Как показывает опыт, малый и средний бизнес является самым гибким в производственном, технологическом и управленческом планах сектором, что помогает ему реагировать на изменения на рынке и перестраиваться под них с наименьшими потерями. Поэтому для развития малого и среднего бизнеса не только в развивающихся, но и в развитых странах оказывают значительную поддержку.
Малый и средний бизнес является «хребтом» экономики США. Малое предпринимательство сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны, строительстве ее будущего и помогло Соединенным Штатам в конкурентной борьбе на мировом рынке.
Правительство со своей стороны оказывает всяческую помощь развитию этого сектора. Структуры, призванные реализовать эту цель, двух уровней - Федеральная (SВА) и различного рода муниципальные [7, c.148].
SВА оперирует целым рядом программ, каждая из которых имеет свою конкретную цель, сегмент действия, клиентов, условия участия. Наиболее традиционными и крупными являются: поддержка деловой активности женщин и представителей национальных меньшинств, развитие экспортоориентированных производств, оказание помощи в научно-исследовательской работе, предоставление услуг адвоката и пр.
Две наиболее крупные программы — «7а» и «504». Причем эти программы подразделяются на несколько подпрограмм, каждая из которых различается в нюансах.
Цель программы «7а» - предоставление гарантии малому предпринимателю, по каким-либо причинам не имеющему возможности получить ее обычным путем при обращении к заемодателю (банку). В зависимости от цели, срока и суммы займа гарантия предоставляется на 75% займа для суммы не более $750.000, на 80% для суммы не более $100.000; до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной капитал; процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.
Цель программы «504» - помощь в расширении и модернизации уже действующих малых предприятий. Получив соответствующую информацию о деятельности компании, программа «504» предоставляет долгосрочный кредит с фиксированной ставкой финансирования для покупки недвижимого имущества, оборудования, технологий. SВА предоставляет гарантию под 40% займа, при этом максимальная сумма гарантии не должна превышать $1 млн.
Кроме того, SВА посредством заключения договоров о сотрудничестве активно вовлекает в свою деятельность целый ряд самостоятельных коммерческих и некоммерческих структур [10, c.116].
Деятельность SВА финансируется Федеральным Правительством. Бюджет SВА на 1999 г. сбалансирован, что произошло впервые за последние 30 лет. Он составляет $15,3 млрд., что на 15% превышает бюджет текущего финансового года. 72% этих средств направляется на кредитование традиционных и проверенных временем программ развития малого бизнеса («7а»); 19,6% — на дальнейшее развитие и модернизацию действующих малых предприятий («504»), этот блок программ отличается не только низкой себестоимостью предоставляемых услуг, но оказывает помощь в поиске и приобретении оборудования, осуществлении строительных работ и пр. по возможно более низким расценкам; 7,2% — финансирование малых предприятий, создаваемых совместным инвестированием двух и более компаний; 0,5% — микрокредиты, которые, как правило, не являются прибыльными, а, следовательно, заведомо невозвратными.
Роль муниципальных структур не менее значительна. Яркое тому доказательство — деятельность Муниципалитета г.Сиэттла [10, c.117].
а) Городская программа «Готов заработать»
Объектом воздействия являются компании с низким уровнем дохода, занятые в которых находятся на стадии потери рабочих мест, нуждаются в переобучении. Как правило, лица, занятые в следующих отраслях, нуждаются в подобных услугах в первую очередь: торговля строениями, производство, занятые в системе здравоохранения, временно работающие.
б) Центр поддержки бизнеса и развития кредитования компаний Объектом поддержки является трудоспособное население, не имеющее достаточного опыта работы, не удовлетворенное своим настоящим положением (уровнем дохода, характером работы и т.д.) и желающее изменить ситуацию. Цель данной программы — объединить, координировать усилия общественных и частных организаций, направленных на поддержку развития малого бизнеса преимущественно в низкодоходных, малоразвитых регионах города посредством организации, формирования и кредитного обслуживания малых предприятий на этапе создания и развития (расширения) их деятельности. Как правило, это оказание трейнинговых услуг, технической и прочей помощи на кредитной основе.
Несмотря на весомый вклад малого бизнеса в английскую экономику, в стране имеется немало проблем, сдерживающих развитие такого предпринимательства. Поэтому одна из важнейших задач правительства лейбористов после прихода к власти состояла в создании благоприятного экономического климата в стране, прежде всего для деятельности малого бизнеса [6, c.72].
Были предприняты различные меры, направленные на улучшение условий для бизнеса. Одной из важнейших государственных задач является снижение налогового бремени. Поэтому важнейшим из вопросов для правительства Великобритании стала реформа налогообложения в целях поддержки малых предприятий, привлечения инвестиций и стимулирования инноваций и предпринимательской активности.
Введение налогового кредита на научные исследования и опытные разработки малых и средних предприятий позволило облегчить их текущие затраты на эти цели. Произошло также снижение основного налога на прибыль фирм, чьи акции не котируются на фондовой бирже, с 40%» до 10% сроком на четыре года для поощрения инвестиций со стороны как самих предпринимателей, так и внешних инвесторов.
В целях решения инвестиционных проблем, встающих перед малыми фирмами, как вновь созданными, так и уже давно существующими, правительством Великобритании была подготовлена программа создания сети фондов венчурного капитала с использованием государственных инвестиций во взаимодействии с частным капиталом. Главным рычагом служит "Предпринимательский фонд" [6, c.74].
