Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Проектирование привода

Содержание


1. Техническое задание

1.1 Кинематическая схема механизма

1.2. Определение общего КПД привода

1.3 Определение общего передаточного числа

1.4 Выбор материала и определение допускаемых напряжений быстроходной ступени

1.5 Проектный расчет закрытой цилиндрической передачи быстроходной ступени

1.6 Выбор материала и определение допускаемых напряжений тихоходной ступени

1.7 Расчет коэффициентов нагрузки

1.8 Проектный расчет закрытой цилиндрической передачи тихоходной ступени

1.9 Расчет звёздочки тяговой цепи

1.10 Проверочный расчет тихоходного вала (наиболее нагруженного) на усталостную прочность и выносливость

1.11 Выбор муфт

1.12 Смазка зубчатых зацеплений и подшипников

1.13 Сборка редуктора

Список используемой литературы


1. Техническое задание


1.1 Кинематическая схема механизма


Проектирование привода


1.2. Определение общего КПД привода


Мощность необходимую для электродвигателя при постоянной нагрузке определяем по формуле:


Рпр = (Ft * V) / (nобщ *103),


где

Ft - 10000Н - окружное усилие,

V - 0.65м/с - скорость цепи,

nобщ - ообщий КПД привода.

Применим следующую формулу для определения общего КПД привода цепного транспортера:


nобщ=nм1*nб*nт *nм2=0,98*0,98*0,98*0,98=0,91, где


nм1=0,98 - КПД муфты 1

nб=0,98 - КПД быстроходной ступени

nтих=0,98 - КПД тихоходной ступени

nм2=0,98 - КПД муфты 2

4. Выбор электродвигателя

Значение используемых коэффициентов полезного действия найдем с помощью [1] табл.1.2


P’эл. дв = (10000*0.65) / (103 *0.91) = 7.1 кВт.


Воспользуемся [1], где по таблице 1.1 выбираем электродвигатель, который имеет наиболее близкие параметры по частоте вращения ротора nэл. дв=1000 об/мин и необходимой мощности


P’эл. дв=7,1кВт


Выбираем электродвигатель марки АИР160S8, для которого из этой таблицы выписываем технические характеристики: nэл. дв=727 мин -1, Рэл. дв=7.5 кВт.

Рассчитаем частоту вращения приводного вала ведущей звездочки цепной передачи, а так же значение диаметра звездочки по формулам:


nвых = (6*104 *V) / (p*z) = (6*104 *0.65) /3.14* (125*9) =34 мин - 1, где


V - 0.65м/с - скорость цепи

p - шаг звездочки

z - число зубьев звездочки

Мощность привода цепного конвейера:

Рпр = (Ft * V) /*103=10000*0.65/1000=6,5 кВт, где

Ft - 10000 Н - окружное усилие на звездочке

V - 0.65м/с - скорость цепи


1.3 Определение общего передаточного числа


Выбираем U=21,12

Uт=4,4

Uб=21,12/4,4=4,8

Определение мощности, частоты вращения и момента для каждого вала.


Таблица 1.

Р n Т

Р1=P’эл. дв. *nм1=7.5*0,98=

7,35 кВт

n1=nэл. дв. =727 мин -1

Т1=9550*Р1/n1=

9550*7.35/727=95,5 Нм

Р2=Р1*nбыстр=7,35*0,98= =7,2 кВт n2=n1/Uбыстр=727/4,8= =151 мин - 1

Т2=9550*Р2/n2=

9550*7,2/151=477,5 Нм

Р3=Р2*nпр=7,2*0,98= =7,05 кВт

n3=n2/Uпр=151/4,4=

=34 мин - 1

Т3=9550*Р3/n3=9550*7,05/34=1980 Нм
Р4=Р3*nт=7,05*0,98=6,91 n4= n3 =34 мин - 1 Т4=9550*Р4/n4=9550*6,91/34=1940 Нм

1.4 Выбор материала и определение допускаемых напряжений быстроходной ступени


Таблица 2.

Колесо Z2 Шестерня Z1

Сталь 40Х улучшение

НВ2=269…302

НВ2ср=285

σ T = 750 МПа

Сталь 40ХН улучшение, закалка зубьев ТВЧ

НRC=48…53

НRC1ср=50,5

σ T = 750 МПа


Определяем коэффициенты приведения. Реакцию с периодической нагрузкой заменяем на постоянный, эквивалентный по усталостному воздействию, используя коэффициент приведения КЕ.

