Подъезжающего к Козельску провожает с левой стороны вид глу-бокой долины, по которой в широком русле протекает река Жиздра; аза нею встает сплошной, бесконечный бор, который, покрывая нагор-ный берег реки, издали синеется, как подернутое туманом море. Ночеловек, который впервые в этих местах, не видит всей этой красо-ты - его взгляд неудержимо притягивают белые стены и золотые ку-пола. У опушки леса, на холме, омываемом Жиздрой, стоит мирноепристанище иноков : Козельская Веденская Оптина Пустынь.
При спуске дороги на луговую долину Богоспасительная обительоткрывается взору путника всею красотой своих храмов и башен: стрех сторон, как волнующееся море, окружает ее дремучий бор; сзапада у самых стен несет свои воды река Жиздра; по ее левому бе-регу расстилается зеленым кором поемный луг, орошаемый излучистойречкой и несколькими озерками. С холма виден невдалеке древнейшийгород Козельск, прославившийся шестинедельной защитой соего юногокнязя от полумилионной орды Батыя в 1238 году. Картину воистинурусского простора довершают нескончаемые поля, рощи и несколькосел где-то вдали. Кто хотя бы однажды посетил Оптину Пустынь, тот вне всякогосомнения долго не забудет этого поистине красивейшего места и то-го благодатного влияния его на дух и сердце посетителя. Козельская Веденская Оптина Пустынь принадлежит к числудревнейших обителей нашего отечества. Когда-то царь Михаил Федо-рович пожаловал монастырю земли и льготы. Кроме того, известно,что Оптина пустынь была "смешанным монастырем" - для монахов имонахинь.
Существование таких монастырей было отменено в серединеXVI века, поэтому в начале XVI века Оптина пустынь уже,видимо, существовала. Это предание опирается также на древностьсопредельного ей города Козельска, известного в летописях с 1146года, иноческие же обители были необходимой, так сказать, принад- - 2 -лежностью древних городов России - их духовными крепостями. К то-му же, все монастыри в округе относятся где-то к XV и XVI столе-тиям. Но точно ни время, ни причины основания Оптины пустыни неизестны. В период самозванцев, Козельск и все прилегающие емутерритории (и, видимо, пустынь тоже) были разорены врагом. Такимобразом, погибли как городские, так и монастырские архивы. С тоговремени остались нам лишь предания, передаваемые из уст в устасреди братства Оптиной. Первое же письменное упоминание об Опти-ной относится к эпохе правлению Бориса Годунова.
Название обители может происходить от русского слова "об-щее", но другие считают, что обитель основал покаявшися разбойникОпта (это имя такое). Не более, чем в 70-ти верстах оттуда нахо-дится одноименнная и столь же древняя обитель - Оптин Троицкиймонастырь. Небольшое расстояние позоляет предположить, что ониобе имеют одного и того же основателя. Можно предположить, чтоОпта при пострижении в монашество был наречен Макарием, почему ипустынь его ( в которой сам он вероятно был и первым настоятелем)удержала за собой название Оптиной. В древних письменных актахобыкновенно писалось "Макарьевы пустыни Оптина Монастыря". Вве-денской же эта обитель начала наименоваться лишь с начала прошло-го столетия. Кстати, о написании слова "пустынь". Автор просмот-рел несколько источников. В дореволюционных источниках "Пустынь"пишется, как правило, с большой буквы, а в книгах советского пе-риода - в основном с маленькой. Не обладая достаточными лингвис-тическими знаниями, автор не может определить наиболее правильнуюверсию. Скорее всего, обе эти версии равноправны. Вторая верна,потому что "пустынь" - не название данной обители, а вид отшель-нического поселения.
А первая - так как в конце 18 века ставшаямноголюдной Оптина не была уже буквально пустынью, а называласьтак лишь по традиции. Традиции...Конечно, традиции дают ощущение постоянства, на-дежности, они доказывают наше уважение к предкам, любовь к собс-твенной стране, патриотизм. Традиции несут огромную смысловую иэмоциональную нагрузку. Автор согласен, чаще всего они необходи-мы. Но, как мне кажется, не всегда. На дворе уже почти двадцатьпервый век. С тех пор, когда составлялись все церковные книги,псалмы, писания и другая церковная литература, прошло много лет
-Русский язык претерпел огромные изменения. Если простые люди ещекое-как, с трудом понимают дореволюционные записи, то церков-но-славянский понять без соответствующего образования им, то естьнам, вообще не дано. Простые люди, ничего не понимают, что чита-ется в церкви, даже если заранее читать напечатанный текст мо-литв. Текст в этих молитвах - церковно-славянский, не переведен-ный, а просто написанный дореволюционными буквами. Может быть,еще век назад люди и понимали смысл написанного благодаря схожес-ти языков, и то молитвы были написаны родными им буквами - доре-волюционными, чтобы простые, незнающие церковно-славянского, людимогли читать. Читать! А сейчас они не могут не то что читать -понимать не могут. А это гораздо важнее, не так ли ! И если тогдаРусская Церковь провела соответствующую реформу, то теперь причи-на для ее проведенения несомненно более весома. Не смотря на это, Российская духовность направлена лицомстрого в прошлое. Кажется, что власти Церкви забыли о том, чтореволюция произошла не вчера: русские люди и язык изменились донеузнаваемости. Российское духовенство, к сожалению, очень далекоот народа и не чувствует по причине своей образованности того,что простому народу не понятен язык церковной службы.
