Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Привод транспортера для перемещения грузов на склад

1.1 Название и назначение проектируемого привода


Привод ленточного транспортера.

Транспортер предназначен для перемещения штучных грузов на складе.


1.2 Краткое описание конструкции привода.


Привод – устройство, приводящее в движение механизм.

Привод ленточного транспортера состоит из:

- электродвигатель – предназначен для приведения механизма в действие

- муфта – используется для соединения отдельных узлов механизма (редуктора и барабана) в единую кинематическую цепь; обеспечивает компенсацию смещений соединительных валов (осевых, радиальных, угловых), улучшает динамические характеристики привода

- редуктор – предназначен для уменьшения угловой скорости и повышение вращающего момента

- клиноременная передача – предназначена для понижения частоты вращения

- барабан транспортера – предназначен для приведения в движение ленты привода


1.3 Условия эксплуатации привода


Режим работы с сильными рывками.

Работа 2 смены. Условия работы – на открытой площадке в теплое время года.


1.4 Определение ресурса привода.


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Привод транспортера для перемещения грузов на склад - срок службы привода в часах

Привод транспортера для перемещения грузов на склад - срок службы в годах

Привод транспортера для перемещения грузов на склад - коэффициент загрузки за смену

Привод транспортера для перемещения грузов на склад - количество смен


2. Кинематический расчет


2.1 Определение требуемой мощности двигателя


Мощность привода.


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


FПривод транспортера для перемещения грузов на склад- тяговая сила

Привод транспортера для перемещения грузов на склад- скорость ленты


2.2 Определение КПД привода.


Зубчатая цепная передача.


Привод транспортера для перемещения грузов на склад

2.3 Выбор типа электродвигателя


Выбираем электродвигатель из серии 4а.


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Принимаем Привод транспортера для перемещения грузов на склад


2.4 Определение передаточного числа привода.


Привод транспортера для перемещения грузов на складПривод транспортера для перемещения грузов на склад

Привод транспортера для перемещения грузов на склад


2.5 Разбивка передаточного числа привода по ступеням.


Передаточное число привода

uпр – передаточное число

n – частота вращения


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


№п/п Марка двигателя

Привод транспортера для перемещения грузов на склад(кВт)

Привод транспортера для перемещения грузов на склад(об/мин)

Привод транспортера для перемещения грузов на склад

1 160S2 15 2910 101,53
2 160S4 15 1455 50,76
3 160M6 15 970 33,84
4 180М8 15 731 25,50

uрп = 2…4

Принимаем uр п= 4


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Окончательно выбрали электродвигатель: 180М8 ГОСТ

Получили Привод транспортера для перемещения грузов на склад; Привод транспортера для перемещения грузов на склад


2.6 Определение на каждом валу привода частоты вращения, угловой скорости, мощности и вращающего момента.


Определяем мощность на валах


Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Найдем частоту вращения на валах:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Найдем угловую скорость


Привод транспортера для перемещения грузов на складПривод транспортера для перемещения грузов на склад


Найдем вращающие моменты на валах


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Вал n (об/мин)

Привод транспортера для перемещения грузов на склад (1/с)

Т (Н м)

Привод транспортера для перемещения грузов на склад (кВт)

1. Эл. двигателя 731 76,51 196,05 15
2.Быстроходный вал редуктора 188,75 19,13 752,7 14,4
3. Тихоходный вал редуктора 28,66 2,99 4672,24 13,97
4. Вал барабана 28,66 2,99 4531,77 13,55

3. Расчет закрытой передачи


3.1 Выбор материала и термообработки


Выбираем марку стали:

Материал шестерни:

Сталь 40ХН

Термообработка - улучшение и закалка ТВЧ

Твердость зубьев от 45 до 50 HRC

Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Материал зубчатого колеса:

Сталь 40ХН

Термообработка - улучшение

Твердость зубьев от 235 до 262 HB

Привод транспортера для перемещения грузов на склад


3.2 Определение допускаемых напряжений при расчете на контактную и изгибную усталостную прочность.


Расчет допускаемых контактных изгибных напряжений.

