Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Кинематический расчет привода

Содержание


1. Описание конструкции проектируемого привода

2. Кинематический расчет привода

2.1 Выбор электродвигателя привода

2.2 Назначение передаточных чисел

2.3 Расчет нагрузочных и кинематических характеристик

3. Расчет передач привода

3.1 Расчет зубчатой передачи

3.2 Расчет поликлинового ремня

4. Расчет и построение эпюр

4.1 Силы в зацеплении

4.2 Тихоходный вал

4.3 Быстроходный вал

5. Расчет валов на выносливость

5.1 Проверка на усталостную прочность быстроходного вала

5.2 Проверка на усталостную прочность тихоходного вала

6. Проверка подшипников качения на долговечность

6.1 Расчет долговечности подшипников 7207 быстроходного вала

6.2 Расчет долговечности подшипников 7209 тихоходного вала

7. Расчет элементов корпуса редуктора

8. Определение элементов зубчатых колес, шкивов

9. Подбор шпонок и проверочный расчет шпоночных соединений на прочность

10. Назначение посадок сопряжений деталей привода

11. Описание способа смазки передач и подшипников привода

11.1 Смазывание зубчатого зацепления

11.2 Смазывание подшипников

12. Описание порядка сборки редуктора привода

13. Список литературы

1. Описание конструкции проектируемого привода


Привод является неотъемлемой частью любой машины. Приводное устройство, разработанное в проекте, включает электродвигатель, вращение от которого посредством ременной передачи передаётся на редуктор и далее через муфту на другие устройства.

Из существующих типов электродвигателей выбирают преимущественно асинхронные электродвигатели трехфазного тока серии 4А.

Муфты используются для соединения концов валов или для соединения валов с расположенными на них деталями. Основное назначение муфт – передача вращающего момента без изменения его модуля и направления. Муфты могут выполнять другие функции: предохранять механизм от перегрузок, компенсировать несносность валов, разъединять или соединять валы во время работы.

Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата. Назначение редуктора – передача вращения от вала двигателя к валу рабочей машины, понижение угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим. Редуктор проектируют либо для привода отдельной машины, либо по заданной нагрузке (моменту на выходном валу) и передаточному числу без указания конкретного назначения. Спроектированный в настоящем курсовом проекте редуктор:

Начальные данные:

Рз = 2 кВт;

nз = 60 об/мин;

Режим нагрузки – постоянный. Долговечность привода – 10000 часов. Редуктор с нижним расположением шестерни и горизонтальным расположением ременной передачи.

Кинематический расчет привода

Соответствует условиям технического задания.


2. Кинематический расчет привода


2.1 Выбор электродвигателя привода


Общий коэффициент полезного действия (КПД) привода:


Кинематический расчет привода


где Кинематический расчет привода – КПД муфты, Кинематический расчет привода= 0,98;

Кинематический расчет привода – КПД пары подшипников качения, Кинематический расчет привода= 0,99;

Кинематический расчет привода – КПД зубчатой передачи, Кинематический расчет привода= 0,97;

Кинематический расчет привода– КПД клиноременной передачи, Кинематический расчет привода= 0,93;

Кинематический расчет привода= 0,98·0,992·0,97·0,93 = 0,86

Расчетная требуемая мощность двигателя:


Рт.р. = Рз /Кинематический расчет привода


где Рз –мощность электродвигателя, Рз =2 кВт;

Рт.р. = 2 / 0,885 = 2,33 кВт

Определяем требуемое число оборотов двигателя:


Кинематический расчет привода,


где Кинематический расчет привода- число оборотов двигателя, Кинематический расчет привода Кинематический расчет привода- передаточное число редуктора, Кинематический расчет привода=4, Кинематический расчет привода- передаточное ременной передачи, Кинематический расчет привода=3, подбираем по таблице 5.5 приложения [1];

Кинематический расчет приводаоб/мин;

По данным таблицы 5.1 приложения [1] принимаем

электродвигатель 4А112МВ8У3, у которого:

Кинематический расчет привода- мощность двигателя, Кинематический расчет привода3 кВт,

Кинематический расчет привода- синхронная частота вращения, Кинематический расчет привода750 об/мин,

S – скольжение, S = 3.7%;

По формуле 5.7 приложения [1] определяем частоту вращения у нагруженного ротора:


nдв=nс(S-1) = 750(0.037-1) = 722.25 об/мин;


2.2 Назначение передаточных чисел


По формуле 5.1 приложения [1] определим общее передаточное число двигателя:


uобщ=nдв/nс;


uобщ=22.25 /60=12;

Уточняем передаточное число цепной передачи:


Uц.п.= uобщ/uред.;


Uц.п.=12/4=3;

Тогда получаем:

передаточное число редуктора равно, Кинематический расчет привода=4,

передаточное число ременной передачи, u.ц.п.= 3;

Расчет нагрузочных и кинематических характеристик

Силовые (мощность и вращающий момент) и кинематические (частота вращения и угловая скорость) параметры привода рассчитывают на валах из требуемой (расчетной) мощности двигателя и его номинальной частоты вращения при установившемся режиме.

