб. + 0,9% с суммы, превыш. 300000 руб.

66100 руб. + 10,0% с суммы, превыш. 300000 руб.

Свыше 600000 руб.
75900 руб, + 2,0% с суммы, превыш. 600000 руб.

10600 руб.

600 руб.

9000 руб.

96100 руб. + 2,0% с суммы, превыш. 600000 руб.

8.3. Ставки налога для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей
 Налоговая база нарастающим итогом с начала года
Федеральный бюджет
Фонды обязательного медицинского страхования
Итого


Федеральный
Территориальный

До 100 000 рублей
9,6 %
0,2 %
3,4 %
13,2 %
От 100 001 рубля до 300 000 рублей
9 600 рублей + 5,4 % с суммы, превыш.
100 000 рублей
200 рублей + 0,1 % с суммы, превыш.
100 000 рублей
3 400 рублей + 1,9 % с суммы, превыш.
100 000 рублей
13 200 рублей + 7,4 % с суммы, превыш. 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей
20 400 рублей + 2,75 % с суммы, превыш.
300 000 рублей
400 рублей
7 200 рублей + 0,9 % с суммы, превыш.
300 000 рублей
2 800 рублей + 3,65 % с суммы, превыш. 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей
 
28 650 рублей + 2,0 % с суммы превыш.
600 000 рублей
400 рублей
9 900 рублей
38 950 рублей + 2,0 % с суммы, превыш. 600 000 рублей
8.4. Ставки налогов для адвокатов.
Налоговая база нарастающим итогом с начала года
Федеральный бюджет
Фонды обязательного медицинского страхования
Итого


Федеральный
Территориальный

До 100 000 рублей
7,0 %
0,2 %
3,4 %
10,6 %
От 100 001 до 300 000 рублей
7 000 рублей + 5,3 % с суммы, превыш. 100 000 рублей
200 рублей + 0,1 % с суммы, превыш. 100 000 рублей
3 400 рублей + 1,9 % с суммы, превыш. 100 000 рублей
10 600 рублей + 7,3 % с суммы, превыш. 100 000 рублей
От 300 001 до 600 000 рублей
17 600 рублей + 2,7 % с суммы, превыш. 300 000 рублей
400 рублей + 0,1 % с суммы, превыш. 300 000 рублей
7 200 рублей + 0,8 % с суммы, превыш. 300 000 рублей
25 200 рублей + 3,6 % с суммы, превыш. 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей
51 400 рублей + 2,0 % с суммы, превыш. 600 000 рублей
400 рублей
9 600 рублей
35 700 рублей + 2,0 % с суммы, превыш. 600 000 рублей
Регрессивная ставка налога для адвокатов применяется в том случае, когда налоговая база конкретного адвоката для исчисления налога будет превышать предельные суммы, установленные для соответствующих интервалов налоговой базы (100000 рублей, 300000 рублей и 600000 рублей).
При применении приведенных выше ставок налога следует учитывать следующие особенности:
* В случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 рублей, налог уплачивается по максимальной ставке, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет этому критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога.
* При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) -выплаты в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.
9.Порядок исчисления налога.
9.1.Порядок исчисления налога лицами, производящими выплаты физическим лицам.
Сумма ЕСН исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями, не позднее 15-го числа следующего месяца:
* в федеральный бюджет;
* в Фонд социального страхования РФ;
* в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
* в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, плательщики ЕСН обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования РФ сведения (отчеты), о суммах:
* начисленного налога в Фонд социального страхования РФ;
* использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
* направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
* расходов, подлежащих зачету;
* уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган организаций.
* индивидуальных предпринимателей;
* физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями.
Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
 9.2.Порядок исчисления и уплаты налога индивидуальным предпринимателем.
Индивидуальные предприниматели не исчисляют и не уплачивают налог в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ. Расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода налогоплательщиками, производится налоговым органом исходя из налоговой базы индивидуального предпринимателя за предыдущий налоговый период и налоговых ставок. Если налогоплательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в 5-дневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период. При этом сумма предполагаемого дохода (сумма предполагаемых расходов, связанных с извлечением доходов) определяется налогоплательщиком самостоятельно. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом исходя из суммы предполагаемого дохода с учетом расходов, связанных с его извлечением, и ставок налога.
Авансовые платежи уплачиваются индивидуальным предпринимателем на основании налоговых уведомлений:
* за январь-июнь - не позднее 15.07 текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей;
* за июль-сентябрь - не позднее 15.10 текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;
* за октябрь-декабрь - не позднее 15.01 следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.
Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
9.3.Порядок исчисления и уплаты налога адвокатом
Адвокаты не исчисляют и не уплачивают ЕСН в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ. Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов в порядке, предусмотренном для лиц, производящих выплаты физическим лицам. Адвокаты представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Данные о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам) представляются налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с представлением расчетов и (или) налоговой декларации по налогу.
10.Социальная защита населения.
10.1.Взносы в Пенсионный фонд РФ.
Одним из компонентов социальной защиты населения выступают взносы в Пенсионный фонд РФ на страховую и накопительную части пенсии. Основные положения закона №167-ФЗ, касающиеся уплаты ЕСН. Установлена обязанность страхователей (плательщиков ЕСН) своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, вести учёт, связанный с их начислением и перечислением. При этом объектом обложения страховыми взносами и базой для их исчисления являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН.
Страховые взносы перечисляются на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, Законом установлены тарифы страховых взносов по каждой части трудовой пенсии в зависимости от возраста и пола застрахованного лица. Застрахованные - физические лица, которым производятся выплаты. Всего определены три возрастные группы:
База для начисления страховых взносов на каждого работника нарастающим итогом с начала года
Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше
 
Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения
 
Для лиц 1967 года рождения и моложе
 

на финансир. страховой части трудовой пенсии
на финансир. накопит. части трудовой пенсии
На финансир. страховой части трудовой пенсии
на финансир. накопит. части трудовой пенсии
на финансир. страховой части трудовой пенсии
на финансир. накопит.части трудовой пенсии
До 100 000руб.
14,0%
0,0%
12,0%
2,0%
11,0%
3,0%
От 100 001 до 300 000 руб.
14000 руб. + 7,9% с суммы, превыш.
100 000 руб.
0,0%
12000 руб. + 6,8% с суммы, превыш. 100 000 руб.
2000 руб. + 1,1% с суммы, превыш. 100 000 руб.
11000руб. +6,21% с суммы, превыш.
100 000 руб.
3000 руб. + 1,69% с суммы, превыш.
100 000 руб.
От 300 001 до 600 000 руб.
29800 руб. + 3,95% с суммы, превыш. 300 000 руб.
0,0%
25600 руб. + 3,39% с суммы, превыш.
300 000 руб.
4200 руб. + 0,56% с суммы, превыш. 300 000 руб.
23420 руб. + 3,1% с суммы, превыш. 300 000 руб.
26380 руб. + 0,85% с суммы, превыш.
300 000 руб.
Свыше 600 000 руб.
41 650 руб.
0,0%.
35 770руб.
5880 руб.
32 720 руб.
8930 руб.