КНЕ - коэффициент приведения для расчета на контактную прочность

КFЕ - коэффициент приведения для расчета на изгибающую прочность


КНЕ2=0,25

КFЕ2=0,14

КНЕ1=0,25

КFЕ1=0,1


Число циклов перемены напряжений.

NG - число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу выносливости.

NHG - число циклов перемены напряжений, для расчета на контактную выносливость.

(определяем по рис.4.3 [1])

NFG - число циклов перемены напряжений для расчета передачи на изгибную выносливость (принимаем независимо от твердости материала рабочих поверхностей зубьев)


NHG2=20*106

NFG2=4*106

NHG1=100*106

NFG1=4*106


Суммарное время работы передачи

t∑=24000 ч.

Суммарное число циклов нагружения.


N∑2= =60t∑*n2*nз2=60*24000*151=217,4*106

t∑ - суммарное время работы передачи

n2 - частота вращения колеса

nз2 - число вхождений в зацепление зубьев колеса за 1 оборот

N∑1=N∑2*U*nз1/nз2= =217,4*106*4,8=1043,7*106

N∑2 - суммарное число циклов нагружения колеса

nз1 - число вхождений в зацепление зубьев шестерни за 1 оборот


Эквивалентное число циклов перемены напряжения

А) контактная выносливость


NНЕ2=КНЕ2*N∑2= =0,25*217.4*106=54,4*106 NНЕ1=КНЕ1*N∑1= 0,25*1044*106=261*106

Сравним полученные значения NНЕ с табличным значением NНG:


NНЕ2=54,4*106>NHG2=20*106

Принимаем NHЕ=NHG2=20*106

NНЕ1=261*106>NHG1=100*106

Принимаем NHЕ1=NHG1=100*106


Б) изгибная выносливость


NFЕ2=КFЕ2*N∑2=0,14*217.4*106=

=30.4*106

NFЕ2=КFЕ2*N∑2=0,1*1044*106=

=104,4*106


Сравним полученные значения NFЕ с табличным значением NFG:


NFЕ2=30,4*10>NFG2=4*106


NFЕ1=104,4*106> NFG1=4*106

Принимаем NFЕ2= NFЕ1=NFG1=4*106


Определение предельных допускаемых напряжений для расчетов на прочность.

[σН] max и [σF] max - предельные допускаемые напряжения

σт - предел текучести материала


[σН] max2=2,8* σт=2,8*750=2100 МПа

[σF] max2=2,74*НВ2ср=2,74*285= 780Мпа

[σН] max1=40HRCпов=40*50.5=2020 МПа

[σF] max1=1430МПа


Определение допускаемых напряжений для расчета на контактную выносливость.


[σН] = [σ0] Н* (NHG/ NHE) 1/6< [σН] max, где


[σ0] Н - длительный предел контактной выносливости

[σН] - допускаемое контактное напряжение при неограниченном ресурсе

[σН] max - предельное допускаемое контактное напряжение

[σ0] Н2= (2*НВср+70) /SH [σ0] Н1= (17*НRCпов) /SH


[σ0] Н2= (2*285+70) /1.1=582 МПа

SH2=1.1

[σ] Н2=582 Мпа

[σ0] Н1= (17*50.5+200) /1.2=882 МПа

SH2=1.2

[σ] Н1=882 МПа


Так как разница твёрдостей HB1ср-НВ2ср=220Мпа>=70Мпа и НВ2ср=285Мпа<350Мпа то:


σН= ([σ] Н2+ [σ] Н1) *0.45=659Мпа, σН=1.23 [σ] Н2=716Мпа


За расчетное допускаемое напряжение принимаем меньшее из 2-х значений допускаемых напряжений

[σ] Нрасч=659МПа.

Определение допускаемых напряжений для расчета на изгибную выносливость.


[σ] F= [σ0] F* (4*106/ NFЕ) 1/9< [σ] Fmax, где [σ0] F=σ0F/SF


σ0F - длительный предел контактной выносливости, SF - коэффициент безопасности, [σ] F - допускаемое контактное напряжение, [σ] Fmax - предельное допускаемое контактное напряжение.


σ0F2=1,8*НВ2=1,8*248=513МПа

SF2=1,75

[σ0] F2=σ0F2/SF2= =513/1,75=293МПа

σ0F1=550МПа

SF1=1,75

[σ0] F1=σ0F1/SF1= =550/1,75=314МПа


За расчетное допускаемое напряжение принимаем меньшее из 2-х значений допускаемых напряжений колес или шестерни.


