Рефетека.ру / Маркетинг

Курсовая работа: Анализ формирования портфеля заказов на предприятии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты формирования портфеля заказов

1.1 Понятие о портфеле заказов

1.2 Оценка рыночного потенциала продукции

1.3 Методика формирования портфеля заказов

1.4 Методика расчета себестоимости единицы заказа

2. Анализ формирования портфеля заказов в ООО «Вега»

2.1 Краткая характеристика предприятия

2.2 Анализ экономической деятельности предприятия

2.3 Анализ емкости рынка и портфеля заказов

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Рост конкуренции, повышение требований к качеству продукции и услугам со стороны клиентов и, являющийся следствием этого, рост неопределенности на многих рынках вынуждают все большее число предприятий ориентировать свою производственно-хозяйственную структуру и систему управления на работу по заказам потребителей.

Доля предприятий, использующих позаказную систему работы, постоянно растет. Однако традиционные методы управления портфелем заказов, в основном, ориентированы на этапы производства и реализации наукоемкой продукции и практически не рассматривают этапы ее проектирования. Это резко повышает уровень риска при производственной деятельности предприятия, связанной с созданием наукоемкой продукции.

В этой связи научные исследования, направленные на формирование эффективного портфеля заказов, обеспечивающего максимально возможную рентабельность каждого заказа на предприятии на основе методического обеспечения, позволяющего учесть оценку рыночного потенциала наукоемкой продукции на этапе ее проектирования и расчет минимума затрат на этапе изготовления продукции, являются актуальными.

Целью настоящей курсовой работы является анализ формирования портфеля заказов на ООО «Вега».

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1.                рассмотрены теоретические аспекты формирования портфеля заказов;

2.                дан краткий анализ деятельности ООО «Вега»;

3.                проведен анализ портфеля заказов ООО «Вега».

Таким образом, объектом исследования является ООО «Вега», предметом – формирование портфеля заказов на ООО «Вега».


1 Теоретические аспекты формирования портфеля заказов

1.1 Понятие о портфеле заказов

Основным параметром позаказной работы на предприятии сегодня является наличие клиентов, требования которых существенно варьируются по объемам продукции, работ услуг, степени их индивидуальности и условиям выполнения заказов, что требует от предприятий правильного выбора типов производства по технологическим переделам, выпускаемой номенклатуры готовой продукции и типовых узлов и деталей.

Наряду с этим предприятиям приходится решать задачу сочетания гибкости в работе с клиентом и, при этом, обеспечивать достижение максимальной экономической эффективности производственной деятельности, что превращается в проблему поиска эффективных методов управления заказами на предприятии.

В этой связи определен приоритетный вид конкурентной стратегии для предприятий – стратегия лидерства по затратам. Основой конкурентного преимущества для лидера по затратам являются минимизация затрат при производстве продукции. Факторами конкурентоспособности продукции являются показатели цены, качества и времени изготовления. Однако данные факторы, непосредственным образом, должны быть увязаны с рыночным потенциалом предприятия.

Известно, что инженерные решения при проектировании и изготовлении изделий носят многовариантный характер. Заданные эксплуатационные качества изделия могут быть обеспечены при различной величине общественных затрат труда, уровень которых предопределяется при конструировании изделия и проектировании технологических процессов его изготовления.

В этой связи принято следующее определение понятия «заказ». Заказ – это документарно оформленное требование клиента о получении (или производстве) товара или услуги, удовлетворяющей его потребности, которое принимается к рассмотрению или изготовлению предприятием на основе его конкурентоспособности, возможности дальнейшего продвижения на рынок и коммерциализации в установленные сроки с соблюдением всех договорных обязательств, установленных клиентом. В этом определении акцентировано внимание на требованиях и обязательствах, возникающих в момент появления заказа у заказчика и исполнителя, их документальном закреплении, а также обязанностях обеих сторон.

