Б. Виногродский
Основной вопрос, на который бы мне хотелось ответить, таков: "Что есть основная движущая сила внутри пространства российского самосознания, которая делает данную среду благодатной для проникновения такого явления, как боевые искусства?"
Еще раз попробуем определить, что же такое боевые искусства на Востоке в прошлом и настоящем, какие основные понятия включает в себя это явление. Одно из определений, которым мы периодически пользуемся, и в которое вкладывается изрядная доля здоровой самоиронии, основано на смысловой и сущностной этимологизации и звучит очень просто: "Боевое искусство - это искусство правильно бояться".
Самоирония является проверенным средством от пафосности и вытекающей отсюда нотки естественного ханжеского преувеличения собственной значимости. Ибо напускание пафоса в описание роли боевых искусств в своем мире и своей роли в мире боевых искусств характерно для многих представителей нашего общества, занимающихся этими искусствами. Пафос работает как инструмент для создания боевой завесы и является одним из инструментов ведения боя против всех и всего, проявляя состояние вечного страха внутри носителя этого пафоса. Он является верным критерием и указанием на отсутствие необходимых качеств для постижения истинной сути боевых искусств.
Другое определение боевого искусства: "Технология использования негативных энергий и мотиваций, ведущих к возникновению конфликтов и проявлению неконтролируемых потоков сил, реализующаяся в непреодолимом желании индивидов нанести друг другу физический ущерб и вызвать болевые ощущения, с целью убеждения противника в собственной правоте и превосходстве своей идеологической позиции". То есть, мы естественным образом периодически попадаем в такие состояния, из которых вытекает необходимость выяснения отношений с применением силы, как моральной, так и физической.
Это не есть точка выбора. Выбор может появиться лишь в результате принятия происходящего. Поэтому, изъявляя желание принимать происходящее, ты производишь возможность осознанного выбора. Решение принимается, и ты переходишь в иной тип обстановки, на новый уровень возможности восприятия. Следовательно, может возникнуть естественное желание разобраться со средой, в которой возникают подобные ситуации. Ибо человеку естественным образом хочется научиться проявлять свою разумность во всех процессах, куда он волею судьбы вовлекается.
Так как в России долгое время существует очень агрессивная среда обитания, которая базовым фоном проходит через все ситуации естественного общения людей, изначально не связанных между собой какими-либо заранее определенными типами связей, то некоторое количество людей, втянутых в среду подобного общения, овладевают первыми инструментальными навыками разрешения конфликтов в свою пользу, после чего начинают логично направлять свои помыслы на дальнейшее развитие. То есть, освоив основы боевых техник, они начинают искать ответы на вопросы иного уровня, которые возникли в процессе обучения этим техникам. Ибо в процессе обучения боевым искусствам обязательно просходит изменение психологической структуры, которое может идти по двум направлениям: позитивному и деструктивному.
Позитивное развитие лежит в сфере осмысления происходящего и подсказывает, что драка - это, по сути, единоборство, в котором в определенной форме осуществляется коммуникация. Как и все остальные процессы, подразумевающие активное вовлечение людей, коммуникация может осуществляться правильно и неправльно. Для правильного осуществления коммуникации в условиях повышенной напряженности среды, к которым относится бой, участник должен владеть набором мотивационных установок, позволяющих ему в любой момент процесса адекватно реагировать на среду не только внешними действиями, но и внутренними движениями. Ибо внутреннее осознавание происходящего является очень важным элементом, формирующим достижение правильного результата.
Следует отметить, что основным текстом по созданию правильных мотивационных установок для различных практик в китайской традиции служит "Дао Дэ Цзин" или "Система взаимодействия Потока и Силы". В предисловии к книге Чжэн У-Цина "Малые формы тай-цзи цюань Чжао-бао у-данской школы" говорится, что основоположником и высшим духовным покровителем тай-цзи цюань является Лао Цзы.
