Рефетека.ру / Языковедение

Реферат: Производные имена в информативных жанрах


Центр Непрерывного Образования Кемеровского Государственного Университета
Городской Классический лицей г. Кемерово

«Производные имена в информативных жанрах»

Научный руководитель:

Кандидат филологических наук Н. А. Прокуденко

Выполнил:

Валентинова Дарья, 9 «а»

Кемерово-2000.

ЦНО Кемеровского государственного университета Городской классический лицей
Работа ученицы 9-а класса Валентиновой Дарьи. Научный руководитель: кандидат филологических наук Н. А. Прокуденко

ВВЕДЕНИЕ....................................................................
...................................................................2

ПРОИЗВОДНЫЕ, НАЙДЕННЫЕ В ЖУРНАЛЕ
ОГОНЁК»:.......................................................6

ПРОИЗВОДНЫЕ, НАЙДЕННЫЕ В ЖУРНАЛЕ
«КОМПЬЮТЕРРА»:....................................16
ВЫВОДЫ:.....................................................................
.................................................................. 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:.................................................................
..... 25
ИСТОЧНИКИ;..................................................................
...............................................................

ВВведение.
1. Словообразование как основной способ пополнения лексики русского языка постоянно будет привлекать внимание исследователей, как с формальной так и с содержательной стороны.
2. Производные слова, созданные по языковым моделям (иначе -узуальные слова), и окказионализмы (слова, созданные с нарушением закономерностей) используются в текстах разных жанров с большим спектром функциональных ролей.
3. «Языковая игра была и остаётся в поле зрения лингвистов: однако наиболее обстоятельно изучены лишь формальные способы её создания. Не менее интересно взглянуть на языковую игру как на средство оптимального выражения образа мысли, характера профессиональной и любой другой деятельности социума или отдельного индивида». /Н. А. Прокуровская/
4. Объектом нашего анализа мы избрали производные в структуре заглавия статей - информации, помещённых в журналах
Научный руководитель: кандидат филологических наук Н. А. Прокуденко

«Компьютерра» и «Огонёк».

5. Разные по назначению и характеру читательской аудитории, эти журналы, вероятно, даже в одинаковом по типу жанре не могут не повлиять на предназначение заголовков в них. Поэтому в качестве рабочей гипотезы мы выдвинули тезис о чисто информативной и информативно-эмоциональной роли производных в составе заголовков.
6. Как показало наше исследование, производные употребляются в заголовках следующих четырёх типов:

• в заголовках, представленных одной лексемой

• в заголовках - словосочетаниях

• в заголовках - предложениях

• в заголовках - комплексах предложений

Наиболее частотными являются заголовки -лексемы, с которых мы и начнём свои наблюдения.

В журнале «Огонёк» они представлены только окказиональными образованьями.

Производные, найденные в журнале «Огонёк»:

1. Одна лексема

Окказиональное словообразование: а) С переносом семантики одного из словообразующих компонентов на получившийся окказионализм:

• БИТОВУХА(№5от1.02.1999г.)
Статья автора о самом себе. Его рассуждения о мире, о том, что каждый может для этого мира сделать. Автора зовут Андрей Битов.

Словообразовательный путь:
Искусственно выделенный от фамилии корень -БИТ- + наложение на просторечное слово БЫТОВУХА. Наблюдается частичный перенос семантики слова БЫТОВУХА на окказионализм.

Цель создания окказионализма:

Привлечение внимания. Обобщение БЫТОВЫХ мыслей Андрея БИТова.

• ВИДЕОТИЯ (№1-2 от 4.01.1999г.)

.Статья - обзор фильмов, причём по критериям обыкновенных зрителей, непрофессионалов.

Словообразовательный путь:
На слово ИДИОТИЯ накладывается корень -ВИДЕО- (происходит замена корневой гласной -И- на -Е-). Таким образом часть -ИДЕО- становится общей частью.
Наблюдается перенос семантики на окказионализм. Грубо говоря, этот окказионализм можно расшифровать как «помешательство на ВИДЕО до ИДИОтизма»

Цель создания окказионализма:
Привлечение внимания. Обобщение понятия ВИДЕО-ИДИОТИЯ одним словом, вероятно, во избежание зияния.