Таким образом, в процессе исследования показано, что при формировании эффективного портфеля заказов, обеспечивающего максимально возможную рентабельность каждого заказа на предприятиях в процессе принятия решений необходимо в качестве критерия отбора использовать расчет минимума затрат на изготовление продукции на этапе ее проектирования, что позволяет учитывать не только потенциал предприятия, но и характеристики нового изделия.

1.2 Оценка рыночного потенциала продукции

Для оценки рыночного потенциала продукции применяется коэффициент оценки рыночного потенциала изделия, который представляет собой обобщенный показатель совокупности технико-экономических и потребительских параметров и рассчитывается как:

,                                                                              (1)

где К – коэффициент оценки рыночного потенциала изготавливаемых изделий,  - коэффициент экономической перспективности изготавливаемого i-го изделия,  - коэффициент эргономичности i-го изделия;  - удельный показатель объема производимого i-го изделия.

Каждый элемент, так называемой, группы конструктивной разбивки изделия (далее по тексту - ГКР) в соответствии с функционально - стоимостным анализом выполняет определенную функцию, которая и определяет его назначение в рамках данного изделия. Количественные изменения этой функции будут определять значение относительных параметров  и .

Коэффициент экономической перспективности проектируемого изделия определяет значение затрат на достижение нового технического уровня по отношению к существующим на рынке изделиям, рассматриваемым в качестве основных конкурентов на период выхода продукции на рынок и рассчитывается как:

,                                                                            (2)

где Сi – себестоимость проектируемого i-го изделия,  - планируемая цена проектируемого i-го изделия,  - рыночная цена существующего i-го изделия – конкурента,  - коэффициент научно-технического уровня разработки по отношению к аналогам.

Коэффициент научно-технического уровня разработки оценивается на основании патентных исследований по определяющим характеристикам и параметрам изделия и рассчитывается как:

,                                                                     (3)

где  и - значения соответствующих j-ых параметров, выраженные в относительных единицах,  - удельный вес (важность) j-го параметра, n – число сравниваемых параметров, соответствующих числу групп конструктивной разбивки.

Показатель эргономичности оценивает принципиальные изменения в конструкции изделия, улучшающие потребительскую привлекательность изделия. Он является относительным показателем, учитывающим количественные изменения в проектируемом изделии. Для идеальной модели этот коэффициент будет принимать значения, равные 1. Этот коэффициент позволяет учитывать параметры нововведений, которые не имеют численного выражения и не учитываются в коэффициенте научно-технического уровня разработки. К ним можно отнести такие показатели, как эстетические, потребительской привлекательности и т.д.

Поступление заказа на предприятие означает изготовление производителем определенного количество изделий. От объема производимой продукции зависит, и объем получаемой прибыли. Чем меньше объем заказа, тем больше издержек на его производство. Таким образом, при рассмотрении возможности изготовления нового продукта необходимо учесть его удельный вес в портфеле заказов, рассчитываемый как:

,                                                                                     (4)

где  - объем заказа; m – количество заказов в портфеле.

1.3 Методика формирования портфеля заказов

Общепринятого стандарта по формированию эффективного портфеля не существует. Поэтому для предприятия необходимо разработать соответствующую методику, которая соответствует специфике отрасли и способствует принятию адекватных управленческих решений.

Корректировка множества заказов производится по возможности обработки той или иной единицы планирования, в качестве которых выступают операции по обработке на k-ом оборудовании. Возможность обработки подразумевает не только возможность выполнения на оборудовании той или иной операции, но и существование на складе соответствующей оснастки, технологической документации и требуемого технологического процесса. В соответствии с этим введем понятие матрицы возможности обработки конкретной группы конструктивной разбивки изделия bi на любом k-ом оборудовании из множества :

,     (5)

где при возможности обработки булева переменная =1, а при невозможности =0. Данную матрицу корректируют каждый раз при поступлении в портфель заказов какой–либо новой детали.