[σ] F2= (4*106/4*106) 1/6*293=

=293 МПа< [σ] Fmax=780Мпа

[σ] F1= (4*106/4*106) 1/6*314=

=314 МПа< [σ] Fmax=1430Мпа


8. Расчет коэффициентов нагрузки.

Коэффициент нагрузки находим по формулам:

При расчете на контактную выносливость


КН=КНβ*КНσ


При расчете на изгибную выносливость


КF=КFβ*КFυ,


Где КНβ и КFβ - коэффициент концентрации нагрузки по ширине зубчатого венца, КНυ и КFυ - коэффициент динамической нагрузки.

Для прирабатывающейся цилиндрической косозубой (шевронной) передачи значение Кβ определяется из выражения:


Кβ= Кβо (1-х) +х, где КНβо = 1 и КFβo=1


Ψa=0,25- коэффициент ширины зубчатого колеса передачи

U’ = 4,8- заданное передаточное число (+1) для внешнего зацепления.

Х=0,5 - коэффициент режима, учитывающий влияние режима работы передачи на приработку зубчатых колес.


КНβ=КНβо=1,КFβ=КFβo=1.


Значение коэффициента динамичности нагрузки Кυ выбираем по [1] таблице 5,6 и 5,7 в зависимости от окружной скорости, точности изготовления передачи и твердости рабочих поверхностей зубьев.

Для определения окружной скорости воспользуемся формулой:


V=n1/су* (T2/U2 * Ψa) 1/3=727/1600* (477,5/0,4*0.25) 1/3=1,9м/с, где


n1=727 мин -1 - частота вращения быстроходного вала редуктора

су=1600 - коэффициент учитывающий влияние термообработки на свойства материала зубчатого колеса

T2 - критический момент

U - заданное передаточное число

Ψa - коэффициент ширины зубчатого колеса передачи

Для вычисленной окружной скорости рекомендуется восьмая ступень точности, которую выбираем по [1] из таблицы 5,5


КНυ=1,02 и КFυ=1.06

КН=1*1.02=1.02

КF=1*1,06=1,06


1.5 Проектный расчет закрытой цилиндрической передачи быстроходной ступени


Основные размеры зубчатой передачи определяем из расчета на контактную выносливость.

Значение межосевого расстояния:


Проектирование привода, где


8500 - коэффициент определяемый выражением ZM ZH ZΣ0.7 (см. ГОСТ 21354-75 "Расчет на прочность")

Т2 - номинальный крутящий момент на валу колеса

U’ - заданное передаточное число

КН - коэффициент нагрузки при расчете на контактную выносливость

КНα - коэффициент учитывающий распределение нагрузки между зубьями ([1] Рис.6,2);

[σ] Н - допускаемое напряжение при расчете на контактную выносливость

Ψa = 0,4 - коэффициент ширины зубчатых колес передачи


Проектирование привода


Полученное значение α’ округляем до значения a=140 мм из ряда Ra 40 по ГОСТ 6636-69

Рабочая ширина венца.

Рабочая ширина колеса:


b2= Ψa*а=0,25*140=35 мм


Ширина шестерни:


b1=b2+3=38 мм


Модуль передачи.


Проектирование привода, принимаем

Проектирование привода

Проектирование привода

Проектирование привода


Полученное значение модуля m’n=1.4 округляем до ближайшего большего значения m=1.5 по ГОСТ 9563-60

Суммарное число зубьев и угол наклона зубьев.


βmin=arcsin (4mn/b2) =arcsin (4*1.5/35) =9,55o

Z’Σ=Z2+Z1=2*a*cos βmin/mn= (2*140*cos9,55) /1,5=184,32

ZΣ=184, Cosβ= ZΣ*mn/2a=184*1.5/2*140=0.9857

β=9,6>9,55=βmin


Число зубьев шестерни Z1 и колеса Z2.


Z’1=Z Σ/U’+1=184/4,8+1=30,345округляем до целого числа Z1=30

Z2= Z Σ - Z 1=184-30=154


Фактическое значение передаточного числа.


U= Z 2/ Z 1=154/30=5


Проверка зубьев колес на изгибную выносливость.

