Рефетека.ру / Иностранный язык

Курсовая работа: Языки древних цивилизаций

содержание


введение 3

1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ 4

1.1.Племенные диалекты и образование родственных языков 4

1.2. Образование индоевропейской семьи языков 5

2. ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВ И НАРОДНОСТЕЙ 8

2.1. Образование народностей и их языков в прошлом 8

2.2. Образование народностей в настоящее время 10

3. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

список литературы 22

ВВЕДЕНИЕ


Люди давно задумываются над вопросом; когда и как появился язык. И каким он был на первых ступенях раз­вития человеческих коллективов.

Древнегреческие философы вели очень долгий спор о том, возник ли язык от природы или по установлению, нужно ли видеть в словах выражение и выявление сущнос­ти самих вещей или же слова суть произвольные обозначе­ния вещей, созданные человеком.

Одна из них – гипотеза звукоподражания. Ее сторон­ники (от Демокрита и Платона в древней Греции до Уитнея и других ученых XIX в.) полагают, что слова возникли из неосознанного или осознанного стремления человека к подражанию звукам окружавшего его мира – реву зве­рей, крику птиц, шуму ветра и т. д. Основанием для таких взглядов явилось то, что во всех языках действительно есть звукоподражательные слова, вроде наших гав-гав, кукушка, мяукать, тенькать, дзинь, бац и подобных. Но, во-первых, таких слов относительно немного. Во-вто­рых, наиболее нужные людям и наиболее употребительные слова не обнаруживают и намека на подражание каким-либо звукам: вода, земля, небо, солнце, трава, хлеб, молоко, рука, нога, человек, умный, добрый, ходить, думать и т. д. В-третьих, для того чтобы сочетаниями звуков подражать звукам окружающей человека природы, нужно иметь очень гибкую речь, что предполагает ее длительное пред­шествующее развитие. Едва ли можно в наше время всерьез принимать гипотезу звукоподражания.

Вторая влиятельная в свое время гипотеза–междо­метная, в ее разных, более примитивных (эпикурейцы древ­него мира) и более сложных (В. Гумбольдт, Я. Гримм, Г. Штейнталь и др.) вариантах, находит отзвуки в науке и доныне. Ее суть состоит в том, что слово рассматривается как выразитель душевных состояний человека В одних случаях это, видимо, междометия – сигналы наших эмо­ций и нашей воли. В других, по мнению защитников этой гипотезы, можно усматривать лишь косвенную связь между звучанием слова и эмоциональным состоянием человека: определенные сочетания звуков производят в нашей душе впечатления, подобные тем, которые вызываются воздейст­вием предметов, поэтому и устанавливается связь между значением и звучанием слова. Некоторые сторонники рас­сматриваемой гипотезы допускали, что междометным путем слова возникали лишь в далеком прошлом, а позже они развивались уже по законам словообразования и незави­симо от непроизвольных эмоциональных выкриков.

В происхождении языка играли роль как биологические (естественноисторические) так, и социальные (общественно-исторические) предпосылки.


1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ


Ранние формы современного человека (homo sapiens) сло­жились в благоприятных климатических районах Земли – в Средиземноморье, охватывающем Переднюю Азию, Юго-Восточную Европу и Северную Африку. Обширные незаселенные пространства Евразии и низкая производительность труда заставляли первобытных людей расселяться по Земле, образуя обособленные коллективы, отличающиеся хозяйственным укладом и языком. Переход из жаркого климата в холодные страны создал новые потребности в жилище и одежде, в домашних животных, новые отрасли труда. Сам труд становится от поколе­ния к поколению все более разнообразным и совершенным. В результате длительного развития возникшей человеческой речи образуются разные языки и диалекты.

Деление языков (диалектов) и объединение языков и диалектов – два основных процесса развития языка. Эти про­цессы обозначаются специальными терминами – дифферен­циация (дивергенция, расхождение) и интеграция (конвергенция, схождение). Эти процессы противоположны друг другу. При дифференциации происходит территориальное и социальное распределение носителей языка, в результате которо­го возникают родственные языки и диалекты. Интеграция, напротив, такой исторический процесс, в ходе которого про­исходит объединение языков и диалектов. Дифференциация увеличивает число языков, интеграция сокращает их число. Частным случаем интеграции являются контакты языков, при­водящие к заимствованию лексики и образованию межъязыко­вых лексических (в основном терминологических) зон.

Дифференциация и интеграция – социальные языковые про­цессы, так как расхождение и схождение языков объясняется экономическими, военными, политическими, культурными и научными причинами. Именно они, эти факторы, порождают кон­кретное своеобразие отдельных языков1.


1.1.Племенные диалекты и образование родственных языков


Языковая история началась с дифференциации племенных диалектов и образования общего языка племенного союза. Такое состояние и развитие языка объяснялось низким уров­нем производительных сил, малочисленностью племен (они, как уже сказано, первоначально объединяли не более 100 человек), низкой плотностью населения. 50 тыс. лет тому назад, когда сформировались первые люди, их было всего несколько тысяч; в VII тысячелетии до н. э. число людей достигло 10 млн. К началу новой эры на Земле проживало 200 млн. человек, причем '/4 часть – в пределах Римской империи (на всей территории бывшего СССР в то время было всего 5 млн.).

Род возникает на базе первобытного человеческого стада; поскольку в роде была экзогамия, запрещающая браки между родственниками, два или несколько родов объединялись в пле­мена; они имели общую территорию, собственное имя и общий язык, различия в диалектах, в мужском и женском диалекте. Так, женщины некоторых индейских племен, обитавшие в джунглях Амазонии, уже в глубокой древности разговаривали на ином, чем' мужчины, диалекте, которого те не понимали. Обычай этот существовал и у индейских женщин в Гондурасе. Различие в словарном составе и произношении сохраняется у чукотских женщин, у некоторых алтайских турков, например; дитя–бала (муж.) и уран (женск.), зубы–тиш и азу, ку­рица – куш и учур, лошадь – йылкы и от, волк – пору и улучы.

