Рефетека.ру / Культура и искусство

Реферат: Греческий язык

Греческий язык

Широков О. С.

По-видимому под влиянием египетских иероглифов и ассиро-вавилонской клинописи развились в первой половине - середине II тысячелетия до н. э. слоговые (силлабографические) письмена на Крите и Кипре.

От острова Кипр в сторону северо-восточного угла Средиземного моря тянется "Бычий хвост" — полуостров Карпасия (Дайнарет), заканчивающийся мысом св. Андрея, нацеленным на край современной турецко-сирийской сухопутной границы. К югу от неё в 100 км. (через море) от мыса св. Андрея, находится у г. Латакия Рас-Шамра "Укропный мыс", где были найдены развалины западносемитского города Угарит (XXII—XIII вв. до н. э.). Развитие его находилось под непосредственным воздействием культуры Кипра, а также более отдалённого Крита, и испытывало с юга значительное египетское и с востока месопотамское (восточносемитское) влияние.

В середине II тысячелетия возникла западносемитская письменность, угаритские письменные знаки имели клинообразную форму, но были силлабограммами, не различавшимися (как в Египте) по огласовкам. В поздних текстах (XIII в. до н. э.) фактически употреблялось только 22 знака. В то же время возникла схожая с угаритской по характеру, но отличная по внешней форме письменность других (северо-)западных семитов, заселявших плодородные земли Ханаана - Красной Земли" (егип. K’-n’-n, аккад. Kinah h i / Kitahna, библейск. Kena’an, откуда греческий перевод — "Финикия", букв. "Пурпурная, Красная". Они простирались вдоль средиземноморского побережья к югу от Угарита до Синайских высот и пустыни у границ Египта, где развивались города и государственные образования: Гебал ( совр. Джебла в Сирии), Сидон (совр. Сайда в Ливане), Тсур -Тир (совр. Сур в Ливане), Иерусалим, Иерихон, Аскалон (Ашкалон), Газа (в Палестине), Моав (в совр. Иордании) и др.

В Библии первое упоминание о западносемитском письме встречается в 31 — 34-й главах "Исхода" — сообщение о записи Моисеем на каменных скрижалях завета (договора) с Богом на Синайской горе (когда он вёл евреев из Египта в обетованную Палестинскую землю). Эти события должны были происходить между 1305 г. до н. э. (изгнание семитских племён из Египта) и 1230 г. (первое египетское свидетельство пребывания народаИзраиля в Палестине).

Согласно же греческой мифологической традиции ханаанский (финикийский — сидонский или тирский) царевич Кадм (хан. Q-D-M "восток") прибыл в Беотию (в центральной Греции) в 1313 г.до н. э., основал город Фивы и научил греков финикийскому буквенному письму. До этого лишь на юге Греции — на Пелопоннесе и Крите, изредка употреблялось плохо приспособленное к греческому языку силлабическое линейное письмо B, произошедшее из негреческого линейного A. В отличие от западносемитского языка в греческом языке была богатая система гласных, которые необходимо было передавать при фонографическом письме, и в первых, дошедших до нас (с VIII—VII вв. до н. э.), письменных памятниках наряду с западносемитскими по происхождению согласными буквами употребляются специальные буквы для гласных.

Первые письменные памятники в Европе принадлежали древнейшему земледельческо-скотоводческому населению острова Крит конца III—начала II тысячелетия до н. э. Условные рисуночные знаки этого письма, которые мы не в состоянии прочитать, соотносились не со звуками (фонемами), а с цельными словами неизвестного нам языка. Такого типа словесно-рисуночное письмо (логография) уже существовало за тысячелетие до критского в соседнем Египте (египетские иероглифы) и в более отдалённом Тигро-Евфратском междуречье (месопотамская клинопись), и самая ранняя в Европе протокритская халколитическая (меднокаменная) цивилизация испытывала прямое культурное влияние древнеегипетской цивилизации; она имела несомненные связи с древнейшими цивилизациями Передней Азии. В первой половине—середине II тысячелетия на Крите и Кикладских островах появляется линейное письмо: выстроенные в линию (слева направо) словные абстрактные начертания (на глиняных табличках), каждое из которых обозначало уже не значащее слово, а сам по себе ничего не значащий, но смыслоразличающий звуковой (фонемный) комплекс — слог.