Выполнимость каждой операции определяется следующим выражением:

,                                 (6)

где  - число операций для i – го изделия. Если данное неравенство выполняется, то данную операцию можно выполнить хотя бы на одном рабочем месте, если же оно не выполняется хотя бы для одной операции из имеющихся , то это означает, что данное изделие не может быть выполнено полностью.

Если условие не выполняется для первой операции, то это означает, что рассматриваемое изделие не может быть изготовлено на данном предприятии. Если это условие не выполняется, на какой либо другой операции, тогда предприятие получает возможность изготовить полуфабрикат. Для машиностроительного предприятия будем считать возможным изготовление всего изделия.

По матрице возможности обработки каждой группы конструктивной разбивки изделия можно корректировать портфель заказов по критерию его выполнимости, исключая те элементы, которые не могут быть выполнены на данном предприятии. Таким образом, происходит корректировка портфеля заказов по возможности их выполнения на данном оборудовании.

На следующем этапе планирования происходит корректировка множества заказов по напряженности заказов и по срокам выпуска.

По матрице возможности обработки можно найти приблизительное время обработки составных узлов изделия, причем время транспортных операций принимается постоянной величиной, рассчитанной по изделию как средневзвешенная величина:

,                                                                     (7)

где  - время выполнения технологической операции, которое задано по техническому заданию изделия;  - величина партии изделий;  - время межоперационных перерывов, с включением времени на транспортировку каждого узла.

В основном реализуется позаказный метод планирования, поэтому всегда существует директивный срок выполнения конкретного изделия. Таким образом, в портфель заказов могут быть включены только те изделия, сроки выполнения которых, меньше или равны директивным срокам, установленных заказчиком, то есть:

                                                                                           (8)

При оценке производственной деятельности предприятия необходимо ограничить общую трудоемкость выполнения заказов. Предприятие располагает на период планирования определенной производственной мощностью, которая при идеальном варианте должна быть полностью использована. Так как, в работе не принимается в расчет возможность изготовления полуфабрикатов в рамках данного производства и рассматривается только изготовление конечной продукции, то введено ограничение по производственным мощностям:

,                                                                         (9)

где  - трудоемкость производства i-го изделия,  - расчетная производственная мощность предприятия на период планирования.

Еще одним показателем формирования портфеля заказов является себестоимость проектируемого изделия, которую можно определить, используя конкретные группы конструктивной разбивки изделия. Процесс производства каждого элемента ГКР изделия разложен на технологические работы, входными параметрами которых являются материальные и трудовые ресурсы.

Таким образом, задачу формирования эффективного портфеля заказов, обеспечивающего максимально возможную рентабельность каждого заказа на предприятии и позволяющую учитывать не только потенциал предприятия, но и характеристики нового изделия можно описать следующим образом:


                              (10)

На рисунке 1.1 представлен алгоритм решения вышеназванной задачи.

Рисунок 1.1 - Алгоритм формирования эффективного портфеля заказов, обеспечивающего максимально возможную рентабельность каждого заказа на этапе проектирования

В результате предприятие получает портфель заказов, сформированный только из реально выполнимых проектов, скорректированных по вышеперечисленным условиям.

1.4 Методика расчета себестоимости единицы заказа

В настоящее время существуют два подхода к определению себестоимости на проектных стадиях: первый опирается на нахождение затрат на изготовление отдельных конструктивных групп изделия, второй основан на определении затрат по статьям калькуляции

В работе предложена методика, позволяющая на стадии проектирования планировать себестоимость продукции на основе использования метода конкретных групп конструктивной разбивки изделия с учетом технико-экономических характеристик, и включающая в себя следующие позиции:

1. Планирование объема работ. Если технический проект уже разработан, то известны масса конкретных групп конструктивной разбивки (ГКР), а если проект до этой стадии детально не проработан, то с помощью корреляционно-регрессионного анализа можно спрогнозировать изменение масс элементов групп конструктивной разбивки изделия в зависимости от основных параметров базового изделия.

