Рефетека.ру / Социология

Реферат: Шпоры по истории социологии


|Социология Огюста Конта, основные принципы|Эволюционная социология Спенсера. |
|и понятия. |Герберт Спенсер (1820-1903) |
|Основоположник научной социологии Исидор |-”Социологическая статика” и “Принципы |
|Огюст Мария Франсуа Ксавье Конт |социологии”. Продолжил и развил |
|(1798-1857): “План научных работ |социологическую традицию К., хотя не |
|необходимых для реорганизации общества” - |считал его своим учителем. С. считают |
|1822, “Курс позитивной философии” - 1842, |основоположником социал-дарвинизма. |
|”Система позитивной политики”- 1854 |Согласно С. - общество - сверхорганический|
|(социальная статика и социальная |агрегат, развивающийся по законам |
|динамика). К, полагал, что законы развития|эволюции. Эволюция - осуществляется в |
|общества схожи с физическими и |борьбе за существование между обществом и |
|биологическими законами. Признаками |окружающей средой и различными обществами.|
|общества являются территория, население, |В этой борьбе страх перед живыми и |
|совершенная власть и правительство. В |мертвыми выливается в конфликт. Страх |
|иерархии наук 1) каждая высшая ступень |перед живыми порождает политические |
|зависит и низшей, 2) с каждым новым этапом|действия, выражающиеся в милитаризме и |
|знание усложняется 3) социология занимает |порождающие социальную организацию и |
|ведущее место в системе наук. Для |государство; страх перед мертвыми - |
|социологии характерны 4 метода познания: |религию, как основу культуры. Социальная |
|наблюдение, эксперимент, сравнение, |политика призвана исходить из |
|исторический метод. Выводы должны не |эмпирического изучения |
|зависеть от позиции исследователя. Такой |социально-культурного контекста явлений, |
|подход он назвал позитивным (позитивизм). |ее значение в том, чтобы дать естественный|
| |ход процессу эволюции, освободив его от |
|Общество представляет собой “коллективный |произвола отдельных индивидов и групп. |
|организм” в основе развития которого лежит|Исходя из этого С. сформулировал закон |
|развитие всех членов коллективности, |“равной свободы”. Главная задача |
|ориентированного на достижение консенсуса.|государства - обеспечение соблюдения |
|Социальный прогресс проявляет себя как |закона равной свободы. |
|увеличение специализации функций. Индивиды| |
|- компоненты социального организма и части| |
|социальной ткани - неизменны, общество | |
|развивается через совершенствование | |
|(гармонизацию) связей между индивидами. | |
|Стадии прогресса: 1)теологическая | |
|2)метафизическая 3)научная. Главную | |
|ценность социологии К. видел в применении | |
|к обществу научных принципов реформизма. | |
|Механизмами социальных реформ К. считал | |
|три силы и класса: материальную (деловые | |
|люди и лидеры о-ва), интеллектуальную | |
|(ученые социологи и священники) и | |
|моральную (женщины). | |
|Социология Э.Дюргейма. |Формационная теория Карла Маркса. |
|Э.Дюркгейм (1858-1917) “Правила |К.Маркс (1798-1883) и Ф.Энгельс - критик |
|социологического метода”- - ввел понятие |капитализма - считается творцом концепции |
|“социального факта”, которые он считал |социального конфликта: уничтожения |
|независимыми от воли и сознания людей и |общества и замены его более справедливым. |
|являющихся принудительной силой, |М. выступал за революционный путь |
|заставляющих людей действовать |преобразований. Развитие общества по М. |
|определенным образом. Д. подразделял сой. |происходит путем качественных скачков от |
|факты на материальные (демографические, |одной общ,-экон. формации к другой |
|географические и т.д.) и духовные |(Перв.-общ, об-во, рабовладение, |
|-коллективные представления (привычки, |феодализм, капитализм, социализм). |
|традиции, обычаи, правила поведения). |Развитие общества -объективно-исторический|
|Общество по Д. - самостоятельное бытие, |процесс, независимый от воли и сознания |
|наделенное превосходством над индивидом. |людей, в его основе лежит развитие |
|Главным критерием соц. развития Д. считал |экономических отношений. Каждая формация |
|“социальную солидарность”, а силой |характеризуется определенным уровнем |
|созидающей социальное целое - разделение |развития производительных сил (технологии |
|труда. Солидарность покоится на |и машины) и производственных отношений |
|коллективном сознании - традициях и |(классы и институты), характеризуемых |
|верованиях, которые разделяют члены |понятием способ производства. |
|общества. Коллективное сознание отражает |Противостоянию классов он придавал |
|характер народа, но независимо от него. |абсолютное значение. Вся история до |
|Разделение труда обуславливает обмен, |капитализма рассматривалась, как история |
