Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Редуктор цилиндрический

ПРИВОД К ГОРИЗОНТАЛЬНОМУ ВАЛУ

(редуктор цилиндрический)

Содержание


Введение

1 Выбор двигателя и кинематический расчет привода

2 Расчёт привода редуктора

3 Расчет редуктора

3.1 Выбор материала и расчёт допускаемых напряжений

3.2 Геометрический расчёт редуктора

3.3 Проверочный расчёт зубьев на контактную прочность

3.4 Проверка передачи на отсутствие растрескивания

3.5 Проверка зубьев на усталостную прочность при изгибе

4 Предварительный расчет валов

5 Подбор шпонок и проверка шпоночных соединений

6 Компоновка редуктора

7 Уточненный расчет валов

8 Проверка долговечности подшипников

9 Выбор смазки редуктора

10 Проверка прочности шпоночных соединений

11 Подбор и расчёт муфты

11 Список используемой литературы

Выбор электродвигателя. Кинематический и силовой расчёты привода.


Выбор электродвигателя


Требуемая мощность электродвигателя:

PРедуктор цилиндрический=3,5 кВт.

PэдРедуктор цилиндрическийPРедуктор цилиндрический. По ГОСТ 19523-81 выбираем обдуваемый электродвигатель единой серии 4А, стандартной мощности: Pэд = 4 кВт.

Частота вращения вала электродвигателя определяется по зависимости

nэд = nпр·uцил·uрем. Здесь uцил, uрем – передаточные числа цилиндрической и ремённой передач, рекомендуемые значения для зубчатой цилиндрической передачи 2,0…5, для ремённой 1,5…3,5.

nэд = 210·3,5·1,9=1396,5 об/мин.

Воспользовавшись рекомендациями [4, с. 333] найдём наиболее близкую частоту вращения стандартного двигателя. Выбрали двигатель типа 4А100L4, nэд=1430 об/мин.


Определение передаточных чисел привода


Общее передаточное число привода

uпр=Редуктор цилиндрический6,8.

По ГОСТ 2185-66 возьмём стандартные значения передаточных чисел (uцил=3,5; uрем=2)

uпр ст = uцил ст·uрем ст = 3,5·2 = 7.

По ГОСТ 2185-66 uпр ст =7,1

Отклонение стандартного значения 0передаточного числа от фактического значения передаточного числа не должно превышать Редуктор цилиндрический4%. В данном случаи

Редуктор цилиндрический


1.3. Определение частот вращения и крутящих моментов на валах


Частота вращения на входном (быстроходном) валу

n1 = Редуктор цилиндрический735 об/мин.

Частота вращения на выходном (тихоходном) валу

n2 = Редуктор цилиндрический215 об/мин.

Крутящий момент на приводном валу

Tпр = T2

Крутящий момент на ведущем шкиве ремённой передачи (на валу электродвигателя)

Tэд = Редуктор цилиндрический26,7 Н·м.

Крутящий момент на входном валу редуктора

T1 = Редуктор цилиндрический26,7∙0,95∙1,9=48,19 Н·м.

Крутящий момент на выходном валу редуктора

T2 = Редуктор цилиндрический48,19∙3,5∙0,97=163,6 Н·м.

Выбор материалов и определение допускаемых напряжений


По типу производства назначаем вид термообработки: для серийного производства – улучшение для колеса и закалка ТВЧ для шестерни (Токи Высокой Частоты).

Для изготовления колёс принимаем сталь 40Х, как наиболее распространённую в общем редукторостроении.

Шестерня: HRC1 = 45; sв = 1500 МПа; sт = 1300 Мпа.

Колесо: HВ2 = 250; sв = 850 МПа; sт = 550 Мпа.


Определение допускаемых контактных напряжений для шестерни


Редуктор цилиндрический. Закалка ТВЧ

sH lim b 1 = 17·Редуктор цилиндрический+200 = 17·45+200 =965 МПа (предел выносливости по контактным напряжениям).

SH 1 = 1,2 (коэффициент запаса безопасности).

NHE 1 = Редуктор цилиндрический

= 60·735·1500·(2,23·10-4+13·0,4+0,63·0,4+0,33·0,2) = 326·106 (эквивалентное число циклов).

m=9 (показатель кривой усталости), так как HB>350.

NHO 1 = 30·(10Редуктор цилиндрический)2,4 = 30·(10·45)2,4 = 70·106 (базовое число циклов).

Так как NHE1>NHO1, то KHL 1 = 1 (коэффициент долговечности).

Редуктор цилиндрический= 804 МПа.

2.2 .Определение допускаемых контактных напряжений для колеса


Редуктор цилиндрический Улучшение

sH lim b 2 = 2·Редуктор цилиндрический+70 = 2·250+70 =570 МПа.

SH 2 = 1,1.

NHE 2 = Редуктор цилиндрический= 93·106.

NHO 2 = 30·(Редуктор цилиндрический)2,4 = 30·2502,4 = 17,1·106.

Так как NHE2>NHO2, то KHL 2 =Редуктор цилиндрический=1.

Редуктор цилиндрический=518 МПа.

Расчётное значение допускаемых контактных напряжений

[sH]р = [sH]min = 518 МПа.

Допускаемые контактные напряжения при перегрузке

[sH]max 2 = 2,8·sТ =2,8·550 =1540 МПа.

[sH]max 1 = 40·HRC =40·45 =1600 МПа.


Допускаемые изгибные напряжения для шестерни и колеса


2.3.1 Определяем допускаемые значения для шестерни

Редуктор цилиндрический

sF lim b 1 = 650 МПа.

SF1 = 1,75 (коэффициент запаса).

KFC1 = 1, так как передача нереверсивная.

NFO1 = 4·106.

NFE1 = Редуктор цилиндрический60·735·1500·(2.29·10-4+0,4+0.69·0,4+0,39·0,2) = 347·106.

Так как NFE1>NFO1, то KFL1=1.

[sF]1 = Редуктор цилиндрический371,4 МПа.


2.3.2 Определяем допускаемые значения для колеса

sF lim b 2 =1,8∙Редуктор цилиндрический=1,8∙250=450 МПа.

Допускаемые изгибные напряжения при перегрузке

[sF]max = 0,6·sв = 0,6·1500 = 900 МПа.