2. Определение удельных показателей с учетом технико-экономических возможностей предприятия. Для определения удельных показателей стоимости элементов групп конструктивной разбивки изделия, необходимо, рассмотреть производственный процесс создания данного элемента и разбить его на технологические работы. Под технологической работой понимается технологически законченный комплекс работ.

Удельные стоимостные показатели, характеризующие отнесение затрат к удельному весу ГКР изделия, структурно состоят из прямых и косвенных затрат. К прямым затратам относятся заработная плата производственных рабочих, материалы, расходуемые для технологических нужд, износ инструментов и приспособлений специального назначения, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, которые могут быть прямо отнесены на какой-либо технологический процесс. К косвенным – остальные расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и общецеховые расходы:

,                                                                               (11)

где  - удельный стоимостной показатель i-той технологической работы.

Для повышения точности и обоснования расчета необходимо дифференцировать значения удельных стоимостных показателей на материальные и трудовые.

3. Себестоимость заданной технологической работы определяется как:

                                                                            (12)

где  - себестоимость i – той технологической работы;  - объем работ приходящийся на i-ю технологическую операцию.

4. Полная себестоимость производства элементов групп конструктивной разбивки вычисляется с учетом материалов (), контрагентских поставок () и общезаводских расходов () по следующей формуле (13):

,                                                    (13)

Себестоимость изделия определена суммарным значением затрат для каждой конкретной группы конструктивной разбивки изделия. Процесс производства каждого элемента ГКР изделия разложен на технологические работы. Техническая оснащенность технологических работ влияет на величину затрат труда, капитала, материалов на обеспечение технологического процесса.

Использование удельных стоимостных показателей по каждой технологической работе позволит определить себестоимость изготовления изделия с учетом технико-экономических характеристик промышленного предприятия.

Развитие рыночной экономики во многом определяется масштабами, качеством и эффективностью нововведений. В условиях конкурентной борьбы возникает необходимость создания системы анализа «качество - затраты», потому что среди производителей товаров побеждает тот, у кого данное соотношение более привлекательно, и не последнюю роль в этом играет управление себестоимостью. Существует много методов управления себестоимостью продукции, главным требованием к которым можно считать возможность контролировать степень соответствия функциональности объекта его назначению, выявлять излишнюю функциональность и вызванное этим повышение затрат. В этой связи функционально-стоимостной анализ является наиболее оптимальным методом. Использование ФСА на предпроектных стадиях позволит выявить убыточную (или с излишней стоимостью) часть заказа. Если технологически невозможно или экономически невыгодно работать над снижением издержек данной части заказа, то ее необходимо передать контрагентам или отказаться от ее выполнения.

При установлении нормативов проектируемой себестоимости сложность отдельных конструктивных групп, технологичность их изготовления и свойства применяемых материалов должны находить свое отражение в нормативах материальных и трудовых затрат. Алгоритм расчетов себестоимости проектируемого изделия методом ГРК изделия заключается в следующем:

–                     выбор направления унификации конструктивных особенностей проектируемого изделия и изделия-аналога, на основании которого формируется информационная база;

–                     определение удельных стоимостей конструктивных элементов (нормативов);

–                     подведение итогов. Себестоимость изделия определяется как сумма стоимостей каждой конкретной ГКР изделия. Завершающим этапом расчета себестоимости является анализ результатов в сопоставлении с изделием – аналогом.

Достоинством метода планирования по группам конструктивной разбивки является всесторонний анализ трудоемкости и себестоимости изделия не только одного, но и разных проектов, изготавливающихся как на одном, так и на разных предприятиях. При реализации принципов метода ГКР изделия, знание стоимости конкретной группы и оценка производственных затрат на ее создание, дают возможность анализировать пути снижения издержек. Метод определения себестоимости по методу ГКР изделия позволяет учесть изменения в конструкции изделий и обеспечивает большую точность расчетов, чем более укрупненные методы.