Следовательно, изначально племя объединялось на основе кровного родства и языка – племенного языка, или диалекта (наречия).

Языковая раздробленность была состоянием человечества во времена его возникновения, и такое состояние обнаруживает­ся у отсталых народов даже в новое время. Н. Н. Миклухо-Маклай, побывав в 1871 г. на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, писал: «Почти в каждой деревне Берега Маклая свое наречие. В деревнях, отстоящих на четверть часа ходьбы друг от друга, имеется уже несколько различных слов для обозначе­ния одних и тех же предметов; жители деревень, находящих­ся на расстоянии часа ходьбы одна от другой, говорят иногда на столь различных наречиях, что почти не понимают друг друга».


1.2. Образование индоевропейской семьи языков


Важным компонентом языковой истории является возникновение и распространение индоевропейских языков. Этот процесс начался в глубокой древности, происходит он и сейчас, в виде распространения уже существующих языков – английского, русского, испанского и некоторых других.

В период палеолита далекие предки индоевропейцев обитали между Волгой и Дунаем. Об этом говорит тот факт, что индо­европейскими названиями являются 'Ра (так называлась Волга), Дон, Буг, Дунай, Балканы, Карпаты, Черное море), а также береза – единственное индоевропейское название дерева. Слова зима и снег являются общеиндоевропейскими; во многих индоевропейских языках встречаются общие названия животных (овца, бык, олень, заяц, еж. выдра, волк), птиц (гусь, утка, орел, журавль), насекомых (муха, овод, оса. пчела, вошь, блоха).

В первой половине каменного века, до IV–III тысячелетий до н. э., образовались три зоны индоевропейских языков: 1) южная, 2) центральная, 3) северная.

Южную зону составляли: этрусский язык древней Италии (вытесненный к началу новой эры полностью латинским языком), ликийский, лидийский, лувииский, хеттский языки Малой Азии. Хеттское клинописное письмо, относящееся к XVIII–XIII вв. до н. э.,– самые древние письменные памятники на индоевропей­ском языке; хеттское иероглифическое письмо относится к XIV-X1I1 вв. до н. э.

Центральная зона подверглась более значительному делению на ветви: с одной стороны, обособляются италийская (роман­ская) и германская ветви, а с другой – иллирийско- фракийская (она сейчас представлена албанским языком), греческая и индо­иранская, которая, в свою очередь, делится на иранскую и индийскую ветви индоевропейских языков.

Германская, романская и славянская (последняя выделилась из северной зоны) ветви образуют группы близкородственных языков.

Рассмотрим образование трех групп славянских языков - западнославянских, южнославянских и восточнославянских.

Общеславянский (праславянский) язык сос­тоял из близкородственных диалектов и диалектных зон, рас­положенных южнее реки Принять, между рекой Западный Буг и средним течением Днепра. Западнее и севернее славян обитали балтийцы, восточное и севернее финно-угорские племена, на юге – иранские.

Общеславянский язык существовал много столетий: со второй половины I тысячелетия до н. э. до VI–VII вв. н. э. Индоевропей­ское наследство не только сохранялось, но и видоизменялось. Непрекращающееся общение поддерживало общие черты. Но вот в VI–VII вв. славянские племена расселились на огромных пространствах от Ильменя на севере до Греции на юге, от Оки на востоке до Эльбы на западе.

Расселение славян по огромной территории привело к образованию трех групп славянских языков, отличающихся разным проявлением общеславянских звуковых законов и правил словоизменения, а также появлением новых слов и корней, фонетических и грамматических закономерностей. Например, имя Карла Великого (франкского короля, с 800 г.– императора) как титул получает различное фонетическое оформление в славянских языках: др.-луж. krol, польск. krol, словац. kral, чеш. kral, словен kralj, сербскохорв. краль, болг. крал, др.-русск. король, русск. король, укр. король, бел; кароль. Типичными особенностями являются структура открытого слога, присущая славянским язы­кам, и полногласие восточнославянских языков.

Расселение славян на Балканах привело в итоге к образованию южнославянских языков (болгарского, македонского, сербско­го, словенского) и балканского языкового союза. Родственные языки сохраняют исконные общие особенности. Общие особенности языкового союза возникают вследствие длительного контакта языков.

Балканский языковой союз охватывает индоевропейские языки, относящиеся к разным ветвям этой семьи,– албанский, болгарский, македонский, новогреческий, румынский (последний сложился на основе народной латыни, на которой говорили колонисты в Дакии и на Балканском полуострове). Грамматическими особенностями балканского языкового союза являются: постпозитивный артикль, образование будущего времени с помощью вспомогательного глагола хотеть, замена ва аналитической формой, аналитизм в склонении тельных.

Примеры артикля: рум. omul –человек (из homo ille), fratele - брат (из frater ille); болг. човекът – человек, момъците - парни, момата – девушка, момчета – мальчик, момичето - девочка. Примеры будущего времени: рум. voi cinta или cinta voi – буду петь {voi из voiu < voleo–хочу); болг. ш,е пея - буду петь, ще пеешь – будешь петь (частица ще есть застывшая форма 3-го л. ед. ч. глагола ща – хотеть).

Не только история индоевропейских языков, но и история других семей языков показывает, что образование родственных языков проходило поэтапно и тесно связано с историей народов – носителей этих языков. Возникновение племенных диалектов и на их основе родственных семей и групп языков – важный факт в истории человечества, как и происхождение человеческой речи.


2. ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВ И НАРОДНОСТЕЙ


Важным этапом в развитии форм существования языка является образование языков народностей, а затем и наций. В Европе этот процесс начался с IX-X вв. и продолжается до сих пор. В этот период происходит как образование новых родственных языков (например, французского, английского русского, украинского и белорусского), так и использование уже существующего языка как языка новой народности или нации.


