Рефетека.ру / Культурология

Реферат: Лекции


КУЛЬТУРОЛОГИЯ
1. Наука культурология.

Культурология – одна из самых молодых наук. Сам термин «культура», хотя данное слово известно с древних времен, в современном привычном для нас значении используется лишь с начала XIX века.

Термин «культурология» еще моложе. Впервые он появился в работах американского ученого Лесли Уайта в середине XX столетия. Этим понятием он означил новую дисциплину, родившуюся на стыке гуманитарных и социально- научных знаний. Уайт обосновал необходимость формирования новой науки и заложил ее общие теоретические основы. В своих трудах «Наука о культуре»,
«Эволюция культуры», «Понятие культуры» он рассматривает культуру как целостную систему элементов материального и духовного планов, которая имеет свойство самонастраивания и движения вперед по мере осваивания человеком действительности и самого развития технологической и энергетической сторон цивилизации.

Культурология заняла место базисной дисциплины среди других социально- гуманитарных наук, получила свои предметы и объекты исследования, законы функционирования, области применения. В формирование науки культурология внесли свой вклад известные ученые О.Шпендлер, О.Конт, Т.Шарден, П.Сорокин,
Ю.Лотман и др.

Культурология – гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития культуры, человеческом значении и способах ее постижения.

Культурология имеет свои предметы и объекты изучения.

Предметом культурологии являются объективные закономерности мирового и национального культурного процесса, памятники и явления материальной и духовной культур, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участие в приумножении и передаче культурных ценностей от поколения к поколению.

Объектом культурологии являются культурные аспекты различных сторон общественной жизни людей, выявление особенностей и достижений, основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов, происходящих в современной социально-культурной среде.

2. Понятие культуры.

Понятие «Культура» – центральное в культурологии.

В античности (Древние римляне) под понятием «Культура» подразумевали обработку земли (ее возделывание). До сих пор сохранилось это значение
(злаковые культуры и др.).

Древние греки под этим подразумевали отличие от диких варварских племен.

В Средние Века под понятием «Культура» подразумевалось стремление к божественному идеалу.

Просветители XVI-XVII веков имели в виду разумность человеческого общества.

В XVIII веке под понятием «Культура» подразумевали воспитанность, соблюдение этических норм, определенная степень образованности.

В XIX веке установились 4 основных понимания слова «Культура»;

1) уровень общего состояния ума;

2) уровень интеллектуального развития целого общества;

3) совокупность художественно-творческой деятельности;

4) способ жизни материального и духовного плана.

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженные в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.

Культуру создает человек, являясь субъектом природы, и в то же время культура воздействует на человека через нормы, правила, законы, и человек является объектом воздействия культуры. Это происходит через законы преемственности и наследования культуры.

3. Функции культуры.

Культура – многофункциональная система:

1) освоение и преобразование окружающего мира – одна из главных функций;

2) познавательная;

3) хранение и передача человеческого опыта, знаний, культуры, информации;

4) образовательная;

5) воспитательная;

6) коммуникативная (общение);

7) нормативная (регулятивная);

8) психологическая разрядка.

4. Структура культуры.

Структурными единицами культуры являются материальная и духовная культуры.

Материальная культура – предметно-объектная деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребностей, т.е. «человек в вещи».

К материальной культуре относим здания, сооружения, транспорт, коммуникации, виды животных, сорта растений, воспроизводство человека, производственные процессы, орудия и средства труда, деньги, физкультура
(спорт), экология и др.

Духовная культура – эмоционально-чувственная сторона деятельности человека.

Формы духовной культуры:

1) Одна из ранних – миф – особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через природу, ее обожествления и наделения ее сверхъестественной силой.

В процессе перехода от формы 1 к форме 2 (в течение 30 000 лет) возникают:

Тотемизм – поклонение животному миру.

Фетишизм – поклонение неживой природе.

Анимизм – одухотворение живой и неживой природы.

Язычество – многобожие.

2) Религия – особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через бога и наделения его сверхъестественной силой.

3) Философия (примерно VI до н.э.) – наука о всеобщих законах развития и движения природы, общества и мышления.

4) Наука – система знаний о закономерностях становления, формирования, развития природы, общества, человека.

5) Искусство – деятельность человека по законам красоты и гармонии.

6) Нравственность – деятельность человека, которая регулируется правилами и нормами, принятыми в обществ.

5. Массовая и элитарная культуры.

Массовая (общедоступная) культура – рассчитана на широкий круг потребителей. К жанрам массовой культуры относятся мелодрамы, боевики, стили ненаучной фантастики, развлекательные шоу, шлягеры, разновидности легких жанров музыки, «желтая» пресса. Оно должно иметь легкий сюжет, действия должны происходить в экзотической местности.

Элитарная культура – культура для избранных и созданная самими избранными: балет, опера, театральный жанр, симфоническая и классическая музыка, живопись.

-----------------------

Материальные потребности (еда, питье, сон)

Безопасность личной жизни

Общение

Уважение

Самореализация

Материальная культура

Духовная культура


Похожие работы:

  1. • Педагогические функции урока (лекции)
  2. • Методика подготовки и чтения лекций по психологии
  3. • Психологический анализ лекций по психологии
  4. • Компоненты лекторского мастерства
  5. • Лекция как один из методов обучения на третьей ...
  6. • Лекция как активная форма обучения
  7. • Методика підготовки та проведення лекційних занять у ...
  8. • О содержании и методике лекций проблемного характера
  9. • Лекция - ... философии: содержание, структура и стиль лекции
  10. • Электронный конспект лекций по курсу МСКИТ
  11. • Методическая разработка учебной лекции
  12. • Методика подготовки проблемной лекции
  13. • Формы обучения в высшей школе
  14. • Правоведение - курс лекций
  15. • Александр Григорьевич Столетов
  16. • Лекции по оптике
  17. • Имидж лектора и публичного выступления
  18. • Пути стимулирования познавательной деятельности ...
  19. • Разработка методики преподавания психологии
  20. • Преподавание истории психологии
Рефетека ру refoteka@gmail.com