Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейераВведение


Согласно заданию требуется разработать привод ленточного транспортера, состоящий из электродвигателя, клиноременной передачи и двухступенчатого цилиндрического зубчатого редуктора.

Требуется выбрать электродвигатель, рассчитать зубчатые передачи, спроектировать и проверить пригодность шпоночных соединений, подшипников, разработать общий вид редуктора, разработать рабочие чертежи деталей: выходного вала, зубчатого колеса, крышек подшипников, шкива.

Электродвигатель выбирается исходя из потребной мощности и частоты вращения. Зубчатая передача рассчитывается по условиям контактной и изгибной выносливости зубьев, проверяется на статическую прочность. Параметры ременной передачи принимаются по результатам расчета на тяговую способность. Валы проектируются из условия статической прочности (ориентировочный расчет) и проверяются на выносливость по коэффициенту запаса прочности.

Шпоночные соединения проверяются на смятие, и размеры принимаются в зависимости от диаметра соответствующего участка вала. Типовой размер муфты определяется исходя из передаваемого момента, частоты вращения соединяемых валов и условий эксплуатации.

Форма и размеры деталей редуктора и плиты привода определяются конструктивными и технологическими соображениями, а также выбором материалов и заготовок.

При расчёте и проектировании ставится цель получить компактную, экономичную и эстетичную конструкцию, что может быть достигнуто использованием рациональных материалов для деталей передач, оптимальным подбором передаточного числа передач, использованием современных конструктивных решений, стандартных узлов и деталей при проектировании привода.

1 Кинематический расчет привода


1.1 Схема привода


Проект привода ленточного конвейера

Рисунок 1-Схема привода


Привод состоит из электродвигателя, клиноременной передачи и 2-х ступенчатого циллиндрического редуктора. Движение от электродвигателя через клиноременную передачу 1-2 передается на входной вал редуктора 2-3. Через косозубую цилиндрическую передачу 3-4 передается движение на промежуточный вал 4-5 и далее через косозубую цилиндрическую передачу 5-6 на выходной вал редуктора – 6, который упругой муфтой соединен с валом барабана транспортера.

1.2 Выбор электродвигателя


1.2.1 Требуемая мощность электродвигателя


Рэд = Рвых / hобщ ,


где Рвых - общая мощность на выходе, кВт.

hобщ - общий КПД привода;


hобщ= h12Чh34Чh56Чh4пЧhм где,


h12 - КПД ременной передачи 1-2;

h34 - КПД косозубой цилиндрической передачи 3-4;

h56 - КПД косозубой цилиндрической передачи 5-6;

hп - КПД пар подшипников;

hм - КПД муфты

hобщ = 0,95 Ч0,97Ч0,97 Ч0.994 Ч0,98= 0,841

Рвых = Ft Ч V, где Ft - окружное усилие на барабане, кН ;

V - скорость ленты конвейера, м/с;

Рвых = 8700∙0,45 = 3915Вт = 3,9 кВт;

Рэд = Проект привода ленточного конвейера,


1.2.2 Требуемая частота вращения


nэ.тр = nвыхЧi12Чi34 Ч i56


где, i12 -передаточное отношение передачи 1-2

i34 - передаточное отношение передачи 3-4

i56 - передаточное отношение передачи 5 - 6

nвых - требуемая частота вращения на выходе привода


nвых = Проект привода ленточного конвейера,


где Dб - диаметр барабана,мм

nвых = Проект привода ленточного конвейера об/мин

nэ.тр= 1000 об/мин


1.2.3 Выбор электродвигателя

выбирается электродвигатель 132S6.

Параметры: P = 5,5 кВт, nэд = 960 мин-1.


Проект привода ленточного конвейера

Рисунок 2-Электродвигатель 132S6.


1.3 Уточнение передаточных чисел


Общее передаточное число


Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера


Проект привода ленточного конвейера,


где Uред – передаточное число редуктора;

U12 – передаточное число ременной передачи (U12 =3).

Проект привода ленточного конвейера


Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера


1.4 Кинематический и силовой расчет


1.4.1 Мощность, передаваемая на валы привода


Проект привода ленточного конвейера,

Проект привода ленточного конвейера,

Проект привода ленточного конвейера,

Проект привода ленточного конвейера,


где P1 – мощность на 1-ом валу, Вт;

P23 – мощность, передаваемая на вал 2-3, Вт;

P45 – мощность, передаваемая на вал 4-5, Вт;

P6 – мощность, передаваемая на выходной вал редуктора, Вт.

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

1.4.2 Частота вращения валов привода


Проект привода ленточного конвейера,

Проект привода ленточного конвейера,

Проект привода ленточного конвейера,

Проект привода ленточного конвейера.


Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера


1.4.3 Угловые скорости вращения валов


Проект привода ленточного конвейера,

Проект привода ленточного конвейера,

Проект привода ленточного конвейера,

Проект привода ленточного конвейера,


Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера


1.4.4 Крутящие моменты на валах


Проект привода ленточного конвейера,

Проект привода ленточного конвейера,

Проект привода ленточного конвейера,

Проект привода ленточного конвейера,


Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера


2 Расчет зубчатых передач


Проект привода ленточного конвейера

Рисунок 3-Схема зубчатой передачи


2.1 Критерии работоспособности и расчета


Критериями работоспособности зубчатой косозубой цилиндрической передачи являются:

износ;

усталостное выкрашивание;

усталостные поломки зубьев;

статические поломки.

