В большой степени загрязнение атмосферы сказывается на здоровье городского населения. Об этом свидетельствуют, в частности, существенные различия в заболеваемости населения в отдельных районах одного и того же города.
В подтверждение сказанного приведем данные из работы И. П. Лашневой, изучавшей заболеваемость детей, проживающих в двух районах с разным уровнем загрязненности атмосферного воздуха: в одном большое количество промышленных предприятий находится вблизи детских садов, в другом детские учреждения отдале-ны от основных магистральных путей и источников загрязнения воздуха вредными веществами. Анализ заболеваемости показал, что общая острая заболеваемость в первом районе была в 1,5 раза выше, чем во втором. Заболеваемость органов дыха-ния детей возрастных групп (от 1 года до 6 лет) в первом районе была также в 1,5 раза выше, чем во втором районе, а нервной системы и органов чувств – в 2-2,5 раза чаще.
Изменение здоровья горожан является не только показателем экологического состояния города, но и важнейшим социально-экономическим его следствием, кото-рое должно определять ведущие направления по улучшению качества окружающей среды. В связи с этим весьма важно подчеркнуть, что само здоровье горожан в пре-делах биологической нормы является функцией от экономических, социальных (включая психологические) и экологических условий.
В целом на здоровье горожан влияют многие факторы, в особенности харак-терные черты городского образа жизни – гиподинамия, повышенные нервные на-грузки, транспортная усталость и ряд других, но более всего – загрязнение окру-жающей среды. Об этом свидетельствуют существенные различия в заболеваемости населения в разных районах одного и того же города.
Наиболее заметные отрицательные последствия загрязнения окружающей среды в крупном городе проявляются в ухудшении здоровья горожан по сравнению с жителями сельской местности. Так, например, проведенное М. С. Бедным и соав-торами углубленное изучение заболеваемости отдельных групп городского и сельского населения убедительно показало, что горожане чаще страдают неврозами, за-болеваниями сосудов мозга, болезнями центральной нервной системы, органов дыхания, чем сельские жители.
Ярким подтверждением того, что именно загрязнение окружающей среды явля-ется причиной более высокой заболеваемости городских жителей, могут служить данные работы Е. В. Иродовой. Автор сопоставил ретроспективные данные о загряз-нении атмосферного воздуха токсическими веществами с динамикой заболеваемости и смертности населения от злокачественных новообразований органов дыхания за 14 лет. Два крупных города А и Б, которые существенно различались по степени загряз-нения атмосферного воздуха, по остальным параметрам (климатические условия, численность и возрастная структура населения, уровень медицинского обслуживания и другие социально-экономические факторы) были вполне идентичны. Город А был более загрязнен сернистым газом, пылью, фенолом, бензапиреном. Жалобы на ухудшение санитарно-бытовых условий жизни в городе А отмечались в 2,2 раза чаще, чем у жителей города Б. Заболевания органов дыхания у жителей города А были в 1,9 раза чаще, чем города Б, рак легкого встречался вдвое чаще.
Необходимо специально отметить и то, что средний срок жизни до заболева-ния раком легкого среди людей, не имевших контакта с вредными условиями труда на производстве, у жителей города А составил в среднем 30 лет, в городе Б – 41 год. Разница в 11 лет достоверна статистически (рНо= 0,05)
Наряду с загрязнением воздушного бассейна на здоровье человека отрица-тельно сказываются многие другие факторы окружающей среды городов.
Шумовое загрязнение в городах практически всегда имеет локальный характер и преимущественно вызывается средствами транспорта – городского, железно-дорожного и авиационного. Уже сейчас на главных магистралях крупных городов уровни шумов превышают 90 дБ и имеют тенденцию к усилению ежегодно на 0,5 дБ, что является наибольшей опасностью для окружающей среды в районах оживленных транспортных магистралей. Как показывают исследования медиков, повы-шенные уровни шумов способствуют развитию нервно-психических заболеваний и гипертонической болезни. Борьба с шумом, в центральных районах городов затруд-няется плотностью сложившейся застройки, из-за которой невозможно строительст-во шумозащитных экранов, расширение магистралей и высадка деревьев, снижаю-щих на дорогах уровни шумов. Таким образом, наиболее перспективными решения-ми этой проблемы являются снижение собственных шумов транспортных средств (особенно трамвая) и применение в зданиях, выходящих на наиболее оживленные магистрали, новых шумопоглощающих материалов, вертикального озеленения до-мов и тройного остекления окон (с одновременным применением принудительной вентиляции).
Особую проблему составляет увеличение уровня вибрации в городских рай-онах, главным источником чего является транспорт. Данная проблема мало иссле-дована, однако несомненно, что ее значение будет возрастать. Вибрация способст-вует более быстрому износу и разрушению зданий и сооружений, но самое сущест-венное, что она может отрицательно влиять на наиболее точные технологические процессы. Особенно важно подчеркнуть, что наибольший вред вибрация приносит передовым отраслям промышленности и соответственно ее рост может оказывать ограничивающее влияние на возможности научно-технического прогресса в городах.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ecocommunity.ru/