Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения.
Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.
Распределение прибыли — это разделение чистой прибыли предприятия, компании, акционерного общества на части в виде дивидендов акционерам, вознаграждения менеджерам, работникам (тантьем), расходов на социальные нужды, капиталовложений на развитие, резервов [9].
Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность.
Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально подработанной политикой, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала.
Полученная предприятием прибыль направляется в бюджеты и внебюджетные фонды, в банк на погашение ссуд и уплату процентов, остается на предприятии, распределяется по прочим направлениям (рис.1.1).
В процессе формирования политики распределения прибыли предприятия обеспечивается ее использование после уплаты налогов по следующим основным направлениям:
1. Расширение производства.
2. Материальное поощрение работников.
3. Создание различных фондов.
Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение, перевооружение и внедрение новых технологий.
Фонд потребления используется для удовлетворения коллективных нужд.
Для предприятий, работающих на условиях самофинансирования, порядок распределения прибыли предусматривает единый норматив отчислений в бюджет от плановой и сверхплановой расчетной прибыли. Норматив отчислений в бюджет от расчетной прибыли определяется как отношение разности между плановой суммой расчетной прибыли и плановыми затратами на собственные нужды предприятия к сумме плановой расчетной прибыли. Таким образом, предприятия получают в свое распоряжение большую часть прибыли, что способствует созданию у них финансовых резервов. Финансовый резерв, образуемый за счет части надбавок к ценам на высокоэффективную и высококачественную продукцию, полностью находится в распоряжении предприятий и используются на покрытие собственных нужд и непредвиденных затрат [5].
Таким образом, распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.
Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования включают амортизацию машин и технологического оборудования, затраты по их содержанию, затраты по эксплуатации, расходы по внутризаводскому перемещению грузов, износ МБП и др. [8]. Некоторые виды затрат (к примеру амортизация) не зависят от объема производства продукции и являются условно-постоянными. Другие полностью или частично зависят от его изменения и являются условно-переменными.
Общая сумма амортизации зависит от количества машин и оборудования, их структуры, стоимости и норм амортизации. Стоимость оборудования может измениться за счет приобретения более дорогих машин и их переоценки в связи с инфляцией. Средняя норма амортизации может измениться за счет структурных сдвигов в составе фондов.
Чем больше продукции выпущено на данных производственных мощностях, тем меньше амортизации и других постоянных затрат приходится на единицу продукции.
Эксплуатационные расходы зависят от количества эксплуатируемых объектов, времени их работы и удельных расходов на 1 станко-час работы.
Затраты на капитальный, текущий и профилактический ремонт зависит от объема ремонтных работ, их сложности, степени изношенности основных фондов, стоимости запасных частей и ремонтных материалов, экономного их использования.
Расходы на внутреннее перемещение грузов зависят от вида транспортных средств, полноты их использования, степени выполнения производственной программы, экономного использования средств на содержание и эксплуатацию подвижного состава.
На сумму износа МБП влияют объем производства продукции и уровень расходов на одно изделие, который в свою очередь зависит от того, насколько рационально и экономно используются инструменты, малоценный инвентарь, налажен ли действенный контроль над их сохранностью и исправностью.
В состав расходов на содержание и эксплуатацию оборудования не должны включаться затраты, не связанные с работой оборудования (например, затраты на вспомогательные материалы, используемые на технологические цели и относящиеся к статье "Сырье и материалы", на заработную плату производственных рабочих, оплачиваемых повременно, которые относятся к статье "Основная заработная плата производственных рабочих" и т.д.).
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования каждого цеха должны относиться только на те виды продукции, которые производятся в данном цехе.
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования распределяются между видами продукции способами, обеспечивающими наиболее точное исчисление их себестоимости [8].
