Рефетека.ру / Маркетинг

Доклад: Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок"

Министерство образования и науки Украины

Донбасская Государственная Машиностроительная Академия

Кафедра «Финансы»


БИЗНЕС - ПЛАН

кафе «Скушай пирожок»


Краматорск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ


1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДУКТА ИЛИ УСЛУГИ

4 РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТА

5 АНАЛИЗ РЫНКА

6 ПЛАНИРУЕМЫЙ ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА

6.1 План производства и расчет выпуска продукции

6.2 Цена продукции

6.3. Объем производства в денежном выражении

7 ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫМИ ФАКТОРАМИ

7.1 Обеспеченность производства сырьем и материалами

7.2 Обеспеченность производства необходимым оборудованием

7.3 – Обеспеченность проекта необходимыми кадрам

8 СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА

9 СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА

10 ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ И ФОРМЫ ИХ СТРАХОВАНИЯ

11 ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

11.1 Определение прибылей и убытков

11.2 Построение точки безубыточности

11.3 Определение основных показателей оценки эффективности инвестиций

12 СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА (РЕЗЮМЕ)


Задача бизнес плана – обосновать эффективность организации кафе «Скушай пирожок», а также заинтересовать инвесторов принять участие в финансировании данного проекта. Предприятие будет предлагает изготовление пирожков в широком ассортименте для удовлетворения различных вкусов.

На первом этапе планируется выпускать следующие виды блинов:

- «Пирожки духовые» - с различными начинками;

- «Жареные пирожки» с различными начинками;

Также предполагается реализация сопутствующей продукции, такой как ,соки, чай и кофе.

В будущем ассортимент продукции будет расширен с учетом вкусов потенциальных потребителей.

Сырьевую базу будут обеспечить лучшие предприятия-поставщики, которые находятся практически во всех регионах Украины, что дает возможность использовать натуральное сырье высокого качества.

Предполагаемый объем инвестиций или первоначальный капитал составляет 108802 грн., 65000 из которых – собственные средства (уставный фонд), 43802 грн. планируется взять в банке под 15% годовых на год. Срок реализации проекта 5 лет.

Получение кредита планируется осуществить одним платежом в конце 2008 года. При этом гарантируется полное погашение кредита и процентов по его обслуживанию в конце 2009 года.

Прогнозируемый спрос на продукцию может быть выражен в среднем количестве посетителей в день, при чем наибольшая посещаемость ожидается в выходные и праздничные дни, а также в летнее время года. Из расчета 36 посадочных мест ожидается в среднем 150 клиентов ежедневно.

Конкурентоспособность фирмы обеспечивается низкими внутрипроизводственными затратами, изготовлением продукции высокого качества, высоким уровнем обслуживания клиентов и сравнительно невысокими цена на продукцию.

Период окупаемости (РР) проекта составляет 0,59 года., чистая текущая стоимость составит (NPV) 405736,57 грн, рентабельность инвестиций (PI) – 4,72, внутренняя норма прибыли (IRR) – 33,8%.

Приведенное в следующих разделах более детальное описание и обоснование целесообразности проекта свидетельствует о высоком уровне его эффективности.

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ


Список самых прибыльных сфер украинской экономики по итогам последних лет, возглавила отрасль торговли и общественного питания. По данным Госкомстата, доля прибыльных предприятий в торговле и общественном питании за 2007г. достигла 66,8%. Торговля и общепит самые развитые и в то же время самые динамичные отрасли малого бизнеса в Украине.

Аналогичная ситуация и в нашем городе: оборот розничной торговли за первое полугодие составил 1725,7 млн. грн. Это значит, что горожане потратили на покупки именно эту сумму. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то она увеличилась на 3,6%. Количество предприятий общественного питания составляет 235 объектов, в том числе общедоступная сеть - 127 с общим числом посадочных мест - 4182. Прирост составил 9,5%. Сфера торговли и общественного питания в настоящее время является одной из самых инвестиционно привлекательных.

Что касается открытия кафе быстрого питания «Скушай пирожок» которое будет продавать пирожки, то это сейчас довольно популярный объект инвестиций, окупающийся в среднем за 1-4 года, в зависимости от региона и месторасположения. Пирожки – это продукт, который люди приобретают на рынках ж/д вокзалах, а также пользуется спросом в закусочных. В городе конкуренция не столь велика, но увеличение заведений, предлагающих этот вид продукции, заметено возрастает.

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДУКТА ИЛИ УСЛУГИ


Наше предприятие будет заниматься производством и реализацией пирожков. Изделия будут всегда свежими и качественными.

Первое время объемы и ассортимент производства будут невелики. Но по мере завоевания потребителя, первое и второе будет расширяться. Кафе «Скушай пирожок» планирует предоставлять следующие виды услуг:

выпечка и реализация пирожков.

предоставление услуги «Пирожки в руки».

в ассортимент кафе будут включены соки, кофе и чай со специфическими вкусами.

«Скушай пирожок» занимается изготовлением изделий из дрожжевого теста. При изготовлении пирожков и сопутствующих товаров не будут использованы концентраты.

Первым и определяющим фактором при организации производства будет именно качество продукции, так как:

- потребители стали более притязательны к тому, что они употребляют.

- пирожки это такой товар, который сразу даст понять о своем качестве.

Цена за наши пирожки будет довольно не высока.

Пирожки нашего производства будут пользоваться огромным спросом среди потребителей продукции данного рода не только за счет своих изумительных вкусовых качеств, но и из-за того, как будут они поданы, т. к., несмотря на огромное количество всевозможных кафе, закусочных и прочих заведений подобного рода такой продукции как пирожки не уделяют должного внимания.

Конкуренты нашего кафе «Скушай пирожок».

В настоящее время на рынке услуг существует огромное количество заведений общественного питания, предоставляющих аналогичные услуги, однако, основным недостатком товаров и услуг у конкурентов являются высокие цены и невысокое качество продукции, обслуживания.

Пирожки конкурентами продаются как через сети торговых магазинов, в закусочных низкого уровня, главным недостатком таких конкурентов является, то, что качество продукции не соответствует необходимому, а также нет необходимого уровня обслуживания.

Основными нашими конкурентами могут послужить кафе, пиццерии, заведения быстрого питания города.

Основным преимуществом планируемого кафе «Скушай пирожок» будет близость к потребителю, расширение ассортимента услуг (товаров) и возможность снижения услуг.

Нашими конкурентами в городе Торезе будут являться следующие предприятия общественного питания: кафе «Жердяй», кафе «Жорик», кафе «Толстун». Оценим конкурентоспособность нашего предприятия с основными конкурентами (табл.3.1).


Таблица 3.1 - Анализ конкурентоспособности

Факторы Кафе «Скушай пирожок» Конкуренты


Кафе

«Жердяй»

Кафе

«Жорик»

Кафе

«Толстун»

Качество Всегда теплые, свежие, вкусные изделия Все продукты привозные – полуфабрикаты. Еда не всегда свежая и качественная Пироги всегда не всегда вкусные и качественные Продукция всегда свежая. Еда качественная и вкусная.
Местонахождение Вблизи от остановки, оживленное место, площадь города Не очень оживленное место, не близко от остановки.. Оживленный район, центр города.. Вблизи от остановки, оживленное место (рынок).
Уровень цены Средняя Выше средней Средняя Средняя
Исключительность товаров Товар распространенный на рынке Обычный Распространенный Распространенный
Ассортимент 6-10 видов. Неширокий ассортимент Неширокий ассортимент Широкий ассортимент
Репутация фирмы Фирма новая Сомнительная. Сомнительная Известная, постоянные клиенты.

Таким образом, после проведенного анализа выявилось следующее: на рынке общественного питания основным конкурентом создаваемого предприятия является кафе «Толстун». Для повышения конкурентоспособности «Скушай пирожок» необходимо осуществлять деятельность в области рекламы и ценообразования, используя свои сильные стороны: такие как выгодное место расположения, новизну предлагаемого товара, отличающегося от товаров конкурентов и высокое качество продукции, получаемое за счет качественного сырья и высокопрофессиональных кадров.