А) зуб колеса:


Проектирование привода, где


Т2 - номинальный крутящий момент на валу колеса, KF=1,06 - коэффициент нагрузки при расчете на изгибную выносливость, KFα=0,91 - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями ([1] Рис.6,2), YF2=3,61 - коэффициент формы зуба ([1] Рис.6,2)

Значение YF выбираем в зависимости от эквивалентного числа зубьев Zv.


Zv2=Z2/cos3β=154/cos39,6=160


Y β - коэффициент учитывающий наклон зуба, Y β = 1- (β/140) =1-0,072=0,931, b2 - рабочая ширина колеса, mn – модуль, а - межосевое расстояние, U - заданное передаточное число, [σ] F2=293 МПа - допускаемое напряжение при расчете на изгибную выносливость


σF2= (477,5*103*1,06*3,61*0,931*0,91*5,8) / (35*1.5*140*4,8) =222< [σ] F2=293Мпа


Б) зуб шестерни:


σF1= σF2*YF1/ YF2< [σ] F1, где


σF2 =222 МПа - напряжение при расчете зубьев на изгибную выносливость

YF1=3,4- коэффициент, учитывающий форму зуба

[σ] F1=314 МПа - допускаемое напряжение при расчете на изгибную выносливость


σF1=222*3,4/3,61=209МПа < [σ] F1=314Мпа


Определение диаметров делительных окружностей d.


d1=mn/cos β*Z1=1,5/0,986*30=45,6 мм

d2=mn/cos β*Z2=1,5/0,986*154=234,4мм


Выполним проверку полученных диаметров.


d2+ d1=2а

45,6+234,4=2*140=250 - верно


Диаметры окружностей вершин и зубьев и впадин зубьев df и da:


dа1= d1+2 mn=45,6+1,5*2=48,6мм

dа2= d2+2 mn=237,4мм

df1= d1-2,5mn=45,6+2,5*1,5=41,85мм

df4= d2-2,5 mn=234,4-2,5*1,5=230,65мм


Проверка возможности обеспечения принятых механических характеристик при термической обработки заготовок.

Шестерни проверяем по значениям D, а колеса по S.

Наружный диаметр заготовки шестерни:


D=da1+6=54,6 мм < D=125 мм


Толщина сечения обода колеса:

S=8m=8*1,5=12 мм < S=80 мм, следовательно требуемые механические характеристики могут быть получены при термической обработки заготовки.

Силы действующие на валы зубчатых колес.

Окружная сила:


Ft=2T2*103/d2=2*477,5*1000/234,4=4074H


Радиальная сила:


FR= Ft*tgαn/cosβ=4074*tg20o/cos9,6o=1482,5Н

Осевая сила: Fa= Fttgβ=4074* tg9,6=684Н


1.6 Выбор материала и определение допускаемых напряжений тихоходной ступени


Таблица 4.

Колесо Z4 Шестерня Z3

Сталь 40Х улучшение

НВ2=269…302

НВ2ср=285

σ T = 750 МПа

Сталь 40ХН улучшение, закалка зубьев ТВЧ

НRC=48…53

НRC1ср=50,5

σ T = 750 МПа


Определяем коэффициенты приведения. Реакцию с периодической нагрузкой заменяем на постоянный, эквивалентный по усталостному воздействию, используя коэффициент приведения КЕ.

КНЕ - коэффициент приведения для расчета на контактную прочность

КFЕ - коэффициент приведения для расчета на изгибающую прочность


КНЕ2=0,25

КFЕ2=0,14

КНЕ1=0,25

КFЕ1=0,1


Число циклов перемены напряжений.

NG - число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу выносливости. NHG - число циклов перемены напряжений, для расчета на контактную выносливость. (определяем по рис.4.3 [1]). NFG - число циклов перемены напряжений для расчета передачи на изгибную выносливость (принимаем независимо от твердости материала рабочих поверхностей зубьев)


NHG2=20*106

NFG2=4*106

NHG1=100*106

NFG1=4*106


Суммарное время работы передачи t∑=24000 ч.

Суммарное число циклов нагружения.