В китайской традиции существует два основных направления боевых искусств - внутреннее и внешнее. Хотя такое деление в определенной степени условно, тем не менее, оно описывает очень важный критерий принадлежности какой-либо школы к одному из этих направлений. Основным критерием при этом является ориентация усилий по изменению среды осознанных ощущений. Если усилия по изменению себя, в связи с целью достижения совершенства в техниках боя, направлены на внешнюю оболочку и достижение адекватной реакций тела в условиях боя с внешним противником, то такая школа относится к внешним стилям. Если занимаются культивированием внутренних качеств, которые должны обеспечить правильное понимание среды боя и привести к адекватному поведению в условиях конфликта с внешней реальностью (что не обязательно выражается в физическом контакте между противниками), то данная школа может быть отнесена к внутренним стилям.
Проще выражаясь, если в процессе занятий ты упражняешь в первую очередь мышцы, добиваясь все большей силы и скорости движений, и связываешь легкость перемещения тела в пространстве с тренированностью плоти, то такое направление является внешним. Цель подобных тренировок состоит в достижении способности справиться с любым физическим противником с помощью физических средств. Во внутренних школах наибольшей ценностью является дыхание-ци, которое является внутренней движущей силой всех перемещений сознания, а внешнее перемещение физического тела рассматривается лишь как следствие движения дыхания-ци.
Конечно, нельзя со стопроцентной категоричностью сказать, что какая-либо школа является чисто внутренней или полностью внешней. Но традиционно выделяются несколько течений, которые считаются внутренними. К ним относятся, в первую очередь, син-и-цюань, ба гуа чжан и тай-цзи цюань. Внешних школ существует великое множество. Среди них есть много очень интересных направлений, несущих в себе ядро внутренних течений, но сейчас мы более подробно рассмотрим назначение и принципы внутренних школ. Имея несомненную прикладную направленность боевых искусств, как технологии рукопашного боя, они являются очень продуктивными моделями для построения систем целостного образа жизни, используя при этом мотивационную энергию соперничества.
То есть изначально предполагается, что между людьми возникают конфликты, которые требуют разрешения тем или иным способм. В некоторых ситуациях это приводит к необходимости применения силы, как физической, так и моральной, чтобы справиться с аномальной ситуацией и направить человека к пути совершенствования. В этом случае бытовое определение драки выводится на уровень боя, а бой представляется определенной концепцией, которая описывает не только локальный аспект отношений, в котором индивиды пытаются достучаться до взаимопонимания с помощью прикосновений разными частями тела друг к другу. Ведь, в принципе, бой - это стремление доказать превосходство духовной силы, то есть качества сознания над физической тренированностью. Даже если последняя ставится во главу угла, она все равно остается лишь средством доказательства превосходства качества духа над силой плоти.
В конструкции внутренних школ жизнь изначально рассматривается как бой, как противоборство двух основных сил, которые можно определить, как внимание и восприятие. В пространстве сознания эти две части представляют собой процесс собирания и рассеивания изначальной силы, которая определяется при этом как вселенское дыхание времени. Внешние взаимодействия являются в этом случае лишь отражением внутренних процессов.
Потому боевое искусство является метафорой, с помощью которой происходит перенос идей, передача смыслов и знаний от одного индивида другому. Многих последователей не только восточных, но и в целом боевых искусств, в первую очередь движет подобная мотивация, то есть стремление к достижению высшего понимания устройства всех процессов, в истоке имеющих изначальное противоборство двух сил. Изучение свойств и качеств этих двух сил через тело, дыхание и дух составляет сущность всех упражнений, которые включены в системы тренировок внутренних школ.
Человек, занимающийся внутренними стилями, имеет в качестве объекта, к достижению тождества с которым он стремится, образ мастера боевых искусств, носителя идеальных свойств, качеств, действий и состояний. Постепенными тренировками он преобразует структуру своего пространства сознания таким образом, что, отказавшись от обыденной идентичности нормального "эго", он приходит к надличностному уровню мастера. В принципе, ощущение идеальной сущности присутствует в каждом, а с помощью системы метафор происходит постепенный перенос, или, точнее, проявление свойств, присущих этому идеалу.
