Рефетека.ру / Маркетинг

Курсовая работа: Public Relations как наука

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ "РИНХ"

ФАКУЛЬТЕТ КОММЕРЦИИ И МАРКЕТИНГА

КАФЕДРА МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Паблик Рилейшнз"

на тему: "ПР как наука"


Выполнила: студентка

5 курса, группы 257,зачетная книжка №204154 Князева А.В.

Проверил:

к. ф. н. Ерохина Т.Б.

Работа допущена к защите "____" _________________г.

Работа защищена с оценкой ________________ "_____"_________________г.


г. Ростов-на-Дону 2008г.

Содержание


Введение

1. Ранние формы ПР коммуникаций

1.1 История появления и развития ПР как науки

1.2 Паблик рилейшнз: определение, сущность, подходы и основные задачи

1.3 Основные направления формирования общественного мнения

2 Анализ PR-кампании на примере Томилинской птицефабрики

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Необходимость существования PR-службы в том или ином виде сегодня становится все более очевидной для многих российских коммерческих фирм. В первую очередь это обусловлено пониманием того, что любая компания функционирует не в вакууме, а в рамках сложной и многосоставной окружающей среды. В эту среду могут быть включены рынок определенных товаров и услуг, конкуренты, партнеры, инвесторы, все общество и определенные целевые аудитории, СМИ, государственные и общественные органы в масштабах конкретной местности, всей страны и даже мира. Кроме названных внешних субъектов, на деятельность организации большое влияние оказывают и внутренние - а именно, ее сотрудники. Таким образом, для того, чтобы извлекать пользу и минимизировать ущерб от всевозможных связей и зависимостей, в условиях которых существует и функционирует компания, необходимо эффективное управление ими. Поскольку управление представляет собой сложный комплекс мер, то им должна заниматься команда специалистов, будь то отдельное подразделение компании, внешнее агентство или комбинация этих вариантов. В данной работе будут рассмотрены различные аспекты: зарождение ПР как науки, его сущность, определения, подходы, основные задачи как с теоретической стороны, так и на примере Томилинской птицефабрики.

Цель курсовой работы:

1) теоретической части: Описать основные теоретико-методологические аспекты ПР как науки.

2) практической части: Проанализировать влияние и эффективность хорошо разработанных ПР-кампаний на развитие предприятия и описать на примере Томилинской птицефабрики.

Задачи курсовой работы:

1) теоретической части:

Описать, что представляет собой ПР, его историю зарождения. составляющей и их представление в рекламном тексте.

Рассмотреть формы и методы ПР коммуникаций.

Написать заключение по исследуемой теме.

2) практической части:

Описать в общем особенности ПР-кампаний.

Проанализировать особенности восприятия ПР-кампаний на примере Томилинской птицефабрики.

Актуальность курсовой работы:

Деятельность по Паблик Рилейшнз ведется сегодня во всех сферах общественной жизни. Ее ведут политические лидеры и движения, стремящиеся завоевать голоса избирателей. Правительства всех стран мира стремятся обеспечить поддержку граждан и крупного бизнеса, иметь прочный международный авторитет. Кризисные и средние компании ведут систематическую работу по поддержанию собственной репутации. Малый бизнес тоже хочет быть известным и уважаемым среди партнеров и потребителей. Неприбыльные организации и фонды занимаются сбором средств на решение проблем занятости, культуры, образования и науки. Можно смело утверждать, что каждый из участников общественной жизни, так или иначе, строит свои отношения с общественностью. Знание Паблик Рилейшнз сегодня необходимы менеджеру любой организации.

Рост актуальности Паблик Рилейшнз, как области знаний и сферы практической деятельности, как во всем мире так и в России вызван рядом факторов.

Рост динамичности, изменчивости, а значит нестабильности и неопределенности деловой среды, связанный с ростом скорости информационных процессов, и соответственно принятия решений. Рост непредсказуемости действий партнеров, конкурентов, потребителей ими вызывает необходимость для менеджеров управлять поведением своего окружения посредством установления и поддержания коммуникаций со всеми участниками этой среды.

Усложнение социально-политико-психологической среды организации обусловлено ростом числа ее участников и ростом их образованности. Сегодня важно управлять не только тем, что люди делают, нужно управлять ими, что они думают и чувствуют. Имидж компании - образ ее в глазах общественности - имеет реальную стоимость.

Усиление зависимости успеха деятельности организации от состояния внешней среды. Обмен ресурсами между организацией и внешней средой сегодня интенсифицировался и даже небольшие сбои, несогласованность такого взаимодействия могут нанести серьезный ущерб организации.

Глобализация, то есть обретение общемировых масштабов рынков труда и капитала. Информация и деньги стали глобальными. Это значит быть конкурентоспособным сегодня - значит быть конкурентоспособным на мировом рынке. Поэтому без Паблик Рилейшнз отечественные фирмы не конкурентны иностранным.

Интенсивное, подчас неуправляемое развитие технологий, нивелирование факторов, пространства и времени во взаимодействии отдельных стран в условиях неравномерного распределения ресурсов обусловили рост значимости социальных факторов в управлении всеми сторонами жизни человеческого общества. Поддержание баланса интересов, предотвращение ошибок и конфликтов обусловили необходимость постоянного диалога сторон, необходимость ведения коммуникаций, а значит и управления ими.

Предмет и объект исследования:

Предметом данного изучения является своеобразие и особенности ПР коммуникаций как в ранних формах выражения, так и в наше время.

Объектом исследования выступила ПР-кампания Томилинской птицефабрики.

1. Ранние формы ПР коммуникаций


История происхождения и развития науки ПР (паблик рилейшнз) ведет свое начало с древнейших времен, так как всегда в человеческом обществе возникали проблемы социального регулирования и установления норм социального согласия. В некоторых исследованиях говорится даже о том, что первым примером установления связей с общественностью является библия, а бог, создав человека, тем самым сотворил своего первого имиджмейкера.