2.1. Образование народностей и их языков в прошлом


Народ­ности, их языки, наречия и диалекты возникают на развалинах рабовладельческих империй и раннефеодальных государств. Люди объединяются не по родственным связям, а по прожива­нию на одной территории, когда, по словам Ф. Энгельса, «не народ подвергался делению, а территория» и на месте племенных союзов «создано было новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущест­венных различиях». Народностями рабовладель­ческого общества были древнеегипетская и древнеэллинская.

В эпоху феодализма в Европе образуются французская, польская, древнерусская и другие народности, говорящие в основном на индоевропейских языках. Рассмотрим два примера.

Территория Франции к концу I тысячелетия до н. э. была заселена кельтскими племенами. В 58–51 гг. до н. э. Юлий Цезарь завоевал Галлию (так называлась тогда эта страна) и включил ее в состав Римского государства; римская адми­нистрация и школы способствовали тому, что повсеместное распространение, особенно на юге, получил латинский язык – в форме народной латыни. В конце V в. н. э. Галлия была за­воевана западногерманскими племенами – салическими фран­ками. Постепенно и особенно после отделения в 843 г. Француз­ского королевства франки сливаются с местным галло-римским населением, передав стране свое имя.

К Х в. во Франции сложились два наречия старофранцуз­ского языка – северное (нормандский, пикардский и другие диалекты) и провансальское (гасконский, лангедокский и другие диалекты); создавался французский героический эпос (в том числе «Песнь о Роланде»), деловые памятники. Однако вплоть до XV в. французский язык не получает повсеместного распро­странения, оставаясь центральным диалектом – Иль-де-Франс; в провинциях, особенно в Провансе и Лотарингии, говорят на своих языках.

В XVI в. завершается объединение Франции, возникает абсолютная монархия, создается литература французского Воз­рождения (Ф. Рабле, М. Монтень, П. Ронсар). Французская академия выпускает в 1694 г. словарь, разрабатываются правила французского языка, которые получают повсеместное распро­странение. В основе французского языка лежит народная латынь, которая претерпела значительные изменения со времени ее возникновения и образования. Она была усовершенствована в ходе исторического развития.

Древнерусская народность возникла на базе объединения восточнославянских племен. В 882 г. новгородский князь Олег овладел Киевом и сделал его столицей Киевской Руси – государства полян, кривичей и словен; постепенно киевским князьям были подчинены деревляне, северяне и радимичи, уличи и тиверцы, а затем на северо-востоке – вятичи, на юго-западе – волыняне (дулебы) и белые хорваты. Киевская Русь создала государственность и культуру, способствовала превращению восточнославянских племен в единый народ – древнерусскую (восточнославянскую) народность со своим языком.

Народность как историческая общность людей предполагает общность территории, культуры и языка. Общая территория создавала условия совместной жизни людей разных племен. Вырабаются общая культура и общий язык. Однако наряду с общим государством и общим языком для феодализма характерно развитие феодальных земель и территориальных диалектов – местных говоров. Они продолжают старые племенные различия, заменяя их местными. Так, в русских летописях вместо словене пишется новгородцы, вместо вятичи пишется рязанцы и т. п. Вместе с тем возникают новые местные отличия в языке. Однако местные диалекты и местные говоры не тождественны друг другу ни по своим языковым характеристикам, ни по общественной функции.

Древнерусский (восточнославянский) язык имел диалектные особенности, унаследованные от праславянской эпохи и от времени раздельной жизни восточнославянских племен. С падением Киева как стольного града и развитием феодальных отношений возникают диалектные различия. Например, старые новгородские памятники письменности обнаруживают большое но диалектных слов: посадникъ – наместник, огнища -княжеский муж, рагоза - ссора, буса - судно, вплога – похлебка, волмина -- ивовый кустарник, бервь – плот.

Судьба местных диалектов и наречий, возникших в феодальный и раннекапиталистический период, была различной. С одной стороны они, видоизменяясь, сохранились как диалекты данного языка, что было уже отмечено на примере немецкого и русского языков. Язык междиалектного общения экономического и политического центра, диалект окружающих его окрестностей выступает как база языка народности. В основе латинского языка лежит диалект Рима, а итальянского - флорентийский диалект, в основе грузинского языка – картлийский диалект восточной Грузии, в основе татарского – казанский диалект. С другой стороны, местные диалекты, обслуживая народные массы, легли в основу разных языков.

Так произошло, например, с некоторыми диалектами древнерусского языка. Современные восточнославянские языки, конечно, не являются прямым и непосредственным продолжением языков племен и феодальных земель; однако несомненно, что древнейшие общие и диалектные черты, как и особенности, возникшие и получившие распространение в XIV–XV вв., были сохранены в разной степени в трех восточнославянских языках.

Русская (великорусская) народность возникала на землях Северо-Восточной Руси в связи с образованием и укрепле­нием Московского государства. Будучи севернорусскими по своей основе, среднерусские говоры Москвы и прилегающих к ней окрестностей восприняли ряд южнорусских особенностей. Средне­русские говоры стали основой народно-разговорного языка великорусской народности, который не совпадает ни с одним из диалектов и не находит своего полного закрепления ни в деловом письменном языке, ни в книжно-славянском.

Формирование украинской народности началось на территории Юго-Западной Руси – прежде всего в Киевщине, Переяславщине (Полтавщине) и Черниговщине. Украинский литературный язык, как и русский, унаследовал традиции письменного языка Древ­ней Руси, так что в конце XVI – начале XVII в. на Украине употреблялись славяно-русский язык и «проста мова» – соб­ственно украинский книжный язык. «Проста мова» возникла в результате взаимодействия древнерусского литературно-письмен­ного языка и живой украинской разговорной речи; первоначаль­но она употреблялась в деловых и полемических произведениях.

Белорусская народность стала складываться на землях Северо-Западной Руси, вошедших в состав Литовского Великого княжества. Поскольку в это время не было письменности на литовском языке (первая книга М. Мажвидаса вышла в 1547 г.), на западнорусском (белорусском) языке издавались законы, велось делопроизводство; он стал языком феодальной знати, на нем велось преподавание в школе. Г. Скорина перевел на бело­русский язык и напечатал в 1525 г. «Апостол» и «Малую подо­рожную книжицу». Развитие белорусский литературный язык по­лучил после Октябрьской революции.