SF2 = 1,75 (коэффициент запаса).

KFC2 = 1, так как передача нереверсивная.

NFO2 = 4·106.

NFE2 = Редуктор цилиндрический99·106.

Так как NFE2>NFO2, то KFL2=1.

[sF]2 = Редуктор цилиндрический260 МПа.

Допускаемые изгибные напряжения при перегрузке

[sF]мах1=0,6·sв1=0,6·1500=900 МПа.

[sF]мах2=0,8·sт2=0,8·550=440 МПа.


Расчёт цилиндрической прямозубой передачи


Проектный расчёт цилиндрической прямозубой передачи


Межосевое расстояние

Редуктор цилиндрический.

Ka = 490 МПаРедуктор цилиндрический.

KHb = 1,2 (коэффициент, учитывающий концентрацию нагрузки).

yba = Редуктор цилиндрический0,315 (коэффициент ширины колеса).

Редуктор цилиндрический127 мм.

По рекомендации [2, с. 246] выбираем стандартное рекомендуемое межосевое расстояние

аРедуктор цилиндрический= 160 мм.

2. Назначаем нормальный модуль по соотношению

mn = (0,01…0,02)·аwРедуктор цилиндрический2 мм.

mn = (0,01…0,02)·160 = (1,6…3,2) мм.

По ГОСТ 9563-80 принимаем стандартный m = 4, так как для силовых передач mРедуктор цилиндрический2 мм.

3. Определяем число зубьев шестерни и колеса

Число зубьев шестерни

Редуктор цилиндрический.

z1 = Редуктор цилиндрический17.7>17.

Принимаем z1 = 18.

Число зубьев колеса

z2 = u·z1 = 3.5·18 = 63.

4. Уточняем передаточное число

uф =Редуктор цилиндрический3.5.

Отклонений от требуемого u нет (допускается Редуктор цилиндрический4%).

5. Определяем диаметры делительных окружностей колёс

d1 = mn ·z1 = 4·18 = 72 мм.

d2 = mn ·z2 = 4·63 = 252 мм.

6. Проверка межосевого расстояния

аw = 0,5·(d1+d2) = aРедуктор цилиндрический.

аw = 0,5·(72+252) = 162 мм. = аРедуктор цилиндрический= 160 мм.

7. Определяем ширину зубчатых колёс

b2 = yba·aw = 0,315·160 = 50,4 мм.

По ГОСТ 6636-69 округляем до стандартного значения

b2 = 55 мм.

Ширину зубчатого венца шестерни назначим на (5…8) мм. больше

b1 = b2+(5…8) = 55+(5…8) = (60…63) мм. принимаем

b1 = 60 мм.


3. 2. Проверочный расчёт цилиндрической прямозубой передачи


Проверочный расчёт передачи проводим в соответствии с ГОСТ 21354-75.


Проверка передачи на контактную выносливость

Редуктор цилиндрический.

ZH=Редуктор цилиндрический (коэффициент, учитывающий форму сопряжённых поверхностей зубьев).

aw = 20° (угол зацепления).

ZH =Редуктор цилиндрический1,76.

ZM =Редуктор цилиндрический (коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряжённых колёс, МПаРедуктор цилиндрический).

Редуктор цилиндрический (приведенный модуль упругости).

E1 = E2 =2,1·105 МПа.

Eпр=Редуктор цилиндрический2,1·105 МПа.

m = 0,3 (коэффициент Пуассона).

ZM =Редуктор цилиндрический271,1 МПаРедуктор цилиндрический.

Ze =Редуктор цилиндрический (коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий).

Редуктор цилиндрический (коэффициент торцевого перекрытия).

ea =Редуктор цилиндрический1,7.

Ze =Редуктор цилиндрический0,9.

Редуктор цилиндрический (окружная сила).

Ft =Редуктор цилиндрический=1300 Н.

KH = KHb·KHV (коэффициент нагрузки).

KHb – коэффициент концентрации нагрузки.

KРедуктор цилиндрический– коэффициент начальной концентрации нагрузки, выбирается в зависимости от Редуктор цилиндрический.

Редуктор цилиндрический Ю KРедуктор цилиндрический= 1,26.

При непостоянной нагрузке KHb = (1-х)∙ K Редуктор цилиндрический+ х

х =Редуктор цилиндрический10-4∙2,2+0,4∙1+0,4∙0,6+0,2∙0,3=0,7

KHb = (1-0,7) ∙1,26+0,7= 1,08.

Определяем KHV (коэффициент динамичности) в зависимости от V (окружной скорости).

V =Редуктор цилиндрический2,8 м/с.

Принимаем 8-ю степень точности по рекомендации [2, с. 259] (тихоходные передачи машин низкой точности). Находим

KHV = 1,22.

KH = 1,08·1,22 = 1,3.

sH =Редуктор цилиндрический318 МПа.

sH = 706,8 < [sH]min = 828,3 МПа.

Недогрузка передачи составляет

DsH =Редуктор цилиндрический39% >[DsH]=(12…15)%, что указывает на возможность уменьшения габаритов передачи. Уменьшить межосевое расстояние нельзя по конструктивным соображениям. Изменим ширину зубчатых колес. Принимаем yba=0,25. Тогда b2 =40 мм, b1 =50, KРедуктор цилиндрический=1,14, KHb = (1-0,7)1,14+0,7=1,042

Редуктор цилиндрический KH = 1,042·1,22 = 1,27.

sH =Редуктор цилиндрический370 МПа.

DsH =Редуктор цилиндрический28% >[DsH]=(12…15)%

Однако дальнейшее уменьшение ширины колес может привести к возрастанию виброактивности колес. В связи с этим дальнейшее изменение размеров передачи нецелесообразно несмотря на ее значительную недогрузку.


Проверка передачи на изгибную выносливость

Редуктор цилиндрический (условие работоспособности на изгиб для прямозубых колёс).

С достаточной степенью точности можно считать, что KFb = KHb, а KFV = KHV.

YF (коэффициент формы зуба) находим в зависимости от числа зубьев рассчитываемого колеса z и коэффициента смещения режущего инструмента x (x1 = x2 = 0)

YF1 = 4,07; YF2 = 3,61.