4 РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТА


В связи с тем, что в настоящее время существует огромное количество конкурентов в сфере обслуживания, пристальное внимание следует обратить на месторасположение будущего кафе «Скушай пирожок».

Необходимые условия: нужно, чтобы месторасположение было как можно более удобным для жителей и гостей города – будущих посетителей, но в то же время необходимо учитывать и месторасположение конкурентов, а также стоимость и наличие необходимых площадей в данном районе.

С целью определения наиболее удачного помещения нашего кафе были оценены преимущества и недостатки места расположения будущей фирмы на нескольких центральных улицах города. Было определено, что наиболее выгодным местом расположения будет площадь города (не далеко от остановки) по улице Ленина, т. к. в этом районе всегда много людей, при чем рядом находится жилой микрорайон, а также 2 учебных заведения. Такое размещение позволит быстро найти нашим поставщикам место расположение нашего кафе.

Предполагается взять в аренду помещение размером 68 кв.м. договор аренды предусматривает выполнение внутреннего ремонта помещения в размере 7356 грн., и годовую арендную плату в размере 16000 грн.

Договор заключается сроком на 5 лет.


5 АНАЛИЗ РЫНКА


В условиях господства рыночных отношений планирование бизнеса теснейшим образом связано с предвидением возможностей сбыта продукта на рынке товаров и услуг. Чтобы прогнозные оценки предпринимателя наиболее соответствовали реальной ситуации будущего спроса и объема продаж, необходимо тщательно исследовать, изучить, проанализировать рынок сбыта предпринимательского продукта, т.е. людей, которые покупают товар предприятия или пользуются его услугами. Необходимо держать под контролем круг потребителей, тогда фирма всегда сможет решить: оставаться ей на рынке или покинуть его.

Анализ будущего рынка сбыта – это один из важнейших этапов подготовки бизнес-планов, и на такую работу нельзя жалеть ни средств, ни сил, ни времени. Опыт показывает, что неудача большинства провалившихся со временем коммерческих проектов, была связана именно со слабым изучением рынка и переоценкой его емкости.

Исследовать рынок необходимо с позиций: потребителей и конкурентов.

Основные потребители продукции:

1.Студенты

2. Жители центра города – района, где будет расположено кафе

3. Приезжие.

4. Любые клиенты, желающие приобрести продукцию кафе.

Для успешной реализации своей продукции, организации необходимо дифференцировать потребителей, чтобы выявить тех из них, которые могли бы стать потенциальными потребителями продукции данной организации.

Для сегментации рынка необходимыми параметрами являються социальная принадлежность и уровень дохода.

Таким образом, продукция в большей степени «Скушай пирожок» будет пользоваться спросом у молодежи и работающих, со средним доходом и выше.


Таблица 5.1 – Характеристика современного объема спроса (продаж) на продукт (услугу) на внутреннем рынке (в натуральных единицах) за предыдущие два года.

Наименование

продукции

Года отчетного периода

2006 2007

Общий объем спроса В т.ч. удовлетворенного Общий объем спроса В т.ч. удовлетворенного





1 2 3 4 5

Основная продукция

"Пирожки жаренные" 41850 10085 48128 12909
-с картошкой 15650 4695 17998 6010
-с картошкой и печенкой 13200 2640 15180 3379
- с капустой 8000 2000 9200 2560
- с вишневым повидлом 5000 750 5750 960
"Пирожки духовые" 32500 6981 37375 9381





-с изюмом и творогом 10500 2415 12075 3140





- с яблоками 8400 1512 9660 1966





-с вишней 5800 870 6670 1218
-с джемом 7800 2184 8970 3058
Всего по основной продукции 74350 17066 85503 22290





Дополнительная продукция

Сок 1 литр 5000 3000 6400 5000
Сок 0,5 литра 7200 6000 8000 7000
Кофе натуральный 5300 4000 6500 5500
Кофе растворимый 9000 8000 10500 9000
Чай 7000 5000 9000 7000
Всего по дополнительной продукции 33500 26000 40400 33500
Всего за год 107850 43066 125903 55790

Прогноз возможного объема продаж основной продукции кафе «Скушай пирожок» рассматривается в таблице 5.2 по трем сценариям, т.е. при максимальном уровне потребления, при среднем уровне потребления и при минимальном уровне потребления, а дополнительной продукции при среднем уровне потребления.


Таблица 5.2 – Прогноз возможного объема продажи продукта (услуги) в рамках рассматриваемого инвестиционного проекта на предстоящие пять лет (в натуральных единицах измерения)

Район продаж

Года прогнозируемого периода


2009

2010

2011

2012

2013


За месяц

За год





Район, в котором предусматривается реализация проекта














Основная продукция

1 2 3 4 5 6 7 8
"Пирожки жаренные"

максимальный

ур-нь

2126 25510 28061 30867 33953 37349

средний ур-нь 1892 22704 24975 27472 30220 33242

минимальный

ур-нь

1735 20820 22902 25192 27711 30483
в том числе:
с картошкой

максимальный

ур-нь

585 7023 7726 8498 9348 10283

средний ур-нь 519 6230 6853 7539 8293 9122

минимальный

ур-нь

472 5664 6230 6853 7539 8293
с картошкой и печенкой

Максимальный

ур-нь

431 5166 5683 6251 6876 7564

средний ур-нь 382 4578 5036 5539 6093 6703

минимальный

ур-нь

350 4200 4620 5082 5590 6149
с капустой

Максимальный

ур-нь

647 7759 8535 9389 10327 11360

средний ур-нь 578 6932 7626 8388 9227 10150

минимальный

ур-нь

530 6360 6996 7696 8465 9312
с вишневым повидлом максимальный ур-нь 463 5561 6117 6729 7402 8142

средний ур-нь 414 4964 5460 6006 6607 7267

минимальный ур-нь 383 4596 5056 5561 6117 6729
"Пирожки духовые" максимальный ур-нь 1815 21780 23958 26353 28989 31888

средний ур-нь 1610 19323 21255 23380 25719 28290

минимальный ур-нь 1475 17700 19470 21417 23559 25915
в том числе:
с изюмом и творогом

максимальный ур-нь

573 6881 7569 8326 9158 10074

средний ур-нь 517 6204 6824 7507 8258 9083

минимальный ур-нь 470 5640 6204 6824 7507 8258
с яблоками максимальный ур-нь 394 4723 5196 5715 6287 6915

средний ур-нь 352 4224 4646 5111 5622 6184

минимальный ур-нь 320 3840 4224 4646 5111 5622
с вишней максимальный ур-нь 352 4224 4646 5111 5622 6184

средний ур-нь 309 3711 4082 4490 4939 5433

минимальный ур-нь 285 3420 3762 4138 4552 5007
с джемом максимальный ур-нь 496 5952 6547 7202 7922 8714

средний ур-нь 432 5184 5702 6273 6900 7590

минимальный ур-нь 400 4800 5280 5808 6389 7028

Дополнительная продукция

Сок 1 литр средний ур-нь 200 2400 2500 2600 2700 2800
Сок 0,5 литра средний ур-нь 300 3600 3700 3800 3900 4000
Кофе натуральный средний ур-нь 200 2400 2500 2600 2700 2800
Кофе растворимый средний ур-нь 600 7200 7300 7400 7500 7600
Чай средний ур-нь 400 4800 4900 5000 5100 5200

Другие районы в г. Торезе




Основная продукция

"Пирожки жаренные" максимальный ур-нь 1386 16632 19126 21996 25296 29090

средний ур-нь 1260 15120 17388 19998 22996 25986

минимальный ур-нь 811 9732 11192 12871 14801 17021
в том числе:
с картошкой максимальный ур-нь 231 2772 3188 3666 4216 4848

средний ур-нь 210 2520 2898 3333 3833 4331

минимальный ур-нь 191 2292 2636 3031 3486 4009
с картошкой и печенкой максимальный ур-нь 231 2772 3188 3666 4216 4848