2.2. Образование народностей в настоящее время


Образование народностей и их языков происходило в XIX в., происходит и в XX в. Наряду с народностями периода феодализма возникают народности капиталистической и социалистической формации. Современными народностями, возникшими на базе феодальных и даже родо-племенных формаций, являются народности Азии и Африки.

После победы Великой Октябрьской социалистической рево­люции в Советском Союзе образовалось около 40 новых народ­ностей, например казахи и киргизы, развившиеся сейчас в нации. Это и малые народности Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – эвенки, ненцы, ханты, манси и др.


3. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ


Основы генеалогической классификации были разработаны прежде всего на материале индоевропейских языков в ре­зультате утверждения сравнительно-исторического метода. Большая роль в утверждении генеалогической (историко-генетической) классификации принадлежит выдающимся языковедам первой по­ловины XIX в.–немецкому филологу Ф. Боппу (1791–1867), российскому лингвисту А. X. Востокову (1781–1864), немец­кому ученому А. Шлейхеру (1821–1868), французскому языко­веду Ф. Дицу (1794–1876), которые заложили основы индоевро­пеистики. Вслед за индоевропейскими языками выделяются и классифицируются остальные семьи языков – семито-хамитская, финно-угорская, тюркская, кавказская и др.

Родственными называют такие языки, которые, воз­никнув из одного и того же источника, обнаруживают древние общие корни и аффиксы, регулярные фонетические соответ­ствия. Родство языков - не полное тождество, а законо­мерное развитие из одного и того же праязыка.

Русское слово морозная закономерно соответствует болгар­скому мразовита и польскому mrozna. Мы обнаруживаем, что полногласным формам русского языка соответствуют неполно­гласные формы болгарского и польского языков. Можно про­должить наблюдения и установить, что в немецком (как и в других неславянских индоевропейских языках) полногласно-неполногласным славянским формам соответствует корень с закрытым слогом.

Генетическое тождество языков и отдельных фактов устанав­ливается при помощи сравнительно-исторического метода. По­скольку родственные языки претерпели изменения и разошлись друг с другом, постольку установление генетического тождества предполагает восстановление древнейших звуков и форм.

Наблюдения над текстами и использование сравнительно-истерического метода приводят нас к выводу о том, что степень родства языков может быть разной – дальней и близкой. Близкородственными являются русский и болгарский языки; немецкий и русский – родственные языки, но их родство более далекое. Наличие разных степеней родства вызвало введение терминов: семья, ветвь (группа), группа (подгруппа) родствен­ных языков.

Семьей называется вся совокупность языков данного родства. Семью языков образуют индоевропейские, семитские, тюркские и многие другие языки.

Группировки внутри семьи языков называют ветвями или группами родственных языков. Ветви языковой семьи объединяют языки, обнаруживающие между собой большую материальную близость. Это можно наблюдать, например, между языками славянской и балтийской групп. Когда группа охватывает не два и не три, а больше языков, тогда естественно, эти языки делятся на подгруппы. Например, славянская группа индоевропейских языков делится на три подгруппы.


Индоевропейская семья языков – самая распространенная. Эти языки являются основными языками почти для 150 наро­дов. Индоевропейские языки распространены большей частью в Европе, но они сейчас используются в Азии (например, в Индии) и Америке и даже в Австралии и Африке. Среди индо­европейских языков нам известны не только живые, но и мерт­вые – бесписьменные и письменные.

Мертвыми бесписьменными языками, являются, например, полабский, скифский, галльский, прусский, парфянский.

Среди индоевропейских языков известны и мертвые письменные языки – санскрит, древнеперсидский, пали, пехлеви, древнегреческий, латинский, византийский (среднегреческий), старославянский, готский и др. В XX в. были открыты тохарский и хеттский языки, составляющие особые группы индоевропейских языков.

Хеттский язык – самый древний письменный индоевропейский язык. Он известен по памятникам клинописного письма XVIII– XIII вв. до н. э. Хеттское Древнее царство было в Малой Азии. Расшифровка хеттских текстов и установление индоевропей­ского характера языка были сделаны в 1916–1922 гг. чешским ученым Б. Грозным.

Открытие и изучение древних письменных языков сыграло исключительную роль в развитии языкознания, привело к созданию генеалогической классификации языков и сравнительно-исторического метода.

Современные индоевропейские языки под­разделяются на 10 групп. Группы родственных языков различ­но охватывают современные народы, а именно:

Сейчас индоевропейские языки более других распространены по всем континентам Зем­ли. Между всеми индоевропейскими языками обнаруживается типологическое сходство: все они принадлежат к типу флектив­ных языков.

Еще более удивительно то, что все индоевропейские языки обнаруживают общую материальную основу – общие корни, общие аффиксы и регулярные фонетические соответствия звуков.

Общими индоевропейскими корнями являются мать, брат, весь (в значении 'село', 'дом'), говядо, овца, волк, гусь, мышь, олень, береза, сердце, очи, луч, два, три, я, ты, тесать, обуть, везти, рудый (в значении 'красный') и т. п.

При сравнении слов родственных языков легко обнаружи­вается, что родственные корни могут иметь различное значение и фонетические различия, которые объясняются фонетическими и семантическими законами развития отдельных языков. На­пример, славянские слова берег (брег) и город (град) фонетически соответствуют немецким der Веrg (гора)и der Carten (сад, город), хотя эти слова обозначают другие явления.

Фонетическое различие легко объясняется законом открытого слога. Семантические закономерности также очевидны, если вспомнить, что литовское gardas озна­чает 'ограда' и что рабовладельческие и феодальные города имели крепостные стены, т. е. были огорожены – полностью или частично. Следовательно, родственные языки показывают несовпадение материи языка, ее формы и семантики.

