Рефетека.ру / Социология

Курсовая работа: Право социального обеспечения инвалидов в России

Введение


Государство осуществляет правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением денежных средств и услуг в целях удовлетворения потребностей нетрудоспособных граждан и членов их семей в случаях утраты заработка, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по социально значимым причинам.

Цель работы исследование условий и порядка установления инвалидности в РФ.

Тема исследования актуальна, т.к. государство, обеспечивая социальную защищённость инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей, поэтому проблема инвалидности имеет ключевое значение для российской политики в сфере социальной защиты населения.

Доля нетрудоспособного населения в стране значительно возросла с момента проведения первых реформ социальной сферы в начале 90-х. Численность нетрудоспособного населения в 2003 г. оценивалась примерно в 4.4 миллиона человек (около 3% от общей численности населения), что представляет собой увеличение почти на 30% по сравнению с 1985 г. Численность лиц, впервые признанных инвалидами, также возросла с 6.15 до 8.25 на тысячу человек населения в 1991 и 2004 гг. соответственно1. В связи с прогнозируемым старением населения можно ожидать, что доля нетрудоспособного населения будет продолжать увеличиваться.

Предмет исследования – право социального обеспечения инвалидов в России.

Объект исследования – условия и порядок назначения инвалидности, согласно действующему законодательству РФ.

Задачи исследования:

Дать понятие инвалидности и методы ее установления;

Исследовать порядок защиты прав инвалидов.

В ходе исследования была использована специальная и периодическая литература, различных авторов, которые представлены в списке используемой литературы.

Глава 1. Основная характеристика и условия установления инвалидности


1.1. Понятие инвалидности, направления социальной защиты инвалидов


Сформировавшиеся в обществе стереотипы в отношении инвалидов лежат в основе подхода к понятию инвалидности, которое в свою очередь и определяет социальную политику в отношении инвалидов и их положение в обществе.

Стереотип можно определить как устойчивое представление о ком-либо или о чем-либо, основанное на жизненном (личном) опыте или отсутствии его. Стереотипы формируются, как правило, с детства, и в той или иной степени присутствуют у всех людей. Например, «гаишник – взяточник», «чиновник – коррупционер, бюрократ» и т.д. Стереотипы могут носить как негативную, так и позитивную окраску2.

Существуют два основных стереотипных подхода к инвалидности – это «традиционный», или как его еще называют, «медицинский» подход (необходимо отметить, что название «медицинский» не имеет никакого отношения к медицине), и социальный подход.

Медицинский – это подход, концентрирующийся на дефекте, существующем у человека, его соматических или психических нарушениях.

На вопрос, что делает человека инвалидом (ограничивает его возможности), согласно традиционному подходу ответы будут следующими: «Люди являются инвалидами из-за того, что они не могут ходить, слышать, видеть, говорить и т.д.»3

С позиций такого подхода закономерным будет вывод о том, что «инвалиды всегда больны», «инвалиды не подпадают под определение нормы и поэтому не могут работать, не могут посещать обычные школы, не могут иметь детей, являются иждивенцами и обузой».

Соответственно, если сконцентрироваться только на нарушениях здоровья и считать людей с инвалидностью, прежде всего, больными людьми, то действия по улучшению их положения будут в основном медицинскими (физическая реабилитация, лечение, благотворительная помощь). Таким образом, человек с инвалидностью лишается права на самостоятельный жизненный выбор (он же не врач, не специалист), и становится «больным», «опекаемым», на жизнь которого специалистами наложено множество ограничений. В конечном счете, это ведет к социальной изоляции инвалидов, созданию представления о том, что инвалиды не считаются полноценными членами общества.

Социальный подход – это подход, сконцентрированный на барьерах и препятствиях в окружении человека, ограничивающих реализацию его прав и возможностей, и на самих этих возможностях. Таким образом, ответ на вопрос, что делает человека инвалидом (человеком с ограниченными возможностями), с позиций социального подхода будет звучать следующим образом: «Люди являются инвалидами из-за физических барьеров в окружающей среде, из-за отсутствия доступа к информации и общению, из-за отсутствия доступа в обычные школы и ВУЗы, из-за того, что им не предоставлены равные возможности получения работы, из-за недоступного жилья, транспорта, из-за негативного отношения к себе и дискриминации со стороны общества и т.д.»4. Инвалидность с позиций данного подхода – это основной вопрос, касающийся прав человека.