Средняя твердость зубьев:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад - для шестерни


Принимаем Привод транспортера для перемещения грузов на склад - для шестерни


Привод транспортера для перемещения грузов на склад - для колеса

Определим базу испытаний:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Привод транспортера для перемещения грузов на склад-базовое число циклов нагружений шестерни


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Привод транспортера для перемещения грузов на склад-базовое число циклов нагружений колеса


Привод транспортера для перемещения грузов на складПривод транспортера для перемещения грузов на склад- база испытаний


Привод транспортера для перемещения грузов на склад6


Привод транспортера для перемещения грузов на склад-действительное число циклов перемены напряжений колеса


Привод транспортера для перемещения грузов на склад7


Привод транспортера для перемещения грузов на склад-действительное число циклов перемены напряжений шестерни

Определим коэффициенты долговечности при расчете:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Привод транспортера для перемещения грузов на склад-коэффициент долговечности при расчете по контактным напряжений шестерни

Привод транспортера для перемещения грузов на склад-так как Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Привод транспортера для перемещения грузов на склад- коэффициент долговечности при расчете по контактным напряжений колеса

Привод транспортера для перемещения грузов на склад- коэффициент долговечности, так как Привод транспортера для перемещения грузов на склад>400000

Определим допускаемые напряжения:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Привод транспортера для перемещения грузов на склад-допускаемые напряжения колеса


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Привод транспортера для перемещения грузов на склад- допускаемые напряжения колеса


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Привод транспортера для перемещения грузов на склад- допускаемые напряжения шестерни

Привод транспортера для перемещения грузов на склад -допускаемые напряжения шестерни

Определим допускаемые контактные напряжения и напряжения изгиба:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Привод транспортера для перемещения грузов на склад-допускаемые контактные напряжения шестерни


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Привод транспортера для перемещения грузов на склад- допускаемые изгибные напряжения шестерни


Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Привод транспортера для перемещения грузов на склад - допускаемые контактные напряжения колеса


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Привод транспортера для перемещения грузов на склад - допускаемые изгибающие напряжения колеса

Определим допускаемое контактное напряжение:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Привод транспортера для перемещения грузов на склад - допускаемые контактные напряжения


3.3 Определение геометрических параметров передачи.


Межосевое расстояние.


Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Привод транспортера для перемещения грузов на склад - предварительное значение межосевого расстояния

Привод транспортера для перемещения грузов на склад - вращающий момент на шестерне

Привод транспортера для перемещения грузов на склад - передаточное число редуктора

К – коэффициент, зависящий от твердости поверхности зубьев шестерни и колеса

Вычисляем окружную скорость:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Выбираем степень точности зубчатой передачи.

Степень точности по ГОСТу 1643-81. Получили: 9 – передача низкой точности.

Уточняем предварительно найденное значение Привод транспортера для перемещения грузов на склад:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Принимаем: Привод транспортера для перемещения грузов на склад

где Привод транспортера для перемещения грузов на склад - коэффициент ширины = 0,315

Привод транспортера для перемещения грузов на склад = 410(мПа)

Привод транспортера для перемещения грузов на склад - коэффициент нагрузки


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Привод транспортера для перемещения грузов на склад - коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения = 1,02

Привод транспортера для перемещения грузов на склад - - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий


Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Предварительные основные размеры колеса.

Делительный диаметр колеса:

Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Принимаем: Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Ширина колеса:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Принимаем: Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Ширина шестерни:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Модуль передачи:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Привод транспортера для перемещения грузов на склад - максимально допустимый модуль

Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Привод транспортера для перемещения грузов на склад - минимальное значение модуля.

Принимаем m = 5.


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Привод транспортера для перемещения грузов на склад - коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения

Привод транспортера для перемещения грузов на склад - коэффициент, учитывающий влияние погрешностей

Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Привод транспортера для перемещения грузов на склад - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца.


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Принимаем m = 1(мм) при твердости ≤ 350 HB

Суммарное число зубьев и угол наклона.

Min-й угол наклона зубьев


Привод транспортера для перемещения грузов на склад0


Суммарное число зубьев


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Принимаем Zs=118.

Определяем действительное значение угла наклона зуба:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад0


Принимаем β=100

Число зубьев шестерни:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Принимаем Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Число зубьев колеса:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Фактическое передаточное число:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Делительный диаметр шестерни:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Принимаем Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Делительный диаметр колеса:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Диаметры Привод транспортера для перемещения грузов на склад и Привод транспортера для перемещения грузов на склад окружностей вершин и впадин зубьев колес внешнего зацепления:

шестерни:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Привод транспортера для перемещения грузов на склад


колеса:

Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Привод транспортера для перемещения грузов на склад


3.4 Определение сил в зацеплении.