Расчет на прочность ведется от определения допускаемых контактных напряжений и определения допускаемых значений напряжений при расчете зубьев на усталостный изгиб.

уН < [уН]

уF < [уF]

2.2 Выбор материала зубчатых колес


Таблица 2 Выбор материала зубчатых колес.

Звено Марка стали Термообработка Твердость зубьев НВ ут, МПа

Шестерни

3,5

сталь 40Х улучшение 260..300 650

Колеса

4,6

сталь 40Х улучшение 230..260 650

2.4 Расчет допускаемых напряжений


2.4.1 Допускаемые контактные напряжения

В соответствии с ГОСТ 21354-75 допускаемые контактные напряжения равны


Проект привода ленточного конвейера,


где уHlimB – предел контактной выносливости поверхности зубьев, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений, Н/мм2;

KHL – коэффициент долговечности;

SH – коэффициент безопасности (для зубчатых колес с однородной структурой материала (улучшение) SH = 1.1).

При способе термической обработки, как улучшение, для сталей 45 и 40Х предел контактной выносливости поверхности зубьев


Проект привода ленточного конвейера


Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера,


где NHO – базовое число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу выносливости;

NHE – эквивалентное число циклов перемены напряжений.


Проект привода ленточного конвейера


Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера


Проект привода ленточного конвейера,


где ni – частота вращения того зубчатого колеса, для которого определяется допускаемое напряжение, мин-1;

c – число вхождений в зацепление зуба рассчитываемого колеса за один оборот (c = 1);

tУ – суммарное время работы;

Tn – максимальный из длительно действующих моментов;

T1, T2 – действующие моменты;

t1,t2 – время действия моментов.

Проект привода ленточного конвейера

Рисунок 4-Режим работы


Проект привода ленточного конвейера,


где Проект привода ленточного конвейера- срок службы привода, годы (Проект привода ленточного конвейера=9);

Проект привода ленточного конвейера- число рабочих смен в сутки (Проект привода ленточного конвейера),

Проект привода ленточного конвейера- количество рабочих часов в каждую смену (Проект привода ленточного конвейера).

Проект привода ленточного конвейерач

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера


Т.к. Проект привода ленточного конвейера, то KHL3 = 1.

Т.к. Проект привода ленточного конвейера, то KHL4 = 1.

Т.к. Проект привода ленточного конвейера, то KHL5 = 1.

Т.к. Проект привода ленточного конвейера, то KHL6 = 1.

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Для цилиндрических передач с косыми зубьями в качестве расчётных напряжений принимаются:


Проект привода ленточного конвейера,


где Проект привода ленточного конвейера - наименьшее из напряжений Проект привода ленточного конвейера.

Проект привода ленточного конвейера Принимаем Проект привода ленточного конвейера МПа.

Проект привода ленточного конвейера Принимаем Проект привода ленточного конвейера МПа.


2.4.2 Допускаемые напряжения у ножки зуба


Проект привода ленточного конвейера,


где у0Flim – предел выносливости при изгибе, соответствующий базовому числу циклов изменения напряжений, Н/мм2;

KFL – коэффициент долговечности;

SF – коэффициент безопасности (принимаем SF = 1.75 для улучшенных сталей 45, 40Х ).


Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера


Проект привода ленточного конвейера,


где NFO – базовое число циклов перемены напряжений (Проект привода ленточного конвейера);

NFE – эквивалентное число циклов перемены напряжений (Проект привода ленточного конвейера).


Т.к. Проект привода ленточного конвейера, то KFL3 = 1.

Т.к. Проект привода ленточного конвейера, то KFL4 = 1.

Т.к. Проект привода ленточного конвейера, то KFL5 = 1.

Т.к. Проект привода ленточного конвейера, то KFL6 = 1.

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера


2.4.3 Максимальные допустимые напряжения

Для зубьев зубчатых колес, подвергнутых улучшению


Проект привода ленточного конвейера,

где ут – предел текучести материала при растяжении, Н/мм2.

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера,


где уFlimM – предельное значение напряжения, не вызывающего остаточных деформаций или хрупкого излома зуба, Н/мм2;

SFM – коэффициент безопасности (для улучшенных сталей 45, 40Х SFM = 1.75).


Проект привода ленточного конвейера


Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера


2.5 Проектный расчет передачи


2.5.1 Определение коэффициентов перегрузки

Коэффициенты нагрузки находятся по следующим зависимостям:

при расчете на контактную выносливость


Проект привода ленточного конвейера,


при расчете на изгибную выносливость


Проект привода ленточного конвейера,

где KHв, KFв – коэффициенты, учитывающие неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (ширине зубчатого венца);

KHV, KFV – динамические коэффициенты (учитывают внутреннюю динамику передачи).

По ГОСТ 21354-75 быстроходная передача 3-4 – 3 схема, тихоходная передача 5-6 – 5 схема, тогда ориентировочное значение коэффициентов концентрации нагрузки по длине можно определить из графиков .


Проект привода ленточного конвейера


где u – передаточное число рассчитываемой передачи.

u34 = 3,6 u56 = 2,8

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

KHB34 = 1.15 KFB34 = 1.32

KHB56 = 1.06 KFB56 = 1.1

Значение коэффициентов KHV и KFV выбирают в зависимости от окружной скорости в зацеплении, точности изготовления передачи и твердости зуба.