Для того чтобы увидеть различия между этими двумя подходами и тем, как они влияют на отношения в обществе, достаточно обратиться к одному простому примеру.

Давайте представим человека на коляске, который хочет взять книгу в общественной библиотеке. Почему он не может попасть в библиотеку? Рассматривая эту ситуацию через призму медицинской модели, логичным ответом на вопрос будет: «Потому что он на коляске». Проблема заключается в коляске. Суть проблемы – в самом инвалиде, поэтому мы должны «починить» его. Но если это невозможно сделать, и большинство людей с инвалидностью не могут быть «починены»? Ну, тогда он не сможет попасть в библиотеку. Эту проблему нелегко разрешить5.

Однако если взглянуть на ту же ситуацию с точки зрения социальной модели, мы увидим совершенно иную реальность. Становится очевидным, что человек не может попасть в библиотеку из-за ступенек, которые он не может преодолеть на инвалидной коляске. И это единственная причина, почему он не может попасть в библиотеку. Архитекторы, планировщики, строители, которые строили здание библиотеки, не считали людей с инвалидностью частью общества, не учли их потребностей. Отношение и действия этих специалистов создали среду, ограничившую возможности человека с инвалидностью. Если бы был построен пандус, очевидно, что этот человека в данной ситуации не считался бы инвалидом, и потому мог бы посещать библиотеку, как и все остальные, граждане. Социальная модель признает, что люди с инвалидностью, как и все другие, время от времени нуждаются в медицинской помощи. Однако эта модель предлагает не рассматривать инвалидов исключительно как объект медицинского вмешательства.

Таким образом, можно привести следующее определение инвалидности с позиций социальной модели: «Инвалидность – это препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни»6. Исходя из приведенного определения, международное движение за права инвалидов рассматривает инвалидность как одну из форм социального неравенства.


1.2. Условия установления инвалидности


Признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро7.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы8 исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

Условия признания гражданина инвалидом

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию

Согласно названным нормативным актам, при установлении группы инвалидности учреждениями МСЭ принимаются во внимание 7 критериев ограничения способности жизнедеятельности, а именно9:

способности к самообслуживанию,

способности к передвижению,

способности к ориентации,

способности к общению,

способности контроля за своим поведением,

способности к обучению, способности к трудовой деятельности.

Группа инвалидности органами Государственной службы МСЭ в каждом конкретном случае определяется по критерию, максимально нарушенному у данного больного. Причем ограничение способности к трудовой деятельности может быть выражено незначительно.

При освидетельствовании после 01.01.2004г. могут быть установлены:

• при определении 1 группы инвалидности — III или II степень ограничения способности к трудовой деятельности;

• при определении 2 группы инвалидности — I, II или III степень ограничения способности к трудовой деятельности;

• при определении 3 группы инвалидности -I или 0 степень ограничения способности к трудовой деятельности.

Таким образом, определенная группа инвалидности не является показателем соответствующей степени ограничения способности к трудовой деятельности.

В соответствии с Федеральными законами от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначение пенсии по инвалидности с 01.01.2004г. производится в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности I, II, III степени.

При этом пенсия по инвалидности компенсирует нетрудоспособным лицам заработок, утраченный по причине невозможности по состоянию здоровья осуществлять полноценную трудовую деятельность. То есть пенсия компенсирует всего лишь одно из вышеуказанных ограничений жизнедеятельности — ограничение способности трудиться, причем в размере, соизмеримом с установленной степенью данного ограничения.
В связи с вышеизложенным Выписки из актов освидетельствования в МСЭ наряду с группой инвалидности должны содержать отметку об установлении степени ограничения способности к трудовой деятельности, указанной выше для соответствующей группы инвалидности.

Размеры пенсий по инвалидности граждан, освидетельствованных органами медико-социальной экспертизы, устанавливаются в соответствии с определенной степенью ограничения способности к трудовой деятельности.

Поэтому если по результатам прохождения очередного переосвидетельствования10:

• инвалиду 1 группы установлена 2 степень ограничения способности к трудовой деятельности, то размер пенсии уменьшается;

• если инвалиду 2 группы установлена 3 степень ограничения способности к трудовой деятельности, то размер пенсии увеличивается, при I степени — уменьшается;

• если инвалиду 3 группы установлена «нулевая» степень ограничения способности к трудовой деятельности, то выплата пенсии должна быть прекращена.