Рассмотрим силовые и кинематические характеристики для каждого элемента привода


2.3 Расчет нагрузочных и кинематических характеристик


Ротор электродвигателя:


P2=Pтр.=2.33 кВт;

n1=nдв=722.25 об/мин;

ω1=π n1/30=(3.14*722.25)/30=75.6 с-1;

Т1=Р1/ ω1=2.33*103/75.6=30.82 Нм;


Быстроходный вал:


Р2=Р1*Кинематический расчет привода*Кинематический расчет привода=2.33*0.93*0.99=2.15 кВт;

n2=n1/uц.п=722.25 /3=240.75 об/мин;

ω2=π*n2/30=3.14*240.75/30=25.2 с-1;

Т2=Р2/ ω2=2.15*103/25.2=85.32 Нм;


Тихоходный вал:


Р3=Р2*Кинематический расчет привода*Кинематический расчет привода=2.15*0.99*0.97=2.06 кВт;

n3=n2/ uред =240.75/4=60 об/мин;

ω3=π* n3/30=3.14*60/30=6.3 с-1;

Т3=Р3/ ω3=2.06*103/6.3=327 Нм;

Вал рабочего органа:


Р4=Р3*Кинематический расчет привода=2.06*0.98=2 кВт;

Т4=Р4/ ω3=2*103/6.3=320 Нм;


3. Расчет передач привода


3.1 Расчет зубчатой передачи


Выбор материала, вида термообработки и определение допускаемых напряжений зубчатых колес

В настоящее время основным материалом для изготовления зубчатых колес является сталь. В условиях индивидуального и мелкосерийного производства, предусмотренного техническими заданиями на курсовое проектирование, применяются колеса с твердостью материала не более 350 НВ. При этом обеспечивается чистовое нарезание зубьев после термообработки, высокая точность изготовления и хорошая прирабатываемость зубьев.

Для равномерного изнашивания зубьев и лучшей их прирабатываемости твердость шестерни НВ1 назначают больше твердости колеса НВ2.

В зубчатых передачах марки сталей шестерни и колеса выбираем одинаковые. Для передачи, с косыми зубьями выбираем сталь марки 40ХН, с улучшенной термообработкой, с твердостью: для колеса – НВ 250, для шестерни – НВ 295 [3].

Допускаемые контактные напряжения, МПа:


Кинематический расчет привода,


где Кинематический расчет привода– предел контактной выносливости при базовом числе циклов, по табл. 3.2 [1]


Кинематический расчет привода МПа;

Кинематический расчет привода МПа;


Кинематический расчет привода – коэффициент долговечности, для длительной эксплуатации


Кинематический расчет привода=Кинематический расчет привода,


где


NHO=15*106 – для шестерни;

NHO=24*106 – для колеса;

NHE1=60*n2*t=60*240.75*104=144.5*106 – для шестерни;

NHE2=60*n3*t=60*60*104=36*106 – для колеса;

Кинематический расчет привода=Кинематический расчет привода=Кинематический расчет привода0.89 – для шестерни;

Кинематический расчет привода=Кинематический расчет привода=Кинематический расчет привода0.98 – для колеса;


Кинематический расчет привода – коэффициент безопасности, примем Кинематический расчет привода=1,1.

Кинематический расчет привода МПа;

Кинематический расчет привода МПа;

Общее допускаемое контактное напряжение равно:


Кинематический расчет приводаМПа;

Проектный расчет зубчатой передачи. Межосевое расстояние определяем по формуле 9.39[1], мм.:


Кинематический расчет привода;


где Кинематический расчет привода; Кинематический расчет привода; Кинематический расчет привода;

Кинематический расчет привода148 мм;

По таблице 9.2[1] уточняем Кинематический расчет привода160 мм;

Определяем модуль по таблице 9.1[1]:


mn=(0.01…0.02)*Кинематический расчет привода= 0.02 * 160 = 3.2


по таблице mn=3;

Определяем ширину колеса и шестерни:


Кинематический расчет приводамм – для колеса;

Кинематический расчет приводамм – для шестерни;


Определяем угол наклона:


Sin(β)=π*mn/b1=3.14*3/64=0.147;

β=arcsin(0.147)=80;


Определяем общее число зубьев, шестерни и колеса:


Zсум =2*Кинематический расчет привода*cos(β)/ mn =2*160*cos(80)/3=105;

Z1= Zсум /(uред+1)=105/(4+1)=21;

Z2= Zсум - Z1=105-21=84;


Уточняем фактическое передаточное число:


uф.=Z2/ Z1=84/21=4;

Δ=(u- uф.)/ uф.*100%=(4-4)/4*100%=0%;


Уточняем cos(β):


cos(β)=( Z1+ Z2)* mn /2*Кинематический расчет привода=(105*3)/2*160=0.99375;


Определяем диаметры колеса и шестерни по формуле 9.6[1]:


d1= mn * Z1/ cos(β)=3*21/0.99375=64 мм – для шестерни;

d2= mn * Z2/ cos(β)= 3*84/0.99375=256 мм – для колеса;


Проверим межосевое расстояние стр.146[1]:


Кинематический расчет привода=( d1+d2)/2=(64+256)/2=159.5 мм;


Определим диаметры выступов и впадин шестерни и колеса по формуле 9.3[1]:

Шестерня:


dвыс= d1+2* mn=64+3*2=70 мм;

dвп= d1-2.5* mn=64-3*2.5=56.5 мм;


Колесо:


dвыс=d2+2* mn=256+3*2=262 мм;

dвп=d2-2.5* mn=256-3*2.5=248.5 мм;


Определим силы в зацеплении:


Ft1=2*T2/d1=2*85.32/64=2.6 кН;

Ft2=2*T3/d2=2*327/256=2.6 кН;

Fr1= Ft1*tg(α)/cos(β)=2.6*tg(200)/cos(80)=0.96 кН;