средний ур-нь 210 2520 2898 3333 3833 4331

минимальный ур-нь 220 2640 3036 3491 4015 4617
с капустой максимальный ур-нь 462 5544 6375 7332 8432 9697

средний ур-нь 420 5040 5796 6666 7665 8662

минимальный ур-нь 250 3000 3450 3968 4563 5247
с вишневым повидлом максимальный ур-нь 462 5544 6375 7332 8432 9697

средний ур-нь 420 5040 5796 6666 7665 8662

минимальный ур-нь 150 1800 2070 2381 2738 3148
"Пирожки духовые" максимальный ур-нь 739 8872 9759 10735 11808 12989

средний ур-нь 654 7850 8635 9499 10449 11494

минимальный ур-нь 600 7200 7920 8712 9583 10542
в том числе:
с изюмом и творогом максимальный ур-нь 159 1903 2094 2303 2533 2786

средний ур-нь 143 1716 1888 2076 2284 2512

минимальный ур-нь 130 1560 1716 1888 2076 2284
с яблоками максимальный ур-нь 185 2214 2435 2679 2947 3242

средний ур-нь 165 1980 2178 2396 2635 2899

минимальный ур-нь 150 1800 1980 2178 2396 2635
с вишней максимальный ур-нь 148 1778 1956 2152 2367 2604

средний ур-нь 130 1562 1719 1891 2080 2288

минимальный ур-нь 120 1440 1584 1742 1917 2108
с джемом максимальный ур-нь 248 2976 3274 3601 3961 4357

средний ур-нь 216 2592 2851 3136 3450 3795

минимальный ур-нь 200 2400 2640 2904 3194 3514

Дополнительная продукция

Сок 1 литр средний ур-нь 100 1200 1300 1400 1500 1600
Сок 0,5 литра средний ур-нь 150 1800 1900 2000 2100 2200
Кофе натуральный средний ур-нь 200 2400 2500 2600 2700 2800
Кофе растворимый средний ур-нь 50 600 700 800 900 1000
Чай средний ур-нь 150 1800 1900 2000 2100 2200

В целом по всем регионам: Основная продукция

"Пирожки жаренные" максимальный ур-нь 3512 42142 47187 52863 59249 66439

средний ур-нь 3152 37824 42363 47470 53216 59228

минимальный ур-нь 2546 30552 34094 38063 42513 47504
в том числе:
с картошкой максимальный ур-нь 816 9795 10914 12164 13564 15131

средний ур-нь 729 8750 9751 10872 12126 13453

минимальный ур-нь 663 7956 8866 9885 11025 12301
с картошкой и печенкой максимальный ур-нь 662 7938 8871 9917 11092 12412

средний ур-нь 592 7098 7934 8872 9926 11034

минимальный ур-нь 570 6840 7656 8573 9605 10767
с капустой максимальный ур-нь 1109 13303 14910 16721 18759 21057

средний ур-нь 998 11972 13422 15054 16892 18812

минимальный ур-нь 780 9360 10446 11663 13028 14559
с вишневым повидлом максимальный ур-нь 925 11105 12492 14061 15834 17839

средний ур-нь 834 10004 11256 12672 14272 15929

минимальный ур-нь 533 6396 7126 7942 8855 9877
"Пирожки духовые" максимальный ур-нь 1848 22176 25500 29328 33727 38786

средний ур-нь 1680 27173 23185 26662 30661 34647

минимальный ур-нь 1530 18360 20900 23995 27595 31734
в том числе:
с изюмом и творогом максимальный ур-нь 732 8784 9662 10629 11692 12861

средний ур-нь 660 7920 8712 9583 10542 11596

минимальный ур-нь 600 7200 7920 8712 9583 10542
с яблоками максимальный ур-нь 578 6937 7631 8394 9233 10157

средний ур-нь 517 6204 6824 7507 8258 9083

минимальный ур-нь 470 5640 6204 6824 7507 8258
с вишней максимальный ур-нь 500 6002 6602 7263 7989 8788

средний ур-нь 439 5273 5800 6380 7018 7720

минимальный ур-нь 405 4860 5346 5881 6469 7116
с джемом максимальный ур-нь 744 8928 9821 10803 11883 13071

средний ур-нь 648 7776 8554 9409 10350 11385

минимальный ур-нь 600 7200 7920 8712 9583 10542

Дополнительная продукция

Сок 1 литр средний ур-нь 300 3600 3800 4000 4200 4400
Сок 0,5 литра средний ур-нь 450 5400 5600 5800 6000 6200
Кофе натуральный средний ур-нь 400 4800 5000 5200 5400 5600
Кофе растворимый средний ур-нь 650 7800 8000 8200 8400 8600
Чай средний ур-нь 550 6600 6800 7000 7200 7400

Данные о росте рынка были определены путем построения трех сценариев: рост рынка по максимальному варианту рассчитывался исходя из увеличения населения и увеличения доли покупателей на 21-23%, по среднему – на 8-10% и по минимальному.

Минимальный вариант предусматривает сохранение всех пропорций (числа пенсионеров и доли покупателей общей численности населения) и изменение численности населения в соответствии с наметившимися тенденциями.

Таким образом, прогнозируемые объемы продаж могут значительно колебаться в зависимости от социально-экономических, демографических и прочих факторов.


Таблица 5.3 – Характеристика современного и прогнозируемого уровней цен на продукт (услугу)

Продукция Современный уровень цен, грн Прогнозируемый уровень цен, грн


2009 2010 2011 2011 2012
Жареные пирожки





- с картошкой 2,42 2,69 3,01 3,37 3,78 4,23
- с картошкой и печенкой 2,92 3,25 3,64 4,07 4,56 5,11
- с капустой 2,44 2,69 3,01 3,37 3,78 4,23
- с вишневым повидлом 3,91 4,31 4,83 5,41 6,06 6,79
Пирожки духовые





- с творогом и изюмом 3,68 4,03 4,52 5,06 5,66 6,34
- с яблоками 2,69 2,91 3,26 3,65 4,09 4,58
- с вишней 3,09 3,36 3,76 4,21 4,72 5,29
- с джемом 3,27 3,58 4,01 4,50 5,04 5,64
Соки
2,69 3,01 3,37 3,78 4,23
1 литр 6,75 6,75 7,40 8,15 8,95 9
0,5 литр 3,85 3,85 4,20 4,60 5,05 5,55
Чай 1,10 1,10 1,20 1,30 1,45 1,60
Кофе





растворимый 1,10 1,10 1,20 1,30 1,45 1,60
натуральный 3,85 3,85 4,20 4,60 5,05 5,55

Таким образом, видно, что уровни цен на продукцию будут иметь тенденцию к повышению, что будет связано с увеличением наценки на продукцию в целом на 10-12% за год.

6 ПЛАНИРУЕМЫЙ ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА


Производственный процесс выпечки пирожков состоит из следующих действий (операций):

прием заказа

замешивания теста

контроль качества

непосредственного изготовления пирожков

оформление и подача заказа

Выпечка пирожков занимает от 8 до 10 минут в зависимости от выбранного наименования и количества заказанного, т.к. ассортимент достаточно широк и довольно сложно представить себе единую схему технологического процесса.


6.1 План производства и расчет выпуска продукции


Так, как основная деятельность нашего предприятия состоит в изготовлении пирожков, рассмотрим два вида товаров: пирожки жареные и пирожки духовые.

Расчеты производились исходя из средних цен на продукты и товары у предполагаемых поставщиков на момент разработки бизнес-плана.


Таблица 6.1.1 - Цены на основное сырье

Наименование Цена за 1 кг, грн
Мука 3,50
Растительное масло 6,60
Яйца 5,25
Дрожжи 9,00
Сахар 3,20
Соль 0,60

Произведем расчет себестоимости нашей продукции.