Выписки из актов освидетельствования МСЭ, подлежат возврату в органы медико-социальной экспертизы для дооформления в следующих случаях11:

• если не содержат сведений о степени ограничения способности к трудовой деятельности,

• -если указаны две степени ограничения способности к трудовой деятельности, например, при 3 группе инвалидности степень «0 — I»,

• -при определенной группе инвалидности установлена несоответствующая ей степень ограничения способности к трудовой деятельности, например, при 1 группе определена I степень или при 3 группе -II либо III степень.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию имеют нетрудоспособные граждане, к которым относятся инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности 1, 2 и 3 степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию; дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей и дети умершей одинокой матери.

Глава 2. Защита оспариваемых прав инвалидов


2.1. Механизмы защиты прав инвалидов по российскому и международному законодательству


Права инвалидов, как и всех граждан, в Российской Федерации гарантируются Конституцией России, защита прав регулируется нормами гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального, административного и трудового законодательства.

Судебная защита является одним из главных способов защиты нарушенного права. Суды общей юрисдикции рассматривают заявления о нарушении прав людей, в Конституционный суд можно обжаловать федеральные законы и некоторые иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ.

Помимо этого для защиты нарушенного права можно обратиться с жалобой на действия государственного служащего в вышестоящий орган или орган прокуратуры12.

Еще одним из способов защиты прав является институт Уполномоченного по правам человека, учрежденный в 1997 году Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». В функции Уполномоченного входит рассмотрение жалоб на нарушения прав граждан.

Существует несколько международных организаций, которые рассматривают вопросы соблюдения и защиты, прав человека: ООН, Совет Европы и ОБСЕ.

Членами международных организаций являются государства, самой крупной, объединяющей 192 государство, является ООН. ООН выносит различные резолюции, принимает декларации, конвенции и другие международные документы для своих участников.

Основными органами ООН являются Генеральная ассамблея, которая утверждает все документы организации, а также Совет безопасности и Экономический и социальный совет.

Основными документами ООН по правам человека являются: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (МПГПП, вступил в силу в 1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (вступил в силу в 1976 г.), Факультативный протокол к МПГПП 1966 г. (вступил в силу в 1976 г.) и Второй факультативный протокол к МПГПП. Четыре последних документа еще называют Международным биллем о правах человека13.

Помимо этого, в ООН принят ряд важных конвенций, таких, как Конвенция о правах ребенка, Конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.

Основными органами ООН по защите прав человека являются: Комиссия по правам человека, созданная в соответствии с Уставом ООН, (В апреле 2006 года резолюцией Генеральной ассамблеи ООН вместо Комиссии учрежден Совет по правам человека) и Управление Верховного комиссара по правам человека, в состав которого входят комитеты, созданные на основании конвенций ООН.

Механизмами защиты прав человека в Комиссии являются отчеты государств о соблюдении прав человека в стране и специальные докладчики, которым Генеральная ассамблея ООН выдает мандаты на проведение исследования, мандаты выдаются по определенной тематике (право на образование, правозащитники) либо по территории, их еще называют географическими (на пример Руанда). Специальными докладчиками являются эксперт, либо группа экспертов, как правило, это известные в своей области специалисты, за свою работу они не получают заработной платы. Помимо этого, в Комиссию можно обратиться с жалобой на систематически нарушающиеся права человека, такие жалобы подают негосударственные организации.

Механизмами защиты прав человека в комитетах являются периодические доклады стран, ратифицировавших конвенцию, на основании которой создан комитет и индивидуальная жалоба на нарушение конкретного права в соответствии с конвенцией от конкретного человека. Всего на сегодняшний день действует семь комитетов: Комитет по правам человека (HRC), созданный на основе Международного пакта о гражданских и политических правах, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (CESCR), действующий на основе Международного пакта по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации (CERD), созданный на основе Конвенции по ликвидации всех форм расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW), действующий на основании Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток (CAT), созданный на основе Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, Комитет по правам ребенка (CRC) – на основе Конвенции по правам ребенка, Комитет по правам трудящихся мигрантов(CMW), созданный на основе Конвенции по защите прав трудящихся мигрантов14.