N∑2= =60t∑*n2*nз2=60*24000*34=49*106

t∑ - суммарное время работы передачи

n2 - частота вращения колеса

nз2 - число вхождений в зацепление зубьев колеса за 1 оборот

N∑1=N∑2*U*nз1/nз2= =49*106*4,4=215,6*106

N∑2 - суммарное число циклов нагружения колеса

nз1 - число вхождений в зацепление зубьев шестерни за 1 оборот


Эквивалентное число циклов перемены напряжения

А) контактная выносливость


NНЕ2=КНЕ2*N∑2= =0,25*49*106=12,25*106 NНЕ1=КНЕ1*N∑1= 0,25*215,6*106=54*106

Сравним полученные значения NНЕ с табличным значением NНG:


NНЕ2=12,25*106<NHG2=20*106

Принимаем NHЕ=12,25*106

NНЕ1=54*106<NHG1=100*106

Принимаем NHЕ1=54*106


Б) изгибная выносливость

NFЕ2=КFЕ2*N∑2=0,14*49*106=

=6.86*106

NFЕ2=КFЕ2*N∑2=0,1*215,6*106=

=21,56*106


Сравним полученные значения NFЕ с табличным значением NFG:


NFЕ2=6,86*10>NFG2=4*106


NFЕ1=21,56*106> NFG1=4*106

Принимаем NFЕ2= NFЕ1=NFG1=4*106


Определение предельных допускаемых напряжений для расчетов на прочность.

[σН] max и [σF] max - предельные допускаемые напряжения

σт - предел текучести материала


[σН] max2=2,8* σт=2,8*750=2100 МПа

[σF] max2=2,74*НВ2ср=2,74*285= 780Мпа

[σН] max1=40HRCпов=40*50.5=2020 МПа

[σF] max1=1430МПа


Определение допускаемых напряжений для расчета на контактную выносливость.


[σН] = [σ0] Н* (NHG/ NHE) 1/6< [σН] max, где


[σ0] Н - длительный предел контактной выносливости

[σН] - допускаемое контактное напряжение при неограниченном ресурсе

[σН] max - предельное допускаемое контактное напряжение


[σ0] Н2= (2*НВср+70) /SH [σ0] Н1= (17*НRCпов) /SH


[σ0] Н2= (2*285+70) /1.1=582 МПа

SH2=1.1

[σ] Н2=582* (20*106/12,25*106) 1/6=

=640 МПа

[σ0] Н1= (17*50.5+200) /1.2=882 МПа

SH2=1.2

[σ] Н1=882* (100*106/54*106) 1/6=

=979 МПа


Так как разница твёрдостей HB1ср-НВ2ср=220Мпа>=70Мпа и НВ2ср=285Мпа<350Мпа то:


σН= ([σ] Н2+ [σ] Н1) *0.45=729Мпа

σН=1.23 [σ] Н2=787Мпа


За расчетное допускаемое напряжение принимаем меньшее из 2-х значений допускаемых напряжений [σ] Нрасч=729МПа.

Определение допускаемых напряжений для расчета на изгибную выносливость.


[σ] F= [σ0] F* (4*106/ NFЕ) 1/9< [σ] Fmax, где

[σ0] F=σ0F/SF


σ0F - длительный предел контактной выносливости

SF - коэффициент безопасности

[σ] F - допускаемое контактное напряжение

[σ] Fmax - предельное допускаемое контактное напряжение


σ0F2=1,8*НВ2=1,8*248=513МПа

SF2=1,75

[σ0] F2=σ0F2/SF2= =513/1,75=293МПа

σ0F1=550МПа

SF1=1,75

[σ0] F1=σ0F1/SF1= =550/1,75=314МПа


За расчетное допускаемое напряжение принимаем меньшее из 2-х значений допускаемых напряжений колес или шестерни.


[σ] F2= (4*106/4*106) 1/6*293=

=293 МПа< [σ] Fmax=780Мпа

[σ] F1= (4*106/4*106) 1/6*314=

=314 МПа< [σ] Fmax=1430Мпа


1.7 Расчет коэффициентов нагрузки


Коэффициент нагрузки находим по формулам:

А) При расчете на контактную выносливость КН=КНβ*КНσ

Б) При расчете на изгибную выносливость КF=КFβ*КFυ, где

КНβ и КFβ - коэффициент концентрации нагрузки по ширине зубчатого венца. КНυ и КFυ - коэффициент динамической нагрузки

Относительная ширина шестерни:


b/d=0.5Ψa (U +1), где


Ψa=0,25 - коэффициент ширины зубчатого колеса передачи

U’ = 2,8- заданное передаточное число (+1) для внешнего зацепления


Кβ= Кβо (1-х) +х, где КНβо =1 и КFβo=1


Х=0,5 - коэффициент режима, учитывающий влияние режима работы передачи на приработку зубчатых колес.


b/d=0,5*0,4* (3,5+1) =0,9

КНβ= КНβо =1, КFβ= КFβo=1


Значение коэффициента динамичности нагрузки Кυ выбираем по [1] таблице 5,6 и 5,7 в зависимости от окружной скорости, точности изготовления передачи и твердости рабочих поверхностей зубьев.