Не известен язык ни критского логографического (иероглифического), ни критского силлабографического письма (линейного письма А), во всяком случае, он не был греческим, и протокритская цивилизация не была ещё греческой. Линейное письмо—предшественник греческого письма. В первой половине или середине II тысячелетия на южнокикладском острове Санторине-Тере, в 115 км к северу от Крита, произошло страшное вулканическое извержение, уничтожившее не только цивилизацию и саму жизнь на Санторине, но и приведшее к великим бедствиям для всей протокритской культуры: плодородные поля и сады Крита были засыпаны вулканическим пеплом, спасшееся население покидало остров, а через несколько десятков лет на опустелых критских землях и развалинах городов и дворцов стали обосновываться новые поселенцы, переправившиеся с северо-запада с полуострова Пелопоннес. Они воспринимали от оставшихся носителей протокриткой культуры элементы древней цивилизации и пытались приспособить к своему языку критскую силлабографию (слоговое письмо). Так возникло л и н е й н о е письмо В, которое было расшифровано в середине XX в., и оказалось, что его язык либо близок к греческому, либо является его древнейшим непосредственным предшественником.

Протогреческая цивилизация, созданная на месте протокритской на самом Крите, частично на Кикладах, и принесённая на полуостров Пелопоннес, называется Минойской по имени мифологического грозного критского владыки Миноса или крито-микенской. Её центры —.Кносс на Крите, Пилос и Микены на Пелопоннесе). Её носителями были южные палеобалканские племена; кроме предков греков к древней палеобалканской общности принадлежали также предки древних македонян, живших севернее горы Олимп и Фермского (совр. Салоникского) залива, по рекам Аксий (совр. Вардар) и Стримон, фригийцев, обитавших у Мраморного моря (Пропонтиды), фракийцев, заселявших пространства восточнее иллирийцев и северо-восточнее македонян, севернее фригийцев, от Родопских гор до Нижнедунайской низменности, и гетов (даков), проживавших между низовьями Дуная и Карпатами.

В эту эпоху протоэллинские племна выделялись из палеобалканского континуума создавалась основа общегреческой мифологии, возникали древнейшие святилища, и происходили те реальные исторические события, которые смутно отражены в древнегреческих сказаниях. Переходный крито-микенский период кончается первым общегреческим политическим предприятием, отражённым в эпосе—Троянской войной (середина XIII в.). Герои эпоса говорят на одном языке или близких диалектах со своими противниками-троянцами, ещё не называют себя общим именем эллины и не знают письменности. Окончательное оформление этот эпос получил в поэмах Гомера "Илиада" и "Одиссея", жившего в VIII в. С этого же века (с 776 г. до н. э.) установилось греческое летосчисление по олимпиадам — панэллинским (всегреческим) играм в Олимпии (на западе Пелопоннеса), проводившимся регулярно каждое четвёртое лето. На них (как и на другие священные праздниства - Истмийские игры, Элевсинские мистерии - допускались только эллины и не допускались варвары (иноязычные иноземцы).

Возникновение буквенного древнегреческого письма

К концу того же VIII в. относятся и первые дошедшие до нас памятники древнегреческого буквенного письма. Принципы письма, нормы и названия букв были заимсвованы у семитов восточного побережья Средиземного моря—финикийцев, которые тогда умели обозначать лишь согласные фонемы. Исходя из особенностей своей языковой структуры, где богатый вокализм играл не меньшую роль, чем консонантизм, более бедный, чем в языке финикийцев и других семитов, греки дополнили западносемитский (финикийский) консонантный алфавит обозначением гласных. Созданная двадцать восемь веков тому назад первая в мире буквенная консонантно-вокалическая письменность продолжается и в наше время и является родоначальницей письменностей всех европейских народов. Греческий алфавит в его классической форме (сложившейся к V в. до н. э. и окончательно завершённой в XIII в. н. э.) имеет 24 буквы.