Fr2= Ft2*tg(α)/cos(β)=2.6*tg(200)/cos(80)=0.96 кН;

Fa1= Ft1*tg(β)= 2.6*tg(80)=0.37 кН;

Fa2= Ft2*tg(β)= 2.6*tg(80)=0.37 кН;


Определение скорости и степени скорости по таблице 9.9[1]:


Кинематический расчет привода


Тогда:


Кинематический расчет привода м/с;

Кинематический расчет привода м/с;

S=9;


Проверочный расчет по формуле 9.42[1]:


Кинематический расчет привода ;

Кинематический расчет привода275

Кинематический расчет привода1.88*cos(β)=1.88*cos(80)=1.74;

Кинематический расчет привода

εa=(1.88-3.2(1/z1+1/z2))cos(β);


εa=(1.88-3.2(1/21+1/84)) cos(80)=1.68;

Кинематический расчет привода;


Кинематический расчет привода


Коэффициенты Кинематический расчет привода, Кинематический расчет привода, Кинематический расчет привода определяем по таблицам соответственно 9.12[1], 9.10[1], 9.13[1]:

Кинематический расчет привода=1.11;

Кинематический расчет привода=1.026;

Кинематический расчет привода=1.25;

KH=1.11*1.026*1.25=1.41075;

Кинематический расчет привода МПа;

Определяем погрешность:


Δ=Кинематический расчет привода


Расчет зубьев при изгибе по формуле 9.44[1]:


Кинематический расчет привода ;


YF1 и YF2 зависят от zυ=z/ cos3(β):

zυ1=z1/cos3(β)=21/ cos3(80)=21.62;

zυ2=z2/cos3(β)=84/ cos3(80)=87;


Тогда по таблице 9.10[1] YF1 и YF2 соответственно равны:

YF1=4.09;

YF2=3.61;

Допускаемое напряжение определяем по формуле 9.14[1]:


Кинематический расчет привода;


Пределы изгибной выносливости определяем по таблице 9.8[1]:


Кинематический расчет приводаHB;

Кинематический расчет приводаHB;


Кинематический расчет привода, Кинематический расчет привода, Кинематический расчет привода определяем по [1] стр.152

Кинематический расчет привода=1;

Кинематический расчет привода=1.5;

Кинематический расчет привода=1.8;

Кинематический расчет привода МПа;

Кинематический расчет привода МПа;

Определим по колесу или по шестерне будем вести расчет:


Кинематический расчет привода

Расчет ведем по меньшей из величин

Кинематический расчет привода

так как Кинематический расчет привода меньше то расчет ведем по шестерне, тогда


Кинематический расчет привода ;

Кинематический расчет привода;

Кинематический расчет привода;

Кинематический расчет привода;

Кинематический расчет привода;


Кинематический расчет привода;

Кинематический расчет приводаМПа;


Кинематический расчет привода ;


3.2 Расчёт цепной передачи


Выбираем цепь приводную роликовую однорядную ПР (по ГОСТу 13568-75) и определяем шаг цепи Кинематический расчет привода, мм:


Кинематический расчет привода;

где Т1 – вращающий момент на ведущей звёздочке, Hм;

Кинематический расчет привода – число зубьев той же звездочки;

Кинематический расчет привода – допускаемое давление, приходящееся на единицу проекции опорной поверхности шарнира, Кинематический расчет привода=26 H/мм2;

Кинематический расчет привода – коэффициент, учитывающий условия монтажа и эксплуатации цепной передачи;

Предварительно вычисляем величины, входящие в формулу

Коэффициент:


Кинематический расчет привода


где Кинематический расчет привода, Кинематический расчет привода, Кинематический расчет привода, Кинематический расчет привода, Кинематический расчет привода, Кинематический расчет привода.

Кинематический расчет привода;

Кинематический расчет привода - число зубьев ведущей звёздочки


Кинематический расчет привода


Согласно [2], скорости 0,86 м/с соответствует допускаемое давление принимаем равным 26 Н/мм. V – число рядов цепи принимаем равным 1;

Кинематический расчет привода мм

Кинематический расчет привода мм.

Определяем число зубьев ведомой звёздочки:


Кинематический расчет привода.

Определяем фактическое передаточное число Кинематический расчет привода и проверяем его отклонение Кинематический расчет приводаот заданного:


Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода


Определяем оптимальное межосевое расстояние а, мм :


Кинематический расчет привода


Кинематический расчет привода - стандартный шаг цепи.

Тогда, межосевое расстояние в шагах:


Кинематический расчет привода


Определяем число зубьев цепи Кинематический расчет привода :


Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода


Уточняем межосевое расстояние Кинематический расчет привода в шагах:


Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода


Определяем фактическое расстояние, мм:


Кинематический расчет привода


Монтажное межосевое расстояние, мм:


Кинематический расчет привода


Определяем длину цепи Кинематический расчет привода, мм:


Кинематический расчет привода


Определяем диаметр звёздочек, мм:

– диаметр делительной окружности, мм:

– ведущей звёздочки:


Кинематический расчет привода


– ведомой звёздочки:Кинематический расчет привода


Кинематический расчет привода


– диаметр окружности выступов:

– ведущей звёздочки:


Кинематический расчет привода


– ведомой звёздочки:


Кинематический расчет привода


где Кинематический расчет привода – коэффициент высоты зуба, Кинематический расчет привода = 0.7; Кинематический расчет привода – коэффициент числа зубьев ведущей и ведомой звездочек;


Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода


Кинематический расчет привода – геометрическая характеристика зацепления:


Кинематический расчет привода

Диаметр окружности впадин, мм.:

– ведущей звёздочки:


Кинематический расчет привода


– ведомой звёздочки:


Кинематический расчет привода


Проверочный расчёт

Проверяем частоту вращения меньшей звёздочки Кинематический расчет привода, Кинематический расчет привода:


Кинематический расчет привода


Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода

Проверим число ударов цепи о зубья звёздочек Кинематический расчет привода, Кинематический расчет привода:


Кинематический расчет привода


Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода


Кинематический расчет привода

Определяем фактическую скорость цепи Кинематический расчет привода, Кинематический расчет привода:


Кинематический расчет привода


Определяем окружную силу, передаваемую цепью, Н.:


Кинематический расчет привода


Проверяем давление в шарнирах цепи, Н/мм2:


Кинематический расчет привода


где Кинематический расчет привода – площадь проекции опорной поверхности шарнира, Кинематический расчет привода=181.54 мм2;

Кинематический расчет привода

Допускаемое давление в шарнирах цепи Кинематический расчет привода уточняем в соответствии с фактической скоростью цепи [2]: Кинематический расчет привода=27 Н/мм2.

26.5<27

Проверяем прочность цепи:


Кинематический расчет привода


где Кинематический расчет привода – допускаемый коэффициент, запаса прочности для роликовых цепей; Кинематический расчет привода – расчетный коэффициент запаса прочности;


Кинематический расчет привода


Кинематический расчет привода


Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода


Кинематический расчет привода

Выбираем допускаемый коэффициент запаса прочности из [2] для роликовых втулочных цепей ПР:

Кинематический расчет привода

Получаем:

7,5≤23.4

Определяем силу давления цепи на вал, Н.:


Кинематический расчет привода


где Кинематический расчет привода=1,375; Кинематический расчет привода=263,22 Н; Кинематический расчет привода=2822 Н;

Кинематический расчет привода


4. Расчет и построение эпюр


4.1 Силы в зацеплении


Окружная сила, Н.:

– на шестерне:


Кинематический расчет привода


– на колесе:


Кинематический расчет приводаКинематический расчет привода


Радиальная, Н.:

– на шестерне:


Кинематический расчет привода


– на колесе:


Кинематический расчет привода


Осевая, Н.:

– на шестерне:


Кинематический расчет приводаКинематический расчет привода

– на колесе:


Кинематический расчет привода


Нагрузка на тихоходный вал со стороны муфты находится по формуле приложения[2], с 98, Н.:


Кинематический расчет привода


Ременная находится по формуле приложения[2], с 98 , Н.:


Кинематический расчет привода


Кинематический расчет привода


4.2 Тихоходный вал


Построение эпюр:


Кинематический расчет привода

Рис. 2


Расчет эпюр:


Так как используются конические подшипники то точка приложения реакций смещается на величину Кинематический расчет привода

Тогда длины принимают следующие значения L = 80; lоп = 146;

Составим уравнение моментов в вертикальной плоскости ∑М4 = 0;


Кинематический расчет привода

∑М2 = 0;

Кинематический расчет привода


Строим эпюру (рис. 2) изгибающих моментов относительно вертикальной плоскости в характерных сечениях, Н·м.:


Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода


Составим уравнение моментов в горизонтальной плоскости: ∑М4=0;


Кинематический расчет привода

∑М2 = 0;

Кинематический расчет привода

Строим эпюру (рис. 2) изгибающих моментов относительно горизонтальной плоскости в характерных сечениях, Н·м.:


Кинематический расчет привода Н·м;

Кинематический расчет привода Н·м;


Строим эпюру крутящих моментов, Кинематический расчет привода Н·м; Определяем суммарные радиальные реакции, Н.:


Кинематический расчет привода


Суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях:


Кинематический расчет привода Н·м;

Кинематический расчет привода Н·м;

Кинематический расчет привода Н·м;


Определяем эквивалентные моменты:


Кинематический расчет привода Н·м;

Кинематический расчет привода Н·м;

Кинематический расчет привода Н·м;

4.3 Быстроходный вал


Построение эпюр:


Кинематический расчет привода

Рис. 3


Опорные реакции:

Так как используются конические подшипники то точка приложения реакций смещается на величину Кинематический расчет привода

Тогда длины принимают следующие значения:

L = 66 мм; lоп = 98 мм;

Составим уравнение моментов в вертикальной плоскости: ∑М3 = 0;


Кинематический расчет привода

∑М1=0;

Кинематический расчет привода


Строим эпюру (рис. 3) изгибающих моментов относительно вертикальной плоскости в характерных сечениях, Н·м.:


Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода


Составим уравнение моментов в горизонтальной плоскости:


∑М1=0;

Кинематический расчет привода

Кинематический расчет приводаКинематический расчет привода


∑М3=0;

Кинематический расчет привода


Кинематический расчет привода

Строим эпюру (рис. 3) изгибающих моментов относительно оси y в характерных сечениях, Н·м.:


Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода


Строим эпюру крутящих моментов, Кинематический расчет привода

Определяем суммарные радиальные реакции, Н.:


Кинематический расчет привода


Определяем суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях, Н·м.:


Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода Н·м;


Определяем эквивалентные моменты:


Кинематический расчет привода Н·м;

Кинематический расчет привода Н·м;

Кинематический расчет привода Н·м;


5. Расчет валов на выносливость


Проверочный расчет валов на прочность выполняют на совместное действие изгиба и кручение . При этом расчет отражает разновидности цикла напряжений изгиба и кручения , усталостные характеристики материалов , размеры , форму и состояние поверхности валов . Проверочный расчет проводится после завершения конструктивной компоновки и установления окончательных размеров валов . Цель расчета заключается в определении коэффициентов запаса прочности в опасных сечениях вала и сравнении их с допускаемыми S ≥ [S]. При высокой достоверности расчета [S]=2,5 . Будем производить расчет для опасных сечений каждого из валов .