Человечество всегда пыталось общаться и добиваться понимания. Еще до того как появились алфавиты, буквы и цифры, люди пользовались пиктограммами (примерами которых до сих пор являются китайские иероглифы). В пещерах первобытных людей, которыми они пользовались тысячи лет назад, можно увидеть настенные рисунки. Сообщения в виде картин располагаются и на таких древних строениях, как пирамиды, первые храмовые сооружения и пещеры в Зимбабве. Люди писали на глиняных табличках или на коже, пергаменте или папирусе.

Также можно утверждать, что священные книги основных мировых религий содержат в той или иной форме паблик рилейшнз, так как древние писцы именно с его помощью старались добиться понимания своих верований. Этот тип коммуникаций еще более древен, чем самые первые греческие или римские рекламные объявления, которые до нас дошли в виде обрывков, сообщавшихся о продаже рабов или представлениях в Колизее.

Таким образом, у некоторых приемов паблик рилейшнз многовековая история. Сегодня в аэропортах мы можем различить авиакомпании по фирменной одежде их сотрудников и логотипам, а также униформе членов экипажа (пилотов, стюардов и стюардесс). Фирменный стиль каждой авиакомпании является четко выраженным и легко воспринимаемым. Мы можем отнести это еще и к брендингу. Он объединяет такие элементы, как логотип, схема используемых цветов и их расположение относительно друг друга.

Такой и должна быть коммуникация, поскольку позволяет нам видеть и сразу понимать, с кем мы имеем дело. Таким образом, паблик рилейшнз - такое же старое явление, как и сама цивилизация.


1.1 История появления и развития ПР как науки


Более современное понятие о науке ПР связано с программным заявлением третьего президента США Т.Д. Жефферсона, который еще в 1807 г. настаивал на создании общественно-политических организаций, которые могли бы решать задачи распространения доверительной информации, управлять коммуникационными структурами и тем самым создавать особый климат всеобщего согласия в стране. Однако только более чем через 100 лет идеи, высказанные Т. Джефферсоном, получили свое формальное закрепление. В 1883г. в США появилась новая профессия пресс-секретарь, он организовывал работу с прессой. В 1900 году в Бостоне году открылась первая самостоятельная американская фирма по оказанию специальных услуг клиентам под названием "Паблисити-бюро". Организованная бывшими журналистами и возглавляемая Дж. Михаэлсом, она имела целью "оказывать пресс-агентские услуги как можно большему числу клиентов за соответствующее вознаграждение". В 1904 году была создана самостоятельная фирма "Паркер энд Ли", возглавляемая независимым экспертом по коммуникациям Айви Ледбеттером Ли. Несмотря на короткое время существования (до 1908 года), фирма стала своеобразной вехой в истории развития паблик рилейшнз.

Айви Ли занимался PR-вопросами в угольной отрасли (добыча антрацита) и в железнодорожной компании Pennsylvania Railroad. В 1914 г. он стал советником нефтяного магната Джона Рокфеллера. Благодаря его работе образ циничного и жестокого эксплуататора трансформировался в образ патрона, обеспечивающего американских рабочих работой и ведущего всю нацию по пути развития техники и цивилизации в целом. Айвен Ли настаивал на необходимости опубликования полной и открытой информации в прессе, включая сведения о зарплате, расходах верхних этажей власти, налогах. Правильно поняв, что только постоянные связи с прессой могут принести крупному бизнесу желаемые результаты, в 1906 году Айви Ли от имени созданной фирмы сформулировал свои убеждения в обращении к издателям газет, назвав их "Декларацией принципов". Тут он писал: "Это не секретное пресс-бюро. Всю нашу работу мы выполняем гласно. Наша задача - предоставлять новости. Это и не рекламное агентство. Если вы считаете, что какой-либо ваш материал более подошел бы вашему отделу рекламы, не обращайтесь к нам. Наше дело - точность. Мы оперативно и с радостью предоставим дополнительную информацию по любому освещаемому нами вопросу, мы с радостью поможем каждому редактору лично проверить любой упомянутый факт. Говоря кратко, наша цель заключается в том, чтобы искренне и откровенно от имени деловых кругов и общественных организаций давать прессе и общественности США своевременную и точную информацию по вопросам, представляющим для общественности ценность и интерес" (цит. по: Seitel Fraser P. The Practice of Public Relations: 6th ed. - NJ., 1995. - P.33).

В начале 30-х годов 20-го века в демократической партии США появляется должность советника по PR. Аналогичная должность в республиканской партии появляется в 1936 году. В этот период PR выделяется в самостоятельную функцию менеджмента, которая начинает пользоваться спросом в крупнейших компаниях США.

Также можно выделить, что в это же время появляются первые специалисты по проведению политических кампаний.

1945 - 1965 года - бум Public Relations в Соединенных Штатах Америки. PR окончательно выделяется в самостоятельное направление в менеджменте и продолжает бурно развиваться.

Знаменательно, что 1948 г. стал историческим годом для американского паблик рилейшнз. В этот год в США был основано Общество паблик рилейшнз Америки (Public Relations Society of America).

Важным этапом формирования ПР стали Первая Вторая мировые войны, когда широко использовались СМИ. Бунд формирования как науки пришелся на середину 60г. Университеты начинают выпускать бакалавров по PR. К 1965-му году число работников, занятый в сфере PR, превысило 100 тысяч человек.

ПР в американском варианте конечной целью имеет демонстрацию достижений капиталистического производства и в этом смысле несет очень сильный политический оттенок. Есть даже мнение, согласно которому что американские ПР-мены продают гражданам то общественное мнение, которое им заказывают монополии.

В Европейских странах развитие ПР проходило под влиянием американских подходов. Деятельность ПР развивалась по двум направлениям: промышленные компании и органы государственной власти создали центральные и местные органы, включающие в себя департаменты по общественным связям; другие использовали консультантов по ПР. Они не носят столь прагматического характера и построены скорее на достижении гармонии между ожиданиями индивидуума, деятельностью организации и ценностями общества. Все они рассматриваются как равные партнеры в системе ПР, в результате чего общество в целом и его производственные отношения будут развиваться в сторону гуманизации, где ключевые позиции займут предприятия-граждане.

