Рефетека.ру / Право

Реферат: Сравнительный анализ Конституции Литовской и Латвийской Республик

СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Юридический факультет

Владимир Колга

Сравнительный анализ Конституции Литовской и Латвийской Республик

Реферат

Конституционное право зарубежных стран

2 курс

Преподаватель: Блинцов В.В.

Таллинн

2001

Содержание


1. Введение стр. 3
2. Сравнительный анализ конституций

Литвы и Латвии стр. 4
3. Заключение стр.17
4. Список использованной литературы стр.18

Введение

В данном реферативном труде, я на основе конституций Литвы и Латвии, попытаюсь произвести анализ-разборку основных параллелей и расхождений приведенных в них.

Почему же из всего обилия стран, с конституционным режимом правления, я использовал в своей работе именно конституции этих двух государств, то на это, я могу отметить следующее, что исторические процессы развития Литвы и
Латвии во многом имеют общие черты развития. И несомненно, мой интерес вызван и тем, что трагичность исторического развития и становления их на ноги, в сущности своей, очень напоминают исторические процессы общественного развития сознания народа Эстонии.

Как и любая другая конституция, конституции Литвы и Латвии создавались ценой огромнейшего труда многих и многих миллионов людей, живших и проживающих на территории этих государств.

И прежде чем, приступить к рассмотрению и сравнению конституции, следует непременно отметить, что же является конституцией и какое смысловое значение вложено в данное слово. И так, конституция (от лат.слова constitutio – устройство), является основным законом любого конституционного государства мира, который определяет общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представителей органов государственной власти, избирательной системы, основных прав и обязанностей граждан.[1]

Сравнительный анализ конституций Литвы и Латвии.

Прежде чем, мы с Вами, перейдем к непосредственному рассмотрению конституций, следует отметить, что конституции Литвы и Латвии, являются свободным волеизъявлением народа этих государств.


|Литва |Латвия |
|1. конституция Литовской |1. конституция Латвийской |
|Республики была принята путем |Республики была принята в |
|референдума 25 октября 1992 года |пленарном заседании Латвийского |
| |Учредительного Собрания 15 |
| |февраля 1922 года. |

Исходя из выше приведенных данных, следует отметить, что правительство
Латвийского государства непосредственно после получения статуса независимого государства, приняло Конституцию Латвийской Республики по состоянию на 1922 год, тогда как, правительство Литовской Республики пошло на создание совершенно новой Конституции, но опираясь на текст, ранее имевшего быть место Конституции.

|Литва |Латвия |
|2. состоит из XIV глав, и имеет |2. состоит из VII разделов и |
|154 статьи конституции. |имеет 88 пунктов конституции. |

При рассмотрении первых частей конституций Литвы и Латвии можно отметить, что данные государства провозглашаются независимыми, суверенными и суверенная власть принадлежит народу этих государств, чье волеизъявление осуществляется через представителей избранных демократическим путем.

|Литва |Латвия |
|3.Государственной атрибутикой |3.Государственной атрибутикой |
|является: |является: |
|флаг: желтый, зеленый, красный; |флаг: красный с белой полосой; |
|герб: белый Витис на красном | |
|фоне; | |
|гимн: «Национальная песнь» | |
|В.Кудирки; | |
|столица: Вильнюс. | |

Здесь же следует отметить, что в отличии от Литовского варианта конституции, в Латвийском отсутствует ссылка на гимн и столицу данного государства.

При анализе статей конституции отвечающих за описание государства, места человека в государстве (обществе), я отметил, что в варианте конституции Литвы права и обязанности гражданина этой страны очень подробно описаны, тогда как, в конституции Латвии, ссылки на права и обязанности я не нашел, за исключением того, что активным избирательным правом гражданин
Латвии обладает с 18 лет. То есть, из данного контекста следует, что граждане Литовской Республики, имеют более сильную, моральную и социальную поддержку со стороны своего государства, которое в варианте своей конституции более конкретнее указывает на значимость каждого гражданина для государства и общества, что к сожалению нельзя отметить в отношении граждан
Латвии.