Люди душойтянутся к церкви, но непонятность, чуждость церковной службы неможет не отталкивать их. Верующие не могут до конца проникнутьсяпроисходящим в церкви. Очень печально, что церковь становитсяспасительным ковчегом лишь для избранных, а именно для самих свя-щеннослужителей, обладающих достаточными знаниями, скорее не по-нимающих, а знающих, что написано в церковных книгах. Конечно, я понимаю, что литературный перевод на современныйрусский приведет к стиранию границы между обыденным, мещанским идуховными, приведет к разрушению самой Церкви, в конце концов.Этого нельзя делать ни в коем случае. Автор, конечно же имеетввиду реформу, аналогичную предыдущей - мне кажется, что написа-ние следует оставить уже существующее, а сам смысл все-таки пере-вести на русский или , еще лучше, на дореволюционный, так чтобысредний человек, приходящий в церковь понимал все происходящее,но с некоторым трудом. Необходимость этой реформы очевидна. Об-щество России сейчас несколько расположено к идее религии, но не-понятность православия отталкивает потенциальных (грубо сказал,конечно) верующих к параллельным религиозным структурам, основная - 4 -идея смысла жизни на земле и служения Господу которых противоре-чит православной. Таким образом, несовершенность церковного по-рядка, препятствует выполнению Церковью основной ее задачи. Автор - очень плохой христианин. Скорее, меня даже нельзявообще назвать христианином, потому что я в данное время вообщени во что не верю и ничего не понимаю, что происходит со мной исо всеми. Но, как бы то ни было, у меня есть какие-то собственныемысли, умозаключения. Размышляя о задачах христианской церкви,автор пришел к следующим выводам.
Философские задачи христианства очень сложшы и я не возьмусьпретендовать на какое-то особенно светлое понятие этого вопроса.Я понимаю лишь, что религия существует для того, чтобы избавитьчеловека от вечно присущего ему страха перед окружающим его ми-ром, перед неизвестностью, перед смертью, в конце концов. Верадает человеку смысл к существованию, улучшает его и в какой-томере облегчает ему жизнь, прочерчивая ему границы, определяя занего, что хорошо, что плохо, и к чему надо стремиться. Вера даетчеловеку утешение и надежду на спасение. Задачи же Церкви несколько другого плана. Церковь молется запроцветание государства, за безопасность границ и охрану страныот войн, Церковь в своих воззваниях к Богу печется о каждом чело-веке в стране и в мире и просит Бога не оставить людей. Церковьпросит Бога спасти души зачитываемых там по именам преставивших-ся, просит благословить рожденных, короче ведет большую работу,результаты которой, однако, воочию невидимы. Ведь человек, отсто-яв службу, выходит из церкви и идет домой, и православная церковьуже не имеет над ним практически никакой власти - только над егосовестью. Человек становится предоставлен самому себе, а в оди-ночку, как известно, с Лукавым не справиться. Человек читает Свя-щенное писание и, если и понимает его, то неправильно, не так,как учит церковь.
Нет одинаковых людей, нет одинаковых жизней,одинаковых опытов. Каждый воспринимает Писание по своему, и каж-дому человеку нужен собственный подход, надо, чтобы ему помогли.И это далеко не твлеченная от действительности идея автора: этопонимали и древние христианские деятели. Иоанн Лествичник: "Прельстившиеся, возложившие упование на самих себя, и возо- - 5 -нившие не нуждаются в путеводителе" (Слово 1, глава 7); "Якоже корабль, имеющий искусного кормчего, благополучно Бо-жием содействием входит в пристанище: тако и душа, имущая доброгопастыря, удобно на небо восходит, хотя бы прежде и много зла со-делала. Как идущий по неизвестному пути без путеводителя, удобнона оном заблуждает, хотя бы был и весьма разумен: тако и путь мо-нашества, самовластно проходящий удобно погибает, хотя бы и всюмира сего премудрость знал" (Слово 26, главы 236 и 237). Святой Симеон Новый Богослов: "...молитвами и слезами умоли Бога показать тебе человека,который бы мог хорошо упасти тебя... Лучше называться ученикомучеников, а не жить самочинно, и обирать бесполезные плоды своейволи" (1-я часть Добротолюб. глава 33, и 12 слов стр. 109). На менее консервативном Западе такая неполноценность уст-ройства церкви была понята еще в IV веке.