2 Анализ формирования портфеля заказов в ООО «Вега»

 

2.1 Краткая характеристика предприятия

Название: ООО «Торговый дом «Вега»

Отрасль: оптово- розничная торговля оптическими товарами

Местонахождение : г. Москва, ул. Новоямская, д.5

Уставный капитал: 1135 тыс. руб.

Число занятых: (на 01.01.2006) 110 чел.

Часы работы: с 10 до 21 час

 ООО «Вега» - торгующее оптикой предприятий города. На торговой площади в 1600 квадратных метров размещены главный офис со складскими помещениями и 7 филиалов - магазинов оптики. Все 7 филиалов ТД «Вега» находятся на первых этажах жилых домов и являются встроенно-пристроенными помещениями.

Персонал составляет 110 сотрудников, 86 из которых заняты непосредственно на обслуживании посетителей.

Согласно принятой классификации ООО «Вега»» относится к разряду крупных предприятий торговли. По товарной специализации – магазины классифицируются как - узкоспециализированные, специализированные, комбинированные, универсальные, смешанные. ООО «Вега»» по товарной специализации относится к специализированным магазинам.

Филиалы ООО «Вега»» являются стационарными магазинами. По формам обслуживания - самообслуживание, обслуживание через прилавок. ООО «Вега»» имеет обе формы обслуживания.

Основной целью предприятия является получение прибыли.

 Основными видами деятельности общества являются:

·        организация торговли промышленными товарами;

·        закупка и продажа оптовых партий товара;

·        оказание платных услуг населению.

Высшим органом управления Общества является собрание проводимое не реже 1 раза в год.

Организационная структура предприятия

Организационная структура предприятия представлена на рис. 2.1

Рис. 2.1 – Организационная структура предприятия ТД «Вега»

Руководит предприятием генеральный директор.

Анализируя структуру предприятия необходимо заметить, что в ней отсутствует служба маркетинга. В настоящее время маркетингом занимается рекламная служба предприятия, подчиненная заместителю генерального директора по общим вопросам.


2.2 Анализ экономической деятельности предприятия

Оптовые продажи в 2006 г от общего объема продаж, осуществляемых фирмой, составляют более 45%.

рис. 2. Соотношение оптовых и розничных продаж в 2006 г[1]

Основой успешной деятельности розничного предприятия является его размещение на пути движения людских потоков. Это, прежде всего, центр города, центры городских районов, основные транспортные магистрали, зоны метро, центральные проспекты и улицы. Однако, затраты на аренду или покупку помещения для предприятия здесь также самые высокие. Возможно изолированное или групповое размещение предприятий торговли. При выборе места для розничного магазина необходимо принять во внимание зону тяготения покупателя, которая определяется расстоянием от магазина до места проживания или прохождения на работу (с работы). Учитывая большую насыщенность розничными торговыми точками всех районов города, необходимо рассчитывать только на тех покупателей, которые могут находится от магазина в радиусе, равном 400-800 метров. Для размещения предприятия необходимо нанести на карту района все действующие торговые точки аналогичного профиля, включая рынки, лари и прочее, а также маршруты движения транспорта и реальные маршруты движения пешеходов. Наконец, следует оценить количество проживающих в этом районе, число, тип и размер расположенных поблизости предприятий, количество приезжающих на работу из других районов города. Необходимо информация о потенциальных конкурентах в этом районе, о потребностях в товарах, которые планирует продавать новый магазин[2].

Именно с учетом этих требований успешной торговли, расположены розничные предприятия торгового дома «Вега». Все помещения филиалов отличаются современным интерьером. хорошо оборудованы и выглядят современными торговыми предприятия. Оказание услуг в области подбора оправы и очков осуществляется при использовании специального компьютерного и диагностического оборудования персоналом, имеющим специальное медицинское образование, в салонах и магазинах.

Вся торговая площадь магазинов разделена на торговые зоны-секции, своеобразные торгово-операционные залы, независимые друг от друга, что дает возможность осуществлять быструю индивидуальную перепланировку оборудования под смену различных товарных групп в этих секциях, безболезненно проводить замену или перемещение всего ассортимента товаров в торговом зале. Кроме того эти секции-залы могут автономно работать и осуществлять материальный учет и обслуживание покупателей независимо от работы (или блокирования ) соседних секций.