Таблица 6.2.1 - Расчет расхода продуктов для приготовления «Жареных пирожков» (без начинки)

Наименование Цена за 1 кг. Количество продуктов, расходуемое на 10 порций Стоимость продуктов на 10 порций, грн
Мука 3,50 0,5 1,75
Растительное масло 6,60 0,002 0,0132
Сахар 3,20 0,06 0,192
Яйца 5,25 0,2дес. 1,05
Соль 0,60 0,0030 0,0018
Дрожжи 9,00 0,05 0,45
ИТОГО 28,15 - 3,46

1) Стоимость продукции на 10 порций =3,46 грн. Таким образом, можем определить стоимость продукции на 1 порцию:

Стоимость продукции на 1 порцию = 3,46/ 10 = 0,346 грн

Суточный выпуск «Жареных пирожков» 150 порций, в том числе:

- картошкой– 50 шт;

- картошкой и печенкой – 28 шт;

- с капустой – 37 шт;

- с вишневым повидлом– 35 шт;

Стоимость суточных расходов на сырье 51,9 грн. (на 150 порций)

2) Расход электроэнергии 40 кВт/ч, за смену (6 часов) - 240 кВт/ч. Ее стоимость при тарифе 0,25 коп. за кВт/ч – 60 грн.

Доля «Жареных пирожков» 60 % от всего натурального объема в сутки. Таким образом, стоимость электроэнергии в сутки 36,00 грн.

Зарплата повара – 700 грн. в месяц, официанта - 500, уборщицы – 250, суточная зарплата рабочих – 40 грн + з/п уборщицы 8 грн.

Доля «Жареных пирожков» 60 % от всего объема в сутки, таким образом, зарплата производственных рабочих составляет 28,88 грн. в сутки.

3) Зарплата административно-управленческого персонала в месяц составляет 1800 грн, за день их зарплата составит 60 грн. Так как доля «Жареных пирожков» - 60%, зарплата административно-управленческого персонала составит 36 грн.

4) Арендная плата за помещение – 44,40 грн. в сутки

Доля «Жареных пирожков» 60 % от всего объема в сутки, значит арендная плата за помещение 26,64 грн. в сутки

5)Непредвиденные расходы 1,00 грн.

Структурируем все рассчитанные данные и представим их в виде таблице


Таблица 6.2.2 - Расчет себестоимости «Жареных пирожков»

Элементы затрат Сумма, грн.
Оплата труда 64,88
Материальные затраты, в том числе: 87,9
- сырье и материалы (на 150 порций) 51,9
- электроэнергия и т.д. 36
Арендная плата 26,64
Непредвиденные расходы 1,00
Полная себестоимость (на 150 порций) 180,42


Полная себестоимость (на 1 порцию) 1,2



Итого себестоимость «Жареных пирожков», выпускаемых в сутки: 180,42 грн.

При суточной выпечке 150 порций себестоимость порции составит 1,2 грн.


Таблица 6.2.3 – Расчет расхода продуктов на начинку для «Жареных пирожков»

Наименование Цена за 1 кг. Количество продуктов, расходуемое на 10 порций Стоимость продуктов на 10 порций, грн

Стоимость продуктов на

1 порцию, грн

Картошка 2,00 0,5 1,00 0,1
Картошка и печенка 2,00*0,5+12,00*0,5=7,00 0,5 3,5 0,35
Капуста 2,20 0,5 1,1 0,11
Вишневое повидло 18,00 0,5 9,00 0,9

Таким образом, получаем себестоимость «Жареных пирожков» с различной начинкой (табл. 6.2.4)


Таблица 6.2.4 – расчет себестоимости «Жареных пирожков» с начинкой

Наименование Себестоимость на 1 порцию, грн
«Жареных пирожков» с картошкой 1,2 + 0,1= 1,3
«Жареных пирожков» с картошкой и печенкой 1,2 + 0,35 = 1,57
«Жареных пирожков» с капустой 1,2 + 0,11 = 1,31
«Жареных пирожков» с вишневым повидлом 1,2 + 0,9 = 2,10

Таблица 6.2.5 - Расчет расхода продуктов для приготовления «Пирожков духовых» (без начинки)

Наименование Цена за 1 кг. Количество продуктов, расходуемое на 10 порций Стоимость продуктов на 10 порций, грн
Мука 3,50 0,5 1,75
Растительное масло 6,60 0,002 0,0132
Сахар 3,20 0,06 0,192
Яйца 5,25 0,2дес. 1,05
Соль 0,60 0,0030 0,0018
ИТОГО 28,15 - 3,01

1) Стоимость продукции на 10 порций =3,01 грн. Таким образом, можем определить стоимость продукции на 1 порцию:

Стоимость продукции на 1 порцию = 3,01/ 10 = 0,03 грн

Суточный выпуск «Пирожков духовых» 100 порций, в том числе:

- с творогом и изюмом – 30 шт;

- с яблоками – 25 шт;

- с вишней – 20 шт;

- с джемом– 25 шт;

Стоимость суточных расходов на сырье 30,1 грн. (на 100 порций)

2) Расход электроэнергии 40 кВт/ч, за смену (6 часов) - 240 кВт/ч. Ее стоимость при тарифе 0,25 коп. за кВт/ч – 60 грн.

Доля «Жареных пирожков» 40 % от всего натурального объема в сутки. Таким образом, стоимость электроэнергии в сутки 24,00 грн.

Зарплата повара – 700 грн. в месяц, официанта - 500, уборщицы – 250, суточная зарплата рабочих – 40 грн + з/п уборщицы 8 грн.

Доля «Жареных пирожков» 40 % от всего объема в сутки, таким образом, зарплата производственных рабочих составляет 19,2 грн. в сутки.

3) Зарплата административно-управленческого персонала в месяц составляет 1800 грн, за день их зарплата составит 60 грн. Так как доля «Пирожков духовых» - 40%, зарплата административно-управленческого персонала составит 24 грн.

4) Арендная плата за помещение – 44,40 грн. в сутки

Доля «Пирожков духовых» 40 % от всего объема в сутки, значит арендная плата за помещение 17,76 грн. в сутки

5)Непредвиденные расходы 1,00 грн.

Структурируем все рассчитанные данные и представим их в виде таблице

Таблица 6.2.6 - Расчет себестоимости «Жареных пирожков»

Элементы затрат Сумма, грн.
Оплата труда 43,2
Материальные затраты, в том числе: 54,1
- сырье и материалы (на 100 порций) 30,1
- электроэнергия и т.д. 24
Арендная плата 17,76
Непредвиденные расходы 1,00
Полная себестоимость (на 100 порций) 116,06


Полная себестоимость (на 1 порцию) 1,16



Итого себестоимость «Пирожков духовых», выпускаемых в сутки: 116,06 грн.

При суточной выпечке 100 порций себестоимость порции составит 1,16 грн.


Таблица 6.2.7 – Расчет расхода продуктов на начинку для «Пирожков духовых»

Наименование Цена за 1 кг. Количество продуктов, расходуемое на 10 порций Стоимость продуктов на 10 порций, грн Стоимость продуктов на 1 порцию, грн
Творог и изюм 15*0,8+10*0,2=14 0,5 7,00 0,7
Яблоки 4,00 0,5 2,00 0,2
Вишня 8,00 0,5 4,00 0,4
Джем 10,00 0,5 5,00 0,5

Таким образом, получаем себестоимость «Пирожков духовых» с различной начинкой (табл. 6.2.8)


Таблица 6.2.8 – расчет себестоимости «Пирожков духовых» с начинкой

Наименование Себестоимость на 1 порцию, грн
«Пирожков духовых» с творогом и изюмом 1,16 + 0,7= 1,86
«Пирожков духовых» с яблоками 1,16 + 0,2 = 1,36
«Пирожков духовых» с вишней 1,16 + 0,4 = 1,56
«Пирожков духовых» с джемом 1,16 + 0,5 = 1,66

Планируемый суточный объем выпуска согласно рассчитанных смет:

«Жареные пирожки»:

Средний объем продаж составит 150 штук пирожков этого вида с разными начинками в сутки:

- «Жареные пирожки» с картошкой - 50 шт., себестоимостью 1,3 грн;

- «Жареные пирожки» с картошкой и печенкой - 28 шт., себестоимостью 1,57 грн;

- «Жареные пирожки» с капустой – 37 шт., себестоимостью 1,31 грн;

- «Жареные пирожки» с вишневым повидлом - 35 шт., себестоимостью 2,10 грн;

«Пирожки духовые»:

Средний объем продаж составит 100 штук пирожков этого вида с разными начинками в сутки:

- «Пирожки духовые» с творогом и изюмом-30 шт., себестоимостью 1,86 грн;

- «Пирожки духовые» с яблоками - 25 шт., себестоимостью 1,36 грн;

- «Пирожки духовые» с вишней - 20 шт., себестоимостью 1,56 грн;

- «Пирожки духовые» с джемом - 25 шт., себестоимостью 1,66 грн;

Суточная продажа дополнительной продукции:

Сок 1 литр – 10 упаковок (себестоимость 3,50 грн)

Сок 0,5 литра – 15 упаковок (себестоимость 2,00 грн)

Кофе натуральный – 14 чашек (себестоимость2,00 грн)

Кофе растворимый – 22 чашки (себестоимость 0,50 грн)

Чай – 18 чашек (себестоимость 0,50 грн).

6.2 Себестоимость продукции

Общая сумма затрат на производство продукции может изменится из-за:

- Объема производства продукции и ее структуры;

- Уровня переменных затрат на единицу продукции;

- Суммы постоянных расходов.

Переменные затраты включают в себя:

- Сдельная зарплата производственных рабочих;

- Прямые материальные затраты;

- Услуги

Постоянные затраты состоят из:

- Амортизации;

- Арендной платы;

- Повременной зарплаты рабочих и административно-управленческого персонала.

- Повременная зарплата производственных рабочих;


6.2 Цена продукции


Придерживаясь общей методики расчёта цены, при её определении будем следовать следующему плану:

Постановка задачи ценообразования;

Определение спроса;

Прогноз издержек;

Анализ цен конкурентов;

Выбор метода ценообразования;

Установление окончательной цены.

Нашей задачей будет являться следующее:

Исходя из этого, при определении цены, будем использовать метод «средней издержки плюс прибыль», но также не будем забывать о ценах конкурентов.

Учитывая темпы инфляции, цены на нашу продукцию будут меняться, на момент составления бизнес-плана они составили:


Таблица 6.3.1 - Расчет цены на основную продукцию

«Жареные пирожки» с картошкой
Себестоимость 1,3
Наценка 55%
Цена без НДС 2,02
НДС 20%

Цена

2,42

«Жареные пирожки» с картошкой и печенкой
Себестоимость 1,57
Наценка 55%
Цена без НДС 2,43
НДС 20%

Цена

2,92

«Жареные пирожки» с капустой
Себестоимость 1,31
Наценка 55%
Цена без НДС 2,03
НДС 20%

Цена

2,44

«Жареные пирожки» с вишневым повидлом
Себестоимость 2,10
Наценка 55%
Цена без НДС 3,26
НДС 20%

Цена

3,91

«Пирожков духовых» с творогом и изюмом
Себестоимость 5,14
Наценка 65%
Цена без НДС 3,07
НДС 20%

Цена

3,68

«Пирожков духовых» с яблоками
Себестоимость 1,36
Наценка 65%
Цена без НДС 2,25
НДС 20%

Цена

2,69

«Пирожков духовых» с вишней
Себестоимость 1,56
Наценка 65%
Цена без НДС 2,57
НДС 20%

Цена

3,09

«Пирожков духовых» с джемом
Себестоимость 1,66
Наценка 65%
Цена без НДС 2,74
НДС 20%

Цена

3,27


Соки, чай и кофе мы закупаем у наших поставщиков по следующим оптовым ценам:

Соки 1 литр – 3,50 грн. за ед.

Соки 0,5 литра – 2 грн. за ед.

Чай – 0,50 грн. за ед.

Кофе натуральный – 2 грн. за ед.

Кофе растворимый – 0,50 грн за ед.


Таблица 6.3.2 – Расчет цен на дополнительную продукцию

Сок 1 литр
Себестоимость 3,50
Наценка 60%
Цена без НДС 5,60
НДС 20%

Цена

6,75

Сок 0,5 литра
Себестоимость 2,00
Наценка 60%
Цена без НДС 3,20
НДС 20%

Цена

3,85

Кофе натуральный
Себестоимость 2,00
Наценка 60%
Цена без НДС 3,20
НДС 20%

Цена

3,85

Кофе растворимый
Себестоимость 0,50
Наценка 80%
Цена без НДС 0,90
НДС 20%

Цена

1,10

Чай
Себестоимость 0,50
Наценка 90%
Цена без НДС 0,90
НДС 20%

Цена

1,10


6.3 Объем производства в денежном выражении


Исходя из полученных цен возможно определить объем производства в денежном выражении, который представлен в таблице 6.4.1.


Таблица 6.4.1 – Объем производства в денежном выражении за первый год реализации инвестиционного проекта исходя из среднего уровня.

Наименование продукции Объем производства в натуральном выражении в год Цена на 1 прод-и, грн Объем производства в денежном выражении за год
Основная продукция
«Жареных пирожков» с картошкой 8750 2,42 21175
«Жареных пирожков» с картошкой и печенкой 7098 2,92 20726,16
«Жареных пирожков» с капустой 11972 2,44 29211,68
«Жареных пирожков» с вишневым повидлом 10004 3,91 39115,64
«Пирожков духовых» с творогом и изюмом 7920 3,68 29145,6
«Пирожков духовых» с яблоками 6204 2,69 16688,76
«Пирожков духовых» с вишней 5273 3,09 16293,57
«Пирожков духовых» с джемом 7776 3,27 25427,52

Дополнительная продукция

Сок 1 литр 3600 6,75 24300,00
Сок 0,5 литра 5400 3,85 20790,00
Кофе натуральный 4800 3,85 18480,00
Кофе растворимый 7800 1,10 8580,00
Чай 6600 1,10 7260,00
Всего по дополнительной продукции 28200 - 79410,00
Всего за год 93197
277193,93

7 ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫМИ ФАКТОРАМИ


Следующим этапом разработки бизнес-плана является расчет потребности в основных факторах.


7.1 Обеспеченность производства сырьем и материалами


Обеспеченность производства сырьем и материалами представлено в таблице 7.1.


Таблица 7.1.1 – Обеспеченность производства сырьем и материалами

Ресурсы Единицы измерения Среднегод. потребности Объем поступлений Наименование поставщика Город поставщика



Из региона Другие регионы Страны СНГ

1 2 3 4 5 6 7 8
Сырьевые ресурсы


Мука кг. 5580 5580 - - ООО "Золотой колос" г. Донецк
Растит. масло л. 22,3 22,3 - - будем приобретать на рынке
Яйца шт. 22320 22320 - - 000 "Агратис" г. Снежное
Дрожжи кг. 558 558 - - будем приобретать на рынке
Сахар кг. 669,6 669,6 - - будем приобретать на рынке
Соль кг. 33,48 32,85 - - будем приобретать на рынке
Творог кг. 432 432 - - ООО «Донецкий городской молочный завод» г. Донецк
Картофель кг 1152 1152 - - будем приобретать на рынке -
Печенка кг 252 252 - - будем приобретать на рынке -
Продолжение таблицы 7.1.1
1 2 3 4 5 6 7 8








Капуста кг 1206 1206 - - будем приобретать на рынке -
Вишневое повидло кг 1170 1170 - - будем приобретать на рынке -
Яблоки кг 540 540 - - будем приобретать на рынке -
Изюм кг 108 108 - - будем приобретать на рынке -
Вишня кг 360 360 - - будем приобретать на рынке -
Джем кг 450 450 - - будем приобретать на рынке -
Энергет. ресурсы кВт/ч 86400 - 86400 - - -