Для определения окружной скорости воспользуемся формулой:


V=n2/су* (T3/U2 * Ψa) 1/3=151/1600* (1980/19,36*0.25) 1/3=0,7м/с, где


n3=151мин -1 - частота вращения промежуточного вала редуктора

су=1600 - коэффициент учитывающий влияние термообработки на свойства материала зубчатого колеса

T4 - критический момент

U - заданное передаточное число

Ψa - коэффициент ширины зубчатого колеса передачи

Для вычисленной окружной скорости рекомендуется восьмая ступень точности, которую выбираем по [1] из таблицы 5,5


КНυ=1,01 и КFυ=1.03

КН=1*1.01=1.01

КF=1*1,03=1,03


1.8 Проектный расчет закрытой цилиндрической передачи тихоходной ступени


Основные размеры зубчатой передачи определяем из расчета на контактную выносливость.

Значение межосевого расстояния:


Проектирование привода, где


8500 - коэффициент определяемый выражением ZM ZH ZΣ0.7 (см. ГОСТ 21354-75 "Расчет на прочность")

Т4 - номинальный крутящий момент на валу колеса

U’ - заданное передаточное число

КН - коэффициент нагрузки при расчете на контактную выносливость

КНα - коэффициент учитывающий распределение нагрузки между зубьями ([1] Рис.6,2);

[σ] Н - допускаемое напряжение при расчете на контактную выносливость

Ψa = 0,4 - коэффициент ширины зубчатых колес передачи


Проектирование приводамм


Полученное значение α’ округляем до значения a=210 мм из ряда Ra 40 по ГОСТ 6636-69. Рабочая ширина венца. Рабочая ширина колеса:


b2= Ψa*а=0,25*210=53 мм


Ширина шестерни:


b1=b2+3=56 мм


Модуль передачи.


Проектирование привода, принимаем

Проектирование привода

Проектирование привода

Проектирование приводамм


Полученное значение модуля m’n=2,5 округляем до ближайшего большего значения m=2,25по ГОСТ 9563-60

Суммарное число зубьев и угол наклона зубьев.


βmin=arcsin (4mn/b2) =arcsin (4*2,5/53) =7,18o

Z’Σ=Z6+Z5=2*a*cos βmin/mn=2*210*0,993/2,5=167

Cosβ= ZΣ*mn/2a=167*2,5/2*210=0.9848

β=10>7,18=βmin


Число зубьев шестерни Z3 и колеса Z4.


Z’3=Z Σ/U’+1=167/4,4+1= 29,1 округляем до целого числа Z5=29

Z4= Z Σ - Z 5=167-29=138


Фактическое значение передаточного числа.


U= Z 4/ Z 3=138/29=4,5


Проверка зубьев колес на изгибную выносливость.

А) зуб колеса:


Проектирование привода, где


Т4 - номинальный крутящий момент на валу колеса

KF=1.03 - коэффициент нагрузки при расчете на изгибную выносливость

KFα=0,91 - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями ([1] Рис.6,2)

YF4=3.61 - коэффициент формы зуба ([1] Рис.6,2)

YF3=3,7 - коэффициент формы зуба ([1] Рис.6,2)

Значение YF выбираем в зависимости от эквивалентного числа зубьев Zv


Zv4=Z4/cos3β=138/cos3 10=132


Y β - коэффициент учитывающий наклон зуба

Y β = 1- (β/140) =1-0,07 =0,93

b2 - рабочая ширина колеса

mn - модуль

а - межосевое расстояние

U - заданное передаточное число


[σ] F2=293 МПа - допускаемое напряжение при расчете на изгибную выносливость


σF6= (151*103*1,03*0,91*0,93*3,61* (4,5+1)) / (53*2,5*210*4,5) =78 < [σ] F6


Б) зуб шестерни:


σF3= σF*YF3/ YF4< [σ] F5, где


σF4 =78МПа - напряжение при расчете зубьев на изгибную выносливость

YF3=3,7 и YF4=3,61- коэффициенты, учитывающие форму зуба

[σ] F3=314 МПа - допускаемое напряжение при расчете на изгибную выносливость


σF3=78*3,7/3,61=80МПа < [σ] F5


Определение диаметров делительных окружностей d.