На изгибную выносливость проверяются зубья того колеса, для которого отношение Редуктор цилиндрический минимально.

Редуктор цилиндрический

Редуктор цилиндрический

Следовательно, на изгибную прочность проверяем зубья колеса.

sF2 =Редуктор цилиндрический26 МПа.

sF2 = 26 МПа < [sF]1 = 260 МПа.

Проверяем передачу на прочность зубьев при пиковых (кратковременных) перегрузках.

Редуктор цилиндрический.

sH =370 МПа, Редуктор цилиндрический, Редуктор цилиндрический=1540 МПа

sH max =Редуктор цилиндрический550 МПа < [sH]max = 1540 МПа.

Следовательно, контактная пластическая деформация зубьев (бринеллирование) будет отсутствовать.

sF max =Редуктор цилиндрический816 < [sF]max = 900 МПа.

Следовательно, объёмная пластическая деформация будет отсутствовать.


Геометрические характеристики зацепления


Определяются только те геометрические характеристики, которые необходимы при вычерчивании зубчатого зацепления передачи и рабочих чертежей зубчатых колёс.

Расчёт геометрических размеров передачи внешнего зацепления производится по ГОСТ 16532-70.

Некоторые размеры и параметры передачи уже определены.

mn = 4 мм; aw = 160 мм; b1 = 60 мм; b2 = 55 мм; d1 = 72 мм; d2 = 252 мм; u = 3,5.

Диаметры окружностей выступов

da1 = d1+2·(hРедуктор цилиндрический+x1)· mn; da2 = d2+2·(hРедуктор цилиндрический+x2)· mn.

hРедуктор цилиндрический= 1 (коэффициент высоты головки зуба исходного контура).

x1 = x2 = 0 (коэффициенты смещения режущего инструмента).

da1 = 72+2·(1+0)·2 = 76 мм;

da1 = 252+2·(1+0)·2 = 256 мм.

Диаметры окружностей впадин зубьев

df1 = d1-2·(hРедуктор цилиндрический+c*-x1)· mn; df2 = d2-2·(hРедуктор цилиндрический+c*-x2)· mn.

c* = 0,25 (коэффициент радиального зазора исходного контура).

df1 = 72-2·(1+0,25-0)·2 = 67 мм;

df2 = 252-2·(1+0,25-0)·2 = 247 мм.


Ориентировочная оценка КПД редуктора


Для одноступенчатого редуктора hред = hпер = 1-yз-(yn+yr).

yз = 2,3·f·Редуктор цилиндрический (коэффициент, учитывающий потери в зацеплении; по данной зависимости определяется при x1 = x2 = 0).

f = (0,06…0,1) (коэффициент трения в зубчатом зацеплении).

Принимаем f = 0,07.

yз = 2,3·0,07·Редуктор цилиндрический= 0,0115.

yn – коэффициент, учитывающий потери в подшипниках.

yr – коэффициент, учитывающий потери на разбрызгивание и перемещение масла (гидравлические потери).

(yn+yr) = 0,15…0,03.

Так как передача имеет невысокую окружную скорость (V = 2,8 м/с), принимаем (yn+yr) = 0,03. hред = 1-0,01-0,03 = 0,96.

Теоретическое определение потерь крайне затруднено, поэтому на практике КПД редукторов определяют на натуральных объектах, пользуясь специальными испытательными установками.


Определение усилий, действующих в зацеплении


Окружная сила Ft =Редуктор цилиндрический1300 Н.

Осевая сила Fa = Ft·tgb = 0, так как b = 0°.

Радиальная сила Fr =Редуктор цилиндрический473 Н.

Расчёт ремённой передачи


1. Размер сечения выбираем по рекомендации [1, с. 152] в зависимости от Tэд и nэд.

Tэд =Редуктор цилиндрический26,7 Н·м.

Принимаем клиновой ремень нормального сечения типа А.

2. Назначаем расчётный диаметр малого шкива dр1 min. По рекомендации [1, с. 151] для ремня сечения А имеем dр1 min = 90 мм.

Следует применять шкивы с большим, чем dр min диаметром. По ГОСТ 20889-75 – ГОСТ 20897-75 принимаем

dр1 = 100 мм.

3. Определяем расчётный диаметр большего шкива

dр2 = (1-e)·dр1·uрем.

e = 0,02 (коэффициент скольжения).

dр2 = (1-0,02)·100·2 = 196 мм.

Полученный диаметр округляем до стандартного ближайшего значения по ГОСТ 20897-75

dр2 = 200 мм.

Уточняем передаточное число

uрем =Редуктор цилиндрический2,04.

4. Определяем межосевое расстояние.

Минимальное межосевое расстояние

amin = 0,55·(dр1+dр2)+h.

h = 8 мм (высота профиля ремня для сечения А).

amin = 0,55·(100+200)+8 = 173 мм.

amax =2·(100+200) = 600 мм.

Для увеличения долговечности ремней принимают a > amin. Причём a назначается в зависимости от передаточного числа uрем и расчётного диаметра dр2. По рекомендации [1, с. 153] при uрем = 2 имеем Редуктор цилиндрический1,2.

a = 1,2·dр2 = 1,2·200 = 240 мм. Учитывая компоновку привода, принимаем окончательное межосевое расстояние a = 430 мм.

5. Определим длину ремня

Редуктор цилиндрический.

V1 – скорость ремня, равная окружной скорости малого шкива.

V1 =Редуктор цилиндрический7,5 м/с.

Lmin =Редуктор цилиндрический(375…250) мм.

L = 2·200+0,5·3,14·(100+200)+Редуктор цилиндрический= 884 мм.

L > Lmin, следовательно ремень будет иметь достаточную долговечность.

Полученную длину L округляют до стандартного ближайшего значения по ГОСТ 1284.3-80.

Принимаем L = 900 мм, что находится в рекомендуемом стандартном диапазоне для ремня типа А.Учитывая изменение межосевого расстояния (a=430 мм), полученное при компоновке общего вида привода к горизонтальному валу, получим окончательную длину ремня L = 1250 мм.