7.2 Обеспеченность производства необходимым оборудованием


Таблица 6 – Активы предприятия

№ п/п Активы Количество Цена за единицу Общая стоимость
Техника
1 компьютер 1 2700 2700
2 холодильник 2 8000 16000
3 Сковорода ТEFAL 4 400 1600
4 кассовый аппарат 1 450 450
5 миксер 2 300 600
6 чайник 2 120 240
7 кондиционер 1 2500 2500
8 муз.центр 1 1500 1500
9 микроволновая печь 1 400 400
10 электроплита 1 3000 3000
Мебель
11 стол 6 500 3000
12 стол кухонный 1 1000 1000
14 стол письменный 1 800 800
13 стулья 28 100 2800
14 стулья на колесиках 1 200 200
15 люстры 10 250 2500
15 унитаз 1 500 500
16 барная стойка 1 3000 3000
Офисное оборудование
17 канцелярия 3 30 90
18 папки 10 6 60
19 калькулятор 1 70 70
20 настольные лампы 1 150 150
Электрофурнитура
21 евро–розетка тройная с заземлением 3 25 75
22 выключатели 3 9 27
23 удлинитель 6 евро–розеток 5 м 1 40 40
24 Всего
26050 43302

Общая стоимость оборотных активов составляет 43302 грн.

Необходимо также учесть затраты на ремонт помещения, стоимость материалов и услуг необходимых для реализации проекта. Основные необходимые материалы для ремонта помещения представлены в таблице 7.

Учитывая размер помещения 68 м2, определяем общее количество необходимых строительных материалов.


Таблица 7 – Материалы необходимые для ремонта здания и оборудования под производство кафе

№ п/п Материалы Количество Цена за единицу, грн. Общая стоимость, грн.
1 входные двери пластиковые 1ґ2 м 1 шт. 1200 грн/шт. 1200
2 решетка на окно 4 шт. 300 грн/шт. 1200
3 пластиковая обшивка 102м2 25 грн /м2 2550
4 шурупы–саморезы 300 шт. 0,2 грн /шт. 60
5 гиспокартон 80 м2 14 грн / м2 1120
6 краска: белая (акрил) 10 кг 12 грн/ кг 120
7 Профиль СД 41шт 8 грн/шт 328
8 Профиль УД 12 шт 6 грн/шт 72
9 П-образный подвес 114шт 1,5 грн/шт 171
10 Быстрый гвоздь 180шт 0,15 27
11 Саморез гипсокартонный(1,05 см) 1920 0,1 192
12 Шпатлевка для рустов 1 меш. 60 грн/меш. 60
13 Шпатлевка Finish 6 меш. 25 грн/меш. 150
14 Серпянка 120м 0,12 грн/м 10
15

Расходный материал:

-валик

-шпатель

-затирочная сетка


1 шт.

3 шт

15 шт


12 грн/шт

7 грн/шт.

1 грн/шт

48

12

21

15

16 Всего 7356

В соответствии с планом производства и реализации продукции первоначальная потребность в оборудовании будет несколько меньше.

Потенциальными поставщиками сырья наше кафе являются: ООО «Снежнянский городской молочный завод», ООО «Агратис», ООО «Золотой колос», некоторые продукты будут приобретаться на рынке.

7.3 – Обеспеченность проекта необходимыми кадрам


Всего персонал «Скушай пирожок» насчитывает 10 человека. Ниже приведена таблица с показателями обеспеченности проекта трудовыми ресурсами (табл. 7.3.1)


Таблица 7.3.1 – Обеспеченность проекта необходимыми кадрами

Категория работников Необходимая численность работников Мес. оклад работников, грн Всего за год на оплату труда
1 2 3 4

Руководители




Директор 1 1000 12000
Бухгалтер 1 800 9600

Основные рабочие




Бармен-кассир 1 500 6000
Повар 1 700 8400
Официант 1 500 6000
Работник кухни 1 300 3600

Вспомогательные

рабочие




Уборщик 1 250 3000

Всего

7 4050 48600

Уровень заработной платы не высокий, нужно отметить, что в нашем городе он в целом такой же по предприятиям общественного питания нашего уровня.


8 СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА


Стратегия маркетинга разрабатывается в следующих случаях:

– при выходе на рынок с принципиально новым видом продукта (услуги);

– при внедрении на иные городские рынки

– при высоком уровне конкуренции на соответствующем товарном рынке (рынке услуг) данного региона.

Для привлечения первых клиентов необходимо прибегнуть к незначительной рекламе:

в течении последней недели строительных работ поместить рекламные объявления в местные газеты такие, как «Горняк», «ЭВМ - информ», «Торезские объявления» об открытии кофе на ул. Ленина 10;

разместить недалеко от дороги вывеску о размещении кафе

будут расклеены в ближайших районах рекламы на подъездах.

Предполагаемые расходы на рекламу составляют 70 грн/мес.

9 СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА


В качестве правового статуса мы выбрали общество с ограниченной ответственностью с уставным капиталом 65000 грн. Участники такого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Если же участник внес вклад в уставный капитал общества не полностью, то он несет ответственность в пределах стоимости неоплаченной части его вклада. Общество же не отвечает по обязательствам своих участников. ООО может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником или может впоследствии стать обществом с одним участником, но не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

У нас два учредителя: директор и бухгалтер с равной долей в уставном капитале. Форма собственности - частная.

Директор:

организует всю работу предприятия

несет полную ответственность за его состояние и состояние трудового коллектива

представляет предприятие во всех учреждениях и организациях

распоряжается имуществом предприятия

поиск поставщиков материала

издает приказы по предприятию в соответствии с трудовым законодательством, принимает и увольняет работников

применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия

открывает в банках счета предприятия

Бухгалтер:

Является также заместителем директора по экономическим вопросам;

руководит работой по планированию и экономическому стимулированию на предприятии, повышению производительности труда, выявлению и использованию производственных резервов улучшению организации производства, труда и заработной платы

разрабатывает нормативы для образования фондов экономического стимулирования

проводит всесторонний анализ результатов деятельности предприятия

разрабатывает мероприятия по снижению себестоимости и повышению рентабельности предприятия, улучшению использования производственных фондов, выявлению и использованию резервов на предприятии

осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами

устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия

производит финансовые расчеты с заказчиками и поставщиками, связанные с реализацией готовой продукции, приобретением необходимого сырья, в его задачи также получение кредитов в банке, своевременный возврат ссуд, взаимоотношение с государственным бюджетом.

Так как проектируемое предприятие относится к сфере обслуживания, то планируемый график работы с 8.00 до 16.00. Режим работы барменов, официантов и поваров без перерывов, с 7.30 до 16.00. Режим работы административно-управленческого персонала с 8.00 до 16.00 с перерывом на обед пять дней в неделю. Уборщица работает утром (до открытия) и вечером (после закрытия) магазина.

Найм сотрудников будет проводиться на конкурсной основе, с учетом личных качеств и опыта работы.

10 ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ И ФОРМЫ ИХ СТРАХОВАНИЯ


Чтобы оценить вероятность тех или иных потерь, обусловленных развитием событий по непредвиденному варианту, следует, прежде всего, знать все виды потерь, связанных с предпринимательством, и уметь заранее исчислить их или измерить как вероятные прогнозные величины. При этом естественно желание оценить каждый из видов потерь в количественном измерении и уметь свести их воедино, что, к сожалению, далеко не всегда удается сделать.

Финансовые потери – это прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг. Кроме того, финансовые потери могут быть при недополучении или неполучении денег из предусмотренных источников, при невозврате долгов, неоплате покупателем поставленной ему продукции, уменьшении выручки вследствие снижения цен на реализуемые продукцию и услуги.

Особые виды денежного ущерба связаны с инфляцией, изменением валютного курса гривны, дополнительным узаконенным изъятием средств предприятий в государственный (республиканский, местный) бюджет.

Наряду с окончательными, безвозвратными могут быть и временные финансовые потери, обусловленные замораживанием счетов, несвоевременной выдачей средств, отсрочкой выплаты долгов.

