Внешний вид, форма и наполнение японского (да и любого другого по сути) сада зависят в первую очередь от рельефа, оказывающего основное влияние. Если местность, в которой предполагается разбить сад, холмистая, то тут даже при сильном желании не получится превратить её в равнину и наоборот – таким естественным образом выделились два основных типа рельефа, принятые в обустройстве садов.
Первоначально кажется, что эти два типа рельефа ничем между собой не связаны, но такое мнение является ошибочным: для обоих типов рельефа характерна одна из моделей сада, которые делились на три формы. Выбор этих форм зависел от окружающей местности и предполагаемой величины сада. На имеющемся в его распоряжении пространстве создатель сада может полностью раскрыть свой талант и сотворить, что угодно его душе. Но тем не менее даже при таком казалось бы свободном полёте фантазии существует несколько правил, одно из которых гласит, что в саду не должно быть симметричных деталей.
Подобные требования не будут являться чем-то чрезмерным, если Вы захотите создать садик на собственном дачном участке – главное, чтобы все элементы гармонировали друг с другом и составляли единое целое. Поэтому к выбору участка под сад нужно отнестись со всей степенью серьёзности, не забывая также и о некоторых декоративных элементах.
Рельеф местности будет влиять на размещение пруда или ручья, дорожек, наличие статуй, выбор кустарников и деревьев и др. Если Вы считаете, что Ваш сад неполон и «чего-то хватает», то не расстраивайтесь – в силу различного климата создать истинно японский сад в России невозможно, но можно ограничиться воссозданием японского духа: расстановкой статуй или разбивкой прудика.
Перед тем, как приступать к разбивке сада, следует продумать план землеустройства, где должны быть учтены особенности Вашего участка, расположение на нём дома, деревьев, кустарников и других значимых объектов. Также весьма немаловажным моментом является учёт микроклимата участка – следует помнить, что расположенный на вершине холма участок будет продуваться всеми ветрами, а в низине температура окружающей среды будет несколько выше.
Чаще всего японский сад по форме напоминает четырёхугольник и в принципе его размер не имеет особого значения – даже на маленьком клочке земли можно создать довольно сложную композицию.
При создании сада различают два вида композиции: «групповая» и «одинокая» - таким образом можно ещё раз утвердить, что в японском саду нет мелочей, а все элементы связаны друг с другом в единое целое.
Для «одинокой» композиции, как следует из названия, характерно выделение одного главного элемента – статуи, водопада, башни и любые другие элементы. Причём главный элемент композиции вовсе не обязательно находится в центре, он выделяется по своей эмоциональной и энергетической нагрузке и этим привлекает внимание посетителя.
«Групповая» композиция состоит из большего количества элементов и не содержит такого явного «лидера». Применяется чаще всего на открытой местности, где талант и фантазия творца могут найти себе наиболее полную форму. На выбор композиции, разумеется, влияет и площадь предполагаемого участка: если место под будущий сад не очень большое, то лучше выбрать форму «ге» (о формах японских садов мы расскажем в следующей статье), которая предполагает ограниченное число элементов и на маленьком пространстве они будут более выразительны.
Если Вы впервые занимаетесь обустройством японского сада, то лучшей формой для новичка будет «со», которая не требует чрезмерной концентрации смысловой направленности при малом количестве предметов. Также новичкам рекомендуется «групповая» композиция вообще, расположение элементов в ней может быть круговым, линейным, смешанным или вообще свободным.
Так, например, при линейном расположении элементы композиции выстраиваются по периметру сада, а центр, как правило, остается свободным и незаполненным. Даже если по саду проходят ручейки и тропинки, то они идут по прямым, слегка искривленным линиям. Непосредственно прямые линии редко находят применение в японском саду, но тем не менее настоящие мастера умудряются использовать их в своих целях.
При круговом (концентрическом) расположении предметы композиции размещаются по кругу в несколько ярусов, где один круг меньше другого. Обычно в такой композиции используются небольшие и невысокие элементы, так как слишком объемные загромождают и сбивают ее. Центр участка так же остается свободным — именно здесь собираются мысли смотрящего. Круговое расположение может быть немного спиралевидным, и тогда оно приобретет несколько иное значение, так как расположение спиралью говорит о взаимосвязи всех компонентов сада.