Причём по последней группе в течение 2002-2005 годов предусматривается специальный режим применения тарифов при исчислении страховых взносов (ст.33 закона № 167-ФЗ). Расчётным периодом в части страховых взносов принимается календарный год, который подразделяется на отчётные: первый квартал, полугодие, 9 месяцев. Установлена обязанность страхователя уплачивать ежемесячно авансовые платежи.
Причем, накопительная часть трудовой пенсии гарантирует застрахованным трудовые пенсии. Они могут быть следующих видов:
1) трудовая пенсия по старости, включающая базовую, страховую и накопительную части;
2) трудовая пенсия по инвалидности, состоящая из базовой, страховой и накопительной части;
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца, являющаяся суммой базовой и страховой частей;
10.2..Взносы в Фонд социального страхования РФ (от несчастных случаев и профессиональных заболеваний).
Уплата ЕСН не отменяет обязанности начислять взносы на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ). Порядок их начисления и расходования регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 г.№125-ФЗ (в ред. постановления Правительства РФ от 02.03.2000г. №184).
Страхователи.
Страховые взносы на обязательное страхование от НС и ПЗ начисляются и уплачиваются страхователями, которыми признаются:
* Юридические лица независимо от организационно- правовой формы (в т.ч. иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории РФ) и физические лица, нанимающие работников по трудовому договору;
* Юридические и физические лица, обязанные их уплачивать на основании гражданско- правовых договоров, заключенных с физическими лицами.
Обязательному социальному страхованию от НС и ПЗ подлежат:
Физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
Физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;
Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Взносы начисляются и уплачиваются в соответствии с единой тарифной сеткой, в зависимости от вида деятельности страхователя.
11. Основные социальные гарантии, предоставляемые государством населению РФ.
(Утверждено Минтрудом РФ 15.09.1999)
1.В области трудовых отношений и оплаты труда.
1.Ст.7 п.2 Конституции устанавливается минимальный размер оплаты труда, который по Фед. закону №82 – ФЗ от 19.06.2000 равен 100 рублям.
2.Ст.37 п.3 Конституции регулируется «право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
2. В области условий охраны труда.
1.По Ст.37 п.5 Конституции каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные РФ федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
2.Трудовым кодексом регулируется:
2.1.нормальная продолжительность рабочего времени работников на предприятиях, в учреждениях, организациях.
2.2.продолжительность рабочей недели.
2.3.Работа в ночное время.
2.4.Предельное количество сверхурочных работ.
2.5.Продолжительность еженедельного непрерывного отпуска.
2.6.Запрещение работы в выходные дни ( допускается только в исключительных случаях)
2.7.Компенсация за работу в выходной день.
2.8.Ежегодные отпуска и их продолжительность.
2.9.Возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с использованием ими трудовых обязанностей.
* В этом случае положено осуществить: единовременные выплаты в размере 60 МРОТ; ежемесячные выплата в зависимости от степени утраты работоспособности; дополнительные выплаты; возмещение морального ущерба за счет средств предприятия виновного в нанесении вреда.
3. В сфере занятости.
1. Ст.37 п.3 Конституции гарантирует защиту от безработицы.
2. Государство гарантирует пособие по безработице (Федеральный закон от 29.12.2001 №189-ФЗ):
2.1.Для лиц уволенных по любым основаниям.
2.2.Гражданам впервые ищущим работу, не имеющим профессии, стремящимися возобновить трудовую деятельность( перерыв более года) .
3.Государство гарантирует стипендию на период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки.
4.В области пенсионного и других видов социального обеспечения.
1.Ст.7 п.2 , Ст.39 п.1 Конституции РФ устанавливает государственные пенсии за счет обязательных взносов (платежей) в Пенсионные фонды РФ.(см.п.10.1)
2.Постановлением Правительства РФ от 01.04.1999 г.№363 гарантируется минимальный размер пенсии по старости, размер пенсий по инвалидности и т.д.
5.Пособия по государственному социальному страхованию.
Ст. 39 п. 1 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию.
Выплаты производятся за счет средств Фонда социального страхования РФ.(см.п.10.2.)
К подобным выплатам относятся:
1.Пособия по временной нетрудоспособности.
2.Пособие по уходу за больным ребенком.
3.Возмещение стоимости услуг по погребению умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан.
4.Пособие по беременности и родам.
5.Единовременное пособие при рождении ребенка.
6.Ежемесячное пособие матерям на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет.
7.Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет.
6.Социальные гарантии в области здравоохранения, образования и культуры