- окружная


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


- радиальная


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


- осевая


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Сила обозначение Величина (Н)
Осевая

Привод транспортера для перемещения грузов на склад

3162
Радиальная

Привод транспортера для перемещения грузов на склад

6623
окружная

Привод транспортера для перемещения грузов на склад

17833

3.5 Проверочный расчет передачи на контактную и изгибную усталостную прочность.


Расчетное напряжение в зубьях колеса:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Привод транспортера для перемещения грузов на склад -коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Расчетное напряжение в зубьях шестерни:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Проверка зубьев колес по контактным напряжениям:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад

Привод транспортера для перемещения грузов на склад

4. Предварительный расчет валов.


4.1 Выбор материала и термообработки

Быстроходный вал - сталь 40ХН, улучшение и закалка ТВЧ

Тихоходный вал – сталь 45, нормализация.


4.2 Выбор конструкции вала, определение геометрических параметров.


1. Быстроходный вал с коническим концом:

d – диаметр вала

Привод транспортера для перемещения грузов на склад


t кон = 2,5

r = 3,5

r – координата фаски подшипника

dБП - диаметр буртика

Определим длину посадочного конца:


lмб = 1,5∙ d =1,5 ∙ 55 = 82,5 мм


Принимаем lмб = 85 мм.

Определим длину цилиндрического участка:


lц =0,15 ∙ d = 0,15 ∙ 55 = 8,25 мм


Принимаем lц =10 мм

Определим длину промежуточного участка:

lкб =1,4 ∙ dп = 1,4 ∙ 60 = 85 мм


Принимаем по таблице М36х3

Определим lр:


lр = 1,2 ∙ dр = 1,2 ∙ 36 = 43,2 мм


Принимаем lр = 45 мм

2. Тихоходный вал с коническим концом:

d – диаметр вала


Привод транспортера для перемещения грузов на склад

t кон = 2,9

r = 4


Определим диаметр посадочной поверхности для колеса:


d к ≥ 110 мм

d к =120 мм

d к ≥ d БП


Определим длину посадочного конца:


lМТ = 1,5 ∙ d = 1,5 ∙ 90 = 135 мм


Принимаем lМТ = 130 мм

Определим длину промежуточного участка:

lКТ =1,2 ∙ dП = 1,2 ∙ 95 = 114 мм


Принимаем lКТ =110 мм

Определим длину цилиндрического участка:


lц =0,15 ∙ d = ,015 ∙ 90 = 13,5 мм


Принимаем lц = 14 мм

Принимаем по таблице М64х4


Определим lр:


lр = 1,1 ∙ dр = 1,1 ∙ 64 = 70,4 мм


Принимаем lр = 70 мм


4.3 Выбор типа подшипников


Тихоходный вал – шариковые радиальные

Быстроходный вал – однорядные подшипники

5. Расчет долговечности подшипников


5.1 Выбор схемы установки подшипников, способ их закрепления на валу и в корпусе


Схема установки:

а) тихоходный вал – «враспф»

б) быстроходный вал – с одной плавающей опорой

Способ закрепления подшипников на валу и в корпусе зависит от величины и направления действующих нагрузок, частоты вращения, условий монтажа и демонтажа и т.д.


5.2 Составление расчетных схем для тихоходного вала и определение реакций в опорах


Из предыдущих расчетов имеем:


Привод транспортера для перемещения грузов на склад, Привод транспортера для перемещения грузов на склад, Привод транспортера для перемещения грузов на склад, Привод транспортера для перемещения грузов на склад, l1 = 69 (мм)


Реакции опор:

1. в плоскости XDZ:


∑М1 = 0; RX2 ∙ 2 l1 - Ft ∙ l1 = 0; RX2 = Ft /2 = 17833/2 = 8916,5 Н

∑М2 = 0; - RX1 ∙ 2 l1 - Ft ∙ l1 = 0; RX1 = Ft /2 = 17833/2 = 8916,5 Н


Проверка: ∑X = 0; RX1 + RX2 - Ft = 0; 0 = 0

2. в плоскости YOZ:


∑М1 = 0; Fr ∙ l1 + Fa ∙ d2/2 – Ry2 ∙ 2 l1 = 0; в

Ry2 = (Fr ∙ l1 + Fa ∙ d2/2)/ 2 l1 ;Н

Ry2 = (Fr ∙ 69 + Fa ∙ d2/2)/ 2 ∙ 69 = 9314,7 Н

∑М2 = 0; - R y1 ∙ 2 l1 + Fa ∙ d2/2 – Fr ∙ l1 = 0;