Приближенная скорость в зацеплении


Проект привода ленточного конвейера,


где nш – частота вращения шестерни, мин-1;

CV – вспомогательный коэффициент (для косозубых цилиндрических передач и 1 группы термообработки CV = 1500);

Tк – момент на колесе, Нм.

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Принимаем степень точности

зубчатая передача 3-4 8я;

зубчатая передача 5-6 8я.

Выбираются значения коэффициентов KHV и KFV

KHV34 = 1.045 KFV34 = 1.053

KHV56 = 1.025 KFV56 = 0.9

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера


2.6 Расчет передачи c косозубыми цилиндрическими колесами (3-4)


Цель расчета: определение геометрических размеров передачи, выполненной в герметичном корпусе.


Определение предварительного значения межосевого расстояния:


Проект привода ленточного конвейера;


Проект привода ленточного конвейера мм.

Принимаем Проект привода ленточного конвейера мм из стандартного ряда.

Определяем нормальный модуль из зацепления:

Проект привода ленточного конвейера;

Проект привода ленточного конвейерамм.

Принимаем Проект привода ленточного конвейера мм из стандартного ряда.

Определяем числа зубьев зубчатых колёс:


Проект привода ленточного конвейера;


Проект привода ленточного конвейера

Принимаем Проект привода ленточного конвейера.

Определим угол наклона зуба:


Проект привода ленточного конвейера;


Проект привода ленточного конвейера;


Проект привода ленточного конвейера;


Проект привода ленточного конвейера;


Проект привода ленточного конвейера;


Проект привода ленточного конвейера.

Уточним передаточное отношение:

Проект привода ленточного конвейера;

Проект привода ленточного конвейера.

Определим геометрические размеры передачи.

Делительный диаметр:


Проект привода ленточного конвейера;


Проект привода ленточного конвейерамм;

Проект привода ленточного конвейерамм.

Диаметры окружностей выступов:


Проект привода ленточного конвейера мм;

Проект привода ленточного конвейера мм.


Диаметры окружностей впадин:


Проект привода ленточного конвейерамм;

Проект привода ленточного конвейера мм.


Ширина зубчатых венцов колёс:


Проект привода ленточного конвейерамм.


Ширину шестерни принимаем на 5 миллиметров больше.

Проект привода ленточного конвейера мм.

Проверочные расчеты в зацеплении.

После определения основных геометрических размеров необходимо выполнить проверочные расчеты по контактным напряжениям, напряжениям изгиба и по предельным напряжениям с целью предотвращения возможных ошибок.

Уточненное значение окружной скорости.


Проект привода ленточного конвейера


т.к. полученное значение скорости находится в том же диапазоне при выборе Проект привода ленточного конвейера и Проект привода ленточного конвейера, то коэффициенты Проект привода ленточного конвейера и Проект привода ленточного конвейера остаются прежними.

Проверочный расчет по контактным напряжениям.


Проект привода ленточного конвейера,где Проект привода ленточного конвейера.


Проект привода ленточного конвейера Мпа

Допускается недогруз передачи до 10%.В данном случае недогруз составляет 6,8%.

Проверочный расчет по напряжениям изгиба:


Проект привода ленточного конвейера,где YF-коэффициент прочности зуба(выбирается в зависимости от приведённого числа зубьев колёс).Проект привода ленточного конвейераПроект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера;

Проект привода ленточного конвейера.

Проверочный расчет по кратковременным перегрузкам.

Проект привода ленточного конвейера; Проект привода ленточного конвейера;


Проект привода ленточного конвейера;


Проект привода ленточного конвейера; Проект привода ленточного конвейера; Проект привода ленточного конвейера;


Проект привода ленточного конвейера; Проект привода ленточного конвейера.

Определение сил, действующих в зацеплении.

Окружная сила:


Проект привода ленточного конвейера


Радиальная сила:


Проект привода ленточного конвейера


Осевая сила:


Проект привода ленточного конвейера


Таблица 4. Итоговая таблица результатов расчетов

Рассчитываемый параметр Обозначение Размерность Численное значение
1. Межосевое расстояние а34 мм 160
2. Число зубьев шестерни Z3 мм 45
3. Число зубьев колеса Z4 мм 164
4. Нормальный модуль зацепления mn мм 1,5
5. Диаметр делительной окружности шестерни d3 мм 68,89
6. Диаметр делительной окружности колеса d4 мм 251,1
7. Диаметр окружности выступов шестерни da3 мм 71,89
8. Диаметр окружности выступов колеса da4 мм 254,1
9. Диаметр окружности впадин шестерни df3 мм 65,14
10. Диаметр окружности впадин колеса df4 мм 247,35
11. Ширина зубчатого венца шестерни b3 мм 55
12. Ширина зубчатого венца колеса b4 мм 50
13. Степень точности передачи - - 8
14. Угол наклона зуба b град. 11,76
15. Окружная сила в зацеплении Ft Н 1198,934
16. Радиальная сила в зацеплении Fr Н 442,7
17. Осевая сила в зацеплении Fa Н 204,938


2.7Расчет передачи c косозубыми цилиндрическими колесами (5-6)


Цель расчета: определение геометрических размеров передачи, выполненной в герметичном корпусе.

