Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала

Содержание


1. Исходные данные

2. Постановка задачи

3. Задание:

4. Расчет и выбор посадок подшипников скольжения.

4.1 Теоретические сведения

4.2 Расчет и выбор посадок подшипников скольжения

5. Расчет и выбор посадок с натягом для соединения зубчатого венца со ступицей

6. Расчет и выбор переходных посадок для соединения червячного колеса с валом

7. Размерный анализ

8. Расчет параметрического ряда

9. Вывод


1. Исходные данные


Исходными данными являются:

конструкция механизма, задаваемая сборочным чертежом;

номинальные размеры деталей, подлежащих расчёту соединений, определяемые по сборочному чертежу с учётом масштаба изображения; масштаб изображения в свою очередь определяется заданием одного из размеров – диаметра шейки вала в подшипнике скольжения с заданным обозначением;

нагрузочные параметры и условия работы;

диапазон и число членов параметрического ряда механизма;

материал зубчатого венца – бронза, ступицы червячного колеса – чугун.


2. Постановка задачи


Совершенство конструкции машин и механизмов во многом зависит от обоснованности решений по вопросам характера соединений (посадки) и точности геометрических параметров деталей, которые непосредственно влияют на надежность, мощность, производительность и другие эксплуатационные показатели машин и механизмов в целом. Вместе с тем требования по точности размеров деталей влияют на производительность и экономичность процессов их обработки при изготовлении. Поэтому решения по указанным вопросам должны быть обоснованными и учитывать как требования по качеству изделий, так и технические требования. В теории взаимозаменяемости разработаны расчетные методы обоснования таких решений, применяемые в курсовой работе. Вместе с методическими указаниями студенту выдаются два чертежа-копии – сборочный чертеж механизма и чертеж детали.

3. Задание:


1. Рассчитать и выбрать посадки для следующих соединений заданного на чертеже механизма:

соединение вала червячного колеса с отверстием вкладыша подшипника скольжения или соединения подшипника качения по внутреннему кольцу с валом червяка и наружного кольца с отверстием в корпусе;

соединение зубчатого венца червячного колеса со ступицей;

соединение червячного колеса с валом.

2. Рассчитать допуски заданной ниже размерной цепи, участвующей в обеспечении допуска на смещение средней плоскости червячного колеса: выявить производные размерные цепи.

Допуск на смещение средней плоскости червячного зацепления задать в технических требованиях на сборочном чертеже.

3. На чертеже вала червячного колеса задать допуски:

на размеры (условными обозначениями);

на отклонения расположения поверхностей (отклонение от соосности опорных поверхностей вала относительно посадочной поверхности вала под червячное колесо);

на отклонения формы поверхностей (отклонение от круглости опорных и посадочных поверхностей вала);

на шероховатость.

4. Рассчитать и построить на основе предпочтительных чисел параметрический ряд по мощности механизмов данного типа.

Ниже приведены методические указания по решению поставленных задач.


Вариант № 12
Диаметр вала в подшипнике скольжения, мм 90
Частота вращения вала, об/мин 2500
Нагрузка на подшипник РI, Н 500
Характер нагрузки – перегрузка, % 300
Марка смазки И – 20А

Крутящий момент на червячном колесе Мкр, НРасчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и валам

470
Условное обозначение подшипника качения 318
Степень точности передачи по ГОСТ 3675 - 81 8
Диапазон параметрического ряда, кВт 4 – 16
Число значений в ряду 12

4. Расчет и выбор посадок подшипников скольжения


4.1 Теоретические сведения


Исходное условие расчета интервала функциональных зазоров – необходимость обеспечения режима жидкостного трения. Это условие может быть записано в виде:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала (1)


где Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала- наименьшая толщина слоя смазки в подшипнике;

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала- наименьшая толщина слоя смазки, обеспечивающая режим жидкостного трения, т.е. надежное расклинивание поверхностей вала и вкладыша в процессе вращения.