|юридической формой которого является |нарастания антагонизма между |
|договор и взаимные обязательства членов |эксплуатирующими (присваивающими |
|общества, созидающие сотрудничество и |общественное богатство) и эксплуатируемыми|
|кооперацию. Д. различает механическую и |(создающими общественное богатство) |
|органическую солидарность. Первая покоится|классами. Отсюда следует, что дальнейшее |
|на принуждении, вторая на терпимости и |общественное развитие возможно только |
|демократии. Значительное место в системе |путем уничтожения одних классов другими, |
|коллективных представлений и механизмах |отменой частной собственности и заменой |
|солидарности Д. отдавал религии, включив в|классового общества бесклассовым. |
|нее всю систему верований, развил |Рассмотренные социологические концепции в |
|концепцию “религии без Бога”. |той или иной мере относятся к |
| |позитивистскому направлению в социологии -|
| |утверждению примата общества и его |
| |структур над человеком. Человек |
| |рассматривается как универсальное |
| |существо, а его природные способности и |
| |мотивы - оказываются вне внимания |
| |социолога. Противоположное направление в |
| |социологии, исходящей из природных свойств|
| |и мотивов людей, носит название |
| |“понимающей социологии”. Родоначальником |
| |этого направления можно считать Ф. |
| |Тённиса. |
| | |
| |Социология Зиммеля (принципы и понятия). |
|Социология Тенниса (основные работы, |Георг Зиммель ( 1858-1918) - Основатель |
|принципы, понятия). |формальной социологии, представитель |
|Фердинанд Тённис (1855-1936) - “Общность и|“философии жизни”. Настаивал на |
|общество”, “Введение в социологию” - |противоположности законов природы и |
|рассматривает социологию как науку о |общества, так как “жизнь” понималась им |
|человеке, его физической, психической и |как процесс “творческого становления”, |
|социально-природной сущности. Соц. сущность|неисчерпаемый рациональными средствами и |
|человека по Т. заключается в его |постигаемый интуитивно. “Переживание |
|мыслительных способностях, определяющих |жизни” объективируется в многообразных |
|существование людей. Человеческие мысли |формах культуры. “Трагедия жизни” - |
|находят выражение в формах человеческого |противоречие между творчеством и |
|бытия: обществе, церкви, государстве. |застывшими формами культуры. |
|Общество является выражением взаимосвязи |З. считал, что над миром конкретного бытия|
|людей, к которым относятся симпатии и |возвышается мир идеальных ценностей - |
|антипатии, доверие и недоверие, свобода и |чистая форма, фиксирующая устойчивые, |
|обязанности. Эти социальные связи Т. |универсальные черты социальных явлений.. |
|определяет как общественные сущности, |Чистая форма - это отношения индивидов |
|определяющие общественное поведение и |изолированные от конкретных мотивов и др. |
|сущности индивидов. Связи порабощают |психологических актов. В центре внимания |
|человека если он не осознает их, осознание |соц. концепции З. находятся “человеческие |
|помогает представить зависимость как |взаимодействия” опосредованные формами |
|естественную, как взаимозависимость и |обобществления (культурой). З. называл |
|управлять ей, освобождаясь от порабощения.|социологию “геометрией социального |
|Результатом осознания является появление |взаимодействия”, представляя ее как |
|общественной воли, составляющей основу |формально-логическую общественную теорию. |
|общества и общности (общины). Воля |Проявлениями человеческого взаимодействия |
|проявляет себя в двух формах - простой |З. считал подчинение и господство, |
|(сущностной или эмоциональной) и |специализацию и дифференциацию функций в |
|рациональной - осознанной. Высшим |процессе деятельности, явления конфликта и|
|выражением эмоциональной воли является |соперничества, образование партий и т.д. |
|творчество, рациональной - производство. |Формами взаимодействия являются ассоциация|
|Тённис разделяет понятие общества, где |и диссоциация. Ассоциация индивидов |
|господствует рациональная воля и общности |предполагает их права и обязанности, |
|(общины), где господствует естественная, |поэтому общество З. рассматривал как |
|эмоциональная воля. Ассоциации, где |систему отношений, способную обуславливать|
|перемешаны общество и общности (общины) Т. |обязанности индивидов.Процессам ассоциации|
|называет общественными системами и |противостоят процессы диссоциации, |
|различает: социальные связи -общины |выливающиеся в конфликт. Высшей формой |
|(общности по духу), коллективы (симбиоз |конфликта является конфликт между |
|духа и выгоды) и организации (общности на |творчеством и культурой, обуславливающий |