Определение предварительного значения межосевого расстояния:


Проект привода ленточного конвейера;


Проект привода ленточного конвейера мм.

Принимаем Проект привода ленточного конвейера мм из стандартного ряда.

Определяем нормальный модуль из зацепления:

Проект привода ленточного конвейера;

Проект привода ленточного конвейерамм.

Принимаем Проект привода ленточного конвейера мм из стандартного ряда.

Определяем числа зубьев зубчатых колёс:

Проект привода ленточного конвейера;

Проект привода ленточного конвейера


Принимаем Проект привода ленточного конвейера.

Определим угол наклона зуба:


Проект привода ленточного конвейера;

Проект привода ленточного конвейера;

Проект привода ленточного конвейера;


Проект привода ленточного конвейера;


Проект привода ленточного конвейера;


Проект привода ленточного конвейера.

Уточним передаточное отношение:


Проект привода ленточного конвейера;


Проект привода ленточного конвейера.

Определим геометрические размеры передачи.

Делительный диаметр:

Проект привода ленточного конвейера;


Проект привода ленточного конвейерамм;

Проект привода ленточного конвейерамм.

Диаметры окружностей выступов:


Проект привода ленточного конвейера мм;

Проект привода ленточного конвейера мм.


Диаметры окружностей впадин:


Проект привода ленточного конвейерамм;

Проект привода ленточного конвейера мм.


Ширина зубчатых венцов колёс:


Проект привода ленточного конвейерамм.


Ширину шестерни принимаем на 5 миллиметров больше.

Проект привода ленточного конвейера мм.

Проверочные расчеты в зацеплении.

После определения основных геометрических размеров необходимо выполнить проверочные расчеты по контактным напряжениям, напряжениям изгиба и по предельным напряжениям с целью предотвращения возможных ошибок.

Уточненное значение окружной скорости.

Проект привода ленточного конвейера


т.к. полученное значение скорости находится в том же диапазоне при выборе Проект привода ленточного конвейера и Проект привода ленточного конвейера, то коэффициенты Проект привода ленточного конвейера и Проект привода ленточного конвейера остаются прежними.

Проверочный расчет по контактным напряжениям:


Проект привода ленточного конвейера,где Проект привода ленточного конвейера;


Проект привода ленточного конвейера.

Допускается недогруз передачи до 10%.В данном случае недогруз составляет 8,3%.

Проверочный расчет по напряжениям изгиба:


Проект привода ленточного конвейера,


где YF-коэффициент прочности зуба(выбирается в зависимости от приведённого числа зубьев колёс).Проект привода ленточного конвейераПроект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера;

Проект привода ленточного конвейера.

Проверочный расчет по кратковременным перегрузкам.


Проект привода ленточного конвейера; Проект привода ленточного конвейера;

Проект привода ленточного конвейера;

Проект привода ленточного конвейера; Проект привода ленточного конвейера; Проект привода ленточного конвейера;


Проект привода ленточного конвейера;

Проект привода ленточного конвейера.

Определение сил, действующих в зацеплении.

Окружная сила:


Проект привода ленточного конвейера


Радиальная сила:


Проект привода ленточного конвейера


Осевая сила:


Проект привода ленточного конвейера


Таблица 5. Итоговая таблица результатов расчетов

Рассчитываемый параметр Обозначение Размерность Численное значение
1. Межосевое расстояние а56 мм 180
2. Число зубьев шестерни Z5 мм 53
3. Число зубьев колеса Z6 мм 150
4. Нормальный модуль зацепления mn мм 1,75
5. Диаметр делительной окружности шестерни d5 мм 93,99
6. Диаметр делительной окружности колеса d6 мм 266,01
7. Диаметр окружности выступов шестерни da5 мм 97,49
8. Диаметр окружности выступов колеса da6 мм 269,51
9. Диаметр окружности впадин шестерни df5 мм 89,615
10. Диаметр окружности впадин колеса df6 мм 261,635
11. Ширина зубчатого венца шестерни b5 мм 62
12. Ширина зубчатого венца колеса b6 мм 57
13. Степень точности передачи - - 8
14. Угол наклона зуба b град. 9,24
15. Окружная сила в зацеплении Ft Н 2766,25
16. Радиальная сила в зацеплении Fr Н 1020,1
17. Осевая сила в зацеплении Fa Н 450

3. Расчет клиноременной передачи


Выбираем сечение клинового ремня, предварительно определив угловую скорость и номинальный вращающий момент ведущего вала:


Проект привода ленточного конвейера


При таком значении вращающего момента принимаем сечение ремня типа А, минимальный диаметр Проект привода ленточного конвейера. ПринимаемПроект привода ленточного конвейера.

Определяем передаточное отношение i без учета скольжения


Проект привода ленточного конвейера.


Находим диаметр Проект привода ленточного конвейера ведомого шкива, приняв относительное скольжение е = 0,015:


Проект привода ленточного конвейера.


Ближайшее стандартное значение Проект привода ленточного конвейера. Уточняем передаточное отношение i с учетом:


Проект привода ленточного конвейера.


Пересчитываем:

Проект привода ленточного конвейера.


Расхождение с заданным составляет 1,5 %, что не превышает допустимого значения 3%.