R y1 = (Fa ∙ d2/2 - Fr ∙ l1)/ 2 l1 ;Н

R y1 = (Fa ∙ 524/2 - Fr ∙ 69)/ 2 ∙ 69 = 2691,7 Н

Проверка: ∑Y = 0; - Ry1 + Ry2 – Fr = 0; 0 = 0


Суммарные реакции опор:


Pr1 = √ R2X1 + R2Y1;Н

Pr1 = √ 8916,5 2 + 2691,72 = 9313,9 Н

Pr2 = √ R2X2 + R2Y2;Н

Pr2 = √ 8916,5 2 + 9314,72 = 12894,5 Н


Выбираем подшипники по более нагруженной опоре Z.

Принимаем шариковые радиальные подшипники 219 легкой серии:


D = 170 мм; d = 95 мм; В = 32 мм; С = 108 кН; С0 = 95,6 кН.


5.3 Проверка долговечности подшипника

Определим отношение Fa/С0


Fa/С0 = 3162/95600 = 0,033


По таблице отношению Fa/С0 соответствует е = 0,25

Определим отношение Fa/VFr

V = 1

V – коэффициент при вращении внутреннего кольца


Fa/VFr = 3162/6623 = 0,47

Определим эквивалентную нагрузку


Р = (x ∙ V ∙ Fr + YFa) ∙ Kσ ∙ KT; Н


Kσ = 1,8

Kσ – коэффициент безопасности

KT = 1

KT – температурный коэффициент

Y = 1,78

X = 0,56


Р = (0,56 ∙ 1 ∙ 6623 + 1,78 3162) ∙ 1,8 ∙1= 16807 Н


Определим расчетную долговечность в млн.об.

L = (С/Р)3 млн.об.

L = (108000/16807)3 млн.об.

Определим расчетную долговечность в часах


Lh1 = L ∙ 106/60 ∙ n3; ч

Lh1 = 265 ∙ 106/60 ∙ 2866 = 154 ∙103 ч

Lh1 ≥ 10 ∙ 103

154 ∙103 ≥ 10 ∙103


5.4 Оценка пригодности выбранных подшипников


Оценка пригодности выбранных подшипников


Lh1 ≥ Lh

154 ∙103 ≥ 17987,2

154000 ≥ 17987,2

6. Конструирование элементов передачи


6.1 Выбор конструкции


Зубчатое колесо – кованое, форма – плоское

Шестерня выполнена за одно целое с валом


6.2 Расчет размеров


1. шестерня

Её размеры определены выше


Привод транспортера для перемещения грузов на склад, Привод транспортера для перемещения грузов на склад, Привод транспортера для перемещения грузов на склад


2. колесо

Его размеры определены выше


Привод транспортера для перемещения грузов на склад, Привод транспортера для перемещения грузов на склад, Привод транспортера для перемещения грузов на склад


Определим диаметр ступицы:


dст = 1,6 ∙ dк; мм

dст = 1,6 ∙ 120 = 192 мм


Принимаем dст = 200 мм

Определим длину ступицы:


lст = (1,2 ч1,5) ∙ dк; мм

lст = (1,2 ч1,5) ∙ 120 = 144 ч180 мм

Т.к. lст ≤ b2, принимаем lст = 95 мм

Определим толщину обода:


δ0 = (2,5 ч 4) ∙m ; мм

δ0 = (2,5 ч 4) ∙5 = 12,5 ч 20 мм


Принимаем δ0 = 16 мм

Определим толщину диска:


С = 0,3 ∙ b2; мм

С = 0,3 ∙ 95 = 28,5 мм


Принимаем С = 30 мм


7. Расчет открытой передачи


7.1 Определение основных параметров передачи


Т.к. n1 = 732 об/мин, Р = 15 кВт, то выбираем сечение ремня В

Определим диаметр меньшего шкива:


d1 = (3ч4)3√Т1 ; мм

d1 = (3ч4)3√196,05 ∙ 103 = 232,4 мм


Принимаем d1 = 200 мм

Определим диаметр большего шкива:


d2 = Uрп ∙ d1 ∙ (1-ε); мм


Uрп = 4

ε = 0,015

ε – относительное скольжение ремня


d2 = 4 ∙ d1 ∙ (1-0,015) = 788 мм


Принимаем d2 = 800 мм

Определим уточненное передаточное значение:


i = d2/ d1(1- ε)

i = d2/ d1(1- 0,015) = 800/200(1- 0,015) = 4


Определим межосевое расстояние в интервале (аmin;аmax)