Индоевропейские языки име­ют длительную историю. Современные индоевропейские языки представлены разнообразными социальными типами языков: от языков-диалектов до языков мирового функционирования. Генетические группы индоевропейской семьи также различны по количеству представленных языков (от 1 до 31) и по сте­пени их близости друг с другом. Анатолийская (хет­тская) и тохарская группы представлены только мерт­выми языками. Албанская, армянская и грече­ская группы сейчас представлены каждая одним языком.

Исторические варианты греческого и армянского языков зна­чительно отличаются друг от друга. Поэтому греческая группа представлена одним живым (новогреческим) и двумя мертвыми языками–древнегреческим и среднегреческим (византийским). Армянская группа представлена древнеармянским (грабаром) и современным армянским (ашхарабаром).

Индоиранскую ветвь образуют индийские, иранские и дардские языки. Из всех дардских языков (их 13) письменным является только кашмири; литература на кашмири печатается тремя шрифтами – на деванагари и шарада, которыми пользуются индусы, и на арабском, которым поль­зуются мусульмане.

Индийские (индоарийские) языки имеют дли­тельную письменную фиксацию. Древнеиндийским языком был санскрит. Современные индийские языки, по класси­фикации С. К. Чаттерджи, делятся на 5 подгрупп - северную (синдхи, лахнда, пенджаби), западную (гуджарати, раджастани), центральную (западный хинди), восточную (восточный хинди, бихари, ория, бенгали, ассамский) и южную (маратхи). Го­сударственными языками в Индии и Пакистане являются хинди и урду, бенгали, панджаби, только в Индии – маратхи, гуд­жарати, ория, ассамский, только в Пакистане синдхи, в Непале – ненали, на Цейлоне – сингальский.

Иранские языки имеют письменную историю. Древнеиранскими языками были мидийский, авестийский, древнеперсидский, скифский (от II в. до н.э.- до III–IV вв. н. э.); среднеиранскими (до VIII–IX вв.) – пехлеви, согдийский, аланский (среднеосетинский) и др. Современными письменными иранскими языками являются осетинский, таджикский, персид­ский, дари (фарси-кабули), афганский (пушту), белуджский, курдский, татский.

Итало-кельтская ветвь охватывала греческий, ал­банский, кельтские, германские и романские языки. Кельтские языки – ирландский, шотландский, бретонский.

Романские языки – это итальянский, французский, испанский, португальский, румынский; к романским языкам принадлежат также молдавский, ретороманский (с 1938 г. он признан одним из четырех государственных.. языков Швейца­рии), провансальский (язык национального меньшинства Юго-Восточной Франции), каталанский (распространен на востоке Испании), сардинский (на острове Сардиния). Самым распро­страненным из романских языков сейчас является испанский.

Современные германские языки делятся на две подгруппы – северную и западную (восточногерманская под­группа представлена мертвым языком–готским). Северно-германские (или скандинавские) языки – это шведский, датский, норвежский, исландский и фарерский (язык Фарерских остро­вов); все они имеют литературно-письменную форму.

Западногерманские языки – это английский, немецкий, ни­дерландский (голландский и фламандский), фризский; к западногерманским языкам примыкает идиш, возникший в Х– XII вв. на основе восточных верхненемецких говоров; морфоло­гия идиша немецкая, словарный состав и синтаксис воз­никли под влиянием древнееврейского и славянских языков.

Английский – язык самый распространенный германский язык. По своему происхождению он является языком гер­манских племен ютов, саксов и англов- переселившихся в V–VI вв. в Британию с нижнего течения Рейна и Эльбы (с территории современного Шлезвига и южной Дании). Совре­менный английский язык начал оформляться в конце XVI – начале XVII в., когда появились художественные произведения В. Шекспира и научная проза Ф. Бэкона. В XIX–XX вв. английский стал языком многих наций и получил мировое функционирование.

Балтийская группа представлена в настоящее время двумя языками – литовским и латышским. Балтийские языки настолько близки славянским языкам, что есть предположе­ние о существовании в прошлом балто-славянского языкового союза. В период балто-славянского единства возникли общие слова: ворона – латыш, varna, лит. varna; звезда – латыш, zudigzne, лит. zvaigzde.

Балтийские и славянские языки объединяют также фонети­ческие и грамматические, особенности.


Славянская группа языков принадлежит к индоевропейской семье. На славянских языках сейчас разговаривают славяне и неславяне, особенно на русском языке, который выступает как язык межнационального и международного общения.

В 1980 г. славян насчитывалось около 282 млн. человек, а именно: русских – 140 млн., украинцев – 44,5 млн., белорусов – 9,8 млн.; поляков–40 млн., чехов–10,5 млн., словаков– 5,3 млн., лужичан–0,1 млн., сербов – 9,7 млн., болгар – 8,5 млн., хорватов–5,5 млн., словенцев–2,1 млн., македонцев– 1,6 млн., боснийцев–2,1 млн.

Живут славяне в основном в России и в Польше, Чехословакии, Югославии, Болгарии; в ГДР живут лужичане (или, как они сами себя называют, сорбы). В Америке (в США, а также в Канаде) проживает более 6 млн. славян2.

Славянские языки являются близкородственными. Их родство проявляется в наличии общих корней и аффиксов, общих. фонетических закономерностей и правил изменения и образования слов. Из индоевропейских языков славянские ближе, всего балтийским; древние связи обнаруживают славянские языки с иранскими и германскими, а также не-индоевропейскими угро-финскими и тюркскими языками, главным образом, в области лексики).

Общими для всех славянских языков являются такие, например, слова: мать, брат, сестра, голова. Естествен­но, что общеславянская лексика (в том числе и часть индо­европейской) в отдельных славянских языках получает фоне­тическое и морфологическое различие.

Общие черты славянские языки приобрели в общеславянский период, а также в результате контактов в период их отдельного развития. Очень важным процессом развития звукового строя славянских языков является утрата закрытых и возникновение закона открытого слога. Важными фонетическими процессами были также изменение согласных и гласных под воздейст­вием <j>, первая и вторая палатализация, замена музыкаль­ного (тонического) ударения динамическим, приведшая к исполь­зованию разноместного ударения как морфологического средства различения форм слова и разных слов. Прошедшее в конце общеславянского периода исчезновение сверхкратных фонем <ъ> и <ь> (падение еров) вызвало аналогичные фонетические про­цессы, проходившие своеобразно в отдельных славянских языках (появление закрытых слогов, ассимиляции и оглушения согласных).