Потери времени существуют тогда, когда процесс предпринимательской деятельности идет медленнее, чем было намечено. Прямая оценка таких потерь осуществляется в часах, днях, неделях, месяцах запаздывания в получении намеченного результата. Чтобы перевести оценку потерь времени в стоимостное измерение, необходимо установить, к каким потерям дохода, прибыли от предпринимательства способны приводить случайные потери времени.

Естественно, что для каждого из видов потерь исходную оценку возможности их возникновения и величины следует производить за определенное время, охватывающее месяц, год, срок осуществления предпринимательства.

Риски, сопровождающие инвестиционную деятельность, формируют обширный портфель рисков предприятия, который определяется общим понятием – инвестиционный риск. Этот риск составляет наиболее значимую часть совокупных хозяйственных рисков предприятия.

Риск – вероятность отклонения величины фактического инвестиционного дохода от величины ожидаемого; чем больше шкала колебаний возможных доходов, тем выше риск, и наоборот.

Общий риск, связанный с данным объектом инвестиций, может возникать с причин комбинации различных источников. Поскольку все эти источники взаимозависимы, фактически невозможно определить риск, который возникает по каждому из них.

Главными видами риска являются: деловой риск, финансовый, процентный, рыночный, случайный, ликвидности, риск, связанный с покупательской способностью.

Деловой риск – когда совокупной прибыли недостаточно для погашения обязательств, собственники компании не получают доход. Однако, кредиторы, могут получать некоторую сумму за предъявленными ими ссудами благодаря преференциальном режиме, предусмотренным законом.

Деловой риск связан со степенью неопределенности получения доходов от инвестиций и способностью компании выплачивать инвесторам кредит, проценты по нему.

Финансовый риск связан с привлечением долговых инструментов для финансирования компании и имущественных вложений. Чем выше доля привлеченных средств в финансировании компании, тем выше финансовый риск. Риск обусловлен тем, что при финансировании с помощью долговых инструментов предусматривается исполнение обязательств относительно выплаты процентов и возврата основной суммы долга. Такие финансовые платежи должны быть проведены до распределения прибыли между собственниками компании или собственности.

Процентный риск – степень неопределенности в уровне процентных ставок по кредиту. Увеличение процентных ставок увеличивает объем процентных платежей, что является негативным явлением для предпринимателя.

Для предприятия ЧП «Скушай пирожок» можно выделить ряд рисков, не зависящих от предпринимателя:

потеря части клиентов – 0,15

увеличение процентных ставок за кредит – 0,1

изменение арендных платежей за офис – 0,1

изменения в законодательстве относительно отчислений в различные фонды – 0,03

изменение банковского законодательства – 0,05.

Данные риски являются приемлемыми для деятельности ЧП «Ням-Ням». Для борьбы со сложившимися проблемами, которые появились от событий 2, 3 формируется резервный фонд. Предполагается ежемесячное отчисление 800 грн. на его формирование.

11 ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН


11.1 Определение прибылей и убытков


Для осуществления проекта необходимо:

Собственный капитал 65000 тыс. грн.

Заемный капитал в форме кредита 43802 грн. Средства идут на покупку оборудования. Ежегодные процентные выплаты составляют 15 % от суммы кредита, т.е. 4197,7грн в месяц. Период действия договора год.

Резервный фонд создается в размере 15 % от общего объема инвестиций.


Таблица 11.1.1 – График потока инвестиций, связанных со строительством (расширением, реконструкцией, техническим перевооружением) и вводом объекта в эксплуатацию

Показатели Первый год по месяцам (2008 год)

11 12 Всего

1.Объем инвестиций на строительство объекта (расширение, реконструкцию, техн. перевооружение)

9062,00 9062,00
1.1. Прямые и объемные затраты в соответствии с разработанной сметой 4573 7212,00
1.2.Накладные расходы подрядчика 1850,00 1850,00
1.3. Накладные расходы инвестора по контролю по контролю реализации проекта

2. Объем инвестиций в оборотные активы

48715,00 48715,00

3. Объем инвестиций в основные фонды

43802,00 43802,00

4. Объем создаваемого страх. (резер.) фонда по реализ-и инв. проекта

800,00 800,00
ОБЩИЙ ОБЪЕМ НЕОБХОДИМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 16285 92517 108802

Амортизация вычислительной техники, кондиционера, микроволновой печи, сковороды, миксера и чайника рассчитывалась исходя из того, что это оборудование является высокотехнологичным и ему свойственно быстрое моральное старение.

1) Срок службы холодильника - 10 лет. Первоначальная стоимость 8 000 грн., ежегодные амортизационные отчисления:

8000/10 = 800 грн. в год

2) Срок службы барной стойки -10 лет, первоначальная стоимость составляет 3000 грн. Ежегодные амортизационные отчисления:

3000/10 = 300 грн. в год.

3) Срок службы компьютера Pentium 3 – 5 лет. Первоначальная стоимость 2700 грн., ежегодные амортизационные отчисления составят:

2700/5 = 540 грн. в год.

4) Срок службы кондиционера – 6 лет, первоначальная стоимость составляет 2500 грн. Ежегодные амортизационные отчисления:

2500/6 =417грн. в год

5) Срок службы плиты – 10 лет, первоначальная стоимость составляет

3000 грн. Ежегодные амортизационные отчисления:

3000/10 = 300 грн. в год

7) Срок службы миксера, чайника, музыкального центра – 3 года, их общая первоначальная стоимость составляет 2340 грн. Ежегодные амортизационные отчисления:

2340/3 = 780 грн

8) Срок службы мебели – 10 лет, первоначальная стоимость составляет 5000 грн. Ежегодные амортизационные отчисления:

13800/10 = 1380 грн.

10) Срок службы кассового аппарата 5 лет, первоначальная стоимость – 450 грн. Ежегодные амортизационные отчисления: 450/5 = 90 грн

ИТОГО амортизационные отчисления за год составят:4607 грн

Таблица 11.1.3 – План доходов и расходов, связанных с эксплуатацией объекта за второй, третий, четвертый и пятый года.

Показатели Второй год по кварталам

Третий год

Четвертый год

Пятый год


1,00 2,00 3,00 4,00

Всего




1. Вал. доход от реализации продукта (услуг) - всего

85792,77 85792,77 85792,77 85792,77

343171,09

440086,01

551126,58

668436,14

Сумма тек. затрат при эксплуатации (полная себес-ть, издержки) 30291,75 30291,75 30291,75 30291,75

121167,0

121167,0

121167,00

121167,0

2.1 Сырье и материалы

7380,00 7380,00 7380,00 7380,00

29520

29520

29520

29520

2.3 Расходы по аренде и содержанию осн. фондов

4000,00 4000,00 4000,00 4000,00

16000

16000

16000

16000

2.4 Амортизация осн. фондов

1151,75 1151,75 1151,75 1151,75

4604

4604

4604

4604

2.5 Расходы по уплате процентов за краткосрочный кредит

________ ________ _______ ________ ________ ________ ________ ________

2.6 Расходы на рекламу и упаковку

210,00 210,00 210,00 210,00

840

840

840

840

2.7 Расходы на тару

________ ________ _______ ________ ________ ________ ________ ________

2.8 Расходы на оплату труда

12150,00 12150,00 12150,00 12150,00

48600

48600

48600

48600

2.9 Прочие прямые затраты (электроэнергия)

5400,00 5400,00 5400,00 5400,00

21600,00

21600,00

21600,00

21600,00

2.10 Налоговые платежи, относимые на себестоимость (отчисления на соцстрах, в фонд Чернобыля, в фонд занятости и т.д.)