Как правило, распределение указанных расходов между видами продукции должно производиться, исходя из величины этих расходов в час работы оборудования и продолжительности его работы (с учетом стоимости, сложности, мощности и других характеристик оборудования) при изготовлении единицы соответствующего вида продукции. Для этого определяются сметные (нормативные) ставки, рассчитываемые на основе данных о количестве машино-часов. В целях уменьшения трудоемкости исчисления сметных ставок допускается применение единых коэффициентов затрат для групп оборудования однородных предприятий, которые могут разрабатываться централизованно (экономическими лабораториями, отраслевыми институтами) по поручению соответствующих министерств (ведомств).
Наименование статей расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, их характеристика и методика расчета представлены в Приложении 1 [1, с.36].
3.1. Сущность, значение показателей прибыли и рентабельности и их роль в оценке деятельности организации.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия, и рентабельности, которая отражает эффективность деятельности предприятия.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйствования предприятия и слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В практической деятельности её принято называть валовой (балансовой) прибылью [11, с.96]. В целом балансовая прибыль – это разница между доходом и затратами производства.
Кроме того, при определении величины прибыли различают прибыль от реализации продукции, налогооблагаемую прибыль, чистую прибыль.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Налогооблагаемая прибыль есть разность между балансовой прибылью и суммой налога на имущество; доходов, полученных в виде дивидендов по акциям и другим ценным бумагам; доходов, полученных от долевого участия в других предприятиях; прибыли от посреднических операций; прибыли от страховой деятельности; суммы отчисления в резервный и другие аналогичные фонды; затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль. Другими словами, налогооблагаемая прибыль есть балансовая прибыль за вычетом сумм, исключаемых из налогообложения согласно действующему законодательству
Чистая прибыль – это разница между балансовой прибылью и налогами, процентами по просроченным кредитам и арендной платой [5].
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то по крайней мере, такому объёму прибыли, который бы позволил предприятию не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и услуг, но и обеспечивать динамическое развитие его производства в условиях конкуренции.
Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.
Однако, характеризуя финансовый или производственный результат, показатель прибыли не способен оценить эффективность деятельности предприятий. Это связано с тем, что данный показатель является абсолютной характеристикой деятельности предприятия, и ее правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства.
Показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятий, является показатель рентабельности (или доходности).
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов [9].
По мнению других авторов, рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности [5].
Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.
При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.
По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.
Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и его результатов.
В экономической литературе различные авторы по-разному классифицируют показатели рентабельности. Одной из таких классификаций является подразделение на [6, 54]:
показатели рентабельности хозяйственной деятельности;
показатели финансовой рентабельности;
показатели рентабельности продукции.
Таким образом, можно сделать вывод, что значимость экономического анализа таких важнейших показателей, как прибыль и рентабельность предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Анализ прибыли и рентабельности предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
3.2. Анализ динамики, состава и структуры общего финансового результата
Для анализа финансовых результатов деятельности предприятия будем использовать данные бухгалтерских балансов ОАО «Гродномолкомбинат» с приложениями на 1.10.2004 и на 1.10.2005 г., ф. №2 «Отчет о финансовых результатах» (Приложения 2,3), а также результаты анализа других аспектов деятельности предприятия.
Анализ финансовых результатов ОАО «Гродномолкомбинат» следует начать с изучения состава балансовой прибыли, ее структуры и динамики (табл. 3.1). Исходные данные для анализа представлены в
Таблица 3.1
Состав, динамика и структура балансовой прибыли
Состав балансовой прибыли | 2003 | 2004 | ||
млн. руб. | структура,% | млн. руб. | структура,% | |
1. Прибыль от реализации продукции. | 1884 | 101,2 | 3543 | 99,4 |
2. Прибыль от прочей реализации. | — | — | — | — |
3. Убыток от прочей реализации. | 31 | 1,6 | 36 | 1,0 |
4. Прибыль от внереализационной деятельности |
8 | 0,4 | 58 | 1,6 |
5. Убытки от внереализационной деятельности. |
— | — | — | — |
6. Балансовая прибыль. (п. 1 + п. 2 - п. 3 + п. 4 - п. 5) |
1861 | 100 | 3565 | 100 |
Анализ структуры прибыли (убытка) позволяет оценить влияние отдельных ее слагаемых на конечный финансовый результат - прибыль (убыток) от деятельности предприятия за отчетный год.