Принимают:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


где Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала высота неровностей шероховатости поверхностей вала и вкладыша;

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и валакоэффициент запаса, обычно Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.

С учетом существующих методов обработки и функциональных требований к шероховатости поверхностей трения подшипников скольжения можно принять для поверхностей вкладышей (отверстий) значение параметра Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала в пределах от 1,5 до 6,3 мкм., для поверхностей вала – от 0,1 до 5,0 мкм.

Расчет наименьшего и наибольшего функциональных зазоров - Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала и Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, при которых исходное условие удовлетворяется, ведется методом последовательных приближений:

задаются ориентировочными значениями Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала и Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала;

если соотношение (1) не выполняется, ориентировочные значения зазоров необходимо изменить: Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - в сторону увеличения, Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала- в сторону уменьшения, и вновь проверяется соотношение (1). Процесс приближения повторяется до тех пор, пока условие жидкостного трения не будет выполнено.

для каждого из них вычисляется Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала и проверяется соотношение (1);

Другой путь - уменьшение шероховатости в разумных пределах. На первом этапе Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала и Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала принимаются из следующих соображений.

В пределе чисто геометрически


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


Но это соответствует неустановившемуся режиму работы, т. к. слой смазки лишен клиновидной формы. Обязательно должен быть эксцентриситет во взаимном положении вала и вкладыша.


Рис.1 зависимость Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


Поэтому на первом этапе можно принять:

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и валамкм. (предельное значение зазора, за которым расчетные зависимости не соблюдаются).

Действительная толщина слоя смазки при заданных зазорах определяется по выражению, получаемому из геометрических соотношений:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


где вместо Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала подставляется проверяемое значение зазора.

Относительный эксцентриситет Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала определяется по зависимости, связывающей Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала с коэффициентом нагруженности подшипника Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала и с относительными размерами подшипника Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.

При этом:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


где Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и валасреднее давление в подшипнике, Па.;


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


где Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала – нагрузка, Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала и Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала – длина и номинальный диаметр подшипника;

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - относительный зазор, Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.

Угловая скорость вращения вала (рад/с):


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала

где Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала- число оборотов вала в минуту;

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала- динамическая вязкость смазки, (ПаРасчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и валас):


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


где Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала- динамическая вязкость смазки при 50°С, Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала- температура смазки.

Можно принять:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и валапри Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


После определения границ интервала функциональных зазоровРасчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала приступают к выбору стандартной посадки.

Посадка выбирается по системе ЕСДП. Условия выбора посадки могут быть сформулированы следующим образом:

Целесообразность соблюдения принципа предпочтительности;

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, где S – зазоры стандартной посадки (необходимое условие);

С целью обеспечения наибольшего запаса на износ посадка по зазору должна быть близкой к нижней границе функциональных зазоров - Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала;

Должны быть учтены особенности применения посадок системы отверстия и посадок системы вала.


4.2 Расчет и выбор посадок подшипников скольжения


По таблице для смазочного масла И – 20А находим значение динамической вязкости при температуре Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала:

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала ПаРасчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и валас;

При расчете предельных значений функционального зазора принимаем:

температуру смазки при Sнаим.ф. – 100Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и валаС;

температуру смазки при Sнаиб.ф – 50Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и валаС.

Тогда динамическая вязкость смазки:

- при наименьшем функциональном зазоре

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и валаРасчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и валаРасчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала=0,015Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала (50/100)3=1,88 Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала10-3 ПаРасчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и валас;

- при наибольшем функциональном зазоре

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала0,02Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала(50/50)3=0,02 ПаРасчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и валас.

Угловая скорость вращения вала в подшипнике:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала=3,14Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала2500/30=261,6 рад/с.


Среднее давление в подшипнике:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала=500/(0,1053Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала0,09)=5,28Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала104 Па.


Наименьшая толщина слоя смазки в подшипнике, обеспечивающая режим жидкостного трения, т.е. надежное расклинивание поверхностей вала и вкладыша в процессе вращения:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.