d3=mn/cos β*Z3=2,5/0.9848*29=71,6мм

d4=mn/cos β*Z4=2,5/0.9848*138=348,4мм


Выполним проверку полученных диаметров.


d4+ d3=2а

71,6+348,4=2*210=420 верно


Диаметры окружностей вершин и впадин зубьев df и da:


dа3= d5+2 mn=71,6+2*2,5=77,6мм

dа4= d6+2 mn=348,4+2*2,5=353,4мм

df3= d5-2,5 mn=71,6-2,5*2,5=65,35мм

df4= d6-2,5 mn=348,4-2*2,5=342,15 мм


Проверка возможности обеспечения принятых механических характеристик при термической обработке заготовок.

Шестерни проверяем по значениям D, а колеса по S.

Наружный диаметр заготовки шестерни:


d=da3+6=77,6+6=83,6 мм < D=125 мм


Толщина сечения обода колеса: S=8m=8*2,5=20мм < S=80 мм, следовательно требуемые механические характеристики могут быть получены при термической обработки заготовки.

Силы действующие на валы зубчатых колес.

Окружная сила:


Ft=2T4*103/d4=2*1980*1000/348,4=11366 H


Радиальная сила:


FR= Ft*tgαn/cosβ=11366*tg20o/cos10o=4136Н


Осевая сила:


Fa= Fttgβ=11366* tg10=1996Н

1.9 Расчет звёздочки тяговой цепи


Определим основные размеры звездочки для тяговой цепи:

Делительный диаметр:


Dд=P/ (sin180/Z);


P-шаг цепи; Z-число зубьев звёздочки.


Dд=125/ (sin180/9) =365.5мм;


Диаметр окружности выступов:


De=P (0,56+2,74-0,31/8,3) =409мм;


Диаметр окружности впадин:


Di=Dд - Dц;

Di=365,5-15=350,5мм.


Ширина зуба: b=0,75bвн=13,7мм;


1.10 Проверочный расчет тихоходного вала (наиболее нагруженного) на усталостную прочность и выносливость


Проведём расчёт тихоходного вала.


Проектирование привода


Проектирование приводаПроектирование приводаПроектирование приводаДействующие силы: Проектирование привода,Проектирование привода- окружные, Проектирование привода,- осевая, Проектирование привода,- радиальная, Проектирование привода - крутящий момент.


Проектирование привода,Проектирование привода,Проектирование привода,Проектирование привода, Проектирование привода,Проектирование привода.


Определим реакции опор в вертикальной плоскости.


1. Проектирование привода,

Проектирование привода,

Проектирование привода.


Отсюда находим, что Проектирование привода.


2. Проектирование привода,

Проектирование привода,

Проектирование привода. Получаем, что Проектирование привода.


Выполним проверку:


Проектирование привода, Проектирование привода, Проектирование привода,.


Следовательно вертикальные реакции найдены верно.

Определим реакции опор в горизонтальной плоскости.


3. Проектирование привода,

Проектирование привода,

Проектирование привода, получаем, что Проектирование привода.


4. Проектирование привода,

Проектирование привода,

Проектирование привода, отсюда Проектирование привода.


Проверим правильность нахождения горизонтальных реакций:


Проектирование привода, Проектирование привода, Проектирование привода,


По эпюре видно, что самое опасное сечение вала находится в точке Проектирование привода, причём моменты здесь будут иметь значения:


Проектирование привода, Проектирование привода.


Расчёт производим в форме проверки коэффициента запаса прочности Проектирование привода, значение которого можно принять Проектирование привода. При этом должно выполняться условие, что


Проектирование привода,


где Проектирование привода - расчётный коэффициент запаса прочности, Проектирование привода и Проектирование привода - коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям, которые определим ниже.

Найдём результирующий изгибающий момент, как


Проектирование привода.


Определим механические характеристики материала вала (Сталь 35ХМ) по табл.10.2 лит.3: Проектирование привода - временное сопротивление (предел прочности при растяжении); Проектирование привода и Проектирование привода - пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручении; Проектирование привода - коэффициент чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений. Определим отношение следующих величин (табл.10.9 лит.3):


Проектирование привода, Проектирование привода,


где Проектирование привода и Проектирование привода - эффективные коэффициенты концентрации напряжений, Проектирование привода - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения. Также по табл.10.4 лит.3 найдём значение коэффициента влияния шероховатости Проектирование привода и по табл.10.5 лит.3 коэффициент влияния поверхностного упрочнения Проектирование привода. Вычислим значения коэффициентов концентрации напряжений Проектирование привода и Проектирование привода для данного сечения вала:


Проектирование привода,

Проектирование привода.