Данные табл. 3.1 показывают, что наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия в 2003-2004 гг. составляет прибыль от реализации, поэтому его снижение в 2004 г. на 1,8% (99,4%-101,2%) свидетельствует о снижении эффективности основной деятельности предприятия. При этом наблюдается заметный рост прибыли от внереализационной деятельности и ее удельного веса в структуре балансовой прибыли.
3.3. Анализ прибыли от реализации продукции
Как отмечалось выше, основную часть прибыли предприятие получает от реализации продукции. На объем прибыли от реализации продукции оказывают влияние 6 факторов: объем реализации продукции; ее структура; уровень производственной себестоимости; уровень коммерческих расходов; уровень управленческих расходов; уровень среднереализационных цен.
Прибыль от реализаций продукции имеет прямо пропорциональную зависимость от объема реализации: больше продали, продукции - больше получили прибыли; меньше продали - соответственно меньше получили прибыли.
Изменение структуры реализованной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. При увеличении доли более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации сумма прибыли возрастает, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции - общая сумма прибыли снизится.
Уровень производственной себестоимости, а также коммерческих и управленческих расходов, и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: производственная себестоимость или коммерческие и управленческие расходы возросли - прибыль соответственно снижается и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: цены возросли - соответственно возросла и сумма прибыли и наоборот [5] .
Подготовка данных для оценки влияния указанных факторов требует восполнения недостающей информации для анализа путем прямого перерасчета:
- фактически реализованной продукции в отчетном году по ценам и тарифам предыдущего года;
- фактически реализованной продукции в отчетном году по себестоимости предыдущего года (включая коммерческие и управленческие расходы).
Анализ прибыли от реализации продукции ОАО «Гродномолкомбинат» произведем в табл. 3.2.
Таблица 3.2
Факторный анализ прибыли от реализации продукции, млн. р.
Показатели | 2003 | Факт за 2004г. по ценам и себестоимости предыдущего года | 2004 | Отклонение (+, -) | |
От предыдущего года (гр.3-гр. 1) |
От предыдущего года, пересчитанного на фактический объем продаж (гр.3-гр.2) |
||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Выручка от реализации продукции (за вычетом НДС, акцизов и других отчислений от выручки) | 30731 | 38728 | 48410 | + 17679 | +9682 |
2. Производственная себестоимость реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы | 28847 | 36354 | 44867 | + 16020 | +8513 |
3. Прибыль (убыток) от реализации (стр.1-стр.2-стр.3-стр.4) | 1884 | 2374 | 3543 | + 1659 | +1169 |
Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (ΔР1) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости) [12]:
ΔР1 = P0K1 – P0 = P0 (K1 -1), (3.1)
где P0 – прибыль базисного года;
K1 – коэффициент роста объема реализации продукции.
K1 = S1,0 / S0, (3.2)
где S1,0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;
S0 – себестоимость базисного года (периода).
К1 = 36354 / 28847 = 1,26;
ΔР1 = 1884 (1,26 – 1) = 490 (млн. руб.).
Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (ΔР2) [12]:
ΔР2 = P0 (K2 – K1), (3.3)
где K2– коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам.
K2 = V1,0 / V0, (3.4)
где V1,0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
V0 – реализация в базисном периоде.
K2 = 38728 / 30731 = 1,26;
ΔР2 = 1884 (1,26 – 1,26) = 0.
Показатель по стр.2, гр.5 (табл. 3.2) определяет влияние производственной себестоимости (включая коммерческие и управленческие расходы) (ΔР3) [5]. В результате увеличения себестоимости прибыль от реализации снизилась на 8513 млн. руб.
Показатель по стр.1, гр.5 (табл. 3.2) определяет влияние изменения уровня среднереализационных цен на прибыль от реализации (ΔР4) и составляет 9682 млн. руб.