Принимаем:

при условии обработки цапфы вала шлифованием Rz1=1,6 мкм;

при условии обработки вкладыша тонким растачиванием Rz2=3,2 мкм;

поправку на отклонение в условиях работы от заданных ha=2 мкм

коэффициент запаса k=2.

Тогда Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала2(1,6+3,2+2)=13,6 мкм.

Наименьший функциональный зазор Sнм.ф.=3Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала13,6=40,8 мкм.

Принимаем в качестве наибольшего функционального зазора Sнаиб.ф.=400 мкм (предельное значение зазора, за которым расчетные зависимости не соблюдаются).

Произведем проверочный расчет.

Для этого необходимо найти величину относительного зазора:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.


Найдем коэффициент нагруженности подшипника при зазоре, равном Sнаиб.ф:

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала=Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.

Учитывая то, что нагрузка на подшипник мала (500 Н), а также то, что Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, методом экстраполяции, исходя из таблицы 1 методических указаний, вычисляем Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, который получается приблизительно равен 0,015.

Тогда Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала=Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала=20,1 мкм;


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала 20,1>13,6


Коэффициент нагруженности при зазоре, равном 400 мкм:

Величина относительного зазора:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала;

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала0,1989;

Таким же методом вычисляемРасчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, получим: Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.

Тогда hнаим=(400/2)Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала (1-0,15)=170 мкм


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала 170>13,6


Таким образом, определен интервал функциональных зазоров:

Sнм.ф.=40,8 мкм

Sнб.ф.=400 мкм

Из числа рекомендуемых посадок, приведенных в приложении стандарта ГОСТ 25347 – 82 “ЕСДП”. Поля допусков и рекомендуемые посадки, выписываем предпочтительные посадки системы отверстия, зазоры которых удовлетворяют соотношению (1):

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала,

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала,

Из этих посадок выбираем посадку – Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, обеспечивающую наибольший запас на износ.

Поле допуска отверстия – Н7(+0,035).

Поле допуска вала – е8Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.

Наименьший зазор:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала мм;

Наибольший зазор:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала мм;


Запас на износ:

И=0,400-0,161=0,239мм.


Изобразим схему расположения полей допусков с указанием их обозначений и предельных отклонений:


5. Расчет и выбор посадок с натягом для соединения зубчатого венца со ступицей


Цель расчёта – определение интервала функциональных натягов Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала в соединении зубчатого венца со ступицей червячного колеса редуктора.

Исходные данные:

Номинальный диаметр соединения Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала

Длина соединения Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала

Диаметр отверстия в ступице Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала

Диаметр зубчатого венца под вкладышем Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала

Крутящий момент Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала

Наименьший функциональный натяг Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала определяется как наименьший расчетный натяг Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, рассчитываемый из условия передачи заданного крутящего момента Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала. При этом в полученный результат вводим две поправки:

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, где Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - поправка на смятие неровностей сопрягаемых поверхностей, Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - поправка на возможное ослабление натяга, обусловленное неравномерным расширением материалов соединяемых деталей при нагреве в процессе работы механизма.


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


где Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - коэффициент трения при относительном вращении деталей, равный 0,2; Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - модули упругости материала зубчатого венца и ступицы Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - коэффициенты Лямэ для зубчатого венца и ступицы, определяемые по формулам:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


где Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - коэффициенты Пуассона (для чугуна Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, а для бронзы Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала),

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала,

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.

Подставляем полученные значения и находим наименьший расчётный натяг:

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.

Для определения наименьшего функционального натяга необходимо рассчитать значение поправок.

Поправка, учитывающая смятие неровностей контактных поверхностей при сборке для материалов с различными механическими свойствами рассчитывается по следующей формуле:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


где Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - высота неровностей поверхности отверстия и вала (Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала); Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - коэффициенты, учитывающие высоту смятия неровностей втулки и вала (при механической заприсовке при нормальной температуре со смазочным материалом Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала).