И так, от прав и обязанностей граждан мы перейдем к рассмотрению высших законодательных органов Литвы и Латвии.

|Литва |Латвия |
|4. Сейм: |4. Саэйм: |
|состоит из 141 члена, избираемых |состоит из 100 представителей |
|сроком на четыре года на основе |народа, избираемых сроком на три |
|прямых, всеобщих, равных и путем |года на основе прямого, |
|тайного голосования. |всеобщего, равного, тайного и |
|Возрастной ценз для представителя|пропорционального голосования; |
|Сейма 25 лет; |Возрастной ценз для представителя|
|Личность члена Сейма |Саэйма 21 лет; |
|неприкосновенна, без согласия |Личность члена Саэйма |
|Сейма его нельзя привлечь к |неприкосновенна, без согласия |
|уголовной ответственности, хотя |Саэйма его нельзя привлечь к |
|за оскорбление личности или |уголовной ответственности; |
|клевету он может привлекаться к |Президиум Саэйма состоит из |
|ответственности в общем порядке; |председателя Президиума, его двух|
|Президиум Сейма состоит из |товарищей и секретарей; |
|Председателя Сейма и его |открывает общее собрание Саэйма |
|заместителя; |председатель предыдущего Саэйма |
|открывает первое собрание Сейма |или, по поручению президиума |
|старейший из представителей |другой член президиума; |
|Сейма; |право законодательной инициативы |
|право законодательной инициативы |принадлежит членам Саэйма; |
|принадлежит членам Сейма, |Саэйм обладает правом амнистии. |
|Президенту Республики и | |
|Правительству, а так же | |
|законодательной инициативой | |
|обладают граждане Литовской | |
|Республики ( 50 тысяч граждан | |
|могут представить проект закона, | |
|который Сейм обязан рассмотреть);| |
| | |
|Члены Сейма за грубое нарушение | |
|Конституции либо за нарушение | |
|присяги, а также при выявлении | |
|факта преступления большинством | |
|3/5 голосов всех членов Сейма | |
|могут быть отстранены от | |
|занимаемых должностей или лишены | |
|мандата члена Сейма. | |
|Литва |Латвия |
|5. Президент: |5. Президент: |
|избирается гражданин Литовской |избирается гражданин Латвийской |
|республики по происхождению, |республики которому на момент |
|которому на момент выборов |выборов исполнилось не менее 40 |
|исполнилось не менее 40 лет, и |лет; |
|который не менее 3-х лет |избирается сроком на 3 года, |
|проживает постоянно на территории|одно и то же лицо не может быть |
|Литвы; |президентом более 6 лет подряд; |
|избирается сроком на 5 лет и не |избирается закрытым голосованием |
|может быть избран более 2-х раз |большинством не менее 51 голоса |
|подряд; |членов Саэйма; |
|избирается гражданами Литовской |если на проводимом народном |
|Республики на основании |голосовании более половины |
|всеобщего, равного и прямого |голосов против роспуска |
|избирательного права, путем |действующего Саэйма, то Президент|
|тайного голосования; |государства считается смещенным и|
|выборы проводятся в последнее |Саэйм избирает нового Президента |
|воскресенье за два месяца до |на остающийся срок полномочий |
|истечения срока полномочий |смещенного Президента; |
|президента; |так же по предложению не менее |
|После роспуска старого Сейма, |половины всех членов Саэйма, |
|вновь избранный Сейм большинством|Саэйм на закрытом заседании |
|голосов 3/5 всех членов Сейма в |большинством голосов не менее 2/3|
|течение 30 дней со дня первого |всех членов Саэйма может |
|заседания могут объявить |постановить о смещении Президента|
|досрочные выборы Президента |государства, и незамедлительно |
|государства; |избирает нового; |
|Президент назначает |Президент назначает лицо, |
|Премьер-министра, поручает ему |которому поручает создание |
|создание Правительства |Кабинета министров; |
|Республики; |Представляет государство в |
|Представляет государство в |международных отношениях; |
|международных отношениях; |Ему принадлежит право |
|Личность Президента Республики |законодательной инициативой; |
|неприкосновенна: до тех пор, пока|Является руководителем |
|он исполняет свои обязанности; |вооруженных сил государства; |
|Он может быть досрочно отстранен |Ему принадлежит право помилования|
|от обязанностей только в случае |преступников; |
|грубого нарушения Конституции или|Президент государства за свою |
|присяги, а также в случае |деятельность политической |
|выявления факта совершения |ответственности не несет; |
|преступления; |Президент государства может быть |
|Вопрос отстранения Президента |привлечен к уголовной |
|Республики решается Сеймом в |ответственности, только с |
|порядке процесса импичмента; |согласия большинства членов |
|Президент республики имеет |Саэйма, не менее 2/3 голосов. |
|резиденцию. | |