Государства-участники ООН, ратифицировавшие Конвенцию, должны предоставлять отчеты в комитеты в сроки, установленные процедурой комитета. Общественные организации имеют право предоставлять альтернативные доклады по правам человека и присутствовать на заседаниях, когда рассматриваются доклады государств.

Гражданин государства, ратифицировавшего конвенцию, имеет право подать в комитет индивидуальную жалобу на нарушение его прав при условии, что в этом комитете предусмотрен механизм подачи индивидуальной жалобы, таких комитетов, на сегодняшний день четыре из семи. Комитет по правам ребенка, например, не предусматривает процедуры подачи индивидуальной жалобы.

Следует обратить внимание на то, что Комитет рассматривает поданные заявления по специальной процедуре, которая не является публичным судебным разбирательством. Поэтому Комитет ООН по правам человека является квазисудебным органом. Он рассматривает дела в закрытом заседании и использует только представленные заявителем и государством письменные материалы. Кроме того, Комитет не рассматривает существо дела о гражданском споре или существо уголовного обвинения, а лишь решает, было ли допущено страной-участницей нарушение прав, гарантированных Международным пактом о гражданских и политических правах.

Рассмотрение жалобы в Комитете по правам человека ООН проходит две стадии. Сначала Комитет принимает решение о приемлемости, то есть, будет ли данная жалоба рассматриваться по существу или нет. А затем Комитет решает, имело ли место нарушение прав человека в отношении заявителя, основываясь исключительно на тех материалах, которые были представлены. Иногда эти две стадии по специальному решению Комитета объединяются в одном рассмотрении, в результате которого выносится единое решение по приемлемости и по существу15.

Решения Комитета принимаются коллегиально простым большинством при наличии кворума (12 человек). После рассмотрения заявления по существу Комитет по правам человека ООН доводит до сведения государства свою точку зрения и рекомендует устранить нарушение прав человека в отношении прав заявителя в том случае, если наличие нарушения признано Комитетом.

При обращении в Комитет ООН по правам человека необходимо учитывать тот факт, что рассмотрение жалобы длится, как правило, от четырех до шести лет.

Особого внимания заслуживает вопрос о степени обязательности для государства принимаемых Комитетом решений. Следует отметить, что государства, добровольно признавшие юрисдикцию Комитета, не вправе игнорировать мнение Комитета и обязаны выполнять его решения. Но в отличие от Европейского суда по правам человека (Страсбург) Комитет по правам человека ООН не определяет конкретную сумму компенсации в связи с допущенным нарушением, а лишь обязывает государство назначить ее и выплатить.

Совет Европы, организация, объединяющая государства европейского континента. Основными органами Совета Европы являются Кабинет Министров и Европейский парламент. Министры иностранных дел государств-членов Совета Европы представляют интересы своей страны в Кабинете Министров, а депутаты парламентов – в Европарламенте.

Основным документом Совета Европы является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее – ЕКПЧ), которая является региональным договором. Дополнительно к ЕКПЧ было принято 12 Протоколов16.

Европейский Суд по правам человека, созданный в рамках Совета Европы, рассматривает жалобы граждан стран – участниц Совета Европы на нарушение прав человека, закрепленных в Европейской Конвенции и протоколах к ней.

Подать жалобу в Европейский суд можно только при условии, если нарушенное право закреплено Конвенцией либо протоколом и государство ратифицировало Конвенцию и протокол.

Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию 30 марта 1998 г., и с 5 мая 1998 г. признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека. С 1 октября 1991 г. Россия обязалась соблюдать права человека, гарантированные Международным пактом о гражданских и политических правах. Это означает, что Российская Федерация несет ответственность перед ООН и Советом Европы за исполнение обязательств, закрепленных международными документами этих органов.

При обращении в международно-правовые инстанции необходимо соблюдать условия приемлемости, установленные Международным пактом о гражданских и политических правах, Факультативным протоколом к нему, а также Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Эксперты Европейского суда по правам человека выделяют около 10 условий приемлемости:

Обстоятельства времени,

Обстоятельства места,

Обстоятельство по существу,

Обстоятельство лица,

Исчерпание внутренних средств правовой защиты,

6-месячный срок обращения,

Обоснованность жалобы,

Недопустимость анонимности жалобы,

Недопустимость злоупотребления правом на обращение,

Повторность жалобы.