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.

Вследствие отличия рабочих температур деталей от температуры при сборке, а также различия температурных коэффициентов линейного расширения материалов, натяг в соединении может меняться. Следовательно, требуется ввести поправку. Учитывая равенство рабочих температур соединяемых деталей, формула поправки имеет вид:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


где Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - номинальный диаметр соединения; Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - рабочая температура деталей; Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - температура при сборке соединения; Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - температурные коэффициенты линейного расширения деталей (спр. данные).

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.

Тогда Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.

Определим наибольший функциональный натяг Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


где Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - поправка, учитывающая неравномерность распределения удельного давления по длине соединения, равная 0,7;


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


где Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - допускаемое удельное давление, принимаемое по менее прочной детали – зубчатому венцу.

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


где Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - предел текучести материала деталей при растяжении (Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала).

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала

Таким образом, определен интервал функциональных интервалов:

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала

Стандартная посадка выбирается из системы ЕСДП (Единая система допусков и посадок), приведенной в справочной литературе или непосредственно в стандарте - ГОСТ 25347-82.

Условия выбора посадки с натягом:

Посадка выбирается по возможности из числа предпочтительных или рекомендуемых посадок основного отверстия (системы отверстия);

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, где Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - натяг выбираемой посадки;

Из числа посадок с натягом, удовлетворяющих второму условию, выбирается посадка с наибольшим натягом.

Часть допуска натяга Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, идущая в запас прочности при сборке соединения (технологический запас прочности), всегда должна быть меньше части допуска Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, обеспечивающей запас прочности соединения при эксплуатации, так как она обусловлена лишь возможным понижением прочности материала деталей и повышением усилий запрессовки, возникающим вследствие перекосов соединяемых деталей, колебания коэффициента трения и температуры. Для соединения ступицы и венца червячного колеса, втулок подшипников скольжения, предпочтительной посадкой является посадка Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала. Но в нашем случае характер нагрузки – перегрузка 300%, поэтому выбираем посадку Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


где Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала и Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - наименьший и наибольший натяги выбранной стандартной посадки.

Расположение полей допусков выбранной посадки имеет вид:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и валаРис. 2. Схема полей допусков посадки Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала

6. Расчет и выбор переходных посадок для соединения червячного колеса с валом


Переходные посадки используют в неподвижных разъемных соединениях для центрирования сменных деталей или деталей, которые при необходимости могут передвигаться вдоль вала. Эти посадки характеризуются малыми зазорами и натягами, что, как правило, позволяет собирать детали при небольших усилиях. Для гарантии неподвижности одной детали относительно другой соединения дополнительно крепят шпонками, топорными винтами и другими крепёжными средствами.

Переходные посадки предусмотрены только в квалитетах 4-8. Точность вала в этих посадках должна быть на один квалитет выше точности соединения.

Возможность обеспечения высокой точности центрирования сопрягаемых деталей и относительная легкость сборки соединений - характерные особенности переходных посадок. Таким требованиям должно отвечать соединение червячного колеса с валом. Здесь погрешность центрирования соединения, определяемая допустимым зазором, увеличивает фактическое значение одного из показателей точности червячной передачи – радиального биения зубчатого венца червячного колеса Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, которое ограничивается допуском Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.

Выбор переходных посадок определяется требуемыми точностью центрирования и легкостью сборки и разборки соединения. Точность центрирования определяется радиальным биением втулки на валу (или вала во втулке), возникающем при зазоре и одностороннем смещении вала в отверстии.

Расчет переходных посадок заключается в определении интервала функциональных, т.е. допустимых по условию работы, зазоров (натягов): Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.

