Карпов А. Ю.
Варлаам (в миру Алекса Михайлович), основатель и первый игумен новгородского Спасо-Преображенского Хутынского монастыря († после 1200?).
Биографические сведения об игумене Варлааме скудны. Известно, что он родился в Новгороде. Летопись называет его мирское имя — Алекса (т. е. Алексей) и отчество — Михайлович; в позднейших редакциях Жития приводится и имя его матери — Анна. Согласно позднему новгородскому преданию, родители Варлаама жили на Яковлевой улице, в Неревском конце; место это впоследствии было отмечено крестом, а затем часовней. Согласно другому позднему преданию, родители Варлаама приняли пострижение и были погребены в новгородском Рождества Богородицы Лисицком монастыре, где будто бы принял пострижение и сам Варлаам (о существовании этого монастыря в XII в. можно говорить лишь сугубо предположительно).
Древнее же Житие самого Варлаама рассказывает следующее. Отрешившись от мира, он вместе с несколькими своими сверстниками, "вячшими" новгородцами (т. е. представителями новгородской знати), в числе которых Житие называет братьев Феодора и Порфирия (Прокшу) Малышевичей, удалился на Хутынь, пустынную местность на правом берегу Волхова, в 10 км от Новгорода, где принял монашеский постриг от некоего священноинока (поздние редакции Жития называют его имя — Порфирий) и основал иноческое поселение. Новгородская Первая летопись датирует основание обители 1192 г., что, вероятно, имеет в виду правильную организацию монастыря, признание его церковными властями: "Въ то же лето постави цьрковь вънизу на Хутине Варламъ цьрнець (чернец. — А. К.), а мирьскымь именьмь Алекса Михалевиць, въ имя Святого Спаса Преображения; и святи ю владыка архепископъ Гаврила на праздникъ (6 августа. — А. К.), и нарече манастырь".
Монастырь был основан Варлаамом на его собственные средства. Сохранилась подлинная данная грамота Варлаама основанной им обители на земли с угодьями, челядью и скотом; "се же все далъ Варламъ, Михалевъ сынъ, Святому Спасу".
Варлаам пользовался значительным авторитетом в Новгороде. Житие рассказывает о его многочисленных чудесах, причем свидетелями этих чудес и собеседниками Варлаама выступают князь Ярослав (Ярослав Владимирович, княжил в Новгороде в 1182—1184 и 1187—1196) и не названный по имени новгородский архиепископ (скорее всего, Гавриил-Григорий, 1186/87—1193).
Относительно времени кончины преп. Варлаама показания разных летописей и Жития существенно расходятся. Новгородская Первая летопись ничего не сообщает об этом. В Новгородской же Четвертой, Новгородской Карамзинской и некоторых других летописях названо 6 ноября 1193 г. (в списке Никольского Новгородской Четвертой летописи 1192 г.). Явная ошибка присутствует в ряде летописей XVII в., где кончина преподобного показана под 1243 г.; здесь преп. Варлаам перепутан с другим хутынским иноком Варлаамом — новгородским боярином Вячеславом Прокшиничем, принявшим пострижение в Хутынском монастыре и действительно скончавшемся в 1243 г. В литературе, однако, было высказано сомнение и в отношении даты 1193 г. Дело в том, что ей явно противоречат показания Жития преп. Варлаама. Согласно проложной (древнейшей) редакции Жития (известна в рукописях с первой четверти XIV в.), основатель Хутынского монастыря преставился уже после возвращения в Новгород из Царьграда будущего новгородского архиепископа Антония (в миру Добрыни Ядрейковича); последний же посетил Царьград в 1200 г. Незадолго до своей кончины, рассказывает Житие, Варлаам благословил на свое место Антония, "и тако предаде ему монастырь и братию вручивъ". (В Житии сообщается о погребении Варлаама "владыкой" Антонием, однако наименование "владыка", т. е. архиепископ, по-видимому, является анахронизмом и имеет в виду последующее занятие Антонием владычной кафедры.)