При обращении в Комитет по правам человека ООН или в Европейский суд по правам человека необходимо помнить, что эти инстанции не являются судами как таковыми. Эти органы не рассматривают по существу те дела, которые были разрешены внутренними судами государств.

Комитет по правам человека ООН и Европейский суд по правам человека определяют, было ли допущено в отношении заявителя нарушение прав человека, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Признание нарушения права заявителя не влечет автоматического разрешения его спора по существу или изменение его статуса. Государство восстанавливает его права, используя те средства, которые имеются в его распоряжении.

Помимо этого в Европе действует еще одна международная организация - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, чьи знаменитые Хельсинские соглашения легли в основу правозащитного движения в странах бывшего социалистического лагеря.


2.2. Ответственность за нарушение прав инвалидов


Юридической ответственностью называется применение к лицу, совершившему противоправное деяние предусмотренных законом мер принуждения в установленном процессуальном порядке.

Необходимо различать два вида юридической ответственности в зависимости от характера правонарушения и содержания санкций за его совершение. По этим критериям выделяются штрафная (карательная) и правовосстановительная ответственность.

Выделяются следующие принципы юридической ответственности: законность, обоснованность, состязательность процесса и право на защиту лица, привлекаемого к ответственности, своевременность, ответственность, целесообразность и гуманизм.

Статьей 47 Конституции РФ закреплено право каждого на судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»17 1995 г. в качестве общей нормы предусматривает, что за причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Предусмотренные законодательством РФ права лиц с ограниченными возможностями обеспечиваются возможностью применения мер ответственности: гражданско-правовой, административной, уголовной. Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 2001 г. предусматривает меры ответственности за следующие правонарушения:

нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного);

нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов;

уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами, организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов.


2.3. Международное движение за права инвалидов. Зарубежный опыт


В социальной практике идея равенства прав граждан начала широко реализовываться только в XX столетии и, прежде всего, через защиту равных с другими прав для отдельных слоев общества18.

Общество не сразу осознало, что нет смысла в демократии, если существует социальная изоляция инвалидов. Нигде благополучие инвалидов не пришло само по себе. За него боролись пикетами и митингами. Борьба шла по двум направлениям: за право иметь равные условия и возможности с другими людьми и за право на развитие врожденных способностей личности, право жить независимо, осмысленно, активно.

Сложившиеся в развитых странах системы социальной защиты инвалидов в настоящее время представляют собой нормативно закрепленные права инвалидов и соответствующие им обязанности государственных органов, общественных и благотворительных организаций, формы и методы их деятельности в этой сфере.

Конституционное и иное нормативное закрепление принципа равных прав инвалидов и не инвалидов, запрещение дискриминации человека по ряду признаков, в том числе по причине инвалидности - типично для законодательства большинства зарубежных стран.

Высказанная и обоснованная просветителями XVII века в концепции естественных прав человека идея о равенстве всех людей на Земле, как юридический принцип, была закреплена в Декларации независимости США 1776 года. В дальнейшем она нашла отражение в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 года, в других актах.

Достижением мировой цивилизации в гуманитарной сфере явилось принятие в рамках ООН Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. В неё не были непосредственно включены разделы об отношении к инвалидам, но она провозглашала равенство прав «всех людей без исключения»19.

Затем последовало принятие в 1975 году Декларации прав инвалидов ООН. «Инвалиды, – говорится в ней, – каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной».

Принцип равных прав инвалидов и неинвалидов предполагает, что потребности всех без исключения индивидов имеют одинаково важное значение для защиты прав. Имеющиеся в обществе средства следует использовать таким образом, чтобы создать для инвалидов условия жизни, при которых они могли бы осуществлять все человеческие формы деятельности, характерные для каждого члена данного общества.

В Соединенных Штатах Америки права инвалидов закреплены законодательно и включены в общую систему гражданских прав, запрещающую дискриминацию человека. Базовым нормативным правовым актом в данном вопросе является Закон 1990 года «Об инвалидах», защищающий на федеральном уровне права этой социальной группы и запрещающий её дискриминацию в трудовых отношениях, в государственных органах власти, в местах общественного пользования, торговле, на транспорте.