5.1 Проверка на усталостную прочность быстроходного вала


Определяем напряжения в опасных сечениях вала по формулам приложения [2], с.255, Н/мм2:

а) нормальные напряжения изменяются по симметричному циклу , при котором амплитуда напряжений Кинематический расчет привода равна расчетным напряжениям изгиба Кинематический расчет привода, МПа:

Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода,


где М– суммарный изгибающий момент в рассматриваемом сечении вала ,Н∙мм; W–осевой момент сопротивления сечения вала , W=4287,5мм2;


Кинематический расчет привода,

б) касательные напряжения изменяются по от нулевому циклу , при котором амплитуда цикла Кинематический расчет привода равна половине расчетных напряжений кручения Кинематический расчет привода, МПа :


Кинематический расчет привода


где Кинематический расчет привода–крутящий момент, Н∙м; Полярный момент инерции сопротивления сечения вала, Wρ=8575 мм2;


Кинематический расчет привода


Определяем коэффициент концентрации нормальных и касательных напряжений для расчетного сечения вала по формулам приложения [2], с.259:


Кинематический расчет привода; Кинематический расчет приводаКинематический расчет привода


где Кинематический расчет привода и Кинематический расчет привода – эффективные коэффициенты концентраций напряжений, Кинематический расчет привода/ Кинематический расчет привода=3,5 , Кинематический расчет привода /Кинематический расчет привода=2,5; Кинематический расчет приводаКинематический расчет привода– коэффициент влияния шероховатости , Кинематический расчет привода=1; Кинематический расчет привода– коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения ;

Кинематический расчет привода Кинематический расчет привода

в) Определяем пределы выносливости в расчетном сечении валa по формулам приложения [2], с.259, Н/мм2:Кинематический расчет привода


Кинематический расчет привода Кинематический расчет привода


где–Кинематический расчет привода и Кинематический расчет привода=0,58Кинематический расчет привода– пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения , Н/мм2;

Кинематический расчет приводаКинематический расчет приводаКинематический расчет приводаКинематический расчет привода

Кинематический расчет приводаКинематический расчет привода;Кинематический расчет приводаКинематический расчет привода Кинематический расчет привода ;

г) определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям :


Кинематический расчет привода Кинематический расчет приводаКинематический расчет привода

Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода Кинематический расчет приводаКинематический расчет привода

д) определяем общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении:


Кинематический расчет привода


Кинематический расчет привода


5.2 Проверка на усталостную прочность тихоходного вала


Определяем напряжения в опасных сечениях вала , Н/мм2:

а) нормальные напряжения изменяются по симметричному циклу , при котором амплитуда напряжений Кинематический расчет привода равна расчетным напряжениям изгиба Кинематический расчет привода, МПа:

Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода,


где М– суммарный изгибающий момент в рассматриваемом сечении вала, Н∙мм; W–осевой момент сопротивления сечения вала, W = 9112,5мм2;


Кинематический расчет привода,


б) касательные напряжения изменяются по от нулевому циклу , при котором амплитуда цикла Кинематический расчет привода равна половине расчетных напряжений кручения Кинематический расчет привода, МПа :


Кинематический расчет привода


где Кинематический расчет привода–крутящий момент , Н∙м; Кинематический расчет привода–полярный момент инерции сопротивления сечения вала, Wρ = 18225 мм2;


Кинематический расчет привода


Определяем коэффициент концентрации нормальных и касательных напряжений для расчетного сечения вала :

Кинематический расчет привода; Кинематический расчет приводаКинематический расчет привода


где Кинематический расчет привода и Кинематический расчет привода – эффективные коэффициенты концентраций напряжений, Кинематический расчет привода / Кинематический расчет привода=3,5 , Кинематический расчет привода /Кинематический расчет привода=2,5 ;Кинематический расчет приводаКинематический расчет привода– коэффициент влияния шероховатости, Кинематический расчет привода=1; Кинематический расчет привода– коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения;

Кинематический расчет привода Кинематический расчет привода

в) Определяем пределы выносливости в расчетном сечении валa, Н/мм2:Кинематический расчет привода


Кинематический расчет привода Кинематический расчет привода


где–Кинематический расчет привода и Кинематический расчет привода=0,58 Кинематический расчет привода– пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения, Н/мм2;

Кинематический расчет приводаКинематический расчет привода Кинематический расчет привода

Кинематический расчет приводаКинематический расчет привода;Кинематический расчет привода Кинематический расчет привода ;

г) определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям :


Кинематический расчет привода Кинематический расчет приводаКинематический расчет привода


Кинематический расчет приводаКинематический расчет привода Кинематический расчет приводаКинематический расчет привода

д) определяем общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении:


Кинематический расчет привода


Кинематический расчет привода


6. Проверка подшипников качения на долговечность


Проверочный расчет предварительно выбранных подшипников выполняется отдельно для быстроходного и тихоходного вала. Пригодность подшипников определяется сопоставлением расчетной динамической грузоподъемности Кинематический расчет привода, Н., с базовой величиной Кинематический расчет привода, Н., или базовой долговечности Кинематический расчет привода, ч., с требуемой Кинематический расчет привода, ч., по условиям:


Кинематический расчет привода


Требуемая долговечность подшипника Кинематический расчет привода предусмотрена ГОСТ 16162– 93 и составляет для зубчатых колес Кинематический расчет привода≥ 10000 ч.

