Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Проектирование привода цепного конвейера

ДЕТАЛИ МАШИН


КУРСОВАЯ РАБОТА


Содержание


Введение

1 Техническое задание

1.1 Схема привода

1.2 Исходные данные

2 Кинематический и энергетический расчет привода

2.1 Общий КПД привода

2.2 Мощность потребляемая рабочим органом

2.3 Требуемая мощность электродвигателя

2.4 Частота вращения рабочего органа

2.5 Подбор электродвигателя

2.6 Передаточное число привода

2.7 Частоты вращения валов

2.8 Угловые скорости валов

2.9 Мощности передаваемые валами привода

2.10 Крутящие моменты на валах привода

3 Расчет редуктора

3.1 Выбор материала

3.2 Определение межосевого расстояния и модуля

3.3 Проверка скорости скольжения

3.4 Проверка прочности по контактным напряжениям

3.5 Проверка прочности на изгиб

3.6 Определение основных размеров

4 Расчет валов

4.1 Проектный расчет валов

4.2 Проверочный расчет тихоходного вала

4.3 Расчет вала на усталостную прочность

4.4 Расчет вала на статическую прочность

4.5 Проверка жесткости вала

5 Выбор подшипников качения

5.1 Проверочный расчет подшипников качения

5.2 Проверка подшипников качения по статической грузоподъемности

6 Расчет открытой зубчатой передачи

6.1 Подбор материала колес

6.2 Расчет модуля

6.3 Выбор основных параметров передачи

6.4 Проверка расчетных напряжений изгиба

7 Проверка. Расчет шпоночных соединений

8 Выбор муфт

9 Смазка редуктора

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Инженер-конструктор является творцом навой техники, и уровнем его творческой работы в большей степени определяются темпы научно-технического прогресса. Деятельность конструктора принадлежит к числу наиболее сложных проявлений человеческого разума. Решающая роль успеха при создании новой техники определяется тем, что заложено на чертеже конструктора. С развитием науки и техники проблемные вопросы решаются с учетом все возрастающего числа факторов базирующихся на данных различных наук. При выполнении проекта используются математические модели, базирующиеся на теоретических и экспериментальных исследованиях, относящихся к объемной и контактной прочности, материаловедению, теплотехнике, гидравлике, теории упругости, строительной механике. Широко используются сведения из курсов сопротивления материалов, теоретической механике, машиностроительного черчения и т.д. Все это способствует развитию самостоятельности и творческого подхода к поставленным проблемам.

В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует собственное производство редукторов общего назначения. Между тем в республике имеется ряд разработок, которые позволили бы организовать такое производство.

При выборе типа редуктора для привода рабочего органа (устройства) необходимо учитывать множество факторов, важнейшими из которых являются: значение и характер изменения нагрузки, требования к долговечности, надежность, КПД, масса и габаритные размеры, требования к уровню шума, стоимость изделия, эксплуатационные расходы.

Из всех видов передачи зубчатые передачи имеют наименьшие габариты, массу, стоимость и потери на трение. Коэффициент потери одной зубчатой пары при тщательном выполнении и надлежащей смазке не превышает обычно 0,01. зубчатые передачи в сравнении с другими механическими передачами обладают большей надежностью в работе, постоянством передаточного отношения из-за отсутствия проскальзывания, возможностью применения в широком диапазоне скоростей и передаточных отношений. Эти свойства обеспечили большое распространение зубчатых передач, они применяются для мощностей, начиная от ничтожно малых (в приборах) до измеряемых десятками тысяч киловатт. Передаваемые моменты достигают 5*106 Н*м. Диаметры колес, например в передачах на гребной винт судовых установок, доходят до 6 м.

К недостаткам зубчатых передач могут быть отнесены требования высокой точности изготовления и шум при работе со значительными скоростями.

Одной из целей выполненного проекта является развитие инженерного мышления, в том числе умение использовать предыдущий опыт, моделировать используя аналоги. Для курсового проекта предпочтительны объекты, которые не только хорошо распространены и имеют большое практическое значение, но и не подвержены в обозримом будущем моральному старению.

Существуют различные типы механических передач: цилиндрические и конические, с прямыми зубьями и косозубые, гипоидные, червячные, глобоидные, одно- и много поточные и т.д. Это рождает вопрос о выборе наиболее рационального варианта передачи. При выборе типа передачи руководствуются показателями, среди которых основными являются КПД, габаритные размеры, масса, плавность работы и вибронагруженность, технические требования, предпочитаемое количество изделий.