аmin = 0,55 (d1 + d2)+Т0

аmax = d1 + d2

Т0 = 13,5 мм


Т0 – высота сечения ремня


аmin = 0,55 (d1 + d2)+Т0 = 563 мм

аmax = d1 + d2 = 1000 мм


Принимаем а = 700 мм

Определим длину ремня:


L = 2а ∙ 0,5π(d1 + d2) + (d1 - d2)2/4а; мм

Lmin = 2а ∙ 0,5π(d1 + d2) + (d1 - d2)2/4а = 2824,57 мм

Lmax = 2а ∙ 0,5π(d1 + d2) + (d1 - d2)2/4а = 3698,57 мм


Принимаем Lp = 3500 мм

Определим w:


w = 0,5π(d1 + d2); мм

w = 0,5π(d1 + d2) =1570 мм2


Определим y:


y = (d2 – d1)2 ; мм

y = (d2 – d1)2 =360000мм2


Определим уточненное межосевое расстояние:


а = 0,25 ∙ [(Lp-w) + √(Lp-w)2-2 y]; мм

а = 0,25 ∙ [(3500-1570) + √(3500-1570)2-2 ∙ 360000]= 3663 мм


Определим угол обхвата:


α1 = 180-57 ∙ d2 – d1/а

α1 = 180-57 ∙ 800 - 200/3663 = 200


Определим число ремней:


Z = P ∙ CP/PO ∙ CL ∙ Cα ∙ CZ

PO = 5.83


PO – мощность, допускаемая для передачи одним ремнем

CL = 0,90

CL – коэффициент, учитывающий влияние длины ремня

CP = 1,3

CP – коэффициент режима работы

Cα = 0,91

Cα – коэффициент угла обхвата

CZ = 0,95

CZ – коэффициент, учитывающий число ремнец в передаче


Z = 15 ∙ 1,3/5,83 ∙ 0,90 ∙ 0,91 ∙ 0,95 = 4


Определим расчетную скорость ремня:


V = π ∙ d1∙ n1/60 = 3,14 ∙ 0,2 ∙ 731/60 = 8 м/с

Определим натяжение ветви ремня:


Fo = (850 ∙ P ∙ CP ∙ CL/z ∙ V ∙ Cα) + Ө ∙ V2 = 723 H


Ө - коэффициент, учитывающий центробежную силу

Ө = 0,3 Н∙с2/м2

Определим силу, действующую на вал:


Fв = 2 ∙ Fo ∙ Z ∙ sin α1/2 = 1729 H


Определим ширину обода шкивов:


В = (Z-1) e +2f ; мм

е = 25,5

f =17

В = (4-1) 25,5 +2∙17 = 110 мм


Определим основные размеры шкива

d = 200 мм

а) толщина обода у края


S = 0,005 ∙ d + 3 = 4 мм


б) толщина диска


S1 = (0,8ч1) ∙ S = 3,2ч4 мм


Принимаем S1 = 3,6 мм

в) длина ступицы шкива

l ≤ В

lст = 85 мм

г) наружный диаметр ступицы


d1 = (1,8ч2) ∙ do = 86.4ч96 мм


do = 48 мм

do – диаметр отверстия

Принимаем d1 = 90 мм

Определим основные размеры шкива

d = 800 мм

а) толщина обода у края


S = 0,005 ∙ d + 3 = 7 мм


б) толщина выступа на внутренней стороне обода для плавного сопряжения его со спицами