6. Уточняем межосевое расстояние передачи

a = 0,25·[L-D1+Редуктор цилиндрический], где

D1 = 0,5·p·(dр1+dh2) = 0,5·3,14·(100+200) = 471 мм,

D2 = 0,25·(dр1-dр2)2 = 0,25·(200-100)2 = 2500 мм2.

a = 0,25·[1250-471+Редуктор цилиндрический] = 390 мм.

Округляем полученное значение до ближайшего из стандартного ряда чисел a = 430 мм.

Принимаем угол обхвата на малом шкиве

Редуктор цилиндрический.

a1 =Редуктор цилиндрический152° > [a1] = 120°.

Следовательно, угол обхвата на малом шкиве имеет достаточную величину.

7. Допускаемая мощность, которую передаёт ремень в заданных условиях эксплуатации

[P] = (P0·Ca·CL+10-4·DTи·n1) ·Cр.

Определим P0 – номинальную мощность, которую передаёт ремень в определённых условиях (a1 = 180°, u = 1, V = 10 м/с, длина ремня L0, спокойная нагрузка)

P0 = 1,3.

Значения коэффициентов Ca, CL, DTи, Cр, Cz

Ca = 0,95 (коэффициент, учитывающий влияние на тяговую способность угла обхвата).

Редуктор цилиндрический

CL = 0,95 (коэффициент, учитывающий реальную длину ремня).

DTи = 1,1 (поправка к моменту на быстроходном валу).

Cр = 0,95 (коэффициент, учитывающий режим работы передачи, в данном случаи для односменной работы).

[P] = (1,3·0,95·0,95+10-4·1,1·1430) ·0,95 = 1,19 кВт.

8. Необходимое количество ремней с учётом неравномерности нагрузки на ремни

Редуктор цилиндрический.

Cz = 0,9 (коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между одновременно работающими ремнями).

z =Редуктор цилиндрический3,7.

Принимаем z = 4, что меньше zmax = 6. Следовательно, передача будет иметь допустимое число ремней.


9. Сила предварительного натяжения одного ремня

Редуктор цилиндрический.

qm = 0,105 кг/м (масса одного метра длины ремня).

F0 =Редуктор цилиндрический121 Н.

10. Нагрузка на валы передачи

Fрем =Редуктор цилиндрический940 Н.

Угол между силой и линией центров передачи

Q =Редуктор цилиндрический10°.

Если Q Редуктор цилиндрический 20°, то с достаточной степенью точности можно принимать, что Fрем направлена по линии центров передачи.

11. Проверяем частоту пробегов ремней на шкивах

nn =Редуктор цилиндрический[nn] = 10 с-1.

nn =Редуктор цилиндрический=8,3 с-1 < [nn].

12. Размеры шкивов клиноремённых передач регламентированы ГОСТ 20889-80 – ГОСТ20897-80, размеры профиля канавок регламентированы ГОСТ 20898-80.

5. Расчёт муфт


Для соединения отдельных узлов и механизмов в единую кинематическую цепь используются муфты, различные типы которых могут также обеспечить компенсацию смещений соединяемых валов (осевых, радиальных, угловых и комбинированных), улучшение динамических характеристик привода, ограничение передаваемого момента и прочее.

Наиболее распространённые муфты стандартизированы или нормализованы. Выбор муфт проводится в зависимости от диаметра вала и передаваемого крутящего момента.

1. Определяем расчётный момент муфты

Tрм = k·Tм, где Tм – номинальный момент на муфте (Tм = T2 = 163,6 Н·м), k – коэффициент режима работы.

Принимаем, что поломка муфты приводит к аварии машины без человеческих жертв.

k = k1·k2.

k1 = 1,2 (коэффициент безопасности; поломка муфты вызывает аварию машины).

k2 = 1,3 (коэффициент, учитывающий характер нагрузки; нагрузка с умеренными толчками).

k = 1,2·1,3 = 1,56.

Tрм = 1,56·163,6 = 255,2 Н·м.

2. Муфта выбирается по каталогу таким образом, чтобы выполнялось условие Tрм Редуктор цилиндрическийTтабл.

Из упругих компенсирующих муфт наибольшее применение имеют следующие: муфта упругая втулочно-пальцевая типа МУВП по ГОСТ 21424-75 и муфта с резиновой звёздочкой по ГОСТ 14084-76.

По рекомендации [5, с. 303, с. 304] принимаем муфту упругую втулочно-пальцевую МУВП-40 по ГОСТ 21424-75, так как она обладает большими компенсирующими возможностями и принятая муфта имеет меньшие габариты (тип 2 – на короткие концы валов).

Tрм Редуктор цилиндрическийTтабл = 400 Н·м.

3. Определяем силу Frм действующую со стороны муфты на вал, вследствие неизбежной несоосности соединяемых валов.

Frм = (0,2…0,3)·Ftм, где Ftм – окружная сила на муфте, Ftм = Редуктор цилиндрический.

Для МУВП dр = D1 – диаметр окружности, на которой расположены центры пальцев.

dр = D1 = 242 мм.

Окружная сила на муфте

Ftм = Редуктор цилиндрический= 1350 Н.

Следовательно, нагрузка от муфты на вал

Frм = (0,2…0,3)·1350 = (270…405) Н.

Принимаем Frм = 338 Н.

4. Проверяем возможность посадки муфты на вал редуктора. Определяем расчётный диаметр вала в месте посадки муфты

Редуктор цилиндрический

В данном случае Mгор = 0; Mверт = 0,5·Frм·f2.

f2 = 10+110 = 120 мм. (расстояние от стенки редуктора до муфты или длина полумуфты).

Mверт = 0,5·338·0,12 = 20,28 Н·м.

Суммарный изгибающий момент

M = Редуктор цилиндрический20,28 Н·м.

Эквивалентный момент

Mэкв = Редуктор цилиндрический165 Н·м.

Допускаемые напряжения [s] = 55…65 МПа, принимаем [s] = 55 МПа.

Расчётный диаметр вала в месте посадки муфты

dрм = Редуктор цилиндрический31,1 мм.

С учётом ослабления вала шпоночной канавкой имеем

dрм = 1,1·dрм = 1,1·31,1 = 34 мм.

Окончательно принимаем dрм =35 мм.

Таким образом, муфта проходит по посадочному диаметру вала и в дальнейших расчётах диаметр вала под муфту принимается dм = 35 мм.