Во внутренних школах каждое действие не только имеет прикладное значение, но одновременно является и носителем высшего символа. В одном из текстов по син-и-цюань мастера Сунь Лу-тана, говорится: "Из пустоты и отсутствия рождается единое дыхание, единая сила. Эта единая сила дыхания является первичной во всех процессах ощутимого мира, двигаясь против потока восприятия времени, как циклической реальности обыденного сознания. Однако эта сила дыхания не является мертвой силой, она является живой действительностью, и внутри нее есть точка, в которой сокрыт механизм, основная пружина, приводящая в движение жизнь в пространстве сознания. Этот механизм и называется настоящей, единящей все силой дыхания, предшествующей всему сущему... Потому в первой форме собирается внимание и восприятие, устанавливается контроль над процессом созидания и растворения ощутимого мира, прослеживается круговращение сил средоточения и рассеяния."
То есть учащийся, занимаясь решением своих частных проблем, которые явились мотивами, приведшими его к мастеру, помещается в систему запредельных ценностей, которая требует от него отношений с высшими аспектами реальности. Дальше происходит постепенное построение структуры связей от физического аппарата, выраженного в ощущениях, к понятийным структурам и концепциям, которые постепенно меняют тип движения физического тела.
В конечном счете, любое движение физического тела осознается как движение во вселенной, движение сознания. Ибо вселенная в этой конструкции представляет собой высшую форму сознания, или высшую потенциальную границу ощутимого мира сознания. Кроме того, через систему требований соблюдения норм поведения, постепенно воспитывается способность применения этих принципов в обыденном общении с другими людьми.
Далее в вышеупомянутом тексте говорится: "Начальная точка движения тела состоит в том, что за образец берется переход от покоя к движению. Нельзя наклоняться вперед, нельзя откидываться назад." В этой абсолютно метафорической конструкции речь идет о том, что во всех ситуациях общения необходимо поддерживать равновесие, не устремляясь вперед и не тормозя. "Нельзя скашиваться влево, нельзя кривиться вправо. Нужно пребывать в ладу, но не растекаться потоком. Нужно стоять, сосредоточившись в центре, и не опираться ни на что. В теле не должно быть ни малейшего искривления и отклонения от середины, а в сердце не должно быть ни единой нотки гневливого дыхания... Сердце должно быть в единстве с намерением-мыслью".
Мысль при этом не есть носитель слов, что принято в нашем типе осмысления мира. Мысль - это звучание сердца, а не внешняя форма этого звучания в виде произносимых речей, необходимых для коррекции мотивационных потоков современному человеку. "Мысль находится в соединении с силой дыхания. А сила дыхания находится в соединении с физической силой. Таковы три соединения. И если в начальной форме в сердце есть хоть малейшее искривление, то оно со временем приведет к огромным отклонениям".
В Киноварной книге говорится: "Путь порождает силу единого дыхания из пустоты-отсутствия. Из силы единого дыхания рождаются Инь и Ян, внимание и восприятие. Внимание и восприятие опять единятся, создавая третье тело. А три тела опять взаимодействуют друг с другом, создавая множество предметов". Таким образом простраивается конструкция, или высшая метафорическая модель, которая позволяет применять себя в соотнесении с любыми аспектами ситуативного взаимодействия с миром, как внутри, так и вовне.
Именно эта возможность - возможность через работу с телом, телесную практику, самому контролировать свой инструмент для правдоподобного и активного осмысления мира, решать задачи межличностной коммуникации в социуме, несущем все признаки поля боевых действий, и является привлекательной для большинства людей занимающихся внутренними школами боевых искусств в России.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bronislav.ru/