е = S + 0,02В = 7 + 0,02 ∙ 85 = 8,7 мм


Принимаем е = 9 мм

в) у = 1

у – стрела выпуклости

г) оси эллипса в условном сечении спицы


h = 3√ 38 ∙ Fo ∙ d /z ∙[σu] мм


[σu]= 30 МПа

[σu] – допускаемое напряжение при изгибе

Z = 6

Z – число спиц

h = 3√ 38 ∙ 723 ∙ 800 /6 ∙ 30 = мм


д) размеры эллипса в сечении спицы близ обода

а = 0,4h = мм

h1 = 0,8h = мм

а1 = 0,8а = мм

е) длина ступицы шкива

l ≤ В

lст = 85 мм

ж) наружный диаметр ступицы


d1 = (1,8ч2) ∙ do = 100,8ч112 мм


do = 56 мм

do – диаметр отверстия

Принимаем d1 = 105 мм


7.2 Проверочный расчет передачи


Определим напряжение от растяжения


σ1 = Fo/S = 723/230 = 3,14 МПа


S = 230 мм2

S – площадь поперечного сечения ремня


Определим напряжение от изгиба ремня

Еu = 200 МПа

δ = толщина ремней

δ = 3 мм

δu = 200 ∙ 3/200 = 3 МПа


Определим напряжение от центробежной силы

σV = p ∙ V2 ∙10-6

p = 1200 кг/м3

p – плотность ремня


σV = 1200 ∙ 82 ∙10-6 = 0,08 МПа


Определим максимальное напряжение в сечении ремня


σmax = σ1+ σu + σV = 3,14 + 3 + 0,08 = 6,22 МПа

σmax ≤ 7 МПа

6,22 ≤ 7


Определим коэффициент, учитывающий влияние передаточного отношения


Сi = 1.5 3√Upn – 0.5 =


Определим рабочий ресурс передачи


Н0 = Nоу∙Lp∙(σ-1/σmax)8/60π ∙ d1∙ n1 ∙ Ci ∙ CH ; ч

Nоу = 4,7 ∙ 106


Nоу – базовое число циклов

σ-1 = 7 МПа

σ-1 – предел выносливости

CH =1

Н0 = (Nоу∙Lp∙(σ-1/σmax)/60π ∙ d1∙ n1 ) ∙ Ci ∙ CH = (4,7 ∙ 106 ∙ 3500 ∙(7/6,22)8/60∙3,14∙200∙731)1,7∙1 = ч

Н0 ≥ 1000 ч

8. Выбор соединительных муфт


Чтобы скомпенсировать возможную несоосность валов применяем муфту типа МУВП по ГОСТ 21424-75

Определим расчетный крутящий момент


Трасч = К ∙ Т3; Нм


К = 1,5

К – коэффициент, учитывающий характер работы муфты


Трасч = 1,5 ∙ 4672,24 = 7008,36 Нм

Трасч ≤ Ттабл


Принимаем муфту типа МУВП 4000-90-2,1 по ГОСТ 214240-75.

9. Расчет шпоночных соединений


9.1 Выбор материала и конструкции


Шпонки призматические с плоскими торцами.

Материал шпонок Ст45 нормализованная.


9.2 Проверка шпонки на прочность


σсм max = 2Т/d ∙ l (h-t1); МПа


[σсм] 100 МПа

[σсм] – допускаемое напряжение смятия при стальной ступице.

[σсм] 70 МПа

[σсм] – допускаемое напряжение смятия при чугунной ступице.

1. Тихоходный вал

а) зубчатое колесо (ступица-сталь)


d = 110 мм; b = 28 мм; h = 16 мм; S = 0,4ч0,6; t1 = 10 мм; t2 = 6,4 мм;

l = 70 мм.

σсм max = 2 ∙ 4672,24 ∙ 103/110 ∙ 70(16-10) = 202 МПа

σсм ≤ 100


Принимаем шпонку 28х16х70 ГОСТ 23360-78

б) муфта (ступица – чугун)


d = 95 мм; b = 28 мм; h = 16 мм; S = 0,4ч0,6; t1 = 10 мм; t2 = 6,4 мм;

l = 125 мм.

σсм max = 2 ∙ 4672,24 ∙ 103/125 ∙ 95(16-10) = 131 МПа

σсм ≤ 70

Принимаем шпонку 28х16х125 ГОСТ 23360-78


2. Быстроходный вал

а) шкив (ступица-чугун)


d = 56 мм; b = 16 мм; h = 10 мм; S = 0,25ч0,4; t1 = 6 мм; t2 = 4,3 мм;

l = 80 мм.

σсм max = 2 ∙ 752,7 ∙ 103/56 ∙ 80(10-6) = 84 МПа

σсм ≤ 70


Принимаем шпонку 16х10х80 ГОСТ 23360-78

10. Смазка редуктора и элементов передачи


10.1. Выбор масла для редуктора


Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающее погружение колеса примерно на 10 мм.