Расчетная динамическая грузоподъемность Кинематический расчет привода, Н , и базовая долговечность Кинематический расчет привода , ч , определяются по формулам приложения [2], с. 128 :


Кинематический расчет привода Кинематический расчет привода


где Кинематический расчет привода – эквивалентная динамическая нагрузка, Н; m – показатель степени, m = 3,33; n – частота вращения соответствующего вала, об/мин.


6.1 Расчет долговечности подшипников 7207 быстроходного вала


Исходные данные:

Fa= 393 H; e = 0,37, Кинематический расчет привода=3602 H , Кинематический расчет привода=503 Н,

Кинематический расчет привода= 1,2 , Кинематический расчет привода= 1 , Кинематический расчет привода= 1 , Кинематический расчет привода= 51 c-1, Y=1,62, X=0,4, Cr=36200 H;

Проверим пригодность подшипников 7207 быстроходного вала конического редуктора, работающего с умеренными толчками и вибрационной нагрузкой.

Определяем осевые составляющие радиальных нагрузок:


Кинематический расчет приводаН

Кинематический расчет привода Н


По таблице 9.6 приложения [2], с. 136 определяем осевые нагрузки подшипников. Так как Кинематический расчет привода>Кинематический расчет привода то Кинематический расчет привода=Кинематический расчет привода=1146 Н;


Кинематический расчет приводаН;


Определяем отношения :


Кинематический расчет привода Кинематический расчет привода


По соотношению Кинематический расчет привода и Кинематический расчет привода выбираем соответствующую формулы для определения Кинематический расчет привода :


Кинематический расчет привода=1· 3602·1,2=4322,4 Н;

Кинематический расчет привода H;


Определяем динамическую грузоподъемность по большей эквивалентной нагрузке Кинематический расчет привода:

Кинематический расчет приводаН;


Такое соотношение расчетной Кинематический расчет привода и базовой Кинематический расчет приводадинамических грузоподъемностей (22618<36200) вполне приемлемо.

Определяем долговечность подшипника, ч :


Кинематический расчет привода


Такое значение расчетной Кинематический расчет привода вполне приемлемо.


6.2 Расчет долговечности подшипников 7209 тихоходного вала


Исходные данные:

Ra= 393 H; Cr= 42700 Н.; e = 0,41, Кинематический расчет привода=8096 H , Кинематический расчет привода=5555 Н,

Кинематический расчет привода= 1,2 , Кинематический расчет привода= 1 , Кинематический расчет привода= 1 , Кинематический расчет привода= 12,769 c-1 ,Y=1,45, X=0,4, Cr=36200 H;

Проверим пригодность подшипников 7209 быстроходного вала конического редуктора, работающего с умеренными толчками и вибрационной нагрузкой.

Определяем осевые составляющие радиальных нагрузок:


Кинематический расчет приводаН;

Кинематический расчет привода Н;


По таблице 9.6 приложения [2], с. 136 определяем осевые нагрузки подшипников. Так как Кинематический расчет привода>Кинематический расчет привода то Кинематический расчет привода=Кинематический расчет привода= 2854 Н;

Кинематический расчет приводаН;


Определяем отношения :


Кинематический расчет привода Кинематический расчет привода


По соотношению Кинематический расчет привода и Кинематический расчет привода выбираем соответствующую формулы для определения Кинематический расчет привода :


Кинематический расчет привода= 1· 8096·1,2 = 9715,2 Н;

Кинематический расчет привода= 1· 5555·1,2 = 6666 H;


Определяем динамическую грузоподъемность по большей эквивалентной нагрузке Кинематический расчет привода:


Кинематический расчет приводаН;


Такое соотношение расчетной Кинематический расчет привода и базовой Кинематический расчет приводадинамических грузоподъемностей (22440<42700) вполне приемлемо. Определяем долговечность подшипника, ч :

Кинематический расчет привода

Такое значение расчетной Кинематический расчет привода вполне приемлемо.

7. Расчет элементов корпуса редуктора


Корпус редуктора выполняем литым из чугуна марки СЧ 15 ГОСТ 1412-79.

Для удобства сборки корпус выполняем разборным. Плоскость разъема проходит через оси валов. Плоскость разъема для удобства обработки располагаем параллельно плоскости основания. Верхнюю поверхность крышки, служащую технологической базой для обработки плоскости разъем, также выполняем горизонтальной.

Для соединения корпуса и крышки редуктора по всему контуру плоскости разъема выполняем фланцы. Фланцы объединены с приливами для подшипников (бобышек).

Для соединения крышки с корпусом используются болты с наружной шестигранной головкой, диаметр которых принимаем М12.

Для предотвращения взаимного смещения корпусных деталей при растачивании отверстий под подшипники и обеспечения точного расположения их при повторных сборках, крышку фиксируем относительно корпуса двумя коническими штифтами.

Толщина стенок основания корпуса редуктора вычисляется по формуле приложения [7], с.154:


Кинематический расчет привода


Принимаем Кинематический расчет привода мм.

Толщину стенки крышки корпуса вычисляется по формуле приложения [7], с.158:

Кинематический расчет привода мм.