Определяем межосевое расстояние а: его выбираем в интервале


Проект привода ленточного конвейера


принимаем близкое к среднему значение а = 450 мм.

Расчетная длина ремня:


Проект привода ленточного конвейера.


Ближайшее стандартное значение L = 1400 мм.

Вычисляем


Проект привода ленточного конвейера


и определяем новое значение а с учетом стандартной длины L:


Проект привода ленточного конвейера


Угол обхвата меньшего шкива

Проект привода ленточного конвейера

Скорость


Проект привода ленточного конвейера


По таблице определяем величину окружного усилия Проект привода ленточного конвейера, передаваемого клиновым ремнем: Проект привода ленточного конвейера на один ремень.

Проект привода ленточного конвейера.

Допускаемое окружное усилие на один ремень:


Проект привода ленточного конвейера.


Определяем окружное усилие:


Проект привода ленточного конвейера.


Расчетное число ремней:


Проект привода ленточного конвейера.


Определяем усилия в ременной передаче, приняв напряжение от предварительного натяжения Проект привода ленточного конвейера

Предварительное натяжение каждой ветви ремня:


Проект привода ленточного конвейера;


рабочее натяжение ведущей ветви

Проект привода ленточного конвейера;


рабочее натяжение ведомой ветви


Проект привода ленточного конвейера;


усилие на валы


Проект привода ленточного конвейера.


Шкивы изготавливать из чугуна СЧ 15-32, шероховатость рабочих поверхностей Проект привода ленточного конвейера.

Сила предварительного натяжения одного ремня


Проект привода ленточного конвейера,

Проект привода ленточного конвейераПроект привода ленточного конвейера


Проект привода ленточного конвейера

Сила предварительного натяжения одной ветви комплекта ремней передачи


Проект привода ленточного конвейераН


Натяжение ветвей комплекта ремней передачи, нагруженной номинальной мощностью P

Натяжение F1 ведущей ветви комплекта ремней


Проект привода ленточного конвейера


Проект привода ленточного конвейераН

Натяжение F2 ведомой ветви комплекта ремней


4 Ориентировочный расчёт валов


4.1 Расчёт быстроходного вала 2-3


Проект привода ленточного конвейера

Рисунок 5-Эскиз входного вала 2-3


Проект привода ленточного конвейера, где Т - момент на быстроходном валу, НЧм;

Проект привода ленточного конвейерамм принимаем d = 35 мм; хвостовик конический (М20ґ1,5),

Диаметр участка вала под подшипник: Проект привода ленточного конвейера

где, t - высота заплечника, мм; t = 2мм ,

Проект привода ленточного конвейерамм Принимаем dП = 40мм.

Диаметр буртика подшипника: Проект привода ленточного конвейера

где, r - координата фаски подшипника, мм r = 2,5мм ,

Проект привода ленточного конвейерамм Принимаем dБП = 48мм.


4.2 Расчёт промежуточного вала 4-5


Проект привода ленточного конвейера

Рисунок 6-Эскиз промежуточного вала 4-5


Проект привода ленточного конвейера, где Т45 -момент на промежуточном валу;

Проект привода ленточного конвейера Принимаем dК = 45мм;

dБК і dК + 3Чf , где f -размер фаски колеса; f = 1,6мм ,

dБК і 45 + 3Ч1,6 і49,8 мм Принимаем dБК = 50мм

Проект привода ленточного конвейера Принимаем dП = 45мм.


4.3 Расчёт выходного вала 6


Проект привода ленточного конвейера

Рисунок 7-Эскиз выходного вала 6


Проект привода ленточного конвейера, где Т-момент на выходном валу;

Проект привода ленточного конвейерамм ;

Проект привода ленточного конвейера,где t-высота заплечника;

Проект привода ленточного конвейерамм принимаем dП =55мм;

Проект привода ленточного конвейера ;

Проект привода ленточного конвейерамм ; принимаем dБП =65мм;

dК =dБП =65мм.

dБК =dК +3Чf , где f– размер фаски колеса; f =2,6мм ,

dБК =65+ 3Ч2,6=70мм.


5 Подбор и проверка шпонок


Подбираются шпонки призматические (ГОСТ 23360-78).


Проект привода ленточного конвейера

Рисунок 8-Шпоночное соединение


Таблица 4

Вал Место установки Диаметр d, мм Сечение шпонки, мм Фаска s, мм Глубина паза, мм Длина l, мм



b h
t1 t2
2-3 шкив 29.1 6 6 0.3 3.5 2.8 40
4-5 колесо зубчатое 45 14 9 0.5 5.5 3.8 32
6 колесо зубчатое 67 20 12 0.5 7,5 4.9 50
6 полумуфта 45 14 9 .05 5,5 3.8 70

Проверка шпонок на смятие


Проект привода ленточного конвейера,


где T – передаваемый вращающий момент;

dср – диаметр вала (средний) в месте установки шпонки;

h, b, l – линейные размеры шпонки;

t1 – глубина паза вала.

Проверочный расчет шпонки 6Ч6Ч40 ГОСТ 23360-78, на валу 2-3.

Т.к. материал ступицы (шкив) – чугун, то допускаемое напряжение смятия [усм]2-3 = 80 Н/мм2.


Проект привода ленточного конвейера


Проверочный расчет шпонки 14Ч9Ч32 ГОСТ 23360-78, на валу 4-5.