6. Расчет валов


Исходные данные: крутящий момент на быстроходном (входном) валу редуктора T1 = 48,19 Н∙м; крутящий момент на тихоходном (выходном) валу редуктора T2 = 164 Н∙м; окружная сила в зубчатом зацеплении Ft1 = Ft2 = 1300 Н; радиальная сила в зубчатом зацеплении Fr1 = Fr2 = 473 Н; ширина шестерни b1 = 60 мм; ширина колеса b2 = 55 мм; делительный диаметр шестерни d1 = 72 мм; делительный диаметр колеса d2 = 252 мм; сила, действующая на вал, от натяжения ремней Fрем = 940 Н; дополнительная сила, действующая со стороны муфты, на вал Frм = 1350 Н.


6.1. Ориентировочный расчет валов


Определим средний диаметр вала из расчета только на кручение при пониженных допускаемых напряжениях [2 стр. 251]:

Редуктор цилиндрический,

где Т – крутящий момент на валу, Н·мм; Редуктор цилиндрический - для редукторных и других аналогичных валов, Редуктор цилиндрический;

а) средний диаметр быстроходного вала

Редуктор цилиндрический;

б) средний диаметр тихоходного вала

Редуктор цилиндрический.

Предварительно оценить диаметр проектируемого вала можно, также ориентируясь на диаметр того вала, с которым он соединяется (валы передают одинаковый момент Т). Например, если вал соединяется с валом электродвигателя (или другой машины), то диаметр его входного конца можно принять равным или близким к диаметру выходного конца вала электродвигателя.


6.2. Проектный расчет быстроходного вала цилиндрического редуктора


Назначаем длины участков быстроходного вала в зависимости от крутящегося момента [4 стр. 284]:

f1 =60 мм; e =104 мм.

1. Определяем реакции опор в горизонтальной плоскости из условия равновесия:

Редуктор цилиндрический;

отсюда

Редуктор цилиндрический.

Условие равновесия:

Редуктор цилиндрический;

Редуктор цилиндрическийотсюда

Редуктор цилиндрический.

Выполним проверку из условия равновесия проекций сил на ось X:

Редуктор цилиндрический.

Следовательно, реакции AX и BX найдены верно.

2. Определяем реакции опор в вертикальной плоскости из условия равновесия:

Редуктор цилиндрический;

откуда

Редуктор цилиндрический.

Условие равновесия:

Редуктор цилиндрический;

откуда

Редуктор цилиндрический.

Выполним проверку из условия равновесия проекций сил на ось Y:

Редуктор цилиндрический.

Реакции AY и BY найдены верно.

3. Радиальная нагрузка на опору А:

Редуктор цилиндрический.

Радиальная нагрузка на опору В:

Редуктор цилиндрический.

4. Определяем изгибающие моменты в характерных сечениях вала (используя формулы сопромата).

а) изгибающий момент в горизонтальной плоскости под подшипником А, В: Редуктор цилиндрический; Редуктор цилиндрический

б) изгибающий момент в вертикальной плоскости под подшипником А, В: Редуктор цилиндрический; Редуктор цилиндрический

в) изгибающий момент под шестерней в горизонтальной и вертикальной плоскостях:

горизонтальная: Редуктор цилиндрический; вертикальная: Редуктор цилиндрический

г) изгибающий момент под шкивом ременной передачи в обеих плоскостях: Редуктор цилиндрический

5. Определяем диаметр вала в его характерных сечениях по зависимости:

Редуктор цилиндрический,

где Редуктор цилиндрический - эквивалентный момент, Н·м, по III гипотезе прочности (наибольших касательных напряжений)

Редуктор цилиндрический.

Здесь М – суммарный изгибающий момент, Редуктор цилиндрический, Редуктор цилиндрический, Редуктор цилиндрический - изгибающие моменты в рассматриваемом сечении в горизонтальной и вертикальной плоскостях, Н·м; Т – крутящий момент в рассматриваемом сечении вала, Н·м; Редуктор цилиндрический - допускаемое изгибное напряжение, МПа.

Для обеспечения достаточной жесткости вала рекомендуется принять Редуктор цилиндрический в зависимости от материала и диаметра Редуктор цилиндрический= (55…65)МПа [6 стр. 324].

Принимаем Редуктор цилиндрический= 60МПа.

6. Определяем расчетный диаметр вала под шестерней. Для этого сечения имеем изгибающий момент

Мгор = 5,6Н·м; Мвер =12,2; Т1= 48,2Н·м;

следовательно Редуктор цилиндрический;

Редуктор цилиндрический.

Тогда

Редуктор цилиндрический.

С учетом ослабления вала шпоночной канавкой, увеличиваем диаметр вала на 10℅. Таким образом, Редуктор цилиндрический.

Полученный диаметр вала округляем до ближайшего большего по
ГОСТ 6636-69: принимаем Редуктор цилиндрический= 30мм.

Проверим возможность применения насадной шестерни. Шестерня делается насадной при условии Редуктор цилиндрический.

В нашем случае dm1 = 72мм>2·30 = 60мм, шестерню можно сделать насадной.

7. Определяем расчетный диаметр вала под подшипником В. Для этого сечения имеем:

Мгор = 56,4Н·м; Мвер = 0 Н·м; Т1=48,2Н·м;

следовательно Редуктор цилиндрический;

Редуктор цилиндрический.

Тогда

Редуктор цилиндрический.

8. Определяем расчетный диаметр вала под подшипником А. Для этого сечения имеем:

Мгор =0; Мвер =0; Т1=48,2Н·м;

следовательно Редуктор цилиндрический;

Редуктор цилиндрический.

Тогда

Редуктор цилиндрический.

По ГОСТ 6636-69 по подшипником В из условия сборки принимаем dВ=22мм.

В целях унификации, а также обеспечение технологичности корпуса редуктора применяем одинаковые подшипники с посадочным диаметров вала dВ = dА = 25 мм.

9. Определяем расчетный диаметр вала под шкивом ременной передачи. Для этого сечения имеем:

Мгор = 0Н·м; Мвер = 0Н·м; Т2=48,2Н·м;

следовательно Редуктор цилиндрический;

Редуктор цилиндрический.