В Великобритании уделяется большое внимание проблемам, связанным с условиями кредитования малых и средних предприятий. Британское правительство всячески пыталось содействовать росту участия коммерческих банков в кредитовании малого и среднего бизнеса. Была разработана специальная программа для представителей тех видов бизнеса, которые не в состоянии взять кредит самостоятельно. Согласно принятой программе правительство гарантирует до 70% невозврата кредита, а в неблагоприятных районах - до 85%. Процентная ставка при такой гарантии составляет 2,5%. годовых, а в неблагоприятных районах - 2%. На покрытие гарантий из государственного бюджета ежегодно выделяется около 50 млн. ф. ст.
Главным нововведением в правительственной поддержке малого предпринимательства, явилось создание Службы малого бизнеса. Она была создана в апреле 2000 года и начала действовать во всех правительственных департаментах, чтобы усиливать государственную поддержку малого предпринимательства, координировать распространение существующих программ и улучшать качество помощи компаниям.
В Германии приоритет отдается самостоятельности предприятий, а не государственной поддержке. Упор делается на использование рыночных механизмов. Принимаемые меры направлены преимущественно на решение проблем, возникающих по поводу не эффективности МСП, а их небольших размеров по сравнению с крупным бизнесом. Облегчается, например, доступ МСП к рынкам капиталов и новым технологиям [4, c.58].
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Германии включает более 500 программ федерального и регионального значения, содействующих инвестиционной активности. Содействие выражается в предоставлении технологий и соответствующей экономической информации, а также финансировании из государственного бюджета экономических и технических консультаций и мероприятий по обучению и повышению квалификации сотрудников и руководителей МСП.
Кроме того, оказывается помощь в формировании начального капитала предприятия, когда речь идет о преимущественно долгосрочных вложениях, например в рационализацию, модернизацию, расширение, преобразование производства. Следует отметить и содействие развитию инфраструктуры этого бизнеса и не в последнюю очередь экономической, с тем чтобы усилить конкурентоспособность МСП.
Защищают интересы МСП также ряд законов и правовых актов.
Важное значение имеет оказываемая МСП косвенная финансовая помощь (вводятся налоговые льготы, освобождающие, например, от уплаты подоходного налога в определенных размерах, и особые нормы амортизации для инвестиций в производство) и прямая, по объему и многообразию вариантов занимающая одно из важнейших мест в арсенале экономических рычагов [4, c.60].
В рамках государственных программ дотации на льготное кредитование составляют 3-10% суммы кредита. По программам КфВ (специализированного банка), финансируемым за счет собственных средств, кредитные ставки ближе к рыночным, т.е. стоимость кредитов значительно выше по сравнению с федеральными или земельными программами. Кредитная политика КфВ позволяет выравнять возможности МСП и крупных предприятий по рефинансированию кредитов.
Льготное кредитование МСП осуществляется по единым для всех правилам, т.е. никаким заявителям не оказывается предпочтение и принимается во внимание только кредитоспособность. Льготные условия кредитования подразумевают: низкую процентную ставку; длительный период кредитования; возможность возврата взятых сумм в любое время; долевое финансирование.
Наиболее важные кредитные и консультационные программы для МСП:
Поддержка начинающих предпринимателей.
Региональная направленность поддержки.
Вложения в охрану окружающей среды.
Научно исследовательские работы, технологии и инновационные проекты.
Экспортная промышленность и немецкие инвестиции за рубежом.
Подводя итог, отметим, что в развитых странах на государственном уровне оказывается поддержка малому предпринимательству. В принципе, сущность оказываемой помощи одинакова: помощь начинающим предпринимателям, предоставление льготных кредитов, налоговые субсидии и надбавки, - в рамках реализации конкретных программ. Однако, как можно заметить, в Германии немного отличается приоритеты поддержки.
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7.12.1998г. №218-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. –1999. -№7-9. -Ст.101
Закон Республики Беларусь “О предприятиях в Республике Беларусь” от 14.12.1990г. №462-XII с изменениями и дополнениями. // Ведомости Верховного совета Республики Беларусь. –1991г. -№3. –Ст.13
Указ президента Республики Беларусь “О государственной поддержке малого предпринимательства” от 19.07.1996г. №262. // Сборник указов Президента. -1996г. -№21. –Ст.514
Брюммер К. Система поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в Германии. // Проблемы теории и практики управления. –2002г. №2. –С.58-63
Колесникова И. Государственная поддержка малого бизнеса в Беларуси: целесообразность, направленность, основные формы.// Управление капиталом. – 1998. - №8 – С.28 –30.
Макеев Д. Малый бизнес в Великобритании. // Современная Европа. –2003г. -№2. –С.72-79
Малый бизнес в Казахстане – использование опыта США. // США, Канада: экономика, политика, культура. –1999г. -№3-4. –С.147-158
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. 0М.: ИНФРА-М, 1999г. –343с.
Экономика предприятия. / Под ред. О.И. Волкова. –М.: ИНФРА-М, 1997г. –416с.
Юсупова Н. Государственная поддержка малого бизнеса в США. // Менеджмент в России и за рубежом. –1999г. -№5. –С.115-121
Догиль Л.Ф., Семёнов Б.Д.. Предпринимательство и малый бизнес. -Мн.: Вышейшая школа, 1997г. –375с.