Принимаем Кинематический расчет привода мм.

Для подъема и транспортировки крышки корпуса и сборного редуктора применяют проушины, отливая их заодно с крышкой. В верхней части крышки корпуса находится люк предназначенный не только для заливки масла, но и для осмотра зацепления подшипников. Люк закрывают крышкой.

Расстояние от края вращающегося колеса до внутренней стенки корпуса Кинематический расчет привода Расстояние между дном корпуса и поверхностью шестерни Кинематический расчет привода, предназначенное для масла. Для замены масла в нижней части корпуса находится сливное отверстие.

Фундаментный фланец редуктора крепится к плите четырьмя болтами М16 с шестигранной головкой.


8. Определение элементов зубчатых колес, шкивов


Конструкция колес зависит главным образом от проектных размеров, материала, способа получения заготовки и масштаба производства. Зубчатые колеса состоят из обода, несущего зубья; ступицы, насаживаемой на вал, и диска, соединяющего обод со ступицей. Зубчатые цилиндрические стальные колеса при диаметрах до 500 мм. изготовляют ковкой или штамповкой. Шестерни конструируют в двух исполнениях: отдельно от вала (насадная шестерня), и за одно целое с валом (вал-шестерня). В таблице 3 представлены расчеты основных размеров зубчатого колеса.


Таблица 3

Параметры Размеры
Диаметр ступицы колеса, мм.:

Кинематический расчет привода

Длина ступицы, мм.:

Кинематический расчет привода

Толщина обода цилиндрического колеса, мм.:

Кинематический расчет привода


Шкивы ременных передач изготовляют чаще всего литыми из чугуна. Размеры основных конструктивных элементов шкивов приведены в таб. 4.


Таблица 4

Элементы шкива Расчетные формулы Вычисления
Ширина шкива M=(z-1)e+2f M=(9-1)∙4.8+2∙5.5=50 мм
Толщина обода шкива H=1.6h H=6∙1.6=9.6≈10 мм
Толщина диска шкива C=1.2∙H C=1.2∙10=12 мм
Диаметр ступицы шкива

Кинематический расчет привода=1.6∙d+10

Кинематический расчет привода=1.6∙30+10=58 мм

Длинна ступицы шкива

LКинематический расчет привода=(1.5-2)d

LКинематический расчет привода=2∙30=60 мм


В таблице 4 обозначены: z-число клиньев поликлинового ремня, e-шаг клиньев, f-расстояние от края обода шкива до первого клина.

9. Подбор шпонок и проверочный расчет шпоночных соединений на прочность


Для соединения вала с деталями, передающими вращение принимаем призматические шпонки со скруглёнными концами.

Материал шпонки — сталь 45.

Напряжение смятия узких граней шпонки не должно превышать допускаемого, т.е. должно удовлетворяться условие:


Кинематический расчет привода


где Кинематический расчет привода Т – предаваемый вращающий момент, Н·мм.;

d – диаметр вала в месте установки шпонки;

Кинематический расчет привода; Кинематический расчет привода – рабочая длина шпонки;

Кинематический расчет привода –допускаемое напряжение смятия, Кинематический расчет привода;

Рассчитаем шпонку для крепления шкива на быстроходном валу:

Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода

Рассчитаем шпонку для крепления зубчатого колеса на тихоходном валу:

Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода

Рассчитаем шпонку для крепления муфты на тихоходном валу:

Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода

Кинематический расчет привода


10. Назначение посадок сопряжений деталей привода


Номинальным размером называют размер изделия, полученный по расчёту или выбранный по конструктивным соображениям. Изготовленные изделия всегда имеют некоторые отклонения от начального размера.

Для того, чтобы изделие отвечало своему целевому назначению, его размеры должны выдерживаться между двумя допустимыми предельными размерами, разность которых образует допуск.

Зону между наибольшими и наименьшими предельными размерами называют полем допуска.

К различным соединениям предъявляют неодинаковые требования к условиям точности. Поэтому система допусков содержит 19 квалитетов: 01, 0, 1, 2,…, 17 (в порядке убывания точности). Характер соединения деталей называют посадкой. Посадку характеризует разность размеров деталей до сборки. Посадки могут обеспечить в соединении зазор и натяг. Посадки характеризуются наибольшими зазорами Smax и натягом Nmax.

Деталь, у которой положение поля допуска остаётся без изменения и не зависит от вида посадки, называют основной деталью системы. Если этой деталью является отверстие, то соединение выполнено в системе отверстия.

Основные отклонения обозначают буквами латинского алфавита:

- для отверстий:--прописными А, В, С и т.д.

- для валов—строчными а, в, с и т.д.

Преимущественно назначают посадки в системе отверстия с основным отверстием Н, у которого ЕУ = 0.

Для посадок с зазором рекомендуют применять неосновные валы t, g, h; для переходных посадок—js, r, m, n; для посадок с натягом—h, r, s.

С учётом рекомендаций табл. 14.10., для соединения ступиц зубчатых колёс назначаем посадку Н7/r6, посадки распорных колец на вал E9/к6, посадку внутренних колец подшипников на вал К6, посадку наружных колец Н7, посадку манжет D11/d9.

Допуск формы и расположения поверхностей указываем условными обозначениями по ГОСТ 2.308-79.

Шероховатость поверхностей по ГОСТ 2788-73.

Ra — среднее арифметическое отклонение профиля.

Rz — высота неровностей профиля по 10 точкам.