В Великобритании зарождение основ ПР произошло лишь в начале ХХв. Когда под руководством Лойд Джорджа (Lloyd George), тогдашний канцлер казначейства, была организована группа лекторов для объяснения первой схемы пенсионного обслуживания по старости. В период 1926-1933 гг. одной из самых крупных PR-акций в Великобритании стали действия сэра Стефана Таллентса (Stephen Tallents), которые он предпринял по поручению Имперского совета по маркетингу. Используя кинофильмы, плакаты, организуя выставки, он истратил 1 млн. фунт стерлингов на то, чтобы фрукты и другие продукты империи стали лучше известны жителям Великобритании. В 1948 г. Таллентс стал первым президентом Института паблик рилейшнз (IPR). В наши дни медалью сэра Стефана Таллентса ежегодно награждаются люди, добившиеся особых успехов в сфере паблик рилейшнз. Ее вручает действующий президент IPR.

В 50-е годы во Франции состоялось первое заседание делового клуба "Стеклянный дом", на котором присутствовали представители ряда крупных компаний и министерств. Основной задачей этого объединения было воплощение в практику методов улучшения человеческих отношений внутри групп и в масштабах страны в целом. Идею этой неформальной организации отражает английская пословица: "Людям, живущим в стеклянных домах, не следует бросаться камнями".

Во Франции в 60-е годы на этих принципах было открыто первое высшее учебное заведение коммуникативного типа СЕЛСА при Сорбоннском университете - Высшая школа информационных и коммуникационных наук. В программу дисциплин включаются не только ПР, но и реклама, маркетинг, коммерческая и политическая коммуникация. Французские исследователи в своих конкретных исследованиях явно стремились очеловечить деловые структуры. Так, одна из популярных книг о ПР начиналась словами "Есть ли у организации душа?".

В послевоенной Германии службы ПР практически обязательны для крупных предприятий и правительственных и государственных учреждений, в стране работает около 100 агентств. Обязательным образованием по менеджменту обладают все ПР-мены, их средний возраст - около 40 лет, среди них много женщин.

Россия обладает своей историей развития ПР как науки об установлении значимых социальных связей. Типично русской специфической чертой является активное использование таких способов создания положительного общественного мнения, как благотворительность и меценатство. Пожалуй, ни одна страна в мире не может похвастаться такими крупными историческими деятелями, как купец Павел Третьяков, создавший всемирно известную картинную галерею, промышленник Савва Мамонтов, стоявший у истоков русского оперного искусства и материально поддержавший многих бедствовавших артистов и художников, княгиня Тенишева, прославившая русское народное творчество за рубежом, княгиня фон Мекк, благодаря материальной поддержке которой мог расцвести гений Чайковского, и многие другие. Очень активную позицию занимали и отдельные представители царского двора. Некоторые историки считают, например, что первым ПР-меном в России была супруга Александра III Мария Федоровна, которая считала своим прямым долгом информировать прессу и общественность о различных мероприятиях. Она устраивала встречи, проводила беседы, собирала информацию из разных источников, т.е. фактически применяла на практике технологию ПР-служб.

В социалистическую эпоху паблик рилейшнз как отношения продолжали существовать под жестким контролем партийной цензуры и навязанной государственными органами идеологии. Их естественное проявление оказывалось возможным не благодаря государственной политике, а вопреки ей. Возникали как бы скрытые формы паблик рилейшнз типа устных рекомендаций, закрытых и полузакрытых собраний и обсуждений (типа "только для членов КПСС", грифов "Для служебного пользования"). Информация, тем не менее, распространялась в основном по неформальным каналам и зачастую создавала в силу своей закрытости напряженность в обществе. Следует отметить, что, несмотря на Длинную и богатую историю общественных связей в России, они, конечно, изучены явно недостаточно, это еще предстоит сделать нашим современникам.

1.2 Паблик рилейшнз: определение, сущность, подходы и основные задачи


Любая организация стремится занять на рынке определенную нишу, должна позаботится о собственной индивидуальности. Именно этому способствует комплекс коммуникационных элементов среди которых немаловажное значение имеет Паблик Рилейшнз.

Сейчас существует достаточно много определений сущности науки ПР. Один из ведущих исследователей американец Сэм Блэк определяет ПР как "искусство и науку достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности". Очень жесткое и по-американски прагматическое определение ПР приводится в книге "Коммуникационный менеджмент": "ПР - это деятельность по переводу прагматических целей организации в приемлемую для общества политику". В более развернутых определениях паблик рилейшнз - наука о коммуникациях, имеющая целью создание атмосферы доверия между индивидуумом и группой, группой и обществом в целом и оказывающая информационное влияние на общественное мнение. ПР - это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью.

Основные задачи ПР лежат в области усовершенствования внешних и внутренних коммуникаций. Внешние коммуникации, занимающие до 80% времени, лежат в области коммуникаций со средствами массовой информации - СМИ.

Внутренние коммуникации имеют своей целью создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества внутри организации.

Паблик Рилейшнз сегодня включает в себя следующие структурные составляющие внешней и внутренней среды организации:

Акционеры;

Инвесторы;

Кредиторы;

Финансовые учреждения и организации;

Клиенты;

Партнеры;

Конкуренты;

Собственный персонал фирмы;

Правительственные и законодательные органы;

Муниципальные органы;

СМИ;

Профессиональные ассоциации;

Учебные заведения;

Общественные организации и т.п.

Паблик Рилейшнз составной элемент корпорационной стратегии компании стремящейся обеспечить свои лидирующие позиции на рынке.

Паблик Рилейшнз - это, прежде всего, формирование имиджа организации и нужного ей общественного мнения путем точечных методов, при которых определенной группе предлагается именно та информация, которая ей интересна.

Очень важный и злободневный круг вопросов ПР сосредоточен вокруг обеспечения имиджа организации, персонально ее руководителей и сотрудников, а также возвышения имиджа, его стабилизации и принятия срочных мер в случае снижения.