________ ________ _______ ________ ________ ________ ________ ________

3. Налоговые платежи, включаемые в цену

14298,79 14298,79 14298,79 14298,79

57195,17

73347,67

91854,431

11406,02

3.1 НДС

14298,79 14298,79 14298,79 14298,79

57195,17

73347,67

91854,431

11406,02

3.2 Акцизный сбор









4. Вал. прибыль (1-2-3)

41202,23 41202,23 41202,23 41202,23

164808,92

245571,34

338105,15

435863,12

5. Налог. и др. обязательные платежи,уплачиваемые из прибыли

10300,55 10300,55 10300,55 10300,55

41202,23

61392,83

84526,28

108965,78

6. Чистая прибыль (4 -5)

30901,68 30901,68 30901,68 30901,68

123606,69

184178,51

253578,87

326897,34

7. Денежный поток (6-2.4)

29749,93 29749,93 29749,93 29749,93

118999,69

179571,51

248971,87

322290,34


11.2 Построение точки безубыточности


Для построения точки безубыточности необходимо определить прямые и переменные текущие затраты. Расчет этих затрат представлен в таблице 11.2.1. Данные для построения точки безубыточности возьмем расчеты по третьему году реализации инвестиционного проекта.


Таблица 11.2.1 – Расчет переменных и постоянных текущих затрат за третий год реализации проекта

Постоянные затраты

Переменные затраты

Наименование Сумма, грн Наименование Сумма, грн
Расходы по аренде 16000,00 Сырье и материалы 121167,00
Амортизация ОФ 4607,00 Транспортные расходы -
Расходы на оплату труда 48600 Расходы на рекламу и упаковку 840


Расходы на электроэн-ю 21600
ВСЕГО 69207,00 ВСЕГО 143607,00

В сумме постоянные и переменные затраты за третий год составляют 212814,00 грн.

Объем продаж составляет 110549 шт. в год, чистый доход – 184178,51 грн. в год.

Определим аналитически точку безубыточности:


Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок", где (11.2.1)


Уд – уровень чистого дохода к объему продаж;

Утзп – уровень текущих переменных затрат к объему продаж

Рассчитаем Уд:


Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок", где (11.2.2)


ЧД – чистый доход;

Q – объем продаж

Подставляем известные данные в формулу (11.2.2), получаем:

Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок"

Рассчитаем Утзп:


Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок", где (11.2.3)


ТЗпер – сумма переменных текущих затрат;

Q – объем продаж.

Подставляем известные данные в формулу (11.2.3), получаем:

Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок"

Подставляем значения Уд и Утзп в формулу (11.2.1):

Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок" шт.

Таким образом, при объеме производства 182123 шт. в год деятельность является безубыточной.


11.3 Определение основных показателей оценки эффективности инвестиций


1) Метод расчета периода окупаемости инвестиций. Метод расчета периода (срока) окупаемости РР инвестиций состоит определении того срока, который понадобится для возмещения суммы первоначальных инвестиций. Этот метод предполагает вычисление того периода, за который кумулятивная сумма (сумма нарастающим итогом) денежных поступлений сравняется с суммой первоначальных инвестиций

Определим период окупаемости данного проекта:


Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок", где (11.3.1)


Io – первоначальные инвестиции, грн;

Io = 108802 грн.

Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок" – среднегодовой денежный поток, грн.

Определим среднегодовой денежный поток:

Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок"

Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок"грн.

Подставляем имеющиеся данные в формулу (11.3.1):

Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок"(года)

Таким образом, из полученных расчетов можно сделать вывод, что проект окупается через 0,59 года.

2) Метод определения чистой текущей стоимости. Метод анализа инвестиций, основанный на определении чистой текущей стоимости, на которую ценность фирмы может прирасти в результате реализации инвестиционного проекта, исходит из двух предпосылок:

- любая фирма стремится к максимизации своей ценности;

- разновременные затраты имеют неодинаковую стоимость.

Если чиста текущая стоимость проекта NPV положительна, то это будет означать, что в результате реализации такого проекта ценность фирмы возрастет и, следовательно, инвестирование пойдет ей на пользу, т.е. проект может считаться приемлемым.

Определим чистую текущую стоимость нашего инвестиционного проекта:


Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок",где (11.3.2)


Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок" - денежный поток, грн.;

к – доходность по альтернативным вариантам, к = 13%;

Io – первоначальные инвестиции, грн.

Подставляем имеющиеся данные в формулу (11.3.2):

Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок"

= 405736,57грн.

Так как NPV = 405736,57> 0, значит наш инвестиционный проект прибыльный и его реализация целесообразна.

3) Методе расчета рентабельности инвестиций. Рентабельность инвестиций PI – это показатель, позволяющий определить, в какой мере возрастает ценность фирмы (богатство инвестора) в расчете на 1 грн. инвестиций.

Определим рентабельность инвестиций


Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок", где (11.3.3)


Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок" - денежный поток, грн.;

к – доходность по альтернативным вариантам, к = 14%;

Io – первоначальные инвестиции, грн.

Подставляем имеющиеся данные в формулу (11.3.3):

Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок"

Исходя из полученных расчетов, данный проект является выгодным и целесообразным, так как 4,72 > 1.

4) Метод расчета внутренней нормы прибыли. Внутренняя норма прибыли, или внутренний коэффициент окупаемости инвестиций IRR представляет собой, по существу, уровень окупаемости средств, направленных на цели инвестирования, и по своей природе близка к различного рода процентным ставкам, используемым в других аспектах финансового менеджмента.

Определим внутреннюю норму прибыли:


Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок", где (11.3.4)


Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок"= 14%;

Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок"= 13%;

Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок"- чистая текущая стоимость при доходности по альтернативному варианту 13%;

Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок"- чистая текущая стоимость при доходности по альтернативному варианту 14%;

Рассчитаем NPV при Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок"= 13%:

Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок"

= 386315,58

Подставляем все известные значения в формулу (11.3.4):

Разработка маркетинговой стратегии для кафе "Скушай пирожок"= 0,13 +0,338 = 0,338 (33,8%)

Таким образом, внутренняя норма прибыли 33,8%.

12 СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА


Рассмотрим структуру источников финансирования инвестиционного проекта (табл. 12.1)


Таблица 12.1 – Источники финансирования инвестиционного проекта

Показатели 2008

11 12 ВСЕГО
1. Собственные инвестиционные ресурсы всего 9062,00 55938,00 65000,00
2. Привлекаемые инвестиционные ресурсы
2.1 Привлекаемый акционерный капитал
2.2 Привлекаемый паевой капитал
2.3 Прочие привлекаемые ресурсы
3. Земные инвестиционные ресурсы 43802,00 43802,00
3.1 Кредиты банков 43802,00 43802,00
3.2 Выпуск облигаций
3.3 Прочие заемные источники
ВСЕГО 9062,00 99740 108802,00

Предприятие имеет в распоряжении собственные средства в размере 65000 грн., за счет которых предполагается в ноябре 2008 года сделать косметический ремонт, на который будет направлено 9062 грн.. Остальная часть собственных средств в конце декабря 2008 года будет направлена на приобретение необходимого сырья для работы кафе. Также предполагается взять кредит в банке в декабре 2008года в размере 43802 грн., которые будут направлены на покупку основных фондов. Для реализации проекта потребуется 108802 грн., 9062 грн. из которых планируется потратить в ноябре 2008 года, а остальные 99740,00 грн. – в декабре 2008 года.

Похожие работы:

  1. • Позиционные системы счисления
  2. • Словник слів іншомовного пожодження економічного ...
  3. • Формування маркетингової стратегії ЗАТ "Оболонь"
  4. • Краткий курс истории Московского троллейбуса
  5. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  6. • Охрана труда при работе на компьютере
  7. • Технология HTML
  8. • Публий Теренций Афр
  9. • Решения задачи планирования производства симплекс ...
  10. • Роль сказки в речевом развитии дошкольников
  11. • Латинский язык: Практические задания для студентов заочного ...
  12. • Проект концептуального анализа развития туризма в ...
  13. • Исследование уровня безопасности операционной системы Linux
  14. • Основы латинского языка
  15. • Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в ...
  16. • Меркантилизм и доктрина А. Смита
  17. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  18. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  19. • Способы отрицания в современном немецком языке
Рефетека ру refoteka@gmail.com