Rmax — наибольшая высота неровностей профиля.

Параметр Ra является основным для деталей в машиностроении. Шероховатость Ra(мкм) рекомендуется:

1,6 — торцы валов для базирования;

3,2; 1,6 — поверхности рабочие на шпоночных пазах вала и ступицы;

0,8; 1,25 — поверхности валов под подшипники и ступицы зубчатых колёс, муфт, шкивов.

0,4; 0,63 — поверхности валов под резиновые манжеты;

6,3 — нерабочие поверхности.


11. Описание способа смазки передач и подшипников привода


11.1 Смазывание зубчатого зацепления


Так как у нас редуктор общего назначения и окружная скорость не превышает 12,5 м/с, то принимаем картерную смазку. Подберем масло для смазывания по формуле приложения [4], c.130.


υ=ω∙d/2 = 51∙0,064/2 = 1,78, м/с


Тогда по таблицам 8.1 и 8.3 выбираем масло индустриальное И-40 А.

Количество масла примерно 1 л. Контроль уровня масла осуществляется при помощи жезлового маслоуказателя. Для замены масла в корпусе предусмотрено сливное отверстие, закрываемое пробкой с цилиндрической резьбой. Внутренняя полость корпуса сообщается с внешней средой посредством установленной на крышку отдушины. Заливка масла осуществляется путем снятия крышки корпуса.


11.2 Смазывание подшипников


Для смазывания конических подшипников принимаем жидкие материалы. Смазывание происходит за счет смазывания зубчатых колес окунанием, разбрызгивания масла, образования масляного тумана и растекания масла по валам. Для этого полость подшипника выполняется открытой внутрь корпуса.


12. Описание порядка сборки редуктора привода


Детали выполняются по требованиям чертежей и технологических корт, перед сборкой детали должны быть проверены и приняты ОТК. Все детали, поступающие на сборку, не должны иметь заусенцев и пройти промывку от загрязнения.

Сборка редуктора производится в два этапа. Сначала формируются сборные единицы отдельных валов, а затем сборные детали с валами и подшипниками устанавливаем в соответствующие гнёзда расточек под подшипники в корпусе редуктора и закрываем крышкой редуктора, соединяем корпусные детали двумя штифтами, которые были установлены ещё до расточки гнёзд под подшипники. Установка этих штифтов гарантирует правильность сборки. Поверхности стыка корпуса и крышки редуктора перед сборкой покрывают пастой "Герметик". Корпусные детали должны быть очищены, промыты, высушены, и покрыты изнутри маслостойкой краской. Соединяются корпус с крышкой редуктора при помощи стяжных болтов, пружинных шайб и гаек, с соблюдением последовательности.

На ведомый вал насаживают конические подшипники, предварительно нагретые в масле до 80–100 оС; в ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала, затем надевают распорное кольцо и устанавливают подшипники, предварительно нагретые в масле.

Ведущий вал-шестерня устанавливается в корпус через отверстие под подшипник.

Для нормальной работы подшипников следует обеспечить легкое и свободное вращение подвижных элементов подшипников и в тоже время отсутствие излишне больших зазоров. Это обеспечивается с помощью регулировки подшипников, для чего применяют наборы тонких металлических прокладок, устанавливаемых под фланцы крышек подшипников.

Собранные валы укладывают в корпус редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу.

После этого на ведомый вал надевают распорное кольцо, в

подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки.

Перед постановкой сквозных крышек устанавливают манжеты, пропитанные горячим маслом. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников и закрепляют крышки винтами.

Далее на конец ведомого вала в шпоночную канавку, устанавливают муфту и закрепляют ее торцовым креплением.

Устанавливают маслоуказатель, заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой, закрепляют крышку болтами.

Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытаниям, устанавливаемые техническими условиями.


Список литературы


1. А.В. Кузьмин, И.М. Чернин, Б.С. Козинцов. Расчеты деталей машин /Справочное пособие/. – Минск: Высшая школа, 1986 г.

2. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. – М.: Высшая школа, 1991 г.

3. Курсовое проектирование деталей машин / Чернявский С.А. и др./ – М.: Машиностроение, 1987 г.

4. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. М.: Высшая школа, 1984 г.

5. Кузьмин А.В. Расчеты деталей машин /Справочное пособие/. – Мн.: Высшая школа, 1986 г.

6. Прикладная механика /под. ред. проф. Скойбеды А.Т./ – Мн.: Высшая школа, 1997 г.

7. Дунаев П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин. М.: Высшая школа, 1978 г.

Похожие работы:

  1. • Кинематический расчет привода ленточного ...
  2. • Энергетический и кинематический расчет привода
  3. • Кинематический расчет привода
  4. • Кинематический расчет привода
  5. • Кинематический расчет привода
  6. • Энергетический и кинематический расчеты редуктора ...
  7. • Энергетический и кинематический расчет привода
  8. • Привод электродвигателя
  9. • Модернизация привода главного движения станка модели ...
  10. • Проектирование привода коробки скоростей ...
  11. • Разработка электромеханического привода подачи станка ...
  12. • Разработка электромеханического привода подачи станка ...
  13. • Расчет привода с трехступенчатым редуктором
  14. • Проектирование привода общего назначения
  15. • Проектирование привода ленточного конвейера
  16. • Разработка привода цепного транспортера
  17. • Расчет вертикально-фрезерного станка
  18. • Шнековый пресс ВПО-20А
  19. • Расчет и проектирование привода ленточного конвейера
Рефетека ру refoteka@gmail.com