Паблик Рилейшнз состоит из следующих областей:

Корпоративные и финансовые связи с общественностью - создают имидж организации и способствуют усилению ее позиций на рынке.

Информированность (паблисити) о компании и ее положении воздействуют на сбыт продукции.

Муниципальные отношения - вопросы охраны среды, создание новых рабочих мест, участие в жизни города и т.п. Ими воздействуют на отношения общества к компании и к ее товарам.

Производственные отношения - информированность о производственных отношениях воздействует на отношения к качеству изделий.

Отношения с лидерами, воздействующими на общественное мнение - на отношение широкой публики к компании и ее товарам воздействует мнение лидеров - политиков, журналистов, руководителей общественных объединений и т.п.

Итак, предметом Паблик Рилейшнз являются коммуникации, как обмен информацией. Целью деятельности Паблик Рилейшнз организации является обеспечение благоприятного поведения общественности по отношению к ней.

Общественность - это группа людей, во-первых, оказывающихся в аналогичной неразрешенной ситуации, во-вторых, сознающих неопределенность и проблематичность этой ситуации, в третьих, реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию.

Используя стратегический подход в Паблик Рилейшнз среду активности ПР можно разделить на три части:

Мезосреда, или операционная среда организации - ближайший слой внешней среды, в которой организация ведет свои повседневные операции - покупатели, поставщики, партнеры, конкуренты.

Микросреда - внутренняя среда организации.

Макросреда - отдаленный слой внешней среды - государственные и общественные организации и т.п.

Основными составляющими Паблик Рилейшнз имеет смысл рассматривать следующие структурные элементы:

Пропаганда (паблисити);

Спонсорство (спонсоринг);

Фирменный стиль.

1. Пропаганда занимает, пожалуй, самое значительное место в системе Паблик Рилейшнз. По существу - это неоплачиваемое стимулирование спроса на товары или услуги организации или саму организацию с помощью распространения о них важных сведений во всех средствах распространения информации доступных для чтения, просмотра, прослушивания актуальными и потенциальными клиентами фирмы. При этом следует учитывать, что содержание и время появления такой информации не могут контролироваться организацией.

2. Спонсорство - деятельность по представлению фирмой финансовых средств определенным лицам или организациям, занятым в сфере спорта, культуры, здравоохранения, образования и т.п. для достижения ею поставленных целей в области менеджмента и маркетинга.

3. Создание фирменного стиля - важный компонент Паблик Рилейшнз. Понятие фирменного стиля, как правило, включает:

Товарный знак, то есть обозначение, отличающее товары фирмы от изделий других фирм;

Логотип - начертание полного или сокращенного наименования фирмы или группы товаров фирмы;

Фирменный блок;

Фирменный лозунг - то, что определяет кредо фирмы;

Фирменный цвет;

Фирменный комплект шрифтов и т.д.

Следует отметить, что иногда фирменный стиль имеет составляющие, воздействующие на различные органы чувств: радиопозывные, гимн, одежда, ароматы и т.п.

Вышеперечисленные структурные компоненты добавляются комплектом мероприятий по формированию общественного мнения, которые будут рассмотрены ниже.

1.3 Основные направления формирования общественного мнения


Большое место в практике работы ПР-служб занимают вопросы спонсорства и меценатства, поскольку общественная значимость таких акций во многом способствует созданию позитивного общественного мнения. Направленность, систематичность, масштабность, социальная значимость акций формируют имидж организации, включают ее в более широкий социальный контекст, создают атмосферу открытости и социальной приемлемости. Естественно, все акции находят свое отражение в прессе, иногда даже неоднократно, и это усиливает коммуникативный эффект.

В современной литературе паблик рилейшнз соотносится с такими коммуникационными дисциплинами, как реклама, агитация и пропаганда, журналистика и паблисити, политика и лоббирование. Поскольку в основе всех дисциплин лежит коммуникация, ее структура и составляющие, было бы неправомерно очень далеко разводить их друг от друга. Основные этапы коммуникации, ее звенья от источника до получателя, докоммуникативные и посткоммуникативные эффекты, интеркоммуникативные влияния, перевод информации в сообщения включаются в обсуждение фактически везде, но с разными целями и способами анализа. Область паблик рилейшнз выделяется как сфера некоммерческих внешних и внутренних связей, направленных на создание благоприятного общественного мнения. Основная стратегия паблик рилейшнз - стратегия доверия.

Рекламные коммуникации по сравнению с акциями PR - это орудие маркетинга. В основе эффективности рекламных коммуникаций лежит идея ускорения движения товара на рынке. Основная стратегия рекламы - стратегия нахождения, удовлетворения и формирования желания потребителя в нужном направлении. Все виды рекламы, за исключением социальных, преследуют чисто коммерческие цели, и благоприятное общественное мнение для рекламных коммуникаций может остаться желаемым, но не обязательным условием (как, например, в случае проведения алкогольных рекламных кампаний).

Безусловно, в каких-то вопросах идеи ПР и рекламы оказываются так близки друг другу, что четко развести их просто невозможно. Например, престижная реклама способствует созданию положительного имиджа фирмы, товара, персонально ее работников. Но одновременно с этим ПР подспудно подготавливают потребителей к положительной оценке товара и быстрейшему его приобретению, престижная функция рекламы переходит в ведущую функцию - товарную. С другой стороны, не всегда выдерживается принцип бесплатности, ведущий для акций ПР, и зачастую презентации и приемы, являющиеся типичными для ПР, требуют расходов, не меньших, чем рекламные. Однако в главных своих направлениях ПР и реклама различаются друг от друга целями, стратегиями и способами представления прежде всего в СМИ. ПР - это система мер воздействия на очень широкую аудиторию, по идее - на все общество в целом. Реклама всегда работает с узкими сегментами аудитории, имеет четкую адресную направленность.