Так называемое "стар-чество" процветало сначала среди древних пустынников-монахов Ви-зантии, а потом перешло и на Русь. Старцем мог быть только стяжавший своими духовными подвигамии личным опытом дар Духа Святого, особый пророческий дар руко-водства своими учениками в невидимой брани на пути к общению сБогом. Старец, при глубоком смирении, своим духовным взором видитдушу человека. Старец обладает даром прозорливости, рассуждения,иногда может исцелять от болезней; он указывает своему ученикужизненный путь, открывая волю Божию. И, по мнению автора, оченьважно то, что старцы не утверждали какие-то истины, как Церковь,не толкали свою паству перед собой на пути к Богу, а использовалиметоды Сократа. Как известно, Сократ не указывал своим слушателямна правду, а с помощью маевтики ("искусства повивальной бабки"),он как бы подводил их к духовному пути, на конце которого нахо-дится истина. Истину каждый человек должен постичь сам, считалСократ; так и старцы не стремились ничего утверждать, они понима-ли, что человеку нельзя навязать ни веру, ни счастье. Но старчество - не официальная иерархическая степень в Церк-ви, не административное начальство или духовничество. Духовникомможет быть только рукоположенный священнослужитель, а старцем -только обладающий исключительным даром от Господа руководить ду- - 6 -шой тех, кто добровольно, доверчиво к ним обращается.
Человек, который предается старцу, связан святым послушаниемна всю жизнь. Старчество состоит в искреннем духовном отношениидуховных детей к своему духовному отцу или старцу. Преподобные Каллист и Игнатий сформулировали пять признаковтакого искреннего духовного отношения :
1) Полная вера к своему наставнику и предстоятелю. 2) Истина, - говорить правду перед ним всегда и везде, не лгать ни словом, ни делом. 3) Не исполнять ни в чем своей воли, а стараться во всем ее отсекать; то есть ничего не делать по своему желанию, а всегда и во всем искать совета своего наставника и пред- стоятеля. 4) Не прекословить и не спорить, так как "прекословие и спор- ливость бывают от рассуждения с неверием и высокомудрием". 5) Совершенное и чистое исповедание грехов и тайн сердечных. Св. Кассиан Римлянин говорит: "Невозможно впасть в бесовскуюпрелесть тому, кто живет не по своему хотению и разумению, а понаставлению старцев. Не может лукавый враг посмеяться над неопы-тностью того, кто не привык по причине ложного стыда скрывать всевозникающие в его сердце помышления" (Собеседование 2-е о рассу-ждении, глава 10). О важности этого послушания повествуют многие древние случаии легенды.
В Прологе 15 октября повествуется: "В ските был монах,который в продолжение многих лет был послушлив своему отцу; нако-нец, по зависти бесовской отпал от послушания, и без всякой бла-гословной причины ушел от старца презрев и заперещение; ибо онимел от старца запрещение на непослушание. Пришедши в Александ-рию, он был схвачен тамошним князем и принуждаем был отречься отХриста, но остался непоколебим в твердом исповедании веры и заэто был мучен и предан смерти. Христиане того града взяли телонового мученика, положили в раку, и поставили оную в святой храм,но в каждую литургию, когда дьякон возглашал: "елицы оглашенныеизыдите", рака с телом мученика, к удивлению всех, невидимою си-лой выносилась на паперть, а по окончании литургии сама собоюпоставлялась опять в храме. Один Александрийский вельможа молилсяо разрешении этого недоумения, и ему открыто было в видении, что - 7 -замученный монах был ученик такого-то старца, и за непослушаниебыл связан от него; как мученик, он получил венец мученический, акак связанный запрещением старца не может оставаться при соверше-нии Божественной службы, пока связавший не разрешит его. Тогда жеотыскан был и старец, который пришел в Александрию и разрешилсвязанного от запрещения. С того времени рака уже никогда не тро-галась со своего места." Путь старческого "окормления" во все века христианства приз-нан всеми великими пустыннослужителями, отцами и учителями Церквисамым надежным и удобнейшим из всех, какие были известны в Хрис-тианской Церкви. Старчество процветало в древних египетских и па-лестинских киновиях (общежительных монастырях), впоследствии на-саждено на Афоне, а с востока перешло и в Россию. Но вскоре, привсеобщем упадке веры и подвижничества, оно понемногу стало прихо-дить в забвение, так что многие даже стали отвергать его как нео-фициальный, а значит, незаконный, еретический придаток церкви.