Определим пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении:


Проектирование привода, Проектирование привода.


Рассчитаем осевой и полярный моменты сопротивления сечения вала:


Проектирование привода,


где Проектирование привода - расчётный диаметр вала.


Вычислим изгибное и касательное напряжение в опасном сечении по формулам:


Проектирование привода, Проектирование привода.


Определим коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:


Проектирование привода.


Для нахождения коэффициента запаса прочности по касательным напряжениям Проектирование привода определим следующие величины. Коэффициент влияния асимметрии цикла напряжений для данного сечения


Проектирование привода.


Среднее напряжение цикла Проектирование привода. Вычислим коэффициент запаса


Проектирование привода.


Найдём расчётное значение коэффициента запаса прочности и сравним его с допускаемым:


Проектирование привода - условие выполняется.


1.11 Выбор муфт


Для передачи крутящего момента от вала электродвигателя к быстроходному валу и предотвращения перекоса вала выбираем муфту. Наиболее подходит упругая втулочно-пальцевая муфта, крутящий момент передается пальцами и упругими втулками. Ее размеры стандартизированы и зависят от величины крутящего момента и диаметра вала.

Для соединения концов тихоходного и приводного вала и передачи крутящего момента использовать предохранительную муфту с разрушающим элементом, которая, также обеспечивает строгую соосность валов и защищает механизм от перегрузок. Размеры данной муфты выбираются по стандарту, они зависят от диаметра вала и величины передаваемого крутящего момента.


1.12 Смазка зубчатых зацеплений и подшипников


Смазочные материалы в машинах применяют с целью уменьшения интенсивности изнашивания, снижения сил трения, отвода от трущихся поверхностей теплоты, а также для предохранения деталей от коррозии. Снижение сил трения благодаря смазке обеспечивает повышение КПД машины, кроме того снижаются динамические нагрузки, увеличивается плавность и точность работы машины. Принимаем наиболее распространенное жидкое индустриальное масло И-Г-А-32.

Глубина погружения зубчатых колес в масло должно быть не менее 10 мм от вершин зубьев.


1.13 Сборка редуктора


Применим радиальную сборку конструкции выбранного редуктора. Корпус редуктора состоит из 2-х частей с разъемом в плоскости осей зубчатых колес. Части корпуса фиксируются одна относительно другой контрольными штифтами. Эта конструкция характеризуется сложностью механической обработки. Посадочное отверстие под подшипники валов обрабатываются в сборе при половинах корпуса, соединенных по предварительно обработанным поверхностям стыка, или раздельно в обеих половинах, с последующей чистовой обработкой поверхности стыка.

Список используемой литературы


М.Н. Иванов. Детали машин. М.: "Машиностроение", 1991.

П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов - Конструирование узлов и деталей машин. М.: "Высшая школа", 1985.

В.И. Анурьев - Справочник коструктора-машиностроителя, т.1. М.: "Машиностроение", 1980.

В.И. Анурьев - Справочник коструктора-машиностроителя, т.2. М.: "Машиностроение", 1980.

В.И. Анурьев - Справочник коструктора-машиностроителя, т.3. М.: "Машиностроение", 1980.

Похожие работы:

  1. • Проектирование привода общего назначения
  2. • Проектирование привода цепного конвейера
  3. • Проектирование привода ленточного конвейера
  4. • Проектирование привода ленточного транспортера
  5. • Проектирование привода к шнеку
  6. • Проектирование привода ленточного конвейера
  7. • Проектирование привода цепного транспортера
  8. • Проектирование привода технологического оборудования
  9. • Проектирование привода ленточного конвейера
  10. • Проектирование привода
  11. • Проектирование привода ленточного транспортёра
  12. • Проектирование привода к специальной установке
  13. • Проектирование привода к барабану гранулятора
  14. • Проектирование привода цепного транспортера
  15. • Проектирование привода к цепному конвейеру
  16. • Проектирование привода конвейера
  17. • Проектирование привода цепного транспортёра ...
  18. • Расчет и проектирование привода ленточного конвейера
  19. • Проектирование привода силовой установки
  20. • Проектирование привода силовой установки
Рефетека ру refoteka@gmail.com