Т.к. материал ступицы (зубчатое колесо 4) – сталь, то допускаемое напряжение смятия

[усм]4-5 = 120 Н/мм2.

Проект привода ленточного конвейера

Проверочный расчет шпонки 18Ч11Ч56 ГОСТ 23360-78, на валу 6 под зубчатое колесо 6.

Т.к. материал ступицы (зубчатое колесо 6) – сталь, то допускаемое напряжение смятия

[усм]6к = 120 Н/мм2.

Проект привода ленточного конвейера

Проверочный расчет шпонки 12Ч8Ч63 ГОСТ 23360-78, на валу 6 под полумуфту.

Т.к. материал ступицы (полумуфта) – чугун, то допускаемое напряжение смятия

[усм]6м = 80 Н/мм2.

Проект привода ленточного конвейера

Т.к. Проект привода ленточного конвейера, то необходимо поставить две шпонки под углов 180є, считая, что каждая шпонка передает половину нагрузки.

Проверка показала, данные шпонки можно использовать в шпоночных соединениях редуктора.

6 Выбор муфты


Исходя из условий работы данного привода, будет использоваться втулочно-пальцевая муфта (ГОСТ 20884-93). Муфта выбирается по диаметру вала и по величине расчетного момента


Проект привода ленточного конвейера,


где k – коэффициент, учитывающий эксплуатационные условия, для ленточных транспортеров при нагрузке спокойной – k = 1.5 (табл. 9.3, стр. 172, /8/).

Проект привода ленточного конвейера


Проект привода ленточного конвейера

Рисунок 9-МУВП


Основные параметры МУВП

Таблица 5.Основные параметры МУВП

Т, НЧм d, мм D, мм L, мм l, мм





1000 50 220 226 110

Проверочный расчёт муфты

Упругие элементы рассчитываются на смятие:


усм=2ЧT/(zЧDЧdпЧlвт)≤[ усм],


где Т - вращающий момент;

dп – диаметр пальца; (dп = 22)

усм=2Ч103Ч1216/(8Ч220Ч22Ч110)=0.54≤2 МПа


7 Определение реакций опор промежуточного вала и построение эпюр


Проект привода ленточного конвейера

Рисунок 10-Схема редуктора


Для проверки выбираем промежуточный вал 2-3. Так как на него действует большее количество сил.

Определим реакции опор:

Рассмотрим проекции сил в плоскости ХZ :


Проект привода ленточного конвейера -Ft2 Ч55 + Ft5 Ч 125 – RХВ Ч 175 =0;

тогда Проект привода ленточного конвейера Н

Проект привода ленточного конвейера -Ft5 Ч50 + Ft4 Ч 120 – RХА Ч 175 =0;

тогда Проект привода ленточного конвейераН

Проверка: SFIX =0; RХА - Ft4 + Ft5 - RХВ = 31,7 – 1198,9 + 2766,25 – 1599 = 0.

Рассмотрим проекции сил в плоскости УZ:


Проект привода ленточного конвейера -Fr4 Ч 55 - Fa4 Ч 127,5 – Fr5 Ч 125 + Fa5 Ч 48,7 + RУB Ч 175 =0;

тогда Проект привода ленточного конвейера

Проект привода ленточного конвейера Fr5 Ч50 + Fa5 Ч 48,7 + Fr4 Ч 120 – Fa4 Ч 127,5 - RУА Ч 175 =0;

тогда Проект привода ленточного конвейера

Проверка: SFIY =0; RYА - Fr4- Fr5 + RYВ = 859,5 – 442,7 – 1020,1+ 593,2 = 0.


Суммарные реакции опор:


Проект привода ленточного конвейера Проект привода ленточного конвейераН

Проект привода ленточного конвейера Проект привода ленточного конвейераН


Определим значения изгибающих моментов:

Плоскость XZ:

Сечение 1: 0 < X1 <0.055м. Сечение 2: 0 < X2 <0.70м.


MX = RХА Ч X1 MX = RХА Ч (0,055 + X1) - Ft4 Ч X2


MX(0) = 0 MX(0) = 31,7 Ч 0,055 = 1,74 НЧм


MX(0.036) = 31,7Ч 0.055 = 1,74 НЧм MX(0.138) = 31,7 Ч 0,125 – 1198,9 Ч 0,7 = -79,95 НЧм

Сечение 3: 0 < X3 <0.05м.

MX = -RХВ Ч X3

MX(0) = 0

MX(0.042) = -1599 Ч 0.05 = -79,95 НЧм

Плоскость УZ:

Сечение 1: 0 < У1 <0.055м.

MУ = RУА Ч У1

MУ(0) = 0

MУ(0.036) =859,5 Ч 0.055 = 47,5НЧм

Сечение 2: 0 < У2 <0.7м.

MУ = RУА Ч (0,055 + У2) – Fr4 Ч У2 + Fa4 Ч 0,0127

MУ(0) = 859,5 Ч 0,055 + 442,7 Ч 0,0127 = 53 НЧм

MУ(0.7) = 859,5 Ч 0,125 – 442,7 Ч 0,7 + 5,6= 98,5 НЧм

Сечение 3: 0 < У3 <0.05м.

