Рефетека.ру / Философия

Авторский материал: Амвросий Медиоланский

Амвросий Медиоланский

А.А. Гусейнов

Выдающееся место в истории становления средневековых морально-религиозных дисциплин принадлежит епископу миланскому Амвросию - учителю и духовному наставнику Августина. В своем трактате "Об обязанностях священнослужителей" ("De officiis ministrorum"), написанном в 386 г. н.э. и направленном к миланскому духовенству, Амвросий структурно и лексически обнаруживает зависимость от трактата Цицерона "Об обязанностях", но наполняет свое произведение принципиально новым содержанием. "Высшее благо" (sum-mum bonum), к которому стремится человек, он располагает за пределами мира, а нравственные обязанности служат только средством его достижения.

Амвросий задает весьма значимое для всей средневековой, особенно католической, традиции, различение двух родов обязанностей - заповедей, предписаний (praecepta) и советов (consilia), обозначенных в стоическом духе соответственно как "средние" и "совершенные" обязанности. Они относятся к содержательно разным классам действий - заповеди носят обязательный характер (они собственно и суть обязанности как таковые), это предписания Декалога Моисеева, позволяющие предотвратить зло. Исполняющий их избегает греха, но не имеет возможности накопить заслуги для спасения. Советы же как совершенные обязанности только рекомендуются к исполнению, но зато благодаря им "исправляются все дела, имеющие какой-либо изъян". Это так называемые "сверхдолжные" (super-rogatoria) деяния добродетели, составляющие содержание новозаветной морали Христовой - милосердие, сострадание, кротость. Именно в их исполнении за человеком оставлена свобода выбора, но они же дают ему право заслужить божественную милость и удостоиться особых даров.

По Амвросию, естественный закон, существующий в мире, не может сам по себе быть достаточным для падшего человека и нуждается в дополнении писаным религиозным законом. Отсюда и две формы оправдания человека - закон государства и Закон Моисея, и две соответствующие им силы - гражданская и церковная власть (различение "Богова" и "кесарева"). Епископ Амвросий прославился не только как выдающийся организатор церкви, но и как крупнейший христианский апологет, автор многочисленных аскетических трактатов, названия которых говорят сами за себя, в частности, "О бегстве от мира", "О даре смерти". Высокий моральный авторитет снискала ему и его практика действенного христианского милосердия - известно, что он отдал золотые церковные чаши, чтобы выкупить у варваров христианских пленников: "Если кровью Христовой были выкуплены их души, то разве чаши, которые заключают в себе эту кровь, не стоят того, чтобы ими были выкуплены их тела?" (Ibid. II, 138).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://books.atheism.ru


Похожие работы:

  1. •  ... в трудах свв. Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского
  2. • Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя ...
  3. • Влияние западных "отцов церкви" на формирование ...
  4. • Богослужебное пение от Константина Великого до преподобного ...
  5. • Достопримечательности Италии
  6. • Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь
  7. • Формирование моралистической традиции Западной ...
  8. • Средневековая система образования
  9. • Катехуменат в истории Церкви. Подготовка ко крещению в Новом ...
  10. • Философия Августина Блаженного
  11. • Крещение Господне, Богоявление
  12. • Вероучительные книги
  13. • Римская церковь и поместные церкви Запада в IV-VI веках
  14. • Вход Господень в Иерусалим
  15. • Древнехристианское искусство катакомб
  16. • Блаженный Аврелий Августин
  17. • Особенности византийского христианства
  18. • Философия истории Аврелия Августина
  19. • Животворная смерть: святые мощи
Рефетека ру refoteka@gmail.com