Вконце XVIII столетия старчество было уже практически искоренено вРоссии вследствие тяжелых гонений на старцев, которые, как нистранно, были. Забытое как проявление высокой духовной жизни Церкви, "венецдуховных подвигов" ее, старчество возродилось в России, и главнымобразом в Оптиной Пустыни, под влиянием великого старца, архи-мандрита молдавских монастырей Паисия Величковского (1722-1794) иего учеников. Паисий родился в России, учился в Киевской Академии. Он дол-го искал духовного руководства на Украине, перешел во Валахию, наАфон и, затем, в Молдавию. Под его влиянием возродилось в правос-лавии стремление к внутреннему подвигу и непрестанной молитве. Онс великим трудом собрал на Афоне и перевел с греческого языка наславянсий творения аскетических писателей, в которых содержитсяучение о монашеском житии вообще, и, в особенности, о духовномотношении к старцам. Паисий Величковский воспитал множество под-вижников, которые принесли его заветы и в Россию.
В России старчеством прославились следующие обители: Саровс-кая Успенская пустынь, Флорищева Успенская пустынь, Голгофо-Ра-пятский скит Соловецкого монастыря, Валаамский Спасо-Преображенс-кий монастырь, а также скиты Троице-Сергиевой Лавры и Смоленская - 8 -Зосимова пустынь (в ней старчество укоренилось тоже благодаря со-действию митрополита Филарета Московского)
В чиноположении своем относительно иноческого жития Козель-ская Введенская Оптина пустынь, вместе с немногими пустыннымирусскими монастырями, имеет ту особенность, что в ней, по примерудревних обителей и Афонских киновий (общежительных монастырей), снекоторого времени ведено старчество... XVIII век был очень трудным для всего русского народа и дляЦеркви тоже. Последняя четверть этого века может быть по справед-ливости названа периодом настоящего оскудения обители. В течениеэтого периода число братии, населявшее Пустынь, не только не пре-вышало положенных по штату семи, а даже порой не доходило до не-го. К 1770 году в монастыре остались лишь 2 монаха, а иеромонахбыл "невидящий глазами". О трагическом состоянии Пустыни говорити тот факт, что всего за несколько лет у обители сменилось четыренастоятеля - ни один из них не видел возможным поднять на ногиобнищавший монастырь, который еле мог совершать Божественнуюслужбу. Вскоре Оптина Пустынь понесла еще одну потерю: преставил-ся белый священник, и сам настоятель был вынужден отправлять свя-щеннослужение без чреды. Эти события были уже последними свидетельствами упадка и ос-кудения Оптиной обители. В 1795 году Бог смилостивился над пус-тынью: высокопреосвященный Платон, митрополит Московский и Ка-лужский, обратил свой отеческий взор на нужды обители. Говорят,что ему очень понравились леса, окружающие Оптину. Красота этогоместа помогает человеку на его пути к Богу, возбуждает в немстремление к уединению и молитве. Историю Оптиной Пустыни после обновления можно разделить напять периодов.
1796-1829 "В 1796 году преосвященный митрополит Московский Платон, по-сещая пустынь сию, признал место сие для пустынно-общежительствавесьма удобным; почему и решился оное тут учредить, по образуПесношского монастыря. А дабы сколько можно успешнее провестипредположение сие в самое исполнение, то просил он у Песношскогонастоятеля строителя Макария дать ему для сего способного челове- - 9 -ка, каковым и признан иеромонах Авраамий. Он, пришед на местосие, застал тут несколько монашествующих, а строение, кроме со-борной церкви, все деревянное, и то обветшалое и т.д." (Из Исто-рии Российской Иерархии).
Этот самый иеромонах о. Авраамий, до своего назначения быв-ший огородником, ввел в обители примерный внутренний порядок, чемснискал себе уважение и почтение всего окрестного населения. Помере увеличавшихся от того средств, занялся и материальным ус-тойством обители, при помощи пожертвований Боголюбивых граждан.Авраамий был вместе и учредитель, и зодчий. В 1801 году "за отличные услуги обители к общей пользе", Ав-раамий произведен в игумена Лихвинского Покровского Доброго мо-настыря, с управлением в то же время и в Оптиной. Но вскоре не-мощь, а также и опасение, чтобы не нарушилось заведенное им в Оп-тиной благоустройство, заставили о. Авраамия отказаться от новогодостинства. Преосвященный удовлетворил его просьбу, и он по преж-нему был оставлен начальствовать только в одной Оптиной Пустыни,но уже в игуменском сане. 1797 год был достопамятен для всех русских обителей милости-вым вниманием к ним императора Павла Петровича. По указа от 18декабря, Оптина Пустынь, в числе прочих, получила по 300 рублей вгод "на вечные времена". Сверх того пожалована Пустыни мукомоль-ная мельница и пруд. Эта царская милость не мало способствоваланачальному благоустойству обители.