|основе выгоды). Социальность основанная на |обязанности и ограничение свободы индивида|
|общности (коммунизм) в ходе исторического |в ассоциации. |
|прогресса заменяется общественной | |
|социальностью (государством) , высшим | |
|выражением которой Т. считал | |
|“международный социализм”. | |
|Социология М.Вебера (основные работы, |Классификация наук Огюста Конта. |
|принципы). |Идея объединения наук, сведения всей |
|Макс Вебер (1864-1920) “Протестантская |совокупности знаний к ограниченному числу |
|этика и дух капитализма”, “Хозяйство и |простых и ясных положений, например, к |
|общество”. Вебера иногда называют |законам Ньютона, было популярно еще в 18 |
|капиталистическим Марксом, поскольку он |веке. Однако Конт стремился к |
|разрабатывал социологию экономического |органическому синтезу наук, при котором их|
|поведения людей. Исходным тезисом В. |законы, хотя и связанные иерархически, не |
|является тезис о том, что |сводятся к простым законам физики. Конт |
|конкретно-историческая констатация |пытался рассмотреть вопрос о том, как |
|действительности (социальные факты) не |каждая из основных наук относится к своей |
|могут дать нам знания о ней. Главным |позитивной системе и какое ее направление,|
|инструментом познания у В. выступают т.н. -|то есть определить науку с двух сторон: ее|
|идеальные типы - теоретические категории. |существенные методы и ее основные |
|Они конструируются для соотнесения с |результаты. |
|реальностью и таким обр. служат |Огюст Конт классифицирует науки по |
|инструментом исследования. Примерами И.Т. |нескольким основаниям: |
|являются бюрократия, религия, капитализм и|историческому (но времени и |
|т.д. Вместе с тем, социальные типы |последовательности возникновения), |
|предшествуют социальному действию и |логическому (от абстрактного к |
|определенным образом ориентируют его. В. |конкретному), по сложности предмета |
|выделил четыре типа социального действия: |исследования (от простого к сложному), по |
|1) целерациональный 2) |характеру связи с практикой. В результате |
|ценностнорациональный 3) традиционный 4) |основные науки расположились в следующем |
|аффективный |порядке: математика, астрономия, физика, |
|На основе своего метода В. дал |химия, биология, социология. |
|интерпретацию функционирования современного|Математика, по мнению Конта, меньше всего |
|ему общества, которое он отождествлял с |зависит от других наук, является наиболее |
|культурно-историческими рамками “западной |абстрактной, простой и отдаленной от |
|цивилизации”. Участвуя в производстве |практики и поэтому возникла раньше других |
|индивид проявляет свои личностные |форм научного познания. Социология, |
|способности и компетенцию и играет роль в |напротив, непосредственно связана с |
|зависимости от этих качеств. Многообразие |практикой, сложна, конкретна, возникла |
|ролей складывается в систему социальных |позже других, так как опирается на их |
|институтов, которые на определенном этапе |достижения. |
|приобретают свою логику бытия, независимую |Конт выступает упразднителем философии в |
|от воли составляющих их индивидов, |старом традиционном смысле слова. В |
|становясь сверхличностными субъектами |представлении Конта старая метафизичная |
|социального действия и развивая системы |философия не имеет ни своего метода, |
|норм и правил, навязывают их |отличительного от методов науки. |
|индивидам,контролируют и подчиняют |Позитивная же философия является |
|последних. Сами институты эволюционизируют|систематизацией наук того, что есть |
|в суперорганизацию, цели которой уже не |«научного в науках». |
|совпадают ни с целями индивидов, ни с |Чтобы изложить позитивную философию, нужно|
|целями общества в целом. |изложить систему наук, анализ из |
|В работе “Протестантская этика и дух |предметов, методов, законов, сходств и |
|капитализма” В. проанализировал влияние |отличий. В основу классификации наук Конт |
|протестантской этики (сам он считал ее |положил из объективные признаки. Он |
|целерациональной) на становление и развитие|разделил науки на абстрактные и |
|капитализма, раскрыв эволюцию аскетических |конкретные. Абстрактные науки изучают |
|принципов протестантизма до |законы определенных явлений, которые |
|функционирования системы капитализма в |применяют эти законы к частным областям. |
|целом. |Например, биология - общая абстрактная |
| |наука, применяющая общие законы биологии. |
| |Конт выделил 5 абстрактных, теоретических |
| |наук: астрономия, физика, химия, биология |
| |и социология, соответствующие науки. |
| |Социальные явления, по Конту, отличаются |
| |наибольшей сложностью и в то же время |
| |зависимостью от других, что объявляет |
| |позднее возникновение социологии. Следует |