Определим объем масляной ванны:


V = 0.25 ∙ P; дм3

V = 0.25 ∙ 15 = 3,75 дм3


Т.к. σн = МПа и V = м/с, то рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно = 50 ∙ 10-6 м2/с

Т.к. кинематическая вязкость = 50 ∙ 10-6 м2/с, то принимаем масло индустриальное И-50А по ГОСТу 20799-75.


10.2. Выбор смазки для подшипников


Камеры подшипников заполняем пластичным смазочным материалом УТ-1 по ГОСТу 1957-73, периодически пополняем его шприцем через пресс-масленки.


11. Уточненный расчет тихоходного вала


11.1 Построение эпюр крутящего и изгибающего моментов


Сечение I – I

Изгибающие моменты:

1. в плоскости XOZ


M1X = RX2 ∙ l1 ∙ 10-3 = 8916,5 ∙ 69 ∙ 10-3 = 615 Нм


2. в плоскости XOZ слева от сечения


M1УЛ = RУ1 ∙ l1 ∙ 10-3 = 2691,7 ∙ 69 ∙ 10-3 = 185 Нм


3. в плоскости XOZ справа от сечения


M1УП = RУ2 ∙ l1 ∙ 10-3 = 9314,7 ∙ 69 ∙ 10-3 = 642 Нм


Суммарный изгибающий момент


М1 = √M1X2 + M1УП2 = √6152 + 6422 = 889


Крутящий момент


МК1 = Т3 = 4672,24 Нм


Сечение II – II

Крутящий момент


МК2 = Т3 = МК1 = 4672,24 Нм

Сечение III – III

Крутящий момент


МК3 = Т3 = МК1 = МК2 = 4672,24 Нм


11.2 Определение коэффициента запаса с усталостной прочностью

Определим геометрические характеристики опасных сечений вала

Сечение I – I

Определим момент сопротивления при изгибе


W1 = πd3/32 = 3.14 ∙ 1103/32 =130604 мм3


Определим момент сопротивления при кручении


WК1 = πd3/16 = 3.14 ∙ 1103/16 = 261209 мм3


Определим площадь сечения


А1 = πd2/4 = 3.14 ∙ 1102/4 = 9499 мм2


Сечение II – II

Определим момент сопротивления при изгибе


W2 = πd3/32 = 3,14 ∙ 953/32 =84130 мм3


Определим момент сопротивления при кручении


WК2 = πd3/16 = 3,14 ∙ 953/16 = 168260 мм3


Определим площадь сечения

А2 = πd2/4 = 3,14 ∙ 952/4 = 7085 мм2


1. Расчет вала на статическую прочность

Сечение I – I

Определим напряжение изгиба с растяжением (сжатием)


σ1 = 103 ∙ КП ∙ М1/ W1 + КП ∙ FA/A1


КП = 2,9

КП – коэффициент, зависящий от отношения максимального вращающего момента к номинальному