Шли годы. Авраамий, будучи уже даже в преклонном возрасте,не оставлял своего доброго дела. По ходатайству преосвященногоФеофилакта, епископа Калужского, благочестивый монарх (теперь ужеАлександр Павлович) согласился на прошение отца Авраамия. С 1764года в Оптиной не разрешалось содержать более семи человек, ноэта священная обитель привлекала много богомольцев. По указу Свя-тейшего Синода, Пустыни разрешено прибавить еще двадцать три че-ловека. Восполнив такми образом главнейший недостаток в Оптиной Пус-тыни, Авраамий не ослабевал, а трудился и трудился, приумножаябогатства его обители. Еще больше возрастало заслуженное им рас-положение калужских архипастырей. Епископы Евлампий и Евгенийоказывали особенное благоволение к Оптиной пустыни. ПреосвященныйЕвлампий даже желал провести в обители остаток своих дней, и спе- - 10 -циально для него была построена особая келья. Бог судил о. Авраамию насладится плодами своих начинаний итрудов. После достопамятного 1812 года, когда он еще раз проявилсебя замечательным настоятелем, достойным игуменского звания, о.Авраамий прожил еще несколько лет, любимый и уважаемый всеми вобители. Занявшие его место не менее о. Авраамия заботились о благо-состоянии и духовной жизни этой обители. С каждым годом монастырьвсе разрастался и разрастался. Росло и его влияние в миру. Очень важной вехой в истории Оптиной пустыни был приход квласти митрополита Филарета, который поддерживал установлениестарчества в монастыре.
Как любитель безмолвной пустынной жизнион весьма много покровительствовал пустынной обители Оптиной, не-редко посещая ее, проживая иногда (во время постов) по целым не-делям. Именно он основал в 1821 году при пустыни скит во имя Св.Иоанна Предтечи, первого "новоблагодатного" пустынножителя. Фила-рет позвал туда отшельников их Рославльских лесов - Моисея и Ан-тония, а также трех других монахов. Это были праученики ПаисияВеличковского, который видел в старчестве важнейший способ воз-рождения душ человеческих. В 1829 году старчество было введено ив Оптиной, при содействии ее тогдашнего настоятеля, о. Моисея.Оптина пустынь была последней обителью, где ввели старчество. Иименно в этой пустыни оно пережило свой расцвет. Оптина Пустынь знаменита своей заботой о неимущих, сиротах,приемом паломников, своими школами и госпиталями. Богослужения вобители дились по 8 часов, что состовляло по словам о. СергияЧетверикова "университет для русского народа". Но от бесчисленно-го множества таких же монастырей Оптину отличает именно исключи-тельное влияние ее старцев. Старчество в Козельской Введенской Оптиной пустыни было вве-дено позже всех перечисленных выше старческих обителей.
Нам из-вестны имена, наверное, всех старцев, живших в Оптиной за всю не-долгую ее историю: иеросхимонах Лев (Наголкин; ум. 1841), иерос-химонах Макарий (Иванов; ум. 1860), схиархимандрит Моисей (ум.1862), иеросхимонах Амвросий (Гренков; ум. 1891), иеросхимонахИосиф (Литовкин; ум. 1911), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков;ум. 1913), иеромонах Анатолий (Зерцалов; ум. 1894), иеромонах - 11 -Анатолий (Потапов; ум. 1922), иеромонах Нектарий (ум. 1928). В наши дни их подвиг продолжал живший в Караганде схиархи-мандрит Севастиан (Фомин; умер он 19 апреля 1966 года). 1830-1861 Это период истинного расцвета Оптиной во всех отношениях.Материальное достояние Пустыни значительно поправилось. К 1862году Оптинское братство простиралось уже до 150-ти человек, в томчисле одних иеромонахов было 20. Но не об одном внешнем устроенииобители и численности братий заботился о. архимандрит Моисей,бывший пустынножитель Рославльских лесов.