MУ = RУВ Ч У3

MУ(0) = 0

MУ(0.05) = 593,2 Ч 0.05 = 29,66 НЧм


7.1 Проверочный расчет промежуточного вала


Проверочный расчёт состоит в определении коэффициентов запаса прочности S для опасных сечений и сравнении их с требуемыми (допускаемыми) напряжениями [S]. Прочность соблюдена при S >= [S] .

Будем производить расчёт для предположительно опасных сечений вала.


Проект привода ленточного конвейера

Рисунок 12-Эскиз вала


Материал вала ─ сталь 45.


Таблица 6

Диаметр

заготовки

Твердость

НВ

ув

МПа

ут

МПа

фт

МПа

у-1

МПа

ф-1

МПа

шт
<80 270 900 650 390 410 230 0,10

Сечение А - А: Концентратором напряжений является шпоночный паз.

Коэффициент запаса прочности:


S= Sу· Sф/Проект привода ленточного конвейера

Sу=у-1D/ уа

Sф=ф-1D/( фа+шфD· фа),


где уа и фа ─ амплитуды напряжений цикла;

шфD ─ коэффициент влияния асимметрии цикла напряжений.


уа=103·М/W; фа=103·М к/2Wк

М= Проект привода ленточного конвейера

М к = 130 Н·м


Определим моменты инерции:


W=р·d3/32-b·h·(2d-h)2/(16d)=3.14·453/32-14·9(2·45 -9)2/(16·45) = 8045мм3

Wк=р·d3/16-b·h·(2d-h)2/(16d)= 3.14·453/16-14·9(2·45-9)2/(16·45) = 16987мм3


уа=103 ·53/8045 = 6,6 МПа

фа=103 ·130/2·6987 = 9.3 МПа

Пределы выносливости вала:


у-1D= у-1/КуD; ф-1D= ф-1/КфD,


где КуD и КфD ─ коэффициенты снижения предела выносливости.


КуD=( Ку/ Кdу+1/ КFу-1)/ КV,

КфD=( Кф/ Кdф+1/ КFф-1)/ КV,


где Ку и Кф ─ эффективные коэффициенты концентрации напряжений;

Кdт и Кdф ─ коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного сечения;

КFт и КFф ─ коэффициенты влияния качества поверхности;

КV ─ коэффициент влияния поверхностного упрочнения.

КуD=( 2,2/0,81+1/0,95-1)/ 1=2,77

КфD=( 1,75/0,81+1/0,95-1)/ 1=2,21


у-1D= 410 / 2,77 =148 МПа; ф-1D= 230 /2,21 = 104.1 МПа

шфD=шф/ КфD

шфD=0,1/ 2,21=0,045

Sу= 148 / 6,6 = 22,4 Sф= 104.1 / (9.3 + 0,035 Ч 9.3) = 10.8

S= 22,4 · 10.8 /Проект привода ленточного конвейера=15.4 > [S] = 2.5

Проверка показала, что коэффициент запаса прочности в рассматриваемом сечении больше чем требуемый.

Сечение Б-Б: Концентратором напряжений является галтель у шестерни.

Коэффициент запаса прочности:


S= Sу· Sф/Проект привода ленточного конвейера

Sу=у-1D/ уа

Sф=ф-1D/( фа+шфD· фа),

уа=103·М/W; фа=103·М к/2Wк

М= Проект привода ленточного конвейера

М к = 130 Н·м


Определим моменты инерции:


W=р·d3/32=3.14·503/32=12267 мм3

Wк=р·d3/16=3.14·503/16=24531 мм3

уа=103 · 126,8 / 12267 = 10,3 МПа

фа=103 · 130 / 2 · 24531 = 2,6 МПа


Пределы выносливости вала:


у-1D= у-1/КуD; ф-1D= ф-1/КфD,


где КуD и КфD ─ коэффициенты снижения предела выносливости.

КуD=( Ку/ Кdу+1/ КFу-1)/ КV,

КфD=( Кф/ Кdф+1/ КFф-1)/ КV,

КуD=( 2,2/0,81+1/0,95-1)/ 1=2,77

КфD=( 1,75/0,81+1/0,95-1)/ 1=2,21

у-1D= 410 / 2,77 =148 МПа; ф-1D= 230 /2,21 = 104.1 МПа

шфD=шф/ КфD

шфD=0,1/ 2,21=0,045

Sу= 148 / 10,3= 14,4 Sф= 104.1 / (2,6 + 0,045 Ч 2,6) = 38,5

S= 14.4 · 38,5 /Проект привода ленточного конвейера= 5,3 > [S] = 2.5


Проверка показала, что коэффициент запаса прочности в рассматриваемом сечении больше чем требуемый.

8 Проверка пригодности подшипников промежуточного вала 2 – 3


Предварительно назначаем радиальные шариковые подшипники лёгкой серии 207. Схема установки подшипников - враспор.

Для принятых подшипников находим:

Cr = 20100 H; e = 0,26; Y =1,71;X=0,56 .

Минимально необходимые для нормальной работы подшипников осевые силы:

FaAmin = 0.83 Ч e Ч RA = 0,83 Ч 0,26 Ч 860,08= 185,6 H

Значения осевых сил берём из расчёта зубчатых передач:


Fa4 = 204,9H; Fa5 = 450H , тогда FA = Fa5 + Fa4 = 754,9H.


Отношение FaА / (V Ч RA) = 754,9/1Ч 860,08 =0,87, что больше e = 0,26. Тогда для опоры А: Х =0,56; Y = 1,71.