Общеславянский язык имел три числа, три рода, семь падежей, три времени, причем в прошедшем времени было, в свою очередь, четыре формы – аорист, имперфект, перфект и плюсквамперфект. Склонение систематизировалось по именным основам: на гласные – а (жена–жены}, - о (рабъ–раба, се­ло–села) и др.

Спряжение систематизировалось на соотношении основы настоящего и основы прошедшего времени (инфинити­ва); глагольные флексии были первичными (у форм настоящего времени) и вторичными (у форм аориста, имперфекта и пове­лительного наклонения).

Хотя в ходе исторического развития славянские языки раз­лично сохранили древнейшие черты и приобрели новообразо­вания, тем не менее, общность славянских языков проявляет­ся не только в том, что все они относятся к флективному типу, но и в том, что корни, префиксы, суффиксы и флексии обнаруживают единство происхождения и четкую фонетическую соотнесенность.

Общеславянский язык имел не только общие черты, но и диалектные отличия. Старославянский язык не надо смешивать не только с церковно­славянским, но и с древнеболгарским и древнерусским языками. Еще больше отличий литературные славянские языки приобрели, когда стали оформляться и самостоятельно развиваться славян­ские народности и нации.

По генетической близости современные славянские языки де­лятся на три подгруппы:1) восточнославянскую (сюда относятся русский, белорусский и украинский языки), 2) западнославянскую (это – польский, чешский, сло­вацкий, серболужицкий), 3) южнославянскую, (болгар­ский, македонский, сербскохорватский, словенский).

Языковая общность восточных славя возникает в VIII–IX вв., когда славянская речь переходит от деления на диалектные зоны к делению на самостоятельные языки и когда возникает древнерусский язык, который в X – XI вв. становится письменным. Восточнославянские языки, сохраняя общесловянскую основу, развили ряд самобытных фонетических, грамматических и лексических особенностей.


Языки индоевропейской языковой семьи изучены в большей степени, чем языки других семей. Индоевропейские языки прояв­ляют свое родство достаточно четко. Родственные отношения обнаруживаются четко и среди семитских, тюркских, финно-угорских языков.

Рассмотрим, кроме индоевропейских, некоторые другие семьи языков, прежде всего – семьи и языки, распространенные у нас в стране.

Алтайские языки. Они объединяют три семьи (или ветви) языков–тюркские, монгольский и тунгусо-маньчжурские. Распространены эти языки в зарубежной Азии и в СССР. Материальная общность алтайских языков обнаружена при сопоставительном изучении лексики и отчасти морфологии; однако являются ли они ареальной и типологической общностью или генетической – это составляет сейчас серьезную историко-лингвистическую проблему. Не опре­делено генетическое место японского и корейского языков.

На тунгусо-маньчжурских языках говорят народ­ности Восточной Сибири и Дальнего Востока, Северо-Восточного Китая и района Барги (в МНР). Тунгусо-маньчжурские языки делятся на две группы – тунгусскую, к которой принад­лежат языки эвенкийский (тунгусский), эвенский (ламутский), негидальский, и маньчжурскую (амурскую), к которой принадлежат языки маньчжурский, нанайский (гольдский),. удэгейский, ульчский, орочский.

Монгольские языки делятся на две группы – северную (монгольский, бурятский, калмыкский языки) и юго-восточную (дагурский, дунсянский, монгорский, баоньский языки). Языки юго-восточной группы–бесписьменные, языки первой группы имеют письменную форму. Монгольский письменный язык возник в начале XIII в. и пережил в своей истории три периода – древний, средний (XV – половина XVII в.) и классический (XVII–первая четверть XX в.). С образованием Монгольской Народной Республики националь­ный язык стал развиваться на основе халхаского диалекта с ис­пользованием того, что было создано в старой письменности.

Тюркские языки – самая многочисленная и разнооб­разная группа алтайских языков. Среди тюркских языков есть мертвые – такие, как булгарский, хазарский, половецкий, огузский, староузбекский. Древнейшая письменность была созда­на на основе арабского, затем латинского алфавитов; с 1938– 1939 гг. письменность на основе русского алфавита (за исклю­чением турецкого).

Тюркская семья языков делится на две группы – запад­ную и восточную. Западнотюркские языки, в свою очередь, подразделяются на четыре подгруппы – бултарскую (сейчас она представлена чувашским языком), огузскую (сюда относятся гагаузский, туркменский и трухменский, турецкий (османский) и азербайджанский языки, кыпчакскую (та­тарский и башкирский, караимский, кумыкский и карачаево-балкарский, ногайский, каракалпакский, казахский) и карлукскую (представленную сейчас узбекским и уйгурскими языками).

Восточнотюркские языки делятся на две подгруппы: уйгуро-тукюйскую (сюда относятся тувинский и карагасский, якутский, хакасский, шорский, кюэрикский (язык чулымских татар), камасинский (кангаласский) и сары-уйгурский) и киргизо-кыпчакскую (представленную киргизским и алтайским языками).

Тюркские языки после славянских занимают на территории СНГ второе место по распространенности и числу говорящих. Тюркские на­роды и языки распространены в Западной и Восточной Сибири, в Средней Азии (включая Казахстан), в Поволжье, на Кав­казе и в Дагестане, а также на Украине, в Молдавии и Литве. Наиболее распространенными из тюркских языков являются узбекский и татарский языки, а также казахский, азербайджан­ский, чувашский, туркменский, башкирский, киргизский.

Уральские языки. Уральская семья объединяет финно-угорские и самодийские языки (ненецкий, энецкий, нганасанский и селькупский). В Сибири распространены также палео­азиатские и кетский языки.