Тогда

Редуктор цилиндрический.

С учетом ослабление вала шпоночной канавкой, увеличиваем диаметр вала на 10℅. Таким образом, Редуктор цилиндрический.

По ГОСТ 6636-69 принимаем Редуктор цилиндрический= 20мм.

Таким образом, для данного вала имеем диаметры: dВ = dА = dп = 25 мм, dшк= 20 мм, dш = 30 мм.


6.3. Проектный расчет тихоходного вала


Назначаем длины участков тихоходного вала в зависимости от крутящегося момента [4 стр. 284]:

f2 =120мм; e2 =101мм;.


Редуктор цилиндрический1. Определяем реакции опор в вертикальной плоскости из условия равновесия:

Редуктор цилиндрический;

откуда

Редуктор цилиндрический.

Условия равновесия:

Редуктор цилиндрический;

откуда

Редуктор цилиндрический.

Выполним проверку из условия равновесия проекций сил на ось Y:

Редуктор цилиндрический.

Реакции СY и DY найдены верно.

2. Определяем реакции опор в горизонтальной плоскости из условия равновесия:

Редуктор цилиндрический;

откуда

Редуктор цилиндрический

Условия равновесие

Редуктор цилиндрический;

откуда

Редуктор цилиндрический

Выполним проверку из условия равновесия проекций сил на ось X:

Редуктор цилиндрический.

Следовательно, реакции СX и DX найдены верно.

3. Радиальная нагрузка на опору С

Редуктор цилиндрический.

Радиальная нагрузка на опору D:

Редуктор цилиндрический.

4. Определяем изгибающие моменты в характерных сечениях вала

(используя формулы сопромата).

а) изгибающий момент в горизонтальной плоскости под подшипником С, D: Редуктор цилиндрический; Редуктор цилиндрический

б) изгибающий момент в вертикальной плоскости под подшипником С, D: Редуктор цилиндрический; Редуктор цилиндрический

в) изгибающий момент под колесом в горизонтальной и вертикальной плоскостях:

горизонтальная: Редуктор цилиндрический; вертикальная: Редуктор цилиндрический

г) изгибающий момент под муфтой в обеих плоскостях: Редуктор цилиндрический

5. Определяем расчетный диаметр вала под подшипником С. Для этого сечения имеем:

Мгор = 0Н·м; Мвер = 162Н·м; Т2=164Н·м;

следовательно Редуктор цилиндрический;

Редуктор цилиндрический.

Тогда

Редуктор цилиндрический.

По ГОСТ 6636-69 принимаем dC = 40мм.

Под подшипником D принимаем такой же диаметр, т.е. dC = dD = dп=40мм.

6. Определяем расчетный диаметр вала под колесом. Для этого сечения имеем:

Мгор = 33Н·м; Мвер = 69Н·м; Т2=164Н·м;

следовательно Редуктор цилиндрический;

Редуктор цилиндрический.

Тогда

Редуктор цилиндрический.

С учетом ослабление вала шпоночной канавкой, увеличиваем диаметр вала на 10℅. Таким образом, Редуктор цилиндрический.

Полученный диаметр Редуктор цилиндрический округляем по ГОСТ 6636-69 с таким расчетом, чтобы диаметр под колесом

Редуктор цилиндрический, т.е. Редуктор цилиндрический Редуктор цилиндрический 37+2 Редуктор цилиндрический 39мм,

по ГОСТ 6636-69 принимаем Редуктор цилиндрический = 42мм.

7. Диаметр вала под муфту определен [см. п. 5] dм = 35 мм.

Таким образом, для данного вала имеем диаметры: dC= dD= dп = 40мм, dK=42мм, dМ = 35мм.


6.4. Расчет вала на выносливость


Примем, что нормальные напряжения осей изгиба изменяется по симметричному циклу, а касательные осей кручения – по пульсирующему циклу. Определим коэффициент запаса прочности для опасного сечения вала и сравним с допускаемым значением запаса. Прочность соблюдается при
S > [S] = 1,5…2,0.

Коэффициенты запаса определяются по формулам:

Редуктор цилиндрический,

где Редуктор цилиндрический - коэффициенты запаса соответственно по нормальным и касательным напряжениям. Они определяются по формулам:

Редуктор цилиндрический; Редуктор цилиндрический,

где Редуктор цилиндрический - пределы выносливости материала вала; Редуктор цилиндрический - амплитуда и среднее напряжение циклов нормальных и касательных напряжений. Для симметричного цикла нормальных напряжений Редуктор цилиндрический = 0; Редуктор цилиндрический - эффективные коэффициенты концентрации напряжений; Редуктор цилиндрический - масштабные факторы; Редуктор цилиндрический - коэффициенты качества поверхности, принимаем равным единице; Редуктор цилиндрический - коэффициенты, учитывающие влияние асимметрии цикла.

Проверим на выносливость ведомый (тихоходный) вал, так как крутящий момент этого вала наибольший.

Материал вала – сталь 45, нормализация Редуктор цилиндрический= 570МПа; Редуктор цилиндрический= 246МПа;
Редуктор цилиндрический= 142МПа.

Рассмотрим сечение под подшипникам на него действуют изгибающие и крутящие моменты. Концентрация напряжений вызвана напрессовкой подшипника.

Суммарный изгибающий момент:

Редуктор цилиндрический.

Моменты сопротивления изгибу и кручению:

Редуктор цилиндрический;

Редуктор цилиндрический.

Коэффициенты понижения пределов выносливости:

Редуктор цилиндрический

Редуктор цилиндрический= 1 (шлифование); Редуктор цилиндрический.

Амплитуда нормальных напряжений:

Редуктор цилиндрический.

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:

Редуктор цилиндрический.

Определяем коэффициенты запаса прочности:

Редуктор цилиндрический;

Редуктор цилиндрический;

Редуктор цилиндрический.

В рассматриваемом случае условие S > [S] = 1,5…2,0 выполняется.

7. Выбор и расчет подшипников


7.1. Выбор подшипников быстроходного вала


Исходные данные: радиальные нагрузки на подшипники FrA=260Н, FrB=2145Н; внешняя осевая нагрузка Fa1= 0H; частота вращения вала п1=735об/мин; диаметр вала под подшипниками dn=25мм; расстояние между подшипниками l=104мм; требуемый ресурс подшипников [Lh]=15000 ч; режим работы – умеренные толчки; температура подшипникового узла t<100˚С.