В смешанном расположении элементов композиции могут наблюдаться как прямые линии, так и закругленные, как правило, целостного и четкого линейного или кругового построения такая композиция не содержит. Она немного напоминает другой вид расположения предметов композиции — свободный, когда предметы находятся в хаотичном состоянии, но и такое расположение не смотрится как разрозненное скопление предметов, поскольку все элементы связаны в единую композицию.
При планировке сада следует заранее указать, в каком месте будет находиться тот или иной элемент, а также чётко продумать композицию сада. В ходе работы многое может измениться и ряд элементов можно поменять местами, убрать или, наоборот, добавить, но при этом композиция сада должна оставаться прежней, дабы избежать всевозможных перестроек.
Итак, подведём итоги: при создании сада перво-наперво нужно изучить рельеф местности, выявить его особенности, выбрать подходящую форму для сада, разработать план создания и следовать ему до победного конца! :)
Созданием этих садов чаще всего занимались монахи в монастырях, т.к. далеко не все японцы могли себе позволить развести чайный сад на своём участке земли. Идея такого садика дошла до нашего времени не только в качестве современного народного творчества, но и как привычного способа отдохнуть и расслабиться.
Не стоит забывать о влиянии буддизма, поэтому помимо места для отдохновения, сад служил ещё и для медитаций. Символика сада была призвана помочь гостю достичь просветления, создавалось впечатление, будто сад это не просто уголок природы, но живое существо.
Часто территория садика не превышала и десяти квадратных метров, а учитывая, что разные виды садов развивались примерно в одном направлении, то и оформление они имели также одинаковое. В чайном саде обязательными элементами оформления были тропинка (каменистая или песчаная), ёмкость для омовения рук, а также каменный фонарь.
Сад являлся своего рода защитой от внешнего мира, попав в него, человек замечает естественную простоту сада, у него создаётся впечатление, что растений и окружающей обстановки вообще рука человека не касалась. Таким образом человек настраивается на более умиротворённый лад, забывает о своих проблемах и расслабляется.
Через весь садик особым образом проходит дорожка – в разных местах садика она может быть выложена из различных материалов – и её целью является провести посетителя по всем примечательным местам сада. Японцы считают, что только тот человек, что способен наслаждаться естественной природной красотой, может отвлечься от этого мира и погрузиться в медитацию. Только такой человек обнаружит красоту небольшого водопада, пожелтевшего бамбука на фоне сочной зелени и др.
В каждом чайном в обязательном порядке учитывается смена времён года: весну будут обозначать плодовые деревья, лето – деревья и кустарники, на которых распускаются самые красивые цветы, осень олицетворяет в первую очередь японский клён, а зиму – изысканное переплетение ветвей. Очень популярны в обустройстве чайных садов вечнозелёные хвойные и лиственные деревья, а также камелия, сакура, слива, азалия и др. У японцев существуют также собственные представления о «царственности» и «благородстве» среди растений, в частности, считается, что хризантема, слива, орхидея и бамбук располагаются на самом верху и «наиболее благородны», и таким образом при компоновке всех растений это обязательно учитывается.
Особое значение в японских садах (и чайный сад среди них не исключение) имеют камни: чем необычнее и удивительнее камень, помещённый в том или ином «приметном» уголке, тем больше он ценится японцами, т.к. природе для его создания пришлось потрудиться куда больше.
По садовой дорожке посетитель наконец приближается к чайному домику, возле которого обязательно есть каменная ёмкость с водой, где полагается совершить омовение, таким образом очищаясь от суеты внешнего мира. Рядом с этим сосудом располагается каменный фонарь, который в тёмное время суток освещает всю площадку, а также считается пристанищем мёртвых. После обряда очищения гость проходит к скрытому в глубине сада домику, где и происходит основное действие, ради которого он пришёл. Чайный домик больше всего похож на простой деревенский домик без всяких излишеств – собственно, они здесь и ни к чему, т.к. человек приходит вовсе не для того, чтобы любоваться роскошным интерьером, а, напротив, для того, чтобы научиться видеть красоту в самых простых вещах. Подробнее о чайной церемонии можно прочитать здесь.
За прошедшие века чайная церемония обросла строгими правилами, чётко определяющими поведение участников церемонии в тех или иных ситуациях. В частности, в садике совершенно неприемлемо громко разговаривать или смеяться, тем самым отвлекая других гостей. Всё убранство сада и домика направлено на то, чтобы помочь посетителю найти себя и обрести гармонию.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://leit.ru