1.В соответствии со ст.41 п.1 Конституции РФ «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказываетсягражданам бесплатно...»
2. В соответствии со ст.43 Конституции РФ «Каждый имеет право на образование».
2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. (Федеральный закон от 13.01.1996 №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ об образовании» ст.5)
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственномили муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». «Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общегообразования и начального профессионального образования».
4. В соответствии со ст.44 п.2 Конституции РФ «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».
А также стипендии учащимся; компенсационные выплаты лицам, подвергшимся радиационному облучению, в следствии радиационной катастрофы.
12.Заключение.
В заключение следует отметить, что в целом изменения и дополнения, внесенные в гл.24 НК РФ Законом N 198-ФЗ, направлены на облегчение налогового бремени налогоплательщика с предоставлением ему возможностей для развития его производственной базы.
Так, с 2002 г. значительно снижена налоговая нагрузка в отношении благотворительных и подобного рода организаций (в частности, исключены из объекта налогообложения благотворительная помощь, призы, подарки, в том числе производимые в пользу детей).
Значительные изменения претерпели нормы, касающиеся вопросов применения ставок налогообложения.
Длительное время при взимании страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды сохранялся высокий уровень процентных отчислений. С целью устранения тенденций сокрытия реально получаемых работниками доходов и увеличения объемов выплат неучтенными наличными средствами или их переведения в доходы, не подлежащие налогообложению (например, с использованием страховых и банковских схем), при определении ставок ЕСН в основу был положен регрессивный подход. В 2001 г. организация имела право применять регрессивные ставки налогообложения при условии выплаты достаточно высокой средней заработной платы работникам организации в предыдущем году и ее сохранении на минимально допустимом уровне в текущем. С 2002 г. предусмотрено упрощение этих условий. Поэтому уже многие организации смогут воспользоваться в течение года регрессивными ставками налогообложения и, тем самым, снизить уровень своих издержек.
13.Расчетная часть курсовой работы.
Задача №1
Антонов А.А. от участия в лотерее выиграл денежный приз в сумме 500 000 руб.
Определите сумму налога на доходы Антонова А.А. от данных доходов.
НДФЛ= 500 000* 13% = 65 000 руб.
Задача №2
Работнице организации, Семеновой В.А., не состоявшей в зарегистрированном браке, имеющей двоих детей в возрасте до 18 лет, ежемесячно начисляется заработная плата в сумме 1 500 руб.
Определите величину налоговой базы, величину стандартных налоговых вычетов и сумму налога на доходы Семеновой В.А. Сумму налога определите за год.
Зар.плата за год = 1500*12 = 18 000 руб.
Стандартные вычеты = 400*12 =4 800 руб.
Станд.выч.на ребенка =300*2*2= 14 400 руб.
Стандартные вычеты. Итого 19 200 руб.
НБ = 18 000 – 19 200 = - 1 200 руб.
НДФЛ = 0
Задача №3
Организация в декабре оплатила туристическую путевку для своего сотрудника Павлова П.М. Стоимость путевки 5 000 руб. Ежемесячно Павлову П.М. начислялась заработная плата в размере 3 000 руб.
Определите величину налоговой базы, величину стандартных вычетов и сумму налога на доходы Павлова П.М.
Зар.плата за год = 3 000* 12 = 36 000 руб.
Стоимость путевки = 5 000 руб.
Стандартные вычеты = 400*6 = 2 400 руб.
НБ1= 36 000 – 2 400 = 33 600 руб.
НДФЛ = 33 600* 13% = 4 368 руб.
НДФЛ = 5 000* 13% = 650 руб.
?НДФЛ = 650 + 4 368 = 5 018 руб.
Задача №4
Работнику организации Петрову П.П. 20 февраля этой организацией выдан рублевый заем в сумме 50 000 руб. на 3 месяца. Процентная ставка за пользование заемными средствами по договору - 10% годовых. Заем с процентами возвращен 21 мая. Организация признается на основании доверенности налогоплательщика его уполномоченным представителем в отношениях по уплате налога с суммы материальной выгоды по заемным средствам. Ставка рефинансирования на дату выдачи заемных средств установлена в размере – 24%.
Определите сумму налога на доходы Петрова П.П. от материальной выгоды по заемным средствам.
НБ = МВ = ( ? ст.реф. - ? %) = ? * 24% - 10% = 18% -10% = 8%
? НБ = 50 000* 8% * 90дн./365 дн. = 986,3 руб.
? НДФЛ = 986,3 * 35 % = 345,205 = 345 руб.
Задача №5
В отчетном календарном году Сурков Е.Н. нес следующие расходы: оплата своего лечения на сумму (15 000 руб.), оплата лечения своей супруги (13 000 руб.), оплата расходов на обучение своего ребенка в образовательном учреждении, имеющем соответствующую лицензию (27 000 руб.). Все расходы подтверждены необходимыми документами. Заработная плата Суркова Е.Н. за год составила 60 000 руб. ( по 5 000 руб. в месяц).
Определить величину налоговой базы, величину стандартных и социальных налоговых вычетов и сумму налога на доходы Суркова Е.Н.