1. На подшипники действуют радиальные усилия, поэтому назначаем радиальные однорядные шарикоподшипники по ГОСТ 8338-75 как наиболее распространенный тип подшипников для передачи с цилиндрическими зубчатыми колесами.

2. Выбираем схему установки подшипников.

Схема установки радиально подшипников (в распор, в растяжку, со сдвоенной опорой) назначается в зависимости от вида подшипников (шариковые или роликовые), его внутреннего диаметра dn и расстояния между подшипниками l.

В нашем случае при dn=25мм и l=104мм принимаем схему установки подшипников «в распорку», для шарикоподшипников

Редуктор цилиндрический.

3. Назначаем типоразмер подшипника. Исходя из того, что диаметр вала под подшипник равен dn=25мм, назначаем шарикоподшипник легкой серии: типоразмер 205, имеющий dn=25мм, D = 52 мм, динамическую грузоподъемность С = 14кН, статическую грузоподъемность С0 = 7кН.

Редуктор цилиндрический4. Определяем основные составляющие радиальных нагрузок на подшипники.

Для шарикоподшипников

Редуктор цилиндрический,

где Редуктор цилиндрический определяется по таблице (в нашем случае, для подшипника 205 имеем е = 0,19); Редуктор цилиндрический - радиальная нагрузка на подшипник.

В нашем случае

Редуктор цилиндрический;

Редуктор цилиндрический.

Находим значения осевых нагрузок.

В нашем случае

Редуктор цилиндрический,

следовательно,

Редуктор цилиндрический;

Редуктор цилиндрический.

5. Определяем эквивалентную динамическую нагрузку FЭ. При переменном режиме нагружения, заданном графиком (см. задание), для подшипников редуктора имеем

Редуктор цилиндрический,

где коэффициент долговечности

Редуктор цилиндрический.

В нашем случае коэффициент долговечности

Редуктор цилиндрический.

Номинальная эквивалентная нагрузка Редуктор цилиндрический определяется по зависимости

Редуктор цилиндрический.

Здесь Редуктор цилиндрический - кинематический коэффициент, учитывающий снижение долговечности при неподвижном внутреннем кольце подшипника Редуктор цилиндрический= 1.

Коэффициент безопасности Редуктор цилиндрический, определяем по рекомендации [4 стр. 339] в зависимости от характера работы. При нагрузке с умеренными толчками принимаем Редуктор цилиндрический= 1,4.

Температурный коэффициент Редуктор цилиндрический, вводимый при температуре подшипникового узла t<100˚C, температурный коэффициент Редуктор цилиндрический= 1 при t<100˚C.

Редуктор цилиндрический и Редуктор цилиндрический - радиальная и осевая нагрузки на подшипники, возникающие при действии номинального момента Tном.

X,Y – коэффициенты радиальной и осевой нагрузки, назначаемые для конических роликоподшипников по ГОСТ 18855-82 в зависимости от отношения Редуктор цилиндрический.

В нашем случае для подшипника I (подшипник А) имеем

Редуктор цилиндрический.

Тогда XI = 1; YI = 0 (был принят ранее по каталогу).

Для подшипника II (подшипник В) аналогично

Таким образом,

Редуктор цилиндрический.

Редуктор цилиндрический.

Так как наиболее нагруженным оказался подшипник II (опора В), то все дальнейшие расчеты будим производить для этого подшипника.

6. Рассчитаем долговечность назначенного подшипника 208 В

Редуктор цилиндрический.

Для шарикоподшипников принимают р = 3.

Коэффициент, учитывающий совместное влияние качества метала и условие эксплуатации (смазка, перекос подшипника),а23=0,75 зависит от типа подшипника и расчетных усилий.

Коэффициент а1 =1, зависит от уровня надежности Р (вероятности безотказной работы).


7.2. Выбор подшипников тихоходного вала


Исходные данные: радиальные нагрузки на подшипники FrС= 3255Н, FrD=1514Н; частота вращения вала п2=215об/мин; диаметр вала под подшипниками dn=40мм; расстояние между подшипниками l=101мм; требуемый ресурс подшипников [Lh]=15000 ч; режим работы – умеренные толчки; температура подшипникового узла t<100˚С.

1. На подшипники действуют радиальные усилия, поэтому назначаем однорядные радиальные шарикоподшипники по ГОСТ 8338-75 как наиболее распространенный тип подшипников для передачи с цилиндрическими зубчатыми колесами.

2. Выбираем схему установки подшипников.

Схема установки радиальных подшипников (в распор, в растяжку, со сдвоенной опорой) назначается в зависимости от вида подшипников (шариковые или роликовые), его внутреннего диаметра dn и расстояния между подшипниками l.

В нашем случае при dn=40мм и l=101мм принимаем схему установки подшипников «в распор», для шарикоподшипников

Редуктор цилиндрический.

3. Назначаем типоразмер подшипника. Исходя из того, что диаметр вала под подшипник равен dn=40мм, назначаем шарикоподшипник легкой серии: типоразмер 208, имеющий dn=40мм, D = 80 мм, динамическую грузоподъемность С = 25,2кН, статическую грузоподъемность С0 = 17,8кН.

Редуктор цилиндрический4. Определяем основные составляющие радиальных нагрузок на подшипники.

Для шарикоподшипников

Редуктор цилиндрический,

где Редуктор цилиндрический определяется по таблице (в нашем случае, для подшипника 208 имеем е = 0,19); Редуктор цилиндрический - радиальная нагрузка на подшипник.

В нашем случае

Редуктор цилиндрический;

Редуктор цилиндрический.

Находим значения осевых нагрузок .

В нашем случае

Редуктор цилиндрический,

следовательно,

Редуктор цилиндрический;

Редуктор цилиндрический.

5. Определяем эквивалентную динамическую нагрузку FЭ. При переменном режиме нагружения, заданном графиком (см. задание), для подшипников редуктора имеем

Редуктор цилиндрический,

Где выбор номинальной эквивалентной нагрузки Редуктор цилиндрический и где коэффициента долговечностиРедуктор цилиндрический был описан ранее

Таким образом,

Редуктор цилиндрический.