Закон предписывает органам власти всех уровней обеспечивать инвалидам «равный доступ к получению преимуществ от различного вида деятельности, программ и услуг». Это включает пользование государственными системами образования, здравоохранения, социальных услуг, нахождение в судах, на избирательных участках и в городских собраниях. Закон обязывает предпринимать «разумные изменения политики, практики и процедур для избежания дискриминации в отношении инвалидов». Кроме того, соответствующие государственные службы и строительные компании должны учитывать особенности инвалидов при возведении новых и реконструкции имеющихся зданий и строений, чтобы облегчить доступ в них людям, пользующимся инвалидными колясками. Администрация общественного транспорта не должна допускать дискриминации инвалидов при предоставлении своих услуг. Ей полагается обеспечивать инвалидам надлежащие удобства при посадке – высадке и проезде или предоставлять специальные транспортные средства тем инвалидам, которые не в состоянии самостоятельно пользоваться обычными видами общественного транспорта.

Законом США «О трудоустройстве инвалидов» запрещается их дискриминация при приеме на работу, продвижении по службе, профессиональном обучении, оплате труда.

В США общий надзор за соблюдением федерального законодательства по делам инвалидов и недопущением в отношении их какой-либо дискриминации возложен на министерство юстиции. Контрольные функции по обеспечению прав инвалидов в различных областях имеют и другие федеральные ведомства20:

министерство образования (отдел специальных образовательных программ);

министерство здравоохранения и социальных служб (управление по гражданским правам);

министерство жилищного строительства и городского развития (отделы по правам инвалидов и по обеспечению равных возможностей при строительстве жилья);

министерство труда (управление программ по заключению трудовых соглашений);

министерство транспорта (федеральная администрация городского транспорта при министерстве);

министерство по делам ветеранов (по вопросам инвалидов - ветеранов);

министерство сельского хозяйства (отдел распределения талонов бесплатной продовольственной помощи инвалидам, обмениваемых в магазинах на продукты питания);

комиссия по гражданским правам;

комиссия по соблюдению равных возможностей при трудоустройстве и другие.

Конституция Канады также закрепляет принцип равноправия инвалидов и не дискриминации ввиду физической или умственной неполноценности.

В Канаде программы, направленные на решение проблем инвалидов, разработаны более чем в 30 министерствах, агентствах и других государственных органах. Общую координацию социальной адаптации инвалидов осуществляет министерство развития людских ресурсов (бюро по делам инвалидов). Бюро занимается сотрудничеством с другими государственными институтами, осуществляет мониторинг научных исследований в данной области. Главными направлениями деятельности бюро являются: обеспечение соблюдения гражданских прав, обучение, трудоустройство, улучшение жилищных условий, решение проблем транспортировки инвалидов, доступ их к всевозможным источникам информации. Под эгидой Министерства развития людских ресурсов существуют Фонд возможностей, Федерально-провинциальная программа содействия трудоустройству инвалидов, программа «Социальное развитие в партнерстве».

Министерство канадского наследия вовлечено в работу с инвалидами через управление по делам спорта, координирующее параолимпийский спорт, а также занимающееся строительством специально оборудованных спортивно-оздоровительных центров по всей стране. Это же министерство занимается проблемами инвалидов через управление национальных парков, которое осуществляет программу усовершенствования доступа инвалидов в парки и рекреационные зоны.

Министерство транспорта занимается вопросами доступности и безопасности транспортной системы Канады для инвалидов.

Министерство иностранных дел и международной торговли Канады предоставляет бесплатную и доступную информацию различным категориям инвалидов о путешествиях, приемлемых для людей с ограниченными возможностями, и оказывает им консульские услуги.

Социальная защита инвалидов осуществляется посредством реализации целого ряда программ.

Так, программой содействия трудоустройству инвалидов предусматривается возможность получения молодежью специального или высшего образования, а также приобретения опыта работы для последующего трудоустройства. В рамках специальной программы «Стратегия трудоустройства молодежи» существуют определенные льготы для работодателей, трудоустраивающих инвалидов в возрасте до 30 лет, им также компенсируется стоимость специального, необходимого для них оборудования. В соответствии с программой «Социальное развитие в партнерстве» учебным заведениям, социальным советам, добровольным организациям, неправительственным организациям и агентствам, созданным не с целью получения прибыли, работающим с инвалидами, предоставляется помощь в организации и финансировании специальных проектов. Организации инвалидов тоже могут пользоваться этой программой.