Лечение себя = 15 000 руб. ? 28 000 руб.
Лечение супруги = 13 000 руб. ? 55 000 руб.
Обучение ребенка = 27 000 руб. ? 27 000 руб.
Зар.плата за год = 5 000 * 12 = 60 000 руб.
Соц.вычеты = 25 000 + 25 000 = 50 000 руб.
Стандарт.вычеты = 400 * 4 = 1 600 руб.
Станд.выч.на ребенка =300 * 4 =1 200 руб.
Стандартные вычеты. Итого 2 800 руб.
НБ1 = 60 000 *13% = 7 800 руб.
НБ2 = 60 000- 50 000 = 10 000 руб.
? НДФЛ = 10 000 * 13% = 1 300 руб.
Задача №6
Владимирова К.А. продала организации дом с земельным участком. Доходы от операции с имуществом, полученные Владимировой К.А. составили 2 500 000 руб. По окончании налогового периода Владимирова К.А. представила в налоговый орган декларацию и заявление о предоставлении имущественного налогового вычета и документы, подтверждающие, что проданное имущество находилось в ее собственности 7 лет. Доход Владимировой К.А. за год с учетом стандартных вычетов составил 90 000 руб.
Определите величину налоговой базы по доходу от продажи имущества, величину имущественного налогового вычета и сумму налога на доходы Владимировой К.А.
НДФЛ = 90 000 * 13% = 11 700 руб.
НБ от продажи имущества = 0
Имущественный вычет = 2 500 000 руб.
? НДФЛ = 11 700 руб.
Задача №7
Иванов И.И. получил в налоговом периоде доход 1 300 000 руб. от продажи квартиры. По документам квартира находилась в собственности в течении 3 лет. В том же налоговом периоде Иванов И.И. оплатил расходы по приобретению квартиры на сумму 1 000 000 руб. По окончании налогового периода Иванов И.И. предоставил в налоговые органы декларацию, заявление о предоставлении имущественного налогового вычета и необходимые документы. Доход Иванова за год с учетом стандартных вычетов составил 72 000 руб.
Определите величину налоговой базы , величину имущественного налогового вычета и сумму налога на доходы Иванова И.И.
Вычет при продаже:
Доход = 1 300 000 руб.
Из них облагается = 1 300 000 – 1 000 000 = 300 000 руб.
? НДФЛ = 300 000 * 13% = 39 000 руб.
Вычет при покупке:
ИМНС вернет = 600 000 * 13% = 78 000 руб.
НБ = 72 000 руб.
НДФЛ = 72 000 * 13% = 9 360 руб.
?НДФЛ = 9 360 + 39 000 = 48 360 руб.
В отчетном году ИМНС вернет = 48 360 руб.
На след. годы перейдет = 78 000 – 48 360 = 29 640 руб.
14.Использованы документы:
1.Налоговый кодекс РФ. 2.Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденные приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 29.12.2000г. №БГ-3~07/465. 3.Приказ МНС РФ от 27 декабря 2001 г. № БГ-3-05/573 «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу (взносу)». 4.Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 01.02.2002 г. М9БГ-3-05/49 «Об утверждении формы расчета по авансовым платежам и порядка ее заполнения». 5.Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 21.02.2002 г, №БГ-3-05/91 «Об утверждении формы индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета и порядка ее заполнения». 6. Постановлением СМ СССР от 10 ноября 1967г. №1029 (в редакции от 18 июля 1994г ) 7. Федеральный закон №167-ФЗ 8. Федеральный закон от 24.07.1998 г.№125-ФЗ в ред. Постановления Правительства РФ от 02.03.2000г. №184).
9. Федеральный закон №82 – ФЗ от 19.06.2000
10. Федеральный закон от 13.01.1996 №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ об образовании»
11.Конституция РФ
12.Трудовой кодекс РФ
13. Федеральный закон от 29.12.2001 №189-ФЗ
14. Постановление Правительства РФ от 01.04.1999 г.№363

















- 15 -





Похожие работы:

  1. • Единый социальный налог и социальная защита населения России
  2. • Особенности расчёта единого социального налога
  3. • О едином социальном налоге
  4. • Деятельность Министерства социальной защиты ...
  5. • Исчисление и уплата единого социального налога на ...
  6. • Единый социальный налог - правовой аспект
  7. • Порядок исчисления уплата единого социального налога
  8. • Единый социальный налог
  9. • Единый социальный налог
  10. • Бухгалтерский учет единого социального налога
  11. • Единый социальный налог
  12. • Статистическая характеристика социального обеспечения ...
  13. • Единый социальный налог
  14. • Мотивация труда работников Управления социальной ...
  15. • Единый социальный налог
  16. • Порядок исчисления единого социального налога и его ...
  17. • Единый социальный налог
  18. • Единый социальный налог
  19. • Расчеты по единому социальному налогу
Рефетека ру refoteka@gmail.com