Рефетека.ру / Информатика и програм-ие

Авторский материал: Точка конвергенции: о будущем мобильных устройств

Точка конвергенции: о будущем мобильных устройств

Станислав Шульга

Революция iPhone

Презентация iPhone на конференции MacWorld в январе этого года, где Стив Джобс предсказывал новую эпоху в развитии мобильных гаджетов, подняла волну в виде всевозможных статей экспертов и отзывов известных людей, включая и деятелей Рунета: Лебедев отметил даже проблему ногтей, а Андреев вообще раскрыл сексуальный заговор. Все кому не лень пинали или расхваливали новое изобретение Apple.

Чем окажется для нашей (кибер)повседневности выход iPhone летом этого года - посмотрим. Рынок и потребители все сами расставят на свои места. А пока у нас есть неплохой повод для того, чтобы вспомнить с чего все начиналось и порасcуждать, к чему это придет.

Немного истории

История мобильных гаджетов начинается с портативных игровых консолей, первые образцы которых появились на рынке в конце 70-х. В 1979г. Компания Milton-Bradley выпускает первую портативное устройство – Microvision. Консоль использовала картриджи (съемные носители информации). Небольшой LCD экран с невысоким качеством изображения и всего тринадцать игр привело к тому, что через два года консоль сняли с производства. На сегодня работающая модель Microvision считается раритетом. В апреле 1989 года появляется теперь уже классическая консоль GameBoy производства Nintendo и с этого момента отсчитывается начало массового выхода портативных консолей на рынок.

В 1991 году начинается бум «портативных устройств с рукописным вводом». Джеф Хоукинс покидает компанию GRiD Systems вместе с 28 сотрудниками и в январе основывает Palm Computing. В сентябре того же года альянс Casio, Tandy, Palm Computing, AOL и Intuit выпускает в свет Personal Information Processor под названием Zoomer. Продукт оказывается провальным в коммерческом отношении. Продали всего около десяти тысяч устройств. Примечательно, что разработка Zoomer'а велась параллельно с эппловским Apple Newton Message Pad. Который тоже оказался не слишком удачным. Эксперименты Apple на тогда еще не паханном поле портативных компьютеров заканчиваются, так и не начавшись.

У Palm Computing дела тоже шли не слишком удачно. Только с выходом Palm Pilot в 1995 году есть смысл говорить о начале развития направления КПК. Последующие несколько лет этот рынок бурно растет. Выпускаются все новые и усовершенствованные модели «пальмов». Подвижки софтверного гиганта Microsoft в деле создания операционной системы под мобильные устройства приводят к релизу Windows CE 1.01 летом 1997 года. В ноябре 1999 года на этот рынок заходит электронный гигант Sony и для многих пользователей Sony Clie становиться синонимом аббревиатуры «КПК».

Следующая пятилетка до начала нового века характеризуется продолжением роста нового сегмента на рынке условно-бытовой электроники. Монохромные дисплеи сменяются цветными, частоты процессоров растут, как и объем памяти, появляются возможности по подключению к Internet, карточки расширения памяти и другие прибамбасы делают карманные устройства все более мощными.

Портативные игровые консоли последних поколений, КПК, работающие под Palm OS, Windows Mobile, Symbian, мобильные телефоны, которые обрастают все большим количеством функций - гаджеты становятся все больше похожими друг на друга. Процесс этот начался года эдак три-четыре назад и называется «конвергенцией»: мобильные устройства, пройдя разные пути развития, пришли к одному и тому же перекрестку. Процесс этот продолжается и через лет этак «совсем-немного» нас будет ждать нечто помещающееся в карман, при этом обладающее приличным экраном и нафаршированное железом, обеспечивающим работу с информацией любого формата без особых тормозов. Великий Билл тоже предсказывает нечто карманно-универсальное.

Для того, чтобы понять, чем это все станет, надо сначала ответить на вопрос - а что нам, собственно, нужно? Ответ приводит к мысли о том, что некий продвинутый смартфон под управлением Windows Mobile - это всего лишь частный случай.

Познание, развлечение, общение

К этим трем функциям, в основном, сводится применение мобильных устройств. В некоторых типах устройств функционал четко выражен - как, например, в игровых приставках или смартфонах-коммуникаторах. В случае с КПК он более широкий. На этих аппаратах можно с равным успехом как развлекаться, так и работать.

Развитие отдельных ветвей гаджетов начиналось из точек этого треугольника. КПК предназначались для работы с информацией, телефоны - для общения, а консоли, естественно - для игр. Наращивание функционала за счет дополнения "второстепенными" функциями постепенно привело все ветви развития приблизительно в одну точку. Конвергированные устройства в некоторых теперь мало чем отличаются друг от друга по сути. Естественно, какие-то из функций реализованы лучше, но с разным успехом на этих гаджетах можно работать с информацией, общаться и развлекаться.

Что ждет нас дальше и что продлевает срок ожидания?

Дисплеи, питание и Сеть

Что касается устройств, заточенных под работу с информацией, то для прослушивания музыки, просмотра видео и тем более для работы с документами и сетевого серфинга нынешних процессоров и памяти более чем достаточно. Большинство новых моделей КПК прекрасно справляется со своими функциями, используя "камни" с частотами в пределах 300-600 MHz. Вспоминается случай со сменой флагмана в бизнес-классе Palm'ов. Tungsten T5 с процессором 416 MHz и энергонезависимой памятью в 256 Mb сменился на Palm TX с процессором 312 MHz и 128 Mb памяти. В результате получилась более сбалансированная модель с точки зрения функциональности и энергопотребления.

