Рефетека.ру / Право

Реферат: Объекты правоотношений по социальному обеспечению

|IV курс |
| | | |
|КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
| |ДИСЦИПЛИНА: Право социального обеспечения |
| |ТЕМА: Объекты правоотношений по социальному |
| |обеспечению |
| |ИСПОЛНИТЕЛЬ: Стариенко Анатолий Паволич |
| | |
| |
|МУРМАНСК |
|2001г. |

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение 3
Глава 1. Понятие правоотношения 8
Глава 2. Виды правоотношений в сфере социального обеспечения. 10
Глава 3. Объекты правоотношений по социальному обеспечению. 12
Заключение 17

Список использованных источников: 18

Введение

Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ.

Статья 39 Конституции РФ гасит:
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3.Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.[1]

Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках, средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

К конституционным признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

Объективные основания социального обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд и потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть, закреплена в законе.
Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями общества.

Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, благодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права- привилегии отдельных слоев общества. Социальное обеспечение как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

С учетом изложенного социальное обеспечение принято определять как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления прежнего советского законодательства в области социального обеспечения.

Законодательную базу социального обеспечения в Российской Федерации составляют следующие основные законы: Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР", Закон Российской Федерации от 12 февраля
1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", Федеральный закон от 12 января 1995 г.
"О ветеранах", Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Закон Российской Федерации от 19 апреля
1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также многие другие законы РФ.

Законодательство в настоящее время регулирует предоставление гражданам пенсий по возрасту, пенсий за выслугу лет, пенсий по инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца и социальных пенсий, пособий по безработице, пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, шесть разновидностей пособий на детей, систему пособий и компенсационных выплат при наступлении различных юридических фактов (пособия неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, социальное пособие на погребение, различные пособия и компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим от радиации и т.п., и более ста видов льгот и услуг.

Большое значение для становления эффективной системы социального обеспечения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации. К числу основных из них относятся:

( учет специфики видов общественно полезной деятельности (например, меры по социальной защите военнослужащих, работников органов внутренних дел, налоговой полиции, судей, государственных служащих и др.);

( категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным критериям (например, малообеспеченные граждане, достигшие 80-летнего возраста, многодетные, граждане, пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы).

Здесь адресность достигается за счет получения такими гражданами дополнительных льгот, бесплатных или со значительной скидкой услуг, специальных пособий и компенсаций, предназначенных только для них.

Важной положительной чертой Российского законодательства в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. Так, пенсионер наряду с пенсией (двумя пенсиями, если это инвалид войны: по старости и по инвалидности) вправе получать различные пособия на детей, скидку при приобретении лекарств, вплоть до бесплатного их получения; бесплатные государственную или муниципальную медицинскую помощь и лечение, бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и т.д.

Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов. Главная особенность нынешнего социального страхования состоит в том, что впервые в нашей стране созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской
Федерации. Все эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, денежные средства этих фондов не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат, хотя и являются государственной собственностью Российской Федерации.

Глава 1. Понятие правоотношения

Правоотношения отражают тот аспект конкретного жизненного отношения между людьми, которое определяется нормами права. Более того, не все общественные отношения объективно могут быть юридическими. Отношение способно принять правовой характер лишь в том случае, когда речь идет об актах поведения, имеющих социальную значимость. Когда же дело касается мыслей и чувств, не отражающих их действия, говорить об их юридической природе нельзя.

Правоотношение – это только одна сторона реального общественного отношения, определяемая нормой права, специфическая форма ее выражения.

Правоотношение средством перевода общих установлений правовых норм
(объективного права) в конкретных (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально не определенного круга субъектов. В них содержаться предписания, относящиеся к множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы.

Право в субъективном смысле есть индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.