Большинство социальных программ и выплат, касающихся инвалидов, находится в ведении органов власти субъектов канадской федерации (провинций). Однако после 1996 года федеральное и провинциальные правительства провозгласили вопросы обеспечения инвалидов своим коллективным приоритетом, и в 1998 году правительство Канады и правительства провинций и территорий подписали план под общим названием: «Вместе. Канадский подход к проблемам инвалидов», в котором отражены основные направления долгосрочной политики в этой области, которая строится на базе трех идей: 1) инвалиды являются полноценными членами канадского общества; 2) инвалиды должны иметь возможность участвовать во всех сферах жизни общества; 3) необходимо создавать условия для превращения инвалидов в максимально независимых членов общества. Акцент сделан на том, что вне зависимости от характера принимаемых в дальнейшем программ, инвалиды становятся их участниками, а не полностью зависимыми, пассивными получателями государственных дотаций.

В Основной Закон ФРГ в 1994 году внесена поправка следующего содержания: «Никто не должен ущемляться из-за своих недостатков (умственных или физических)». В настоящее время в ФРГ завершена процедура принятия IX раздела Кодекса социального законодательства (Реабилитация и участие инвалидов в жизни общества), в котором обобщены юридические предписания, касающиеся вопросов реабилитации и обеспечения прав инвалидов. Дополнение в Кодекс вступило в силу с 1 июля 2001 г.

Согласно Кодексу социального законодательства, особое внимание со стороны государства уделяется реабилитации инвалидов и мерам раннего обнаружения болезни с использованием всех доступных средств для максимально возможного вовлечения их в полноценную жизнь общества, устранения или уменьшения последствий заболевания.

В Германии выделяются три формы социальной защиты инвалидов, а именно: социальное страхование, компенсации и помощь. Вопросы социальной защиты инвалидов регулируются законами21:

Об инвалидах 1974 года;

Об единообразии мер по реабилитации 1974 года;

О содействии инвалидам в пользовании общественным транспортом 1979 года;

О борьбе с безработицей среди инвалидов 2000 года;

Кодексом социального законодательства.

В указанных актах содержатся юридические предписания, касающиеся вопросов обеспечения прав и реабилитации инвалидов, в том числе гарантий их избирательного права, обучения, образования, пользования общественным транспортом, специального оборудования рабочих мест, улучшения их положения на рынке труда, снижения безработицы этой категории населения.

Законодательной основой системы защиты прав инвалидов в Великобритании являются законы:

О национальной помощи 1948 года;

Об инвалидах 1986 года;

О пособиях по пожизненной инвалидности и для работающих инвалидов 1991 года;

О социальном обеспечении 1994 года;

О не дискриминации инвалидов 1995 года и др.

Данные законы, наряду с конституционными правами, принципом равных прав инвалидов и неинвалидов, провозглашают права инвалидов на обучение и образование, более легкий и удобный доступ к товарам широкого потребления, социальным службам, образованию и жилью, на получение работы. Законы и подзаконные акты требуют, чтобы все вводимые в эксплуатацию железнодорожные поезда были полностью обустроены для перевозки инвалидов, включая удобный въезд инвалидных колясок. С конца 2000 года эти правила распространяются на новые городские автобусы и автобусы дальнего следования.

Изучению зарубежного опыта защиты прав инвалидов уделяется большое внимание в России. Так, бывший Уполномоченный по правам человека в РФ О.О. Миронов в своем специальном докладе отметил, что «изучение опыта социальной защиты инвалидов в передовых странах Европы, Азии, а также Канады и США, в которых положение инвалидов позволяет им максимально реализовывать возможность вести полноценную жизнь, обладать равными правами наряду с другими гражданами, представляется полезным для России, находящейся в данном вопросе на начальном этапе своего развития22.

Заключение


Инвалиды являются социальной группой, которым необходимо повышенное внимание со стороны общества, особая охрана их прав со стороны государства. Кризис экономики, инфляция, рост цен, прежде всего, ударили по ним.

Наличие у человека определенных физических недостатков не должно быть причиной, тормозящей полноценную работу личности. В истории есть немало примеров, когда люди с дефектами зрения, слуха, двигательного аппарата добивались поразительных результатов. Неповторимость, уникальность каждого человека должна работать на общество и задача общества - создать все условия для этого.