• ЛУЖЗОНА (№ 40 (4627) декабрь 1999г.)
Статья о крупнейшем Московском известном в России и далеко за её пределами рынке в Лужниках, который в простонародье зовётся "Лужа". Автор говорит о том, что "это не совсем кусочек Москвы. Это - Лужзона".

Словообразовательный путь:

Корень от простонародного варианта имени собственного "лужа" - -ЛУЖ- +

отсутствие интерфикса + корень и окончание имени существительного -ЗОНА. Мы видим, что сам окказионализм склоняется так же, как и слово ЗОНА.
Наблюдается некоторая оценка статуса этого рынка за счёт слова ЗОНА.

Цель создания окказионализма: наречение одним словом рынка в Лужниках, с акцентом на его статус.
Привлечение внимания.
Ь) Без переноса семантики какого-либо из словообразующих компонентов на полученный окказионализм:

• МАНЬЯКИ-БУКВОЛОГИ (№404999)
Статья о том, что "«Маньяками-буквологами» зовут пишущих «огоньковцев», сидящих на пятом этаже редакции, художники и верстальщики, живущие подчас без выходных этажом ниже. «Маньяки» с ними борются за каждую букву не на жизнь, а насмерть. Они с «маньяками», в свою очередь, насмерть бьются за картинки, снимки и прочую красоту"

Словообразовательный путь:
Слово МАНЬЯКИ не представляет особого интереса. БУКВОЛОГИ: корень от имени существительного "буква" -БУКВ- + интерфикс -О- + латинский корень -ЛОГ-
(означающий "знание", "изучение"). Цель создания окказионализма:
В статье упомянуто: "Просто заголовок смешной. Его ближе к полуночи
'придумал наш главный художник Миша Решетько." Однако только формально этот заголовок смешной, но содержание, его семантика глубока.

• АНТИДАРВИНГ (№ 6 от 8.02.1999г.)
Статья о том, что теория Дарвина в корне не верна. Учёный, биолог, Виктор
Владимирович Витальев рассуждает на тему того, что для объяснения эволюции нужна какая-то первопричина, а инволюция (деградация) гораздо естественнее по своей природе.

Словообразовательный путь:

Отрицательная иноязычная приставка АНТИ- + корень от имени собственного
-ДАРВИН- + окончание английского языка -ИНГ (наложение части -ИН-), которое в родном языке обозначает занятие, род деятельности. Но в английском это окончание способно к словообразованию только при присоединении к корню глагола. Здесь же мы наблюдаем присоединение к корню имени собственного.

Цель создания окказионализма:

.Обобщение одним словом главной мысли статьи, стремясь привлечь внимание читателя.

"• ТЕЛЕЛЯПИЯ (№ 29 от 15.07.1996г.) Статья о том, как часто ошибаются, допускают "ляпы" телекомментаторы.

Словообразовательный путь:
Уже устойчивый в своём положении корень -ТЕЛЕ- + корень от существительного
-ЛЯП- + суффикс -И- + окончание существительного 1-го склонения -Я.
Цель создания окказионализма:
Привлечение внимания. Наречение одним словом понятия "множество телевизионных ляпов", что поддерживается аналогией с существительными, имеющими процессуальное значение, (например: орфография, мания и др.)

Словосочетания


Узуальное словообразование:

• ПАРНОКОПЫТНЫЙ КИТ? (№7 от 07'2000г.)

• [парн]о^копыт}ный

Похожие работы:

  1. • Производные имена в информативных жанрах
  2. • Особенности письменного информативного перевода ...
  3. • Преподавание иностранного языка.
  4. • Информативный текст в коммуникативном обучении ...
  5. • Речевой жанр - "портрет человека": коммуникативно ...
  6. • Проблема адекватности имён собственных в ...
  7. • Особенности современной и обыденной риторики
  8. • Семантические отношения между производящим и производным ...
  9. • Разновидности научного стиля речи. Жанры собственно научного ...
  10. • База даних фільмотеки: розробка проекту
  11. • Ирландские этнонимы на карте Птолемея: опыт мифологической ...
  12. • Заповедник природный и лингвистический
  13. • Русские документы до XVIII века
  14. • Басня
  15. • Характеристика и языковые особенности ...
  16. • Город в творчестве Н.В. Гоголя
  17. • Ироико-комический жанр
  18. • Комплексные единицы системы словообразования
  19. • Английские имена
Рефетека ру refoteka@gmail.com