Правоотношение – это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

Каковы же характерные признаки правоотношений? Во-первых, правоотношение представляет собой такую форму фактического общественного отношения, которая складывается на основе правовых норм. В процессе своей жизнедеятельности люди вступают друг с другом в различные отношения. Однако не все жизненные отношения, как известно, регулируются с помощью норм права. Многие из них регламентируются нормами морали, нормами общественных организаций, обычаями. Форму правоотношений приобретают только те отношения, которые регулируются правовыми нормами.

Во - вторых, участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями. Если один субъект правоотношения наделен правом, то на другого возлагаются юридические обязанности. Так, по договору купли-продажи покупатель имеет право требовать от продавца вещь надлежащего качества, а продавец обязан в соответствии с законом выполнить его требования.

В-третьих, правоотношения имеют сознательно- волевой характер. В отличие от экономических отношений, которые складываются объективно, вне зависимости от воли отдельного индивида, правоотношения всегда носят индивидуально- волевой характер. Сознательно- волевое содержание правоотношений имеет два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, они возникают на основе правовых норм, которые являются продуктом сознательно волевой деятельности людей (правотворческих органов). С другой стороны, участники правоотношений реализуют предусмотренные нормами права юридические права и обязанности также посредством своих волевых, сознательных действий.

В-четвертых, правоотношения гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Государство создает необходимые экономические, социальные и другие условия для полной реализации правовых норм. Если же нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в правоотношение, государство принимает принудительные меры к их обеспечению.

Правоотношения классифицируются по разным основаниям. Чаще всего они различаются по отраслям права. По этому основанию выделяются государственно-правовые, административно- правовые, гражданско-правовые, семейно- правовые, уголовно- правовые и другие отраслевые правоотношения.

Структура правового отношения имеет четыре необходимых элемента: субъекты, объекты, право и обязанность.

Глава 2. Виды правоотношений в сфере социального

обеспечения.

Правоотношения по социальному обеспечению в реальной жизни всегда возникают и существуют в форме правовых отношений. Существует столько отношений по социальному обеспечению, сколько видов общественных отношений входит в предмет данной отрасли права.

Все эти виды правоотношений можно разделить на три большие группы:
1) Правоотношения по поводу отдельных видов обеспечения (основные или материальные) правоотношения;
2) Процедурные правоотношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение;
3) Процессуальные правоотношения по рассмотрению споров между сторонами.

Правоотношения по социальному обеспечению представляют собой возникающие на основании юридических фактов отношения по поводу предоставления их участникам различных денежных выплат, услуг, льгот государственными органами.

Юридические факты - это обстоятельства или жизненные факты
(события), с которыми право связывает возникновение или прекращение правоотношений или наступление иных правовых последствий.

По срокам действия правоотношения делятся на:
( однократные (например, выплата единовременных пособий);
( с установленным сроком действия (например, пособия в связи с назначением пособий на детей);
( с неопределённым длительным сроком действия (например, выплата пенсии по старости).

В заключение этой главы хотелось бы схематически показать виды правоотношений в сфере социального обеспечения:[2]

|Виды правоотношений в сфере |
|социального обеспечения |

|Материальные | |Процедурные | |Процессуальные |
|правоотношения | |правоотношения | |правоотношения |
|возникают по поводу | |возникают по поводу | |возникают по поводу |

|Предоставление |
|пенсий |

|Предоставление | |Установление | |Рассмотрение споров |
|пособий | |юридических | |вышестоящими в |
|и компенсация | |фактов | |порядке |
|выплат | | | |подчинённости |
| | | | |органами |

|Социального | |Вынесения решений о |
|обслуживания | |назначении или отказе|
| | |в |
|предоставлении |
|конкретных видов |
|социального |
|обслуживания |

|Назначения |
|ежемесячного |
|пожизненного |
|содержания судьям |
|Конституционного |
|Суда РФ, судьям, |
|пребывающим в |
|отставке. |

Глава 3. Объекты правоотношений по социальному

обеспечению.