При этом: наибольший зазор Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала определяется из условия обеспечения заданной точности центрирования соединения;

Погрешности формы и расположения поверхностей сопрягаемых, смятие неровностей, а также износ деталей при повторных сборках и разборках приводят к увеличению радиального биения, поэтому для компенсации указанных погрешностей, а также для создания запаса точности, наибольший допускаемый зазор в соединении необходимо определять по формуле:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


где Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - допуск радиального биения сопряженной с валом детали, Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - коэффициент запаса точности, Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала для 8 степени точности при диаметре червячного колеса Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала равен Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, тогда:

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


где Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - значение стандартной случайной величины, распределенной по нормальному закону и удовлетворяющей условию.

Легкость сборки и разборки соединений с переходными посадки, а также характер этих посадок определяются вероятностью получения в них зазоров и натягов.

при Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала

Здесь P – вероятность зазора в соединении, количественно характеризующая требование к легкости сборки.

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


По расчётным значениям выбирается стандартная посадка из условия:

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала , т.е. Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, где Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - значение зазора (натяга) выбранной стандартной посадки, которая не должна быть точнее 6-го квалитета.

При высоких требованиях к точности центрирования, а также при больших (особенно ударных) нагрузках и вибрациях назначают посадки с большим средним натягом, т.е. H/n, H,m. Чем чаще требуется разборка (сборка) узла и чем она сложнее и опаснее в смысле повреждения других деталей соединения (особенно подшипников качения), тем меньше должен быть натяг в соединении, т.е. следует назначать переходные посадки H/k, H/js.

Поле допуска отверстия H8 (+64)


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и валаРасчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


7. Размерный анализ


Размерный анализ заключается в выявлении размерных цепей и в расчете допусков размеров, входящих в их состав.

Для червячной передачи 8-ой степени точности с модулем Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала при межосевом расстоянии равным:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала,


По ГОСТ 3675-81 в разделе «Нормы точности контактирования» находим Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.


Номинальные размеры:

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала;

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала;

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала;

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала;

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - замыкающий размер Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - увеличивающие звенья. Звено Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала - уменьшающее.

Допуск замыкающего звена:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.

В зависимости от номинальных размеров составляющих звеньев находим значение единиц допусков:

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала

При расчете по методу максимума – минимума число единиц допуска получается равным:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.


Это значение соответствует, примерно, 9-му квалитету точности. Пусть резервным звеном является звено Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала, тогда:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала;

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала;

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала;


Находим отклонение резервного звена Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала;

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала;


Верхнее отклонение звена Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала:

Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.

Нижнее отклонение: Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.

По расчетным отклонениям звена Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.

Расчёты, найденные для звеньев отклонения не приведут к выходу размера замыкающего звена за пределы заданного допуска.

8. Расчет параметрического ряда


Расчет имеет целью установить и обозначить параметрический ряд редукторов. Параметрические ряды механизмов и машин устанавливаются на основе рядов предпочтительных чисел. Система предпочтительных чисел оформлена стандартом и основана на рекомендации ИСО.

Стандартизируемый параметр – мощность, кВт

Диапазон параметрического ряда – 4-16 кВт

Число членов ряда – 12.

Определяем расчетное значение знаменателя геометрической прогрессии параметрического ряда:


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала


Расчетному значению знаменателя наиболее близко соответствует стандартный ряд предпочтительных чисел Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала со знаменателем Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала.

Так как полного совпадения нет, то число членов параметрического ряда в указанном диапазоне будет несколько отличаться от заданного.

Таким образом, по таблице получаем следующие значения мощностей в параметрическом ряду:

50,00; 56,00; 63,00; 71,00; 80,00; 90,00; 100,00; 112,00; 125,00; 140,0; 160; 180,00; 200,00 кВт.

9. Вывод:


В ходе курсового проекта были выбраны стандартные посадки из системы ЕСДП (Единая система допусков и посадок) для соединения:

подшипника скольжения и цапфы вала;

венца червячного колеса и его ступицы;

ступица червячного колеса и вала.

Был сделан размерный анализ (который заключался в выявлении размерных цепей и в расчете допусков размеров входящих в их состав) и обозначен параметрический ряд редукторов.

Рефетека ру refoteka@gmail.com