Общее влияние всех факторов на изменение прибыли от реализации составляет:
ΔР = ΔР1 + ΔР2 + ΔР3 + ΔР4 = 490 + 0 – 8513 + 9682 = 1659 (млн. руб.)
Таким образом, основное влияние на рост прибыли от реализации ОАО «Гродномолкомбинат» оказал ценовой фактор.
3.4. Анализ динамики прибыли от прочей реализации, состава и структуры внереализационных доходов и расходов
В 2003-2004 гг. предприятие имело убытки от прочей реализации в связи с прочими операционными расходами в размере 31 млн. р. в 2003 г. и тире 36 млн. р. в 2004 г. Т.е. в отчетном году убытки от прочей реализации увеличились на 5 млн. р.
Для анализа внереализационных доходов и расходов ОАО «Гродномолкомбинат» используем таблицу 3.3.
Таблица 3.3
Анализ динамики и структуры внереализационных доходов и расходов
Виды внереализационных доходов и расходов |
Сумма, млн. р. | Уд. вес в общей сумме, % | ||||
2003 | 2004 |
откл. +, - |
2003 | 2004 |
откл. +, - |
|
Штрафы, пени, неустойки по неисполнению хозяйственных договоров | 2 | 12 | +10 | 15,4 | 19 | +3,6 |
Курсовые и суммовые разницы | 8 | 47 | +39 | 61,5 | 74,6 | +13,1 |
Прочие внереализационные доходы | 3 | 4 | +1 | 23,1 | 6,4 | -16,7 |
Итого внереализационные доходы |
13 | 63 | +50 | 100 | 100 | — |
Прочие внереализационные расходы | 5 | 5 | — | 100 | 100 | — |
Итого внереализационные расходы |
5 | 5 | — | 100 | 100 | — |
Данные табл. 3.3 показывают, что наибольшая часть внереализационных доходов приходится на курсовые и суммовые разницы. В 2004 г. по сравнению с предыдущим периодом данный вид доходов увеличился на 39 млн. руб., а его удельный вес — на 13,1%.
Что касается внереализационных расходов, то они состоят только из прочих внереализационных расходов и на протяжении анализируемого периода остаются неизменными.
3.5. Анализ рентабельности производственной деятельности и готовой продукции
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И) [6, с.55]: , (3.5) или (3.6)
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Расчет и динамику рентабельности производственной деятельности ОАО «Гродномолкомбинат» проанализируем в таблице 3.4.
Таблица 3.4
Анализ рентабельности производственной деятельности
Показатели | 2003 г. | 2004 г. | Отклонение, млн. руб. | Темп роста, % |
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
1.Чистая прибыль, млн. руб. | 1305 | 2517 | +1212 | 192,9 |
2. Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. | 28847 | 44867 | + 16020 | 155,5 |
3.Рентабельность производственной деятельности, % | 4,5 | 5,6 | 1,1 | 124,4 |
Таким образом, рентабельность производственной деятельности в 2004г. по сравнению с предыдущим увеличилась на 1,1% или в 1,244 раза.
Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.
Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализа ции (без НДС);
Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации проду кции (без НДС);
Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.
Расчет показателей рентабельности продукции ОАО «Гродномолкомбинат» произведем в таблице 3.5.
Таблица 3.5
Анализ рентабельности продукции
Показатели | 2003 | 2004 | Отклонение + /- |
1.Выручка от реализации товаров, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). | 30731 | 48410 | + 17679 |
2.Прибыль от реализации. | 1884 | 3543 | + 1659 |
3.Балансовая прибыль. | 1861 | 3565 | +1704 |
4.Чистая прибыль. | 1305 | 2517 | +1212 |
5.Рентабельность всей реализованной продукции, % (стр.2 / стр.1). | 6,1 | 7,3 | +1,2 |
6.Общая рентабельность, % (стр.3 / стр.1). | 6,1 | 7,4 | +1,3 |
7.Рентабельность продаж по чистой прибыли , % (стр.4 / стр.1). | 4,2 | 5,2 | +1,0 |
Таким образом, все показатели рентабельности продукции ОАО «Гродномолкомбинат» в 2004 г. увеличились. Это произошло за счет роста выручки от реализации товаров, работ, услуг, что, в свою очередь, как показал проведенный ранее анализ, связано с ценовым фактором.