Под объектом материальных правоотношений по социальному обеспечению понимают конкретное благо, по поводу которого они возникают, т.е конкретный вид социального обеспечения. В процедурных правоотношениях объектом выступают действия - решение государственных органов о назначении конкретного вида социального обеспечения, без которого невозможна реализация материальных правоотношений. В процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров вышестоящими органами в порядке подчинённости объектом является действие - решение по существу спора, т.е. по восстановлению нарушенного права гражданина на конкретный вид социального обеспечения в установленном законом размере.

Объектом материальных правоотношений является конкретное благо в виде выплат (пенсий, пособий, компенсаций и прочее), услуг или льгот.
Причём льготы могут распространяться как на выплаты, так и на услуги.

Каждый вид социального обеспечения (пенсии, пособия и др.) имеет ряд признаков, которые позволяют как отграничивать их от других выплат и услуг, не регулируемых нормами права социального обеспечения, так и проводить различия между ними. Существует три наиболее существенных признака пенсий:
Во-первых, они назначаются, когда лицо либо освобождается от обязанности трудиться, либо не может трудиться по состоянию здоровья, либо когда член семьи потерял кормильца и получает средства на содержание, имеющие алиментарное значение.
Во-вторых источником выплат служит государственная казна или специальные фонды, созданные государством или при его содействии.
В-третьих, необходимым условием для предоставления пенсий является прошлая служба или иная деятельность.

Названные признаки пенсий не утратили своего значения и сегодня.
Несмотря на создание пенсионного фонда и обязанности наёмных работников и других категорий занятых граждан вносить страховые пенсионные взносы трудовая пенсия остаётся социально-алиментарной выплатой, предоставляемой на безэквивалентной основе, а не в обмен на затраченный труд или на внесённые страховые взносы.

Возможность одновременного получения любого вида пенсии и заработной платы является отступлением от целевого назначения пенсий и принципа солидарности поколений при формировании финансовой основы пенсионного страхования. Концепция пенсионной реформы 1995 года предусматривает, что в случае продолжения оплачиваемой работы пенсия по общему правилу выплачиваться не должна. При новой системе работа без получения пенсии будет вознаграждаться увеличением размера пенсии за каждый год такой работы после достижения пенсионного возраста. Вместе с тем, учитывая интересы низкооплачиваемых пенсионеров, не исключается возможность выплаты пенсий при невысоком совокупном доходе работающего пенсионера.
Однако это вынужденная мера, которая обусловливается не существом пенсии, а уровнем доходов.

Таким образом, пенсия - это ежемесячная пожизненная выплата, назначаемая в связи с достижением пенсионного возраста при установлении инвалидности, потери кормильца и в других случаях, установленных законом, в размерах, пропорциональных трудовому (страховому) стажу и прошлому заработку, либо в твёрдых размерах с учётом минимальной оплаты труда или другого установленного государством стандарта.

Это определение характеризует пенсии как родовой объект. Объектами видовых пенсионных правоотношений выступают пенсии:
( по старости;
( по инвалидности;
( по случаю потери кормильца;
( за выслугу лет.

Важное место в системе социального обеспечения принадлежит пособиям. Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются с целью замещения утраченного по уважительной причине заработка :
( пособия по временной нетрудоспособности;
( пособия по беременности и родам;
( пособия по безработице.
Другие - с целью социальной поддержки:
( единовременное пособие при рождении ребёнка;
( ежемесячное пособие на ребёнка;
( единовременное пособие на погребение и др.

Продолжительность выплаты пособий ограничивается временными рамками. В зависимости от сроков выплаты пособия можно классифицировать как:
( единовременные;
( ежемесячные;
( периодические.