Финно-угорская (или угро-финская) семья подразде­ляется на четыре группы: прибалтийско-финскую (это финский, эстонский, карельский, вепсский, ижорский, а также водский и ливский языки), пермскую (удмуртский, коми-зырянский и коми-пермяцкий языки), волжскую, к которой принадлежат марийские (лугово-восточный и горно-марийский) и мордовские языки (эрзянский и мокшанский), и угорскую (обско-угорскую), охватывающую венгер­ский, мансийский и хантыйский языки. Наиболее распростра­ненным финно-угорским языком является венгерский, а у нас в стране – эстонский.

Палеоазиатские языки. Так принято называть генетически и типологически неоднородные языки малых народностей Сибири. Считают, что эти народности представляют собой остатки древних обитателей Сибири, которые во времена тюрко-монгольского нашествия были частично ассимилированы, частично вытеснены в Северную Америку, и только отдельные островки сохранились в современной Сибири.

Основными группами палеоазиатских языков являются: чукотско-камчатская (чукотский, корякский, алютор­ский, керекский, ительменский) и эскимосско-алеутская (эскимосский и алеутский); эскимосы делятся на три ареала–азиатский (СНГ), аляскинский (США), канадский и гренландский (Дания). К палеоазиатским языкам примыка­ют нивхский, юкагирский и кетский языки.

Кавказские языки. Их называют также иберийско-кавказскими языками. Они распространены почти исключительно на Кавказе, где также широко представлены тюркские и ин­доевропейские языки. Однако кавказские языки обнаруживают не только ареальную компактность, но и генетические связи и типологическое сходство.

Историко-генетически кавказские языки делятся на три группы – картвельскую (южную), абхазско-адыгскую (северо-западную), нахско-дагестанскую. Карт­вельскими языками являются грузинский, занский и сванский. К абхазско-адыгским языкам принадлежат абхазский, абазинский, адыгейский, кабардинский (кабардино-черкесский) и убыхский. Наиболее дробной и многочисленной является нахско-дагестанская группа, она делится на три подгруппы: аварскую (аварский, андийский и т. д., всего 14 языков), лакско-даргинскую (лакский и даргин­ский), лезгинскую (лезгинский, табасаранский и др., всего 10 языков) и нахскую (чеченский и другие языки). Большинство языков бесписьменные; младописьменными явля­ются: абхазский, абазинский, адыгейский, кабардинский; чечен­ский, ингушский; аварский, лакский, даргинский, лезгинский, табасаранский.

Старописьменным кавказским языком является грузинский. Древнее грузинское письмо возникло в V в., в середине XI в. возникает новое грузинское письмо. С XII в. формируется новогрузинский литературный язык, правила которого оттачи ваются в светской поэзии, в том числе в бессмертной поэме Шота Руставели «Вепхис-Ткаосани» («Витязь в барсовой шку­ре). С 60-х годов XIX в. языком литературы был признан язык, ориентированный на разговорную речь картли; на нем были созданы образцы новогрузинской поэзии и прозы И. Чавчавадзе, А. Церетели, В. Пшавелы.

Остальные семьи языков. Выше были рассмотрены семьи языков, на которых говорят в СНГ. В СНГ пред­ставлено более 10 языковых семей, а именно: индоевропей­ская, алтайская (тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские языки), иберийско-кавказская, финно-угорская, балтийская, палеоазиатская, самодийская, а также отдельные изолирован­ные языки.

В стране представлены в то же время семьи, языки которых распространены в основном за рубежами нашей Родины. Так, на территории СНГ имеются ассирийцы (по языку это семито-хамитская семья, которая распространена в основном в Афри­ке и Юго-Западной Азии); есть у нас китайцы и дунгане (хуэй), принадлежащие по языку к китайско-тибетской семье, которая распространена в основном в зарубежной Азии.

Переходим к распространению языков за рубежами нашей Ро­дины. Сгруппируем их для лучшего обозрения по континентам, а внутри континента – по генетическим и ареальным группировкам.

Языки зарубежной Европы. В Зарубежной Евро­пе проживает почти 60 коренных народов; в ней также мно­жество выходцев из других частей света. Подавляющее большин­ство населения говорит на германских (Центральная и Северная Европа), романских (Западная и Юго-Восточная Европа) и сла­вянских языках (Восточная и Юго-Восточная Европа). В Европе встречаются кельтские языки, звучит албанская, греческая и цы­ганская речь. В Европе представлены языки уральской (финский, венгерский), семито-хамитский (мальтийский), алтайской семей.

Языки зарубежной Азии. На территории зару­бежной Азии, где живет более половины всего человечества, расселено несколько сот народов. Почти 3/4 говорит на языках двух семей – китайско-тибетской и индоевропейской; встречаются здесь и другие большие семьи (австроазиатская, тайская, дравидская, алтайская, семито-хамитская) и отдельные языки – японский и корейский.

Китайско-тибетская семья по числу говорящих за­нимает второе место (после индоевропейской); народы этой семьи живут в основном в Китае и Индокитае. По морфо­логической классификации данная семья относится к изоли-рующе-аналитическому типу. Генеалогические связи китайско-тибетской семьи изучены недостаточно.

Австроазиатская семья подразделяется на четыре группы; наиболее распространенными являются язык вьетов, кхмеров, санталов и мяо. Они живут во Вьетнаме и КНР, Индии, Кампучии, Таиланде, Лаосе. На языках таиской семьи языков говорят сиамцы (кхонтаи), мао, гжуаны.

Дравидская семья – это языки народов, населявших Индию до прихода туда индоевропейцев. Наиболее распро­страненными являются телугу, тамили (тамильский), малайялам (малайяльский), каннара.

Языки Америки. Подавляющее большинство населения Америки говорит на индоевропейских языках – английском, испанском, португальском. Это языки европейских завоевателей Америки. На их базе были созданы в XIX–XX вв. лите­ратурные языки. Несмотря на варварское истребление и выселение с родных мест, коренное население – индейские народы сохра­нили свои языки.