В них установлено современное торговое оборудование и средства механизации, позволяющие максимально эффективно использовать торговую площадь, совмещая схемы пристенного и островного его размещения.

Размеры витрин позволяют использовать их, как полезно-работающую торговую площадь для габаритного товара или крупных стендов с большим набором товара. Причем зоны торговых секций четко соответствуют границам прилегающих к ним витрин, что создает дополнительные удобства в работе. Кроме того, каждая секция имеет свои складские помещения, работающие автономно от центрального склада.

Планировка каждого филиала дает возможность применять различные технологии обслуживания грузопотоков: через рампу, склад накопитель, имеющие два автономных выхода к подъездным путям непосредственно в зону разгрузки и складирования и др.

Свободный доступ покупателей обеспечивается большими парадными входами.

В каждом филиале есть необходимые условия для проведения разгрузочно-погрузочных работ и обработки всех поступающих товаров в закрытом помещении.

  Торговый дом «Вега» в розничной торговле предлагает следующие товары и услуги:

·    реализация очков, собранных из рецептурных линз любой сложности, из оптического облегченного стекла и оптического пластика;

·    нанесение специальных покрытий на очковые линзы из стекла и пластика: водительские (плохая погода и противоослепление), компьютерные со 100% защитой по 6-ти видам излучений, медицинские, для работы с лазером, фотохромные;

·    компьютерный подбор оправы с учетом строения лица каждого конкретного клиента;

·    оказание консультационных услуг в области подбора линз из пластика, стекла и облегченного стекла, а также контактных линз (в том числе контактных цветных линз) для клиентов с нарушением зрения;

·    вставка линз клиента в оправу клиента, вставка линз фирмы в оправу клиента, вставка линз клиента в оправу фирмы;

·    продажа солнцезащитных очков.

Объем розничных продаж составляет 64,4% от общего объема продаж ООО «ТД «Вега». Схематично объем продаж представлен на рисунке 3.


Рис. 2.3 Розничные продажи ООО «Вега» в % от общего объема розничного товарооборота в денежном выражении[3]

Весь объем розничных продаж в 2006 г складывался следующим образом: очковые оправы (62,5%), контактные линзы (9,4%), услуги врача-окулиста (13,2%), солнцезащитные очки (14%), ремонт оптики (1,4%).

 Основным показателем эффективности деятельности торгового предприятия является наличие и размер прибыли, полученной в отчетном периоде. Рассмотрим показатели финансового-экономической деятельности Торгового дома «Вега» за два предыдущих года ( табл 2.1)

Таблица 2.1

Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Вега» за 2005 – 2006 гг[4]

Показатели 2005г. 2006 г. Темп роста по годам (%)
2004г. 2005г.

Похожие работы:

  1. • Компьютерная грамотность менеджера
  2. • Совершенствование систем управления
  3. • Совершенствование финансовой политики компании
  4. • Отчет по производственной практике (гостиничное ...
  5. • Совершенствование системы управления Группы Компаний ...
  6. • Анализ спроса на продукцию и формирование ...
  7. • Сбытовая коммерческая деятельность
  8. • Формирование системы управленческого анализа на ...
  9. •  ... управления инвестиционным портфелем ОАО "Север"
  10. • Процесс формирования производственных затрат на предприятиях ...
  11. • Анализ маркетинговой стратегии предприятия
  12. • Формирование портфеля заказов фирмы на основе ...
  13. • Формирование инвестиционного портфеля
  14. • Анализ инвестиционного портфеля
  15. • Формирование инвестиционного портфеля ...
  16. • Маркетинговый анализ предприятия
  17. • Особенности формирования и управления портфелем ...
  18. • Инвестиционный портфель предприятия
  19. • Портфель инвестиций, методы его формирования и оценка.