Рассмотрев деятельность Президентов Литовской и Латвийской Республик, следует отметить, что в Литовской Республике, на мой взгляд, выборы
Президента этой страны являются подлинно демократичными, так как, в этом выборе народ имеет решающую роль в проявлении своего волеизъявления, и, что именно народ выбирает того самого достойного представителя, которому они полностью доверяют. Тогда как, на примере Латвийской Республики видно, что
Саэйм, властью, данной ему от имени народа, может избирать Президентом того человека, которого именно члены Саэйма считают достойным, при этом мнение народа Республики остается в тени.

|Литва |Латвия |
|6. Правительство: |6. Кабинет министров: |
|составляют Премьер-министр и |состоит из Президента министров и|
|министры; |приглашенных им министров; |
|Премьер-министр с одобрения Сейма|кабинет министров составляется |
|назначается Президентом |лицом, призванным к этому |
|республики; |Президентом государства; |
|Министры с одобрения Президента |кабинету министров починены |
|Республики назначаются |органы государственного |
|Премьер-министром; |управления; |
|Премьер-министр и министры |Президент министров и министры |
|приносят клятву на верность |несут ответственность за свою |
|государству; |деятельность перед Саэймом; |
|Правительство Литовской |В случае если, Саэйм выражает |
|Республики несет солидарную |недоверие Президенту министров, |
|ответственность перед Сеймом за |то в отставку уходит весь |
|общую деятельность Правительства;|кабинет, а если недоверие |
| |выражено отдельному министру, то |
|Министр руководит министерством, |в отставку подает только министр;|
|решает относящиеся к компетенции | |
|министерства вопросы; |Кабинет министров обсуждает |
|Премьер-министр им министры не |выработанные министерствами |
|могут быть привлечены к уголовной|законопроекты и вопросы, |
|ответственности и т.д. без |связанные с ним; |
|согласия на то Сейма или |В случае угрозы, Кабинет |
|Президента (в перерывах между |министров вправе ввести |
|сессиями Сейма); |чрезвычайное положение, доведя об|
|Правительство или отдельные |этом в течение 24 часов до |
|министры должны отчитаться за |Саэйма; |
|проделанную работу перед Сеймом; |Министры имеют право принимать |
|Отставка Правительства или |участие в заседаниях Саэйма и его|
|министра принимается Президентом |комиссий и вносить дополнения и |
|Республики. |поправки к законопроектам. |

После рассмотрения деятельности Правительства Литовской Республики и деятельности Кабинета министров Латвийской Республики можно сделать вывод о том, что схема работы их совпадает.

Далее мы рассмотрим статьи Конституций связанных с деятельностью судов на территории Литвы и Латвии.