Диалекты греческого языка

Первоначально употореблялись различные местные варианты древнегреческого алфавита, группирующиеся на западногреческие и восточногреческие Письменность и литература до V в. до н. э. развивались на четырёхосновных диалектах, имевших местные разновидности. На дорийском, диалекте говорили племена, считавшиеся потомками Дора, сына мифического предка всех греков Эллина: население маленькой области Дориды в Средней Греции, основных областей Пелопоннеса – Арголиды, Лаконии, Месении, Крита и Южных Киклад, острова Родоса и юго-западного побережья Малой Азии. Носители ионийского диалекта считались потомками Иона, внука Эллина, они заселили остров Эвбею, Северные Киклады, острова Хиос и Самос и западное побережье Малой Азии. На аттическом диалекте, близком к ионийскому; говорили Афины и полуострова Аттики. Носители сильно различавшихся между собой говоров эолийского диалекта считались потомками Эола, сына Эллина, и населяли Беотию – на северо-западе от Аттики, Фессалию – на северо-востоке материковой Греции, южнее Олимпа, остров Лесбос и соседнее северо-западное побережье Малой Азии.

На диалектах (говорах), близких к дорийскому, говорило население Средней Греции (Фокиды, Этолии, Акарнании), севера и северо-запада Пелопоннеса (Ахайи и Элиды). Особый архаический диалект, генетически близкий к палеобалканскому диалекту крито-микенского линейного письма В, был в Аркадии, в центре Пелопоннеса, и на острове Кипре, где до IV в. до н. э. использовалось особое силлабическое письмо, произошедшее в результате приспособления догреческого линейного А к греческому аркадо-кипрскому диалекту; его носители считались потомками Ахея, брата Иона и сына Ксуфа. третьего сына Эллина.

Создание и распространение буквенной письменности способствовало возникновению и развитию индивидуального, личного творчества — поэзии, философии. На грани VIII—VII вв. до н. э. создавал свои поэмы Гесиод; в VII в. возникла ионийская лирика (Каллин, Архилох), эолийский (лесбийский) мелос (Алкей Сапфо) и философия (Фалес, позже—Анаксимандр и Анаксимен).

"Буква" по-гречески "то грамма" (мн. ч. "та граммата") откуда рус. "грамота", в этом же значении употреблялось и слово "то стойхейон", буквально – ‘простейшая составляющая частица’, (мн. ч. "та стойхейя" –‘изначальные первостихии’); это слово произведено от "о стойхос" –‘выстроенный ряд’, сопряжённого с глаголом "стейхо" – ‘ступаю по порядку’, ‘вышагиваю в строю’. Точно так же от глагола "лао" ‘говорю, собираю, подбираю, выбираю’ производится слово "логос" – ‘речь, говорение, упорядоченный ряд правильно подобранных слов, осмысленное высказавание, смысл’.

Согласно мифологическому преданию, грамматическому ("буквенному") искусству, т. е. уменью и навыкам составлять из подобранных графических элементов ("стихий") осмысленные ряды слов научил греков, как уже упоминалось выше, финикийский царевич Кадм, прибывший на остров Ферос (Санторин) из Сидона (или из Тира), в тщетных поисках своей сестры Европы. Прибытие в Грецию Кадма произошло, по античной традиции, за 130 лет до разрушения Трои (1183 г. до н. э.), т. е. в 1313 г. К этому же времени относится первое упоминание о ханаанском письме в Библии. По другому преданию, из того же финикийского Сидона явился некий Мох, поведавший грекам учение о неделимых ( "атомои") первочастицах. Слово "стойхейон" могло означать в греческом языке и ‘буква’, и ‘атом’, точно так же, как слово "логос" – и ‘речь (слово)’, и ‘смысл’.