Благочиние и продолжи-тельность церковных служб, все внешние и внутренние порядки Опти-ной Пустыни, весь теперешний ее духовный строй - все это устано-вилось и утвердилось в настоятельство о. Моисея. Введением стар-чества о. Моисей упрочил и на будущие времена благоустройство иблагосостояние Оптиной пустыни. Первым старцем Оптиной был иеросхимонах Леонид (в схиме Лев,ум.1841). С 1839 года Оптина Пустынь начала заниматься изданием обще-полезных духовных книг, в особенности свято-отеческих писаний (вславянском и русском переводах). Первыми потрудившимися в Оптинойнад изданием таких сочинений были жившие в Оптином ПредтечевомСкиту, иеросхимонах Иоанн и монах Порфирий Григоров. Иеросхимонах Иоанн, который до этого принадлежал к сообщест-ву раскольников, и потому подробно знавший все их рассуждения,стараясь искупить свой грех, за десять (1839-1849) лет написал ииздал шесть книг. обличавших неправоту раскольнических "мудрство-ваний". Одновременно с иеросхимонахом Иоанном, другой Оптинскийинок, о. Порфирий Григоров издал жизнеописания некоторых замеча-тельных духовных лиц: схимонаха Феодора, настоятеля Синаксарскойобители Феодора Ушакова, Петра Алексеевича Мичурина, Пустынножи-теля Вассилиска и других; помимо того письма Задонского затворни-ка Георгия, имевшего уже несколько изданий. Но самая активная издательская деятельность началась спустясемь лет, с 1846 года, под руководством знаменитого старца о. Ма-кария (Иванов, ум.1860). И опять же, за этим Богоугодным деломстоит замечательный русский политик и священнослужитель - митро- - 12 -полит Филарет Московский.
Иеросхимонахи Леонид и Макарий были учениками учеников вели-кого старца Паисия Величковского, игумен Антоний и архимандритМоисей имели духовное общение с его учениками. Поэтому издатель-ские труды Оптиной начались именно с этого знаменитого молдавско-го старца. Были изданы его жизнеописания, а затем и многочислен-ные его переводы, а также собственные сочинения. Но, с разрешения митрополита Филарета, братия Оптиной Пусты-ни занималась не только изданием переводов Паисия Величковского,но также переводила сама и издавала знаменитые творения "великихврачевателей душ человеческих": преп. Варсонофия Великого и Иоан-на Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина, Иоанна Лествичника,Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анаста-сия Сунаита, святителя Иоанна Златоуста. Книгами, изданными оп-тинскими старцами, руководствовались в своей духовной жизни мно-гие поколения русских людей. Митрополит Филарет Московский (Дроздов) и профессор Московс-кой Духовной Академии протоирей Феодор Голубинский, бывший цензо-ром оптинских изданий, дали высокую научную оценку этим трудамстарцев Оптинской обители. По мнению автора, издательская деятельность Оптиной была да-леко не менее значительной, чем духовная деятельность ее старцев.В наше время, да и тогда уже, люди не способны отправиться в па-ломничество, бросить все и уйти ради спасения своей души. Поэтомутак важны в нашем духовном образовании книги, тем более, такихвеликих и опытных людей. К тому же, разговор, даже со старцем -явление временного действия, а книги, - они, как ни смотри, посравнению со словами, вечные. 1862-1891 Управление игумена Исаакия и, в Скиту, - старчество иеросхи-монаха о. Амвросия, духовное влияние которого распространилось повсей России. Этот замечательный старец являет собой лучший примерверующего, старца и, просто, настоящего человека. О. Амвросий, вернее Александр Михайлович Гренков, родился в1812 году в духовной семье в селе Большая Липовица Тамбовской Гу-бернии. Он окончил духовное училище и духовную семинарию городаТамбова.
Он очень хорошо учился, веселый был, живой, за что его и лю- - 13 -били все окружающие. Естественно, что о монашестве Александр вдетстве и не думал. Но в предпоследнем классе семинарии будущийо. Амвросий тяжело заболел. Врачи были неумолимы в своем диагно-зе: этому молодому человеку ничего больше не светило в этой жиз-ни. Александр знал, что он умирает, что болезнь его неизлечима. Аумирать ему не хотелось. Отчаявшись, он с просьбой к Богу: далобет, что, если победит болезнь Божьей милостью, то посвятит емуспасенную его жизнь - уйдет в монастырь. И, как уважаемый чита-тель уже догадался, он поправился наперекор всем словам врачей. Окончил семинарию и имел несколько дальше путей в жизни. Онмог выполнить свое священное обещание, мог продолжить учебу в Ду-ховной Академии или получить хороший приход своей епархии. Алек-сандр Гренков был человеком этого мира и не хотел класть на плахуголову своей светской жизни и свободы. Он поступил домашним учи-телем в помещичью семью, прожил в ней два года. За этот долгийсрок он хорошо изучил нравы и обычаи различных слоев общества,что помогло ему в его дальнейшей жизни, дав богатый материал дляразмышлений и осознания смысла и устройства жизни. В 1838 году Александр Михайлович получил место преподавателяв Липецком Духовном Училище и скоро познакомился со всем неболь-шим и гостеприимным населением этого городка, где его полюбили завеселый характер, глубокий, ясный ум и обаяние. Приглашения наобеды сыпались на молодого учителя, и у него было очень мало лич-ного времени.