Найдём эквивалентную динамическую радиальную нагрузку:


Проект привода ленточного конвейера,


где коэффициенты V = 1, Кб = 1,2 , КТ = 1


Проект привода ленточного конвейераН.0


Вычисляем ресурс работы подшипника:


Проект привода ленточного конвейера


где, Сr - базовая радиальная динамическая грузоподъёмность подшипника, Н

Рr - эквивалентная радиальная динамическая нагрузка, Н

к=3 - показатель степени для шариковых подшипников;

а1=1 - коэффициент корректирующий ресурс в зависимости от надежности (90%);

а23=0,75 - коэффициент, характеризующий совместное влияние на долговечность особых свойств металла деталей подшипника.

n – частота вращения вала.

Проект привода ленточного конвейерач

Расчётная долговечность должна отвечать условию


Проект привода ленточного конвейера ,


где tS ─ требуемый ресурс, tS = 21600 ч.

Данное условие выполняется, следовательно, подшипники 207 пригодны.

9 Конструктивные размеры корпуса редуктора


Чтобы поверхности вращающихся колес не задевали за внутренние поверхности стенок корпуса, между ними оставляют зазор


Проект привода ленточного конвейера


Проект привода ленточного конвейера, Проект привода ленточного конвейера

Расстояние b0 между дном корпуса и поверхностью колес

Проект привода ленточного конвейера.

В двухступенчатых соосных редукторах между торцевыми поверхностями шестерни быстроходной ступени и колеса тихоходной ступени расположены два подшипника опор соосных валов. Расстояние ls между зубчатыми колесами


Проект привода ленточного конвейера,


где T3 и T6 – ширины подшипников опор быстроходного и тихоходного валов.

Проект привода ленточного конвейера

Толщина стенок

Проект привода ленточного конвейера.

Принимается д = 8 мм.

Толщина фланцев

Проект привода ленточного конвейера.

Принимается b = 14.5 мм.

Диаметры болтов:

- фундаментальных Проект привода ленточного конвейера,

принимаются фундаментальные болты с резьбой М20;

- остальные болты Проект привода ленточного конвейера,

принимаются болты с резьбой М16.



10 Выбор смазки


При минимальном количестве масла смазывание редуктора осуществляется погружением колеса на высоту зуба в масло - картерное смазывание. Подшипники смазываются тем же маслом, что и детали передач. При смазывании колес погружением на подшипники попадают брызги масла, стекающего с колес, валов и стенок корпуса.

Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в смазку (масло), заливаемую внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 1/3. Объем масляной ванны 4…6 л.

По таблице устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях до 1000 Н/мм2 и скорости V до 2 м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 34 мм2/с. По таблице из справочной литературы принимаем масло индустриальное И-Г-А-46 (табл. 11.1-11.3, стр. 200, /4/).

Контроль масла, находящегося в корпусе редуктора осуществляется с помощью жезлового маслоуказателя.


11 Подбор посадок и допусков


Зубчатые колеса: H7/r6.

Крышки торцовых узлов на подшипниках качения: H7/h8.

Шпоночные соединения: P9/h9.

Штифт с картеров: P8/h7.

Штифт с крышкой: H8/h7.


12 Сборка и регулировка редуктора


Перед сборкой полость корпуса редуктора подвергают очистке и покрывают маслостойкой краской. Сборку редуктора производят в соответствии с чертежом общего вида.

На входной вал насаживают подшипники, предварительно нагретые в масле до 80 - 100˚С.

На промежуточный вал насаживают подшипник предварительно нагретый в масле до 80 - 100˚С.Затем закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала. Насаживают подшипник предварительно нагретый в масле до 80 - 100˚С.

На выходной вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо, насаживают подшипники, предварительно нагретые в масле до 80 - 100˚С.

Валы устанавливают в корпус. Для центровки устанавливают крышку редуктора на корпус с помощью цилиндрических штифтов, затягивают болты, крепящие крышку редуктора с корпусом.

На конические хвостовики входного и выходного валов закладывают шпонки и надевают муфту и шкив.

Ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и устанавливают маслоуказатель. Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой, закрепляя крышку винтами.

Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытаниям на стенде по программе установленной техническими условиями.


Заключение:


1. Согласно заданию был разработан привод - редуктор цилиндрический.

2. Был выбран электродвигатель, рассчитаны зубчатые передачи, спроектированы и проверены на пригодность шпоночные соединения, подшипники, разработан общий вид редуктора, разработаны рабочие чертежи деталей..

3. Электродвигатель был выбран исходя из потребной мощности и условий работы привода.

4. Шпоночные соединения были проверены на смятие.

5. Форма и размеры деталей редуктора и плиты привода были определены конструктивными и технологическими соображениями, а также выбором материалов и заготовок.

Список использованной литературы:


1. Дунаев П. Ф., Леликов О. П. Конструирование узлов и деталей машин: Учебное пособие-4-е изд.,исп.- М.: Высш.щк.,1985-415 с.,ил..

2. Левитский И. Г. Расчет клиноременной передачи: Методические указания по курсовому проектированию. Хабаровск, издательство ХГТУ, 1991.

3. Чернавский С.А. и др. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие. М.: Машиностроение, 1979.

Рефетека ру refoteka@gmail.com