При выборе типов передач, вида зацепления, механических характеристик материалов необходимо учитывать, что затраты на материалы составляют значительную часть стоимости изделия: в редукторах общего назначения – 85%, в дорожных машинах – 75%, в автомобилях – 10% и т.д.

Поиск путей снижения массы проектируемых объектов является важнейшей предпосылкой дальнейшего прогресса, необходимым условием сбережения природных ресурсов. Большая часть вырабатываемой в настоящее время энергии приходится на механические передачи, поэтому их КПД в известной степени определяет эксплуатационные расходы.

Наиболее полно требования снижения массы и габаритных размеров удовлетворяет привод с использованием электродвигателя и редуктора с внешним зацеплением.

1 Технические данные


Спроектировать привод цепного конвейера.

Разработать:

1 Общий вид

2 Редуктор

3 Приводной вал со звездочками и подшипниками

4 Плиту и раму

5 Рабочие чертежи деталей


1.1 Схема привода

Проектирование привода цепного конвейера


А


электродвигатель

муфта упругая

редуктор

цилиндрическая открытая зубчатая передача

приводной вал со звездочками

1.2 Исходные данные

Тяговое усиление цепи F=80 кH

Скорость движения лентыV=0.3 м/c

Число зубьев звездочки Z=11

Шаг цепи P=250 мм

Срок службы редуктора 5 лет

6. Работа двухсменная

2Кинематический и энергетический расчет механического привода


2.1 Общий КПД привода


Проектирование привода цепного конвейера ,где:


Проектирование привода цепного конвейера-КПД червячной передачи (таб. 2.1.[1])

Проектирование привода цепного конвейера-КПД цилиндрической передачи

Проектирование привода цепного конвейера-КПД упругой муфты

Проектирование привода цепного конвейера-КПД подшипников каченя


2.2 Мощность потребляемая рабочим органом


Проектирование привода цепного конвейера


2.3 Требуемая мощность электродвигателя


Проектирование привода цепного конвейера


2.4 Частота вращения рабочего органа


Проектирование привода цепного конвейера


Желаемая частота вращения вала электродвигателя


Проектирование привода цепного конвейера

где: Проектирование привода цепного конвейера-ориентированное передаточное число привода


Проектирование привода цепного конвейера где,


Проектирование привода цепного конвейера- передаточное число червячной передачи

Проектирование привода цепного конвейера- передаточное число цилиндрической передачи


2.5 Подбор электродвигателя


По ГОСТ 19523-81 выбираем электродвигатель типа ИА 1325ВУЗ, у которого


Проектирование привода цепного конвейера


2.6 Передаточное число привода


Проектирование привода цепного конвейера


Так же Проектирование привода цепного конвейера

Должна выполняться проверка


Проектирование привода цепного конвейера

110,007Проектирование привода цепного конвейера110


2.7 Частоты вращения валов


Проектирование привода цепного конвейера

Проектирование привода цепного конвейера

Проектирование привода цепного конвейера

В результате выполняется проверка Проектирование привода цепного конвейера


2.8 Угловые скорости валов


Проектирование привода цепного конвейера

Проектирование привода цепного конвейера

Проектирование привода цепного конвейера


2.9 Мощности передаваемые валами привода


Проектирование привода цепного конвейера

Проектирование привода цепного конвейера

Проектирование привода цепного конвейера


2.10 Крутящие моменты на валах привода


Проектирование привода цепного конвейера

Проектирование привода цепного конвейера

Проектирование привода цепного конвейера


N вала частота вращения угловая скорость мощность крутящий момент

n, Проектирование привода цепного конвейера Проектирование привода цепного конвейераР, кВтТ, Нм

1 720 75,36 4 53

2 26,182 2,74 3,2 1167,9

36,545 0,685 3,1044531,39

3 Расчет редуктора


3.1 Выбор материала


В первом приближении оцениваем скорость скольжения


Проектирование привода цепного конвейера


По рекомендации §9,7 и таблиц 9 и [2] назначаем материал колеса БРА Ж9-4. У данного материала σПроектирование привода цепного конвейера=200МПа ; σПроектирование привода цепного конвейера=400МПа. Материал червяка сталь 40Х, закалка до 54HRC, витки после термообработки нужно шлифовать и полировать. При этом [σПроектирование привода цепного конвейера]=300-25Проектирование привода цепного конвейера=214,69 МПа. По рекомендации §9.1[2] назначаем q’=16 так же принимаем z1=2, тогда z2=z1U=55>28. В рекомендуемых пределах.

3.2 Определяем межосевое расстояние

Определяем модуль упругости


Проектирование привода цепного конвейера


где, Проектирование привода цепного конвейера- модули упругости материалов червяка колеса.