σ1 = 103 ∙ 0,9 ∙ 889/ 130604 + 0,9 ∙ 3749/9499 = 20,8 МПа


Определим напряжение кручения


τ1 = 103 ∙ КП ∙ МК1/ WК1 = 103 ∙ 2,9 ∙ 4672,24/ 261209 = 51,8 МПа


Определим частный коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям


STσ1 = σT/ σ1


σT – предел текучести

σT = 540 МПа


STσ1 = σT/ σ1 = 540/20,8 = 26


Определим частный коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям

STτ1 = τT/ τ1


τT – предел текучести при кручении

τT = 290 МПа


STτ1 = τT/ τ1 = 290/51,8 = 5,6


Определим общий коэффициент запаса прочности по пределу текучести


Sτ1 = STσ1 ∙ STτ1/√ STσ12 + STτ12

Sτ1 = 26 ∙ 5,6/√ 262 + 5,62 = 5,5


Сечение II – II


σ2 = 103 ∙ КП ∙ М2/ W2 + КП ∙ FA/A2

М2 = 0

σ2 = 0 + 2,9 ∙ 3749/7085 = 1,5 МПа

τ2 = 103 ∙ КП ∙ МК2/ WК2 = 103 ∙ 2,9 ∙ 4672,24/ 168260 = 80,5 МПа

STσ2 = σT/ σ2

STσ2 = σT/ σ2 = 540/1,5 = 360

STτ2 = τT/ τ2 = 290/80,5 = 3,6

Sτ2 = STς2 ∙ STτ2/√ STς22 + STτ22

Sτ2 = 3,6 ∙ 360/√ 3602 + 3,62 = 3,59

Sτ1 > [ST] 5,5 > 2

Sτ2 > [ST] 3,59 >2


Т.о. статическая прочность вала обеспечена

2. Расчет вала на сопротивление усталости

Сечение I – I

Определим амплитуды напряжений и среднее напряжение цикла


σА1 = σU1 = 103 ∙ М1/ W1

σА1 = σU1 = 103 ∙ 889/ 130604 = 6,8 МПа

τ1А = τК1/2 = 103 ∙ МК1/2 ∙ WК1 = 103 ∙ 4672,24/2 ∙ 261209 = 8,9 МПа

τm1 = τ1А = 8,9 МПа


Определим коэффициенты снижения предела выносливости


КσD = (Кσ / Кdσ + 1/ КFσ – 1) / Кv

К τ D = (К τ / Кd τ + 1/ КF τ - 1) / Кv

Кσ / Кdσ = 4,75

К τ / Кd τ = 5,65


КFσ = 0,91 – коэффициент влияния качества поверхности

КF τ = 0,95 - коэффициент влияния качества поверхности

Кv = 1

Кv – коэффициент влияния поверхностного упрочнения


КσD = (4,75 + 1/ 0,91 – 1) / 1 = 4,85

К τ D = (5,65 + 1/ 0,95 - 1) / 1 = 5,7


Определим пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении


σ-1D = σ-1/ КσD

σ-1 = 360 МПа

σ-1 – предел выносливости при симметричном цикле изгиба

σ-1D = 360/ 4,85 =74,2 МПа

τ -1D = τ -1 / К τ D

τ -1 = 200 МПа

τ -1 – предел выносливости при симметричном цикле кручения


τ -1D = 200 / 5,7 = 35,1 МПа


Определим коэффициент влияния ассиметрии цикла


ΨτD = Ψτ/ К τ D

Ψτ = 0,09


Ψτ – коэффициент чувствительности материала к ассиметрии цикла напряжений


ΨτD = 0,09/ 5,7 = 0,016


Определим коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям


Sσ = σ-1D/ σА1 = 74,2/6,8 = 10,9


Определим коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям


S τ = τ -1D / τ1А + ΨτD ∙ τm1 = 35,1 / 8,9 + 0,016 ∙ 8,9 = 3,9


Определим коэффициент запаса прочности в рассматриваемом сечении


S = Sσ ∙ S τ / √Sσ2 + S τ2 = 10,9 ∙ 3,9 / √10,92 + 3,92 = 3,7


Сечение II – II

σа2 = σU2 = 103 ∙ М2/ W2

σа2 = σU2 = 0

τа2 = τК2/2 = 103 ∙ МК2/2 ∙ WК2 = 103 ∙ 4672,24/2 ∙ 168260 = 13,8 МПа

τm2 = τа2 = 13,8 МПа


Определим коэффициент снижения предела выносливости


К τ D = (К τ / Кd τ + 1/ КF τ - 1) / Кv

К τ / Кd τ = 2,8

КF τ = 0,935 - коэффициент влияния качества поверхности

Кv = 1

Кv – коэффициент влияния поверхностного упрочнения


К τ D = (2,8 + 1/ 0,935 - 1) / 1 = 2,87


Определим пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении


τ -1D = τ -1 / К τ D

τ -1D = 200 / 2,87 = 69,7 МПа


Определим коэффициент влияния ассиметрии цикла


ΨτD = Ψτ/ К τ D

ΨτD = 0,09/ 2,87 = 0,031


Определим коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям


S τ = τ -1D / τа2 + ΨτD ∙ τm2 = 69,7 / 13,8 + 0,031 ∙ 13,8 = 4,9


Тогда коэффициент запаса прочности в рассматриваемом сечении

S = S τ = 4,9

S1 > [S] 3,7 > 1

S2 > [S] 4,9 > 2

Т.о. сопротивление усталости вала обеспечено.


Заключение


В результате работы над проектом был разработан привод ленточного транспортера для перемещения песка и щебня в карьере полностью отвечающий требованиям технического задания.


Список литературы.


1. П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов «Конструирование узлов и деталей машин» 2003 г.

56


Рефетека ру refoteka@gmail.com