Название «индейцы» связано с ошибкой X. Колумба, счи­тавшего, что открытая им часть света является Индией. До колонизации в XVI–XVIII вв. индейцы находились на раз­личных ступенях хозяйственного, общественного и культурного развития. По корнеслову и грамматическому строю языки индейцев весьма разнообразны: встречаются здесь инкорпо­рирующие (многие юто-ацтекские), агглютинативные (отоми), флективные языки (например, такелми, юма и салина из семьи хока).

Индейские языки подразделяются на североамерикан­ские, центральноамериканские и южноаме­риканские. Большими группами в Северной Америке яв­ляются атапасская (языки апачей, навахо, пуэбло и др), алгонкинская (языки алгонкинский, оджибве, оттава и др.), сиусская (языки дакота, офо и др.), ирокезская (языки ирокезский, чироки, тускарора и др.), мускогская (языки крикский, семинольский и др.). Наиболее распростра­нены языки и культура апачей и ирокезов.

Большими группами языков Центральной Америки являются языки майя, отоми, ацтекский. Ацтеки и майя, как и другие индейские народы,– создатели доколумбовых циви­лизаций на территории Америки, в том числе иероглифического письма майя, с которым связаны письмена соседних с майя народов Мексики – ольмеков, сапотеков, тольтеков и ацтеков.

Большими группами языков Южной Америки являются кечуа (кичуа), тупи-гуарани, аймара, арауканская (мапуче), аравакская и пано (языки индейцев Перу и Колумбии), чибча (языки муиска, куна, таламанка и др.).

Кечуа – крупнейший индейский народ Америки. Сейчас кечуа составляют большинство населения трех государств Южной Америки – Перу, Боливии и Эквадора. В середине XV в. инки, объединившись с родственными племенами кечуа, аймара и другими племенами Андийского нагорья (мочика, пукина и др.), образовали государство инков со столицей Куско. Общего­сударственным стал язык кечуа; язык и культура кечуа были усвоены объединенными племенами; инки создали древнюю культуру и узелковое письмо кипу.

Языки Африки. Этот континент многоязычен. Собствен­ные языки Африки изучены недостаточно. Все исследователи выделяют семито-хамитскую семью – языки семитские (арабский – с различными вариантами, амхарский – самый рас­пространенный язык Эфиопии, иврит – государственный язык Израиля и др.), берберские (кабильский, шлехский и др.), кушитские (галла, сомали и др.), чадские (самый распрост­раненный язык–хауса, язык народностей Нигерии и Нигера).

Остальные языки назывались языками банту. Сейчас их принято объединять в две семьи: нигеро-кардофанскую (языки йоруба, фульба, ибо, ньяруанда, акан, зулу, суахили и др.) и нилосахарскую (языки луо, динка, нубийский, канури, сангаи и др.). Отдельно выделяется койсанская семья, объединяющая бушменов, готтентотов и горных дамаров, занимавших в прошлом обширную территорию.

Языки Австралии и Океании. Население Авст­ралии и Океании состоит из трех групп – европейцев, азиа­тов и аборигенов. По языку аборигены делятся на две равные семьи – австронезийскую (малайско-полинезийскую) и папуас­скую.

Австронезийская семья объединяет четыре группы языков – индонезийскую (малайскую), полинезий­скую (11 языков, среди них – маорийский, гавайский, самоа­нский), меланезийскую (например, язык фиджийцев) и микронезийскую (например, язык гилбертцев). К ин­донезийским примыкает мальгашский язык; он является (на­ряду с французским) государственным языком Мальгашской Республики на острове Мадагаскар.

Папуасские языки – это не-австронезийские языки Новой Гвинеи, Западного Ирана (часть Индонезии) и неко­торых других островов Меланезии. Все папуасские языки бес­письменные; число их очень велико, и языки и диалекты не определены достаточно четко, причем число говорящих на языке во многих случаях не более тысячи. Наиболее распространенными папуасскими языками являются хаген (медлпа), чимбу (куман), хули, камано, абелам (маприк), нгалум, сиане.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Для развития языка характерны два основных процесса - деление языков (диалектов) и объединение языков и диалектов. Эти про­цессы обозначаются специальными терминами – дифферен­циация (дивергенция, расхождение) и интеграция (конвергенция, схождение). Эти процессы противоположны друг другу. При дифференциации происходит территориальное и социальное распределение носителей языка, в результате которо­го возникают родственные языки и диалекты. Интеграция, напротив, такой исторический процесс, в ходе которого про­исходит объединение языков и диалектов. Дифференциация увеличивает число языков, интеграция сокращает их число. Частным случаем интеграции являются контакты языков, при­водящие к заимствованию лексики и образованию межъязыко­вых лексических (в основном терминологических) зон.

Дифференциация и интеграция – социальные языковые про­цессы, так как расхождение и схождение языков объясняется экономическими, военными, политическими, культурными и научными причинами. Именно они, эти факторы, порождают кон­кретное своеобразие отдельных языков.

История свидетельствует, что число языков с течением времени уменьшается, племенные языки превращаются в языки народностей, а затем и наций. Однако процесс развития языков и объединения диалектов совершается медленно, и современное человечество продолжает оставаться многоязычным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Березин Ф.М. , Головин Б.Н. Общее языкознание: Учеб. пособие для вузов. М.: Прсвещение, 1979.

Вайнрайх У. Языковые контак­ты, пер. с англ., Киев, 1979.

Головин Б.Н. Введение в языкознание: Уч. пособие для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1983.

Головин Б.Н. Общее языкознание. Уч. пособие. М.: Просвещение, 1979.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. Учебник для вузов. М.: Просвещение, 1987.

Реформатский А.А. Введение в языковедение / Под ред. В.А. Виноградова. М.: Аспект Пресс, 1996.

Языки древних цивилизацийЩерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: 1974.

1 Кодухов В.И. Введение в языкознание. Учебник для вузов. М.: Просвещение, 1987.

2 Головин Б.Н. Введение в языкознание: Уч. пособие для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1983

Рефетека ру refoteka@gmail.com