С технической точки зрения, количественный рост тактовых частот и объем памяти целесообразен в основном для портативных игровых консолей. Появление новых чипов для повышения качества 3D-графики - здесь стоит ожидать определенного прогресса (как и в отношении роста тактовых частот процессоров). Здесь принцип "чем больше, тем лучше" будет работать в полной мере. Хороший пример того, как это может быть - Portable Sony Playstation.

В этом свете наиболее интересной представляется связка "дисплей-батарея", причем батарея тут - ключевой элемент, влияющий на перспективу развития в самом широком смысле слова.

"Медиатронная бумага" из романа Нила Стивенсона "Алмазный век или букварь для благородных девиц" - это уже почти реальность. О перспективах гибких дисплеев говорится достаточно много. Последние новинки – смотреть тут и тут. Скажу как опытный пользователь - экрана не бывает много. Три с гаком дюйма по диагонали - это неплохо. Но если бы было в два раза больше, то я бы не обиделся. Для работы с текстами это вполне приемлемо, но для сетевого серфинга и для просмотра фильмов этого явно маловато.

Как, впрочем, и батареи, которая была и остается самым слабым местом в гаджетах. Если раньше для КПК с монохромными экранами 160x160 (или 320x320) пикселей 40 часов работы без подзарядки было вполне нормально, появление больших цветастых экранов с разрешением 320x480 или полноценных VGA-дисплеев 480x640 приводит к тому, что, максимум, который вытягивают современные батареи – это 8-10 часов. Причем это при работе с документами или чтении книг.

Если же вы решили посерфить по Сети или, не дай Бог, скачать чего-то оттуда, то с работающим модулем Wi-Fi или Bluetooth время работы КПК сокращается до полутора-двух часов. Проблема эта старая и пока еще не решенная. Проблема становится особенно серьезной в отношении использования мобильных устройств как терминалов для подключения к глобальной Сети, поскольку рассматривать будущее мобильных гаджетов в отрыве от эволюции информационного пространства некорректно. Тот контент (и соответственно функционал), который сейчас могут переваривать портативные устройства, все больше становится завязанным на глобальную Сеть. Соответственно, возможность получать информацию где угодно, когда угодно, и как можно быстрее – одним из магистральных направлений развития мобильных устройств.

По сути, Apple со своим iPhone пошли по этому пути. Что-то вроде iPod с возможностью качать медиа там, где хочется, а не там, где есть стационарный компьютер с широким каналом доступа. Из последних слухов на эту тему – аккумулятора iPhone хватает всего на 40 минут работы. Правда, не уточняется - в каком режиме аппарат работал, ожидания или разговора, но тем не менее.

Успех нового продукта Apple выглядит сомнительным еще и по другой, не технической причине. Проблемы авторских прав и копирования контента могут значительно срезать возможности использования этого класса устройств.

Впрочем, связка "экран-батарея" может преподнести и другие сюрпризы. Технология гибких экранов eink подразумевает потребление энергии на весьма низком уровне. Кто знает, может, именно внедрение этой технологии приведет к качественным сдвижкам в эволюции гаджетов?

Резюме: "лучшее, конечно, впереди"

В аппаратном отношении мобильные устройства подошли к тому уровню, на котором находились настольные компьютеры десять лет назад. С их помощью можно не только печатать документы и рисовать план дня, но и смотреть видео и слушать музыку, не говоря уже о таких мелочах, как просмотр фотографий. Минимизация же элементной базы позволяет паковать эти медиа-комбайны с весьма широким коммуникационным функционалом в габаритах, которые не особенно отягощают даже нежные дамские ручки.

Последующее кардинальное наращивание вычислительных мощностей ограничено по некоторым техническим причинам (источник питания), но в целом остается возможным. Пятимегапиксельные камеры, объем памяти, исчисляемый гигабайтами, наличие всех возможных протоколов связи, обозванные непонятными для простого смертного аббревиатурами – все это ждет широкого потребителя в ближайшем будущем. Вопрос о том, зачем ему столько памяти и чем встроенная камера лучше полноценного фотоаппарата, оставим для другой статьи.

Рынок конвергированных устройств растет. Они становятся все более доступны и просты в употреблении. Темпы роста продаж в этом сегменте впечатляют. Время, когда они были игрушками для продвинутых техногиков, проходят.

Тем не менее, эта категория "съевших не одну собаку из модельного ряда" остается. Как и тех, кто разборчив в уравнении "цена-функционал". Для них производители выбросят на рынок устройства с вполне четким функционалом. Девайсы для чтения электронных книг, портативные игровые консоли, а также бизнес-модели, не отягощенные FM-приемниками и фотообъективами. Использование в них таких новшеств, как большие гибкие экраны и новые решения для повышения производительности (например, графические чипы) будут вполне обоснованы с точки зрения здравого смысла. Подвижки в этом направлении уже делает Sony.

Более широкое использование мобильных устройств, глубоко интегрированных в глобальную Сеть, является действительно перспективным направлением. Особенно в случае решения проблем с питанием. Причем речь будет идти не только о приеме информации из Сети, но и про обратный поток - поставка контента с этих устройств в Сеть, что поможет создать альтернативу "зеркальным очкам".

Постскриптум

Автор вполне сознательно не касался такого момента, как операционные системы, под которыми ворочается софт мобильных устройств. Да, аспект важный. Что будет со стабильностью "вынь-мобайл", когда же наконец сделают полноценную многозадачность и файловую систему для "пальмы" и чем так хороша версия маковской операционки для iPhone? При всей важности вопроса, он, по мнению автора, в большой мере зависит от того, что же все-таки мы будем делать с помощью этих гаджетов. Это и являлось предметом рассмотрения данной статьи.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.webplanet.ru


Рефетека ру refoteka@gmail.com