|Литва |Латвия |
|7. Конституционный суд: |7. Конституционный суд: |
|принимает решения о соответствии |который, в пределах установленной|
|законов и других актов Сейма |законом компетенции рассматривает|
|Конституции; |дела о соответствии законов |
|Конституционный суд состоит из 9 |Конституции, а также другие дела,|
|судей, назначаемых сроком на 9 |переданные законом в его |
|лет и только на один срок |компетенцию; |
|полномочий; |в праве признать утратившими силу|
|Состав Конституционного суда |законы и другие акты или их |
|каждые три года обновляется на |части; |
|одно треть; |судьи Конституционного суда на |
|Решения Конституционного суда, |установленный законом срок |
|являются окончательными и |утверждаются Саэймом закрытым |
|обжалованию не подлежат; |голосованием большинством не |
|Полномочия судьи Конституционного|менее 51 голоса всех членов |
|суда прекращаются: |Саэйма. |
|по истечении срока полномочий; | |
|в случае его смерти; |8. Суд: |
|в случае его отставки; |перед законом все граждане равны;|
|при невозможности исполнять свои | |
|обязанности по состоянию |судьи независимы и подчиняются |
|здоровья; |только закону; |
|в случае импичмента. |Судьи утверждаются Саэймом и |
| |несменяемы; |
|8. Суд: |Судьи могут быть отстранены от |
|осуществляется только судами; |службы только по решению суда, |
|Судья и суды, являются |так же закон может определить |
|независимыми и подчиняются только|возраст, с достижением которого |
|закону; |судьи оставляют свою должность; |
|Судья не может применять закон |Отправлять правосудие могут лишь |
|противоречащий Конституции; |те органы, которым это право |
|Судами являются; |предоставлено законом, и лишь в |
|Верховный суд Литвы; |порядке, предусмотренном законом;|
|Апелляционный суд Литвы; | |
|Окружные и апилинковые суды; |Военные суды действуют на |
|Так же могут быть утверждены |основании особого закона. |
|специализированные суды. | |
|судьями могут быть только | |
|граждане Литовской республики; | |
|судья не может участвовать в | |
|деятельности политических партий | |
|и иных политических организаций; | |
|разбирательство дел во всех судах| |
|ведется открыто; | |
|судопроизводство ведется на | |
|государственном языке. | |

Как мы успели установить, Судья по Литовскому законодательству избирается на свой пост на определенный срок, тогда как, по Латвийскому законодательству Судья – назначается пожизненно. А в остальном деятельность судов происходит по одной и тои же схеме.


|Литва |Латвия |
|9. Государственный контроль: |9. Государственный контроль: |
|система государственного контроля|является независимым |
|и его полномочия устанавливаются |коллегиальным учреждением; |
|законом; |государственные контролеры |
|руководство государственным |назначаются и утверждаются на |
|контролем осуществляется |должности в том же порядке, что и|
|Государственным контролером, |судьи, но лишь на определенный |
|который избирается сроком на 5 |срок, в пределах которого они |
|лет по представлению Президента |могут быть смещены лишь на |
|Республики назначается Сеймом; |основании постановления суда; |
|государственный контролер |устройство и компетенцию |
|осуществляет надзор за |Государственного контроля |
|законностью управления |определяет особый закон. |
|государственным имуществом и его | |
|использованием и за исполнением | |
|государственного бюджета; | |
|Государственный контролер несет | |
|ответственность за свою | |
|деятельность перед Сеймом. | |

При дальнейшем рассмотрении Конституций, я обнаружил следующее, что в отличии от Латвийской модели Конституции в Литовской присутствуют следующие разделы, такие как:

1. финансы и государственный бюджет, рассказывающая о том, кто и как может распоряжается денежными средствами Литовского государства, кому принадлежит право принятия бюджета государства и т.д.;

2. внешняя политика и защита государства, рассказывающая о мерах безопасности принимаемых государством по защите своего народа и страны и т.д.;

3. Изменение Конституции – о порядке изменения и дополнения

Конституции Литовской Республики.

Заключение

В заключении, хотелось бы отметить, что любая Конституция, любого демократического государства, направлена на защиту прав и свободы людей, проживающего на территории данного государства, которые в свою очередь являются, гражданами этой страны. Но нередко, мы сталкиваемся с проблемой неадекватного отношения к людям других национальностей проживающих на территории тех или иных конституционных, демократических государств. Когда люди другой национальности являясь гражданами государства на территории которого они проживают, сталкиваются с проблемой
«второсортности», т.е. на них конечно же идет распространение конституционных законов, но другие подзаконные акты создаваемые «избранцами народа» определяют их на ступень ниже уровня граждан, которые являются
«аборигенами» государства в котором они живут.

И до тех пор пока, положение не примет действительно демократичный характер по отношению ко всем жителям государства на территории которого они проживают, то Конституция останется Конституцией только на бумаге, для отчетности перед Мировым сообществом.

Список использованной литературы:

1. Конституция Латвийской Республики;

2. Конституция Литовской Республики;

3. Советский Энциклопедический Словарь, под ред. А.М. Прохорова,

М., 1989 г., стр. 629.

-----------------------
[1] Советский Энциклопедический Словарь, под ред. А.М. Прохорова, М., 1989 г., стр. 629.

Рефетека ру refoteka@gmail.com