Агитация и пропаганда как средства воздействия на аудиторию относятся к числу политических. В тоталитарных государствах они являются рычагами управления обществом, обеспечивая безальтернативное господство на экономическом и политическом фронтах. В развитых демократических государствах они приобретают множественный характер, соответствующий стоящим за ними политическим и экономическим группировкам. Агитация и пропаганда, в отличие от мероприятий ПР, носят жесткий целенаправленный характер. Если стратегии ПР ведут к установлению доверия с добровольной ориентацией на предлагаемые ценности, то агитация и пропаганда действуют как система принудительных мер, позволяющих манипулировать людьми и целыми общественными группами. Мероприятия ПР профессионалы нередко называют "окучиванием", что равносильно подготовке почвы для благоприятного сотрудничества. Для агитации и пропаганды характерны постоянное противопоставление, поиски и нахождение врагов, сплошь и рядом появляется неполная информация, дезинформация, а нередко и клевета и оскорбления оппонентов.

Американские исследователи полагают, что агитация и пропаганда гораздо ближе к рекламе, поскольку механизмы воздействия на потребителей в обоих случаях одни и те же. Американские исследователи считают даже, что агитация за представителя той или иной политической группировки практически не отличается от рекламы зубной пасты. Сложность состоит в одушевленности рекламируемого объекта, который в силу этого может ухудшить впечатление, открыв рот и отвечая на вопросы. Поскольку это неминуемо, предполагается создание более широкой и гибкой системы мер воздействия на аудиторию, включая работу над имиджем кандидата, выбором политических и экономических программ и обещаний, созданием групп поддержки, сравнением своих программ с имеющимися конкурентными. Поэтому все-таки более логично помещать агитацию и пропаганду в группу социально-политических и социально-экономических методов воздействия на массовую аудиторию.

При слиянии экономических и управленческих структур или, мягче говоря, их зависимости друг от друга возникает очень мало исследованное, но, тем не менее, очень важное социально-политическое явление лоббизма, представляющего собой механизм воздействия на властные структуры с целью изменения общественно-экономической панорамы в пользу тех или иных предприятий, например, изменения налоговой системы.

Эксперты выделяют в лоббизме два этапа. Первый, который является вполне нормальным явлением для демократического открытого общества, сводится к информированию властных структур и клиентов о проектах законов, постановлений и регламентирующих документов. Это - естественный коммуникационный мониторинг, и он больше всего вписывается в практику ПР-мероприятий. Его называют также мягким лоббированием. На втором этапе возникает опасность использования тех же коммуникационных структур для создания более привилегированного положения каким-либо определенным предприятиям. Злоупотребление привилегированными отношениями благодаря хорошим отношениям создает коррумпированный капитал, представляющий собой разновидность мафиозного поведения. На современном этапе лоббизм перешагнул национальные рамки и стал средством достижений в международном масштабе. Эксперты предлагают также выделить два направления лоббирования - вертикальное и горизонтальное. Вертикальное обращено к самым высоким должностным уровням вплоть до президента. Горизонтальное лоббирование рассчитано на широкий круг лидеров общественного мнения. Для него характерно использование петиций, писем и других форм общественного воздействия. В лоббировании могут участвовать профсоюзы, ассоциации, отдельные авторитетные личности.

Отношения между властью и капиталом носят замкнутый, но подвижный характер. Меняется экономическая ситуация, изменяются верхние эшелоны власти и возникают новые и новые претенденты на доминирование в коммуникационном пространстве. Интерес к СМИ объясняется возможностью узаконить и сделать престижным и социально значимым свое пребывание на общем рынке, а также усилить свои позиции.

Наиболее тесной оказывается связь ПР с журналистикой, поскольку внешние коммуникации большей своей частью приходятся именно на нее. Между журналистикой и паблик рилейшнз так много внутренне и внешне идентичного, что их стали называть братьями-близнецами. Появился термин, имеющий прямое отношение к ПР - паблисити (англ. "публичность", "гласность"), означающий получение благоприятных презентаций на радио, телевидении, в прессе, которые не оплачиваются спонсорами. Паблисити - это любая информация или действия, с помощью которых событие или сам человек становятся известными широкой общественности после сообщения в СМИ. Следует отметить, что СМИ передают не только объективную, но и субъективную информацию, так как ее содержание - это уже субъективный процесс выбора, осмысливания, эмоциональной интерпретации. Одно и то же содержание может быть передано в разных СМИ иронично, с оттенком сочувствия, с пафосом первооткрывателя, дружелюбно. Сравните, например, одну и ту же транспортную информацию о временных изменениях движения: официальное уведомление или заголовок "Все не своим путем". Кроме того, одно и то же совершенно идентичное сообщение может вызвать разные коммуникационные эффекты при передаче его по каналам радио, газеты, телевидения.

По отношению к СМИ правомерно объединение двух подходов: медиаориентированного и медиацентристского. В первом случае человек является объектом для приложения к нему сил воздействия массовых коммуникаций, в результате чего происходит изменение его поведения, взглядов, ценностей. Историческая реальность показала действенность этого подхода, когда люди под влиянием полученной информации меняют свой образ жизни. Именно поэтому столь большое внимание уделяли и уделяют СМИ в тоталитарных обществах, пытаясь удержать свои позиции

Медиацентристский подход исходит, напротив, из того, что люди сами выбирают нужные им СМИ, ориентируясь на свои потребности, и самостоятельно интерпретируют полученную информацию. В соответствии с этим подходом СМИ пытаются угадать потребности и желания аудитории, чтобы удовлетворить их и тем самым обеспечить свое существование. Здесь есть логика, так как материальная поддержка СМИ во время проведения подписки, покупки телевизионного или радио эфира, приобретение акций дают возможность изменять ориентацию, проводить организованный сбор информации, расширять производство.

Вопросы о соотношении медиаориентированного и медиацентристского подходов достаточно дискуссионные, и, очевидно, необходимо учитывать рациональные зерна в каждом из них. Удобнее и конструктивнее оказывается поэлементный анализ всей коммуникационной цепи с выделением наиболее значимых показателей.

Еще в 1947 г. американский исследователь СМИ Г. Лассуэл предложил формулу воздействия СМИ на аудиторию: кто говорит, что говорит, с помощью каких средств, к кому обращается, с каким результатом. Немецкие специалисты по ПР увеличили длину этой формулы до семи элементов: кто, что, кому, когда, где, как, почему. И журналисты, и ПР-мены работают в рамках этой формулы, обеспечивая аудиторию информацией и формируя отношение к ней.

