Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Иван Флягин — правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)

Иван Флягин — правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)

Повесть “Очарованный странник” — одно из лучших произведений русского писателя XIX в. Н. С. Лескова. Лесков — мастер фольклорных образов — изобразил в повести замечательные русские типажи, оказывающие незабываемое впечатление на читателя.

Главный герой повести — Иван Северьяныч Флягин — “очарованный странник”, путешествующий по Руси в поисках правды и простого человеческого счастья, которое заключается, по его мнению, в спокойствии души. Само имя героя говорит о том, что он (Иван Флягин) — типичный, настоящий русский мужик. Однако внимательный читатель сразу понимает, что в отношении героя не все так просто, как кажется. Воспитанные на народных волшебных сказках, многие читатели понимают, что часто за скромной внешностью Иванушки-дурачка скрывается настоящий богатырь. Так и в своем произведении Лесков изобразил Ивана эдаким сказочным богатырем, который сумел преодолеть все выпавшие на его долю испытания и сохранил в своей душе гуманные чувства, доброту, жизнелюбие, неподдельный интерес к людям, чувство участия и сострадание.

С первых же строк повести автор представляет Ивана Флягина могучим, богатырского вида мужчиной: “Это был человек огромного роста, со смуглым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала проседь”. Ему за пятьдесят, но он — воин в прямом смысле слова, “добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца с прекрасной картины Верещягина”. Подобно персонажам русских сказок и былин, Иван Флягин обладает огромной физической силой и удивительной мощью характера. Он ничего не боится и готов подвергнуть себя любым испытаниям и опасностям, сознательно проверяет свою силу, которая “бьет через край”.

Лесков указывает на величие героя, которое сочетается с добродушием, мягкостью, искренностью и наивным восприятием жизни. Автор указывает, что его герой “много повидал на своем веку”, но Флягин — прирожденный философ, человек поживший и мудрый, умеющий спокойно воспринимать и стойко выдерживать все жизненные горести, не только справляясь со своими бедами и проблемами, но и облегчая судьбу других людей.

Иван Флягин способен понимать не только людей, но и животных — он обожает лошадей. Чувствуя силу и доброту героя, все тянутся к нему в надежде ощутить его заботу, найти в нем надежную опору и защиту.

Физическая сила, выносливость прекрасно сочетаются в Иване Флягине с широтой души, мягкосердечием, но его мягкость вовсе не означает слабоволия и самоуничижения. Иван — гордый человек, обладающий редким чувством собственного достоинства. Он откровенно возмущается тем, что его унизили, заставив на коленях дробить камни, он готов скорее свести счеты с жизнью, чем покориться чужой воле и стать рабом. Именно поэтому он не желает мириться с жестокостью и убегает из дома, становясь вечным странником.

Иван Северьяныч, как и многие знакомые читателю былинные герои, постоянно находится в дороге, в поисках “судьбы”, своей истины. Во время скитаний Флягин любуется красотой природы, чувствуя малейшее ее изменение, — он очарован ею. В пути ему встречаются разные люди, и каждому он старается стать полезным, помочь чем-нибудь. Таким образом, он сам принимает активное участие в судьбах других (вспомним, как Флягин идет в солдаты вместо сына двух старичков, который является их единственной отрадой и опорой).

С каждым разом герой становится отзывчивее к чужому горю, его переполняют чувства самопожертвования и вины, корни которых кроются, вероятно, в трагедии с монахом, произошедшей в детстве. Он терзается воспоминаниями, совесть постоянно мучит его. И потому единственно важной для себя целью Иван считает облегчение страданий окружающих, оказание помощи всем нуждающимся. В этом, по мнению Флягина и самого Лескова, и кроется правда жизни.

Героя характеризует жажда жертвенности и сострадания, свойственная Иисусу Христу. “Мне за народ очень помереть хочется”, — говорит сам герой. Во время своих странствий он очарован не только просторами родной страны, многообразием ее яркой природы, но и мечтой о светлом будущем России и русского народа.

Но, все чаще задумываясь над безжалостными и суровыми обстоятельствами, Иван Флягин окончательно разочаровывается в жизни, приходит к выводу, что бедам и несправедливости в судьбе простого русского народа нет конца и края. Пройдя через горнила этой жизни, ощутив на себе всю ее тягость, Иван Флягин не теряет стойкости, мужества и веры и уходит в монастырь, чтобы уже в его стенах продолжать сострадать, помогать, творить добро и молиться Господу за весь русский народ и о вечном прощении.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Похожие работы:

  1. • Русский характер и судьба народа в творчестве Н.С ...
  2. • Актуальные проблемы современного старообрядчества (на примере ...
  3. • Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить ...
  4. • Изображение народа в поэме "Кому на Руси жить хорошо"
  5. • Псевдоним
  6. • Типы крестьян в поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо ...
  7. • Путешествие как литературный жанр
  8. • Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви
  9. • Типология характеров в "Конармии" И. Бабеля
  10. • Патриарх Никон и церковная реформа
  11. • Короленко Владимир Галактионович
  12. • Проблема трагической судьбы России в повести А. Платонова ...
  13. • "Тихий Дон". Историческая основа романа
  14. • Поэма Некрасова "Кому жить на Руси хорошо" - энциклопедия ...
  15. • Михаэль Кольхас. фон Клейст Генрих
  16. • Современное понятие культуры. Основные концепции ...
  17. • В поисках народного счастья (по поэме Некрасова "Кому на ...
  18. • Бердяев: проблема человека, его назначения, оправдания его ...
  19. • Сочинения по произведениям русских классиков
Рефетека ру refoteka@gmail.com