3.6. Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов роста прибыли и рентабельности деятельности организации
Основными источниками увеличения суммы прибыли являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости и повышение качества, реализация продукции на более выгодных рынках сбыта [5].
На ОАО «Гродномолкомбинат» выявлены резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции и снижения себестоимости.
1. Для определения резервов роста прибыли за счет резервов увеличения объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида. На рассматриваемом предприятии при существующем оборудовании и уровне организации производства максимальный объем производства может возрасти на 10%.
Таким образом, резерв роста объема реализации продукции составляет:
19364 * 0,1 = 1936,4 (тыс.тн.)
В отчетном году сумма прибыли, приходящаяся на единицу продукции составила:
3543000 тыс. руб. / 19364 тыс. тн. = 118,28 руб/тн.
Резерв роста прибыли составляет:
1936,4 * 118,28 = 229 037,4 (тыс. руб.)
2. Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг подсчитываются следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста.
Расчеты экономистов предприятия показали, что при более высоком уровне организации рабочего времени (сокращение простоев, непроизводительных потерь времени и т.д.), при оптимизации потоковых процессов на предприятии, при более рациональном использовании основных и оборотных средств предприятия себестоимость можно снизить на 0,20 тыс. руб.
При этом прибыль увеличится на следующую величину:
0,20*1936400 = 387 280 (тыс. руб.)
Обобщим все выявленные резервы роста прибыли (табл.3.6).
Таблица 3.6
Влияние резервов роста прибыли на ее изменение
Источник резервов | Соответствующее увеличение прибыли, млн. руб. |
Увеличение объема продаж | 229 |
Снижение себестоимости продукции | 387,3 |
Итого | 616,3 |
Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности производственной деятельности предприятия являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчета резервов может быть использована следующая формула [5]:
*100, (3.7)
где РR – резерв роста рентабельности;
Rв – рентабельность возможная;
Rф – рентабельность фактическая;
РП – резерв роста прибыли от реализации продукции;
VРПвi - возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;
Свi - возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;
Пф – фактическая прибыль от реализации продукции;
Иф - фактическая сумма затрат по реализованной продукции.
Резерв повышения уровня рентабельности составит:
РR = (3543 + 616,3)*100 / (21300,4*2,12) - (3543 / 44867*100) = 1,3 %
Мы видим, что после внедрения описанных выше мероприятий рентабельность производственной деятельности может увеличиться на 1,3% и составить 9,2%
Афитов Э.А. Методическое пособие для выполнения курсовой работы по курсу «Планирование на предприятии». – Мн.: БГУИиР, 1999. – 70 с.
Балабанов И.Т. Финансовый анлиз и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 207 с.
Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 623 с.
Журавлев В.В., Савруков Н.Т. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – Лекция 6. Анализ финансовых результатов предприятия. [http://www.easyschool.ru/books/20/18/33/]
Макарьева В.И., Андреева Л.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 264 с.
Никифорова Н.А. Факторные модели финансово-хозяйственной деятельности: приемы и методы анализа: Лекция. – М.: Изд.-книготорг. Центр «Маркетинг№», 2001. – 27 с.
О составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг): Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2001 г. №1081 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2001. – №72. – 5/6469.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.
[http://www.businessvoc.ru/bv/Term.asp?theme=3&word_id=16835]
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.
Стоянов Е.А., Стоянова Е.С. Экспертная диагностика и аудит финансово-хозяйственного положения предприятия. - М.: Перспектива, 1993.
Факторный анализ прибыли от реализации продукции. [http://ptsukanov.narod.ru/methods/fap2.html]