Журналисты гораздо более свободны в выборе, как самой информации, так и элементов коммуникационной сети. ПР-мены заботятся о позитивном воздействии информации и не могут свободно обращаться с нею. Журналисты основное внимание уделяют источнику информации - кто говорит. ПР-мены предпочитают использовать в качестве ключевого слово "кому": сообщение должно нравиться не отправителю, а целевой группе воздействия. По этому поводу у них есть даже пословица: "Наживка должна быть вложена рыбе". Очень важным элементом в коммуникационной цепи, по мнению ПР-менов, являются и сроки когда давать информацию. Журналисты тоже озабочены этим этапом, и не только своевременность, но и опережение других, а иногда и преждевременность являются очень частыми показателями их профессионализма. ПР-мен не может рисковать, он должен выбрать наиболее подходящий момент с тем, чтобы вызвать социально позитивный эффект. Журналисты стремятся к получению информации, особенно сенсационной, любым путем, включая и недозволенный, например, прослушивание телефонных разговоров, перлюстрация корреспонденции, анонимное фотографирование, использование сомнительных источников. Зачастую их упрекают в этом, считая даже представителями второй древнейшей профессии. ПР-мены не могут в силу своей профессии пользоваться такими приемами. Их кредо - респектабельность и легитимность.

Подготавливая материалы к опубликованию в СМИ, ПР-мены обладают правом осознанного выбора. Прежде всего, это касается "геометрической" классификации - вертикальной и горизонтальной. Горизонтальные СМИ можно использовать для паблисити (часто используется как аналог паблик рилейшнз) в том случае, если ваши материалы имеют достаточно широкий универсальный характер, представляют интерес для самых широких слоев населения. Обычно это издания с большим тиражом и большой областью распространения (так называемая категория "А"). Вертикальные СМИ предназначены для аудитории, которая проявляет интерес к отдельным темам, варьирующим от спорта и искусства до профессиональных вопросов. В этом случае работа ведется в достаточно узком диапазоне интересов людей и потому более прицелена. Обычно эти СМИ обладают меньшим тиражом и относятся к категории "Б". Существуют еще издания типа еженедельников (категория "С"), которые также могут представлять интерес для опубликования пресс-релиза.

Оптимальная стратегия паблик-рилейшнз компании будет состоять в правильном рассредоточивании сил и средств как по горизонтальному, так и по вертикальному уровням. Не исключено при этом приспособление к стилю и характеру предъявления информации в тех или иных СМИ в целях сохранения общей тональности. Особенно это касается профессиональных специализированных изданий, где есть свои требования к профессиональной лексике. Сейчас их очень много, и одна и та же информация должна быть преподнесена с учетом профессиональных интересов. Кто-то из журналистов сказал по этому поводу: "Игроки в хоккей практически не пересекаются с теми, кто любит шахматы".

Поскольку общей осью для журналистики и паблик рилейшнз является информация, предъявляемая через СМИ, следует подчеркнуть общую характерную особенность обеих коммуникационных наук: передачу новостей. Журналистов при этом интересуют абсолютно все новости, включая и эмоционально отрицательные, например, скандальные. ПР-менов интересует конечный позитивный эффект от новостей. Для ПР-мена очень важно, чтобы новость была значимой и полезной не только для вас, но и для других лиц и организаций. Поэтому новость следует преподносить не как голый факт, а с указанием на ее практическое использование. Увеличение оттенков в одной и той же информации-новости, особенно необычной, вызывает дополнительный интерес к ней и способствует лучшему запоминанию. Сравните три варианта:

1)"На факультете психологии открылась новая кафедра";

2)"Новую кафедру на факультете психологии возглавил прошедший стажировку в Америке профессор Н. ";

3)"Новую кафедру на факультете психологии возглавил прошедший стажировку в Америке профессор Н., известный своими публикациями по проблемам психоанализа".

Новости становятся более убедительными, если они сопровождаются документальными фотосъемками, которые также не могут быть случайными для ПР. К ним надо готовиться с целью создания положительного впечатления на аудиторию. В этом плане у журналистов нет ограничений, и они могут позволить себе снимать даже компрометирующие ситуации. Появилась даже новая специализация у фотографов - папарацци, хотя этически это не приемлемо.

Особенно актуальными способами быстрого контакта с аудиторией являются репортажи с места событий. Как и во всех других случаях, службы паблик рилейшнз должны использовать эту экстремальную ситуацию для получения позитивного демонстрационного эффекта, в отличие от журналистов, которым важна любая деталь.

В наши дни самыми мощными средствами массовой коммуникации становятся радио и телевидение, поскольку они, особенно телевидение, дают возможность слушателям и зрителям включиться в мир других людей как бы изнутри и вместе с ними пережить события любого времени в любом пространстве. Использование этих коммуникационных каналов усложняется необходимостью работы над такими качествами ПР-мена, как личная привлекательность, энергичность, интеллигентность, речевые и поведенческие особенности.


2 Анализ PR-кампании на примере Томилинской птицефабрики


PR-кампания рассчитана на два месяца: ноябрь - декабрь 2006 года.

Ключевое послание: СВОЁ, ДЕШЕВОЕ, КАЧЕСТВЕННОЕ

Цель PR - кампании - довести до сведения покупателей, что Томилинская птицефабрика начинает производство и продажу мясных птицепродуктов. (Ранее в компании развивалось только направление, связанное с производством и продажей яиц). Данное событие используется так же как информационный повод, к которому будет приурочено крупномасштабное мероприятие: 20 ноября в центре Москвы будет проведена праздничная ярмарка - выставка, с участием звезд Российской эстрады и культовых личностей Российской элиты (таким образом, произойдет усиление значимости новости - за счет присутствия влиятельных людей).