Проектирование привода цепного конвейера,


тогда межосевое расстояние


Проектирование привода цепного конвейера

Межосевое расстояние округляем по ряду Проектирование привода цепного конвейера40 и принимаем Проектирование привода цепного конвейера

По формуле 9.3[2] определяем модуль


Проектирование привода цепного конвейера


Округляем до стандартного ближайшего значения m=5. Далее находим необходимый коэффициент смещения


Проектирование привода цепного конвейера


3.3 Проверка скорости скольжения


Проектирование привода цепного конвейерагде Проектирование привода цепного конвейера- угол подъема винтовой линии, его можно найти из выражения [2]


Проектирование привода цепного конвейера по формуле 9.8 [2]


Проектирование привода цепного конвейера


Было принято 3,4 м/c –материал БРАЖ9-4 сохраняем. Сохраняем и [σПроектирование привода цепного конвейера].

3.4 Проверка прочности по контактным напряжениям

Прочность проверяем по формуле 9.16[2]


Проектирование привода цепного конвейера

Где α=20 ; Проектирование привода цепного конвейера где Проектирование привода цепного конвейера- коэффициент динамической нагрузки. Проектирование привода цепного конвейера - коэффициент концентрации нагрузки. Проектирование привода цепного конвейера-коэффициент учитывающий уменьшение длинны контактной линии. Проектирование привода цепного конвейера -торцовый коэффициент перекрытия в средней плоскости червячного колеса.


Проектирование привода цепного конвейера ,тогда:

Проектирование привода цепного конвейера


Прочность соблюдается


3.5 Проверка прочности на изгиб


Используем формулу 9.21


Проектирование привода цепного конвейера

Ширину червячного колеса определяем из выражения b=0.75d. Для определения диаметра окружности вершин определим


Проектирование привода цепного конвейера


По формуле §9.7 и таб. 9.4[2] определяем допускаемые напряжения изгиба.

Проектирование привода цепного конвейера


Зная все составляющие, проверяем прочность на изгиб.


Проектирование привода цепного конвейера


Ранее было принято Проектирование привода цепного конвейера. Таким образом запасы прочности достаточно большие.


3.6 Определение основных размеров


Проектирование привода цепного конвейера


диаметр окружности впадин червяка.

По таб. 9.1[2] ширина червяка:


Проектирование привода цепного конвейера


Учитывая примечание таб. 9.1[2] принимаем Проектирование привода цепного конвейера

Определяем размеры колеса.


Проектирование привода цепного конвейера

4 Расчет валов


4.1 Проектный расчет валов


Определяем расстояние между опорами.


Проектирование привода цепного конвейера


длинна ступицы червячного колеса

Х=10 мм – зазор между зубчатыми колесами и внутренними стенками корпуса редуктора.

W=100 мм – ширина стенки корпуса в месте установки подшипников. Определяем исходя из передаваемого момента Т2=1167,9 Нм. Определяем диаметр вала под шестерней.


Проектирование привода цепного конвейера


Принимаем диаметр вала под подшипниками Проектирование привода цепного конвейера


4.2 Проверочный расчет тихоходного вала


Определяем силы в зацеплении.


Проектирование привода цепного конвейера

Проектирование привода цепного конвейера


Определим реакции в эпюрах и строим эпюры изгибающих моментов, а также эпюры крутящих моментов.

Рассмотрим реакции от сил Проектирование привода цепного конвейера, действующих в вертикальной плоскости.

Сума проекций

Проектирование привода цепного конвейера


Сумма моментов


Проектирование привода цепного конвейера


Выражаем В1


В1=Fr/2-Fad/2l=11646.06/2-13250.073/2Ч0.2=5581.22 H


Реакция от сил Ft и Fм действующих в горизонтальной плоскости


A2+B2+Fм-Ft=0


Сумма моментов


Проектирование привода цепного конвейера

4.3 Расчет вала на усталостную прочность


Сечение I-I под шестерней и сечение II-II рядом с подшипником. Для I-I сечения изгибающий момент:


Проектирование привода цепного конвейера


По таб. 15.1[2], для шпоночного паза Проектирование привода цепного конвейера- эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении.

По графику рис. 15.5[2] определяем масштабный фактор Кd=0,62

По графику рис. 15.5[2] для шлифованного вала эффективный коэффициент концентрации напряжения Проектирование привода цепного конвейера.

По формулам 15.4[2] с учетом 15.5 принимаем по формуле 15.6 Проектирование привода цепного конвейера, Проектирование привода цепного конвейера-коэффициенты, корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости.