Но, оставаясь наедине со своими мыслями, он страдалот угрызений совести и чувства невыполненного долга. В 1839 году в селе Троекурово старец Илларион сказал Алек-сандру: "Иди в Оптину и станешь опытным". Никого в городе не пре-дупредив и никому не сказав ни слова, он исчез. Прибыл в обитель8 сентября 1839, все еще терзаемый могучими сомнениями, от кото-рых его избавил только оптинский старец о. Леонид. Гренков остал-ся в обители, отрезав себе дорогу обратно тем, что не вернулся доназначенного ему училищем срока. В 1840 году он был принят в число официальных послушников.Через год он поступил по руководство великого старца Макария.Этого обаятельного человека любили оба старца и вся братия Опти-ной. В 1842 пострижен в мантию, наречен Амвросием, посвящен в ие-родиаконы, а в 1844 предоставлен к возведению в сан иеромонаха.
О. Амвросий стеснялся, не хотел этого повышения, скромно считаясебя недостойным его. Он был очень мягким, податливым, и убедитьего не стоило тогда никакого труда. Хиротония состоялась в Калугев декабре месяце. Возвращаясь в Пустынь иеромонах простудился,заболел желудком. С тех пор он так и не смог поправиться. Свышепятидесяти лет до самой смерти его мучил ряд болезней. Образованные люди в то время были довольно редки, так чтоследущие 16 лет о. Амвросий помогал старцу Макарию подготовить кпечати труды Паисия Величковского. Время старчества Амвросия совпало с зарождением в России ин-теллигенции, попавшей под влияние рационалистических и материа-листических идей (напр. нигилизм), которые ставили своей цельюдостижение справедливости и счастья людей путем изменения полити-ческого и социального строя страны. Многие ищущие истину людискоро разочаровались в этих идеях. О. Амвросий умел заполнитьпустоту в душах этих людей, он мог разбирать самые запутанныесостояния человеческой души, мог дать человеку надежду и смыслжить снова. Народ просто тянулся в Оптину. В этой благословенной обителиполучили творческий импульс самые видные люди русской литературы,политики, духовенства. В 1877 году приехал Ф. М. Достоевский. Ок-ружающая природа, беседы со старцами и атмосфера любви и гостеп-риимства, царившие в этой обители, побудили его написать "БратьяКарамазовы". Он писал: "Сколь много в монашестве смиренных икротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. На сихменьше указывают и даже обходят молчанием вовсе, и сколь подиви-лись бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединения вый-дет, может быть еще раз спасение земли русской!"
Сказал онпо-древнему, не очень понятно, но ясно, в чем, по его мнению, бы-ла надежда русской земли. Также был у старца и известный русский философ Владимир Со-ловьев, но они не сошлись: их понимание духовных истин было раз-ным, старец не одобрял пути Соловьева, но убедить его не смог.Как не смог и философ: о. Амвросий был уже не таким податливым,как в молодости, его вера была сильна (а, может, сила воли). Костантин Леонтьев был почитателем старца и много временипроводил в Оптиной ради него. Трижды был там и Толстой. Русскийграф как-то пришел туда в лаптях и с котомкой за плечами. Жаль, - 15 -неизвестно, что на это сказал о. Амвросий. Он отнесся к этомускептически - показная внешность без внутреннего содержания неприближает человека к нравственному совершенству. Последний раз вОптиной Толстой был с семьей в 1890 году, за год до смерти стар-ца. Оптина благословила и помогла найти верную дорогу архиманд-риту Леониду (Кавелин; ум. 1891), замечательному российскому ар-хеографу, начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, потомнастоятелю Новоиерусалимского Воскресенского монастыря и намест-ника Троице-Сергиевой Лавры; а также священнику Павлу Флоренскому(ум. 1943) - великому православному философу и богослову. Старец Амвросий принимал посетителей до позднего вечера,кроме перерыва на чай и обед, не отдавая предпочтения посетителямиз-за их общественного положения. Такой образ жизни старец велсвыше тридцати лет.