Атомическая теория происхождения слова

Исследуя общие законы мироздания, эллинские философы сопоставляли неделимые элементы первичных стихий (земли, воды, воздуха, огня, эфира) с буквами, а космос с упорядоченным текстом. Демокрит (460—371) учил, что атомы разных стихий имеют различные схемы, подобно тому, как буква А отличается от В. Атомы различаются "поворотами", подобно различению N и Z или M и S. Наконец, атомы меняют свой строй ("таксис"), порядок ("стойхос"), подобно замене AN на NA и т. п.. Подобно тому, как из выстроенных по определённому порядку букв составляются слоги, слова и текст, так и из различных атомов образуются телa; космосы возникают из беспрерывно и бесцельно меняющих свои "повороты" и порядок атомов, подобно тому, как из букв образуется трагедия. Это философское сравнение очень актуально для современного теоретического осмысления соотношения языковых единиц разных ярусов: целое не сводится к сумме составляющих его частей, единица высшего яруса не равна простому сложению единиц низших ярусов; значащая морфема не сводится к сумме ничего не значащих фонем; называющее слово не равно простой сумме входящих в него морфем; предложение что-то сообщает, но составляется из отдельных слов, которые только именуют (называют), но сами по себе ничего не сообщают.

Демокрит считал, что составленные из ничего не значащих букв значимые слова, названия, имена связаны с реальнами вещами "фюсеи", ‘по уложению’, т. е. по людскому постановлению, произвольно, он возражал сторонникам теории связи имён с вещами "фисеи", ‘по-природе’, т. е. органически, изначально), думавшим, что каждой вещи искони присуще принадлежащее только ей именование. Якобы подтверждающим теорию "фюсеи" было записанное Геродотом предание фригийцев, родственного с греками народа, проживавшем у южного берега Пропонтиды и в центре Малой Азии: египетский фараон Псамметих будто бы проделал опыт с двумя искусственно изолированными младенцами, в присутствии которых никто не произносил ни одного слова; через два года сами дети попросили есть, впервые произнеся слово "bekos", что, как оказалось, по-фригийски значит ‘хлеб’. Из чего следовало, что именно фригийский язык является самым древним и "естественным", состоящим из "настоящих" слов. В опровержение наивной концепции "фюсеи" и в подтверждение концепции "тесеи" Демокрит приводил четыре довода:

1) одинаково составленные из "стихий"-букв слова (т. е. омонимы) могут обозначать совершенно разные вещи;

2) одна и та же вещь (или явление) может называться по-разному (синонимы);

3) вещи или явления могут переименовываться (метонимия), названия могут переноситься с одних предметов (явлений) на другие (метафора);

4) бывают вещи, явления, понятия, которые вообще не имеют названия.

Предшественниками Демокрита в философии были Анаксимандр (ок. 611-546), Анаксимен (ок. 585-525), философ-лирик Ксенофан (ок. 570-480), Гераклит (ок. 554-483), Парменид (ок. 540-480), Пифагор (ок. 540-500), Анаксагор (ок. 500-428), Эмпедокл (ок. 495-435), Зенон (ок. 490-ок. 430), Протагор (ок. 480-410), его современниками – Сократ (470-399) и Антисфен (ок.444-366).

В это же время – полтора столетия с конца VI до начала IV в. до н. э. – создавались великие произведения древнегреческой литературы — лирика Симонида (556-468), Пиндара (522 (518)-446), Вакхилида (505-ок. 450), трагедии Эсхила (525-456), Софокла (ок. 496-406), Еврипида (485/84-406), комедии Аристофана (ок. 445-386), историческая проза Геродота (ок. 484-425), Фукидида (460-396), Ксенофонта (430/425- после 355), ораторская проза Исократа (436-338). Это был период яркого расцвета классического эллинского искусства: живопись Полигнота (1-ая пол. 5в. до н.э.), скульптура Мирона (5 в. до н.э.), Фидия (5 в. до н.э.), Поликлета (2-ая пол. 5 в. до н.э.), зодчество Калликрата (445-425) и др. В эти блистательные десятилетия стали преобладать и шире распространяться ионийский и, особенно, аттический диалекты, оттесняя из греческих городов дорийский и эолийский диалекты.