Редуктор цилиндрический.

Так как наиболее нагруженным оказался подшипник I (опора С), то все дальнейшие расчеты будим производить для этого подшипника.

6. Рассчитаем долговечность назначенного подшипника 208 С

Редуктор цилиндрический.

Для шарикоподшипников принимают р = 3.

Коэффициент, учитывающий совместное влияние качества метала и условие эксплуатации (смазка, перекос подшипника),а23 зависит от типа подшипника и расчетных усилий.

Коэффициент а1 зависит от уровня надежности Р (вероятности безотказной работы).

8. Выбор шпонок


Шпонки призматические со скругленными торцами. Размеры сечений шпонок, пазов и длины шпонок определяем по ГОСТ 23360-78. материал шпонок – сталь 45 нормализация.

Определим напряжение смятия и условие прочности по формуле:

Редуктор цилиндрический,

где Т – вращающий момент, передаваемый шпонкой; d – диаметр вала на котором установлена шпонка; b, h, l – соответственно ширина, высота и длина шпонки; t1 – глубина паза вала под шпонку.

[σсм] = 100…120МПа – допускаемое напряжение смятия при стальной ступице. [σсм] = 50…70МПа – допускаемое напряжение смятия при чугунной ступице.

Ведущий (быстроходный) вал

Из двух шпонок – под шестерней и под шкивом.

шпонка под шестерней:

d = 25мм; b x h = 8 x 7; t1 = 4мм; l = 56мм (при длине ступицы
шестерни 60мм):

Редуктор цилиндрическийРедуктор цилиндрический.

шпонка под шкивом:

d = 20мм; b x h = 6 x 6; t1 =3,5мм; l = 56мм

Редуктор цилиндрическийРедуктор цилиндрический.

Ведомый (тихоходный) вал.

Из двух шпонок – под зубчатом колесом и под муфтой – более нагружена вторая (меньше диаметр вала и поэтому меньше размеры поперечного сечения шпонки). Поверим шпонку под муфтой: d = 35мм;

b x h = 10 x 8; t1 = 5мм; l = 90мм (при длине ступицы муфты 96мм); момент Т2 = 164Н·м: Редуктор цилиндрическийРедуктор цилиндрический.

Условие σсм < [σсм] выполняется во всех рассматриваемых случаях.

9. Выбор смазки, зацепления подшипников


Экономичность и долговечность машины в большой степени зависит от правильности выбора смазочного материала. Обычно значения коэффициентов трения в парах трения снижается с ростом вязкости смазочного материала, но вместе с тем повышаются гидромеханические потери на перемешивание смазочного материала.

Для смазывания зубчатых передач со стальными зубьями ориентировочное значение вязкости масла определяется по рис. 19.1 (заштрихованная зона) в зависимости от фактора Редуктор цилиндрический [2 стр. 346]:

Редуктор цилиндрический,

где Редуктор цилиндрический - твердость по Виккерсу активных поверхностей зубьев (Редуктор цилиндрический=286); Редуктор цилиндрический - контактные напряжения, МПа (Редуктор цилиндрический= 476МПа); Редуктор цилиндрический - окружная скорость в зацеплении, м/с (Редуктор цилиндрический= 2,8м/с).

Следовательно:Редуктор цилиндрический

Из рекомендуемого диапазона значений вязкости выбирают величину, наиболее соответствующую конкретным условиям. Верхний предел рекомендуется назначать при зубчатых колесах из стали одной марки или, если хотя бы одно из них выполнено из никелевой или хромоникелевой стали.

При Редуктор цилиндрический = 231, вязкость масла Редуктор цилиндрический. По таблице 19.1

[2 стр. 345] определяем марку масла: при вязкости Редуктор цилиндрический соответствует индустриальному маслу (ГОСТ 20799-75) И-100А.

Объем данного масла необходимого для нормальной работы равен

V= 2 л.

При смазывании погружением конических зубчатых колес уровень масла в ванне должен обеспечивать смачивание зубьев одного из колес по всей длине зуба.

Подшипники смазываем пластичным смазочным материалом, закладываем в подшипниковые пары при монтаже. Сорт смазки выбираем по таблице 19.2 [2 стр. 345] – солидол жировой УС-2 ГОСТ 1033-79.

Список использованной литературы


Иванов М.Н. Детали машин. – М.: Высш. шк., 1984. – 336 с.

Курсовое проектирование деталей машин/В.Н. Кудрявцев, Ю.А. Державиц, И.К. Арефьев и др. – Л.: Машиностроение, 1984. – 400 с.

Дунаев П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1978. – 352 с.

Чернин И.М., Кузьмин А.В., Ицкович Г.М. Расчеты деталей машин. – Минск: Вышэйшая школа, 1978. – 472 с.

Детали машин. Атлас конструкций. Кол. Авторов по ред. д-ра техн. Наук Д.Н. Решетова. Изд. 3-е переработ. и доп. М., изд-во «Машиностроение», 1970, 360 стр.

Решетов Д.Н. Детали машин. – М.: Машиностроение, 1989. – 496 с.

Похожие работы:

  1. • Редуктор цилиндрический двухступенчатый
  2. • Разработка технологического процесса сборки редуктора ...
  3. • Проектирование механического привода с цилиндрическим ...
  4. • Проектирование одноступенчатого цилиндрического ...
  5. • Расчет двухступенчатых цилиндрических редукторов
  6. •  ... компоновок чертежей многоступенчатых редукторов
  7. • Расчет редуктора точного прибора
  8. • Привод ленточного конвеера
  9. • Расчет и проектирование привода (редуктор) с ...
  10. • Проект привода ленточного конвейера
  11. • Разработка технологического процесса сборки редуктора ...
  12. • Расчет редуктора
  13. • Проектирование технологического процесса сборки ...
  14. • Проектирование электродвигателя
  15. • Проект кран-балки
  16. • Расчет ленточного ковшового элеватора
  17. • Проектирование привода пресс-автомата с плавающим ...
  18. • Бетоноукладчик
  19. • Технологический процесс приемочного контроля детали ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com