Многие его высказывания достойны публикации. Автор приведеттолько те немногие, что я смог найти, хотя наверняка за о. Амвро-сием , как и за Толстым ходили и ловили каждое слово, записывали. "Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть од-ой точкой касается земли, а остальным стремиться вверх; а мы какзаляжем, так и встать не можем". Вот именно встать людям и помо-гал этот старец, что я считаю наиглавнейшей задачей Церкви и свя-щенников с одной стороны и нас, простых и глупых грешных людей, сдругой. "Смиряться нужно перед всеми и считать себя хуже всех. Еслимы не совершили преступления, какие совершили другие, то это, мо-жет быть, потому что не имели к этому случая, обстановки и обсто-ятельства были другие. Во всяком человеке есть что-то хорошее идоброе; мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошегоне видим". У старца, конечно же было очень много почитателей, и один изних написал о нем: "Любить ближнего именно так, чтобы желать емувсякого счастья, благословляемого Господом, и стараться доставитьему это счастье было его жизнью и его дыханием". С самыми грешными из людей святой Амвросий (по некоторым мо-им сведениям, он был впоследствии канонизирован) говорил на рав-ных, давая этим им надежду возродиться. К старцу приходили больные не только душой, но и телом. Чаще - 16 -всего он посылал в Тихонову пустынь помолиться угоднику Божию Ти-хону Калужскому или советовал таинство елеосвящения, а иногдаврачевал и своей молитвой. Сохранились и многочисленные упоминания о даре прозорливостистарца. Многие великие старцы, столпы отечественного христианс-тва,православия, основывали женские монастыри: о. Иоанн-Кронш-тадский, о. Варнава, о. Герасим из Тихоновой Пустыни. О. Амвросийподтверждает эту закономерность. Он создал Шамординский Казанскийженский монастырь, где и провел последние полтора года своей жиз-ни, укрепляя созданную им обитель и наставляя сестер в монашескомслужении. Старец болел. 10-го ноября 1891 года старец о. Амвросий, в простонародьеласково называвшийся просто "батюшка Абросим", умер. Тысячи горю-ющих людей провожали его тело обратно в Оптину Пустынь, взращен-ную им обитель добра и любви. 1892-1923 Это был период, когда к религии, православию относилисьскептически, даже враждебно; поэтому Оптина Пустынь как бы отошлав тень, о ней забыли, что позволило большевикам уничтожить этуБогоугодную обитель без особого политического вреда для себя.
В 1987 году Оптина пустынь была возвращена Русской Правос-лавной Церкви, и мы можем сказать, что начался новый период в ис-тории этого замечательного монастыря. Братия Оптиной продолжаетБогоугодную деятельность своих предшественников, в том числе ииздание Богословской литературы. Издательская деятельность Оптиной Пустыни имела большое зна-чение не только для академических трудов богословов Русской Пра-вославной Церкви, но и для широких общественных кругов России.Соприкоснувшись с живым святоотеческим преданием ПравославнойЦеркви, нашли свой путьв философии русские религиозные философы("богословы в миру"): И. В. Киреевский (ум. 1856), А. С. Хомяков(ум. 1860), Ю. Ф. Самарин (ум. 1876), И. С. Аксаков (ум. 1886),К. Н. Леонтьев (в монашестве - Климент; ум. 1891) и многие другиемыслители и славянофилы. Они содействовали национальному возрож-дению самосознания и культуры славян, в том числе и на Балканах. Оптина Пустынь способствовала возрождению не только в среде - 17 -монашества, но и в миру делания непрестанной умной молитвы. Стар-цы Оптиной воспитали многих опытных духовников Русской Церкви.Расцвет Оптиной совпадает с расцветом богословской науки в духов-ных школах (академиях и семинариях), чему способствовала самоот-верженная научная деятельность ученого монашества и лучших предс-тавителей духовенства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Русская Православная Церковь 988-1988;
Очерки истории I - XIX вв., Вып. I;
Издание Московской Патриархии, 1988.
2. Православный журнал "Вечное";
Март 1986, "Великие Старцы Оптиной Пустыни".
3. Собранiе писемъ блаженныя памяти оптинскаго
старца iеросхимонаха Макарiя;
Iзданiе Козельской Введенской Оптиной Пустыни,
Москва, 1862.
4. Сергей Нилус
-"Великое въ маломъ. Записки православнаго"
-"Сила Божия и немощь человеческая"
-"На берегу Божьей реки"
Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.
5. "Оптина Пустынь (По книге Концевича "Оптина пустынь
и ее время")"; Издание Свято-Введенской
Оптиной Пустыни.
6. "Историческое описание Козельской Введенской
Оптиной Пустыни"; Репринтное издание
Свято-Введенской Оптиной Пустыни.
7. "Полный Православный Богословскiй Энциклопедический
Словарь" (соотв. тома),
Репринтное издание концерна "Возрождение", 1992.