По мнению В. Л. Янина, можно говорить даже о кончине Варлаама не ранее 1210 г., однако и эта дата не представляется бесспорной. Новгородская Первая летопись, действительно, сообщает под 6719 (1210/11) г. о возвращении Антония из Царьграда и о его пострижении в Хутынском монастыре, но можно думать, что речь здесь идет о ранее происходивших событиях ("преже изгнания Митрофаня…"). Имя Варлаама упоминается также в статье 6715 (1207) г., сообщающей о кончине новгородца Прокши Малышевича (в иночестве Порфирия): "преставися рабъ Божии Парфурии… постригъся у Святого Спаса на Хутине, при игумене Варламе…"; однако последние слова ("при игумене Варламе") скорее относятся не к кончине Порфирия, а к его пострижению, и, следовательно, не дают основания утверждать, что к 1207 г. Варлаам еще был жив. Более существенно наблюдение В. Л. Янина, что еще в 1199 г. Прокша Малышевич упоминается в летописи под своим мирским, а не монашеским именем, из чего можно сделать вывод, что его пострижение "при игумене Варламе" (если именно так понимать текст летописной статьи 6715 г.) произошло после 1199 г. Впрочем, такой вывод, кажется, противоречит данным Жития преп. Варлаама (см. выше).
Игумен Варлаам был погребен в основанном им монастыре. Уже вскоре у его гроба стали совершаться многочисленные чудеса. Местное почитание святого установилось в XIII или XIV в., когда возникло и его древнейшее краткое Житие. Впоследствии Житие преп. Варлаама Хутынского неоднократно перерабатывалось и получило широчайшее распространение в русской письменности (известно более двухсот его списков, разделяющихся на несколько редакций). В 1410 г. юрьевский игумен Варлаам освящает церковь во имя св. Варлаама Хутынского в новгородском Лисицком монастыре. При новгородском архиепископе Евфимии II Вящижском (1429—1458) были обретены мощи преп. Варлаама. Со второй половины XV в. почитание преподобного распространяется на Москву, а затем и всю Россию, и вскоре преп. Варлаам становится одним из наиболее почитаемых русских святых.
Память преп. Варлаама Хутынского празднуется 6 ноября, а также в 3-ю неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых. В некоторых месяцесловах его память показана также 5 июня, 6 июня (обретение мощей), 24 сентября и 7 октября.
Сохранились подлинные вериги и власяница преп. Варлаама, а также предположительно принадлежавшие ему поручи с вышитыми изображениями Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя и именными надписями; наряду с его данной грамотой все эти святыни хранились до 20-х гг. XX в. в новгородском Хутынском монастыре. Там же сохранялся литой металлический осьмиконечный крест, считавшийся принадлежавшим преп. Варлааму. Известен также Служебник, датируемый концом XII — началом XIII в. и, по преданию, принадлежавший преп. Варлааму. (Согласно позднейшей приписке XVII в., рукопись была прислана Варлааму из Царьграда патриархом Никифором, однако годы святительства Никифора II — 1260—1261; здесь же приведена ошибочная дата кончины преп. Варлаама — 1243 г.)
Грамоты Великого Новгорода и Пскова. С. 161—162; Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. С. 40, 50; Полное собрание русских летописей. Т. 4. Ч. 1. С. 174, 176, 591; Т. 42. С. 79, 106.
Житие Варлаама Хутынского. СПб., 1881 (изд. ОЛДП); Памятники древнерусской церковноучительной литературы. Вып. 2: Славяно-русский Пролог. Ч. 1. Сентябрь — декабрь. С. 49—51 (проложное Житие преп. Варлаама); Великие Минеи Четьи, изд. Археографической комиссией. Ноябрь. Дни 1—12. СПб., 1897. С. 198—222; Избранные жития русских святых. X—XV вв. М., 1992. С. 154—164; Рубан Ю. И. Служебник Варлаама Хутынского // Ученые записки Российского Православного университета апостола Иоанна Богослова. Вып. 2. М., 1996. С. 99—129.
Историко-археологический очерк Хутынского Варлаамиева Спасо-Преображенского монастыря / Под ред. И. Токмакова. М., 1892; Дмитриев Л. А. Житие Варлаама Хутынского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. С. 138—142; Зализняк А. А., Янин В. Л. Вкладная грамота Варлаама Хутынского // Памятники культуры. Новые открытия. 1990. М., 1992. С. 7—17; Новикова В. К. Преп. Варлаам Хутынский, новгородский святой. СПб; М., 2003; Гордиенко Э. А. Варлаам Хутынский и архиепископ Антоний в новгородской письменной традиции // Древняя Русь. 2003. № 4 (14); Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 610—611, 635—640.