Проектирование привода цепного конвейера


где Проектирование привода цепного конвейера амплитуды постоянных составляющих циклов напряжений.

Запас сопротивлений усталости только по изгибу.


Проектирование привода цепного конвейера


Запас сопротивлений усталости только по кручению.


Проектирование привода цепного конвейера


Определим запас сопротивления усталости.


Проектирование привода цепного конвейера


Определяем запас сопротивления усталости II-II сечения, для этого определим изгибающий момент.


Проектирование привода цепного конвейера


Напряжение изгиба.


Проектирование привода цепного конвейера


Напряжение кручения.


Проектирование привода цепного конвейера

Принимаем радиус галтели r=2 мм

Определим запас сопротивления усталости, но сначала найдем

r/d=0,002/0.07=0.3

Проектирование привода цепного конвейера - коэффициенты концентрации напряжения при изгибе и кручении.


Проектирование привода цепного конвейера

Проектирование привода цепного конвейера

Проектирование привода цепного конвейера


Больше напряжено I-I сечение.


4.4 Расчет вала на статическую прочность


Проверяем статическую прочность при нагрузках – формула 15.8[2]. При

перегрузках напряжения удваиваются и для I-I сечения Проектирование привода цепного конвейера

Проектирование привода цепного конвейера

Определим допускаемое напряжение.


Проектирование привода цепного конвейера


Тогда эквивалентные напряжения.


Проектирование привода цепного конвейера


Условие прочности выполняется.

4.5 Проверка жесткости вала


Проектирование привода цепного конвейера


Прогиб в верхней плоскости от силы Fr


Проектирование привода цепного конвейера


От момента Ма прогиб равен нулю. Прогиб в горизонтальной плоскости от силы Fr и Fм


Проектирование привода цепного конвейера


Суммарный прогиб равен


Проектирование привода цепного конвейера


Допускаемый прогиб равен Проектирование привода цепного конвейера

Условие прочности и жесткости выполняется.

5 Выбор подшипников качения


Частота вращения вала в месте установки подшипников

Проектирование привода цепного конвейера допускается двукратные перегрузки, температура подшипника t<100 C.

Реакции опор:


Проектирование привода цепного конвейера


Учитывая сравнительно небольшую силу Fa, предварительно назначаем шариковые радиальные подшипники узкой средней серии, условное обозначение 314


Проектирование привода цепного конвейера


5.1 Проверочный расчет подшипников качения левой опоры


Проектирование привода цепного конвейера-эквивалентная нагрузка


где: Fa/C0=0,021 => l=0,21

Исходя из условия Fa/VFr=0,067<l=0,21

Выбираем Х=1 ; Y=1 – коэффициент радиальной и осевой нагрузок.


Проектирование привода цепного конвейера- коэффициент безопасности, Проектирование привода цепного конвейера- температурный коэффициент.


Проектирование привода цепного конвейера

Найдем динамическую грузоподъемность, если а1=1 – коэффициент учитывающий вероятность безотказной работы а2=1 ир=3


Проектирование привода цепного конвейера


Паспортное значение С превышает потребное. Целесообразно замена подшипника на легкую серию, условное обозначение 214 у которого С=618000 Н. Проверяем расчет Fa/C0=0,035 ; l=0,23. Т.к. Fa/VFr по прежнему меньше l, дальнейший расчет сохраняется.

5.2 Проверка подшипников качения по статической грузоподъемности

По формуле 16.33[2] Х0=0,6 ; Y0=0,5 – коэффициенты радиальной и осевой статических нагрузок. Учтем также двукратную нагрузку


Р0=2(Х0Fr+Y0Fa)=2(0,6 19933,894+0,5 1325)=25245,67 Н<C0=37500 H


Условие соблюдается.

6 Расчет открытой зубчатой передачи


6.1 Подбор материала колес


Ст.5 , твердость 170НВ , Проектирование привода цепного конвейера , термообработка – нормализация.

Контактные Проектирование привода цепного конвейера

Изгибные Проектирование привода цепного конвейера

Допускаемые изгибные напряжения


Проектирование привода цепного конвейера


где: YA- коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки

YN- коэффициент долговечности


6.2 Расчет модуля


Проектирование привода цепного конвейера


Проектирование привода цепного конвейера- коэффициент учитывающий форму зуба. Расчет производят для элемента пары “шестерня-колесо”, у которого меньшая величина Проектирование привода цепного конвейера


Проектирование привода цепного конвейера

Проектирование привода цепного конвейера- коэффициент ширины шестерни относительно ее диаметра

Проектирование привода цепного конвейера- коэффициент, учитывающий неровность распределения нагрузки по ширине венца Проектирование привода цепного конвейера

Проектирование привода цепного конвейера- коэффициент внешней диаметрической нагрузки.