Как и пенсии, пособия предоставляются на безэквивалентной основе.
Этому не противоречит, в частности, факт, что право на пособие по временной нетрудоспособности зависит от того, когда наступила нетрудоспособность - в период работы или иной деятельности с уплатой страховых взносов или нет. Не меняет алиментарной природы пособий и разница в источниках финансирования
(одни пособия выплачиваются из государственных внебюджетных фондов социального назначения, другие - из бюджетов различных уровней), а также разлиычия при исчислении их размеров (одни пособия рассчитываются пропорционально прошлому заработку, другие в твёрдых суммах или в процентах от минимальной оплаты труда).

В последнее время система пособий динамично развивается. В частности, в связи с появлением безработицы введены пособия по безработице.
Упорядочение системы государственных пособий для граждан, имеющих детей, привело к установлению нового вида пособий.

Учитывая вышеизложенного пособия можно определить как выплаты, назначаемые в целях замещения утраченного заработка в размерах, соотносимых с ним, либо в целях оказания социальной поддержки в строго определённых законом случаях, как правило, в твёрдых размерах.

Также видом социального обеспечения являются компенсационные выплаты. Они могут служить основным источником средств существования либо назначаться с учётом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и других обстоятельств. Компенсационные выплаты предоставляются:
( неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом 1-й группы либо престарелым, нуждающимся по заключению медицинского учреждения в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также за ребёнко-инвалидом в возрасте до 16 лет;
( работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организации;
( лицам, пострадавшим от радиационного воздействия;
( пенсионерам в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги и в некоторых других случаях.
Источником финансирования компенсационных выплат являются государственные внебюджетные фонды социального назначения или средства бюджетов различных уровней.

Удовлетворение потребностей граждан осуществляется не только с помощью назначения различных выплат, но и путём предоставления услуг.
Отличительными признаками услуг в области социального обеспечения является их бесплатность для индивидуальных потребителей в пределах утверждённых государством минимальных стандартов или оплата по льготным тарифам, т.е на возмездно-неэквивалентной основе.

Виды услуг могут быть самыми разными:
1) Полезные действия:

( медицинское обслуживание и лечение;

( экспертиза временной нетрудоспособности;

( установление причин и группы инвалидности;

( социальное обслуживание на дому и др.
2) Натуральное содержание:

( детей в детских дошкольных учреждениях;

( престарелых и инвалидов - в домах-интернатах;

( лиц, не имеющих места жительства - в домах ночного пребывания и пр.

Заключение

В заключении данной контрольной работы хотелось бы подвести итог всему вышеописанному, а именно еще раз дать определение объектов правоотношений по социальному обеспечению. Объектом правоотношений по социальному обеспечению служит круг общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан конкретным видом социального обеспечения. Они возникают из общественных отношений регулируемых нормами Российского права.

Естественно чтобы добиться высокого уровня правовых норм и убрать все пробелы и дыры в праве, нашему государству, как и другим, потребуется очень много времени. И будем надеяться на то, что люди которые проработали почти всю жизнь на государство будут обеспечиваться должным образом и в размерах реальных не только для питания, но и для заслуженного отдыха за свой долгий труд. Также это касается и лиц, которые в силу тех или иных жизненных ситуациях были поставлены в такое положение, при котором они не в состоянии обеспечить себя стабильным заработком, а также хорошим лечением или отдыхом.

Список использованных источников:


Нормативный материал:

1. Конституция РФ 1993 г., Москва: 1996 г.

2. Сборник законов Российской федерации.

Монографии, научные статьи, литература:

1. Голенко Е.Н., Ковалёв В.И. Право социального обеспечения. Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 1999. - 176 с.
2. Голенко Е.Н., Ковалёв В.И. Право социального обеспечения. Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 1999. - 192 с.
3. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. - М.: 1997. - 208 с.
4. Анисимов Л.Н. Трудовое и социальное право России. Учебное пособие -

М.: ВЛАДОС,1999. - 432 с.
-----------------------
[1] Конституция РФ, 1993 г.
[2] Голенко Е.Н., Ковалёв В.И. "Право социального обеспечения".


Рефетека ру refoteka@gmail.com