Вершиной эллинской философской мысли является творчество Платона (427—347). Он по-особому подошёл к спору о "фюсеи" и "тесеи" в своём замечательном диалоге "Кратил". Участники платоновского диалога приходили к выводу, что только в чистой идее, бледным отражением которой является наша обыденная речь, язык "правилен по природе". В повседневном же быту мы отступаем от чистых правил, вносим в речь искажения первичных (природных) идей. Люди могут произвольно, по своему решению и постановлению ("уложению") менять или заново создавать названия (имена), но мудрый творец слов должен в этих случаях руководствоваться чистыми безличными и бесцельными законами, данными "от природы", постигать своим разумом внутреннюю, глубинную связь слова с той абстрактной и безличной идеей, вторичным отражением (тенью) которой является видимая и ощущаемая нами вещь. В процессе диалога о "фюсеи" и "тесеи" Платон строил классификацию слов на логической основе: логос (‘слово, говорение, речь, высказывание’) делится на две части — ‘имя’, то, о чём говорящий что-то утверждает, и ‘глагол’, то, что "сказуется" об имени, что приписывается предмету говорения).

Распространение древнегреческой цивилизации

Древние греки, возводившие своё происхождение к мифическому Эллину и чётко противопоставлявшие себя другим народам (варварам), и в пору зарождения, и в пору подъёма и полного расцвета своей культуры и этнического самосознания, никогда не имели единого государства, были разрозненны политически, раздираемы внутриэллинскими войнами, но всегда чувствовали своё этническое единство в общности быта, обычаев, преданий, религии и культуры. Древнегреческая (эллинская) цивилизация распространялась в другие страны — на север к близкородственным македонянам и фракийцам, на запад в Италию, на восток в Малую Азию.

Древние македоняне и фракийцы имели, как и эллины, палеобалканское происхождение, диалект (язык) македонян был особенно близок к эолийскому и дорийскому диалектам древнегреческого языка, однако первоначально их всё же считали варварами. Их царь Архелай (прав. 439—399), сплотивший под своей властью всю Македонию, искал сближения с греческими городами и добился допуска своих подданных к Олимпийским играм, т. е. признания македонян эллинами. При его дворе жил великий трагик Еврипид. Выходцем из греко-македонского города Стагиры (на п-ове Халкидике) был философ-энциклопедист Аристотель (384—322), родившийся в семье македонского придворного врача, но учившийся, а потом и преподававший в Афинах в платоновской Академии, названной так по имени священного сада божественного героя Академа, где располагался гимнасий, в котором Платон занимался со своими учениками.

Продолжая и развивая исследования своего великого учителя, Аристотель по-своему их переосмысливал, дополняя новыми изысканиями. В своём сочинении "Поэтика" Аристотель дал лог ический анализ сорвесного высказывания: "Во всяком словесном изложении (речи) есть следующие части: буква ("стойхейон" –‘элемент’), слог, союз, имя, глагол, член (артикль), падеж ("птосис" – ‘отклонение’), предложение ("логос" – ‘высказывание’). Элемент (буква) — это "неделимый звук, но не всякий, а такой, из которого может возникнуть разумное слово" (ср. в наше время представление Л. В. Щербой фонемы как потенциальной значимой единицы, потенциальной морфемы или потенциального слова). Гласный элемент "слышится без прикладывания (толчка) языка", а "безгласный" — "при наличии прикладывания языка, но не даёт, однако, никакого звука, а делается слышимым в соединении (с гласным)". "Слог есть незначащий (не имеющий самостоятельного значения) звук, состоящий из безгласного и гласного". "Союз есть незначащий звук, не препятствующий и не содействующий составлению звука значащего" (речь идёт о служебных частицах). "Член есть незначащий звук, показывающий начало, конец или разделение высказывания (предложения)"."

Рефетека ру refoteka@gmail.com