| |заметить и то, что социология вначале |
| |называлась Контом социальной физикой, то |
| |есть позитивную науку об обществе Конт |
| |называл вначале социальной физикой, а |
| |позднее, когда он переосмыслил ее предмет |
| |и методы исследования, он назвал ее |
| |социологией. Это переименование он |
| |объяснил не своим причастием к |
| |неологизмам, а необходимостью создания |
| |новой дисциплины, посвященной позитивным |
| |исследованиям детальных законов, |
| |свойственным обществу и общественным |
| |феноменам. |
| |Конт указывал, что социология должна быть |
| |теоретической наукой, в отличие от |
| |описательной «социальной физики» - А. |
| |Кегле. Превращение социологии в позитивную|
| |науку завершает систему позитивной |
| |философии, тем самым знаменуя наступление |
| |позитивной стадии человеческого ума и |
| |человеческого общества. Итак, то означало,|
| |что Конт совершил настоящую позитивную |
| |революцию, победу науки над схоластикой и |
| |метафизикой. |

|Социология Вильфредо Парето (1848-1923) |Социально-психологическая теория «толпы» |
|«Курс политической экономии, трактат по |Густава Лебона. |
|общей социологии» |«Психология народов и рас» Толпа и раса – |
|Основу его теории общественных процессов |две важнейшие категории. Считая, что ХХ |
|определяют человеческие поступки, |век – век толпы. Все человеческая история |
|определяемые иррациональными инстинктами. |ведет к уничтожению человека, с каждым |
|Общество-система взаимодействующих |веком человек становится все хуже. Толпа –|
|индивидов. Все в человеке это «остатки» и |это группа людей, охваченная общим |
|«производные» (деревации). «Остатки» -это |настроением, стремлением и чувствами. |
|побуждения, желания, интерес, |Первым выделил основные черты толпы: |
|«производные» - это обоснование человеком |заражаемость общей идеей, сознание |
|его поведения. Социальное неравенство- |непреодолимости своей силы, утрата чувства|
|неравномерное распределение остатков. |ответственности, нетерпимость, догматизм,|
|Общество имеет вид пирамиды: наверху |восприимчивость к внушению, готовность к |
|одаренные, внизу вожди. Общество постоянно|импульсивным действиям и бездумному |
|в равновесии, разные интересы |следованию за лидером. Толпу разделил на |
|уравновешивают друг друга. Концепция |два типа: - разнородная (уличные группы) и|
|циркуляции элит. Элита делится на правящую|однородная толпа (секты, классы). |
|(политическая и экономическая) и |Габриель Тард - теория «подражания» |
|неправящую (творческая). Циркуляция |«Социальные работы» , «Законы подражания» |
|заключается в том, что одаренные |Основу общественного развития всех соц. |
|представители низов поднимаются в |Процессов составляют межиндивидуальные |
|правящую, а из правящей элиты кто-то не |отношения – это есть основа социологии (по|
|выдерживает конкуренции и деградирует. |его мнению). «Идея подражания» - основная |
|Постоянная циркуляция – это неизбежно, не |теория. Суть теории: стремление людей |
|прекращаемо, это закон существования в |подражать. Она основная движущая сила |
|общества. Наивысшим принципом политической|прогресса. Это соизмерение своих поступков|
|жизни является власть. Идеология – это |с другмим. Первичный социальный факт |
|результат «производных». Идеология |состоит в в подражании, оно предшествует |
|существует в разных формах. Идеология это |разделению труд, взаимопомощи. Оно – |
|средство борьбы элит. |начало начал. Закон подражания действует |
| |всегда. «Прогресс невозможен без |
| |подражания» (перенимание знаний и умений) |
| |Существует три типа подражания в обществе:|
| |Взаимное (между людьми), подражание |
| |обычаям, традициям, подражание идеалу. |
| |Межклассовой борьбы не существует, т.е. |
| |она должна быть в форме сотрудничества. |
|Инстинктивизм Вилиама Макдуга | |
|Суть: все общественные явления объясняются| |
|в терминах инстинкта, стремлений, | |
|побуждений, различных импульсов, причем | |
|все это неосознанно. Профессор Гарварда | |
|«Введение в социальную психологию» Он | |
|считал, что психология – это основа любой | |
|социальной науки. Основной движущей силой | |
|являются инстинкты. Психология инстинкта. | |
|Инстинкт в его понимании, это врожденное | |
|или природное психофизическое | |
|предрасположение, которое заставляет | |
|индивида воспринимать определенные | |
|объекты, обращать на них внимание и | |
|испытывать при этом определенное | |
|эмоциональное возбуждение и действовать по| |
|отношению к ним определенным образом. | |
|Выделял порядка 20 основных инстинктов: | |
|воспроизводства, любопытства, драчливости | |
|или враждебности. | |

Вопросы по истории социологии


1. Зарождение и становление социологии как науки.