Проектирование привода цепного конвейера


Принимаем Проектирование привода цепного конвейера в соответствии с ГОСТом.


6.3 Выбор основных параметров передачи


Определим диаметры зубчатых колес:

делительные Проектирование привода цепного конвейера

вершин зубьев Проектирование привода цепного конвейера

Межосевое расстояние Проектирование привода цепного конвейера

Ширины венцов зубчато колеса Проектирование привода цепного конвейера ; шестерни Проектирование привода цепного конвейера


6.4 Проверка расчетных напряжений изгиба


Проектирование привода цепного конвейера- окружная сила в зацеплении

Проектирование привода цепного конвейера - окружная скорость колес

Удельная окружная диаметрическая сила


Проектирование привода цепного конвейера


Проектирование привода цепного конвейера- коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля на динамическую нагрузку.

Проектирование привода цепного конвейера- коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса.


Проектирование привода цепного конвейера- удельная расчетная окружная сила.


Проектирование привода цепного конвейера- коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении.


Проектирование привода цепного конвейера- удельная расчетная окружная сила при изгибе зуба.


Расчетные напряжения изгиба зуба.


Проектирование привода цепного конвейера

7 Расчет шпоночных соединений


Рассчитываем шпонку, находящуюся на выходном конусе тихоходного вала.

Проектирование привода цепного конвейера


тогда произведем расчет шпоночного соединения на смятие.


Проектирование привода цепного конвейера


8 Выбор муфт


Муфты выбираем исходя из значений допускаемых крутящих моментов. Для соединения редуктора с валом электродвигателя принимаем муфту типа МУВП ГОСТ 20884-93 с крутящим моментом 0,55 Проектирование привода цепного конвейера. Так как в этом случаи электродвигатель является фланцевым, то муфта выбирается одна.

9 Смазка редуктора


Смазка осуществляется окунанием зубьев червячного колеса в масленую ванну. Оптимальный уровень масла составляет 4m (модуля) от начала червяка. Для смазки червячной передачи принимается масло повышенной вязкости. Вязкость масла рекомендуется выбирать в зависимости от скорости скольжения. Принимаем индустриальное масло ИОН ГОСТ 10799-75. Смазка подшипников качения осуществляется из общих масленых ванн соответственно.

Заключение


При выполнении курсового проекта по “Деталям машин” были закреплены знания, полученные за прошедший период обучения в таких дисциплинах как: теоретическая механика, сопротивление материалов, материаловедение.

Целью данного проекта является проектирование привода цепного конвейера, который состоит как из простых стандартных деталей, так и из деталей, форма и размеры которых определяются на основе конструкторских, технологических, экономических и других нормативов.

В ходе решения поставленной передо мной задачей, была освоена методика выбора элементов привода, получены навыки проектирования, позволяющие обеспечить необходимый технический уровень, надежность и долгий срок службы механизма.

Опыт и навыки, полученные в ходе выполнения курсового проекта, будут востребованы при выполнении, как курсовых проектов, так и дипломного проекта.

Можно отметить, что спроектированный редуктор обладает хорошими свойствами по всем показателям. Это видно из следующего:

Для изготовления червячного колеса назначаем материал БРАЖ9-4. У которой Проектирование привода цепного конвейера. Для изготовления червяка используем сталь 40Х, закалка 54HRC, витки нужно шлифовать и полировать. Данные материалы обладают удовлетворительными свойствами.

По результатам расчета на контактную выносливость действующие напряжения в зацеплении меньше допускаемых напряжений.

По результатам расчета по напряжениям изгиба действующие напряжения изгиба меньше допускаемых напряжений. Допускается перегрузка.

Расчет вала показал, что запас прочности больше допускаемого.

Необходимая динамическая грузоподъемность подшипников качения меньше паспортной.

При расчете был выбран электродвигатель модели 4А132S1343, который удовлетворяет требования.

Список использованных источников


Глаголев В.Б. “Детали машин. Проектирование механизмов и машин”. Методические указания по выполнению расчетно-графической работы №2 для студентов – Могилев: МГТУ. 2001-25с

Иванов М.И. “Детали машин”. Учебник для студентов вузов/под редакцией В.А. Филогенова. в-е изд. перераб – М: Высшая школа 1998-383с.

Детали машин проектирование : Учеб. пособ/ Л.В. Курмаз, А.Т. Скобейда – Мн : УП “Технопринт”,2001-290с.

Рефетека ру refoteka@gmail.com