На ярмарке продукты Томилинской птицефабрики будут продаваться по распродажным ценам, в связи с открытием нового направления в работе предприятия. Помимо различных вышеперечисленных факторов усиления новости, данная сфера промышленности неразрывно связана с общественно-значимой проблемой распространения "птичьего гриппа". Это так же послужит одним из приемов усиления новости. PR-кампания будет направлена на убеждение в качестве предлагаемого товара:

Во-первых, как ранее проверенного (яйца марки Томилинской птицефабрики пользуются огромным спросом на рынке потребления продуктов питания и зарекомендовали себя, как надежный и качественный продукт)

Во-вторых, продукт Томилинской птицефабрики по определению не может быть плохим, так как фабрика занимает прочный сегмент рынка производимой продукции, с 1996года работает только на современном европейском оборудовании, регулярно вводя усовершенствования и обновления (так, в 2004 году на фабрика начала пользоваться новыми сушильными установками - последним достижением техники в данной области)

В-третьих, Томилинская птицефабрика проводит сертификацию продукции как по ГОСТу 30363-96, так и по международной системе качества по стандарту DIN ISO 9001: 2000

В-четвертых, на птицефабрике выведена новая порода кур, которая по утверждению зоологов не подвержена заражению "птичьим гриппом", а, следовательно, является безопасным сырьем для производимой продукции (в чем явное преимущество данной птицефабрики перед другими, а для ПР-кампании является неоспоримой интригой, усиливающей выигрышность предпринимаемых усилий)

Соответственно, для проведения PR-кампании будет использован целый ряд приемов усиления новости.

Для привлечения не только будущих покупателей, но и спонсоров проводимого мероприятия будет выпущен тираж листовок (пресс-релизов) с перечислением преимуществ и перспектив новой разработки Томилинской птицефабрики:

За полтора года отечественная птицефабрика полностью обеспечит внутренний рынок

В свете последних событий (принятие новых законов, которые стимулируют вложение инвестиций в новое производство) становится очевидной конкурентоспособность российского продовольственного рынка

Свое

Дешевое - ключевое послание

Качественное

Томилинская птицефабрика уже имеет выходы на внешний зарубежный рынок

Импортные продукты - это не всегда качество и надежность (информационный повод, направленный на вред и непроверенность импортного продовольственного сырья)

Отечественная экология позволяет выращивать здоровые породы кур, более того выведен уникальный новый вид, не подверженный поражению "чумой 21 века" - "птичьим гриппом". (Снимается страх перед основной преградой, препятствующей подсознательно свободному доступу потребителей на рынок мясной птицепродукции).

Данные тезисы будут использованы в листовках (пресс-релизах), предварительно растиражированных в начале PR-кампании за две недели до открытия ярмарки - выставки Томилинской птицефабрики.

Помимо вышеперечисленного будут использованы такие средства PR, как:

Связи с прессой

Лоббирование

Прямая рассылка

Они, в свою очередь удовлетворяют целому ряду факторов, положительно влияющих на исход PR-кампании. Например, Direct mail (прямая рассылка) - это:

Адресность

Возможность текстового убеждения

Корпоративная идентичность

Призыв к диалогу

Опять же, нельзя забывать, что реклама, в отличии от PR - прямой призыв к схеме "продажа-покупка", не зависимо от того скрытая это реклама ли прямая.

С помощью прямой рассылки будет проведена акция компьютерной выборки. Еще один способ усиления новости. Среди подписчиков издания "Лучшие рецепты" компьютерная программа выберет 100 человек, которым вместе с новым номером журнала придет конверт - приглашение на ярмарку - выставку Томилинской птицефабрики. В конверте так же будет купон на участие в розыгрыше суперприза (домашний кинотеатр), который будет проводиться во время проведения праздничного мероприятия.

Помимо вышеперечисленных приемов в PR-кампании будет так же использоваться традиционный и один из самых действенных путей - распространение слухов. Это - самая транслируемая информация, которая запускается целенаправленно и циркулирует параллельно с официальной информацией. Слухи хорошо заполняют так называемые "белые пятна" в информационном поле. Они курируют тот сегмент информации, о котором нет стопроцентно достоверного подтверждения.

В данной ПР-кампании функции слухов будут направлены на:

1) Усиление:

Позитивной информации о Томилинской птицефабрике и продукции предприятия

Негативной информации о конкурентах

2) Нейтрализацию:

Позитивной информации о конкурентах

Негативной информации о Томилинской птицефабрике и продукции предприятия

Источником распространения слухов будут:

каналы СМИ

Интернет канала

устная передача слухов

Не только как канал для распространения слухов будет служить Интернет. Это - идеальное средство PR, так как через сайт можно формировать имидж и поддерживать узнаваемость компании. Помимо легитимизации информации по схеме "слухи", на сайтах можно публиковать огромные отчеты о деятельности компании, все то, что не вошло в рубрики СМИ. Информация может распространяться через форумы. Можно использовать различные скрытые эффекты популяризации, как то:

обсуждение тем, запрещаемых в СМИ

создание информационных поводов (имитация закрытия сайта из-за, например, "нашествия хакеров")

"эффект пинг-понга" (взаимодействие Интернета и СМИ, которые друг за другом будут раскручивать новость развития нового направления Томилинской птицефабрики в условиях российской действительности) и т.д.

По завершении проведения ярмарки - выставки акции PR-кампании не будут прекращены. PR будет продолжаться еще в течение месяца, чтобы избежать эффекта "мгновенного исчезновения" - о компании Томилинская птицефабрика не должны забыть через неделю после проведения мероприятия. Ее бренд не должен ассоциироваться только с проведением ярмарки-выставки, новость о развитии нового направления в компании должна быть узнаваема:

В магазине покупатель: "О! Это же новая разработка Томилина - куры, которые не могут заболеть птичьим гриппом. Недорого. Не то, что "окорочка Буша". Беру!" - цель, достигаемая в процессе ПР: СВОЕ, ДЕШЕВОЕ, КАЧЕСТВЕННОЕ.

Данная PR-кампания Томилинской птицефабрики достигнет высокого эффекта узнаваемости рекламируемого продукта, т.е. цель PR-кампании будет достигнута.