В 1991 году в России был принят закон «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР», в котором были закреплены основные принципы и направления решения проблемы инвалидов.

В данном законе было провозглашено, что инвалиды в СССР обладают всей полнотой социально – экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик, другими законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик. Дискриминация инвалидов запрещается и преследуется по закону. Ряд положений данного закона воспроизведен в действующем российском законодательстве.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» содержит следующие определения социальной защиты и социальной поддержки инвалидов: социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Библиография


Нормативная литература

Конституция Российской Федерации-М.:ИКФ Омега-Л,2002

Гражданский кодекс Российской Федерации-М.: Изд-во Омега-Л, 2005

Трудовой кодекс Российской Федерации-М.: Изд-во Омега-Л, 2005

Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях-М.: Изд-во Омега-Л, 2005

Уголовный кодекс Российской Федерации-М.: Изд-во Омега-Л, 2005

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами»

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. № 392 «О государственной службе медико-социальной экспертизы»

Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»

Примерное положение об учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965

Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, утвержденные постановлением Минтруда РФ и Минздрава РФ от 29 января 1997 г. № 1/30

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные приказом Минздравсоцразвития РФ от 22 августа 2005 г. № 535

Методические указания по определению причин инвалидности, утвержденные приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 25 декабря 1986 г. № 161

Разъяснение Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 1 «Об определении учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности»

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1

Специальная литература

Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М.:ЦИЭТИН, 2002.

Новикова К.Н. Социальная реабилитация инвалидов: состояние, проблемы, перспективы. -Казань, 2002.

Осадчих М. Социальная работа с инвалидами. - М., 2004.

Пронин О.А. Права лиц с ограниченными возможностями здоровья. –М., 2006.

Холостова Е.И. Словарь-справочник по социальной работе. -М.,1997.

Холостова Е.И. Теория социальной работы. -М., 1997.

Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. М., 2004.

1 Российский статистический ежегодник (2004)

2 Осадчих М. Социальная работа с инвалидами. - М., 2004, с.44.

3 Там же, с.45.

4 Холостова Е.И. Словарь-справочник по социальной работе. -М.,1997, с.90.

5 Холостова Е.И. Словарь-справочник по социальной работе. -М.,1997, с.91.

6 Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М.:ЦИЭТИН, 2002, с.20.

7 Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»

8 Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»

9 Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»

10 Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»

11 Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»

12 Холостова Е.И. Теория социальной работы. - М., 1997, с.90.

13 Пронин О.А. Права лиц с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2006, с.45.

14 Пронин О.А. Права лиц с ограниченными возможностями здоровья. –М., 2006, с.46.

15 Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. М., 2004, с.24.

16 Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. М., 2004, с.26.

17 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

18 Пронин О.А. Права лиц с ограниченными возможностями здоровья. –М., 2006, с.60.

19 Пронин О.А. Права лиц с ограниченными возможностями здоровья. –М., 2006, с.64.

20 Пронин О.А. Права лиц с ограниченными возможностями здоровья. –М., 2006, с.70.

21 Осадчих М. Социальная работа с инвалидами. - М., 2004, с.87.

22 Осадчих М. Социальная работа с инвалидами. - М., 2004, с.88.

Похожие работы:

  1. • Пенсионное страхование инвалидов
  2. • Государственное регулирование социальной сферы в ...
  3. • Социальная политика в условиях глобального ...
  4. • Система права социального обеспечения
  5. • Право социального обеспечения
  6. • Источники права социального обеспечения
  7. • Источники права социального обеспечения
  8. • Социальное обеспечение
  9. • Развитие законодательства о социальном обеспечении: новые ...
  10. • Социальное обеспечение
  11. • Объекты правоотношений по социальному обеспечению
  12. • Принципы права социального обеспечения
  13. • Организация социального обеспечения
  14. • История развития права социального обеспечения в ...
  15. • Социальное обеспечение инвалидов
  16. • Социальное обслуживание инвалидов и престарелых ...
  17. • Положение инвалидов в Республике Саха (Якутия) за 2007 г.
  18. • Конвенции и рекомендации МОТ как источники права ...
  19. • Социальное обеспечение в РФ
Рефетека ру refoteka@gmail.com