2. Классификация наук Огюста Конта.
3. Идеальные типы социологии Макса Вебера.
4. Социальная статика и социальная динамика Огюста Конта.
5. Социология и религия Макса Вебера.
6. Социал-дарвинизм как теоретическое направление в истории социологии.
7. Формационная теория Карла Маркса.
8. Социология Огюста Конта, основные принципы и понятия.
9. Социология Паретто.
10. Теория конфликта, классовая борьба и соц.революция соц.«марксизма».
11. Психоаналитическая социология Фрейда.
12. Понятие «общество» в социологии Спенсера
13. Социология Э.Дюргейма.
14. Общество и культура, психоаналитическая культура Фрейда
15. Социология «марксизма», основные принципы и понятия.
16. Теория соц.действия М.Вебера, типы соц.действий.
17. Социально-психологическая теория «толпы» Густава Лебона.
18. Эволюционная социология Спенсера.
19. Позитивизм, как теоретическое направление в истории социологии.
20. Социология Тенниса (основные работы, принципы, понятия).
21. Социологические идеи в творчестве Людвига Гумпловича.
22. Концепции конфликтов и интересов в творчестве Ратценхофера.
23. Психологический эволюционизм у Уорда.
24. Формальная социология (основные принцмпы, представители и понятия).
25. Психологические направления в истории социологии (основные принципы и понятия).
26. Теория циркуляции Паретто.
27. Социология М.Вебера (основные работы, принципы).
28. Социология Гарда (основные принципы и понятия).
29. Инстинктивизм Мак-Дугакка.
30. Теория «подражания» Тарда.
31. Понимающая социология (основные представители, принципы и понятия)
32. Социология Зиммеля (принципы и понятия).
33. Теория личности Фрейда.
34. «Общность» и «общество» в социологии Тениса.
35. Проблема отчуждения в социологии Зиммеля (философия денег).
36. Проблема самоубийства в социологии Дюркгейма, понятие «аномия»

| В социальном анализе О. Конт выделил два|Социальная статика и социальная динамика |
|направления: |Огюста Конта. |
|изучение социального порядка – социальную |Теория личности Фрейда. |
|статику; |структуре личности Фрейд выделяет Оно, Я, |
|изучение социальных процессов и изменений |сверх-Я (Ид, Эго, супер-Эго). |
|– социальную динамику. |Оно — это первоначальная, основная, |
|В плоскости первого исследуются |центральная и вместе С тем наиболее |
|предпосылки существования и законы |архаичная часть личности. Оно, считает |
|функционирования общественной системы, а |Фрейд,— «содержит все уникальное, все, что|
|другого – законы развития и изменений |есть при рождении, что заложено в |
|социальных систем. Французский социолог |конструкции — кроме всего прочего, |
|поставил перед собой задачу: раскрыть |следовательно, те инстинкты, которые |
|законы социального существования в его |возникают в соматической организации и |
|организованных формах и процессах |которые в Оно находят первое психическое |
|развития. |выражение в форме, нам неизвестной». Оно |
|«Всеобщее благополучие», которое ученый |служит источником энергии для всей |
|положил в центр своего понимания общества |личности, и вместе с тем Оно — целиком |
|– это последствие присущих человеку |бессознательно. Мысли или чувства, |
|врожденных психологических черт, которые |вытесненные из сознания в бессознательное |
|подталкивают его к общественной жизни. Эти|Оно, по-прежнему способны влиять на |
|черты сводятся к двум склонностям людей: |психическую жизнь человека, при этом со |
|быть в обществе себе подобных и делать |временем сила этого влияния не |
|вместе с другими добро другим. При этом |уменьшается. Оно можно сравнить со слепым |
|необходимо преодолевать эгоистические |и глухим диктатором, власть которого |
|стремления, которые подталкивают индивидов|неограниченна, но властвовать он может |