Период PR-кампании - ноябрь - декабрь выбран не случайно. Как и все промтовары массового потребления, птица пользуется особым спросом в канун Нового года (массовые застолья и праздники). Наиболее остро сейчас встала проблема заражения "птичьим гриппом" в России, в связи с выявлением инфекции в районе Тамбовской области (город Моршанск) в октябре 2006 года. Продукция Московской птицефабрики, разводящей кур, устойчивых к данному виду заболевания, будет, безусловно, пользоваться хорошим спросом, как в канун праздников, так и в течение всего остального времени, т.к. речь идет о продукте питания. Именно этот факт был одним из определяющих при выборе компании. Достаточно просто провести ПР пищевой продукции. В данном случае цель усложнилась в связи страхом населения перед "птичьим гриппом", что в свою очередь оказалось интересным для исследования именно компании данной направленности. Непосредственно Томилинская птицефабрика была выбрана, поскольку является одной из известнейших в Москве. Как показал пример предложенной PR - кампании, работать с ней достаточно интересно и перспективно.


Заключение


Целью данной работы было изучение планирования Томилинской птицефабрики Паблик Рилейшнз менеджментом компании и определение основных направлений совершенствования системы ПР компании.

В ходе работы было выявлено:

Актуальность Паблик Рилейшнз как области знаний и сферы практической деятельности.

Знание Паблик Рилейшнз сегодня необходимо менеджменту любой организации прежде всего по следующим причинам:

А)"неопределенность" деловой сферы, динамика ее изменений в последние годы резко возросла;

Б) возросло значение социально-психологического фактора, обуславливающего поведение всех участников рыночного процесса;

В) роль информационных технологий стала глобальной и приоритетной, то есть коммуникационный процесс становится решающим фактором, обеспечивающим достижение целей организации и успех в конкурентной борьбе.

Паблик Рилейшнз - это продуманные, спланированные и постоянные усилия по установлению и укреплению взаимопонимания между организацией и ее публикой.

Реализация Паблик Рилейшнз - сложный многообразный процесс, требующий высокого профессионализма и эрудиции от специалистов и, соответственно, определения организационного "статуса" Паблик Рилейшнз в компаниях.

Паблик Рилейшнз не рассматривается менеджментом компании как функционирование. Паблик Рилейшнз рассматривается как элемент маркетинговых коммуникаций, в то же время маркетинг является системой управления фирмы и, как следствие, цели Паблик Рилейшнз по формированию деловой репутации компании возможно рассматривать как цели по реализации управленческой функции Паблик Рилейшнз.

Менеджмент обладает определенными теоретическими знаниями Паблик Рилейшнз в системе маркетинговых коммуникаций и реализуют их.

Формальный "организационный статус Паблик Рилейшнз" не определен и как следствие Паблик Рилейшнз реализуется в системе маркетинговых коммуникаций, которые входят в функционал коммерческого директора.

9. Одной из важных проблем следует рассматривать отсутствие системы контроля как составного элемента планирования организации Паблик Рилейшнз и как следствие - незнание менеджментом результатов использования именно системы Паблик Рилейшнз.

Таким образом, произведенный анализ позволил выявить систему Паблик Рилейшнз кампании, определить вопросы использования Паблик Рилейшнз, их эффективность. Система Паблик Рилейшнз позволяет решать задачи маркетинга в системе маркетинговый коммуникаций на уровне микро - и мезосреды. Однако, в условиях острой конкурентной борьбы, роста компании Паблик Рилейшнз в системе маркетинговых коммуникаций недостаточно. Паблик Рилейшнз должны рассматриваться менеджментом как основополагающая функция менеджмента, то есть обеспечение коммуникации компании со всей внешней и внутренней средой. Компания, используя Паблик Рилейшнз, должна достигать целей как социально-логическая организация, действующая в системе рыночных отношений в условиях гражданского общества.


Список использованной литературы


Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М., 1997.

Алешина И.М. Паблик Рилейшнз в менеджменте и маркетинге // Маркетинг. - 1997. - № 5. - С.108 - 111.

Андреева О.Д. Технология бизнеса. - М.: Экономика, 1998. - 262 с.

Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations, Триз-шанс, 1996г

Витин Ю. Управление сбытом. - М.: Инфра-М, 1998. - 110 с.

Виханский О.Д., Наумов А.В. Менеджмент. - М.: Геральдика, 2001. - 582 с.

Грачев М.А. Капиталистическое управление. Уроки 80-х. - М.: Экономика, 1991. - 125 с.

Груниг Дж.Е., Хант Е. Управляя паблик рилейшнз. - М., Прогресс, 2000.

Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. - М., 1996.

Дурович А.М. Маркетинг в предпринимательской деятельности. - М.: Высшая школа, 1995.

Как добиться успеха / Под ред. Хрупкого В.Е. - М.: Республика, 1992. - 509 с.

Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ МЕ и М, 1997. - 175 с.

Коломещев О.С. Формирование общественного мнения // Маркетинг. - 1996. - № 6. - С.41 - 48.

Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1992. - 733 с.

Лаврухин О.В. О связях с общественностью - Паблик Рилейшнз // Гайд-парк. - 1997. - № 1,2.

Макгалли М. Основы эффективных продаж. - М.: Союз, 1997. - 276 с.

Меллер К. Человек прежде всего. - М.: ТМИ, 1996. - 150 с.

Митчел Р. Профиль корпорации // Бизнес уик. - 1994. - № 8. - С.60

Орлова Т.М. Паблик Рилейшнз и реклама в маркетинге // Маркетинговые исследования в России. - 1996. - № 5. - С.20 - 28.

С. Блэк " Введение в паблик рилейшнз" Ростов-на-Дону "Феникс" 1998г.

С. Блэк. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990г.

Уткин Э.М., Кочеткова А. Рекламное дело. - М.: Экономика, 1997.

Уткин Э.М. Управление компанией. - М., 1996. - 151 с.

Честара Д. Деловой этикет. Паблик рилейшнз. - М., 1997.

Рефетека ру refoteka@gmail.com