|отрекаться от гражданского положения. В |только через посредников. |
|борьбе двух инстинктов: социального |Оно развивается из Я и в отличие от |
|(альтруистического) и индивидуалистичного |последнего находится в постоянном контакте|
|(эгоистического) в историческом развитии |с внешним миром. Я защищает Оно, как кора |
|победил первый, и это реализовалось в |дерево, но при этом питается энергией Оно.|
|наиболее распространенных формах |Посредством накапливания опыта (в памяти) |
|социальной общности, таких как семья и |Я набегает опасных раздражителей, |
|трудовая кооперация. Предложенные Контом |адаптируется к умеренным и, главное, |
|законы социальной статики – |осознавая мир, посредством активной |
|дифференциация, централизация власти и |деятельности способно перестраивать его |
|развитие общей морали – стали фундаментом |себе на пользу. Развиваясь, Я постепенно |
|его видения социального порядка. |обретает контроль над требованиями Оно, |
|Изучение законов развития общества в |решая: будет ли инстинктивная |
|системе французского теоретика |потребляемость реализована сиюминутно или |
|предполагается в плоскости социальной |ее удовлетворение будет отложено до более |
|динамики. Под таким углом зрения |благоприятных обстоятельств. Таким |
|рассматриваются «законы наследования», или|образом, Оно реагирует на потребности. |
|модели изменений социальных систем во |Я—на возможности. Я находятся под |
|времени. Такие изменения обусловлены |постоянным воздействием внешних (среда) и |
|философскими доминантами социума. То есть,|внутренних ; |
|решающим фактором считается прогресс |(Оно) импульсов. Нарастание этих импульсов|
|человеческого духа. Социальный прогресс – |сопровождается напряжением, чувством |
|это продукт интеллектуального развития, |«неудовольствия», уменьшение — |
|который проходит 3 стадии – теологическую,|релаксацией, чувством «удовольствия.» «Я,—|
|метафизическую и, в конце концов, |считает Фрейд,— Стремится к удовольствию в|
|позитивную. Этим стадиям соответствуют |старается избежать неудовольствия!. |
|определенные формы хозяйства, |Супер-Я развивается из Я и является судьей|
|общественного строя, политики, искусства. |и цензором его деятельности и мыслей. Это |
|Контовский «закон трех стадий» |хранилище выработанных обществом моральных|
|иллюстрирует его тезис, что социальное |установок и норм поведения. Фрейд |
|развитие зависит от интеллектуального |указывает на три функция супер-Я: совесть,|
|развития человечества. |самонаблюдение, формироване идеалов. |
| |В качестве совести супер-Я судит, |
| |ограничивает, запрещает вли разрешает |
| |сознательную деятельность. Самонаблюдение |
| |возникает из способности супер-Я |
| |(независимо от Оно и Я) оценивать |
| |деятельность. направленную на |
| |удовлетворение потребности, Формирование |
| |идеалов связано с развитием самого |
| |супер-Я, Иногда неправильно отождествляют |
| |супер-Я с поведением одного из родителей. |
| |«Супер-Я ребенка,— подчеркивает Фрейд,— в |
| |действительности конструируется не по |
| |модели его родителей, а по модели супер-Я |
| |его родителей». |
| |Основная цель взаимодействия всех трех |
| |систем; Оно, И и супер-Я — поддерживать |
| |или (при нарушении) восстанавливать |
| |оптимальный уровень динамического развития|
| |душевной жизни, увеличивая удовольствие и |
| |сводя до минимума неудовольствие. |
| |От напряжения, испытываемого под |
| |воздействием различных сил (внутренних, |
| |внешних), Я оберегает себя с помощью таких|
| |защитных механизмов, как вытеснение, |
| |отрицание, рационализация, реактивные |
| |образования, изоляция, проекция и |
| |регрессия. |
| | |
| | |
| | |


Рефетека ру refoteka@gmail.com